Научная статья на тему 'Иностранный язык в подготовке студентов инженерных специальностей'

Иностранный язык в подготовке студентов инженерных специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЙ / КОГНИТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ / МЕТОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хамдамова Севара Ойбековна

Рассматриваются проблемы реализации компетентностного подхода в языковом образовании студентов инженерных специальностей. Определив цель подготовки будущих инженеров по иностранному языку как формирование иноязычной компетентности, автор предлагает использовать для ее достижения технологию контекстного обучения. Даются рекомендации по формированию иноязычной компетентности студентов инженерно-строительных специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хамдамова Севара Ойбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Иностранный язык в подготовке студентов инженерных специальностей»

3. Масалков И.К. Стратегия кейс стади: методология исследования и преподавания: учебник для вузов / И. К. Масалков, М. В. Семина. М.: Академический Проект; Альма Матер, 2011. 443 с.

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Хамдамова С.О.

Хамдамова Севара Ойбековна - преподаватель английского языка, кафедра обучения языкам, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан

Аннотация: рассматриваются проблемы реализации компетентностного подхода в языковом образовании студентов инженерных специальностей. Определив цель подготовки будущих инженеров по иностранному языку как формирование иноязычной компетентности, автор предлагает использовать для ее достижения технологию контекстного обучения. Даются рекомендации по формированию иноязычной компетентности студентов инженерно-строительных специальностей. Ключевые слова: компетентностный подход, мотивационно-ценностный, когнитивно-деятельностный, эмоционально-волевой, метод.

Одним из направлений модернизации высшего профессионального образования является внедрение компетентностного подхода к планированию и оценке результатов образования. Принципиальное отличие разрабатываемой в настоящее время концепции новых государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования заключается в попытке реализовать личностную ориентацию образования, его деятельностно-практическую направленность, а также перейти от предметной дифференциации к межпредметной интеграции. Достижение сбалансированности между когнитивным освоением учебных дисциплин и сформированностью базисной готовности к работе (определяющейся овладением навыками в сфере коммуникации, творческого и критического мышления и т. д.) привело к выделению двух типов компетенций, лежащих в основе построения модели выпускника. Специальные (предметно-специализированные) компетенции охватывают профессиональную квалификацию, связывающую будущую деятельность выпускника с предметами и объектами его труда. Общие (ключевые, универсальные) компетенции, отражающие междисциплинарные требования к результату образовательного процесса, жестко не связаны с профессиональной деятельностью и описывают, скорее, качества, необходимые любому специалисту, независимо от области его специализации. Обладание комплексом компетенций, необходимых для качественной продуктивной деятельности, характеризует профессиональную компетентность специалиста. Являясь комплексным личностным ресурсом, обеспечивающим возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром в той или иной области, компетентность включает такие характеристики, как а) готовность к проявлению компетентности (т. е. мотивационный аспект); б) владение знанием содержания компетентности (когнитивный аспект); в) опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (т.е. поведенческий аспект); г) отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект); д) эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности [1].

Для современного инженера актуальными общими компетенциями являются творческий подход к решению инженерных проблем и разработке новых идей и

оригинальных методов; способность работать с различными источниками информации на разных носителях; умение анализировать и критически оценивать данные, делать выводы и заключения; способность эффективно работать индивидуально и как член команды; эффективная коммуникация с профессиональным коллективом и обществом в целом (написание отчетов, создание документов, презентация материалов, выдача и прием ясных и понятных инструкций); осознание необходимости и способность самостоятельного обучения в течение всей жизни. Используя компетентностный подход в языковом образовании, мы определили цель подготовки студентов инженерных специальностей по иностранному языку как формирование иноязычной компетентности, являющейся способностью и готовностью будущих специалистов решать коммуникативные задачи в сфере профессиональной деятельности, осуществляя иноязычное общение с носителями иностранного языка и выполняя поиск и анализ информации, необходимой для изучения зарубежного опыта и ведения проектно-исследовательской деятельности в области выбранной специализации. При этом иноязычная компетентность рассматривается как совокупность трех компонентов: мотивационно-ценностного, когнитивно-деятельностного и эмоционально-волевого. Мотивационно-ценностный компонент включает в себя такие характеристики, как интерес к изучению иностранного языка и осознание его значимости для будущей карьеры, желание повысить свой языковой уровень и приобрести новые навыки в различных видах речевой деятельности, интерес к творческим видам деятельности на занятиях по профессионально-ориентированному обучению иностранному языку и т. д.

Когнитивно-деятельностный компонент объединяет иноязычную коммуникативную компетенцию в сфере профессиональной деятельности как предметную компетенцию в овладении профессионально-ориентированным иностранным языком и общие (универсальные, надпредметные) компетенции, представляющие собой профессионально важные качества современного квалифицированного инженера. При этом иноязычная коммуникативная компетенция также является понятием интегральным и может быть представлена как совокупность лингвистических, социолингвистических и прагматических компетенций [2]. Наконец, эмоционально-волевой компонент характеризуется самооценкой подготовленности по иностранному языку, уверенностью при участии в различных видах речевой деятельности на иностранном языке, осознанием своих текущих и будущих потребностей в образовании, уверенностью в способности более эффективно использовать дополнительные ресурсы при изучении иностранного языка и т. д. Реализацию компетентностного подхода в образовательном процессе и формирование у студентов как языковых, так и общих компетенций можно осуществить, если создаются следующие условия: деятельностный характер обучения, т. е. включение студентов в реализацию какой-либо деятельности - исследование, проектирование, руководство; ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности учащегося за результаты своей деятельности; приобретение опыта постановки и достижения цели; организация продуктивной групповой работы; демонстрация преподавателем компетентного поведения. Использование технологии контекстного обучения при подготовке студентов инженерных специальностей по иностранному языку не только позволяет повысить их языковой, но и повышает интерес к изучению языка, осознание его важности для будущей карьеры, оценку своей подготовленности по иностранному языку. Все это позволяет сделать вывод об эффективности применения технологии для обеспечения нового качества языковой подготовки специалиста в условиях модернизации системы высшего профессионального образования.

Список литературы

1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высш. образование сегодня. 2003. № 5.

2. A Common European Framework of Reference for Languages: Learning, Teaching, Assessment. CUP, 2001.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИА И ГИПЕРМЕДИА НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Хамдамова С.О.

Хамдамова Севара Ойбековна - преподаватель английского языка, кафедра обучения языкам, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассмотрены вопросы использования новых информационных технологий, в частности, средств мультимедиа и гипермедиа в процессе обучения студентов ВУЗов иностранному языку. В статье приводятся определения терминам «мультимедиа», «гипермедиа», «гипертекст», раскрывается взаимосвязь этих понятий, рассматриваются практические примеры использования мультимедийных технологий в обучении, акцентируется внимание на достоинствах интеграции НИТ в образование.

Ключевые слова: мультимедиа, гипермедиа, гипертекст, новые информационные технологии, Интернет; информационные ресурсы.

В настоящее время, обсуждая проблемы высшей школы, все больше внимания уделяют вопросу развития и совершенствования навыков самостоятельной работы студентов. Это обусловлено тем, что процент учебного времени, отведенный на аудиторную работу, уменьшается, а на самостоятельную работу - увеличивается. Это, в свою очередь, неблагоприятно сказывается на качестве образования, поскольку подавляющее большинство абитуриентов оказываются неготовыми к самостоятельной познавательной деятельности, саморазвитию и самосовершенствованию. С другой стороны, не умея работать самостоятельно, студенты перекладывают большую часть нагрузки на преподавателя, которому приходится проводить работу организовывая дополнительные консультации и занятия. Таким образом, преподаватели вузов сталкиваются с необходимостью обучения студентов навыкам самостоятельной работы. На практике очень распространена самостоятельная работа с частичной заданностью. Это такой вид деятельности, когда обучаемому предлагается цель работы и способы ее достижения, но он свободен в выборе последовательности своих действий и методов работы. Таким образом, под гибким руководством студент учится работать самостоятельно. Развить в студенте самостоятельность очень важно, особенно в процессе изучения иностранного языка. По словам Е.И. Пассова, «...языку вообще нельзя обучить, научить, языку можно только научиться» [1]. Очевидно, что при таком подходе, главную роль играет личность студента, его мотивированность, способности и цели. Проблема отсутствия у студентов навыков самостоятельной работы стоит давно, и отрадно отметить, что в настоящее время появилась тенденция к ее успешному разрешению. Если раньше, при получении индивидуального задания ответственному студенту для его выполнения приходилось часами сидеть в библиотеке в поисках необходимого материала, или дома искать информацию, используя в качестве источников большое количество книг, то в наше время поиск

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.