Научная статья на тему 'Сущностно-содержательная характеристика социальноправовой компетентности будущих специалистов по физической культуре и спорту'

Сущностно-содержательная характеристика социальноправовой компетентности будущих специалистов по физической культуре и спорту Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СПЕЦИАЛИСТ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ / PROFESSIONAL COMPETENCE / SOCIO-LEGAL EXPERTISE / A SPECIALIST IN PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецов Станислав Александрович

В статье на основе анализа ряда исследований представлена сущностная характеристика социально-правовой компетентности будущих специалистов по физической культуре и спорту, а также дается обоснование содержания составляющих компонентов социально-правовой компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The essence of social-legal characteristics of future specialists in physical education and sport

The article presents the background analyses of law and social knowledge of future specialists in the field of physical training and sports. Further, it proves the key contents of law and social knowledge.

Текст научной работы на тему «Сущностно-содержательная характеристика социальноправовой компетентности будущих специалистов по физической культуре и спорту»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010

УДК 796 : 378.6

С. А. КУЗНЕЦОВ

Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары

СУЩНОСТНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ____________________________________

В статье на основе анализа ряда исследований представлена сущностная характеристика социально-правовой компетентности будущих специалистов по физической культуре и спорту, а также дается обоснование содержания составляющих компонентов социальноправовой компетентности.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, социально-правовая компетентность, специалист по физической культуре.

В начале XXI века в педагогике, педагогической психологии, социологии образования развернулись поиски, направленные на исследование профессиональной компетентности различных специалистов, сущность и пути ее повышения, психологические процессы формирования, определяются условия, средства развития профессиональной компетентности специалистов.

А.К. Маркова определяет компетентность как индивидуальную характеристику степени соответствия профессии и различает следующие виды профессиональной компетентности:

— специальная компетентность — владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;

— социальная компетентность — владение совместной профессиональной деятельностью, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения, социальная ответственность за результат своего труда;

— индивидуальная компетентность — владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, неподверженность профессиональному старению, умение рационально организовывать свой труд без перегрузов времени и сил [1].

В документе «Стратегия модернизации содержания общего среднего образования» предложены следующие основания классификации компетентностей:

— компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации;

— компетентность в сфере гражданско-обще-ственной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);

— компетентность в сфере трудовой деятельности;

— компетентность в бытовой сфере.

Названные виды компетентности означают, по

сути дела, зрелость человека в профессиональной деятельности, в профессиональном общении, в ста-

новлении личности профессионала, его индивидуальности. При этом А.В. Хуторской [2] в понятие образовательной компетентности включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивности ее. И соответственно, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и к предмету деятельности, свидетельствует о его компетентности.

Исследование, проведенное О.Н. Маловой, показало, что в педагогической науке нет единого мнения по поводу состава ключевых компетенций, которыми должен овладеть выпускник образовательного учреждения [3].

Советом Европы было выделено пять ключевых компетенций, которыми должны владеть молодые специалисты: политическая и социальная компетенции; компетенция, связанная с жизнью в поликуль-турном обществе (необходимая для предотвращения расизма); компетенция, которая относится к владению устной и письменной коммуникацией; компетенция, связанная с возрастанием информатизации общества; способность учиться на протяжении жизни.

Поставив перед собой задачу выделить ключевые компетентности специалиста в области образования, О.И. Мартынюк, И.Н. Медведев, С.В. Панькова, О.И. Соловьева проанализировали и обсудили различные подходы к определению ключевых компетенций и отметили, что практически во всех подходах присутствуют (под теми или иными названиями) информационная, коммуникативная и социальноправовая компетенции [4]. Следует сказать, что эти же компетенции указаны в документах по модернизации российского образования в качестве ключевых компетенций школьников.

В современной педагогической литературе употребляется два термина — компетенция и компетентность, хотя в английском языке это одно слово («competence»).

Проведенное Н.В. Гущиной исследование показало, что выделяются различные подходы к определению

содержания профессиональной компетентности педагога. Профессионально-деятельностный подход к определению содержания профессиональной компетентности заключается в рассмотрении ее как модели специалиста, которая включает обобщенные требования к профессионально значимым знаниям, умениям и навыкам. Знаниевый подход сводит содержание данного понятия до совокупности знаний, необходимых для успешной профессиональной деятельности. Личностный подход, напротив, решающую роль в развитии и функционировании профессиональной компетентности отводит профессионально значимым качествам. Системный подход предполагает рассмотрение профессиональной компетентности как интегральной личностной характеристики субъекта профессиональной деятельности, которая включает в своё содержание как деятельностно обусловленные знания, умения, навыки, так и личностно обусловленные свойства — направленность, способности и профессионально значимые качества [5].

Анализ ряда работ показал, что исследователи, зачастую рассматривают социальную компетентность отдельно от правовой. Так, Т.П. Палий [6] рассматривает социальную компетентность как личностное формирование, которое включает в себя сознательное выражение личности, проявляющееся в её убеждениях, взглядах, отношениях, мотивах, установках на определенное поведение, в сформиро-ванности личностных качеств, способствующих конструктивному взаимодействию. Сегодня именно социальная компетентность, подчеркивает Т.П. Палий, представляет собой основу процесса социализации личности, поскольку предполагает гибкую смену ролей, умение сотрудничать, вступать в контакты, легкую совместимость, готовность к изменениям, к самоопределению, социальную ответственность за последствия своих поступков и является качественной характеристикой данного процесса [6].

Содержание социально-правовой компетентности, по мнению О.И. Мартынюк, И.Н. Медведева, С.В. Паньковой, О.И. Соловьевой, заключается в понимании значения своих социальных функций как гражданина своей страны, члена общества, устойчивом позитивном отношении к своим общественным обязанностям. Знание символов государства (герб, флаг, гимн). Знание прав и свобод человека и гражданина, умение их реализовывать в различных жизненных ситуациях. Умение соотносить свои интересы с интересами общества. Нацеленность на совершенствование и развитие общества на принципах гуманизма, свободы и демократии. Опыт общественно полезной гражданской деятельности. Наличие определенной жизненной позиции и внутренней готовности к ее реализации. Способность брать на себя ответственность, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов. Толерантность, уважение и принятие другого (раса, национальность, религия, статус, пол) [4].

Для определения содержания социально-правовой компетентности специалиста по физической культуре и спорту мы использовали системный подход, который позволил нам рассматривать её как интегративное качество личности специалиста по физической культуре и спорту, представленное совокупностью социально-правовых знаний и умений, позволяющих специалисту по физической культуре и спорту спроектировать учебно-воспитательный процесс на принципах гуманизма, свободы. и демократии, наличие у педагога таких ка-

честв, как патриотизм, толерантность, эмпатия, межкультурная чувствительность.

Исследователи и практики, занимающиеся изучением компетентности, по-разному определяют структуру данного понятия. Группировка преобладающих мнений позволяет говорить о двух основных позициях.

Представители первого направления в качестве основы компетентности выделяют уровень квалификации, определяющийся знаниями [7], умениями [8], сплавом знаний и умений [9], совокупностью знаний, умений, опыта [10].

Второе направление связано с рассмотрением компетентности как определенной системы качеств личности, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности, как совокупность квалификации и личностных возможностей, куда относят систему отношений личности к профессиональной деятельности, мотивацию, способности и др. [7].

J. Raven компоненты компетентности разделяет на когнитивные (вроде разработки плана, преодоление препятствий на пути к достижению целей, анализ результатов собственной деятельности и т.д.), аффективные (например, удовольствие от работы, эмоциональная настройка на задачу) и волевые (такие, как настойчивость, решительность, воля) [11].

Другие зарубежные ученые (J. Brianas, D. Kleiman, J. Hunt) предлагают модель компетентности, которая включает ряд следующих уровней:

— компетентность как способность к интеграции знаний и навыков с их использованием в условиях изменяющихся требований внешней среды;

— концептуальная компетентность;

— компетентность в эмоциональной сфере, в области восприятия;

— компетентность в конкретных видах деятельности [12— 14].

Заслуживает внимания достаточно разработанная концепция немецких ученых K. Geissler, M. Hege. По мнению авторов, профессионально-компетентная деятельность — это интегративное единство инструментальной, рефлексивной и социальной компетентности социального работника. Рассматривая составные компоненты компетентности, авторы определяют, что инструментальная компетентность включает в себя процесс от овладения знаниями и умениями до доведенного до автоматизма поведения и применения профессиональных знаний на практике [15].

В «Стратегии модернизации содержания общего среднего образования» отмечено, что понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычек и др.

Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников [10] и другие включают в структуру компетентности такие аспекты, как когнитивные (ориентированность, психологические знания и перцептивные способности), исполнительские (умения и навыки) и особую группу показателей, куда входят социальные установки, опыт и система отношений личности. А.А. Бодалев обозначает эти компоненты как компетентность в «отражении», в «обращении», в «отношении», что в целом соответствует познавательной, поведенческой и эмоциональным сферам.

Современные исследователи проблем формирования той или иной компетентности личности выделяют различные её компоненты. Т.Ю. Гурьянова —

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010

когнитивный, мотивационно-ценностный и деятельностный [16]; Т.П. Палий — целевой, ценностный, гностический и деятельностный [6]; Т.В. Шелухина — личностный, знаниевый и деятельностный [17]; Н.В. Гущина — мотивационный, личностный, информационный, операционный и двигательный [5]; М.В. Анисимов — мотивационно-ценностный, когнитивно-операционный, рефлексивно-проектировочный [18]; О.В. Иванова — когнитивный, поведенческий, мотивационный и личностный [19]; К.В. Фадеева — мотивационный, функциональный и рефлексивный [20].

Можно сделать вывод, что все компоненты, выделенные современными исследователями, укладываются в рамки компонентов, соответствующих познавательной, поведенческой и эмоциональным сферам.

Гуманитарный взгляд на образование по физической культуре — это один из способов и средств саморазвития сущностных сил студента, его разностороннего развития, включающего нравственную, физическую, эстетическую и другие стороны, по мнению М. Я. Виленского [21], способствует формированию его компетентности в этой сфере культуры.

Таким образом, содержание социально-правовой компетентности специалиста по физической культуре и спорту, по нашему мнению, составляют следующие компоненты: когнитивный, предполагающий наличие социально-правовых знаний и готовность человека к дальнейшему их усвоению; деятельностный, представленный умениями и навыками преобразовательной социально-правовой деятельности; ценностно-мотивационный, основанный на доминанте общечеловеческих и национальных ценностей, необходимых для формирования социальноправовой компетентности у будущих специалистов по физической культуре и спорту.

Библиографический список

1. Маркова, А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя / А.К. Маркова // Советская педагогика. — 1990. — № 8 — С. 82.

2. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В.Ху-торской // Народное образование. — 2003. — № 2. — С. 58 — 64.

3. Малова, О.Н. Социальное проектирование как средство формирования гражданской компетентности студентов вуза : авто-реф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / О. Н. Малова. — Чебоксары,

2008. - 20 с.

4. Опыт формирования компетентностной модели выпускника педагогического вуза как нормы качества и базы оценки результатов образования (на примере физико-математического факультета) / О.И. Мартынюк [и др.]. — М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 50 с.

5. Гущина, Н.В. Формирование профессиональной компетентности будущего тренера по спортивной аэробике в процессе обучения дисциплине «Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование» : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Н. В. Гущина. — Чебоксары, 2009. — 23 с.

6. Палий, Т.П. Формирование социальной компетентности подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, в условиях детского оздоровительно-образовательного центра : авто-реф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Т.П. Палий. — Чебоксары,

2009. — 23 с.

7. Кулибанов, С.К. Эвристические процедуры в руководстве учебно-познавательной деятельностью студентов в процессе профессиональной подготовки / С.К. Кулибанов // Теория и практика высшего педагогического образования : межвуз. сб. науч. тр. / под ред. В.А. Сластенина. — М., 1987. — С. 62 — 66.

8. Спирин, Л.Ф. Формирование общепедагогических умений учителя : (на материале подготовки студентов педвуза к воспитательной работе) : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Л.Ф. Спирин. — М., 1980. - 46 с.

9. Лаптева, Г.С. Проблемное обучение в университете как средство формирования педагогических умений студентов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Г.С. Лаптева. — Ленинград [СПб.], 1982. — 23 с.

10. Жуков, Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении / Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников. — Киров, 1991. — 134 с.

11. Raven, J. Competence in modern society: its indentification, development and please / J. Raven. — Oxford : Oxford Psychologists Press, 1984. — P. 45 — 53.

12. Brianas, J. High-teach Executive Skills : what new research shows / J. Brianas // Journal of European Education and Industrial Training. — 1987. — Vol. 11. — № 14. — P. 15 — 18.

13. Hunt, J. Managing people at work / J. Hunt. — 2.nd ed. — 1992. — 346 p.

M^Kleiman, D. Recruitment : what to loci foreign tomorrows employer / D. Kleiman // Productivity Digest. — 1988. — P. 10—15.

15. Geissler, K. Konzepte sozialpaedagogischen Handelns / K. Geissler, V. Hege. — Weinheim : Bastl, 1988. — P. 78 — 109.

16. Гурьянова, Т.Ю. Формирование поликультурной компетентности студентов ссузов (на материале обучения иностранному языку) : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Т.Ю. Гурьянова. — Чебоксары, 2008. — 22 с.

17. Шелухина, Т.В. Совершенствование профессиональной компетентности учителей иностранных языков сельских школ в условиях учреждений дополнительного педагогического образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Т. В. Шелухина. — Чебоксары, 2009. — 22 с.

18. Анисимов, М.В. Совершенствание компетентности учителя в области информационных и коммуникационных технологий в процессе дистанционного обучения (в системе дополнительного профессионального образования) : автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.08 / М.В. Анисимов. — Чебоксары, 2009. — 18 с.

19. Иванова, О.В. Формирование информационной компетентности будущих учителей иностранного языка на основе личностно-ориентированного подхода : автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.08 / О.В. Иванова. — Чебоксары, 2009. — 23 с.

20. Фадеева, К.В. Формирование профессиональной коммуникативной компетентности студентов технического вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / К.В. Фадеева. — Чебоксары, 2010. — 23 с.

21. Виленский, М.Я. Социально-педагогические детерминанты гуманитарной сущности дисциплины «Физическая культура» в государственных образовательных стандартах профессионального образования третьего поколения / М. Я. Виленский // Педагогическое образование и наука. — 2007. — № 1. — С. 47 — 50.

КУЗНЕЦОВ Станислав Александрович, соискатель кафедры педагогики.

Адрес для переписки: e-mail: kzm_diss@mail.ru, evgrafov_ivan@mail.ru

Статья поступила в редакцию 16.11.2010 г.

©С. А. Кузнецов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.