Научная статья на тему 'Формирование профессионально- нравственных качеств личности курсантов вузов МВД России'

Формирование профессионально- нравственных качеств личности курсантов вузов МВД России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1341
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА / PROFESSIONAL AND MORAL QUALITY / СЛУЖЕБНЫЙ КОЛЛЕКТИВ / SERVICE STAFF / ЛИБЕРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / LIBERAL VALUES / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кушнаренко Игорь Анатольевич, Эрдниев Александр Сергеевич

В работе ставится проблема разрешения противоречия между гуманистическим характером профессионально-этических требований к сотруднику органов внутренних дел России и антагонистическим содержанием радикальнолиберальной модели реформирования российского общества и государства. Рассматривается роль служебного коллектива в деле формирования нравственной культуры сотрудника органов правопорядка. Анализируются задачи субъектов воспитательного процесса в образовательных организациях МВД России на различных стадиях социализации личности курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Кушнаренко Игорь Анатольевич, Эрдниев Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of professional and moral qualities of the person of students of universities of Russian Interior Ministry

The paper raises the problem of resolving the contradiction between the humanistic nature of professional and ethical requirements for employees of the Internal Affairs of Russia and antagonistic content of radical-liberal model of reform of Russian society and the state. Examines the role of the service staff in the formation of moral culture of law enforcement. Analyzes the problem of subjects of educational process in educational institutions Russian Interior Ministry at various stages of socialization of students.

Текст научной работы на тему «Формирование профессионально- нравственных качеств личности курсантов вузов МВД России»

4. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ (ред. от 21 июля 2014 г.) «О полиции».

5. Горохова В.В. Проблема религиозной безопасности в современной России // Вестник Московского университета МВД. 2013. № 8.

6. Этнопсихологические особенности в деятельности органов внутренних дел: Монография. М.: Московский университет МВД России, 2007.

7. Щеглов А.В., Горохова В.В. Религиоведение: Курс лекций. М.: Московский университет МВД России, 2013.

8. Петербургский полицейский. Основы толерантного поведения: Учебное пособие / В.А. Дмитриев, В.А. Кузнецов, С.М. Оленников, Л.В. Никифорова. СПб., 2011.

9. Профессиональная этика и служебный этикет: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность». М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015.

References

1. The universal Declaration of human rights (adopted by the UN General Assembly on 10 December 1948).

2. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote December 12, 1993).

3. The decree of the President of the Russian Federation of 19 December 2012 № 1666 «On the strategy of state

national policy of the Russian Federation for the period till 2025».URL:.//htt://www/consultant.EN.

4. Federal law of February 7, 2011 № 3-FZ (as amended on July 21, 2014) «On police».

5. Gorokhova V.V. Problem of religious security in modern Russia // Vestnik of Moscow University of the Ministry of internal Affairs. 2013. No. 8.

6. Ethno-psychological features of activity of internal Affairs bodies: Monograph. M.: Moscow University of the MIA of Russia, 2007.

7. Shcheglov V.A., Gorokhova V.V Religious studies: a Course of lectures. M.: Moscow University of the MIA of Russia, 2013.

8. St. Petersburg police. Fundamentals of tolerant behavior: a manual / V. A. Dmitriev, V A. Kuznetsov, S.M. of deer farms, L.V. Nikiforov. SPb., 2011.

9. Professional ethics and office etiquette: a Textbook for University students studying in the field of «Jurisprudence», «law Enforcement». M.: UNITY-DANA, law and the Law, 2015.

1 Религия (от лат. religare - буквально «восстановление связи», от лат. religio - «святыня», набожность, благочестие). -одна из форм общественного сознания, особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и предписаний, объединение людей в организации.

УДК 36 ББК 74

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ

ВУЗОВ МВД РОССИИ

ИГОРЬ АНАТОЛЬЕВИЧ КУШНАРЕНКО,

профессор кафедры профессиональной этики и эстетической культуры Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор философских наук, доцент Научная специальность 09.00.11 - социальная философия E-mail: kushnarenko_igor@list.ru; АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ЭРДНИЕВ, начальник курса Международно-правового факультета Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, соискатель ученой степени кандидата педагогических наук Научная специальность 13.00.08 - теория и методика профессионального образования

E-mail: konfuci@inbox.ru

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. В работе ставится проблема разрешения противоречия между гуманистическим характером профессионально-этических требований к сотруднику органов внутренних дел России и антагонистическим содержанием радикально-либеральной модели реформирования российского общества и государства. Рассматривается роль служебного коллектива в

деле формирования нравственной культуры сотрудника органов правопорядка. Анализируются задачи субъектов воспитательного процесса в образовательных организациях МВД России на различных стадиях социализации личности курсантов.

Ключевые слова: профессионально-нравственные качества, служебный коллектив, либеральные ценности, социализация личности.

Annotation. The paper raises the problem of resolving the contradiction between the humanistic nature of professional and ethical requirements for employees of the Internal Affairs of Russia and antagonistic content of radical-liberal model of reform of Russian society and the state. Examines the role of the service staff in the formation of moral culture of law enforcement. Analyzes the problem of subjects of educational process in educational institutions Russian Interior Ministry at various stages of socialization of students.

Keywords: professional and moral quality, service staff, liberal values, socialization.

Современные условия взаимодействия государственных институтов с другими социальными субъектами диктуют необходимость повышения уровня нравственного сознания служителей правопорядка. В ряде философских и педагогических исследований ставится задача сформировать отвечающий требованиям времени перечень принципов профессионально-этического поведения.

Так, в работе Л. Хосмера и П.Н. Шихирева [1] выделяются десять аксиом профессионально-этического поведения, которые естественно трансформируются в нравственные ограничения повседневной деятельности сотрудника органов внутренних дел: (1) никогда не делай того, что может навредить твоему личному авторитету или нанести вред службе; (2) никогда не делай того, о чем нельзя было бы сказать, что это действительно честное, открытое и истинное; (3) никогда не делай того, что не есть добро, что не способствует формированию чувства товарищества и коллективизма, так как все действия служителя закона работают на высшую цель - призыв к добру и состраданию; (4) никогда не делай того, что нарушает закон, ибо в законе представлены минимальные моральные нормы общества; (5) никогда не делай того, что не ведет к большому благу, нежели вреду для общества, в котором ты живешь; (6) никогда не делай того, чего не можешь рекомендовать другим в схожей ситуации; (7) никогда не делай того, что может ущемить честь и достоинство окружающих; (8) всегда поступай так, чтобы приумножить авторитет и уважение к службе, ибо максимальное общественное доверие свидетельствует об эффективности профессиональной деятельности служителей правопорядка; (9) никогда не делай того, что препятствовало бы законному праву другого человека на законную самореализацию и саморазвитие; (10) помни о том, что высшая цель защиты правопорядка заключается в служении обществу и защите благополучия граждан и их законных интересов.

Основой профессионального поведения является профессиональная нравственная культура, представляющая собой характеристику личности человека с точки зрения ее целостного нравственного развития, сознания и поведения, а также совокупность нравственных качеств (черт), присущих людям определенного общества, класса, профессии, характеризующих уровень их нравственного сознания и поведения [2].

Нравственное сознание, в свою очередь, базируется на двух основных уровнях: теоретическом, к которому относятся этические взгляды, принципы, идеалы, нормы и нравственные потребности, и психологическом, который базируется на внутреннем восприятии объективной реальности путем осознании опыта социального взаимодействия. Теоретический уровень формируется посредством социального взаимодействия и своей основой имеет социальный опыт, выраженный в действиях.

Очевидно, что содержанием нравственной культуры и нравственного сознания личности вообще и личности сотрудника органов внутренних дел в частности, а ровно и формой внутреннего и внешнего проявления духовной зрелости являются нравственные качества, под которыми понимаются целостные духовно-практические образования, проявляющиеся в различных сферах социального взаимодействия.

Профессионально-нравственные качества сотрудника органов внутренних дел проявляются в следующих измерениях служебного взаимодействия: горизонтального (с сослуживцами), вертикального (с подчиненными и руководителем), и внешнего (в отношениях с гражданами, физическими и юридическими лицами).

Рассмотрим взаимоотношения внутри коллектива сотрудников органов внутренних дел как одну из основ структуры служебного взаимодействия.

Служебный коллектив с точки зрения развития профессиональной нравственной культуры является первичной социальной ячейкой, в которой формируются нормы профессиональной морали, этические принципы службы. Коллектив как общественное явление, объективная конкретно-историческая форма объединения людей для решения экономических, социальных и воспитательных проблем, сложен, многообразен и многосторонен. Все субъекты коллектива органов внутренних дел связаны общностью интересов и целей, реализуемых в процессе служебной деятельности.

Происходящие в стране изменения, безусловно, влияют и на коллектив органов внутренних дел - меняется профессиональная деятельность, ее конкретное содержание, формы и методы организации, морально-психологический климат, внутренняя идеология. Но вместе с тем коллективу присущ ряд инвариантных системообразующих характеристик.

Для каждого отдельно взятого сотрудника коллектив ОВД - это обособленная специфическая среда со своими моральными нормами и ценностями. Но в тоже время он является активным субъектом социального взаимодействия, конечной целью которого выступает, с одной стороны, защита государственных институтов, с другой стороны - прав, свобод и законных интересов личности. Как любая профессиональная общность, такой коллектив выполняет две взаимосвязанные функции - экономическую и социальную.

В основе экономической функции лежит производство нематериального блага - состояние правовой и социальной защищенности личности. Если, разделяя позицию Кушнаренко И.А. и Щеглова А.В., считать органы внутренних дел субъектом рыночных отношений, задачей которых является предоставление достаточно специфических услуг [3], то динамика профессиональной нравственной культуры служителей закона становится более прозрачной и понятной.

Произошедшие в 90-х гг. прошлого столетия изменения в политическом устройстве страны привели к капитализации экономических отношений и к такому социальному феномену, как «дикий» рынок, с присущими ему особенностями первоначального накопления капитала. Для подобных отношений характерно господство закона силы, нормой поведения является произвол. Основной характерной чертой взаимоотношений является антагонизм в отношениях между социальными субъектами, безразличие к людям, бессердечие, отсутствие гуманности. Формируется тенденция извращения норм морали и отрицания гуманистических принципов взаимодействия. Образовавшийся в указанный период нравственный и идеологический вакуум до сих пор оказывает разрушительное влияние на морально-психологический климат коллектива сотрудников органов внутренних дел.

Либеральные ценности, основанные на эгоистическом законе хозяйственной деятельности, осваиваются в массовом сознании быстро, и требуют для своего воплощения куда меньших затрат нравственной и психической энергии, нежели принципы гуманизма, социальной солидарности и справедливости. Общество, успешно восприняв рыночные установки, тем не менее требует от правоохранительных органов следования нормам морали «советского» образца, как наиболее отвечающей исторически сложившимся в России патерналистским ожиданиям в государственных институтов. А в этой модели этики доминируют коллективизм, взаимовыручка, взаимопомощь, солидарное и бескорыстное поведение, уважение к интересам окружающих. Но в современных условиях, когда преобладают конкурентные, антагонистические отношения, такая форма моральности выглядит нежизнеспособной. С другой стороны, радикально-либеральная мораль, так легко завоевавшая умы россиян, в каноническом виде также не подходит коллективу органов внутренних дел. Причем за суетой гайдаровских реформ было как-то упущено из виду, что подлин-

ным фундаментом рыночных отношений является не столько формула «Мой Буцефал не выдержит двоих», сколько уважение интересов другого лица, признание его равным, диктатура закона. В свою очередь, для правоохранительной деятельности, основным предметом которой выступает человек, его здоровье, жизнь, судьба, достоинство, подобных установок явно недостаточно. Помимо диктатуры права в рамках любого политического режима, за исключением тоталитарного, от стражей правопорядка требуются сострадание, великодушие и сопереживание.

Сегодня по отношению к представителям профессии защитника правопорядка часто звучит фраза о нравственном падении. Но возникает справедливый вопрос о том, на какой «высоте» находился тот, кто упал? И, конечно же, необходимо определить объективный критерий уровня нравственного падения.

Современные педагогическая и психологическая науки утверждают, что человек, достигший подлинных нравственных высот, редко падает с них. Падение же сопровождается душевными муками и личность прилагает все усилия для того, чтобы вернуться к тем идеалам, которых она была лишена. Но если исходить из данных статистики, окажется, что ничего подобного с «падшими» не происходит. Современное общество построено на идеях эгоцентризма. Миром правят частные интересы, формируется идеологический культ частной собственности, процветает правовое и нравственное стимулирование личного обогащения.

Сложившаяся система ценностей не стыкуется со стандартом общественной нравственности, основанным на идеях гуманного отношения к себе подобным, и нормы социальной морали искажаются в сознании людей. В результате изменения институтов гражданского общества, вызванные реформированием всего общественно-политического уклада, привели к коррозии общественной морали.

Схемы социального взаимодействия в постсоветской России складывались под давлением моральных кодексов и норм, привнесенных из внешней ментально чуждой среды. Нормы общественного поведения, ограничения и запреты базировались не на личностных установках, а на принудительных квазиправовых воздействиях. Моральные качества и ценности, такие как патриотизм, гуманизм, трудолюбие, честность, коллективизм стали выступать как формальные установки, не имея внутренней духовной опоры. Индивидуальная нравственность и духовность подменялись заимствованными суррогатными шаблонами. Как следствие, был запущен процесс нравственного опустошения, утверждения общественного лицемерия.

Анализ советского исторического эксперимента приводит к выводу о том, что идея построения общества благоденствия через отождествление норм морали с нормами права оказалась утопичной. Поэтому очевидно, что проблема современной общественной нравственности коренится, в том числе, и в упущениях социалистической идеологии.

Современная теория воспитания не придает должного значения таким понятиям, как мораль, нравственные нормы, внутренняя нравственная свобода и ответственность, свобода морального выбора. Пренебрежение точными определениями понятий привело к искаженной трактовке реальных явлений. Так, нормы этикетного поведения, основанные преимущественно на профессиональном или классовом фундаменте и направленные на оформление социальных взаимодействий, отождествляются с нравственными идеалами и моральными ценностями, хотя имеют с ними принципиально разную природу.

Подчас упускается четкое представление о сути самого воспитания, характере процесса и конечном результате. Нравственное воспитание выступает как абсолют, вне возрастных и временных порогов, без формируемых навыков и привычек, значимых вкладов субъектов воспитания. Нравственность личности формируется стихийно, обесцеленно и самотечно.

В педагогической литературе выделяются обычно три стадии нравственного развития личности, напрямую связанные с процессом социализации [4]. Первая стадия характеризуется господством природных потребностей. Личность не рождается сразу нравственной, социальная среда не залает пока жестких ограничений. Стимулами поведения в этот период выступают бессознательно формирующиеся рефлексы, привычки, способы удовлетворения потребностей. Социально-правовые отношения в этот период развития определяются естественным эгоизмом. Сущностью данного этапа является постепенное накопление опыта социальных отношений, подготовки сознания к восприятию и усвоению норм, требований морали, переход от внеморальности в мир общественной морали.

Ослабление социальных связей, кризис идей целого поколения, экономическая нестабильность начала девяностых годов прошлого столетия привели к тому, что первичная стадия воспитания у современной молодежи была серьезно упущена. Педагогический опыт формирования общественной морали был отвергнут вместе с неудачами построения общества развитого социализма, в образовавшийся вакуум новые конструктивные идеи без сформированного базиса лечь не могли. Следствием упущений на первичной стадии воспитания этической культуры стало замедление в духовно-нравственном развитии значительной части представителей молодого поколения, что обрекло их на внутреннюю неволю, попадание в плен инстинктам, страстям, необузданным стремлениям удовлетворения первичных потребностей.

Следующая стадия социализации личности заключается в ее моральном воспитании, введении в систему норм общественной морали. Они поддерживаются силой общественного мнения, формируемого государством, партиями, школой, семьей, общественными организациями и неформальными объединениями, средствами массовой информации, учреждениями культуры и церковью.

Как при отсутствии, так и при наличии сформированного морального сознания духовно-нравственное просвещение необходимо дополнять четко отлаженной системой образа жизни, наполненной соблюдением элементарных правил, обычаев, традиций, режимом, распорядком, идеологическими требованиями, духовными и физическими упражнениями. Основным препятствием в деле морального воспитания современной молодежи является, на наш взгляд, падение престижа подлинной нравственности в глазах общественного мнения, аморальность устоявшихся субъектов общественных отношений, пропаганда насилия, пошлости, цинизма, культ силы.

Главное противоречие стадии вхождения личности в мир моральных ценностей и отношений состоит в том, что решающий момент социализации - осознание общественных моральных требований происходит на фоне конформизма подростков, подверженности их сознания влияниям коллективного бессознательного, незащищенности от манипулирования средствами массовой пропаганды и культуры. Это все противодействует практическому осмыслению подростками моральных норм, препятствует осуществлению действительной свободы выбора.

Процесс обучения в образовательных учреждениях МВД России приходится как раз на стык двух стадий социализации молодого поколения.

Первые две из них были рассмотрены выше, но для нас в большей степени примечательна третья как общая стадия социализации индивида, представляющая собой этап свободного интеллектуально-нравственного саморазвития. Педагогическая наука рассматривает данный этап как период, на котором личность способна духовно структурироваться на основе внутренне принятых общественно ценных идеалов и принципов. В ней (личности) утверждается собственное нравственное начало как высший закон повседневного поведения и деятельности. Человек становится принципиальной, критически мыслящей, ответственной, внутренне раскрепощенной личностью. Идея права встраивается в его нравственное сознание, воплощается в поведении, становится неотъемлемой частью личности. Сдерживающим началом развития в молодежи нравственности является аморальное социальное окружение, атмосфера анархии, преступности, культа развлечений. Осложняет этот процесс и формализованная система школьного воспитания, пораженная отчужденностью людей, духом меркантилизма, моральным лицемерием и религиозной эйфорией.

Тем более важным для нас оказывается начало третьей стадии социализации наших подопечных. Конечной целью нашей деятельности является придание фундаментального характера духовно-нравственной культуре сотрудника органов внутренних дел по окончании образовательного учреждения МВД России.

Юношеский возраст курсантов высших учебных заведений МВД России предоставляет исключительные возможности для пробуждения и интенсивного

созревания нравственной личности. Это пора исканий, проб и ошибок, жизненных выборов, планов и надежд, самопознание и самоопределение, утверждение идеалов. Нравственность развивается в той личности, в которой в результате внешнего социального воздействия или внутреннего духовного озарения интенсифицируются размышления о своем предназначении в мире, о добре и зле, о других людях и отношении к ним, об истине и лжи, о чуде природы и красоте, о человеческой свободе и ответственности. Этот период социализации идеально подходит для формирования необходимых профессионально-нравственных качеств будущего сотрудника органов внутренних дел.

Литература

1. Хосмер Л., Шихирев П.Н. Современная социальная психология. М., 1999. С. 288.

2. Профессиональная этика и служебный этикет. Учебник / Под ред. В.Я. Кикотя. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2011. С. 194.

3. ЩегловА.В., Кушнаренко И.А. Нравственное содержание правоохранительной деятельности в свете концепции «нового государственного менеджмента» // Вестник Московского университета МВД России. 2005. № 3.

4. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М. 2010 С. 28.

References

1. Hosmer L., Chihirev P.N. Modern social psychology. M., 1999. P. 288.

2. Professional ethics and office etiquette. Textbook / Under the editorship of VJ. Kikot. M.: UNITY-DANA, law and the Law, 2011. P. 194.

3. Shcheglov A.V., Kushnarenko I.A. Moral content of law enforcement in light of the concept of «new public management» // Bulletin of Moscow University of the MIA of Russia. 2005. No. 3.

4. Likhachev B.T. Philosophy of education. M. 2010 P. 28.

УДК 33 ББК 65

МЕСТО БЮДЖЕТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ

ОБРАЗОВАНИЙ В БЮДЖЕТЕ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ)

ИВАН АНДРЕЕВИЧ МОРОЗОВ,

аспирант кафедры «Финансов и экономического анализа» Финансово-технологической академии (г. Королёв) Е-тао1: john_morozov@mail.ru

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассмотрен ряд муниципальных различий в Костромской области, как факторов затрудняющих процесс социально-экономического развития региона. Обозначены приоритетные направления бюджетной политики региона. Ключевые слова: муниципальные различия, межбюджетные отношения, оптимизация бюджетного процесса.

Annotation. A number of municipal differences in the Kostroma region as factors impeding the process of socio-economic development of the region is considered. The priorities of fiscal policy of the region are marked.

Keywords: municipal differences, inter-budgetary relations, optimization of the budget process.

Костромская область - регион с ярко выраженной районной спецификой. Достаточно отметить, что в области по состоянию на 1 января 2015 г., согласно данным официальной статистики, было 179 муниципальных образований, в том числе: 24 муниципальных районов, 12 городских поселений и 137 сельских поселений.

Столь большое число муниципальных образований, с большим количеством отличающихся друг от

друга показателей - структурой, плотностью и численностью населения, физико-географическими условиями, уровнем экономического развития, отраслевым составом экономик, и многое другое, создает необходимость дифференцированного подхода к формированию стратегий и тактики управления развитием региона. А возрастающая роль регионального управления, свою очередь активизирует поиск современных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.