Джелилова С.И.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ: СОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИИ
Правовое сознание представляет собой совокупность когнитивных, мотивацион-но-ценностных и конативных характеристик, способствующих формированию и реализации гражданской позиции личности и регулирующих ее поведение в юридически значимых ситуациях.
Базовым компонентом в структуре правосознания является когнитивный компонент, определяющий совокупность знаний о праве, правоприменении, ответственности личности перед законом. Вторым выступает мотивационно-ценностный компонент, влияющий на внутреннюю осознанность отношений человека к социальной действительности. Третьим, поведенческим компонентом в структуре правосознания, является конативный компонент, определяющий поведение, самоконтроль и выбор деятельности.
Проведение теоретического и эмпирического исследования позволило выявить психолого-педагогические условия, которые необходимы для формирования и развития правового сознания подростков. К ним относятся: создание психологически благоприятной образовательной среды, основанной на принципах активности, безоценочного принятия, объективации поведения, обратной связи; направленность психологического содействия образовательного процесса на развитие когнитивного, мотивационно-цен-ностного и конативного компонентов правового сознания; нацеленность программы развития правового сознания на актуализацию знаний в области основ права, формирование положительных мотивов и установок правоприменения, правильное использование правовых знаний в деятельности и правовом поведении подростков. Наличие выявленных у подростков проблем развития правового сознания позволило перейти к построению стратегий психологического содействия в рамках технологического блока спроектированной нами концептуальной модели, который предполагал также разработку комплексной психологической программы для поэтапного воплощения ее форм и методов.
В разработанной программе был задействован комплекс факторов, способных оказать влияние на формирование правового сознания как устойчивого свойства личности. Кроме того, оказываемое формирующее воздействие носило непрямой характер, то есть подразумевало его опосредование индивидуальными структурами субъекта, что могло обеспечить не поверхностные, а глубинные изменения. «Программа психологического содействия формированию правового сознания у подростков» строилась на принципах системности, событийности, индивидуального подхода, сотрудничества и субъектного подхода к развивающейся личности; на принципе аксиологичности и принципе личностно-деятельностного подхода.
Одной из форм психологического содействия выступили приемы и методы социально-психологического тренинга, направленные на развитие компонентов правового сознания, а также на снятие тревожности и напряженности, осознание подростками своих потенциальных возможностей, овладение конструктивными умениями и навыками
межличностного общения и взаимодействия.
Социально-психологический тренинг был нацелен на оптимизацию психического состояния подростков, повышение их самооценки и самопринятие. При обучении подростков минимизировать проявления тревожности, неуверенности, раздражительности большое внимание было уделено развитию тех качеств, которые характеризуют эмоциональную устойчивость личности, способность к самоконтролю и психической саморегуляции. Процедура проведения тренинговых занятий была спланирована так, чтобы на всех этапах подростки чувствовали себя активными субъектами деятельности. Учитывая три плоскости ожидаемых изменений (когнитивную, эмоциональную и конативную), мы предлагали в тренинге решение задач, которые бы способствовали формированию правового сознания подростков. Тренинг способствовал тому, чтобы подростки осознали необходимость расширения знаний о сущности закона, правопорядка, об основных факторах, оказывающих как негативное, так и позитивное влияние на формирование правового сознания личности. В процессе тренинга подростки обучались понимать, какие ситуации в реальной жизни вызывают напряжение, тревогу, страх, неуверенность в себе и другие негативные эмоции, а также рефлексировать особенности своего поведения и эмоционального реагирования. Кроме того, они начинали осознавать, как они выглядят со стороны, как воспринимают и оценивают их поведение другие, как откликаются на них, какие последствия это поведение имеет.
Постепенно подростки научились оценивать существующее рассогласование между собственным образом Я и восприятием себя другими, а также собственные мотивы, потребности, стремления, отношения, установки, степень их адекватности, реалистичности, конструктивности и др.
Приобретение новых знаний, включенных в программу, происходило через обнаружение подростками нового психологического содержания во время занятий специальными упражнениями, в игровых и проблемных ситуациях. В процессе тренинга подростки могли пережить в группе те чувства и воспроизвести те эмоциональные ситуации, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни, и с которыми они не могут справиться сами. В ходе тренинга подростки получали возможность закрепить новые формы поведения, в частности, те, которые способствуют эмоциональной устойчивости и функционированию в повседневной жизнедеятельности. Таким образом, задачи тренинга фокусировались на трех составляющих сознания подростка: на самопонимании (когнитивный компонент), на отношении к себе (мотивационно-ценностный компонент) и на саморегуляции (конативный компонент).
Основные технологии проведения тренинга:
- психологические упражнения, направленные на изменение состояния отдельных участников и всей группы в целом, которые рассчитаны на получение материала, осознание и обсуждение которого используется для достижения основных целей тренинга;
- групповая дискуссия использовалась для выявления различий во взглядах, давала возможность вырабатывать решение, новое для каждого участника, обогащающее его точку зрения. Участие в дискуссии позволяло приобрести новое знание и собственный опыт;
- ролевая игра предполагала проигрывание ситуаций, которые могут создать определенные сложности для членов группы и, по сути, являются экспериментом с типами поведения, репетициями управления ситуацией.
Наряду с тренингом, проводилось активное социально-психологическое обучение. Применялся метод анализа конкретных ситуаций и метод игрового моделирования или имитационных игр. Важное место в работе с подростками отводилось психической саморегуляции. Основная цель занятий - активизация психических процессов, снятие нервно-психического напряжения, восстановление ощущения бодрости и обучение основам психической саморегуляции. Занятия в группах проводились с использованием методик: активная нервно-мышечная релаксация, аутогенная тренировка, оказание эффективной психологической взаимопомощи. Первая часть занятий включала в себя упражнения по релаксации и визуализации, направленные на развитие навыков создания мысленных зрительных образов. Во второй части, упражнения носили специализированный характер в зависимости от характера проблем подростков.
Стратегия программы основывалась на принципе поэтапности: каждый последующий этап был логически связан с предыдущим и направлен на закрепление достигнутого и его последующее развитие на следующем этапе. Наличие выявленных у подростков проблем позволило перейти к реализации технологического блока концептуальной модели включающего: психодиагностическое направление, психологическое консультирование, психологическое просвещение, тренинг личной эффективности. Для реализации представленного комплекса мероприятий в рамках содержательного блока концептуальной модели нами была создана «Программа психологического содействия формированию и развитию правового сознания подростков». Программа предусматривала овладение знаниями в области основ права, формирование положительных мотивов правоприменения, потребностей, ценностных ориентаций, эмоциональных переживаний личности; применение правовых знаний и положительных мотивационных установок в социальной деятельности и правовом поведении подростков.
Реализация содержательного блока концептуальной модели психологического содействия предполагала проведение формирующего этапа эмпирического исследования. Для каждого из подростков, отобранных для участия в формирующем эксперименте, была составлена личная карта, которая предоставила возможность получить систематизированную информацию об уровне развития выделенных компонентов правового сознания; предположить ожидаемое поведение и ход дальнейшего развития личности. При повторном заполнении определялись изменения, которые произошли под влиянием проведенной эмпирической работы в ходе реализации психологического содействия, то есть устанавливалась его эффективность.
Как показывают результаты этой части исследования, большинство подростков экспериментальной группы после формирующего эксперимента продемонстрировали высокий и средний уровни сформированности правового сознания. Более чем в два раза уменьшилось количество подростков с низким уровнем правового сознания. Полученные данные подтверждаются и результатом статистического анализа, который свидетельствует о том, что в экспериментальной группе достоверно (р<0,01) повысилось количество подростков с высоким уровнем сформированности когнитивного, мотива-
ционно-ценностного и конативного компонентов правового сознания на всех этапах онтогенеза подростков.
Результаты, полученные при проведении ориентационной анкеты, были подтверждены показателями психодиагностических методик, позволяющих изучить каждый компонент правового сознания подростков в отдельности. Проведенный анализ личностных черт с помощью методики 14-PF Р. Кеттелла позволил проследить изменение показателей в результате реализации технологического блока концептуальной модели в контрольной и экспериментальной группе.
В экспериментальной группе у подростков стали более выраженными такие личностные особенности, как общительность, умение контролировать свои эмоции и чувства, уравновешенность и самокритичность, упорство и рассудительность, высокий самоконтроль поведения.
Рассмотрев результаты эмпирического исследования, полученные с помощью теста многоаспектной квантификации межличностных отношений Т. Лири (адаптация Л.Н. Собчик), мы отмечаем изменения в экспериментальной группе, подтвержденные ^критерием Стьюдента.
Оказалось, что изменения по некоторым показателям ярко выражены. Показатель, характеризующий авторитарность, до (7,01) и после (5,22) формирующего исследования имеет различия t=4,0282. Показатель «агрессивный» прошлого (5,79) и настоящего (4,01) имеет значительные различия ^ =3,5234, при р<0,001). Выраженность указанных признаков имеет тенденцию сглаживания. Достоверность различий на трех уровнях значимости отмечена у показателя «зависимый» t=4,528, в сторону снижения выраженности данной характеристики у подростков экспериментальной группы. Достоверные различия показателя «подозрительный» до (4,29) и после реализации психологического содействия (3,16) значимы при р<0,01 t=2,7889, подозрительность снижается, что позитивно сказывается на личности подростков. Показатель «подчиняемый» t=2,671 обладает различиями при уровне значимости р<0,05 и имеет тенденцию снижения, а показатель «дружелюбный» t=2,5986, при том же уровне значимости, проявляет тенденцию увеличения. В контрольной группе подростков существенных изменений не произошло.
Таким образом, сравнивая полученные данные по тесту многоаспектной кванти-фикации межличностных отношений Т. Лири, мы можем констатировать процессы статистически значимых изменений, произошедших в когнитивном компоненте правового сознания подростков. Проведенный сравнительный анализ изменения средних значений по методике описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томаса позволяет констатировать, что у подростков экспериментальной группы отмечается устойчивая тенденция к проявлению конструктивных стратегий поведения.
Достоверные различия показателя по шкалам «Сотрудничество» ^=3,0889) и «Компромисс» ^=2,8868) при р<0,01, подчеркивают произошедшие статистически значимые изменения конативного компонента правового сознания личности подростка.
С целью определения отношения испытуемых экспериментальной группы к проведённой «Программе психологического содействия формированию и развитию правового сознания подростков», было проведено добровольное анкетирование, в результате которого мы установили, что положительно относятся к проведённым занятиям и же-
лают дальше продолжить работу в тренинговых группах 93,75% респондентов. Сами подростки отмечают, что у них возрастают потребности в новых знаниях (60,4%), умение анализировать и прогнозировать последствия своих поступков (70,31%), понимание сущности долга и свободы личности (65,62%), что свидетельствует о положительных изменениях когнитивного компонента правового сознания. У подростков происходит перестройка мотивационно-ценностного компонента правосознания, актуализация потребности в правовом поведении (60,93%), эмоциональная удовлетворенность от соблюдения норм правопорядка (71,87%), удовлетворенность достижениями и своим социальным положением (79,68%). Отмечаются улучшение и в конативном компоненте: формируются умения применять полученные знания в поведении и деятельности -57,81%; в осуществлении поведенческой регуляции в межличностном взаимодействии - 75% подростков; 62,5% опрошенных акцентируют внимание на совершенствовании личностных качеств: добросовестность, исполнительность, дисциплинированность, уверенность, самокритичность, уважительность.
Проведённое исследование позволило установить динамические различия показателей уровня развития правового сознания, а также разницы психологических особенностей правосознания подростков до и после проведения психологических занятий. Таким образом, концептуальная модель и программа психологического содействия формированию и развитию правового сознания подростков удовлетворяют основным критериям, обосновывающим их эффективность, не только на концептуальном уровне, а также с помощью количественных данных, отражающих динамику личностных преобразований.
Нами установлено, что динамика правосознания зависит от возрастных и индивидуальных особенностей подростков, а его формирование представляет собой комплексный систематический процесс психолого-педагогического содействия развитию когнитивной, мотивационно-ценностной и конативной структур сознания в онтогенезе подростка.
Результаты констатирующего эксперимента позволили сделать вывод о том, что при отсутствии систематического, целенаправленного психологического содействия уровень правового сознания у младших, средних и старших подростков является недостаточным.
Технология формирующего эксперимента проводилась в рамках психологического просвещения, психологического консультирования, психологической коррекции. В работе с детьми использовались следующие формы и методы: психологические тренинги, игровое моделирование, анализ конкретных ситуаций, методы саморегуляции и релаксации, мобилизация скрытых психологических ресурсов и др. Они дополняли друг друга, погружали подростков в проблематику программы.
В заключение был проведен контрольный эксперимент, который показал динамические различия показателей правового сознания у подростков из контрольной и экспериментальной групп. У подростков из экспериментальной группы отчетливо проявились изменения когнитивного компонента (потребность в новых знаниях, умения анализировать и прогнозировать последствия поступков); мотивационно-ценностного компонента (актуализировалась потребность в правовом поведении, позитивное отно-
шение к нравственным поступкам и удовлетворенность от соблюдения норм правопорядка); конативного компонента (умение применять полученные знания в поведении и деятельности).
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеев, В.А. Самосознание и мотивация деятельности на рубеже подросткового и старшего школьного возраста [Текст] / В.А.Алексеев // Проблемы мотивации общественно полезной деятельности школьников. - М., 1984. - 154с.
2. Берулава, Г.А.Состояние и перспективы развития высшего образования в современном мире [Текст] / Г.А.Берулава: материалы докладов Международной научно-практической конференции, Сочи, 12 - 13 сентября 2012 года; под ред. академика РАО Г.А. Берулава. - Сочи: изд-во Международного инновационного университета, 2012. - С.11-16.
3. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М.Р. Битянова, Л.И.Божович,Этапы формирования личности в онтогенезе. Психология развития: хрестоматия / Л.И.Божович. - СПб.: Питер, 2001. - 352с.
4. Гаврилова, Т.Л. Личностное консультирование подростков как вид психологической помощи [Текст] / Т.Л. Гаврилова // Психологическая наука и образование. - 1997.
- №1 С.88-92.
5. Дубровина, И.В. Модель развития психологической службы системы образования России [Текст] /И.В.Дубровина, Е.М.Борисова, А.М.Прихожан // Детский практический психолог. 1994 - Январь. - С.6-13.
6. Калитеевская, Е.Р. Пути становления самодетерминации личности в подростковом возрасте [Текст] / Е.Р.Калитеевская, Д.А.Леонтьев // Вопросы психологии. - 2006.
- №3. - С.49-55.
7. Котова И.Б. Онтогенез развития личности //ж. Гуманизация образования. №4., 2012 г.- С. 65-72.
8. Лидак, Л.В. Регулятивная функция современного правосознания [Текст]: монография / Л.В.Лидак. - Пятигорск: ПГЛУ, 2011. - 158с.
9. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками [Текст] / Т.В.Азарова, О.И.Барчук. - СПб.: Питер, 2005. - 304с.
10. Практическая психодиагностика. Тесты и методики [Текст]; авт.-сост. В.Наде-жина. - Минск: Харвест, 2011. - 190с.
11. Heaven, P. Lokus of control and attitudes to authority amond adolescents [Text] / P.Heaven // Pers.andIndivid. Differ, 1988. - №1. - P.14 - 16.
12. Maslow, A.L. Motivation and personality [Text] / Maslow A.L. - N.Y., 1954. - 247р.
13. Shostrom, E. Personal orientation inventory [Text] / E.Shostrom // Educational and industrial testing service. - N. Y., 1966. - 457р.