Научная статья на тему 'Игровые технологии как средство формирования профессиональной компетентности специалистов экономической сферы в образовательном процессе вуза'

Игровые технологии как средство формирования профессиональной компетентности специалистов экономической сферы в образовательном процессе вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
920
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФОРМИРОВАНИЕ / COMPETENCE / GAME TECHNOLOGIES / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арзуханова Светлана Абдуллаевна

Автор определяет понятие "профессиональная компетентность", компоненты его, рассматривает игровые технологии в рамках формирования профессиональной компетентности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арзуханова Светлана Абдуллаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Game technologies as a means of formation of professional competence of future economists in Higher Schools

The author defines the concept "professional competence", its components and describes game technologies as part of formation of professional competence.

Текст научной работы на тему «Игровые технологии как средство формирования профессиональной компетентности специалистов экономической сферы в образовательном процессе вуза»

РАЗДЕЛ VI

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

УДК 378.016:33:793.7

С. А. Арзуханова

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

В современных условиях, когда выпускникам высших учебных заведений приходится сталкиваться с конкуренцией на рынке труда, все более актуальным становится повышение уровня их профессиональной компетентности, обеспечивающей качественное выполнение профессиональных обязанностей на основе сформированных в процессе обучения знаний, умений и навыков.

Несмотря на то, что профессиональная компетентность достаточно основательно исследуется в отдельных аспектах, в целом как фундаментальная педагогическая проблема она еще не только не решена, но и с достаточной силой не поставлена. Практически отсутствуют работы, посвященные системному анализу профессиональной компетентности выпускников ВУ -Зов. До сих пор педагогическая наука не дает однозначного и аргументированного ответа на вопрос, каким закономерностям подчиняется процесс формирования профессиональной компетентности будущих специалистов экономической сферы.

В связи с развитием международных деловых контактов, освоением новых технологий и интенсификацией профессиональной деятельности, ко -торые реализуются в тесном контакте с зарубежными специалистами, резко возросла и потребность в специалистах, знающих иностранный язык. Иностранный язык перестал быть дисциплиной сугубо академического плана. Его знание стало одним из условий, необходимых для трудовой деятельности и карьеры.

Иностранный язык стал достаточно серьезным барьером, который выпускник вуза должен преодолеть для получения работы определенного уровня в российских компаниях и организациях. Вопрос о владении иностранными языками присутствует в анкетах многих фирм и организаций. И хотя не редки случаи, когда требования владения иностранным языком к соискателям на определенные рабочие места выдвигаются не столько из соображений реальной необходимости, сколько из соображений престижа, можно

сделать вывод о том, что сфера реального использования иностранного языка в профессиональной сфере растет. Поэтому одной из главных задач при обучении иностранному языку является создание таких условий на учебных занятиях, которые позволили бы расширить рамки творческой речемыслительной деятельности студентов за счет создания ситуаций естественного общения, поскольку нерешенной проблемой остается разрыв между теоретическими знаниями, полученными выпускниками профессиональных образовательных учреждений в области иностранных языков, и практическими навыками, необходимыми специалистам для межкультурного общения и профессиональной деятельности.

Изучение вопроса формирования профессиональной компетентности путем использования игровых технологий на занятиях по иностранному языку актуально, поскольку владение выпускниками ВУЗа деловым английским языком, как надпрофессиональной и профессиональной компетенцией, становится пропуском для получения работы на престижных предприятиях, в небольших частных фирмах и базой для карьерного роста.

В современных высших учебных заведениях используются различные технологии, но доминируют традиционные (лекции, семинары, лабораторные занятия). Вместе с тем в современной дидактике высшей школы все больше находят свое место активные формы и методы обучения, среди них по праву одно из ведущих мест занимают игровые технологии.

В свете сказанного становится очевидной необходимость рассмотреть сущность понятия «профессиональная компетентность».

Под профессиональной компетентностью Л. Никитина, Ф. Шагеева и В. Иванов [1, с. 125] понимают «характеристику личности специалиста, выраженную в единстве его теоретических знаний, практической подготовленности, способности осуществлять все виды профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность - это системное интегративное единство когнитивной и деятельностной составляющих, личностных характеристик и опыта. Она не сводится ни к отдельным качествам личности или к их сумме, ни к отдельным знаниям, умениям и навыкам, она не только отражает имеющийся у человека потенциал и способность его использовать, но и позволяет человеку быть успешным в профессиональном плане».

В Энциклопедии профессионального образования мы находим следующее определение: «Профессиональная компетентность - интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая уровень знаний, умений, опыт, достаточных для осуществления цели данного рода деятельности, а также его нравственную позицию».

В нашем исследовании мы исходим из следующего понимания профессиональной компетентности - это способность специалиста к реализации приобретенных в ВУЗе знаний, умений, навыков и опыта в реальной профессиональной деятельности; умение взаимодействовать с окружающими

людьми; стремление и способность развивать свой творческий и профессиональный потенциал; готовность принимать решения, выбирая при этом наиболее оптимальный в данной ситуации вариант, а также владение хотя бы одним иностранным языком и информационными технологиями.

Исследования профессиональной компетентности свидетельствуют о том, что нет единого мнения и о ее структуре. Разные исследователи выделяют различные компоненты данной структуры.

Так, по мнению Н. В. Ивановой [2, с. 32], «разработанная в колледже структура профессиональной компетентности специалиста экономического профиля (приводится ниже) должна включать в себя следующий блок компетенций: функциональная; нормативно-правовая; техническая; социальная; коммуникативная, предполагающая формирование у обучающихся способности обобщать, систематизировать и превращать получаемые знания в опыт, а опыт - в деятельность, самостоятельно организовывать, брать на себя ответственность за собственную учебную деятельность».

В свою очередь, Г. В. Безюлева [3, с. 24-25] считает, что «структура профессиональной компетентности включает три блока по основанию: видов профессиональной деятельности (функциональная, правовая, экономическая, техническая, коммуникативная компетенции); социально значимых качеств, свойств и особенностей личности (познавательная, эмотивная, рефлексивная компетенции) и профессионально важных качеств, востребованных в труде; профессиональной направленности личности (мотивационная компетенция)».

Представляет интерес для нашего исследования и мнение И. В. Гришиной [4, с. 102-103], которая считает, что «профессиональная компетентность директора школы представляет собой сложное многоаспектное личностное образование, которое включает функционально связанные между собой компоненты: мотивационный (совокупность мотивов, адекватных целям и задачам управления); когнитивный (совокупность знаний, необходимых для управления); операционный (совокупность умений и навыков практического решения задач); личностный (совокупность важных для управления личностных качеств); рефлексивный (совокупность способностей предвосхищать, оценивать, «притормаживать» собственную деятельность, выбирать стратегию управления)».

Анализ вышеупомянутых подходов к структуре профессиональной компетентности в модели профессиональной компетентности специалистов экономической сферы выделил следующие блоки компетенций: функциональный, нормативно-правовой, социальный, коммуникативный.

Ведущими компонентами профессиональной компетентности по нашему мнению выступают:

1. мотивационно-ценностный компонент показывает уровневую иерархию форм направленности, отражающую степень его величины и развития

через характеристики группы осознанных мотивов, интересов, склонностей, убеждений и мировоззрений;

2. учебно-познавательный компонент тесно связан с расширением личного и профессионального опыта обучаемого;

3. операционально-деятельностный компонент представляет собой уровневое построение видов деятельности и является составной частью диагностики качества профессионального обучения [5];

4. культурологический, отражающий разнообразные культурные области, в которых происходит жизнедеятельность человека (академическая, оздоровительная, креативная и др.); общекультурные способности, необхо -димые в профессиональной деятельности; ценности и традиции национальной культуры и действия по их сохранению, возрождению, воспроизведению;

5. морально-эстетический, понимаемый как накопление опыта: переживания и проживания эмоционально насыщенных ситуаций; гуманного поведения; заботы о ближних; терпимости к другим людям; адекватной самооценки;

6. гражданский, означающий проявление гражданских чувств, отстаивание прав человека, становление опыта гражданского поведения;

7. рефлексивно-оценочный компонент - система личностных характеристик специалиста, влияющая на результативность его профессиональной деятельности. Данный компонент представляет собой устойчивые личностные характеристики, формирующиеся в процессе деятельности и общения с людьми, развития личности [6].

Формированию профессиональной компетентности, в состав которой входят вышеупомянутые компоненты, должны способствовать инновационные технологии обучения (в данном исследовании - это игровые технологии, поскольку проблема технологии игровой деятельности в педагогической профессиональной подготовке еще не разработана в полной мере), создающие наиболее благоприятные условия для развития творческих и профессиональных способностей каждого учащегося.

Согласно определению Л. А. Байкова [7, с. 13], технология игровой деятельности представляет собой «определенную последовательность действий, операций педагога по отбору, разработке, подготовке игр, включению студентов в игровую деятельность, осуществлению самой игры, подведению итогов, результатов игровой деятельности».

Игра, как никакая другая форма учебных занятий, приучает обучающихся к естественной мысли о том, что для них активное участие выработки коллективного решения, проявления инициативы - это самый выгодный тип поведения.

Проведенными исследованиями установлено, что степень усвоения слушателями материала составляет: на лекции - 20%, на лекции с использова-

нием наглядных пособий - 30%, с использованием аудиовизуальных средств - 50%, при проведении дискуссий на семинарах - 70%, в игровых формах обучения - 90% [8, с. 7].

Итак, игра - это уникальное средство ненавязчивого обучения. Игровая технология соответствует естественным потребностям и желаниям учащегося, а потому с ее помощью он будет учиться с удовольствием. Многие преподаватели отмечают большие потенциальные возможности игры в качестве средства обучения английскому языку. Благодаря играм активизируются все познавательные процессы учащихся: развиваются внимание, память, мышление, творческие и профессиональные способности. Обучающие игры помогают снять усталость, преодолеть языковой и психологический барьеры. Их использование всегда дает хорошие результаты, повышает интерес к предмету, позволяет сконцентрировать внимание на главном - овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации общения во время игры.

Применение нового лексического материала в игровой форме позволяет предотвратить процесс забывания активного словарного запаса на занятиях иностранного языка.

В качестве наиболее эффективных методов развития профессиональной компетентности на занятиях иностранного языка используются деловые игры, целью которых являются формирование навыков и умений профессионального общения на иностранном языке, в том числе английского. Разрешение проблемной ситуации, положенной в основу деловой игры, требует от студентов использования языковых и речевых средств, социокультурной информации. Деловая игра позволяет развивать у обучающихся коммуникативные способности (выражать свои намерения и потребности так, чтобы их понимал партнер по коммуникации), профессиональные способности, толерантность (умение терпеливо преодолевать ожидания и ситуации недопонимания и неправильного понимания), творческое мышление, воображение, внимание и память, способность к импровизации, прогнозированию ситуации. Опираясь на межпредметные связи иностранного языка и дисциплин профилирующих циклов, деловая игра является средством воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности студентов.

Разработанная система деловых игр, применяемых на занятиях иностранного языка со студентами первых и вторых курсов экономического факультета Института Экономики и Бизнеса УлГУ, позволила существенно повлиять на сформированность всех выделенных нами компонентов профессиональной компетентности специалистов экономической сферы.

В качестве примера приведем деловую игру «Совещание». В ее основе лежит проблемная ситуация, заключающаяся в увеличении прибыли компании. Проводится экстренное совещание по поводу резкого снижения при-

были. Определяются действующие лица: генеральный директор компании, менеджер по качеству, менеджер по персоналу, менеджер по поставке продукции, финансист, маркетолог, секретарь. Количество действующих лиц должно соответствовать количеству членов группы, поэтому, например, менеджеров по рекламе, по персоналу и качеству могут быть 2 или 3 человека. Они могут работать небольшими группами, но должны прийти к единому мнению, например, по поводу того, как повысить качество и конкурентоспособность продукта за счет более низких издержек продукта. Секретарь может предоставить деловую переписку клиентов с компанией, тем самым будет формироваться социальная компетенция. Финансисты могут разработать отчет о финансовом состоянии компании, тем самым будет формироваться функциональная компетенция. В задачу маркетологов будет входить выгодное позиционирование товара, как на внутреннем, так и на внешнем рынке (например, в Японии). Для дальнейшего развития компании необхо -димо будет провести переговоры, например, с японскими коллегами. Диагностика уровня сформированности профессиональной компетентности, проведенная по результатам серии подобных деловых игр, свидетельствует о положительной динамике всех ее компонентов: мотивационно-ценностного, учебно-познавательного, культурологического, морально-эстетического и гражданского компонента. Кроме того, у студентов развиваются такие качества, как целеустремленность, упорство, дипломатичность, коммуникабельность, организованность, способность к саморазвитию. Данный активный метод обучения позволит также закрепить навыки использования новой лексики, навыки правильного написания деловых писем, навыки использования разговорных фраз при выражении согласия или несогласия с другими мнениями.

Использование игровых технологий (в данном случае, деловой игры) на занятии иностранного языка позволяет оптимизировать учебный процесс, получать новую информацию, отрабатывать практические навыки одновременно по нескольким предметам, повышать познавательную активность, формировать комфортную среду обучения, благоприятные условия для самостоятельной работы, реализации творческого потенциала.

Библиографический список

1. Никитина, Л. Технология формирования профессиональной компетентности / Л. Никитина, Ф. Шагеева, В. Иванов // Высшее образование в России. - 2006. -№ 9. - С.125-127.

2. Иванова, Н. В. Профессиональная компетентность как условие конкурентоспособности выпускника на рынке труда / Н. В. Иванова // Профессиональное образование. - 2005. - № 1. -32 с.

3. Безюлева, Г. Н. Профессиональная компетентность специалиста: взгляд психолога / Г. Н. Безюлева // Профессиональное образование. - 2005. - № 12. -С.24-25.

4. Гришина, И. В. Профессиональная компетентность руководителя школы как объект исследования / И. В. Гришина: Монография. СПб: СПбГУПМ, 2002. - 232 с.

5. Нагимова, Н. И. Модель формирования социально-профессиональной компетентности учащихся / Н. И. Нагимова // Профессиональное образование. -2006. - № 9. - 31 с.

6. Антипова, В. М. Компетентностный подход к организации дополнительного педагогического образования в университете / В. М. Антипова, К. Ю. Колесина, Г. А. Пахомова // Педагогика. - 2006. - № 8. - С. 57-62.

7. Байков, Л. А. Технология игровой деятельности: Учебное пособие / Л. А. Байкова, Л. К. Гребенкина, О. В. Еремкина; сост. Приложений Е. М. Аджиева, Н. А. Жокина, Е. В. Известнова, Н. В. Мартишина, Г. А. Прохорова. Рязань: Изд-во РГПУ, 1994. - 120 с.

8. Калаков, Н. И. Инновационные технологии в преподавании психолого-педа-гогических дисциплин. / Н. И. Калаков, А. В. Меньшиков, Е. Н. Немова. - Ульяновск: УФВУС, 2003. - 178 с.

9. Заглядина, О. Н. Формирование педагогической культуры будущего учителя математики // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 67-75

10. Фишман, Б. Е. Педагогическая поддержка саморазвития педагогов в профессиональной деятельности: концептуальные основы региональной системы // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 49-60

11. Борисова, Л. Г. Педагогика общей заботы // Сибирский педагогический журнал. - 2006. - № 3. - С. 31 - 49.

12. Ведерникова, Л. В. Педагогическая практика как среда профессионального самоопределения студентов // Сибирский педагогический журнал. - 2006. - №

2. - С. 98 - 107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.