Научная статья на тему 'Особенности процесса формирования готовности будущих педагогов к реализации социально-педагогической функции классного руководителя'

Особенности процесса формирования готовности будущих педагогов к реализации социально-педагогической функции классного руководителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Таран Юрий Николаевич, Тафинцева Лилия Михайловна

The article focuses on the investigation of peculiarities of training modern pedagogical staff in higher education institutions for realizing social and pedagogical functions of a class instructor: the main trends and stages are defined, verbal model of forming of future teachers' readiness for realizing social and pedagogical functions of a class instructor is presented.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of forming process of future teachers' readiness for realization of social and pedagogical functions of a class instructor

The article focuses on the investigation of peculiarities of training modern pedagogical staff in higher education institutions for realizing social and pedagogical functions of a class instructor: the main trends and stages are defined, verbal model of forming of future teachers' readiness for realizing social and pedagogical functions of a class instructor is presented.

Текст научной работы на тему «Особенности процесса формирования готовности будущих педагогов к реализации социально-педагогической функции классного руководителя»

рованного на гуманизацию естественнонаучного образования. Направленность разработанного нами межпредметного и компенсирующего курса для классов Экономического лицея СГСЭУ во всей полноте отражает название «Две культуры: гуманизация естественнонаучной картины мира». Программа курса включает новые знания для учащихся, не содержащиеся в базовых учебных программах и вызывающие познавательный интерес, позволяет показать мир в его взаимосвязях и опосредованиях, снимает условное дробление наук, показывает мир в единстве и противоречиях, обращает мышление учащихся к диалектике, процессам развития, глобально-эволюционным процессам, а значит, направлен на формирование мышления учащихся, в соответствии с современным уровнем развития научных знаний.

Проведенный анализ позволяет определить многофакторную гуманизацию естественнонаучного знания как теоретический синтез, основанный на применении познавательной модели самоорганизации в виде комплекса аналитических единиц синергетики (идей, категорий, понятий и принципов) для реализации одной из наиболее широких форм обобщения, характеризующейся одновременным использованием разнообразных факторов интеграции естественнонаучного и гу-

манитарного знания, высокой степенью междисциплинарности и обеспечивающей движение от абстрактного мышления к познанию конкретного. В качестве факторов интеграции здесь выступают аналитические единицы синергетики.

Следовательно, познавательная модель самоорганизации может стать средством многофакторной интеграции учебного материала и способствовать, таким образом, гуманизации естественнонаучного образования, представлению учебного материала в виде системно организованного содержательного блока, который должен стать неотъемлемой частью содержания образования.

1. Суханов А.Д. // Высшее образование в России. 1994. № 4. С. 50.

2. Карпинская Р. С., Лисеев Н.К., Огурцов А.П. Философия природы: коэволюционная стратегия. М., 1995. С. 246.

3. Виненко В.Г. Построение содержания непрерывного образования педагога. Системносинергетический подход. М., 1999. С. 10.

4. Краевский В.В. Общие основы педагогики. М., 2005. С. 48.

5. Мелик-Гайказян И.В. Информационные процессы и реальность. М., 1998. С. 142-154.

Поступила в редакцию 9.07.2007 г.

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Ю.Н. Таран, Л.М. Тафинцева

Taran U.N., Tafintzeva L.M. Peculiarities of forming process of future teachers’ readiness for realization of social and pedagogical functions of a class instructor. The article focuses on the investigation of peculiarities of training modern pedagogical staff in higher education institutions for realizing social and pedagogical functions of a class instructor: the main trends and stages are defined, verbal model of forming of future teachers’ readiness for realizing social and pedagogical functions of a class instructor is presented.

В рамках реализации ПНПО, утвержденного 21 декабря 2005 г., разработаны «Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных

общеобразовательных учреждений», определяющие главную цель деятельности классного руководителя XXI в. - создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Таким образом, современной школе необходим педагог-воспитатель, способный создать условия для социального развития учащихся, ориентированные на помощь ребенку как в решении его актуальных личностных проблем, так и в подготовке к самостоятельной жизни, т. е. успешно реализующий и социально-педагогическую функцию.

Смена приоритетов диктует новые требования к профессионально-педагогической подготовке будущих педагогов - классных руководителей.

Соответственно, становится важным создание оптимальных условий для развития личности будущего педагога как классного руководителя, формирования его профессионально-значимых качеств, в частности, готовности к реализации социально-педагогической функции.

Процесс формирования готовности будущего классного руководителя общеобразовательной школы к реализации социальнопедагогической функции рассматривается нами как профессиональное образование и включение в реальную практическую деятельность социально-педагогического содержания.

Центральной идеей профессиональной подготовки будущего педагога к выполнению социально-педагогической функции является его комплексное развитие как субъекта учебно-профессиональной деятельности на всем протяжении учебного процесса.

Процесс формирования готовности будущих педагогов к реализации социальнопедагогической функции классного руководителя включает в себя:

- теоретическое ознакомление с сущностью, содержанием социально-педагогической функции классного руководителя общеобразовательной школы;

- практическое овладение этим видом деятельности;

- развитие профессионально-важных качеств личности.

Формирование готовности к реализации социально-педагогической функции проходит несколько этапов. Единого взгляда на их наименование и выделение не существует, и само выделение этапов в определенной мере условно. Нами были выделены следующие этапы формирования готовности:

Первый этап - мотивационно-информационный.

Цель данного этапа - заложить мотивацию профессионально- педагогического роста, базовые основы для формирования знаний, умений и качеств, необходимых для реализации социально-педагогической функции, провести диагностику наличного, актуального уровня формируемой готовности. На этапе происходит знакомство студентов с будущей профессией, формируются мотивы овладения навыками педагогической деятельности. Формируется способность сотрудничать в учебной деятельности, научно организовывать свой учебный труд, вырабатываются общеучебные знания. Адаптировавшиеся к вузу студенты накапливают опыт работы со специальной литературой, осваивают различные формы занятий. Будущие классные руководители знакомятся с информацией о современном социуме, современных школьниках, социальной ситуации их развития и о других социально-психологических и педагогических проблемах.

Результат рассматривается как сформи-рованность положительной мотивации на педагогическую деятельность, придание личностного смысла процессу формирования готовности будущего педагога к реализации социально-педагогической функции классного руководителя.

Второй этап - содержательно-процессуальный.

На данном этапе студенты как будущие классные руководители общеобразовательной школы включаются в активную учебную и профессиональную деятельность по формированию готовности к реализации социально-педагогической функции. На протяжении этапа происходит ознакомление студентов с сущностью социально-педагогической функции классного руководителя, рассматриваются ее основные цели, функции, направления, содержание, методы и формы деятельности; формируются необходимые умения, способы эффективного выполнения социально-педагогической функции.

Результат предполагает высокий уровень сформированное™ готовности будущего педагога к реализации социально-педагогической функции классного руководителя.

Третий этап - рефлексивно-оценочный.

Цель данного этапа - определить уровень сформированное™ готовности будущих педагогов к реализации социально-педагогической функции классного руководителя общеобразовательной школы. На этапе осуществляется актуализация уже имеющихся знаний, умений; реализация рефлексивных умений в процессе оценки результатов деятельности. Формируется целостное представление о возможностях педагогики в управлении сложными социальными системами, в центре которых находится развивающаяся личность ребенка.

Результат предполагает компетентность будущего педагога в реализации социальнопедагогической функции классного руководителя, сформированность активной рефлексивной позиции; творческое мышление, связанное со способностью самостоятельно увидеть и сформировать проблему.

Ни один из рассмотренных этапов не является первостепенным в процессе формирования готовности будущего педагога к реализации социально-педагогической функции классного руководителя. Эти этапы взаимо-обусловливают друг друга: без становления профессионализма не могут сформироваться и полностью проявиться все компоненты готовности.

Эффективность процесса формирования готовности будущих педагогов в вузе к социально-педагогической функции классного руководителя зависит от содержания и педагогических условий организации учебновоспитательного процесса.

В философии понятие «условие» рассматривается как выражение отношения предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может, как относительно внешнее предмету многообразие объективного мира. Условие составляет среду, обстановку, в которой явления, процессы возникают, существуют, развиваются.

В современной психолого-педагогической литературе «условие» рассматривается как целенаправленный отбор, консультирование и применение элементов содержания методов обучения и воспитания для дидактических целей.

На сегодняшний день существуют различные подходы к классификации условий, которые непосредственно связаны с факторами педагогического процесса. Исходя из

анализа литературных источников, в которых дается классификация условий, способствующих или препятствующих достижению высоких результатов в (формировании готовности студентов к тем или иным видам профессиональной деятельности), мы выделяем совокупность внешних условий, создающих особую образовательную среду, обеспечивающую этот процесс и внутренних, определяемых собственным потенциалом студента.

Таким образом, под педагогическими условиями мы понимаем с совокупность необходимых внутренних и внешних требований, удовлетворение которыми обеспечит достижение желаемого результата. В нашем исследовании таким желаемым педагогическим результатом является эффективное формирование профессиональной готовности будущих педагогов к реализации социальнопедагогической функции классного руководителя в учебно-воспитательном процессе вуза.

Для выявления эффективных педагогических условий формирования профессиональной готовности будущих педагогов к реализации социально-педагогической функции классного руководителя нами были проанализированы Госстандарты, рабочие планы и рабочие программы на предмет выявления их потенциальных возможностей для решения задач, поставленных в исследовании.

Предпринятый анализ позволил установить, что их содержание не в полной мере способствует эффективному формированию профессиональной готовности будущих педагогов к социально-педагогической функции классного руководителя, так как в содержании профессиональной подготовки социально-педагогическое направление представлено ограниченным количеством предметов, что явно недостаточно для формирования глубоких знаний о социально-педагогической функции, об учащихся как субъектах реализации социально-педагогической функции, о роли и значении личности самого классного руководителя в успешности реализации социально-педагогической функции. Педагогическая практика включает в себя задания, связанные только с воспитательной работой классного руководителя.

На основе проведенного анализа психо-лого-педагогической литературы, процесса

подготовки будущих педагогов как классных руководителей в качестве педагогических условий формирования профессиональной готовности будущих педагогов к реализации социально-педагогической функции классного руководителя деятельности мы определили:

- сформированность мотивации буду-

щих педагогов на классное руководство, в частности, на реализацию социально-

педагогической функции классного руководителя;

- оптимизация содержания образовательного процесса по усвоению знаний, умений, навыков, лежащих в основе социальнопедагогической функции классного руководителя;

- активизация субъекта в рефлексии социально-педагогической функции.

Теоретико-методологический анализ

процесса формирования готовности позволил нам разработать модель процесса формирования готовности будущих педагогов к реализации социально-педагогической функции классного руководителя.

Моделирование - это опосредованное теоретическое или практическое исследование объекта, при котором непосредственно изучается не сам интересующий объект, а некая вспомогательная искусственная или естественная система, находящаяся в некотором объективном соответствии с познаваемым объектом, способная замещать его на определенных этапах познания, дающая при исследовании и, в конечном счете, информацию о самом моделируемом объекте.

Моделирование представляет собой имитирование реально существующей педагогической системы для создания специальных аналогов (моделей), в которых воспроизводятся процессы организации этой системы.

Проведенный нами анализ основных типов моделей позволил сделать вывод, что целям нашего исследования наиболее отвечает структурно-функциональная модель.

Под структурной понимается такая модель, которая имитирует внутреннюю структурную организацию оригинала. В нашем случае при построении модели формирования готовности будущих педагогов к реализации социально-педагогической функции классного руководителя будет имитировать-

ся внутренняя структурная организация профессионально-педагогической подготовки.

Целостность модели обеспечивает единством структурных (цель, процесс, результат) и функциональных компонентов (компоненты готовности, их критерии, уровни формирования готовности и необходимые педагогические условия).

Цель - это осознанный результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуальную потребность. Под целью мы понимаем организацию процесса формирования готовности будущих педагогов к реализации социально-педагогической функции классного руководителя

Процесс достижения цели отражает условия формирования готовности будущих педагогов к социально-педагогической

функции классного руководителя в рамках образовательного процесса вуза.

Результат рассматривается как готовность будущего педагога к реализации социально-педагогической функции классного руководителя общеобразовательной школы:

- сформированность устойчивой положительной мотивации на реализацию социально-педагогической функции классного руководителя;

- сформированность на определенном уровне знаний, умений, профессионально значимых качеств необходимых для успешной реализации данной функции;

- способности к самообразованию;

- способности рефлексивно оценивать и корректировать качество выполняемой деятельности.

Таким образом, нами были рассмотрены особенности процесса формирования готовности будущих педагогов в вузе к реализации социально-педагогической функции

классного руководителя, определены этапы, выделены педагогические условия, разработана модель формирования готовности будущих педагогов к реализации социальнопедагогической функции классного руководителя.

Поступила в редакцию 17.07.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.