ГОЛОВИНА Татьяна Михайловна - старший преподаватель кафедры права. Чебоксарский политехнический институт (филиал) Московского государственного открытого университета им. В.С. Черномырдина. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
PETRENKO, Nikolaj Ivanovich - Doctor of Law, Professor, Head of the Department of Theory and History of State and Law. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
GOLOVINA, Tatyana Mikhaylovna - Senior Lecturer of Department of Law. Cheboksary Polytechnic Institute (branch) of Moscow State Open University V.S. Chernomyrdin. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
уцк 343.16
формирование правового сознания посредством правового просвещения, проводимого органами прокуратуры
А.и. петров
Изучен феномен «правовое сознание», его структура и возможности формирования правового сознания посредством правового просвещения, проводимого органами прокуратуры, с учетом специфики работы данного правоохранительного органа и знаний в области юридической психологии. По результатам исследования автором сформулированы принципы формирования правового сознания.
Ключевые слова: прокуратура; культура; правовое просвещение; правовая культура; правовое сознание; компоненты правового сознания; принципы формирования правового сознания.
A.I. Petrov. FORMATION OF LEGAL CONSCIOUSNESS THROUGH LAW EDUCATION HELD PROSECUTION AUTHORITIES
Studied the phenomenon of «legal consciousness», its structure and the possibility of formation of legal consciousness through legal education conducted by the prosecuting authorities, taking into account the specifics of this law enforcement agency and knowledge in the field of legal psychology. By results of research by the author the principles of formation of legal consciousness conducted prosecutors.
Keywords: prosecutors; culture; legal education; legal culture; legal consciousness; legal consciousness components; principles of legal consciousness.
Приказом Генерального прокурора РФ «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению» от 10.09.2008 № 182 предусмотрена новая функция органов прокуратуры - участие в правовом просвещении. Несмотря на отсутствие до настоящего времени данного направления деятельности непосредственно в самом Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» указанная функция фактически реализуется органами прокуратуры уже несколько лет с момента принятия названного приказа. В связи с этим перед органами прокуратуры поставлена еще одна важнейшая государственная задача -принятие мер, способствующих преодолению правового нигилизма, повышению правовой культуры населения, привитию гражданам уважения к закону. Средством решения данной за-
дачи является проведение мероприятий по правовому просвещению населения, в том числе путем чтения лекций, проведения бесед, выступлений в средствах массовой информации с разъяснением действующего законодательства.
В преамбуле приказа Генерального прокурора РФ от 10.09.2008 № 182 определено, что фундаментальная роль права, на котором основываются государство и гражданское общество, диктует потребность формирования правовой культуры общества, повышения юридической осведомленности граждан, их готовности следовать закону и видеть в этом свой непосредственный интерес. В деле привития гражданам уважения к закону, преодоления правового нигилизма необходимо максимально использовать имеющийся потенциал органов прокуратуры для систематического правового воспитания и просвещения населения.
106
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2013. №3(13)
Таким образом, повышение уровня правовой культуры граждан является одной из целей правового просвещения, проводимого органами прокуратуры.
Вместе с тем для четкого понимания этой цели необходимо определить, что же такое правовая культура. Кроме того, исследуя данный вопрос, представляется целесообразным дать характеристику правовому сознанию как главному и определяющему элементу правовой культуры.
Профессор А.В. Малько выделяет высокий уровень правовой культуры и правосознания в обществе в качестве одного из принципов правового государства [12]. Справедливо отмечено и западными учеными, что устойчивость правового государства зависит от восприятия законности как культурной ценности [28].
Уяснить понятие и сущность правовой культуры довольно проблематично без представления характеристики феномена «культура», поскольку правовая культура включает в себя начала как минимум двух образований -культуры и права. Прилагательное «правовая» придает данному понятию юридический оттенок, а его соотнесенность со сферой культуры предполагает выявление места искомого феномена в системе общекультурного бытия.
Существует множество подходов к пониманию сущности правовой культуры. Во-мно-гом указанное обстоятельство объясняется тем, что категория «культура» активно исследуется представителями различных общественных наук: философами, социологами, правоведами, культурологами, историками. Следует отметить, что ученые до сих пор не пришли к единому мнению относительно понятия и содержания культуры как социального явления.
Изначально термин «культура» (от лат. cultura - возделывание, выращивание, обработка) обозначал функцию, связанную с приобретением определенных знаний, опыта. В латинских источниках впервые слово встречается в трактате о земледелии Марка Порция Катона Старшего (234-149 до н.э.) De Agri Cultura (ок. 160 г. до н.э.) - самом раннем памятнике латинской прозы. Этот трактат посвящен не просто обработке земли, а уходу за полем, что предполагает не только возделывание, но и особое душевное отношение к ней. Катон дает такой совет по приобретению земельного участка: нужно не лениться и обойти покупаемый участок земли несколько раз; если участок хорош, чем чаще его осматривать, тем больше он будет нравиться. Вот это самое «нравиться» должно быть непременно. Если его не будет, то не будет и хорошего ухода, т.е. не будет культуры [8].
Римляне употребляли слово «культура» с каким-нибудь объектом в родительном падеже, т.е. только в словосочетаниях, означающих совершенствование, улучшение того, с чем сочеталось: «culture juries» - выработка правил поведения, «culture lingual» - совершенствование языка и т.д. [29]. Римский оратор и философ Марк Туллий Цицерон (106-43 до н.э.) в своих «Тускуланских беседах» употребил слово культура в переносном значении, назвав философию «культурой души» («cultura animae»), иначе, он считал, что человек, занимающийся философией, обладает культурой духа и ума [11].
В средние века появилось понятие духовной, умственной культуры [1].
В значении самостоятельного понятия культура появилась в трудах немецкого юриста и историка Самуэля Пуфендорфа (1632-1694). В работе «О праве естественном» (1684) употребил этот термин применительно к «человеку искусственному», воспитанному в обществе, в противоположность человеку «естественному», необразованному [13].
В философский, а затем научный и повседневный обиход первым слово «культура» запустил немецкий просветитель И.К. Аде-лунг, выпустивший в 1782 г. книгу «Опыт истории культуры человеческого рода».
А XIV-XVI вв. положили начало особой «гуманитарной» культуре, не только обращенной к человеку, но и исходящей от него [4].
Слово «культура» вошло в русский язык довольно поздно - в середине 30-х гг. XIX в. [26]. И. Ренофанц в 1837 г. в «Карманной книжке для любителя чтения русских книг, газет и журналов» зафиксировал данное слово в русском лексиконе. Этот словарь выделял два значения слова «культура»: земледелие и образованность [20]. Чуть позже «культура» появляется и в «Карманном словаре иностранных слов» Н. Кириллова, изданном в 1845 г.
Однако широкого распространения слово «культура» не имело. Вместо него употреблялись близкие по смыслу выражения «образованность», «просвещение», «разум», «воспитанность». И в словаре языка Пушкина слова «культура» мы не найдем: в пушкинском лексиконе его полностью заменяет слово «просвещение» [23].
Русские религиозные философы XX в. Н.А. Бердяев (1874-1948) и П.А. Флоренский (1882-1943) дали свою интерпретацию этимологии слова «культура», считая его производным не от «colere-cultura», указывающего на изначальную связь понятия с земледелием, но от «культа», т.е. соотнося понятие «культура»
непосредственно с религией, духовной сферой [24].
В ХХ в. слово «культура» перешло с именем Андрея Белого, серьезно пытавшегося осмыслить культуру как категорию. В докладе «Пути культуры» он отмечает: «Понятие «культура» отличается необыкновенной сложностью; легче определить понятие «наука», «искусство», «быт»; культура - цельность, органическое соединение многих сторон человеческой деятельности; проблемы культуры в собственном смысле возникают уже тогда, когда соорганизованы: быт, искусство, наука, личность и общество; культура есть стиль жизни, и в этом стиле она есть творчество самой жизни, но не бессознательное, а - осознанное; культура определяется ростом человеческого самосознания; она есть рассказ о росте нашего «Я»; она - индивидуальна и универсальна одновременно; она предполагает пересечение индивидуума и универса; пересечение это есть наше «Я»; единственно данная нам интуиция; культура всегда есть культура какого-то «Я» [24].
К изучению культуры существует большое количество различных подходов. Многие из них дополняют друг друга. По мнению З.Н. Каландаришвили следует выделить 10 заслуживающих внимание основных научных подходов: функциональный; «модельный»; интерпретационный; аксиологический (ценностный); деятельный; социологический; семиотический; подход внегенетической системы связи человека, природы и общества; игровой подход; подход когнитивной антропологии. Согласно функциональному подходу культура прямо или косвенно удовлетворяет потребности человека. Модельный подход определяет культуру как совокупность моделей поведения индивида, которые он усваивает в процессе своего взросления и которые в итоге отражают своеобразие и особенности различных человеческих групп. Сторонники интерпретационного подхода полагают, что культурные феномены являются символическими феноменами, соответственно изучение культуры сводится к интерпретации символов и симоволических действий. В соответствии с аксиологическим (ценностным) подходом культурой являются ценности, убеждения, поведение и материальные предметы, которые сообща формируют образ жизни людей. Деятельный подход к изучению культуры приводит к тому, что культура рассматривается как творчество, процесс творческой деятельности. Сущность социологического подхода сводится к пониманию культуры в конечном счете как воспроизвод-
ства самого человека во всем богатстве его общественных связей и отношений. Культура оказывается синтетической характеристикой развития человечества, где в центр исследования ставится сам субъект исторического процесса. Семиотический подход определяет культуру как деятельность по созданию, хранению, воспроизводству и трансляции текстов. Подход внегенетической системы связи человека, природы и общества отграничивает культуру от природных явлений. Данный подход позволяет аналитически вычислить объекты, созданные людьми, из совокупности объектов и явлений, от них не зависящих. В рамках игрового подхода культура происходит как бы от игры. Быть в поле культуры - значит играть по принятым правилам внутри социокультурного пространства. В отличие от других подходов подход когнитивной антропологии переносит акцент на внутренние представления, выражающие «природу культуры», т. е. на концепции культуры как системы познаний, а не привычек и поведения [7].
Многообразие подходов к пониманию феномена «культура» обусловило формулирование различных определений данной категории. Н.Ю. Гурьянов в диссертационной работе «Правовая культура: сущность, структура, социальные функции» определяет культуру как специфически характерный для людей способ деятельности, объективированный в различных продуктах, результатах этой деятельности, формах взаимодействия людей (правилах поведения), а также механизмах, при помощи которых осуществляются человеческая жизнедеятельность и взаимодействие. В данном случае механизмы, формы, способы - это, прежде всего, нормы и ценности, образующие особую соционормативную культуру, которая является одним из важнейших элементов человеческой культуры в целом. Соционормативная культура предоставляет обществу средства регуляции и координации действий отдельных индивидов, контроля за их деятельностью, средства организации общественной жизни [4].
Исходя из этого определения, мы видим, что автор указанного исследования при определении понятия «культура» использует отдельные элементы деятельного подхода. Вместе с тем, на наш взгляд, невозможно развитие культуры в целом в отсутствие развития системы знаний. В связи с этим, по нашему мнению, представляется более правильным определение культуры, предложенное З.Н. Каландаришвили, использующим подход когнитивной антропологии. В частности, под культурой им понимается специфический человеческий спо-
соб жизнедеятельности, проявляющийся в виде когнитивной системы, включающей в себя познания, ценности и убеждения индивида [7].
Определившись с феноменом «культура», мы можем произвести попытку формулирования понятия «правовая культура».
В настоящее время существуют правовые, социологические, философские, антропологические и иные исследовательские подходы к определению правовой культуры [14].
Профессор А.Б. Венгеров определяет правовую культуру как более высокую и емкую форму правосознания [3]. Однако с такой позицией согласиться сложно, поскольку, как справедливо отмечает З.Н. Каландаришвили, правосознание - это лишь один из элементов правовой культуры, одна из ее правовых характеристик, лишь одна сторона правовой культуры [7].
А.С. Пиголкин полагает, что правовая культура - это совокупность правовых ценностей. Она является непременной составной частью общечеловеческой культуры [17]. Представляется, что такая дефиниция недостаточно полная, поскольку не охватывает познавательный компонент, в связи с чем не учитывается подход когнитивной антропологии к определению понятия культура в целом, о чем мы говорили выше. Правовые ценности не могут возникнуть у человека из ниоткуда, необходимо знать правовые нормы. В связи с этим достаточно четко сформулировали суть правовой культуры Н.И. Матузов и А.В. Малько: «знать - уважать - соблюдать требования законов». Вместе с тем, как полагают данные авторы, в числе одной из наиболее характерных черт (слагаемых) правовой культуры личности является достаточно высокий (приемлемый) уровень правосознания [12]. С этой позицией сложно согласиться, поскольку такой подход к пониманию правовой культуры идеализирован. В противном случае нельзя было бы говорить о низком уровне правовой культуры, который, к сожалению, присущ отдельным индивидам.
А.Р. Ратинов справедливо отмечает: «Ни в одном из многочисленных исследований разных возрастных групп, включая подростков, не было обнаружено ни одного испытуемого, который не имел бы определённых правовых представлений, оценочных отношений к явлениям правовой жизни и т.п.». Он также пишет: «Усвоение правовых ценностей, правовых норм, стандартов правового поведения идёт в течение всей жизни. Даже в самом раннем возрасте человек «с молоком матери» впитывает первые элементы правовой культуры. Он приобретает навыки и усваивает стандарты нор-
мативного поведения, получает первые юридические представления из сказок, в ролевых играх приобретает понятия о функциях права и его представителей и постепенно формирует хотя и примитивную, детскую, но собственную картину правовой жизни. С возрастом, по мере расширения круга общения, усложнения деятельности и выполняемых ролей происходят интенсивное обогащение и развитие этой, равно как и иных, сфер сознания» [19, с. 207].
На наш взгляд, наиболее удачным является определение правовой культуры, сформулированное З.Н. Каландаришвили, согласно которому правовая культура представляет собой существующую в обществе правовую реальность, включающую в себя нормы, знания, ценности, статусы, ситуации в правовой сфере социума и их реализацию в правопорядке [7].
Некоторые исследователи считают обоснованным выделение понятия «правовая антикультура» как антипод правовой культуры, проявляющейся в правонарушениях, правовом нигилизме, коррупционном поведении, технико-юридических дефектах законодательства и др., носящих деструктивный характер, и выражающейся в снижении эффективности действия права, уровня правопорядка [16].
В предмет же нашего исследования входит формирование правовой культуры посредством правового просвещения, проводимого органами прокуратуры.
Важно уяснить, что входит в структуру правовой культуры. Л.А. Петручак в диссертационной работе «Правовая культура современной России: Теоретико-правовое исследование» отмечает, что «несмотря на трудности определения элементного состава правовой культуры, являющиеся следствием различных подходов к изучаемому феномену, при проведении диссертационного исследования установлена следующая логическая структура правовой культуры, состоящая из трех основных взаимосвязанных элементов: права, правового сознания, правомерного поведения» [16, с. 58]. А.И. Землин подчеркивает, что в состав правовой культуры общества входят следующие компоненты: право, правоотношения, правосознание, правовое поведение [5]. З.Н. Каландаришвили выделяет следующие структурные составляющие элементы правовой культуры: право, законность и правопорядок, правовое сознание, правовые коммуникации, национально-правовые традиции, степень прогрессивности юридических норм (уровень развития права, культура юридических текстов), степень прогрессивности юридической деятельности (культура правотворческой, правоприменительной и правоохрани-
тельной деятельности) [7]. Как видим, в последнем случае в качестве элементов одни правовые категории (право, законность и правопорядок, правовое сознание, правовые коммуникации, национально-правовые традиции) определены как явления в целом безотносительно к их состоянию, в отношении других (юридические нормы, юридическая деятельность) берутся во внимание не сами явления, а их состояние (уровень развития). На наш взгляд, это не совсем верно. Например, получается, что право и уровень развития права - разные элементы правовой культуры. В то же время автор не выделяет отдельно уровень правового сознания в качестве структурного элемента правовой культуры, а указывает лишь само правовое сознание. Представляется, что элементами правовой культуры должны быть непосредственно сами правовые явления, а не их качественные характеристики. Степень же развития каждого элемента будет характеризовать уровень правовой культуры в целом и являться критериями ее оценки.
Таким образом, проанализировав различные подходы к пониманию правовой культуры, можно выделить следующие основные ее элементы: право, законность и правопорядок, правовое сознание, правовое поведение, юридическая деятельность.
Нас будут интересовать не все указанные элементы, поскольку правовое просвещение изначально направлено прежде всего на формирование правового сознания как одной из главных составляющих правовой культуры. Однако это вовсе не означает, что правовое просвещение не влияет на другие структурные элементы правовой культуры. Во-первых, все они тесно взаимосвязаны между собой. Так, правовым сознанием опосредовано правовое поведение. Правовым поведением обусловлены законность и правопорядок. От уровня правового сознания должностных лиц зависит юридическая практика субъектов правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности. Во-вторых, правовое просвещение можно рассматривать как средство повышения эффективности прокурорского надзора в целях получения информации о нарушениях закона в порядке обратной связи с гражданами, которая, в свою очередь, также влияет на состояние законности и правопорядка.
Рассматривая вопрос о формировании правового сознания посредством правового просвещения, проводимого органами прокуратуры, представляется необходимым более детально исследовать феномен «правовое сознание».
В современных российских условиях осо-
бую значимость приобретает необходимость формирования «правового пространства». Такая деятельность включает правовое просвещение и воспитание, повышение уровня правовой культуры общества и обеспечивает усиление и успешную реализацию антикриминального потенциала общественного правосознания. При этом высокая эффективность правопросветительской работы может быть достигнута только в том случае, когда она осуществляется с учетом специальных знаний из области правовой психологии [2].
Отечественная юридическая психология определяет правосознание как сферу общественного сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний, оценочных отношений к праву и практике его применения, правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих человеческое поведение в юридически значимых ситуациях. Из этого определения ясно видно, что речь в первую очередь идет о познании правовых норм, поскольку от глубины усвоения этих норм зависит степень правомерности человеческого поведения. Поэтому познавательный (когнитивный) компонент правосознания традиционно оказывается наиболее важным в просветительской деятельности [18].
Например, Прокуратурой Чувашской Республики в 2012 г. проведено анкетирование осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии, в котором приняли участие 1473 осужденных. Так, 1084 респондента (76 %) отмечают, что у них имеется потребность в повышении уровня правовых знаний. 1202 респондента (81 %) заявили, что общество, на их взгляд, нуждается в правовом просвещении. 1096 респондентов (74 %) пояснили, что у них имеется необходимость в разъяснении вопросов, связанных с защитой нарушенных прав. 889 респондентов (60 %) считают, что одной из причин совершенного ими преступления является отсутствие правового воспитания на определенном этапе их жизни. 1202 респондента (81 %) хотели бы получать после отбытия наказания от государственных органов правовую помощь в форме разъяснения норм закона по различным вопросам.
Вместе с тем, помимо познавательного (когнитивного) компонента, выделяют также эмоционально-ценностный и поведенческий компонент правосознания. При этом к группе критериев эмоционально-ценностного компонента правосознания относятся: потребность в повышении правовых знаний (восприятие правовых знаний как ценности для себя), оце-
110
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2013. №3(13)
ночное отношение к праву (правовым фактам и явлениям, закону, правоохранительным органам) и мотивы участия в правовой деятельности [10].
Немаловажное значение имеет правовая установка, т.е. готовность индивида к определенной форме реагирования на правовые установления, предрасположенность, побуждающая действовать в отношении правовых установлений так, а не иначе [9]. Правовая установка представляет собой поведенческий компонент правосознания, включающий в себя юридические мотивы поведения, внутренние установки, готовность действовать [10].
В работе по правовому просвещению прокуроры не должны ограничиваться лишь «голым» разъяснением норм закона. На передний план выдвигается создание внутренних стимулов к соблюдению правовых норм. Недооценка этого требования может привести к несоответствию между правовыми знаниями и действиями гражданина [27]. Поэтому формирование правового сознания посредством правового просвещения органами прокуратуры должно затрагивать и эмоционально-ценностный, и поведенческий компонент правосознания.
Как справедливо отмечает М.С. Андрианов, наряду с простым информированием следует предпринимать попытки изменить отношение людей к своему правовому поведению, оказать воздействие на эмоциональный компонент правовых представлений, сломать негативные стереотипы и психологические барьеры. Речь идет о целесообразности эмоционально окрашенных сообщений, умелой подаче общественно значимой информации, вовлечении более широкого круга российских граждан в обсуждение решаемых прокуратурой задач [2].
Как отмечалось выше, преодоление правового нигилизма является одной из целей правого просвещения, проводимого органами прокуратуры.
Рассматривая данный феномен, необходимо отметить, что правовой нигилизм в теории права рассматривается как одна из форм деформации правосознания наряду с такими как правовой инфантилизм, правовой идеализм (фетишизм) и перерожденное правосознание [15].
Правовое просвещение как один из способов борьбы с правовым нигилизмом рассматривается А.Н. Зрячкиным в кандидатской диссертации «Правовой нигилизм: причины и пути их преодоления». В частности, он отмечает, что правовой нигилизм может быть бытовым, связанным с незнанием закона, или философским, связанным с построением лич-
ностью мировоззрения, в котором отрицается социальная роль права; в то же время правовой нигилизм может наблюдаться у людей, активно взаимодействующих с правом в качестве номинального института, но реально для реализации своих интересов использующих коррупцию и иерархические структуры [6].
Таким образом, прокурорам в рамках работы по правовому просвещению приходится сталкиваться с гражданами, имеющими деформированное правосознание. И здесь явно недостаточно лишь донести до граждан знание правовых норм, необходимо затронуть эмоционально-ценностный и поведенческий компонент правосознания.
Разумеется, для достижения нужного эффекта при воздействии на эмоционально-ценностный и поведенческий компонент правосознания необходимо использовать определенные приемы психологии и педагогики. В частности, В.В. Стреляева отмечает, что правовым воспитанием используются активные методы, уже доказавшие эффективность и нашедшие признание в педагогике: диалог, дискуссия, моделирование, ролевые игры, рефлективные методы [22].
На наш взгляд, было бы нелишним привлечение прокурорами к работе по правовому просвещению специалистов в области психологии и педагогики.
к примеру, Прокуратурой Чувашской Республики используется практика привлечения к работе по правовому просвещению специалиста-психолога прокуратуры республики. Так, 26.04.2012 г. автором принято участие в республиканском семинаре-совещании «Воспитание в современной системе профессионального образования: задачи, проблемы, перспективы развития», организованном Министерством образования Чувашской Республики, с выступлением на тему: «Профилактика правонарушений в молодежной среде». Для участия в семинаре были приглашены представители образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ответственные за проведение воспитательной работы среди учащихся. Приглашенным на мероприятие специалистом-психологом Прокуратуры Чувашской Республики осуществлено выступление на тему: «Роль социальных психологов образовательных учреждений в воспитании молодежи». Таким образом, работниками прокуратуры республики были разъяснены и законодательные нормы, регламентирующие вопросы профилактики правонарушений образовательными учреждениями как субъектами профилактики безнадзорности и правонару-
шений несовершеннолетних, и психологические аспекты проводимой ими работы по правовому воспитанию.
Планируя выступление перед населением в целях правового просвещения, на наш взгляд, прокурорам необходимо приводить примеры из практики прокурорского надзора, выбирая наиболее удачные и убедительные из них. Именно такой способ доведения информации правового характера вызывает большее доверие граждан в силу закона и способность правоохранительных органов защищать их права, а значит, вызывает уважительное отношение к праву и готовность к правовой активности.
На практике приходилось сталкиваться с ситуациями, когда работники прокуратуры, в силу отсутствия навыков работы с аудиторией, не могли правильно расставлять акценты в своих выступлениях, давать нужную информацию правового характера. Отягощенные обязанностями по надзору за исполнением законов, участием в судах, рассмотрением жалоб граждан, прокуроры порой не имеют возможности хорошо продумать и подготовить качественное выступление, направленное на правовое просвещение, осуществляемое как в средствах массовой информации, так и непосредственно перед гражданами. Выход из данной ситуации видится в методическом обеспечении деятельности работников прокуратуры. И здесь можно использовать опыт советской прокуратуры по пропаганде советского законодательства. Так, в прокуратурах союзных республик СССР работники аппарата прокуратур, ответственные за пропаганду советского законодательства и систематизацию, разрабатывали тезисы лекций для районных и городских прокуратур [21].
Следует согласиться с позицией М.С. Андрианова, который называет еще один важный элемент правопросветительской деятельности - обязательный учет опросов общественного мнения по правовой тематике. Общественное мнение о праве и практике его применения представляет собой совокупность оценочных суждений, в которых отражается отношение людей к явлениям правовой жизни. В связи с этим общественное мнение можно рассматривать в качестве специфического состояния общественного правового сознания, которое возникает и проявляется в связи со злободневными событиями социально-правовой действительности. Соответственно, практическая значимость исследования общественного мнения обусловлена его ролью в системе правового регулирования общественных отношений [2].
Прокуратурой Чувашской Республики практикуется анкетирование граждан в ходе
проведения мероприятий по правовому просвещению. В анкете заложены позиции, в которых поставлен вопрос о том, какие темы, нуждающиеся в разъяснении органами прокуратуры, интересуют граждан дополнительно. Так, в 2012 г. проведено анкетирование 216 граждан, изъявивших желание принять участие в нем. По результатам анкетирования установлено, что 40 % граждан интересуют вопросы жилищно-коммунального хозяйства, 20 % - вопросы соблюдения трудовых прав граждан, 15 % - пенсионное и социальное законодательство, 25 % интересуют иные вопросы (наркотики, коррупция, земельное законодательство и др.). О заинтересованности граждан в вопросах жилищно-коммунального хозяйства свидетельствует и явка граждан на мероприятия по правовому просвещению, проводимые по данной тематике.
К примеру, 22 марта 2013 г. во всех районах и городах республики в консультационных пунктах ЧРО ООО «Ассоциация юристов России», действующих на базе библиотечных и некоторых образовательных учреждений, проведены правовые часы для граждан по актуальным вопросам применения законодательства в сфере ЖКХ. Работники прокуратуры разъяснили гражданам основные положения действующего законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, регулирующего вопросы: предоставления коммунальных услуг, в том числе защиты прав потребителей при предоставлении коммунальных услуг; применения тарифов и нормативов на коммунальные услуги; содержания и ремонта общего имущества многоквартирных жилых домов; участия в реализации программ капитального ремонта, взносов на капитальный ремонт; раскрытия информации о финансово-хозяйственной деятельности управляющих организаций; соблюдения законодательства об энергосбережении, в том числе при установке приборов учета в многоквартирных жилых домах. В Национальной библиотеке ЧР выступили работники аппарата прокуратуры республики, в городских и муниципальных библиотеках - работники городских и районных прокуратур. Только в Национальной библиотеке присутствовали около 230 граждан, в связи с чем не всем даже хватило мест в зале. Актуальность обсуждаемой темы вызвана наболевшими вопросами, связанными с непрозрачностью деятельности управляющих организаций, несовершенством законодательства в сфере ЖКХ, нарушениями прав граждан при начислении коммунальных платежей. В связи с изложенным следует отметить, что органам
прокуратуры необходимо чаще и больше разъяснять законодательство в указанной сфере.
Подытоживая, хотелось бы обратить внимание на определенные принципы формирования правосознания граждан посредством правового просвещения, проводимого органами прокуратуры:
1) стиль изложения текста законодательных норм должен быть максимально доступным для восприятия граждан, не имеющих юридического образования, с разным уровнем образования и возрастом, т.е. необходимо адаптировать соответствующие разъяснения, даваемые работником прокуратуры, для широкого круга лиц;
2) необходимо использовать приемы психологии, как направленные на формирование правомерного поведения, так и побуждающие к правовой активности. Выступление работника прокуратуры, осуществленное в рамках работы по правовому просвещению, должно затрагивать все 3 компонента правосознания (когнитивный, эмоционально-ценностный, поведенческий);
3) в целях повышения уровня квалификации работников прокуратуры и правильного построения соответствующих выступлений необходимо организовать методическое обеспечение этой деятельности, в том числе посредством разработки модельных лекций и т.д.;
4) при организации работы по правовому просвещению следует учитывать общественное мнение граждан о правовых явлениях, действующем законодательстве, практике его применения, в том числе посредством проведения анкетирования;
5) при проведении работы по правовому просвещению важно учитывать психологические и возрастные особенности аудитории, чтобы не получить обратный эффект и не привлечь к незаконным явлениям излишний интерес, побуждающий к совершению противоправных поступков. Информация должна представляться «дозировано», не превращаться в рекламу способов совершения противоправных действий (например, изготовления и потребления наркотиков и т. д.).
список литературы
1. Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М., 1988. 165 с.
2. Андрианов М.С. Психологические аспекты правового просвещения и формирования правосознания граждан // Жидких А.А., Будай С.Н., Андрианов М.С., Чернышова Т.Е., Артемов В.В. Организация работы органов прокуратуры по правовому просвещению: метод. рекомендации. М., 2009. C. 33-39.
3. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.: Омега-Л, 2007. 608 с.
4. Гурьянов Н.Ю. Правовая культура: сущность, структура, социальные функции: дис. ... канд. юрид. наук. Самара, 2006. 230 с.
5. Землин А.И. Права человека и ценность правовой культуры. М., 2002. 156 с.
6. Зрячкин А.Н. Правовой нигилизм: причины и пути их преодоления: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2007. 187 с.
7. Каландаришвили З.Н. Актуальные проблемы правовой культуры российской молодежи: монография. СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2009. 171 с.
8. Катон, Варрон, Колумелла, Плиний. О сельском хозяйстве. Катон. Земледелие. М.: Александрия, 2009. 624 с.
9. Кваша А.А. Правовые установки граждан: дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д: Рос-товск. юрид. ин-т МВД РФ, 2002. 160 с.
10. Ломакина И.А. Формирование правосознания учащихся учреждений начального профессионального образования в процессе изучения правовых дисциплин: дис. .канд. пед. наук. Тула, 2006. 225 с.
11. Марк Туллий Цицерон. Избр. соч. М.: Ху-дож. лит., 1975. 456 с.
12. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М.: Юристъ, 2003. 512 с.
13. Пархоменко И.Т. Культурология. Вопросы и ответы: пособие для студентов. Ростов н/Д: Учитель, 2008. 329 с.
14. Певцова Е.А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию// Журнал российского права. 2004. № 3. С. 70-75.
15. Петров В.Р. Деформация правосознания граждан России. Проблемы теории и практики: дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2000. 222 с.
16. Петручак Л.А. Правовая культура современной России: теоретико-правовое исследование: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2012. 187 с.
17. Пиголгин А.С. Теория государства и права. М.: Юрайт-Издат, 2007.
18. Проблемы правового просвещения и участие в нем органов прокуратуры: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. (7-8 октября 2010 г.) / под ред. д-ра юрид. наук О.С. Капинус; Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. М., 2011.157 с.
19. Ратинов А.Р. Структура правосознания и некоторые методы его исследования // Методология и методы социальной психологии. М., 1981. С. 201-214.
20. Ренофанц И. Карманная книжка для любителя чтения русских книг, газет и журналов. СПб., 1837. 152 с.
21. Советская прокуратура. М.: Юрид. лит., 1982. 352 с.
22. Стреляева В.В. Правовое воспитание в условиях становления правового государства: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. 232 с.
23. Сугай Л.А. Термины «культура», «цивилизация» и «просвещение» в России XIX - начала XX века // Труды ГАСК. Вып. II. Мир культуры. М.: ГАСК, 2000. С. 54-60.
24. Флоренский П.А. Христианство и культура // Журнал Московской Патриархии. 1983. №4. С. 53-55.
25. ЦГАЛИ. Ф. 53. Оп. 1. Ед. хр. 66.
26. Черных П.Я. Историко-этимологиче-ский словарь современного русского языка. М., 1993. Т. I. 584 с.
27. Чяпас А.Б., Павилонис В.И. Проблемы правового воспитания несовершеннолетних // Проблемы социологии права / отв. ред. В.Н. Кудрявцев, А.Б. Чяпас. Вып. 1. Вильнюс, 1970. 254 с.
28. Krygier M. Rule of Law // International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences / Ed. N.J. Smelser, P.B. Baltes. Oxford: Elsevier, 2001. 832 р.
29. URL: http://www.countries.ru/library/sub-scribe/etymology.htm.
ПЕТРОВ Альберт Иванович - старший помощник прокурора Чувашской Республики по правовому обеспечению и взаимодействию с общественностью. Аспирант. Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
PETROV, Albert Ivanovich - Senior Assistant Attorney Chuvash Republic on Legal Support and Interaction with the Public. Post-graduate Student. Academy of General Prosecutor of the Russian Federation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
УДК 346.91
УПРАВЛЕНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
С.В. Пушкарев, Д.А. Васенёв
Рассматривается вопрос о спорных ситуациях правового регулирования процесса взыскания задолженности субъектами естественных монополий. Выявлены недостатки нормативной правовой базы и предлагаются варианты минимизации рисков (налоговых, административных) для таких организаций при взыскании задолженности через суд, а также анализируются другие возможные способы управления.
Ключевые слова: дебиторская задолженность; монополии; естественные монополии; правовое регулирование; субъекты; субсидии; исполнение обязательств.
S.V. Pushkarev, D.A. Vasenev. RECEIVABLES MANAGEMENT OF NATURAL MONOPOLY ENTITY: LEGAL ISSUES
The article is devoted to the question of controversial issues of legal regulation of the process of debt recovery by subjects of natural monopolies. The authors brings out drawbacks of regulatory framework and provides options for minimization of risks (tax, administrative) for such organizations in debt collection through the courts, as well as analyzed other possible ways of managing.
Keywords: receivables; monopolies; natural monopolies; legal regulation; subjects; subsidies; execution of obligations.
Проблема неплатежей и нарушения договорной дисциплины со стороны контрагентов является одной из центральных в российской экономике. Согласно данным информационного ресурса Центральной базы статистических данных (ЦБСД) [11] дебиторская задолженность организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги (к которым относятся и
предприятия водопроводно-канализационного хозяйства), увеличилась с 294,6 млрд руб. по состоянию на декабрь 2006 г. до 773,6 млрд руб. в декабре 2012 г., т.е. более чем в 2,6 раза, что делает вопрос эффективного управления этой задолженностью чрезвычайно актуальным в условиях продолжающегося экономического кризиса.