его внутренний мир и составляющие основу его нравственной жизни.
Как известно, у человека существует устойчивая тенденция строить на основе представлений о себе не только поведение, но и интерпретировать собственный опыт. Образ «Я
- будущий учитель» можно считать внутренним фильтром, который определяет мировосприятие, характер отношений с миром и людьми, помогает в становлении способности осознавать себя целостной личностью. Поэтому формирование образа «Я - будущий учитель», открытости опыта студента как способности обогащать представление о себе через разнообразные средства (книги, общение, СМИ, продуктивную деятельность) - важные воспитательные задачи, решение которых закладывает основы успешного профессионального пути студента.
Культурно-образовательная среда вуза выступает важнейшей составляющей гуманизации процесса профессионального становления, так как акцентирует непреложность создания ситуации успеха, уверенности в себе, удовлетворенности своей профессией, причем как для студента, так и для преподавателя.
Библиография
1. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Антропный принцип в синергетике // Вопросы философии. - 1997. -№ 3. - С. 62 - 79.
2. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности.
- М.: Педагогика, 1970. - 168 с.
3. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. - М.: Логос, 1993. - 181 с.
Подготовка социальных педагогов к поддержке неблагополучных семей
Ефименко В.Н.
High school social educators training for fraud families support
Efimenko V.N.
УДК 37.013
Abstract
Ways of social pedagogues training for complicated cases in their future work are considered in the article.
One of such problems of modern science and practice is the problem of readiness of a student - future social pedagogue to social-pedagogical work with problem families.
The results of our research give us an opportunity to create the educational model, which is based on principles of joint professional activity of the teacher and the students. The author elaborates the conditions, principles, and criteria of the model.
Многоаспектный диапазон воспитательных воздействий и неповторимость методов воспитания и психологического влияния семьи делают ее одним из самых мощных средств социализации личности. Однако увеличение числа семей, неспособных к выполнению своего
предназначения, ставит перед обществом проблему поддержки и оказания помощи таким семьям.
Понятие «социально-педагогическая поддержка» появилось недавно и только начинает исследоваться учеными. Концепция социально-педагогической поддержки впервые появи-
лась в работах А.В. Мудрика. Центральной идеей его работ становится оказание индивидуальной помощи школьнику в социальном воспитании. «Индивидуальная помощь человеку в его социальном воспитании становится необходимой и должна оказываться тогда, когда у него возникают проблемы в решении возрастных задач при столкновении с опасностями возраста» [11, с. 34-39].
Осуществленный анализ психолого-педагогической литературы позволил нам сделать вывод, что социально-педагогическая поддержка - особый вид деятельности социального педагога, направленный на организацию превентивной и оперативной социально - психолого - педагогической помощи детям в предупреждении или преодолении ситуаций, нарушающих их жизнедеятельность.
Социально-педагогическая под-
держка детей не может рассматриваться вне социально-педагогической поддержки семьи, поскольку чаще всего проблемы развития личности ребенка связаны с проблемами семьи. Только социально здоровая, ориентированная на гуманистические ценности семья может воспитать личность, всесторонне и гармонично развитую. Семья и дети неотделимы друг от друга, но в настоящее время они нуждаются в социально-педагогической поддержке и помощи. Этим определяются и основные направления профессиональной деятельности социального педагога, важнейшим из которых является работа с семьей как институтом социокультурного воспроизводства человека.
В исследованиях, посвященных проблемам социально-педагогической поддержки неблагополучной семьи, отмечаются ее сущностные характеристики, а именно:
- система адресных мер временной помощи семье по разрешению ее проблем, восстановлению активного функционирования и развитию спо-
собности самостоятельно преодолевать трудности;
- совокупность мер, в зависимости от конкретных потребностей различных групп семей, по обеспечению адекватных внутрисемейных отношений на всех этапах жизнедеятельности;
- социально-педагогическая поддержка семьи учащегося осуществляется прежде всего в школе, самом доступном социальном институте государства [13, с. 30- 35].
Таким образом, под социальнопедагогической поддержкой неблагополучных семей мы понимаем совокупность социально-педагогических мер, в зависимости от конкретных проблем неблагополучных семей, по обеспечению адекватных внутрисемейных отношений на всех этапах жизнедеятельности, осуществляемые как временная помощь данной семье по разрешению ее проблем, восстановлению активного функционирования и развитию способности самостоятельно предупреждать и преодолевать трудности.
Педагогами и психологами совершенно справедливо признается, что формирование и развитие личности происходит под воздействием не только семьи, но и других социальных институтов, среди которых особая роль принадлежит школе, играющей наряду с семьей огромную роль в воспитании и адаптации личности в обществе. В связи с этим проблема осуществления социально-педагогической поддержки неблагополучных семей в условиях общеобразовательной школы приобретает исключительную значимость и актуальность.
Только в условиях взаимодействия школы и семьи возможно оказать своевременную и целенаправленную помощь школьникам для создания нормальных условий их развития. Взаимодействие школы и семьи удается реализовать через посредниче-
ство социальных педагогов в школе. Даная работа предоставляет школе возможность своевременно распознать проблемы своих детей, подростков и их семей, соответственно на них реагировать, а также подключить к сотрудничеству другие социальные службы и организации. Эффективность социально-педагогичес-кой деятельности зависит от того, какое место она занимает в школе [9, с . 78].
Необходимо отметить, что организует и осуществляет социальнопедагогическую поддержку неблагополучных семей в школе прежде всего социальный педагог.
Конкретная деятельность социального педагога в школе в наиболее обобщенном виде выражается в его функциях.
1. Основными функциями социального педагога, работающего с неблагополучной семьей, являются: диагностическая; прогностическая; организационно-коммуникативная; функция развития профессиональных и личностных качеств; консультативная; охранно-защитная; предупредительно-профилактическая; посредническая [9, с. 12].
Реализация социальным педагогом диагностической функции позволит социальным педагогом наиболее полно изучить личность ребенка и семью в социуме на основе современных научных методов социологии, психологии, педагогики. Диагностика неблагополучной семьи включает следующие этапы: сбор информации; анализ информации; постановка социального диагноза - это длительный этап, требующий тщательного анализа реального положения дел в неблагополучной семье, а для этого необходимы неоднократные встречи с семьей, а также с другими людьми, имеющими отношения к данной семье. Диагностика служит отправной точкой дальнейшего взаимодействия с семьей.
Проведение диагностики предпо-
лагает соблюдения определенных принципов, наиболее важными из них являются:
- методологические принципы: объективность в сборе фактов и их интерпретации, множественность источников информации, достоверность информации, клиентоцентризм;
- этические принципы: конфиденциальность, степень открытости -право клиента на невмешательство в частную жизнь (Н.Ф. Басов, М.А. Га-лагузова, Л.В. Мардахаев и др.).
При проведении диагностики неблагополучных семей социальный педагог обязательно использует диагностические методы: наблюдение (позволяет определить пол, возраст, национальность, материальное положение, черты характера, уровень интеллектуального развития и состояние психики клиента); беседу, анкетирование, тесты. Широко используются в диагностике шкальные методики, карточные методики, экспрессивные и ассоциативные методики, анализ документации, метод социальных биографий и др.
В ситуациях, когда различные недостатки в семье тщательно скрываются, может помочь опрос соседей, школьных учителей, разговор с самим ребенком.
После обработки информации социальный педагог составляет своеобразную «карту семьи», в которой прописываются все сведения о семье и последующий социальный диагноз.
На основе полученной информации осуществляется дифференциация неблагополучных семей, позволяющая разработать стратегию и тактику, а также полноту оказания социально -педагогической поддержки и помощи в отношении конкретной неблагополучной семьи.
Реализация прогностической функции позволит социальным педагогам прогнозировать процесс социально -педагогической поддержки с учетом социального диагноза неблагополучной
семьи. Диагноз и правильный прогноз важны для своевременной коррекции неблагополучного развития личности ребенка, отрицательных проявлений в его поведении, симптомокомплексов семьи (Т.В.Лодкина). На основе комплексной диагностики разрабатываются программы помощи ребенку, родителям, рекомендации учителям, направленные на стимулирование положительных проявлений в индивидуальности ребенка, на создание его душевного комфорта, на оказание пси-холого-педагогической поддержки его реальных возможностей и способностей. Методом работы по прогнозированию является психолого-педагоги-ческий консилиум, способствующий позитивному изменению сложившейся ситуации в семье и позволяющий моделировать наиболее важные для ребенка отношения (Т.В. Лодкина, И.Ю. Грязнова).
По нашему мнению, одной из основных функций социального педагога является организационно-коммуникативная функция, которая предполагает умение установить контакт, организовать конструктивное общение и взаимодействие с «трудными подростками» из неблагополучных семей, с родителями, педагогами, специалистами (М.А. Галагузова, Т.В. Лодкина, Ю.В. Василькова и др.).
Одной из основных функций при оказании социально-педагогической поддержки неблагополучным семьям является консультативная функция, ее сущность состоит в следующем. Во-первых, консультация - это процесс взаимодействия между двумя людьми, в ходе которого определенные знания консультанта используются для оказания помощи консультируемому; во-вторых, это попытка одного человека (в нашем случае социального педагога) улучшить ситуацию другого, при этом непосредственно не руководя другим. Консультирование от обучения отличается тем, что значение имеют не столько
знания консультанта, сколько его отношение к сложившейся проблеме, влияние его личности. Значение консультативной функции особо возрастает при работе с неблагополучными семьями.
Реализация социальным педагогом охранно-защитной функции в процессе социально-педагогической поддержки неблагополучной семьи состоит в создании условий для полноценного развития ребенка, направленных на защиту его прав на жизнь, образование, досуг, религиозную свободу, получение информации, выражение собственного мнения, а также поддержке семей в защите прав, свобод социальных гарантий. Кроме того, социальный педагог по просьбе или поручению коллектива может представлять интересы и защищать социальные права клиента, где это необходимо, включая суд и прокуратуру.
Сущность предупредительно-профилактической функции в процессе социально-педагогической поддержки заключается в предупреждении и преодолении негативных явлений, конфликтных ситуаций, способных оказать антипедагогическое воздействие на ребенка, и проведении комплекса мер по предотвращению развития негативных тенденций и их влияния на развитие личности.
Особое значение в работе с неблагополучными семьями приобретает посредническая функция, которая предполагает учет влияния всех социальных институтов на формирование и развитие личности, сплачивание единомышленников в поисках оптимальных решений, осуществление связи с обществом, с различными службами и центрами, оказывающими содействие и поддержку в преодолении трудных жизненных ситуаций ребенку, его семье, учителю и самому социальному педагогу.
Необходимо отметить, что объектом социально-педагогической поддержки может стать любая неблаго-
получная семья, однако степень нуждаемости в таком виде деятельности социального педагога будет различна, как различно и ее конкретное содержание, и те виды помощи, в которых нуждаются неблагополучные семьи.
Таким образом, мы заключаем, что социально-педагогическая поддержка неблагополучных семей в школе представляется не просто совокупностью отношений, действий, ролей социального педагога, а определенной системой социально-педагогической деятельности в общеобразовательной школе, и обладает такими характерными признаками, как:
- системность, которая предполагает постоянно функционирующую взаимосвязь и социально-педагогическое взаимодействие социального педагога, детей, семьи и социальной среды, направленные на достижение определенной цели;
- превентивность, т.е. направленность деятельности социального педагога на предупреждение в жизнедеятельности подростков и детей трудных жизненных ситуаций (С.А. Беличева, Е.Н. Дронова);
- адресность, предполагающая направленность социально-педагогической поддержки на конкретного «получателя» - неблагополучной семьи, имеющей определенные проблемы (И.Н. Евграфова);
- фасилитационная направленность, которая заключается в способности социального педагога побуждать членов семьи к самостоятельному поиску и выбору способов целесообразного поведения в трудной жизненной ситуации (Е.Н.Дронова, Л.Н. Куликова);
- совместность - заключается в направленности действий социального педагога на осуществление социально-педагогической поддержки в совместной деятельности с неблагополучной семьей, специалистами (психологами, юристами, врачами и др.), социально-педагогическими и обра-
зовательными учреждениями, социальными службами) (В.П. Бедерханова);
- дифференцированность - заключается в организации такой социально-педагогической поддержки и помощи неблагополучной семье, в которой она нуждается (Т.В. Лодкина);
- технологичность, которая предполагает соблюдение этапов (диагностического, информационного, аналитического, персонифицированного, организационного, мониторингового) социально-педагогической поддержки неблагополучной семьи, проектирование определенного алгоритма ее реализации в деятельности социального педагога общеобразовательной школы.
Главная задача социально-педагогической поддержки неблагополучных семей состоит в том, что социальный педагог не берет на себя роль воспитателя вместо родителей, а наоборот, все внимание направляет на взрослых членов семьи, на развитие навыков, которые у них есть, активизирует их возможности в воспитании своих детей. Необходимо добиться осознания неблагополучной семьи, важности и необходимости изменения своего образа жизни, поведения, своих норм и правил ради своего ребенка. Но для этого нужна кропотливая работа социального педагога, классного руководителя, психолога и других специалистов, привлекаемых для работы с неблагополучной семьей.
Процесс социально-педагогической поддержки с нашей точки зрения, состоит из следующих этапов: диагностического, информационного, аналитического, персонифицированного, организационного и мониторингового.
Диагностический этап - выявление неблагополучной семьи. На данном этапе необходимо тесное сотрудничество социального педагога с классными руководителями, школьным психологом и медицинским работником с целью выявления неблагопо-
лучных семей. Выявление семей, нуждающихся в социально-педагогической поддержке, должно происходить как можно раньше, пока у ребенка, проживающего в такой семье, не успел окончательно закрепиться стереотип поведения.
Информационный этап - сбор информации о семье. Здесь применяется весь широкий диапазон методов сбора информации, причем сбор информации происходит на протяжении всего времени работы с семьей, диагностические процедуры проводятся как социальным педагогом, так и психологом, к диагностике могут быть привлечены другие специалисты.
Социальному педагогу необходимо знать состав семьи, характеристику внешних и внутренних контактов семьи, нормы, ценности, правила, представления данной семьи, способности и возможности членов семьи, уровень материального обеспечения, особенности организации быта, состояние здоровья, образ жизни и привычки членов семьи, уровень психолого-педагогической культуры родителей.
На данном этапе процесса социально-педагогической поддержки составляется акт обследования жилищнобытовых условий, карта социальных связей семьи, карта конфликта и т.д. Вся собранная информация заносится в карту семьи, анализируется социальным педагогом и другими привлекаемыми специалистами. На основе полученной информации осуществляется дифференциация семей, позволяющая разработать стратегию и тактику социально-педагогической поддержки в отношении конкретной семьи. Очень важно на этапе сбора информации чтобы специалист видел не только то, чего не делают родители, но и то, к чему они прикладывают усилия.
Аналитический этап - это анализ информации о семье и на ее основании постановка социального диагноза.
Анализ информации о семье социальный педагог осуществляет с целью найти оптимальные подходы к решению проблем семьи и составлению программы социально-педагогической поддержки.
Персонифицированный этап - конкретизация общих целей (того, что можно изменить). На данном этапе социальный педагог выполняет роль посредника между учителями и ребенком, между школой, ребенком и семьей, между семьей и другими специалистами, социальными службами, способными оказать поддержку неблагополучной семье. Предоставляет информацию семье о режиме работы различных социальных служб, о том, какие подборки документов необходимы для решения того или иного вопроса, об источниках интересующей информации.
Организационный этап - определение содержания, форм и методов социально-педагогической поддержки конкретной неблагополучной семьи. Содержание социально-педагогической поддержки семьи определяется имеющимися у нее проблемами.
Одними из основных форм и методов осуществления социально-педагогической поддержки являются: индивидуальные и групповые консультации, беседы, семинары, встречи, педагогические практикумы, тренинги, лекции, система педагогического всеобуча, тематические родительские собрания, родительские конференции, деловые игры, досуговые мероприятия с привлечением родителей, передвижные книжные выставки и др.
Отметим, что социально-педагогическая поддержка будет более эффективна, если социальный педагог построит ее на так называемом заказе от родителей, когда в процессе беседы родители сами определяют свои вопросы, проблемы, актуальные формы и методы обучения, т.е. делают школе и социальным педагогам
свой образовательный заказ.
Мониторинговый этап позволяет проследить результаты осуществления социально-педагогической поддержки, понять, насколько эффективно были подобраны формы и методы работы с родителями, насколько они соответствуют пожеланиям и позитивному развитию родителей, семьи в целом.
Таким образом, мы заключаем, что профессиональная деятельность
школьного социального педагога по организации социально-педагогической поддержки неблагополучных семей заключается в посредничестве между личностью учащегося, семьей и обществом, в поиске равновесия и гармонии между ними. Его цель - наладить определенные пути взаимодействия между ребенком и его семьей, с одной стороны, и обществом, социальным окружением, - с другой; помочь семье и ребенку мобилизовать свои собственные резервы и научить семью решать свои проблемы самой.
Сложность и специфичность социально-педагогической поддержки свидетельствуют о необходимости дополнения требований к подготовленности социальных педагогов к данному виду деятельности и соответствующей организации специальной профессионально-педагогической подготовки.
Профессионально-педагогическая подготовка будущих социальных педагогов к осуществлению поддержки неблагополучных семей в первую очередь должна опираться на идеи ком-петентностного, аксиологического, системно-деятельностного подходов.
Реализация идей компетентност-ного подхода позволяет подготовить специалиста в сфере социальнопедагогической поддержки неблагополучных семей, обладающего специальной компетентностью (знания в области социально-педагогической
поддержки неблагополучных семей, владение методикой ее организации
в условиях школы), социальной компетентностью (сформированные навыки взаимодействия и сотрудничества с родителями, детьми, коллегами и другими специалистами), личностной компетентностью (владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности), индивидуальной компетентностью (самореализация, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональной стагнации).
Учет идей аксиологического подхода способствует формированию у будущих специалистов ценностей, раскрывающих значение и смысл социально-педагогической поддержки неблагополучных семей как особого вида профессиональной деятельности социального педагога, ценностные аспекты семьи как важного фактора социализации ребенка.
Осуществление идей системнодеятельностного подхода позволяет построить целостный процесс подготовки специалистов с опорой на междисциплинарные знания, с учетом приобщения студентов к активной преобразовательной деятельности по решению проблем конкретных семей.
Процесс подготовки социальных педагогов в вузе к осуществлению социально-педагогической поддержки неблагополучных семей строится в соответствии со следующими этапами: мотивирование и формирование установки на осуществление социально-педагогической поддержки неблагополучных семей, формирование компетентности студентов в сфере данной профессиональной деятельности и интенсификация самостоятельной практической деятельности студентов по данному направлению.
На основе анализа психологопедагогической литературы, изучения практического опыта нами разработана модель подготовки соци-
альных педагогов в вузе к осуществлению социально-педагогической поддержки неблагополучных семей, структуру которой составляют целевой, содержательный, организационный и результативный компоненты.
Целевой компонент. Подготовка направлена на формирование у студентов установки на осуществление социально-педагогической поддержки неблагополучных семей, а также компетентности в области социально-педагогической поддержки неблагополучных семей в условиях общеобразовательной школы.
1. Формирование у студентов установки на осуществление социально-педагогической поддержки неблагополучных семей предусматривает решение следующих задач:
- формирование представлений и знаний о ценности семьи и ее значимости в жизни каждого человека, о целях и задачах семейного воспитания;
- формирование осознанного отношения к осуществлению социально-педагогической поддержки неблагополучной семьи;
- развитие профессиональных и общественных мотивов осуществления социально-педагогической поддержки неблагополучной семьи, стимулирование желания исследовать данную проблему и применять приобретенные знания и умения на практике.
2. Формирование компетентности будущих специалистов в области осуществления социально-педагогической поддержки неблагополучных семей предусматривает решение следующих задач:
- приобретение знаний о сущности семейного неблагополучия, причинах его возникновения, особенностях социализации детей в неблагополучных семьях;
- формирование знаний о сущности, механизмах, формах и методах социально-педагогической поддержки неблагополучных семей в условиях общеобразовательной школы;
- овладение умениями в области осуществления социально-педагоги -ческой поддержки неблагополучной семьи, методикой ее организации и осуществления;
- ознакомление с трудностями и
проблемами осуществления социально-педагогической поддержки
неблагополучных семей в условиях общеобразовательной школы и вооружение способами выявления и решения проблем данных семей;
- формирование гуманистической позиции, толерантности, эмпа-тийности; развитие эмоциональной саморегуляции, коммуникабельности, ответственности.
Содержательный компонент. Содержание подготовки социальных педагогов в вузе к осуществлению социально-педагогической поддержки неблагополучных семей должно строиться с учетом следующих положений:
- включать в себя специальный теоретический, психологический, социально-правовой, методический аспекты подготовки; основываться на междисциплинарном подходе, т.е. включать необходимые сведения из различных областей наук (психологии, социальной педагогики, педагогики, социологии, юриспруденции);
- учитывать современные проблемы семейного неблагополучия как по стране в целом, так и в регионе, перспективы развития семейной социальной государственной политики, корректироваться и дополняться с учетом новейших социально-педагогических исследований в этом направлении, программ, методических рекомендаций по организации социально-педагогической поддержки неблагополучных семей;
- предусматривать преемственность в предметной подготовке;
- обеспечивать оптимальное соотношение теоретического обучения и практической деятельности студентов;
- иметь инвариантную и вариативную части, строиться концентрически, распределяться по всем курсам обучения в вузе и реализовываться через систему учебных занятий, практическую работу, волонтерскую и исследовательскую деятельности.
Учитывая образовательный стандарт, в содержание инвариантной части целесообразно включить следующие вопросы: семья как ведущий институт социализации человека, значимость семьи как общечеловеческой ценности, ее роль в развитии общества; профессионально значимые и личностные качества социального педагога, необходимые для работы с неблагополучными семьями («Введение в профессию»); семья и семейное воспитание как микрофакторы социализации человека, социально-педагогическая
поддержка современной семьи как особый вид деятельности социального педагога, формы социальнопедагогической работы с семьей в условиях общеобразовательной школы («Социальная педагогика»); историко-культурные традиции оказания помощи семье и детству в России («История социальной педагогики»); социально-педагогическая защита прав ребенка при воспитании в семье, методика диагностики семьи, методика работы социального педагога с неблагополучными семьями, методика организации социально-педагогической поддержки
неблагополучных семей в условиях школы («Методика и технология работы социального педагога»); социальная работа с семьей («Основы социальной работы»); влияние нарушений семейных отношений на психическое состояние развития ребенка, психолого-педагогическая работа с семьей («Основы психологии семьи и семейного консультирования»); знакомство с опытом осуществления социально-педагогичес-кой
поддержки неблагополучных семей в образовательных учреждениях и учреждениях социальной помощи (практика «Введение в профессию»); изучение опыта работы социального педагога в школе по осуществлению социально-педагогической поддержки неблагополучных семей, умения выявлять проблемы неблагополучных семей, отбирать средства для их решения (практика в школе); самостоятельная организация и осуществление социально-педагогической поддержки неблагополучных семей в условиях школы (социальнопедагогическая и комплексная практика), отечественная и зарубежная практики работы с неблагополучными семьями (научно-исследовательская работа студентов).
Вариативная часть содержания предусматривает изучение ряда дополнительных вопросов в курсах по выбору, среди которых могут быть следующие: курс «Неблагополучная семья как психолого-педагогический феномен», направленный на освоение студентами знаний о семье как социальном институте, о причинах возникновения неблагополучных семей, о видах семейного неблагополучия, о влиянии неблагополучной семьи на психическое развитие и формирование личности ребенка; курс «Основы социально-педагоги -ческой поддержки неблагополучных семей в условиях школы», формирующий компетентность будущих социальных педагогов в сфере социально-педагогической поддержки неблагополучных семей; курс «Методика и технология организации социально-педагогической службы в школе», целью которого должно являться освоение студентами опера-ционно-огранизационных основ социально-педагогической деятельности в школе; курс «Взаимодействие школы и семьи», способствующий формированию знаний студентов об организации и развитии взаимодей-
ствия педагогов и родителей, детей и родителей, о моделях социальной работы школы с семьей; курс «Родительство как психолого-педагоги -ческий феномен», формирующий у студентов знания о родительстве (материнстве и отцовстве), о технологиях работы практикующих психологов и социальных педагогов с семьей.
В период практики студентам может быть предложено выполнение следующих дополнительных заданий: изучение опыта работы социальных служб по осуществлению социально-педагогической поддержки неблагополучных семей (практика «Введение в профессию»); изучение опыта работы школ в области организации и осуществления социально-педагогической поддержки неблагополучных семей (практика в школе); проведение индивидуальной психолого-коррекционной работы с «трудными» детьми, привлечение к участию в воспитательных делах «трудных» детей из неблагополучных семей (практика в ДОЛ); диагностическое исследование семьи ребенка, составление и апробация программы социально-педагогической поддержки ребенка и его семьи, (социально-педагогическая практика); разработка и осуществление комплексной программы социально -педагогической поддержки и помощи конкретному ребенку и его семьи (комплексная практика).
По желанию и выбору студентов могут проводиться научные исследования по наиболее актуальным проблемам, например «Неблагополучная семья как психолого-педагогический феномен», «Типологии неблагополучных семей», «Методика социально-педагогической поддержки неблагополучных семей в условиях школы», «Стимулирование взаимодействия детей и родителей в семье» и др.
Организационный компонент.
В ходе исследования подготовки студентов к осуществлению социально-педагогической поддержки
неблагополучных семей выявлено, что эффективными могут быть:
- активные и эвристические методы обучения, ведение «Дневника личных достижений студента», способствующие активизации, пробле-матизации и практической направленности процесса познания студентами вопросов в сфере осуществления социально-педагогической поддержки неблагополучных семей в условиях школы;
- традиционные формы обучения: лекции, семинары, практические занятия и практикумы, направленные на формирование теоретической базы и практических умений, актуализацию имеющегося опыта, обобщение и систематизацию знаний в данной области социально-педагогической деятельности;
- социально-педагогические тренинги, развивающие качества, необходимые социальному педагогу для осуществления социально-педагогической поддержки неблагополучных семей;
- лекции проблемного типа («Ка-
ким семьям необходимы социальная поддержка и помощь?»), бинарные лекции, проводимые преподавателями педагогики и психологии («Микрофакторы социализации: семья и семейное воспитание», «Влияние нарушений семейных отношений на психическое развитие и социализацию ребенка»), лекции -
конференции («Особенности социализации детей в неблагополучных семьях», «Формы и методы социально-педагогической поддержки неблагополучных семей»), семинары генерации идей («Семья как важнейший институт социализации человека»), рефлексивные семинары («Сущность социально-педагогической поддержки неблагополучных
семей»), деловые игры («Педагогический такт в работе с семьей», «Правила общения социального педагога с неблагополучной семьей» и др.);
- участие в студенческих конкурсах, кружках, семинарах, лабораториях, научно-практических конференциях и проектах.
Необходимо использовать педагогические средства, формирующие субъектную позицию студента в процессе учебной, внеучебной, практической, волонтерской, научно-исследовательской деятельности, такие как: многоаспектный анализ и решение конкретных педагогических ситуаций, упражнения на формирование умения устанавливать первичный контакт с родителями, презентация сценариев родительских собраний, комплексов упражнений для проведения тренингов с родителями, деловых игр для родителей, программ психолого-педагогического просвещения родителей, проигрывание подготовленных этюдов, осуществление патронажа неблагополучной семьи совместно с социальным педагогом, составление акта обследования жилищных условий семьи и карты семьи, анализ действий социального педагога при посещении неблагополучной семьи, проведение групповой работы с родителями (групповая консультация, семинар, дискуссия, педагогический практикум, конференция, круглый стол), разработка и защита проектов социально-педагогической поддержки конкретных неблагополучных семей.
Результативный компонент. Результат подготовки в данном виде профессиональной деятельности может определяться с учетом выявленных в ходе специально проведенного исследования следующих критериев и показателей подготовленности студентов к осуществлению социально-педагогической поддержки неблагополучных семей:
- мотивационно-потребностный -направленность специалиста на осуществление социально-педагогической поддержки неблагополучных семей, характеризующаяся стремлением к общению с детьми из данных семей и потребностью оказывать им помощь, направленную на гармонизацию внутрисемейных отношений, ориентацией на положительную динамику развития неблагополучной семьи, стремлением сделать лучше жизнь другого человека, желанием постоянно пополнять свои знания о работе с неблагополучными семьями;
- когнитивный - знания теории и истории социально-педагогической защиты семьи и детей; знания о видах семейного неблагополучия и особенностях социализации детей из неблагополучных семей; знания методики осуществления социальнопедагогической поддержки неблагополучных семей;
- эмоционально-волевой - работоспособность и выносливость; ответственность, стремление довести начатое дело до конца; толерантность (терпимость, самообладание); организованность и собранность; стрессоустойчи-вость; эмпатийность, коммуникабельность;
- действенно-практический - аналитические умения (ставить социальный диагноз, выявлять резервные возможности неблагополучной семьи), проективно-рефлексивные умения (проектировать социально-педагогическую поддержку неблагополучной семьи исходя из ее особенностей и проблем, оценивать результаты своей деятельности); организаторские умения (взаимодействовать с учителями, родителями, специалистами служб в оказании помощи неблагополучным семьям и детям из этих семей); прикладные умения (актуализировать воспитательный потенциал неблагополучной семьи; владеть методикой организации социально-педагогической поддержки);
владение педагогическим тактом (уметь держать себя подобающим образом, просто и убедительно разговаривать с родителями и их детьми, уважать их достоинство).
Для повышения качества подготовки социальных педагогов к осуществлению социально-педагогической поддержки неблагополучных семей в процессе профессиональной подготовки необходимо создавать следующие педагогические условия: осознание преподавателями вуза важности и необходимости подготовки студентов к данному виду профессиональной деятельности и достаточная компетентность преподавателей в данном вопросе; приобщение будущих социальных педагогов к выявлению и комплексному решению проблем неблагополучных семей; участие студентов в социально значимой (в том числе волонтерской) деятельности по поддержке семей с учетом их подготовленности и специфики проблем семейного неблагополучия; интеграция усилий преподавателей вуза, администрации и социальных педагогов школ, специалистов по подготовке социальных педагогов к осуществлению социально-педагогической поддержки неблагополучных семей; реализация межпредметных связей в процессе подготовки.
Библиография
1. Байбородова Л.В. Взаимодействие школы и семьи : Уч. пособ. - Яро-славль:Академия развития:Ака-демия-Холдинг. - 2003. - 224 с.
2. Бедерханова В.П. Педагогическая поддержка индивидуализации ребенка / / Классный рук. - 2000. -№ 3. - С. 39 - 50.
3. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.: «Социальное здоровье России», 1994. - 221 с.
4. Галагузова М.А. Институт социальных педагогов вчера и сегодня // Социальная педагогика. - 2003. - № 1.
- С. 106- 110.
5. Галагузова Ю. Подготовка социальных педагогов : пора преодолеть противоречия // Социальная педагогика. - 2003. - № 1. - С. 86- 89.
6. Дронова Е.Н. Социально-педагогическая поддержка подростков в деятельности социального педагога общеобразовательной школы: Дис. ... кан. пед. наук. - Барнаул, 2004. - 205 с.
7. Евграфова И.Н. Социальнопедагогическая поддержка семьи в трудной жизненной ситуации: Дис....канд. пед. наук. - М., 2001 -187 с.
8. Куликова Л.Н. Саморазвитие
личности: психолого-педагогические
основы: Учеб. пособие. - Хабаровск : Изд-во ХГПИ, 2005. - 320 с.
9. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2003. -192 с.
10. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: - М.: Гардарики, 2003. -
269 с.
11. Мудрик А.В. Индивидуальная помощь в социальном воспитании // Классный рук. - 2000. - № 3. - С.34- 39.
12. Основы социальной работы / Под ред. Н. Ф. Басова. - М.: Академия, 2004. - 288 с.
13. Прохорова О. Социально-педагогическая поддержка школьника в трудной ситуации // Воспитание школьников. - 2005. - № 8. - С. 30 -35.