Крыжевская Н.Н.
Формирование профессионального правового сознания как условие профилактики профессиональной деформации у курсантов вузов системы МВД
В статье приведены результаты теоретического анализа по проблеме формирования профессионального правового сознания у сотрудников правоохранительных органов как условия профилактики профессиональной деформации, освещены его структура и механизмы становления у курсантов вузов системы МВД. Автором выделены параметры исследования этого психологического образования личности, разработан комплекс методик для его изучения. Представлены результаты изучения профессионального правового сознания у курсантов с различной степенью предрасположенности к профессиональной деформации на констатирующем и контрольном этапах эксперимента, описана программа его формирования с учетом этих показателей, а также этапов обучения в вузе.
Ключевые слова: профессиональное правосознание, профессиональная деформация, психологическая профилактика.
Важнейшим аспектом профессиональной подготовки будущих сотрудников правоохранительных органов выступает их становление не только как профессионалов, обладающих специальными навыками, но и как личностей с особыми нравственно-волевыми, гражданскими качествами. В связи с чем период обучения следует рассматривать как важнейший этап, который должен включать, с одной стороны, конструирование способов овладения операциональной стороной профессиональной деятельности, с другой - комплекс преобразующих воздействий, приводящих к осознанию обучающимися социальной значимости профессии и профессиональной идентичности.
Специфика службы сотрудников в правоохранительных органах накладывает отпечаток на деятельность образовательных учреждений, осуществляющих подготовку кадров для подразделений органов внутренних дел. Курсантов вузов системы МВД следует рассматривать не как «будущих сотрудников». С самого начала обучения, после освоения «курса молодого бойца» и принятия Присяги, каждый курсант на основании соответствующего договора является сотрудником органов внутренних дел уже в период обучения. Ему присваивается звание «рядовой полиции», он допускается к оружию, исполняет служебные обязанности, несет караульную службу, участвует в патрулировании, заступает в наряды и т. п. (Л.Т. Бородавко и др.) [3].
Учитывая короткий срок адаптации к новым условиям, назревает существенное противоречие между организационно-содержательными особенностями правоохранительной деятельности и готовностью курсанта соответствовать требованиям данного вида профессиональной деятельности, что является источником
профессиональных деформаций личности на данном этапе профессионального становления.
Кроме того, значительная часть профессионально важных качеств личности, исследуемых в процессе профотбора будущих курсантов вузов системы МВД, этически нейтральна. Поэтому несформированность морально-ценностной системы и морально-этических установок в процессе овладения профессией также будет способствовать формированию профессиональных деформаций.
Проблема этической и моральной незрелости будущих специалистов органов внутренних дел стоит крайне остро. Это находит отражение в нормативных документах, касающихся профессионального образования в узах МВД. 26 мая 2009 г. Президентом РФ подписан Указ № 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации» [6]. Данным Указом подчеркивается значимость морально-этической стороны профессионально важных качеств сотрудника правоохранительных органов, а также обращается внимание на наличие адекватного правосознания как элемента его профессиональной модели (Я.В. Гайворонская) [4].
Проблема правосознания личности сотрудников правоохранительных органов затрагивается в трудах П.П. Баранова, Н.Л. Гранат, Н.Я. Соколова, Е.А. Белканова, А.В. Грошева, В.Б. Исакова, В.Н. Кудрявцева, К.А. Мокачева, И.Ф. Покровского,
A.П. Семитко, В.П. Сальникова, В.М. Столовского, А.Г. Хабибуллина, Н.В. Щербаковой,
B.А. Щегорцева, Д.Н. Узнадзе и др. Следует отметить, что в большинстве своем это работы по теории государства и права. Тогда как в психологии исследований, посвященных изучению данного феномена, крайне мало.
Для осмысления важных в рамках нашей темы аспектов правовой психологии и правосознания в целом имеют работы исследователей в области психологии: Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, В.А. Бодрова, Л.С. Выготского, К.М. Гуревича,
B.Н. Дружинина, А.Ф. Лазурского, А.Н. Леонтьева, Б.Д. Парыгина, К.К. Платонова,
C.Л. Рубинштейна и др.
Итак, если правовое сознание - это усвоенная субъектом система знаний, отражающих принятый в данном обществе правопорядок, и выступающая основой самоорганизации социально-нормативного поведения (А.М. Бандурка) [1], то профессиональное правосознание представляет собой понятия, представления, идеи, убеждения, традиции, стереотипы, складывающиеся в данной профессиональной среде. К сожалению, профессиональному сознанию сотрудников правоохранительных органов свойственны и искажения, и деформации, среди которых наиболее распространены «обвинительный» или «оправдательный» уклон, бюрократизм, безразличное отношение к человеческим проблемам и т. д.
Анализируя структуру профессионального правосознания сотрудников правоохранительных органов, А.Д. Бойков считает, что оно включает знание законодательства и теоретических основ юридической науки; убежденность в ценности права как основы свободы и справедливости; умение пользоваться правовым инструментарием [2].
Н.Я. Соколов и др. считают возможным рассматривать профессиональное правовое сознание как явление, предполагающее первичных запас правовых знаний, высокий уровень развития правовых чувств, сформированность правовых установок, наличие устойчивых стереотипов социально активного правомерного поведения, соответствующее социальным ожиданиям, возлагаемым на него, и нормативным требованиям, предъявляемым к его носителю как субъекту профессиональной юридической деятельности [7].
М.А. Шерменёв считает, что элементами профессионального правового сознания являются правовые знания, чувства и установки, а также ценностные ориентации, стереотипы социально активного правомерного поведения и правовой профессиональный опыт. В отличие от обыденного оно в большей степени рационально, и как профессиональное правосознание сотрудников правоохранительных органов в целом есть отражение социальных требований и ожиданий, возлагаемых на него, и нормативных требований, предъявляемых к представителям этой профессиональной группы [8].
В качестве психологических механизмов становления профессионального сознания будущего специалиста Н.И. Гуслякова рассматривает профессиональные установки, профессиональную адаптацию, профессиональную рефлексию, профессиональную самооценку [5].
Таким образом, можно сделать выводы о том, что профессиональное правовое сознание представляет обусловленную спецификой социальной роли и правоохранительной деятельности профессионально формируемую систему правовых идей, взглядов, чувств, ценностных ориентаций, определяющих образ жизни и мотивы поведения в служебной сфере представителей правоохранительной сферы. Сформированность профессионального правового сознания является основным фактором, препятствующим формированию профессиональной деформации личности курсантов, обучающихся в вузах МВД.
Структурными компонентами профессионального правового сознания являются мотивационный (профессиональные мотивы и установки), когнитивный (правовые знания, навыки правоохранительной деятельности, профессиональная рефлексия), эмоциональный (морально-ценностное отношение к праву, профессиональная самооценка), поведенческий (профессиональная адаптация, саморегуляция поведения).
Диагностика, проведенная нами в ходе экспериментального исследования профессионального правового сознания как психологического новообразования личности в процессе учебно-профессиональной деятельности курсантов вузов МВД, осуществлялась на основе анализа выделенных структурных компонентов и механизмов, с помощью которых они формируются.
Мотивационный компонент, механизмами становления которого являются профессиональные мотивы, профессиональные установки был изучен с помощью методики диагностики профессиональной мотивации К. Замфир в модификации А.А. Реана и методика диагностики профессионального сознания специалиста Г.В. Акопова.
Когнитивный компонент, а именно уровень сформированности правовых знаний, навыков правоохранительной деятельности; профессиональной рефлексия оценивался в процессе мониторинга успеваемости и качества знаний курсантов, а также по результатам методика диагностики уровня рефлексивности (А.В. Карпов).
Эмоциональный компонент рассматривался нами с точки зрения оценки морально-ценностного отношения к праву, профессиональной самооценки. Уровень сформированности этих механизмов нашёл отражение в шкале моральной нормативности (МП) МЛО «Адаптивность» и в результатах методики оценки уровня развития морального сознания (диллемы Л. Колгберга).
Поведенческий компонент оценивался через уровень сформированности механизма профессиональной адаптации, отражённого в шкале «личностный адаптационный потенциал» ЛАП МЛО «Адаптивность», опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) В.И. Моросановой.
В процессе пилотажного исследования нами были выделены три группы предрасположенности к профессиональной деформации среди курсантов: толерантная, нейтральная и группа «риска». Наиболее сформированным профессиональное правовое сознание по всем компонентам оказалось у курсантов толерантной группы. Преобладающим уровнем является высокий (69,4 %), низкого уровня не выявлено. Большинство из них курсанты старших курсов, которые зарекомендовали себя как отличники учебы и дисциплины, многие имели опыт работы в правоохранительных органах и получили положительные отзывы со стороны руководства. Вместе с тем следует отметить, что мотивационный (77,7 %) и поведенческий (75 %) компоненты развиты выше, чем когнитивный (61,1 %) и эмоциональный (72,2 %).
В нейтральной группе мы наблюдаем более равномерное распределение по уровням сформированности профессионального правового сознания с тенденцией к снижению, т. к. высокий уровень (22,2 %) выявлен у наименьшего количества респондентов. Среди них были курсанты как младших, так и старших курсов. В учебе значительных успехов они не показывают, однако выполняют все необходимые требования в процессе учебно-профессиональной деятельности, нареканий со стороны руководства не имеют. В этой группе более высокие показатели мотива-ционного (19,4 %) и когнитивного (27,7 %) компонентов, тогда как эмоциональный (22,2 %) и поведенческий (16,6 %) несколько ниже. Это говорит о том, что курсанты в целом ориентированы на освоение профессии, но особенности развития их эмоционально-волевой сферы и поведения несколько затрудняют процесс профессиональной адаптации.
В группе риска четко прослеживается тенденция к снижению уровня сформированности профессионального правого сознания по всем компонентам в сравнении с другими группами. У курсантов данной группы имелись факты более низкой успеваемости, дисциплинарные взыскания. Наименьшие показатели отмечены по когнитивному (11,1 %) и поведенческому (11,1 %) компонентам,
что говорит не только о слабой успеваемости и трудностях адаптации к учебно-профессиональной деятельности, но и в целом о слабости рефлексивных и регулятивных функций.
Таким образом, уровень сформированности профессионального правового сознания у курсантов нейтральной группы и группы риска ниже, чем у курсантов толерантной группы по всем компонентам, что свидетельствует о необходимости проведения профилактической работы уже в период их профессионального становления.
Формирующий этап исследования заключался в организации системной работы с курсантами, направленной на оптимизацию формирования их профессионального правового сознания в условиях специализированного вуза системы МВД. Эффективность программы обеспечивалась комплексом мероприятий в результате реализации которых происходило формирование правового профессионального сознания.
Цель программы - обеспечение психологических условий снижения вероятности появления предпосылок профессиональной деформации у курсантов вузов системы МВД в период обучения через формирование профессионального правового сознания.
В задачи программы входило формирование психологической готовности к предстоящей профессиональной деятельности, создание оптимистической профессиональной перспективы, формирование позитивной профессиональной Я-концепции, готовность к саморазвитию и самосовершенствованию через изменение психических процессов, свойств личности, повышение социально-психологической компетентности и аутокомпетентности, формирование профессионального правового сознания.
Предлагаемая программа разработана с учётом динамики становления профессионального правового сознания на разных этапах обучения в вузе. Определение специфики задач на каждом этапе обучения объясняется характером изменения внутренних предпосылок и позиции личности в отношении мотивации будущей профессиональной деятельности и как следствие приводит к формированию профессионального правового сознания и предупреждению проявлений профессиональной деформации.
Начальный этап обучения (1курс) имел целью обеспечение условий адаптации и формирования устойчивой профессиональной мотивации в учебной деятельности курсантов.
Основной этап обучения (2-4 курс) был направлен на обеспечение условий формирования личностной профессиональной направленности у курсантов, обучающихся в вузах системы МВД.
Заключительный этап обучения (5 курс) посвящен созданию условий становления профессионального правового сознания.
Содержание программы составили три основных направления: теоретическое, диагностическое и инструментальное.
Реализация теоретического направления предполагала овладение системой знаний о феномене профессионального правового сознания, его роли в предупреждении возникновения деструктивных влияний профессиональной деятельности на личность, о критериях готовности к осуществлению профессиональной деятельности.
Диагностическое направление нацелено на совершенствование процесса самопознания с позиции оценки сформированности морально-политических, интеллектуальных и эстетических показателей готовности к осуществлению профессиональной деятельности как позитивного устойчивого процесса.
В рамках инструментального направления происходило совершенствование навыков самоанализа, овладение коппинг-поведением как условием эффективного использования своих способностей и ресурсов для достижения успеха в профессиональной деятельности и других, жизненно важных сферах, овладение приёмами составления своего профессионального портрета.
В процессе контрольного среза было выявлено, что в нейтральной группе максимальный прирост был отмечен по мотивационному (80,5 %) и когнитивному (69,4 %) компонентам. Здесь показатели возросли за счет трансформации внешней положительной мотивации во внутреннюю, улучшения успеваемости курсантов, усиления рефлексивных способностей. Возросла также устойчивость профессиональных установок, удовлетворенность своей профессиональной подготовкой. Тогда как по эмоциональному и поведенческому компонентам он был несколько ниже. Оценка себя как профессионала не достигла высокого уровня. Вместе с тем, общий уровень профессионального правового сознания значительно возрос.
В группе риска значительная положительная динамика была отмечена по всем компонентам. Максимальный прирост мы выявили по мотивационному (80,5 %), эмоциональному (69,4 %) и поведенческому (80,5 %) компонентам. Показатели существенно возросли за счет трансформации внешней отрицательной мотивации во внешнюю положительную и внутреннюю, также улучшилась успеваемость и дисциплина курсантов, они стали более самостоятельными и ответственными. Профессиональные установки стали более стабильными и устойчивыми, возросла удовлетворенность процессом и результатами учебно-профессиональной деятельности. Оценка себя как будущего профессионала достигла достаточно высокого уровня, возрос уровень морально-нравственных качеств, т. е. общий уровень профессионального правового сознания значительно возрос.
Таким образом, проведенный анализ результатов на контрольном этапе эксперимента позволяет сделать выводы относительно эффективности разработанной программы психологической профилактики профессиональной деформации у курсантов вузов МВД.
Литература
1. Бандурка А.М., Бочарова С.П., Землянская Е.В. Юридическая психология. -Харьков, 2002.
2. Бойков А.Д. Правовая культура и вопросы правового воспитания. - М., 1994.
3. Бородавко Л.Т. Профессиональное воспитание сотрудников правоохранительных органов в узах МВД России: дисс.... док-ра пед. наук. - СПб., 2005.
4. Гайворонская Я.В. Правосознание и профессиональные деформации юриста // Российское право в Интернете. - № 5. - 2009 // Режим доступа: www.rpi.msal.ru.
5. Гуслякова Н.И. Психологические механизмы становления профессионального сознания будущего учителя: автореф. дисс.... канд. психол. наук. - Самара, 2010.
6. О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации: Указ Президента РФ № 599 от 26.05.2009 // Режим доступа: http://www.rg.ru/2009/05/29/uristy-dok.html
7. Соколов Н.Я. Профессиональное сознание юристов / отв. ред. Е.А. Лукашева. -М.: Наука, 1988.
8. Шерменев М.А. Деформации профессионального правосознания сотрудников уголовно-исполнительной системы: автореф. дисс.... канд. юрид. наук. - Владимир, 2006.