ВЕСТНИК
Казанского юридического института МВД России
№ 3(21)2015
УДК 378
Н.Ю. Муратшина
ХАРАКТЕРИСТИКА ТРЕБОВАНИИ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКА ОВД
В статье на основе анализа нормативных правовых документов и научно-методической литературы выделены требования служебной деятельности к личностным и профессиональным качествам сотрудников ОВД. Они сгруппированы по восьми группам, качественно различающимся сферой проявления: культурой профессионального общения: моральным духом и нравственно-правовой культурой; отношением к профессиональной деятельности; профессионально значимыми качествами; эмоционально-волевой сферой; отношением к себе; интеллектуальной сферой; гражданскими качествами.
Ключевые слова: служебная деятельность, требования, сотрудник ОВД, профессиональные и личностные качества.
В принятом в 2011 году Законе РФ «О полиции» в качестве одной из приоритетных задач сформулировано кардинальное улучшение работы по профессиональному воспитанию личного состава ОВД [13]. В Приказе МВД РФ от № 777 от 10.08.2012 «Об организации морально-психологической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» [7] определены цели, порядок организации и критерии оценки морально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в современных условиях. С учетом этих документов Департамент государственной службы кадров МВД России направляет значительные усилия на реформирование системы профессионального воспитания личного состава, налаживание социально-психологической работы в ОВД, совершенствование нормативной правовой базы организации этой деятельности. Перед руководителями органов, подразделений, организаций системы МВД РФ поставлена задача совершенствования профессионального воспитания личного состава органов и подразделений внутренних дел.
Поэтому формирование личности будущего сотрудника ОВД является стратегической задачей воспитательной работы в вузах МВД. В работе И.М. Лебеденко [5]
исследованы особенности организации воспитательной среды в образовательных организациях МВД России. Вопросы особенностей профессионального «Я-образа» сотрудника органов внутренних дел и условия его формирования в вузе МВД России изучены Ф.К. Свободным [9].
Успешное решение воспитательной задачи в процессе обучения в вузах МВД России предполагает знание требований, предъявляемых со стороны служебной деятельности к личности сотрудников ОВД.
Осуществленный нами анализ и обобщение нормативных правовых документов и научно-методической литературы свидетельствуют о существовании различий в выделении и систематизации требований к личностным и профессиональным качествам сотрудников ОВД.
Поэтому задача нашей работы состояла в изучении и научном обосновании требований служебной деятельности к личности сотрудника ОВД.
Решение этой задачи осуществлялось с применением комплекса методов научного исследования, включающего анализ и обобщение научно-методической литературы; анализ законодательных и нормативных правовых документов.
Результаты исследования. Требования
124
ТРИБУНА МОЛОДЫМ
к личности сотрудника ОВД содержатся в ряде нормативных документов: в федеральных законах от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [11] и от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [12], в Указе Президента РФ № 1377 «О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации» от 14.10.2012 г. [10], в постановлении Правительства РФ от 6 декабря 2012 г. № 1259 «Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации [6] и № 777 от 10.08.2012 «Об организации морально-психологической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» [7].
Закон РФ «О полиции» вступил в силу с 1 марта 2011 года [13]. Его основная задача состоит в том, чтобы создавать законодательные основы организации и деятельности полиции в России в соответствии с новыми общественными отношениями в целях создания нового облика органов внутренних дел, повышения эффективности и открытости их работы. В данном документе адаптирован положительный опыт зарубежных стран в области строительства полицейских институтов, а также нормы ряда международных документов, касающихся правоохранительной деятельности. Общие положения Федерального закона «О полиции» устанавливают, что она предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. Полиция должна незамедлительно приходить на помощь каждому, кто нуждается в её защите от преступных и иных противоправных посягательств.
Существуют общие требования, предъявляемые к личности сотрудника ОВД вне зависимости от рода служебной деятельности.
1. Требования, связанные с содержанием
работы сотрудника ОВД как видом государственной службы. Положение сотрудников ОВД в системе государственных органов обусловливает предъявление к лицам, назначенным на соответствующие должности, особых требований. Важнейшим из них выступает нравственная культура, обусловливающая моральное доверие со стороны общества.
Деятельность ОВД всегда находится под пристальным вниманием общества, поскольку она в той или иной мере затрагивает интересы всех его членов и ее результаты самым непосредственным образом сказываются на обеспечении безопасности личности, общества и государства, реализации их законных интересов. Работа сотрудников ОВД сопряжена с множеством нравственных проблем, порожденных спецификой целей, содержания, форм, методов и средств их деятельности. Уже одно то, что обеспечивать правопорядок, спокойную жизнь граждан приходится с использованием мер принуждения и ограничения прав личности, вызывает целый комплекс противоречий как в общественном, так и в индивидуальном сознании.
Предоставление обществом сотрудникам ОВД не только правовой, но и моральной санкции на проведение соответствующей деятельности по охране и защите прав граждан с использованием властных полномочий налагает на них высокую ответственность за строгое и точное соблюдение законности.
2. Требования, связанные с правовой регламентацией деятельности. Ярко выраженный правовой характер деятельности сотрудника ОВД существенно отличает ее от других видов человеческой деятельности. Требовать от других исполнения закона может лишь тот, кто сам безупречен. Поэтому обязательным требованием к личности сотрудника ОВД выступает владение общими знаниями в области права и в смежных областях, а также специализированными знаниями, относящимися к правоохранительной деятельности. При этом речь идет не об абстрактном запоминании той или иной нормы права, а о выработке так назы-
125
ВЕСТНИК
Казанского юридического института МВД России
№ 3(21)2015
ваемого юридического мышления, т.е. способности к анализу, синтезу, обобщению и отражению в речи наличных ситуаций с позиций усвоенных и осознанных норм и права, закономерностей их функционирования в обществе.
3. Требования, связанные с противодействием заинтересованных лиц. Несовпадение, противоречие и столкновение человеческих интересов в ходе осуществления деятельности сотрудников ОВД придает ей характер борьбы и обуславливает в качестве требования к его личности наличие умений применять организационно-тактические и психологические приёмы во взаимоотношениях с лицами, оказавшимися в поле его деятельности.
4. Требования, связанные с наличием властных полномочий. Умение разумно и в рамках закона применять властные полномочия во многом зависит от личных качеств сотрудника ОВД [8, с. 38-39]. В любой ситуации профессиональной деятельности, отличающейся высокой эмоциональной напряжённостью, сотрудник обязан быть объективным в отношении к происходящему, независимо от переживаемых психических состояний, не проявлять административный произвол по отношению к личности.
Уважение прав человека проявляется в максимально почтительном отношении сотрудников к людям без различия расы, пола, языка, религии, в признании в каждом человеке его личного достоинства. Содержание принципа уважения прав человека предполагает возможно более полное удовлетворение интересов людей, предоставление им свободы; доверие к людям, внимательное отношение к их убеждениям, устремлениям; чуткость, вежливость, деликатность, что в профессиональной этике сотрудника ОВД называется этикетом и тактом.
Уважение выступает необходимой моральной предпосылкой осуществления сотрудниками ОВД своих прав и обязанностей, по необходимости связанной с применением мер принуждения, специальных средств, с вторжением в частную жизнь граждан.
Требование к уважению чести, достоинства, личной неприкосновенности челове-
ка, особенно в тех случаях, когда возникает необходимость применения мер принуждения, находит свое отражение в целом ряде международных документов. В частности, в статье 2 «Декларации прав и свобод человека и гражданина» [1] подчеркивается, что права и свободы человека могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо для защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других людей в демократическом обществе.
Но даже ущемляя права человека в связи с совершением им неправомерных действий, сотрудник ОВД обязан во всех случаях ограничения прав, во-первых, разъяснить гражданину основания, во-вторых, повод такого ограничения, а в-третьих, растолковать возникающие в связи с этим его права и обязанности [13]. Все люди равны перед законом и имеют равное право без какой бы то ни было дискриминации на равную защиту со стороны закона. Указанный принцип достаточно четко выражен в ст. 3 «Декларации прав и свобод человека и гражданина» [1]: «Все равны перед законом и судом».
5. Требования, связанные с соблюдением служебной тайны. Нормативные акты МВД РФ регламентируют требования к секретному режиму, к умению молчать, соблюдать определенную конспирацию при общении с другими людьми. При соблюдении этих требований сотрудник ОВД сталкивается с определенными психологическими трудностями: с желанием, получив значимые и актуальные сведения, поделиться своими знаниями с другими людьми, показать значительность своей работы, поделиться успехом.
6. Требования, связанные с социально-психологической атмосферой служебной деятельности. Действия сотрудника ОВД всегда находятся в фокусе общественного мнения. От него ждут умелых действий, на него надеются, его одобряют или порицают. Поэтому он должен правильно учитывать секторы психологической атмосферы, в которой формируются определённые, иногда ошибочные мнения, и избегать поспешных выступлений в средствах массовой информации и не делать от своего имени преж-
126
ТРИБУНА МОЛОДЫМ
девременных заключений. В ст. 7 Закона РФ «О полиции» по этому поводу сказано: «Сотрудник полиции ... должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции». С другой стороны, в ст. 8 говорится, что «полиция регулярно информирует государственные и муниципальные органы, граждан о своей деятельности через средства массовой информации.» [13; 10].
Однако в ст. 13 «Декларации прав и свобод человека и гражданина» [1] и в ст. 24 Конституции Российской Федерации [4, с. 5] установлены условия и пределы гласности в деятельности ОВД. В частности, сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются, получение и распространение такой информации возможно только на основании закона и только в целях охраны личной, семейной, профессиональной, коммерческой и государственной тайны, а также нравственности. Кроме того, приоритетный характер защиты личности обязывает должностных лиц ОВД обеспечить каждому индивиду возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.
Успешное осуществление служебной деятельности сотрудников ОВД напрямую связано с наличием у них высокого уровня профессиональных знаний и умений, личностных и профессионально значимых качеств [3].
К наиболее значимым профессиональным умениям сотрудника ОВД относятся: умение вести переговоры и оказывать психологическое воздействие на правонарушителей, умение устанавливать конструктивные отношения с людьми, не основанные на подавлении, разрешать конфликты ненасильственным путем; умение самостоятельно принимать решения и осознавать меру ответственности за них; умение отстаивать свои интересы и интересы третьих лиц на основе соблюдения действующего законодательства; умение осуществлять сбор, изучение и анализ материалов из раз-
личных источников, делать объективные и взвешенные выводы; умение выражать свои мысли, дискутировать и слушать, аргументированно отстаивать свою точку зрения.
На формирование и проявление этих умений оказывают существенное влияние личностные и профессионально значимые качества, обусловливающие устойчивые отношения к: служебной деятельности (целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, аккуратность; интеллектуальность, оперативность в принятии решений и др.); окружающим людям (честность, интерес к человеку, наблюдательность, контроль над агрессивностью и др.); себе (уверенность в себе, активная жизненная позиция и др.).
Поступая на службу в органы внутренних дел, человек добровольно берет на себя определенные обязательства, связанные со служебной деятельностью в условиях профессионального риска (риск нарушения законности; риск применения оружия и специальных средств; риск неправильной оценки информации и принятия ошибочных решений; риск принятия методов, не отраженных в нормативных правовых актах; риск причинения морального, физического и имущественного вреда при исполнении служебных обязанностей; оперативный риск; риск контакта с представителями криминальной среды).
В педагогической литературе приводятся стандартные критерии профессионализма сотрудника ОВД [8, с. 38-39].
К наиболее значимым из них относятся; соответствующий объем знаний; самостоятельность в принятии решений; чувство общности с коллегами; следование кодексу этики; приверженность к работе, основанной на стремлении удовлетворить интересы общества.
Отмечается, что для осуществления служебной деятельности в динамично развивающемся и открытом гражданском обществе сотрудники ОВД должны обладать комплексом таких личностных качеств, как: активная жизненная позиция, стремление и способность жизненного, личностного и профессионального самоопределения; стремление и способность к личностному и
127
ВЕСТНИК
Казанского юридического института МВД России
профессиональному саморазвитию и творческой самореализации, открытость новому знанию и новым технологиям профессиональной деятельности и общения как к средствам реализации творческого потенциала; волевые качества (способность своевременного выбора и принятия профессиональных решений и самоорганизации в процессе их реализации); способность эффективно взаимодействовать с людьми.
Подчеркивается, что сотрудник ОВД - высоконравственная личность, гражданин-патриот и специалист-профессионал. Его отличают: высокий уровень сформиро-ванности мировоззренческих, социальных, политических, нравственных, правовых взглядов и убеждений; высокая профессиональная культура общения и взаимоотношений; добросовестное отношение к служебным обязанностям; установка на самоанализ и самосовершенствование; физическое здоровье; профессионально значимые качества на уровне квалификационных требований к специалисту.
Обобщая содержание приведенных выше законодательных и нормативных правовых документов, а также литературные данные по исследуемой проблеме, можно заключить следующее:
1. Современный сотрудник ОВД должен обладать высокой культурой профессионального общения, уметь эффективно взаимодействовать с людьми. Это проявляется в трех сферах общения. Он должен: проявлять уважение к коллегам, профессиональную солидарность и взаимопомощь, чувство общности с коллегами, поддерживать в служебном коллективе благоприятный морально-психологический климат, устанавливать с коллегами конструктивные отношения, уметь выражать свои мысли, дискутировать и слушать, аргументированно отстаивать свою точку зрения; проявлять уважение, вежливость, тактичность по отношению к гражданам, проявлять уважение и не оказывать предпочтение каким-либо политическим партиям, другим общественным объединениям, религиозным и иным организациям, профессиональным или социальным группам, гражданам; уметь ока-
_______________________№ 3(21) 2015
зывать психологическое воздействие на правонарушителей, применяя адекватные организационно-тактические и психологические приёмы.
2. Он должен обладать высоким моральным духом и высокой нравственной культурой. Моральный дух и нравственная культура предполагают: честность; нравственные взгляды и убеждения; моральную установку на верность Присяге; соблюдение норм профессиональной этики и служебного поведения и профессионального общения; уважение и защиту прав и свобод человека и гражданина, его жизни и здоровья; защиту чести и личного достоинства; принципиальность, соблюдение норм общественной морали.
3. Он должен обладать высоким уровнем правовой культуры. Это связывается с: высоким уровнем развития правосознания; наличием правовых взглядов и убеждений о необходимости соблюдения Конституции Российской Федерации и федеральных законов; признанием, соблюдением и защитой прав и свобод, чести и достоинства человека и гражданина, не допускающими принятия решений, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности; готовностью отстаивать свои интересы и интересы третьих лиц на основе соблюдения действующего законодательства; готовностью защищать благородные общественные идеалы: свободы, демократии, торжества законности и правопорядка.
4. Требования по поводу отношения к профессиональной деятельности связываются с: преданностью, работоспособностью и полной самоотдачей в работе, готовностью не щадить своих сил в борьбе с преступностью; добросовестным отношением к служебным обязанностям; профессионально значимыми качествами на уровне квалификационных требований к специалисту, морально-психологической готовностью к выполнению оперативно-служебных задач; ответственным, обязательным отношением к своему слову и делу, личной ответственностью за историческую судьбу Отечества, за свои слова и дела; аккуратностью, организованностью, испол-
128
ТРИБУНА МОЛОДЫМ
нительностью, дисциплинированностью; с недопущением публичных высказываний, суждений и оценок.
5. Для сотрудника ОВД наиболее значимыми являются следующие особенности эмоциональной сферы: контроль над агрессивностью; эмоциональная устойчивость, уравновешенность, контроль своего поведения и внешних проявлений эмоций; умение применять методики психологической саморегуляции психических состояний.
6. Волевая сфера личности сотрудника ОВД должна отвечать следующим требованиям: способность к самостоятельному принятию решений; целеустремленность; настойчивость; решительность, проявляющаяся в своевременности принятия профессиональных решений; способность брать на себя ответственность за свои решения, действия и поступки; мужество, способность к служебной деятельности в условиях профессионального риска; выдержка и самообладание.
7. В отношении к себе сотрудника ОВД должны отличать: уверенность в себе; активная жизненная позиция; стремление и способность к жизненному, личностному и профессиональному саморазвитию, самоопределению и творческой самореализации; самокритичность.
8. К интеллектуальной сфере сотрудников ОВД предъявляются следующие требования: открытость новому знанию и новым технологиям, владение навыками профессионального самообразования и саморазвития; наблюдательность, способность осуществлять сбор информации; юридическое мышление, т.е. способность к анализу, синтезу и обобщению наличных ситуаций с позиций усвоенных и осознанных норм и права, закономерностей их функционирования в обществе; способность к четкому изложению информации в устной и письменной формах; владение общими знаниями в области права и специализированными знаниями, относящимися к правоохранительной деятельности.
9. Гражданские качества сотрудника ОВД характеризуются: высоким уровнем сформированности мировоззренческих, социальных, политических взглядов и убежде-
ний, пониманием социальной значимости своей роли, своей ответственности перед обществом и государством, пониманием гражданского долга; готовностью к исполнению Долга беззаветного служения Отечеству беречь и приумножать основополагающие нравственные ценности: гражданствен-
ность, государственность и патриотизм.
Соответствие сотрудников ОВД приведенным выше требованиям обеспечивает высокий уровень служебной дисциплины и соблюдение законности и выступает необходимыми предпосылками эффективности служебной деятельности.
Таким образом сотруднику ОВД со стороны современного общества и государства предъявляется комплекс требований, обусловленный спецификой правоохранительной деятельности как вида государственной службы. К наиболее значимым из них относятся: высокая культура профессионального общения при взаимодействии с коллегами, гражданским населением и правонарушителями; высокий моральный дух и нравственно-правовая культура; отношение к профессиональной деятельности, проявляющееся в ответственности, добросовестности, аккуратности, организованности, исполнительности, дисциплинированности и полной самоотдаче при выполнении служебных обязанностей; профессионально значимые качества на уровне квалификационных требований к специалисту; зрелость эмоционально-волевой сферы; зрелое отношение к себе; высокий уровень развития интеллектуальной сферы; высокий уровень развития гражданских качеств. Соответствие сотрудников ОВД этим требованиям обеспечивает высокий уровень служебной дисциплины и соблюдение законности и выступает необходимой субъективной предпосылкой эффективности служебной деятельности.
129
ВЕСТНИК
Казанского юридического института МВД России
№ 3(21)2015
ЛИТЕРАТУРА
1. Декларации прав и свобод человека и гражданина. - Доступ из СПС «Консультант Плюс».
2. Закон Российской Федерации «О полиции». Официальный текст с комментариями полковника полиции А. И. Бочарова. - М. : Книжный мир, 2011.
3. Кикоть В. Я. Прикладная юридическая педагогика в органах внутренних дел: учебник для курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России юридического профиля / В. Я. Кикоть, А. М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 512 с.
4. Конституция Российской Федерации // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
5. Лебеденко И. М. Воспитательная среда образовательного учреждения МВД России : авто-реф. дис. ... канд. пед. наук / И. М. Лебеденко. - М. : 2011. - 24 с.
6. Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации : постановление Правительства РФ от 6 декабря 2012г. № 1259. - Доступ из СПС «Консультант Плюс».
7. Об организации морально-психологической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД РФ № 777 от 10.08.2012 г. - Доступ из СПС «Консультант Плюс».
8. Психология. Педагогика. Этика : учебник для вузов / О. В. Афанасьева и др. ; под ред. Ю. В. Наумкина. - М. : Закон и право ; ЮНИТИ, 1999.
9. Свободный Ф. К. Профессиональный «Я-образ» сотрудника органов внутренних дел и оптимизация его формирования в высшем образовательном учреждении МВД России : автореф. дис. ... к.п.н. / Ф. К. Свободный. - М., 2003. - 23 с.
10. О дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации : Указ Президента РФ № 1377 от 14.10.2012 г. - Доступ из СПС «Консультант Плюс».
11. О противодействии коррупции : Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ. - Доступ из СПС «Консультант Плюс».
12. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ. - Доступ из СПС «Консультант Плюс».
13. О полиции : Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ. - Доступ из СПС «Консультант Плюс».
© Муратшина Н.Ю., 2015 Статья получена: 01.09.2015
130