ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА
PSYCHO-ACMEOLOGICAL ASPECTS OF FUTURE SPECIALIST TRAINING
УДК 376.744; 159.99
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОИ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
И ПРОБЛЕМЫ1
Иванова Галина Павловна — доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии и педагогики филологического факультета Российского университета дружбы народов (РУДН); ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198; e-mail: ivgp@mail.ru
Логвинова Ольга Константиновна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики филологического факультета Российского университета дружбы народов (РУДН); ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198; e-mail olga-gg@yandex.ru
РЕЗЮМЕ
В статье представлены результаты исследования проблемы формирования поликультурной компетентности как социально и профессионально значимого интегративного качества личности будущего учителя. На основе проведённого анализа теоретических подходов к проблеме формирования поликультурной компетентности будущих учителей, сравнительного анализа современных Федеральных государственных образовательных стандартов, учебных планов, программ и учебно-методических материалов, а также пилотажного эмпирического исследования был выявлен ряд актуальных проблем. Среди них — повышение квалификации, формирование и развитие поликультурной компетентности преподавателей педагогических вузов; совершенствование методической составляющей поликультурного образования; широкое использование активных и интерактивных методов и форм организации образовательного процесса; организация эффективной педагогической практики сту-
дентов в поликультурной образовательной среде; использование потенциала внеучебной деятельности в процессе формирования поликультурной компетентности будущих учителей.
Ключевые слова: поликультурное образование, поликультурная компетентность, педагогическое образование.
ВВЕДЕНИЕ
Современные процессы глобализации в сферах экономики, политики, науки и культуры, усиливающаяся миграция населения радикально меняют облик современного мира. Становление личности сегодня происходит в этнически, религиозно, лингвистически разнородной среде. В связи с этим одной из основных задач высшей школы является подготовка студенческой молодёжи к профессиональной деятельности в поликультурном социуме. Особенно она актуальна для педагогического образования. Возрастающее культурное многообразие ставит перед современным учителем ряд серьёзных профессиональных и личных вопросов: как способствовать
1 Работа выполнена: 1) при финансовой поддержке РГНФ, грант 16-36-00022 «Этнокультурные ценности личности в условиях вызовов современного общества»; 2) при грантовой поддержке по инициативным проектам подразделений в РУДН, проект 051316-0-000 «Этнокультурные ценности и мотивационные установки студентов международно ориентированного вуза».
развитию толерантности и социальной сплочённости; каким образом повышать академическую успеваемость учащихся в условиях языкового многообразия; как преодолевать собственные предубеждения и стереотипы?
Сегодня как в отечественной, так и в зарубежной педагогической науке значительное внимание уделяется проблеме подготовки учителя к профессиональной деятельности в поликультурной среде [1; 3; 7; 18; 20; 21].
Понятие «поликультурная компетентность» (multicultural competence) активно используется зарубежными специалистами с начала 1980-х годов, ведутся дискуссии о её структуре и основных компонентах, разрабатываются методики оценки [19]. Чешский исследователь Я. Хладик, обобщая определения зарубежных коллег, подчёркивает многогранность понятия «поликультурная компетентность», отмечая, что она включает в себя совокупность знаний, умений, установок, особенностей мышления и поведения, позволяющих личности эффективно взаимодействовать в поликультурной среде, и является частью профессиональной компетентности [19, с. 162-163].
В российской педагогике основы поликультурного образования были заложены в 1990-х годах, понятие «поликультурная компетентность» стало широко использоваться в отечественных исследованиях только в 2000-х годах, что было связано с внедрением компетентностного подхода в образовании. В настоящее время опубликован ряд интересных работ, в которых поликультурная компетентность учителя рассматривается как профессиональное и общесоциальное личностное качество [2; 11; 17]. Несмотря на то что единого, общепринятого определения не существует, практически во всех трактовках этого понятия учёные рассматривают его структуру, состоящую из когнитивного (знания), операционального (навыки, умения, способы действия), личностного (мотивационный, ценностно-смысловой и индивидуально-психологический) компонентов.
Необходимость формирования поликультурной компетентности будущих учителей признаётся и декларируется российскими педагогами, тем не менее, изучению и анализу реальной практики всё ещё уделяется недостаточно внимания. Рассматриваются отдельные аспекты — такие как поликультурное образование будущих учителей в процессе изучения иностранного языка [4], поликультурное образование в процессе подготовки учителей истории [12], использование потенциала внеучебной деятельности в процессе поликультурного образования студентов [9; 14]. Однако исследования, позволяющие увидеть проблему глазами студентов и преподавателей педагогических вузов, отсутствуют.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В процессе исследования применялся комплекс теоретических и эмпирических методов. На первом этапе был проведён анализ теоретических подходов к проблеме формирования поликультурной компе-
тентности будущих учителей, сравнительный анализ современных нормативно-правовых актов, Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в области педагогического и психолого-педагогического образования, учебных планов, программ, а также учебно-методических материалов по поликультурному образованию. На втором этапе было осуществлено пилотажное исследование, в ходе которого проводилось анкетирование студентов выпускных курсов программ бакалавриата, обучающихся по направлениям «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование». Основная цель анкетирования — выявление того, как студенты оценивают свой уровень подготовки к профессиональной деятельности в поликультурной образовательной среде. В исследовании приняли участие 200 студентов из четырёх университетов трёх регионов Российской Федерации (Москва, Владимирская область, Республика Мордовия). Опрос проводился с помощью авторской стандартизированной анкеты, позволяющей определить половозрастную характеристику, направление и профиль подготовки респондентов, их субъективные оценки и позиции в рамках изучаемой проблемы. В процессе пилотажного исследования также были проведены восемь фокусированных интервью, конкретизирующих представления студентов о специфике профессиональной деятельности в поликультурной образовательной среде, их оценку содержания педагогического образования в связи с задачей формирования поликультурной компетентности будущего учителя.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Идея формирования поликультурной компетентности отражена во всех исследованиях, посвя-щённых проблемам поликультурного образования.
В 1999 году преподаватели Пятигорского государственного лингвистического университета совместно с академиком Российской академии образования и основоположником современной школы сравнительной педагогики в РФ З.А. Мальковой разработали Концепцию поликультурного образования в современной общеобразовательной школе России. Её авторы определили главную цель поликультурного образования как формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас и верований [10].
В 2003 году была разработана Концепция поликультурного образования в высшей школе РФ. В этой Концепции среди основных задач поликультурного образования названы: 1) овладение студентами знаниями о культурном многообразии мира; 2) формирование у них: представлений о культурных различиях как источнике общественного прогресса и самосовершенствования; уважительного отноше-
ния к родной культуре; развитие умений и навыков межкультурного взаимодействия [6].
В 2010 году на сайте Министерства образования и науки РФ был опубликован проект Концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации. Среди основных целей поликультурного образования, обозначенных в этой Концепции, — развитие образовательного и профессионального потенциала России, воспитание молодёжи, подготовленной к ответственной и продуктивной интеллектуальной, организаторской, производственной деятельности в открытом поликультурном и поли-лингвальном мире [8]. Представленный проект не получил официального статуса, но, как и упомянутые выше Концепции, оказал существенное влияние на дальнейшие исследования в области поликультурного образования и его практическую реализацию; положения, сформулированные авторами Концепций, легли в основу определения понятия «поликультурная компетентность», обоснования его структуры.
Сравнительный анализ особенностей подготовки студентов к профессиональной педагогической деятельности в культурно разнообразной среде показывает, что ключевые идеи поликультурного образования находят лишь частичное отражение в официальных требованиях к содержанию образования будущих учителей, в частности в ФГОС по направлениям «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование», принятых в 2010—2011 годах, и в новых версиях этих документов, зарегистрированных в 2016 году. Так, в ФГОС по направлению «Педагогическое образование» понятие «поликультурное образование» не упоминается, среди компетенций, которыми должны владеть выпускники программ подготовки учителей, — способность толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия. Требования к выпускникам вузов в рамках направления «Психолого-педагогическое образование» более чётко сформулированы и ориентированы на профессиональную деятельность в условиях этнического, языкового и конфессионального разнообразия. В частности, в ФГОС говорится о том, что выпускник вуза должен быть способен вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития [16]. В профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) », который, как ожидается, вступит в силу в 2017 году, среди требований к современному учителю обозначены умения «формировать и развивать навыки поликультурного общения и толерантность» и «строить воспитательную деятельность с учётом культурных различий детей» [13].
Формирование поликультурной компетентности обеспечивается прежде всего в процессе учебной деятельности студентов.
«Поликультурное образование» как самостоятельная дисциплина включена в базовую часть профессионального цикла по направлению «Психолого-педагогическое образование». Основная задача
этого курса — формирование системы представлений и понятий по основам поликультурного образования, развитие у студентов готовности к проектированию содержания поликультурного образования и творческому использованию современных методов и технологий поликультурного образования в профессиональной деятельности [15]. Российскими исследователями подготовлены учебные и учебно-методические пособия, обеспечивающие преподавание дисциплины «Поликультурное образование» и ориентированные на потребности современных студентов [7; 15].
Задача формирования поликультурной компетентности решается также в процессе изучения таких дисциплин, как «Этнопсихология», «Этнопеда-гогика», «Педагогика межнационального общения», «Психология этнического конфликта», «Межкультурная коммуникация». Эти дисциплины, как правило, входят в вариативную часть учебных планов по разным профилям подготовки.
В практике российских вузов накоплен богатый опыт реализации поликультурного образования во внеучебной деятельности, создания условий для формирования у студентов поликультурной компетентности с помощью системы внеучебных мероприятий и исследовательских проектов [5; 9].
Вместе с тем, несмотря на модернизацию содержания образования, многочисленные теоретические исследования, эффективную опытно-экспериментальную работу отдельных образовательных организаций, в массовой практике до настоящего времени остаётся ряд актуальных, но пока ещё не решённых проблем.
Недостаточно разработана методическая составляющая преподавания курса «Поликультурное образование» в вузах; студенты овладевают в основном теоретическими знаниями, освоение же действенных методик и технологий, механизмов реализации поликультурного образования, отслеживания его результатов является, скорее, исключением, что не может не отражаться на подготовленности студентов к профессиональной деятельности.
В ходе пилотажного исследования респондентам было предложено оценить, насколько они подготовлены к работе в культурно разнообразной образовательной среде. 38 % опрошенных оценили свой уровень подготовки как недостаточный для работы с этнически смешанным составом учащихся, 7 % читают, что не готовы работать в такой среде. Они выразили сомнение в том, что способны организовывать межкультурное взаимодействие, осуществлять социокультурную адаптацию детей мигрантов, учитывать культурно обусловленные познавательные стили обучающихся при планировании образовательного процесса и оценке их достижений.
Полученные в процессе анкетирования результаты уточнялись и конкретизировались с помощью фокусированных интервью. В исследовании приняли участие восемь студентов в возрасте 21— 22 лет, 4 девушки и 4 юноши. Все они признавали актуальность поликультурного образования, необходимость профессиональной подготовки к работе
в поликультурной образовательной среде. Те студенты, которые изучали специальные дисциплины (четверо респондентов изучали дисциплины «Поликультурное образование» и «Этнопедагогика», один респондент — дисциплину «Межкультурная коммуникация»), демонстрировали более чёткое представление о сущности и задачах поликультурного образования, о тех проблемах, которые приходится решать современному учителю в культурно разнообразной образовательной среде. Вместе с тем у всех интервьюируемых был выявлен недостаточный уровень владения технологиями поликультурного образования. Определённые затруднения вызвала у них просьба предложить варианты решения типичной для современной поликультурной российской школы проблемной ситуации. Только 2 студента из 8 предложили приемлемые варианты и аргументировали своё решение. В целом все участники интервью отметили недостаточное количество таких форм работы в вузе, как мастер-классы, тренинги, решение проблемных ситуаций, которые способствовали бы формированию необходимых умений (в частности, умения принимать решение в проблемной ситуации и использовать для совладания с ней как личные ресурсы, так и ресурсы социума).
Полученные результаты исследования свидетельствуют о том, что задача подготовки преподавателей высшей школы, способных эффективно осуществлять профессиональную деятельность в современных условиях, использовать активные и интерактивные методы и формы организации образовательного процесса, является весьма актуальной. Отдельного внимания заслуживает проблема формирования поликультурной компетентности профессорско-преподавательского состава, поскольку именно преподаватель — носитель модели профессионального поведения, транслятор ценностей и норм — учит своим примером межкультурному взаимодействию.
Назовём ещё две актуальных проблемы: 1) организация педагогической практики студентов в классах со смешенным этническим составом; 2) развитие системы наставничества со стороны опытных учителей, что позволило бы будущему учителю приобрести профессиональные навыки работы в поликультурной среде, развить способности к внесению изменений в процесс обучения в соответствии с особенностями и потребностями обучающихся.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Этнокультурная диверсификация контингента учащихся современных образовательных организаций актуализирует задачу формирования поликультурной компетентности учителя. Несмотря на то что данная проблема находит отражение в основополагающих документах, регламентирующих содержание педагогического образования, и не вызывает сомнений у специалистов, образовательный процесс современных вузов, как правило, не обладает достаточным потенциалом для её решения.
Выявленные противоречия подтверждают как целесообразность более глубокого изучения проблемы и проведения исследования на большей выборке с привлечением широкого круга количественных и качественных методов, так и необходимость поиска адекватных современным реалиям психолого-педагогических методик и технологий, способствующих формированию поликультурной компетентности будущих учителей. Исследование уровня сформи-рованности поликультурной компетентности преподавателей педагогических вузов, их установок и отношения к проблеме является, на наш взгляд, весьма перспективным.
ССЫЛКИ
[1]. Бессарабова И.С. Поликультурное образование в России: современное состояние проблемы // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2012. Вып. 5.
[2]. Вяликова Г.С., Максимова Л.И., ПлужниковаЮ.А. Поликультурная компетентность будущего учителя. — Коломна: Изд-во МГОСГИ. 2014.
[3]. Гагарин А.В. Личностно-профессиональное развитие студентов в информационно-средовых взаимодействиях / А.В. Гагарин, Л.К. Раицкая, Л.А. Быстрякова // Социально-экологические технологии. 2013. № 1. — С. 063-076.
[4]. Гвоздева Е.Н. Поликультурное образование будущих учителей в процессе обучения иностранным языкам. — Чита: Изд-во Забайкальского ГПУ им. Н.Г. Чернышевского, 2008.— 138 с.
[5]. Гладких В.В. Гражданско-патриотическое воспитание молодёжи в поликультурной среде вуза: системно-деятельностный подход. — Тамбов: ТРОО «Бизнес-Наука-Общество». 2011.— 302 с.
[6]. Давыдов Ю.С., Супрунова Л.Л. Концепция поликультурного образования в высшей школе Российской Федерации. — Пятигорск: Изд-во ПГЛУ 2003.— 42 с.
[7]. Джуринский А.Н. Поликультурное образование в многонациональном социуме. — М.: Юрайт, 2016.
[8]. Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации // Вестник образования. 2010. № 10. — С. 55-78.
[9]. Логвинова О.К. Поликультурное образование в современном вузе: социально-педагогический подход // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 2(57). — С. 161-164.
[10]. Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л. Концепция поликультурного образования в современной общеобразовательной школе России. — Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1999.—17 с.
[11]. Максимова Л.И. Формирование поликультурной компетентности студентов в процессе поликультурного образования // Российский научный журнал. 2012. № 1(26). — С. 214-220.
[12]. Мишина И.А., Цыренова М.Г. Поликультурное образование в контексте подготовки учителей истории // Вестник Бурятского государственного университета. 2013. № 1.
[13]. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)
(воспитатель, учитель) ». Доступно на сайте: httpV/мино-брнауки.рф/УоситеП^/3071 (дата обращения 10.07. 2016).
[14]. Сираева М.Н. Методы и формы организации поликультурного образования студенческой молодёжи в современном вузе // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. Аспирантские тетради: психолого-педагогические науки. 2008. № 12(88). — С. 229-233.
[15]. Супрунова Л.Л., Свиридченко Ю.С. Поликультурное образование. — М.: Академия, 2013.
[16]. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО). Доступно на сайте: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4/94 (дата обращения 10.07. 2016).
[17]. Хазова С.А. Поликультурная компетентность педагога. — Славянск-на-Кубани: АЛЕВ, 2009.— 104 с.
[18]. Banks J. A., Banks C. A. M. (Eds.) Multicultural Education: Issues and Perspectives. — Wiley, 2013.— 370 p.
[19]. Hladik J. Design and Development of a Multicultural Competence Scale in Helping-Profession Students // Asian Social Science. 2014. Vol. 10, № 9. — P. 162-170.
[20]. Premier J. A., Miller J. Preparing Pre-service Teachers for Multicultural Classrooms // Australian Journal of Teacher Education. 2010. Vol. 35(2).
[21]. Sleeter C. E. Preparing teachers for culturally diverse schools: Research and the overwhelming presence of whiteness // Journal of Teacher Education. 2001. № 2(52). — P. 94-106.
DEVELOPMENT OF MULTICULTURAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS: MODERN TRENDS AND PROBLEMS
Galina P. Ivanova, D.Sc. in Education, Professor, Department of Psychology and Pedagogy, Philological Faculty, Peoples' Friendship University of Russia (RUDN); 6 ul. Miklukho-Maklaya, Moscow, 117198 Russia; e-mail: ivgp@mail.ru
Olga K. Logvinova, Ph.D. in Education, Associate Professor, Department of Psychology and Pedagogy, Philological Faculty, Peoples' Friendship University of Russia (RUDN); 6 ul. Miklukho-Maklaya, Moscow, 117198 Russia; e-mail: olga-gg@yandex.ru
ABSTRACT
This paper deals with the problem of development of pre-service teachers' multicultural competence as socially and professionally significant integrative quality. A number of problems was revealed on the basis of the conducted analysis of forming theoretical approaches to the issue multicultural competence of the future teachers, comparative analysis of modern federal state standards of university education, teacher training programs and teaching and learning aids, as well as piloting empirical studies. The following are among them: advanced training, forming and development of multicultural competence; improvement of methodical element of multicultural education, wide use of active and interactive methods and forms of organization of educational process; organization of effective undergraduate training in culturally di-
verse environment; use of potential of extracurricular activities in the process of forming multicultural competence of the future teachers.
Key words: multicultural education, multicultural competence, pedagogical education.
REFERENCES
[1]. Bessarabova I.S. Polikul'tumoe obrazovanie v Rossii: sovremennoe sostoyanie problemy [Multicultural education in Russia: contemporary state of the issue] // Izvestia Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo univer-siteta [Ivzestia of the Volgograd State Pedagogical University]. 2012, № 5 (Vyp. 69).
[2]. Vyalikova G.S., Maksimova L.I., Pluzhnikova Yu.A. Policul'turnaya kompetentnost' buduschego uchitelya [Multicultural competence of pre-service teacher]. Kolomna, MGOS-GI, 2014.
[3]. Gagarin A.V. Lichnostno-professionalnoe razvitie studentov v informacionno-sredovyh vzaimodejstvijah [Personal professional development of students information and environmental interactions] / Gagarin A.V., Raickaja L.K., Bystrjakova L.A. // Social'no-jekologicheskie tehnologii [So-cio-environmental technologies]. 2013. № 1. S. 063-076.
[4]. Gvozdeva E.N. Polikul'turnoe obrazovanie budus-chih uchiteley v protsesse obucheniya inostrannym yazykam [Multicultural education of future teachers in the process of foreign language learning]. Chita: Chernyshevsky Transbaikal State Pedagogical University, 2008, 138 s.
[5]. Gladkih V.V Grazhdansko-patrioticheskoe vospitanie molodezhi v polikul'turnoy srede vuza: sistemno-deyatel'nos-tniy podhod [Civic and national education of youth in the multicultural high school environment: system-activity approach]. Tambov: «Business Science-Society» Tambov Regional Public Organization, 2011, 302 s.
[6]. Davydov Y.S, Suprunova L.L. Kontseptsiya poli-kul'turnogo obrazovaniya v vyshey shkole Rossiyskoy Fed-eratsii [The concept of multicultural education in the higher school of the Russian Federation]. Pyatigorsk: Pyatigorsk State University, 2003, 42 s.
[7]. DzhurinskiyA.N. Polikul'turnoe obrazovanie v mnog-onatsional'nom sotsiume [Multicultural education in multinational society]. Moscow, Yurait, 2016.
[8]. Kontseptsiya razvitiya polikul'turnogo obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii [Conception of multicultural education in the Russian Federation] // Vestnik obrazovaniya [Newsletter of Education]. 2010, № 10, S. 55-78.
[9]. Logvinova O.K. Polikul'turnoe obrazovanie v sovre-mennom vuze: sotsial'no-pedagogicheskiy podhod [Multicultural education in the modern university: socio-pedagogi-cal approach] //Mir nauki, kul 'tury, obrazovaniya [The world of science, culture and education]. 2016, 2 (57), S. 161-164.
[10]. Makaev V.V., Mal'kova Z.A., Suprunova L.L. Kontseptsiya polikul'turnogo obrazovaniya v sovremennoy obsche-obrazovatel'noy shkole Rossii [Conception of multicultural education in modern Russian school]. Pyatigorsk, PGLU, 1999, 17 s.
[11]. Maksimova L.I. Formirovanie polikul'turnoy kom-petentnosti studentov v protsesse polikul'turnogo obrazovaniya [The formation of students' multicultural competence in the process of multicultural education] // Rossiyskiy nauchniy zhur-nal [Russian scientific journal]. 2012, № 1 (26), S. 214-220.
[12]. MishinaI.A, TsyrenovaM.G. Polikul'tumoe obra-zovanie v kontekste podgotovki uchiteley istorii [Multicultural education in the context of history teacher pre-service education] // Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Buryat State University]. 2013, № 1.
[13]. Professional'niy standart «Pedagog» [Professional standard «Pedagogue»]. Available at http://MHHo6pHayKH.p4>/ documents/3071 Date accessed: 10/07/2016.
[14]. Siraeva M.N. Metody I formy organizatsii poli-kul'turnogo obrazovaniya studencheskoy molodezhi v sovre-mennom vuze [The methods and forms of organization of multicultural education of students in modern university] // Iz-vestiya RGPU im. A.I. Gertsena [Herzen State Pedagogical University of Russia news. Postgraduate notebooks: psychological and pedagogical sciences]. 2008, № 12 (88), S. 229-233.
[15]. Suprunova L.L, Sviridchenko Y.S. Polikul'turnoe obrazovanie [Multicultural Education]. Moscow, Academy, 2013.
[16]. Federal'nie gosudarstvennie obrazovatel'nie stan-darty vyshego obrazovaniya [Federal State Educational Standards (FSES) of Higher Education]. Available at http://fgosvo. ru/fgosvo/92/91/4/94 Date accessed: 10/07/2016.
[17]. Khazova S.A. Polikul'turnaya kompetentnost' pedagoga [Pedagogue's multicultural competence]. Slavy-ansk-na-Kubani, ALEV, 2009, 104 s.
[18]. Banks J. A., Banks C. A. M. (Eds.) Multicultural Education: Issues and Perspectives. Wiley, 2013. 370 p.
[19]. Hladik J. Design and Development of a Multicultural Competence Scale in Helping-Profession Students // Asian Social Science. 2014, Vol. 10, No. 9, pp. 162-170.
[20]. Premier J. A., Miller J. Preparing Pre-service Teachers for Multicultural Classrooms // Australian Journal of Teacher Education. 2010, Vol. 35 (2).
[21]. Sleeter C. E. Preparing teachers for culturally diverse schools: Research and the overwhelming presence of whiteness // Journal of Teacher Education. 2001, No. 52 (2), pp. 94-106.