Научная статья на тему 'Формирование правосознания у курсантов и слушателей юридических вузов системы MBД России'

Формирование правосознания у курсантов и слушателей юридических вузов системы MBД России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
492
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЧЕСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / LAW / LEGAL AWARENESS / FORMATION / PROFESSIONAL TRAINING / PROFESSIONAL COMPETENCE / PROFESSIONAL HONOUR / EDUCATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Баранникова Наталья Валерьевна

Правосознание включает в себя правовую идеологию (знания, идеи, взгляды) и правовую психологию (чувства, убеждения, привычки, эмоции). Выделяют три уровня правосознания: обыденное, научное и профессиональное. Формирование правосознания это сложный, развивающийся процесс. Деловая репутация и авторитет сотрудника ОВД, его поведение должны быть безупречными с позиций профессиональной морали и правосознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Legal Awareness of Cadets and Students of Law Institutes of Russian Interior

Legal awareness includes legal ideology (knowledge, ideas, views) and legal psychology (feelings, conviction, habits, emotions). There are three kinds of legal awareness: common, scientific and professional. The formation of legal awareness is a difficult creative process. According to the professional, moral and legal awareness, the business reputation and authority of a law enforcement professional must be irreproachable.

Текст научной работы на тему «Формирование правосознания у курсантов и слушателей юридических вузов системы MBД России»

го вида правонарушения как в отношении сотрудника, так и в подразделении органа внутренних дел.

2. Использовать специальные психологические знания необходимо только в случаях, когда есть основания и поводы для их привлечения. Например, при суицидальном поведении сотрудника, при проявлении признаков посттравматических стрессовых расстройств, выраженной посттравматической профессиональной или социально-психологической дезадаптации, при совершении сотрудниками действий агрессивно-насильственного характера или общественно опасных действий с тяжкими последствиями при исполнении служебных обязанностей и во внеслужебное время.

3. Провести обучение сотрудников и руководителей отделов кадров, подразделений собственной безопасности, инспекций по личному составу новой технологии проведения служебной проверки с привлечением в отдельных случаях специальных психологических знаний.

Завершая анализ использования специальных психологических знаний во внесудебной экспертизе, отметим, что для развития данного направления в психологическом обеспечении деятельности органов внутренних дел назрела объективная потребность в принятии нормативно-правового документа, аналогичного отмененному Приказу МВД России от 26 февраля 1996 г. № 129 «О проведении служебных проверок в органах внутренних дел». В новом нормативном правовом акте необходимо учесть достижения юридической психологии, в частности, использование специальных психологических знаний при раскрытии субъективной стороны состава правонарушения и разработке адекватных мер по профилактике нарушений дисциплины и законности в ОВД в процессе проведения служебной проверки. Участие специалистов и экспертов-психологов органов внутренних дел открывает новые возможности в использовании психологических знаний в административнослужебной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Китаев Н. Н., Китаева В. Н. Экспертные психологические исследования в уголовном процессе: проблемы, практика, перспективы. - Иркутск, 2002.

2. Метелев А. В. Психологическая экспертиза самоубийств сотрудников ОВД: научно-методическое пособие. - Ижевск, 2004.

3. Ратинова Н. А. Психология насильственных преступлений и их экспертная оценка: методическое пособие. - М., 2001.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ У КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ

Н. В. Баранникова

Правосознание включает в себя правовую идеологию (знания, идеи, взгляды) и правовую психологию (чувства, убеждения, привычки, эмоции). Выделяют три уровня правосознания: обыденное, научное и профессиональное. Фор-

мирование правосознания - это сложный, развивающиися процесс. Деловая репутация и авторитет сотрудника ОВД, его поведение должны быть безупречными с позиций профессиональной морали и правосознания.

Ключевые слова: право, правосознание, формирование, профессиональная подготовка, профессиональная компетентность, профессиональная честь, воспитание.

Современные условия осуществления реформы высшего образования в свете требований Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. предъявляют повышенные требования к профессиональной подготовке выпускников. В соответствии с этой Концепцией главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства» (4).

Основной целью профессионального образования, как указывается в Концепции, является «...подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда... свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту...» (4).

Одной из важнейших проблем подразделений органов внутренних дел является качество кадрового состава. Профессиональная подготовка сотрудников для органов внутренних дел и постоянный поиск путей повышения ее качества в вузах МВД России положительно влияют не только на показатели в их работе, но и в целом на показатели работы подразделения ОВД. Известно, что систематически хорошо выполнять работу могут только профессионалы, на подготовку которых направлена организация учебно-воспитательного процесса.

Юридическая наука в современном виде дифференцирована на множество отраслей, например, наука теории государства и права, наука уголовного права, наука гражданского права и т. д. Прикладными юридическими науками считаются криминалистика, криминология, судебная медицина, судебная психиатрия, юридическая психология, педагогика в деятельности сотрудников органов внутренних дел и др. Курсанты и слушатели юридических вузов системы МВД России изучают программы курсов, необходимые в практической деятельности.

Профессиональная компетентность специалиста определяется, с одной стороны, способностью вуза оказывать услуги высокого качества, с другой - индивидуальными способностями выпускника (запросами и личным опытом, стремлением к постоянному самообразованию и самовыражению, инициативным и творческим подходом к своему делу). Показателем высокого качества профессиональной подготовки специалистов являются результаты оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел.

Содержание обучения в вузах МВД России прежде всего должно вытекать из конкретных задач подготовки специалистов для органов внутренних дел. Пути повышения такой подготовки определены в Концепции со-

вершенствования профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел Российской Федерации на период до 2010 г.

В современном правовом государстве основой является право, которое представляет собой систему общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государственного принуждения, обеспечивающего юридическую регламентацию общественных отношений в масштабе всего общества. Взаимодействие личности с обществом происходит в процессе социализации - освоения человеком ценностей, норм, установок, социальных ролей, присущих данному обществу. Статус правового государства, к которому стремится Россия, предполагает охрану прав и свобод человека со стороны государства, и защитниками его интересов являются сотрудники органов внутренних дел - выпускники юридических вузов системы МВД России.

В отличие от гражданских вузов, получение образования в вузах МВД России имеет ряд особенностей, которые обусловлены профессиональной подготовкой курсантов и слушателей, соответствующей дальнейшей службе в органах внутренних дел. Высшие учебные заведения МВД России - это специфические учебные заведения, в которых курсанты и слушатели одновременно с учебой несут службу в нарядах и караулах, постигают основы патрульно-постовой службы, участвуют в охране общественного порядка, подчиняются высоким, отличным от гражданских вузов, учебным и дисциплинарным требованиям. Формирование такого качества личности, как гражданское самосознание, рассматривается в виде основы правового сознания будущих сотрудников органов внутренних дел, понимания себя «человеком государства», в соответствии с принципами уважения к обществу в целом, его законам и каждому гражданину.

Правосознание - одна из форм человеческого сознания, и в качестве разновидности сознания оно отражает правовую действительность в форме юридических знаний, идей, представлений и оценочных отношений к праву и практике его реализации, правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение людей в юридически значимых обстоятельствах.

Правосознание включает в себя правовую идеологию (знания, идеи, взгляды) и правовую психологию (чувства, убеждения, привычки, переживания), и оно подразделяется на индивидуальное и общественное. С точки зрения глубины отражения правовой действительности выделяют три вида правосознания: обыденное, научное и профессиональное. Развитие российского общества на современном этапе характеризует возрастание роли правосознания среди граждан и сотрудников правоохранительных органов.

По мнению А. П. Коренева, правосознание юриста должно представлять систему правовых знаний, выраженных в юридических принципах, правовых категориях и нормах, а также основных тенденций и закономерностей государственно-правовой действительности. Юриста-профессионала должно отличать не только положительное отношение к праву и практике его реализации, но также согласие с законодателем, понимание полезности и целесообразности, необходимости и спра-

ведливости его реализации. Для юриста-профессионала характерна активная отрицательная реакция на правонарушение, оценка его как социального зла (1, 18).

Чтобы определить человека как обвиняемого, как преступника или потерпевшего, как честного и правопослушного гражданина, - отмечает В. И. Хальзов, требуется комплексный анализ человеческой сущности -и социальной, и психологической, и юридической, и педагогической, ибо преступное поведение у психически нормального человека не появляется внезапно. К тому же следует обратить внимание на то, что вся деятельность специалистов правоохранительной системы нацелена на воспитание законопослушных граждан (6).

Подготовка сотрудников органов внутренних дел напрямую связана с сознанием общественной значимости будущей профессии и профессиональной гордости. Правосознание сотрудников органов внутренних дел тесно взаимосвязано с такими понятиями, как профессиональная этика, которую характеризуют следующие категории: «профессиональный долг», «профессиональная честь», «честь мундира». Делом профессиональной чести является поддержание авторитета органов внутренних дел в обществе, так как любой аморальный, антигуманный поступок одного сотрудника накладывает негативный отпечаток на всех, кто посвятил себя служению обществу, борьбе с преступностью.

Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел включает в себя определенные категории этики и моральные принципы, лежащие в основе их деятельности, духовно-нравственные и моральные качества, которыми они должны обладать в результате своей профессиональной деятельности. Необходимо отметить, что честь сотрудника органа внутренних дел определяется не его служебным положением, образованием, специальными званиями, а только его моральными, деловыми, политическими, интеллектуальными и духовно-нравственными личностными качествами, которые формируются, в частности, и в ходе учебно-воспитательного процесса в юридических вузах системы МВД России.

Воспитательная работа с личным составом органов внутренних дел рассматривается как важнейшая часть государственной кадровой политики. Цель - формирование всесторонне развитой, профессионально подготовленной, морально и психологически устойчивой личности. Культура сотрудников базируется на нравственно-этических принципах и предполагает высокий уровень этического поведения и общения, неприятие черствости, бездушия и грубости при выполнении обязанностей. Нормы и правила закреплены в Кодексе чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, которым надлежит руководствоваться повседневно. Непреложными были и остаются нетленные слова: честность, порядочность, сострадание, рассудительность, мужество, совесть, гражданственность и патриотизм.

Практический опыт и результаты многочисленных исследований показывают, что чем выше развито у сотрудника органов внутренних дел чувство личного достоинства, чем более он дорожит профессиональной честью, тем значимее его социальная ценность как защитника правопорядка. Они сочетаются с высокой культу-

рой, нравственной зрелостью, необходимыми духовнонравственными и моральными качествами.

«Есть жесткие требования приказов, уставов, боевых распоряжений, но есть область более тонких человеческих отношений, которые невозможно предусмотреть в рамках циркуляров, - заявлено в Обращении министра внутренних дел Российской Федерации к сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим внутренних войск МВД России генерал-полковника Р. Г. Нургалиева от 23 августа 2005 г. - Труд миллионного коллектива всякий раз может быть перечеркнут, если нет понимания высокой меры ответственности, которую берет на себя человек, надевающий форму сотрудника милиции и принимающий широкие властные полномочия» (3, 5).

Первостепенная задача руководителей всех уровней, кадровых и воспитательных аппаратов - восстановление авторитета милиции в российском обществе, пресечение фактов нарушения законности в самих органах, исключение случаев неуважительного и бездумного отношения к гражданам, чьи законные права и интересы обязаны защищать правоохранительные органы.

В 2007 г. Министерством внутренних дел России начато комплексное реформирование системы воспитательной работы в органах внутренних дел. Приказом МВД России от 1 февраля 2007 г. № 120 «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел» утверждена Программа комплексного реформирования, решаются организационные задачи, строится научная основа воспитательной работы, создается современная нормативно-правовая и методическая база ее функционирования, а также организационно-штатная структура воспитательных аппаратов.

В рамках реформы системы организации воспитательной работы проведено Всероссийское совещание руководителей подразделений по работе с личным составом, на которое со всех концов страны прибыли руководители кадровых и воспитательных аппаратов органов внутренних дел и внутренних войск. На совещании был дан детальный анализ проблем кадрового строительства и воспитательной работы, указаны первостепенные перспективы.

В работе с личным составом органов внутренних дел особая роль принадлежит воспитательным аппаратам, ибо «.в органах и подразделениях нет другого аппарата, который непосредственно занимался бы личностью сотрудника, его заботами и нуждами, повышением профессиональной культуры и развитием общего кругозора, укреплением веры в закон и справедливость, уважения к правам граждан.

Именно организаторы воспитательного процесса являются связующим звеном между начальниками, командирами и подчиненными, доносят до ума и сердца каждого сотрудника и военнослужащего государственную значимость поставленных перед ними задач, мобилизуют личный состав на выполнение приказов старших начальников, прививают профессионализм, укрепляют сплоченность и морально-психологический настрой коллектива» (5, 3).

Воспитательная работа в органах внутренних дел -это целенаправленная деятельность руководителей всех рангов, кадровых и воспитательных аппаратов, общественных институтов по формированию у сотрудников высоких гражданских, морально-психологических и профессиональных качеств, мобилизации их на успешное выполнение оперативно-служебных задач, укрепление законности и служебной дисциплины (2, 24).

Воспитание представляет собой сложный, многогранный, диалектически развивающийся процесс, основными принципами которого являются:

- государственно-патриотическая и профессиональная направленность;

- воспитание в процессе профессиональной деятельности;

- комплексный подход к воспитанию сотрудников органов внутренних дел;

- требовательное и уважительное отношение в соответствии с законом при опоре на положительное в личности;

- индивидуальный и дифференцированный подход;

- единство, согласованность и преемственность в воспитании.

Кого призваны готовить высшие учебные заведения системы МВД России - узкого специалиста или хорошо адаптированного к современной реальности сотрудника органов внутренних дел? Цель юридических вузов - воспитание свободного, творчески мыслящего, широко образованного человека - гражданина мира, уверенного в себе, открытого людям, умеющего быть счастливым в жизни и успешным в профессиональной деятельности.

Нашему обществу нужны образованные и воспитанные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание. Общество и государство требуют специалистов с нестандартным набором качеств, да и сами выпускники заинтересованы в том, чтобы по окончании вуза они могли максимально использовать приобретенные ими знания, умения и навыки.

Оценивая деятельность органов внутренних дел, необходимо постоянно помнить, что они не являются каким-то образованием, оторванным от общества и государства, они служат народу и государству, выполняют его волю, охраняя правопорядок и законность в обществе. В этой связи требуется особый подход к подготовке тех, на кого общество и государство возлагают обязанность и ответственность за обеспечение внутренней безопасности, защиту личности. Сегодня Россия особенно нуждается в социально зрелой, творчески развитой личности, обладающей высокопрофессиональными качествами, умеющей адекватно воспринимать окружающую действительность, ориентироваться в меняющемся мире, быть достойным гражданином могучей и великой страны, носителем национальных традиций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Введение в юридическую специальность: учебное пособие / под ред. А. П. Коренева, В. К. Боброва. - М., 2004.

2. Лойт X. X. Воспитательная работа в органах внутренних дел. Необходимость ее коренного совершенствования // Материалы научно-практической конференции. - Владимир, 1997.

3. Обращение министра внутренних дел Российской Федерации к сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим внутренних войск МВД России // Милиция. - 2005. -№ 10.

4. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 11 февраля 2002 г. № 393 «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».

5. Федоров В. И. О роли и задачах руководителей аппаратов по работе с личным составом органов внутренних дел и внутренних войск МВД Российской Федерации в современных условиях // Материалы Всероссийского совещания руководителей аппаратов по работе с личным составом МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, учебных заведений и внутренних войск МВД России. - М., 1996.

6. Хальзов В. И. Юридическая педагогика: Проблемы и перспективы развития // Педагогика и акмеология безопасности жизнедеятельности: сб. науч. тр. - СПб., 2000. - № 1.

ПСИХОСЕМАНТИКА СЛУЖЕБНОГО

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

(НА ПРИМЕРЕ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО

ЗАВЕДЕНИЯ СИСТЕМЫ МВД)

А. В. Осинцева

В статье показано, что проведение тренинговых занятий вызывает конструктивную динамику представлений испытуемых о служебном взаимодействии.

Ключевые слова: служебное общение, межличностное взаимодействие, психосемантика, субъективные представления, совместное субъективное пространство, имплицитные теории служебного взаимодействия.

Служебная деятельность и межличностное взаимодействие в системе МВД строится на принципах коллективизма, гуманизма, законности, единоначалия и субординации. Строго иерархизированная, регламентированная служебная деятельность и специфические условия службы и профессиональной подготовки будущих сотрудников органов внутренних дел в вузе МВД обращают на себя внимание с точки зрения психологической готовности личности к общению и взаимодействию в данной системе отношений. Формирование субъективной картины взаимодействия в социальной системе определенного типа необходимо для обеспечения адаптации сотрудников органов внутренних дел к специфическим условиям службы в системе МВД.

Восприятие и понимание ситуации взаимодействия в процессе служебной деятельности основано на системе конструктов как системы смысловых категорий (имплицитных представлений), с помощью которых человек структурирует мир. Для изучения системы представлений о служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел МВД России психосемантический подход выступил конкретным теоретическим основанием,

позволяющим исследовать и реконструировать уникальный субъективный мир человека на его же собственном языке (1, 3). Общетеоретической основой для анализа имплицитных представлений как составляющих субъективного мира личности выступили положения когнитивного подхода о категориальном истолковании человеком мира. Дж. Брунер отмечал, что восприятие человека строится на разветвленной системе категорий, в соответствии с которыми человек структурирует мир (2).

Работа была направлена на проверку следующей гипотезы: смысловые сферы курсантов способны меняться в конструктивном направлении при целенаправленном воздействии на представления об образе командира и взаимодействии с ним.

В работе использован экспериментальный план формирующего эксперимента. На первом этапе был разработан инструмент исследования, способствующий выявлению имплицитных теорий межличностного взаимодействия командиров групп и курсантов. Методами служили: групповая беседа, проведенная в форме фокус-групп; классификация; отбор по результатам факторного анализа наиболее существенных конструктов и создание на их основе семантического дифференциала; Т-критерий Стьюдента - для определения достоверности различий и научной обоснованности результатов эксперимента.

При изучении возможности изменения представлений курсантов о взаимодействии с младшими командирами была изучена динамика представлений о служебном взаимодействии у курсантов контрольной и экспериментальной групп. Замысел исследования состоял в том, чтобы обнаружить наличие сдвигов, происходящих в имплицитных теориях партнеров по взаимодействию в процессе общения, изучить направленность этих изменений в смысловых пространствах. Экспериментальная серия проведена по схеме формирующего эксперимента с использованием социально-психологического тренинга. Для анализа различий в контрольной и экспериментальной группах до и после тренинговых занятий был проведен расчет абсолютных значений разниц средних показателей - раздельно по положительным/отрицательным дескрипторам, а также по положительным/отрицательным объектам семантического дифференциала (табл.).

Тренинговые занятия вызвали динамику представлений курсантов (экспериментальная группа) о служебном взаимодействии, в семантическом пространстве результаты экспериментальной и контрольной групп по положительным дескрипторам расположились друг от друга на большем расстоянии. Это говорит о том, что формирующее воздействие дало выраженный эффект, но выявленные сдвиги в представлениях курсантов пока не позволяют определить их направление и степень содержательной конструктивности.

Был произведен расчет статистически значимых различий (Т-критерия Стьюдента) до и после тренинга по каждому дескриптору относительно объектов «хороший/плохой командир». У курсантов экспериментальной группы выявлены статистически достоверные различия как по положительному образу взаимодействия (объект «хороший командир»), так и по объекту «плохой командир».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.