ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
А. А. Максименко
Аннотация. В работе анализируются генезис взглядов на компетентность специалистов в зарубежной и отечественной науке и становление компетентностной модели образования, нацеленной на формирование правовой компетентности будущих менеджеров - студентов колледжа.
Ключевые слова: компетентностная модель образования, правовая компетентность менеджера.
Summary. The paper analyzes genesis of views on the competence of experts in both foreign and domestic science and formation of competence model of education aimed at formation of a certain component of legal competence of the future managers - of students of college.
Keywords: legal competence of the manager, steadiness, responsibility, independence, personal components.
Правовая компетентность менеджера требует решения следующих вопросов: что представляет собой правовая компетентность, каковы ее структурные компоненты и взаимосвязи между ними?
Для обеспечения процесса формирования правовой компетентности студента колледжа - будущего менеджера необходимо определиться с концептуальным обоснованием базового понятия «компетентность» и, исходя из его понимания, проанализировать сущность рассматриваемого ее вида - правовой компетентности будущего менеджера, определить компонентный состав правовой компетентности специалиста, а также выявить состав качеств, определяющих подготовленность будущих менеджеров к правовым аспектам своей профессиональной деятельности.
Обратимся к генезису понятия «компетентность» в перспективе становления компетентностной модели образования и генезиса взглядов на это понятие отечественных и зарубежных специалистов.
В 70-х гг. XX в. во многих западноевропейских странах появилось новое направление в профессиональной подготовке, ориентированное на переход от знаниевой системы обучения к компетентностной. Этот переход заложен в самом термине «компетентность», предполагающем, что обучение большей частью является не вопросом передачи и усвоения теоретических и практических знаний, умений и навыков, а вопросом приобретения более широко используемых, целостных переносимых умений, которые могут также служить основой
59
ЕК
60
для дальнейшего развития личности индивида [1].
В Великобритании активно используется система так называемых ключевых компетенций. Согласно британским источникам, ключевые компетенции - это важные специфические компетенции, используемые в повседневной жизни при осуществлении деятельности в области образования, на рабочем месте или при получении профессиональной подготовки. Принятие правительством Великобритании списка ключевых компетенций продиктовано давлением работодателей, считающих, что работники не подготовлены в отношении ключевых компетенций, необходимостью повысить конкурентоспособность выпускников на рынке труда, а также необходимостью повышения уровня подготовки специалистов на фоне международных стандартов [2].
Ключевые компетенции выполняют три функции. Во-первых, они помогают студентам обучаться, во-вторых, позволяют сотрудникам стать более гибкими, соответствовать запросу работодателей, в-третьих, помогают быть более успешными в дальнейшей жизни.
Глоссарий Европейского Фонда образования содержит очень общее определение этого термина «компетентность», которое включает:
- способность делать что-либо хорошо или эффективно;
- способность удовлетворять требованиям к выполнению работы;
- способность удовлетворять требованиям к выполнению определенных рабочих функций.
Глоссарий Prime имеет схожее объяснение: «Компетентность - это способность делать что-то хорошо
или эффективно (Если Вы компетентны делать что-то, то Вы имеете навыки, способности или опыт делать это хорошо). Компетентность - это способность соблюдать установленный стандарт, применяемый в какой-либо профессии» [3].
Глоссарий Юнеско содержит термин «образование, основанное на компетентности», которым, как считают, является образование, основанное на описании, изучении и демонстрировании знаний, навыков, поведения и отношений, требуемых для какой-либо определенной роли, профессии или карьеры.
Анализ работ по проблеме компетенции/компетентности позволяет условно выделить три этапа становления компетентного подхода в образовании.
Первый этап - 1960-1970 гг. - характеризуется введением в научный аппарат категории «компетенция», созданием предпосылок разграничения понятий компетенция/компетентность. С этого времени начинается в русле трансформационной грамматики и теории обучения языкам исследование разных видов языковой компетенции, введение понятия «коммуникативная компетентность» (Д. Хаймс) [4].
Второй этап - 1970-1990 гг. - характеризуются использованием категории компетенция/компетентность в теории и практике обучения языку (особенно неродному), профессионализму в управлении, руководстве, менеджменте, в обучении общению, разрабатывается содержание понятия «социальные компетенции/компетентности (Дж. Равен) [5].
Третий этап развития компетент-ностного подхода значимо характери-
зуется тем, что в документах и материалах ЮНЕСКО очерчивается круг компетенций, которые уже должны рассматриваться всеми как желаемый результат образования. В докладе международной комиссии по образованию для XXI в. «Образование: сокрытое сокровище» Жак Делор определил, по сути, основные глобальные компетентности, сформулировав «четыре столпа», на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить. Так, согласно Жак Делору, одна из них гласит - «научиться делать, с тем чтобы приобрести не только профессиональную квалификацию, но и в более широком смысле компетентность, которая дает возможность справляться с различными многочисленным ситуациями и работать в группе».
27-30 марта 1996 г. на симпозиуме в Берне по программе Совета Европы был поставлен вопрос о том, что для реформ образования существенным является определение ключевых компетенций (key competencies), которые должны приобрести обучающиеся как для успешной работы, так и для дальнейшего высшего образования. В обобщающем докладе В. Хутмахера (Mr Walo Hutmacher) было отмечено, что само понятие компетенция, входя в ряд таких понятий, как умения, компетентность, компетенция, способность, мастерство, содержательно до сих пор точно не определено. Тем не менее, как отметил докладчик, все исследователи соглашаются с тем, что понятие» компетенция» ближе к понятийному полю «знаю, как», чем к полю «знаю, что». Вслед за Н. Хомским, В. Хутмахер подчеркивает, «что употребление есть компетенция в действии...» [6].
Отметим, что основной разработчик компетенций Г. Халаж Halasz) рассматривает их формулирование как ответ на вызовы, стоящие перед Европой (сохранение демократического открытого общества, мультилингвизм, мультикультура, новые требования рынка труда, развитие комплексных организаций, экономические изменения и др.).
В России в последние десятилетия также идет обсуждение необходимости замены концепции образовательной модели с «знаниевой» на «компетентностью». Знаниевая концепция ориентирует образование на изучение основ наук и является, в итоге, пред-метоцентрированной. Компетент-ностная концепция ориентирует на формирование у студентов способностей решать практические задачи и является деятельностной, практико-ориентированной. В этой концепции результаты образования оцениваются не по показателям успешности освоения научных знаний, а по степени подготовленности личности к успешной деятельности за пределами системы образования и фиксируются в виде определенного набора компетенций и/или компетентностей.
В ряду исторических предпосылок трактовки результата образования в терминах компетентность/компетенция, и соответственно, введения ком-петентностного подхода исследователями особенно выделяются следующие три: во-первых, общеевропейской тенденцией интеграции образования, связанного с Болонским процессом; во-вторых, происходящей в последнее десятилетий сменой образовательной парадигмы, где смещаются акценты с принципа адаптивности на принцип компетентности выпуск-
61
62
ников образовательных учреждений; и, в-третьих, директивными предписаниями: если возникавшие и провозглашавшиеся ранее теоретически обоснованные, практически внедряемые подходы (например, проблемный, за-дачный, контекстный, системный, и др.) рассматривались и принимались научным и учебно-методическим сообществом, но директивно не фиксировались, то в настоящее время и Совет Европы, и российская «Концепция модернизации Российского образования» предписывают внедрение компетентностного подхода и использование не только новых образовательных моделей, педагогических технологий, но и активных форм и методов обучения [7].
В отечественной педагогике понятие «компетентность» несмотря на его относительную новизну в последнее время разрабатывается в научных исследованиях довольно активно. Связано это с утверждением новых направлений в развитии российской школы, представленных в «Концепции модернизации российского образования» и «Стратегии модернизации содержания общего образования». Однако судить о степени новизны модернизации еще достаточно трудно, поскольку содержание понятий и терминов (в том числе понятия компетенция»), предлагаемых для употребления в сфере общего образования, до конца не устоялось, хотя содержание компетентности и не является для педагогики чем-то принципиально новым. В его состав входят знания, навыки, умения, эмоционально-ценностные отношения и опыт деятельности. Что же касается самого понятия, а также производных от него, то они широко использовались и ранее - в быту, литературе, его толкование
приводилось в словарях [8]. Отметим также, что большой вклад в разработку проблем компетентности в целом внесли именно отечественные исследователи: Л. П. Алексеева, Н. В. Кузьмина, А. К. Марковой, Л. М. Митина, Л. А. Петровская, Н. С. Шаблыгина и др.
Одним из приоритетов в концепции модернизации образования является правовое образование. В данной статье мы делаем предположение, что профессионализм деятельности менеджера характеризуется гармоничным сочетанием правовой компетентности и профессиональных умений и навыков на уровне профессионального мастерства, профессионализма, выступающих в качестве специальных базисных умений. В ходе освоения профессиональной деятельности по мере перехода на более высокие уровни профессионализма, наступает этап стабильного использования накопленных в профессиональном опыте способов и средств выполнения задач на уровне высоких образцов, что становится основой овладения профессиональным мастерством, для достижения которого необходимо обладать определенным «личностным потенциалом». Это общие и специальные способности, базовые знания, мотивация достижений, направленность на саморазвитие, адекватная самооценка и профессиональная компетентность.
Изучение сущности профессиональной компетентности специалиста позволило сделать вывод о том, что правовая компетентность является ее подструктурой. Правовая компетентность представляет собой качественную характеристику субъекта правоотношений, определяющую высокий уровень осознания норм права, развития профессионально важных и лич-
ностно деловых качеств, и ценностные ориентации, отражающие степень развития правовых представлений.
Под правовой компетентностью менеджера понимается интегральная профессионально-личностная характеристика менеджера, отражающая высокий уровень правовых знаний, умений и навыков и включающая коммуникативные способности и личностные качества менеджера, направленные на создание условий для правового регулирования управленческой деятельности [9]. Правовую компетентность менеджера мы рассматриваем как совокупность, как готовности и способности, связанные с осуществлением комплекса мер по правовой поддержке и защите предприятия.
Каков компонентно-содержательный состав правовой компетентности менеджеров организации?
Как было представлено выше, в педагогике общепринята точка зрения, согласно которой понятие «компетентность» включает знания, умения, навыки, а также способы выполнения деятельности (А. П. Журавлев, Н. Ф. Талызина, Р. К. Шакуров, А. И. Щербаков и др.). Однако следует отметить, что в его рассмотрении нет единой, устоявшейся точки зрения. Это, безусловно, является следствием того, что сферу компетентности специалиста определить непросто. Новым направлением в изучении компетентности работников управления образованием является разработка именно ее содержания и структуры (Е. М. Борисова, Л. М. Денякина, Л. Д. Кудряшова, Л. М. Митина, И. К. Шалаев и др.).
М. В. Горбушина[10] считает, что в структуре правовой компетентно-
сти важными представляются: моти-вационный, когнитивный, деятель-ностно-практический компоненты, а также профессионально-личностные качества. Автором выделены частные критерии развития правовой компетентности:
- когнитивный (знакомство с правовыми основами содержания избираемой профессиональной деятельности; информированность студентов о возможностях получения юридической консультации; владение основными приемами правовой работы; информированность студентов об общих и специальных профессионально значимых качествах в данной профессиональной сфере);
- мотивационный (характер правовой мотивации и активности обучающихся; правовое осознание личной и общественной значимости будущей профессии; связь правовых интересов с ценностными ориентациями; интенсивность эмоциональных переживаний, волевых усилий, внимания в процессе правовой деятельности);
- творческий (умение ставить цель в своей профессии и составлять программу правовых действий для ее достижения; самоанализ имеющихся правовых вариантов выбора в профессиональной деятельности; самоконтроль и коррекция правовых планов; самоактуализация потенциальных правовых возможностей, направленных на формирование готовности к принятию профессионального решения; способность соотнесения своих индивидуальных особенностей и правовых требований данной профессии; способность решать актуальные правовые проблемы, поставленные перед индивидом окружающей реальностью).
63
64
Некоторыми учеными в составе правовой компетентности выделяется четыре структурных элемента:
- опыт познавательной деятельности (знания);
- опыт осуществления известных способов деятельности (умение действовать по образцу);
- опыт творческой деятельности (умение применять эффективные решения в проблемных ситуациях);
- опыт осуществления эмоционально ценностных отношений (личностная ориентация).
В качестве теоретической основы конструирования программ, направленных на формирование компетентности будущего специалиста-менеджера, зачастую выделяются следующие компоненты данной компетентности: мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный.
И. А. Зимняя [11] включает следующие характеристики в структуру компетентности: а) готовность к проявлению компетентности (то есть мотивацион-ный аспект); б) владение знанием содержания компетентности (то есть когнитивный аспект); в) опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (то есть поведенческий аспект); г) отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект); д) эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности.
Таким образом, правовая компетентность включает, по нашему мнению, знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности.
Данное определение дает возможность представить в структуре
компетентности личности две подструктуры:
- деятельностную (знания, умения, навыки и способы осуществления правовой деятельности);
- коммуникативную (знания, умения, навыки и способы осуществления общения в рамках правовых норм).
Вычисление отдельных компонентов правовой компетентности носит условный характер, так как все они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Усвоение знания и умения является необходимой предпосылкой для развития положительного отношения к правовым аспектам управленческой деятельности будущего менеджера. В свою очередь положительное отношение к выполнению данной функции стимулирует активность в овладении профессиональными правовыми знаниями и умениями. Исключение из правовой компетентности любого из указанных компонентов или понижение уровня их сформированности влечет за собой снижение успешности, а соответственно и результативности профессиональной деятельности.
Среди вопросов экономической науки, посвященных профессиональной деятельности управленцев, важное значение имеет положения о содержательном наполнении компонентов правовой компетентности в общем и студентов - будущих менеджеров в частности:
1) о содержании мотивационного компонента правовой компетентности: важно решить вопрос об отношении к управленческой деятельности, к работе по правовому урегулированию трудовых споров;
2) о содержании когнитивного компонента правовой компетентно-
сти: знания в области трудового права, анализа экономико-правовых ситуаций; умение формировать адекватные правовые отношения;
3) о содержании деятельностного компонента правовой компетентности: правовые умения: соблюдать права и свободы человека; бороться с правонарушителями; выполнять правовую деятельность на оптимальном уровне активности; адекватно ориентироваться в правовой сфере жизни;
4) о содержании личностного компонента правовой компетентности: развитии в себе адекватности при оценке собственных психофизических ресурсов и формировании личностных качеств (уверенность, принципиальность, самообладание, объективность, беспристрастность и др.).
Таким образом, на основании полученных выводов о специфике профессиональной управленческой деятельности будущих менеджеров; теории трудового права, правовая компетентность менеджера может быть структурирована следующими компонентами [12]: когнитивный, мотивационный, деятельностный, личностный.
Раскроем содержательное наполнение каждого из представленных компонентов более подробно.
Когнитивный компонент правовой компетентности предполагает знание фундаментальных положений трудового права, теории управления работниками, причин возникновения трудовых споров; понимание структуры правовой деятельности в управлении работниками; способность не только знать и воспроизводить нормы права, но и осваивать новые правовые знания, что актуально в условиях часто меняющегося законодательства.
В данной работе в качестве наполнения содержания когнитивного компонент понимается: знание роли правовой подготовки студентов к их будущей профессиональной деятельности; цели и основных задач управленческой деятельности будущими менеджерами; содержания и структуры правовой деятельности; основных функций менеджера; различных подходов к оценке эффективности результатов правовой деятельности; причин и характера трудовых споров, возникающих в экономической сфере. Развитие когнитивного компонента правовой компетентности также способствует повышению самооценки, коррекции представлений человека о самом себе [13].
Мотивационный компонент. Мотивация любой деятельности в значительной мере является следствием предшествующего пути развития личности и выступает как субъективная реакция на внешние воздействия, которые стимулируют появление мотивов. Следовательно, в ходе формирования правовой компетентности необходимо такое воздействие общественного мнения и других видов внешнего влияния, которые вызывали бы состояние интереса и удовлетворения правовой деятельностью, эмоциональной и интеллектуальной напряженности, стремление к достижению цели, гордости за выбранную профессию, специальность и т.д.
Эффективность правовой подготовки студентов - будущих менеджеров в значительной степени зависит от сформированных положительных мотивов, определяющих отношение к профессиональной управленческой деятельности. В данном случае, в системе мотивов ведущее значение имеют такие, как осознание социальной и
65
личностной значимости приобретаемых знаний и умений; интерес к правовым аспектам будущей профессиональной деятельности. Они рождают увлеченность специальностью и моральную ответственность за учение. Такие состояния являются «строительным материалом» для формирования характера. «Чтобы мотив стал личностным свойством, закрепившимся за личностью, «стереотипизи-рованным» в ней, он должен генерироваться по отношению к ситуации, в которой он первоначально появился, распространившись на все ситуации, однородные с первой».
Мотивационный компонент представляет собой определенную систему потребностей и связанных с ними мотивов. Она характеризуется также целями целевыми установками. Цель -это не просто предполагаемый результат деятельности, а желаемый ее результат, то, к чему человек стремиться, осуществляя деятельность. Осознавая цель, человек осознает образ желаемого будущего, а потому стремиться к ее достижению и подчиняет 66 ей свои действия. От цели, целепола-гания и целеустремленности зависит то, как человек осуществляет деятельность, какую позицию занимает, как выбирает соответствующие решения и способы поведения [14].
Главное здесь - это именно целевая функция процесса, то есть ясное понимание целей, которые надо достичь. Цель - представляемый результат деятельности отдельного человека, группы людей. Содержание цели в известной мере определяет средства ее достижения. Цели могут быть отдаленными, близкими, ситуативными, общественно-ценными или вредными, альтруистичными или эгои-
стичными. Значимые цели побуждают, мобилизуют, направляют волю и поведение людей.
Мотивационный компонент правовой компетентности в данной работе определяется как совокупность доминирующих мотивов поведения при правовом разрешении ситуаций; сформированная установка на постоянное самообразование и самовоспитание; эмоционально-положительное отношение субъекта к деятельности в целом либо к выполнению отдельных профессиональных функций. Мотива-ционный компонент характеризует потребность в повышении уровня правовой компетентности, а также потребность в формально обоснованной процедуре получения правовой компетентности, потребность в получении результата [15].
Деятельностный компонент выражается в способности выполнять правовую деятельность на оптимальном уровне активности; умении обучаться постижению норм и правил правовой деятельности; умении адекватно ориентироваться в правовой сфере жизни.
Существует общий перечень личностных характеристик руководителя, который способствует эффективности его работы. К их числу относятся: уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, ответственность, независимость, общительность.
Личностный компонент выражается в адекватной самооценке, уверенности в себе, умении управлять конкретными эмоциональными состояниями, действовать разумно и выполнять действия, направленные на достижение сознательно поставленной цели направленно, целеустремленно.
Резюмируя сказанное, сделаем вывод. Понятие «правовая компетент-
ЕК
ность менеджера» понимается как интегральная профессионально-личностная характеристика менеджера, отражающая высокий уровень правовых знаний, умений и навыков и включающая коммуникативные способности и личностные качества менеджера, направленные на создание условий для правового регулирования управленческой деятельности.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник / Под ред. О. В. Виханского. - М.: МГУ, 1995.
2. Моргунов Е. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. - М., 2000.
3. Одегов Ю. Г., Журавлев П. В. Управление персоналом: Учебник для вузов. - М.: Финстатинформ, 1997.
4. Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие / Под ред.
A. С. Пелиха. - Ростов-на-Дону: Издательский центр «Март», 2002.
5. Вербицкий А. А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. - М.: ИЦПКПС, 1999.
6. Веснин В. Р. Менеджмент для предпринимателей. - В 2-х ч. - М.: Антиква, 1996.
7. Драма российского закона / Под ред.
B. П. Казимирчука. - М.: Юрид. кн.: ТОО «ЧЕРО», 1996.
8. Коджаспирова Г. М. Словарь по педагогике (междисциплинарный) / Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. - М: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2005.
9. Дьяченко М. И. Психология высшей школы / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович.
- Мн.: БГУ, 1978.
10. Горбушина М. В. Формирование правовой компетентности у будущих специалистов социальной работы в процессе профессиональной подготовки в вузе: Авто-реф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. -Ульяновск, 2007.
11. Зимняя И. А. Ключевые компетенции -новая парадигма результата современного образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5.
12. Зимин И. Д. Оценка качества подготовки специалистов в системе профессионального образования // Проблемы модернизации и пути развития реализации программ профессионального образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Омск: ИИТО, 2007.
13. Иванова Е. М. Психология профессиональной деятельности. - М.: ПЕР СЭ, 2006.
14. Источники права / Отв. ред. С. А. Сосна.
- М.: Наука, 1981.
15. Кричевский Р. Л. Если Вы - руководитель... Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Дело, 1996. ■
67