го вида правонарушения как в отношении сотрудника, так и в подразделении органа внутренних дел.
2. Использовать специальные психологические знания необходимо только в случаях, когда есть основания и поводы для их привлечения. Например, при суицидальном поведении сотрудника, при проявлении признаков посттравматических стрессовых расстройств, выраженной посттравматической профессиональной или социально-психологической дезадаптации, при совершении сотрудниками действий агрессивно-насильственного характера или общественно опасных действий с тяжкими последствиями при исполнении служебных обязанностей и во внеслужебное время.
3. Провести обучение сотрудников и руководителей отделов кадров, подразделений собственной безопасности, инспекций по личному составу новой технологии проведения служебной проверки с привлечением в отдельных случаях специальных психологических знаний.
Завершая анализ использования специальных психологических знаний во внесудебной экспертизе, отметим, что для развития данного направления в психологическом обеспечении деятельности органов внутренних дел назрела объективная потребность в принятии нормативно-правового документа, аналогичного отмененному Приказу МВД России от 26 февраля 1996 г. № 129 «О проведении служебных проверок в органах внутренних дел». В новом нормативном правовом акте необходимо учесть достижения юридической психологии, в частности, использование специальных психологических знаний при раскрытии субъективной стороны состава правонарушения и разработке адекватных мер по профилактике нарушений дисциплины и законности в ОВД в процессе проведения служебной проверки. Участие специалистов и экспертов-психологов органов внутренних дел открывает новые возможности в использовании психологических знаний в административнослужебной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Китаев Н. Н., Китаева В. Н. Экспертные психологические исследования в уголовном процессе: проблемы, практика, перспективы. - Иркутск, 2002.
2. Метелев А. В. Психологическая экспертиза самоубийств сотрудников ОВД: научно-методическое пособие. - Ижевск, 2004.
3. Ратинова Н. А. Психология насильственных преступлений и их экспертная оценка: методическое пособие. - М., 2001.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ У КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ
Н. В. Баранникова
Правосознание включает в себя правовую идеологию (знания, идеи, взгляды) и правовую психологию (чувства, убеждения, привычки, эмоции). Выделяют три уровня правосознания: обыденное, научное и профессиональное. Фор-
мирование правосознания - это сложный, развивающиися процесс. Деловая репутация и авторитет сотрудника ОВД, его поведение должны быть безупречными с позиций профессиональной морали и правосознания.
Ключевые слова: право, правосознание, формирование, профессиональная подготовка, профессиональная компетентность, профессиональная честь, воспитание.
Современные условия осуществления реформы высшего образования в свете требований Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. предъявляют повышенные требования к профессиональной подготовке выпускников. В соответствии с этой Концепцией главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства» (4).
Основной целью профессионального образования, как указывается в Концепции, является «...подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда... свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту...» (4).
Одной из важнейших проблем подразделений органов внутренних дел является качество кадрового состава. Профессиональная подготовка сотрудников для органов внутренних дел и постоянный поиск путей повышения ее качества в вузах МВД России положительно влияют не только на показатели в их работе, но и в целом на показатели работы подразделения ОВД. Известно, что систематически хорошо выполнять работу могут только профессионалы, на подготовку которых направлена организация учебно-воспитательного процесса.
Юридическая наука в современном виде дифференцирована на множество отраслей, например, наука теории государства и права, наука уголовного права, наука гражданского права и т. д. Прикладными юридическими науками считаются криминалистика, криминология, судебная медицина, судебная психиатрия, юридическая психология, педагогика в деятельности сотрудников органов внутренних дел и др. Курсанты и слушатели юридических вузов системы МВД России изучают программы курсов, необходимые в практической деятельности.
Профессиональная компетентность специалиста определяется, с одной стороны, способностью вуза оказывать услуги высокого качества, с другой - индивидуальными способностями выпускника (запросами и личным опытом, стремлением к постоянному самообразованию и самовыражению, инициативным и творческим подходом к своему делу). Показателем высокого качества профессиональной подготовки специалистов являются результаты оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел.
Содержание обучения в вузах МВД России прежде всего должно вытекать из конкретных задач подготовки специалистов для органов внутренних дел. Пути повышения такой подготовки определены в Концепции со-
вершенствования профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел Российской Федерации на период до 2010 г.
В современном правовом государстве основой является право, которое представляет собой систему общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государственного принуждения, обеспечивающего юридическую регламентацию общественных отношений в масштабе всего общества. Взаимодействие личности с обществом происходит в процессе социализации - освоения человеком ценностей, норм, установок, социальных ролей, присущих данному обществу. Статус правового государства, к которому стремится Россия, предполагает охрану прав и свобод человека со стороны государства, и защитниками его интересов являются сотрудники органов внутренних дел - выпускники юридических вузов системы МВД России.
В отличие от гражданских вузов, получение образования в вузах МВД России имеет ряд особенностей, которые обусловлены профессиональной подготовкой курсантов и слушателей, соответствующей дальнейшей службе в органах внутренних дел. Высшие учебные заведения МВД России - это специфические учебные заведения, в которых курсанты и слушатели одновременно с учебой несут службу в нарядах и караулах, постигают основы патрульно-постовой службы, участвуют в охране общественного порядка, подчиняются высоким, отличным от гражданских вузов, учебным и дисциплинарным требованиям. Формирование такого качества личности, как гражданское самосознание, рассматривается в виде основы правового сознания будущих сотрудников органов внутренних дел, понимания себя «человеком государства», в соответствии с принципами уважения к обществу в целом, его законам и каждому гражданину.
Правосознание - одна из форм человеческого сознания, и в качестве разновидности сознания оно отражает правовую действительность в форме юридических знаний, идей, представлений и оценочных отношений к праву и практике его реализации, правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение людей в юридически значимых обстоятельствах.
Правосознание включает в себя правовую идеологию (знания, идеи, взгляды) и правовую психологию (чувства, убеждения, привычки, переживания), и оно подразделяется на индивидуальное и общественное. С точки зрения глубины отражения правовой действительности выделяют три вида правосознания: обыденное, научное и профессиональное. Развитие российского общества на современном этапе характеризует возрастание роли правосознания среди граждан и сотрудников правоохранительных органов.
По мнению А. П. Коренева, правосознание юриста должно представлять систему правовых знаний, выраженных в юридических принципах, правовых категориях и нормах, а также основных тенденций и закономерностей государственно-правовой действительности. Юриста-профессионала должно отличать не только положительное отношение к праву и практике его реализации, но также согласие с законодателем, понимание полезности и целесообразности, необходимости и спра-
ведливости его реализации. Для юриста-профессионала характерна активная отрицательная реакция на правонарушение, оценка его как социального зла (1, 18).
Чтобы определить человека как обвиняемого, как преступника или потерпевшего, как честного и правопослушного гражданина, - отмечает В. И. Хальзов, требуется комплексный анализ человеческой сущности -и социальной, и психологической, и юридической, и педагогической, ибо преступное поведение у психически нормального человека не появляется внезапно. К тому же следует обратить внимание на то, что вся деятельность специалистов правоохранительной системы нацелена на воспитание законопослушных граждан (6).
Подготовка сотрудников органов внутренних дел напрямую связана с сознанием общественной значимости будущей профессии и профессиональной гордости. Правосознание сотрудников органов внутренних дел тесно взаимосвязано с такими понятиями, как профессиональная этика, которую характеризуют следующие категории: «профессиональный долг», «профессиональная честь», «честь мундира». Делом профессиональной чести является поддержание авторитета органов внутренних дел в обществе, так как любой аморальный, антигуманный поступок одного сотрудника накладывает негативный отпечаток на всех, кто посвятил себя служению обществу, борьбе с преступностью.
Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел включает в себя определенные категории этики и моральные принципы, лежащие в основе их деятельности, духовно-нравственные и моральные качества, которыми они должны обладать в результате своей профессиональной деятельности. Необходимо отметить, что честь сотрудника органа внутренних дел определяется не его служебным положением, образованием, специальными званиями, а только его моральными, деловыми, политическими, интеллектуальными и духовно-нравственными личностными качествами, которые формируются, в частности, и в ходе учебно-воспитательного процесса в юридических вузах системы МВД России.
Воспитательная работа с личным составом органов внутренних дел рассматривается как важнейшая часть государственной кадровой политики. Цель - формирование всесторонне развитой, профессионально подготовленной, морально и психологически устойчивой личности. Культура сотрудников базируется на нравственно-этических принципах и предполагает высокий уровень этического поведения и общения, неприятие черствости, бездушия и грубости при выполнении обязанностей. Нормы и правила закреплены в Кодексе чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, которым надлежит руководствоваться повседневно. Непреложными были и остаются нетленные слова: честность, порядочность, сострадание, рассудительность, мужество, совесть, гражданственность и патриотизм.
Практический опыт и результаты многочисленных исследований показывают, что чем выше развито у сотрудника органов внутренних дел чувство личного достоинства, чем более он дорожит профессиональной честью, тем значимее его социальная ценность как защитника правопорядка. Они сочетаются с высокой культу-
рой, нравственной зрелостью, необходимыми духовнонравственными и моральными качествами.
«Есть жесткие требования приказов, уставов, боевых распоряжений, но есть область более тонких человеческих отношений, которые невозможно предусмотреть в рамках циркуляров, - заявлено в Обращении министра внутренних дел Российской Федерации к сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим внутренних войск МВД России генерал-полковника Р. Г. Нургалиева от 23 августа 2005 г. - Труд миллионного коллектива всякий раз может быть перечеркнут, если нет понимания высокой меры ответственности, которую берет на себя человек, надевающий форму сотрудника милиции и принимающий широкие властные полномочия» (3, 5).
Первостепенная задача руководителей всех уровней, кадровых и воспитательных аппаратов - восстановление авторитета милиции в российском обществе, пресечение фактов нарушения законности в самих органах, исключение случаев неуважительного и бездумного отношения к гражданам, чьи законные права и интересы обязаны защищать правоохранительные органы.
В 2007 г. Министерством внутренних дел России начато комплексное реформирование системы воспитательной работы в органах внутренних дел. Приказом МВД России от 1 февраля 2007 г. № 120 «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел» утверждена Программа комплексного реформирования, решаются организационные задачи, строится научная основа воспитательной работы, создается современная нормативно-правовая и методическая база ее функционирования, а также организационно-штатная структура воспитательных аппаратов.
В рамках реформы системы организации воспитательной работы проведено Всероссийское совещание руководителей подразделений по работе с личным составом, на которое со всех концов страны прибыли руководители кадровых и воспитательных аппаратов органов внутренних дел и внутренних войск. На совещании был дан детальный анализ проблем кадрового строительства и воспитательной работы, указаны первостепенные перспективы.
В работе с личным составом органов внутренних дел особая роль принадлежит воспитательным аппаратам, ибо «.в органах и подразделениях нет другого аппарата, который непосредственно занимался бы личностью сотрудника, его заботами и нуждами, повышением профессиональной культуры и развитием общего кругозора, укреплением веры в закон и справедливость, уважения к правам граждан.
Именно организаторы воспитательного процесса являются связующим звеном между начальниками, командирами и подчиненными, доносят до ума и сердца каждого сотрудника и военнослужащего государственную значимость поставленных перед ними задач, мобилизуют личный состав на выполнение приказов старших начальников, прививают профессионализм, укрепляют сплоченность и морально-психологический настрой коллектива» (5, 3).
Воспитательная работа в органах внутренних дел -это целенаправленная деятельность руководителей всех рангов, кадровых и воспитательных аппаратов, общественных институтов по формированию у сотрудников высоких гражданских, морально-психологических и профессиональных качеств, мобилизации их на успешное выполнение оперативно-служебных задач, укрепление законности и служебной дисциплины (2, 24).
Воспитание представляет собой сложный, многогранный, диалектически развивающийся процесс, основными принципами которого являются:
- государственно-патриотическая и профессиональная направленность;
- воспитание в процессе профессиональной деятельности;
- комплексный подход к воспитанию сотрудников органов внутренних дел;
- требовательное и уважительное отношение в соответствии с законом при опоре на положительное в личности;
- индивидуальный и дифференцированный подход;
- единство, согласованность и преемственность в воспитании.
Кого призваны готовить высшие учебные заведения системы МВД России - узкого специалиста или хорошо адаптированного к современной реальности сотрудника органов внутренних дел? Цель юридических вузов - воспитание свободного, творчески мыслящего, широко образованного человека - гражданина мира, уверенного в себе, открытого людям, умеющего быть счастливым в жизни и успешным в профессиональной деятельности.
Нашему обществу нужны образованные и воспитанные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание. Общество и государство требуют специалистов с нестандартным набором качеств, да и сами выпускники заинтересованы в том, чтобы по окончании вуза они могли максимально использовать приобретенные ими знания, умения и навыки.
Оценивая деятельность органов внутренних дел, необходимо постоянно помнить, что они не являются каким-то образованием, оторванным от общества и государства, они служат народу и государству, выполняют его волю, охраняя правопорядок и законность в обществе. В этой связи требуется особый подход к подготовке тех, на кого общество и государство возлагают обязанность и ответственность за обеспечение внутренней безопасности, защиту личности. Сегодня Россия особенно нуждается в социально зрелой, творчески развитой личности, обладающей высокопрофессиональными качествами, умеющей адекватно воспринимать окружающую действительность, ориентироваться в меняющемся мире, быть достойным гражданином могучей и великой страны, носителем национальных традиций.
ЛИТЕРАТУРА
1. Введение в юридическую специальность: учебное пособие / под ред. А. П. Коренева, В. К. Боброва. - М., 2004.
2. Лойт X. X. Воспитательная работа в органах внутренних дел. Необходимость ее коренного совершенствования // Материалы научно-практической конференции. - Владимир, 1997.
3. Обращение министра внутренних дел Российской Федерации к сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим внутренних войск МВД России // Милиция. - 2005. -№ 10.
4. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 11 февраля 2002 г. № 393 «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».
5. Федоров В. И. О роли и задачах руководителей аппаратов по работе с личным составом органов внутренних дел и внутренних войск МВД Российской Федерации в современных условиях // Материалы Всероссийского совещания руководителей аппаратов по работе с личным составом МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, учебных заведений и внутренних войск МВД России. - М., 1996.
6. Хальзов В. И. Юридическая педагогика: Проблемы и перспективы развития // Педагогика и акмеология безопасности жизнедеятельности: сб. науч. тр. - СПб., 2000. - № 1.
ПСИХОСЕМАНТИКА СЛУЖЕБНОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
(НА ПРИМЕРЕ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО
ЗАВЕДЕНИЯ СИСТЕМЫ МВД)
А. В. Осинцева
В статье показано, что проведение тренинговых занятий вызывает конструктивную динамику представлений испытуемых о служебном взаимодействии.
Ключевые слова: служебное общение, межличностное взаимодействие, психосемантика, субъективные представления, совместное субъективное пространство, имплицитные теории служебного взаимодействия.
Служебная деятельность и межличностное взаимодействие в системе МВД строится на принципах коллективизма, гуманизма, законности, единоначалия и субординации. Строго иерархизированная, регламентированная служебная деятельность и специфические условия службы и профессиональной подготовки будущих сотрудников органов внутренних дел в вузе МВД обращают на себя внимание с точки зрения психологической готовности личности к общению и взаимодействию в данной системе отношений. Формирование субъективной картины взаимодействия в социальной системе определенного типа необходимо для обеспечения адаптации сотрудников органов внутренних дел к специфическим условиям службы в системе МВД.
Восприятие и понимание ситуации взаимодействия в процессе служебной деятельности основано на системе конструктов как системы смысловых категорий (имплицитных представлений), с помощью которых человек структурирует мир. Для изучения системы представлений о служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел МВД России психосемантический подход выступил конкретным теоретическим основанием,
позволяющим исследовать и реконструировать уникальный субъективный мир человека на его же собственном языке (1, 3). Общетеоретической основой для анализа имплицитных представлений как составляющих субъективного мира личности выступили положения когнитивного подхода о категориальном истолковании человеком мира. Дж. Брунер отмечал, что восприятие человека строится на разветвленной системе категорий, в соответствии с которыми человек структурирует мир (2).
Работа была направлена на проверку следующей гипотезы: смысловые сферы курсантов способны меняться в конструктивном направлении при целенаправленном воздействии на представления об образе командира и взаимодействии с ним.
В работе использован экспериментальный план формирующего эксперимента. На первом этапе был разработан инструмент исследования, способствующий выявлению имплицитных теорий межличностного взаимодействия командиров групп и курсантов. Методами служили: групповая беседа, проведенная в форме фокус-групп; классификация; отбор по результатам факторного анализа наиболее существенных конструктов и создание на их основе семантического дифференциала; Т-критерий Стьюдента - для определения достоверности различий и научной обоснованности результатов эксперимента.
При изучении возможности изменения представлений курсантов о взаимодействии с младшими командирами была изучена динамика представлений о служебном взаимодействии у курсантов контрольной и экспериментальной групп. Замысел исследования состоял в том, чтобы обнаружить наличие сдвигов, происходящих в имплицитных теориях партнеров по взаимодействию в процессе общения, изучить направленность этих изменений в смысловых пространствах. Экспериментальная серия проведена по схеме формирующего эксперимента с использованием социально-психологического тренинга. Для анализа различий в контрольной и экспериментальной группах до и после тренинговых занятий был проведен расчет абсолютных значений разниц средних показателей - раздельно по положительным/отрицательным дескрипторам, а также по положительным/отрицательным объектам семантического дифференциала (табл.).
Тренинговые занятия вызвали динамику представлений курсантов (экспериментальная группа) о служебном взаимодействии, в семантическом пространстве результаты экспериментальной и контрольной групп по положительным дескрипторам расположились друг от друга на большем расстоянии. Это говорит о том, что формирующее воздействие дало выраженный эффект, но выявленные сдвиги в представлениях курсантов пока не позволяют определить их направление и степень содержательной конструктивности.
Был произведен расчет статистически значимых различий (Т-критерия Стьюдента) до и после тренинга по каждому дескриптору относительно объектов «хороший/плохой командир». У курсантов экспериментальной группы выявлены статистически достоверные различия как по положительному образу взаимодействия (объект «хороший командир»), так и по объекту «плохой командир».