УДК 159.9 Л.В. Лидак*
Формирование правового сознания подростков: методология и феноменология
Статья посвящена методологическому обоснованию психологического сопровождения формирования правового сознания у подростков. Рассматриваются возможности субъектно-личностного, системно-структурного и деятельностного подходов, способствующих формированию когнитивной, мотивационной и конативной сфер, обеспечивающих формирование правосознания личности на ранних этапах онтогенеза. Предлагается авторское толкование феномена «правосознание подростка».
Ключевые слова: методология, онтогенез, правосознание, системно-структурный, субъектно-личностный, деятельностный подходы; когнитивный, мотивационный, конативный компоненты в структуре личности подростка.
L. V. Lidak*. The formation of legal consciousness of adolescents: methodology and phenomenology. The article is devoted to the methodological study of psychological support for the formation of legal consciousness in adolescents. It discusses the possibility of subjective-personal, systemic-structural activity and approaches that contribute to the formation of cognitive, motivational and conative spheres, ensuring the formation of legal consciousness of the personality in the early stages of ontogenesis. The author interpretation of the phenomenon of «a teenager consciousness» is given.
Keywords: methodology, oncogenes, is sense of justice, systemic-structural, subjective-personal, activity-based approaches; cognitive, motivational, conative components in the structure of personality of a teenager.
Повышение авторитета современной России и её государственной власти актуализирует значимость правовой культуры населения и формирования правового сознания уже на ранних этапах онтогенеза. Перед образовательными учреждениями особенно остро стоит задача формирования правового сознания у подростков и выработки на этой основе гражданско-правовой ответственности, умения противостоять правовому нигилизму и асоциальным формам поведения.
В современных философских, юридических, социологических и психологических исследованиях накоплен богатый научный материал по проблемам динамики правосознания в культуре общества и в культуре личности (А.Г. Асмолов, С.С. Алексеев, В.К. Кантор, М.Н. Марченко, А.В. Петровский, Т.Н. Радько и др.). Появились монографии, диссертации, статьи, посвященные правоотношениям в социальной сфере, в структуре групп и коллективов, в управленческой среде. Авторы по-разному определяют сущностные характеристики права, правоотношений, правового сознания, правового поведения, правовой культуры личности (П.П. Баранов, А.Б. Венгеров, А.Г. Здравомыслов и др.).
В исследованиях, посвященных проблемам философии права и правосознания, наметилось два подхода к толкованию данного феномена: филогенетический и онтогенетический. Филогенетический подход рассматривает правосознание как одну из форм общественного бытия, включающую в себя систему правовых взглядов и идей, преобладающих в обществе (В.П. Малахов, Т.Н. Радько и др.). Онтогенетический подход изучает динамику правосознания в структуре развивающейся личности в совокупности с развитием нравственной сферы (А.Г. Асмолов, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.). Особое внимание обращается на механизмы, способы и условия психолого-педагогического содействия развитию базовых качеств личности, обеспечивающих формирование правового сознания и правового поведения.
Цель данной статьи - феноменологическое и методологическое обоснование психолого-педагогического сопровождения формирования правового сознания у подростков. Предметом исследования послужили концепции формирования правового сознания у подростков, сложившиеся в системе гуманитарного знания. В качестве методов исследования избраны сравнительно-сопоставительный анализ литературных источников и государственных документов, экспертные оценки, феноменологический анализ словарно-справочной литературы.
Проблема формирования правосознания личности в России актуализировалась в начале 90-х гг. XX в. после провозглашения новых принципов государственной политики, закрепленных 12 декабря 1993 г. Конституцией Российской Федерации. Принцип перестройки экономики и вхождение страны в систему рыночных отношений стал основанием для изменения нравственного сознания человека. Уходящая эпоха - эпоха командного администрирования - насаждала безынициативность, равнодушие,
* Лидак, Людмила Валентиновна, профессор кафедры межкультурной коммуникации, лингводидактики, педагогических технологий обучения и воспитания Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения Высшего профессионального образования «Пятигорский государственный лингвистический университет», доктор психологических наук, профессор, Почетный работник высшей школы. Адрес: Россия, 357532 г. Пятигорск, Ставропольский край, пр. Калинина, 9. Тел. 928-829-20-00. E-mail: LudaLidak@mail.ru.
* Lidak, Lyudmila Valentinovna, Professor of the intercultural communication, linguadidactics, teaching and upbringing methods chair of and education. Federal state budgetary institution Pyatigorsk State Linguistic University. Doctor of psychology, Professor Honorary worker of higher school. Address: Russia, 357532, Pyatigorsk, Stavropol region, Kalinin str., 9 Tel. + 7 928 829 20 00. E-mail: LudaLidak@mail.ru.
© Лидак Л.В., 2015
Лидак Л.В. Формирование правового сознания подростков: методология и феноменология.
правовой нигилизм. Новое экономическое мышление было направлено на новые подходы к личности. Произошла смена государственных парадигм. Марксистско-ленинская парадигма сменилась парадигмой рыночных отношений, которые привели к возникновению научных предпосылок для конкретизации педагогических концепций развития правового сознания личности и их реализации в общественной и образовательной практике.
Содержание наступающей эпохи требовало от человека переосмысления всей картины мира, а формы поведения отдельного человека были ориентированы на соблюдение им законности и правопорядка. Во главу угла ставилось развитие правового сознания личности, присвоение человеком общекультурных и моральных ценностей, сложившихся в государстве.
Несомненно, прогресс экономического развития страны возможен только в сочетании культуры, права и ориентации государственной политики на воспитание законопослушных граждан. Это обеспечивает нравственное оздоровления нации в целом. Правовое сознание личности исследуется целым комплексом гуманитарных наук - философией, социологией, теорией государства и права, педагогикой, психологией и др. Философский анализ проблемы правосознания, предпринятый в работах С.С. Алексеева, П.П. Баранова, М.И. Бобневой, В.К. Кантора, Д.А. Керимова и др., позволяет обобщить философско-методологические подходы и констатировать, что феномен правосознания рассматривается как категория общественной морали, влияющей на формирование нравственного сознания личности и её гражданской позиции. Так же, как мораль, правосознание выполняет гносеологическую, регулятивную и гуманистическую функции.
В специальных исследованиях, посвященных проблемам теории государства и права, целая группа маститых юристов достаточно продуктивно изучает структуру, функции и уровневые характеристики правосознания (П.П. Баранов, М.Н. Марченко, В.П. Малахов, Т.Н. Радько и др.). Перечисленные авторы рассматривают правосознание как юридический феномен. В своих концепциях они очень близко подошли к психологической характеристике правосознания. Так, М.Н. Марченко справедливо подчеркивает, что в основе правосознания лежит знание права, следовательно, только знание права того государства, в котором человек живет, обеспечивает ему возможность осознавать свою гражданскую сущность, относиться к себе как человеку свободному, уверенному, защищенному государством.
Сравнивая разработки юридической и психологической наук, можно констатировать, что юристы, так же как и психологи, полагают, что правосознание присуще каждому гражданину - субъекту деятельности и общения. Опираясь на методологический принцип субъектности, они отмечают, что правосознание предполагает наличие правовых установок, правовых мотивов поведения, стремления к противодействию правовому нигилизму, соблюдению законности и порядка во взаимодействии с другими гражданами и общественными институтами.
Этимология категории «правосознание» складывается из слов «право» и «сознание». В свою очередь, понятие «сознание» отождествляется с двумя категориями - «совокупность» «знаний». Возникает необходимость проанализировать сущность и пути формирования правового сознания как явления, опирающегося на сознание личности в целом. Понятие «сознание» имеет латинское происхождение cam scientia - т.е. знание и ощущение каждым человеком себя и своих поступков. В словарно-справочной литературе «сознание» определяется как восприятие и понимание человеком окружающего мира. Таково толкование сознания, предложенное В. Далем в «Толковом словаре живого великорусского языка» [6, с. 412].
В психологии правовое сознание отождествляется с реальностью бытия субъекта, имеющего свои уровни и образующие его структурные компоненты. А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский отмечают, что сознание - это высший уровень психического отражения и саморегуляции поведения, оно присуще только человеку как общественно-историческому существу. Современные психологические исследования рассматривают категорию сознания как интегративный способ бытия человека, проявляющийся в его способности осознавать условия и формы своей жизнедеятельности, объективно относиться к ним и делать их предметом практического преобразования. Следует согласиться с концепцией В.И. Слободчикова о многослойности сознания. Оно существует в форме бессознательного, актуального сознания, самосознания и рефлексивного сознания. Полагаем, что самосознание и рефлексивное сознание лежат в основе развития правосознания личности, субъекта деятельности и общения [11].
В психологических и педагогических словарях достаточно редко встречаются определения, отражающие сущность правосознания. Самым исчерпывающим является толкование, предложенное А.В. Петровским и М.Г. Ярошевским. Они полагали, что правосознание представляет сферу общественного или индивидуального сознания, включающую правовые знания, отношения к праву и правоприменительной деятельности [10]. Методология субъектно-личностного подхода, использованная при анализе феномена «правосознание», позволила конкретизировать его психологические функции применительно к преобразовательной деятельности личности. Основные функции правосознания - познавательная, оценочная и регулятивная, представленные теоретиками права, во многом совпадают с психологическими характеристиками в структуре личности. Разница состоит в том, что в современной юриспруденции правосознание рассматривается как объективная форма общественного сознания, выраженная законодательными документами. В психологической науке феномен правосознания рассматривается как субъективная форма сознания, сложившаяся в процессе интериоризации общественного правового опыта в структуру личности.
Право и практика его применения совершенствуют содержание общественного правового опыта и отражаются в сознании отдельной личности. Индивидуальное правосознание формируется под влиянием обучения, воспитания, традиций, нравственного климата той среды, в которой находится
человек. Проблема правосознания исследуется комплексом наук: юридической психологией, психологией личности, акмеологией, философией права. Однако вопросы правосознания не являются предметом исследования в педагогической психологии. Одна из задач данной статьи состоит в том, чтобы восполнить данный пробел, т.к. именно педагогическая психология изучает особенности психологического сопровождения и стратегию воспитания и развития личности в онтогенезе.
Право всегда связано с нормативным поведением людей. Являясь активным членом общества, человек совершает поступки, которые подчиняются нормам и правилам, принятым в обществе. Большая часть правил закреплена законодательно и обеспечивает культуру и эффективность межличностного взаимодействия и поведения человека. Речь идет прежде всего о социальных нормах, воплощенных в сознании развивающейся личности. Изучение психологических особенностей воздействия права и правоохранительной деятельности на отдельных подростков и подростковые группы, в которых они проводят большую часть времени, позволит выявить закономерности формирования правосознания личности в онтогенезе и определить эффективные пути его формирования.
В связи с тем, что задачи возрастной и педагогической психологии направлены на формирование основ правовых знаний, а также мотивов, обусловливающих гражданское поведение, возникает потребность сформулировать рабочее определение правосознания личности как явления психологической и педагогической науки и практики. С этой целью обратимся к анализу литературных источников и воспользуемся методологией системно-структурного подхода (Е.П. Кузьмин, Б.Ф. Ломов и др.). Системно-структурный анализ психологической реальности позволяет установить, что в структуре правосознания центральным системообразующим элементом является совокупность знаний о праве и законах, а также о правоприменении законодательной базы. Не случайно еще римляне отмечали, что незнание закона не освобождает человека от ответственности. Именно совокупность правовых знаний является системообразующим основанием для развития правосознания как качества личности подростка.
Конкретизируем структурные компоненты правосознания. Исследования, проведенные в области психологии личности А.Г. Асмоловым И.Б. Котовой, А.В. Петровским и др., свидетельствуют о том, что индивидуальное сознание личности выступает формой реализации общественного сознания, но вместе с тем, оно опосредует развитие самосознания. Сегодня сложилось представление о самосознании как исходной точке развития человеческого сознания, способствующего дальнейшему развитию рефлексии, самоощущений, Я-концепции, самореализации.
В исследованиях С.Л. Рубинштейна самосознание рассматривалось как высший вид сознания, возникший в результате его развития. Он справедливо полагал, что сознание рождается из самосознания, а самосознание возникает в ходе развития сознания личности. Диалектическая позиция С.Л. Рубинштейна убеждает, что на всех этапах онтогенеза подростка формирование правового сознания является важным компонентом для развития гражданской позиции законопослушной личности.
Большое значение для обоснования методологических основ исследования правового сознания имеет культурно-историческая концепция Л.С. Выготского. В рамках данной концепции нашло обоснование учение о социализации и индивидуализации личности.
Благодаря культурно-исторической концепции, проблема социализации вышла на первый план общественного бытия человека. Психолого-педагогический подход позволяет рассматривать социализацию как трансляцию культуры от поколения к поколению и освоение личностью норм, ценностей, установок, традиций и законов общественного бытия. Социализация личности является непременным условием её индивидуализации. Эта идея Л.С. Выготского широко обсуждалась в работах Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, А.В. Брушлинского, В.В. Давыдова и др. Авторы подчеркивают устойчивую взаимосвязь социализации и индивидуализации. Если социализация - процесс присвоения личностью культурного наследия, то индивидуализация - процесс развития особенной неповторимости индивидуальных черт личности, формирования Я-концепции человека, живущего в конкретном обществе и его правовых реалиях.
Л.С. Выготский ввёл в педагогическую психологию понятие социально-культурного контекста развития личности, представленного социальной средой, создающей «зону ближайшего развития» для человека. Взаимодействуя с другими, обмениваясь знаками и символами, оперируя языком, человек формирует и развивает собственный мир, который составляет значение, ценности и смысл его жизни. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского имеет важное значение в обосновании необходимости психологического сопровождения создания правовой среды для жизнедеятельности подростка. В работе «Развитие высших психических функций» Л.С. Выготский утверждал, что следует заранее создавать условия, необходимые для развития соответствующих психических качеств, хотя в онтогенезе подростка они «не созрели» для самостоятельного функционирования [5].
Методология системно-структурного подхода, определяющая логику данного исследования, позволяет конкретизировать сущность и детерминанты формирования правосознания подростка, обосновать феноменологическое описание, установить диалектическую связь между его структурными элементами: свойствами, противоречиями, отношениями. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского послужила платформой для исследования детерминант формирования правового сознания личности. Опираясь на неё, Б.Ф. Ломов, изучавший общие проблемы методологии психологии, сформулировал принципы системно-структурного подхода к анализу психических явлений. В работе «Методологические и теоретические проблемы общей психологии» он писал, что под структурой понимается совокупность связей и свойств субъекта в его знаниях, отношениях, мотивах, общении, деятельности, поведении [8].
Использование системно-структурного подхода при изучении психических явлений позволяет рассматривать феномен правосознания в нескольких измерениях, прежде всего как некоторую
ЛидакЛ.В. Формирование правового сознания подростков: методология и феноменология...
субсистему в структуре целостной системы. Система психических явлений носит многоуровневый характер, имеет иерархическую структуру. Выявление её структурных компонентов и их описание позволяет осуществить целостный анализ психологического феномена - правосознания, которое наиболее эффективно развивается в онтогенезе в системе социального окружения подростка.
Представление о сущности правосознания подростка как об интегральном значимом качестве личности позволяет перейти к анализу содержания и структуры данного явления. Содержание правосознания опирается на единство всех элементов исследуемого объекта: его свойств, связей, противоречий, тенденций. Содержание охватывает не только общее, но и частное. Согласно концепции Б.Ф. Ломова, под структурой понимается совокупность действенных связей объекта, обеспечивающих его целостность, сохранение основных свойств при различных внутренних и внешних изменениях. Объединение свойств личности в структурные комплексы способствует появлению новообразований, обеспечивающих устойчивые качества личности. Они характеризуются социальной обусловленностью и, повторяясь в различных ситуациях, проявляются в поведении, деятельности, общественных связях и отношениях личности.
Систематизация качеств личности способствует их дальнейшей интеграции и выделению её подструктур. Как в содержании, так и в структуре правосознания личности подростка присутствуют такие качества, как:
- дисциплинированность, следование моральным нормам и правилам поведения, принятым в обществе;
- культура общения и межличностного взаимодействия, следование коммуникативным нормам;
- избегание и предупреждение конфликтных ситуаций;
- толерантное отношение к традициям, культуре и религиозным взглядам людей разных национальностей и вероисповеданий;
- проявление активного интереса к нормам, законам, историческим традициям Российской Федерации;
- проявление гражданского и общественного долга.
Методология системно-структурного подхода позволила констатировать, что правосознание представляет собой явление многомерное, состоящее из отдельных качеств-элементов, которые складываются в комплексные новообразования-компоненты. Структура правосознания складывается из мотивационно-ценностного, когнитивного и конативного компонентов.
Базовым компонентом правосознания является когнитивный компонент, определяющий совокупность знаний о праве и правоприменении, о нормах дозволенного и недозволенного в социальной практике, о мерах ответственности и безответственности в деятельности и общении. Когнитивный компонент предполагает наличие у личности познавательного интереса к правоприменению, представлений о значимости прав, обязанностей и свобод человека. Важными составляющими когнитивного компонента являются правовые компетенции: отношения, знания, умения и навыки. Они влияют на формирование правовой Я-концепции, обеспечивают взрослеющему человеку осознание собственной уникальности и неповторимости.
Вторым важным компонентом правосознания выступает мотивационно-ценностный компонент. Его сущность и психологический смысл заключается в отношении подростка к разным видам деятельности, к ближнему и дальнему окружению, к своим достижениям и неудачам, к требованиям общества и закона. Мотивационно-ценностный компонент выступает активной движущей силой формирования потребностей, поступков, ценностных ориентаций. Вместе с тем он обеспечивает осознание своих достижений или неудач, что в конечном итоге влияет на комфорт или дискомфорт личности, на наличие удовлетворенности или неудовлетворенности собой, на проявления оптимизма или пессимизма. Мотивы и ценности в структуре личности подростка достаточно подробно изучены в исследованиях Л.И. Божович, И.С. Кона, Я.Л. Коломинского, Д.И. Фельдштейна и др. Мотивационно-ценностный компонент в структуре личности подростка представляет собой осознанное отношение к социальной действительности и в этом качестве влияет на все стороны его деятельности и поведения. Динамика мотивационно-ценностных ориентаций у подростков тесно связана с развитием прогностического мышления. Когнитивный и мотивационно-ценностный компоненты влияют на конативную сферу, т.е. на рисунок поведения и деятельности подростка.
Конативный компонент включает в себя умение управлять своими действиями и поведением, осуществлять самоконтроль, ставить и реализовать цели деятельности. На динамику конативного компонента влияет способность подростка руководить собственными поступками или действовать бесконтрольно, пуская их на самотёк, поддавшись природной активности.
Методологическое обоснование исследования сущности выявленных компонентов в структуре правосознания может быть обеспечено концепцией деятельностного подхода, представленного в работах А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.И. Фельдштейна и др. Именно благодаря общественно-полезным видам деятельности формируется и развивается правосознание подростка, а структура деятельности выступает проекцией правосознания. Базовым компонентом деятельности выступает мотив - побуждение к действиям, направленным на удовлетворение определенных потребностей. Этимология понятия «мотив» опирается на латинское «motive» - приводящий в действие. Это реальность, побуждающая и определяющая выбор направленности личности и деятельности, вместе с тем это осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков. Мотивационная сфера связана с целью деятельности, побуждением и стремлением её достичь. Это достояние самого субъекта деятельности. Мотивы способствуют развитию глубинных переживаний и смыслообразований. Мотивы, имеющие субъективный смысл и выступающие
в форме желаний, стремлений, переживаний, выполняют роль внутренних сигналов, определяющих и тормозящих правовое поведение человека. В работе «Деятельность. Сознание. Личность» А.Н. Леонтьев справедливо отмечает, что в процессе выполнения деятельности сами мотивы трансформируются, вызывают последующие изменения в структуре личности, формируют её потребности [7].
Своеобразие нормативной деятельности и поведения подростков базируется на устойчивой корреляции между когнитивным, мотивационно-ценностным и конативным компонентами, которые обеспечивают готовность действовать и осуществлять задуманное в соответствии с потребностями, целями и задачами. Комплекс данных компонентов способствует развитию дисциплинированности, самостоятельности, уверенности, умению взглянуть на ситуацию глазами другого человека. Именно они обеспечивают развитие и реализацию субъектности в структуре личности подростка. А.Н. Леонтьев исходил из того, что исходными единицами психологического анализа личности являются ни действия, ни операции, ни психологические функции, а целостная деятельность субъекта и система разных видов деятельности.
Таким образом, действенность правового сознания определяется взаимосвязанностью и взаимообусловленностью всех существующих компонентов как в структуре деятельности, так и в структуре личности.
Проведенный феноменологический и методологический анализ содержания основных компонентов в структуре правосознания позволяет сформулировать определение правосознания личности и констатировать, что в педагогической психологии оно выступает фактором, детерминирующим развитие гражданской позиции развивающегося человека уже на ранних этапах онтогенеза.
Правовое сознание - это видовая категория по отношению к более общей родовой - сознанию. Правовое сознание личности представляет собой разновидность общественного сознания, интериоризированного в сознании отдельного человека благодаря включенности в общественно-полезные виды деятельности. Комплексный анализ правового сознания как явления социальной действительности представляет собой совокупность законов, правил, традиций, которые выражают отношение людей к правовым явлениям общественной жизни. Структура правового сознания отдельно взятой личности представляет собой совокупность когнитивных, мотивационно-ценностных и конативных характеристик, регулирующих её поведение в юридически значимых ситуациях.
На основе общепсихологического определения правового сознания можно сформулировать рабочее определение правового сознания подростка. Это особая форма сознания, которая обусловлена онтогенетическими особенностями развивающейся личности и является совокупностью рациональных и эмоциональных элементов, проявляющихся в её когнитивной (знаниях, умениях, навыках), мотивационно-ценностной (мотивах, ценностных ориентациях) и конативной (поведении и деятельности) сферах.
Изложенное выше позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время возникла необходимость исследования проблем формирования правосознания на ранних этапах онтогенеза. Этому может способствовать педагогическая психология. Правовое сознание как социальное явление представляет собой форму общественного сознания. Методология субъектно-личностного, системно-структурного и деятельностного подходов позволяет установить, что правовое сознание в структуре личности - это субъектное отражение общественного опыта через включение человека в общественно-значимую деятельность. Методологическое обоснование психологического сопровождения формирования правового сознания подростков позволяет определить комплекс целей, задач, содержания и технологий воздействия на когнитивную, мотивационно-ценностную и конативную сферы в структуре развивающейся личности законопослушного гражданина.
Список литературы
1. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 1977. - 380 с.
2. Алексеев, С. С. Право на пороге нового тысячелетия. - М., 2000.
3. Асмолов, А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. - М.: Академия, 2002. - 416 с.
4. Баранов, П. П. Теория систем и системный анализ правосознания личного состава ОВД. -Ростов-н/Д.: Ростовская высшая школа МВД России, 1997.
5. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций. - М.: АПН, 1960. - 460 с.
6. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка. - Т. 2. - М.: Русский язык, 1978.
7. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / 2-е изд. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.
8. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984. - 444 с.
9. Марченко, М. Н. Проблемы теории государства и права. - М.: ТК «Велби», 2005. - 768 с.
10. Психология : словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского; 2-е изд. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
11. Слободчиков, В. И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. - 1991. - № 2. - С. 37-49.
12. Современный философский словарь / под общ. ред. Е.В. Кемерова. - М.: Академический проект, 2004. - 864 с.
13. Радько, Т. Н. Теория государства и права. - М.: Юнити-Дана, 2004. - 576 с.
14. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание. - М., 1957. - 487 с.
15. Фельдштейн, Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. - М.: Педагогика, 1989. - 455 с.