УДК 378.14+681.142.5; 378.14+373.3 DOI: 10.18384/2310-7219-2019-2-42-55
формирование готовности бакалавров к педагогической деятельности в поликультурной среде начальной школы на междисциплинарной основе
Хроменков П. А., Хомякова Э. В.
Московский государственный областной университет 141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская Федерация
Аннотация. На основе результатов диагностики дана оценка состояния готовности студентов бакалавриата к поликультурному обучению и воспитанию младших школьников и актуализируется проблема её формирования на междисциплинарной основе. С помощью методов сравнительного анализа литературных источников и вузовской образовательной практики, индуктивно-дедуктивного метода и педагогического эксперимента разработана междисциплинарная модель, включающая условия, содержательную и процессуальную стороны образовательного процесса в педагогическом вузе, уровни, критерии и показатели формирования готовности будущих учителей начальных классов к профессиональной деятельности в поликультурной среде. На основе результатов внедрения авторского спецкурса доказана целесообразность использования междисциплинарного подхода к поликультурной подготовке бакалавров, обеспечивающего формирование их готовности к организации поликультурного образовательного процесса в начальной школе.
Ключевые слова: высшее педагогическое образование, поликультурная готовность бакалавра, междисциплинарная и межнаучная связи, образовательная технология, поликультурная среда школы.
FORMING bachelors' READINEss FOR THE EDuCATIONAL
activity in the multicultural environment of primary school on the interdisciplinary basis
P. Khromenkov, E. Khomyakova
Moscow Region State University
24, Very Voloshinoy ul, Mytishchi, Moscow region 105005, Russian Federation
Abstract. The evaluation of students' readiness for junior schoolchildren's multicultural education and upbringing is done basing on the diagnostics results. The problem of its formation on the interdisciplinary basis is actualized. Through the comparative analysis of literature sources and of university educational practice, through the inductive and deductive method and pedagogical experiment the interdisciplinary model was developed; it includes conditions, informative and procedural aspects of educational process at pedagogical university, as well as levels, criteria and indicators of future teachers' preparedness for professional work in the multicultural
© CC BY Хроменков П. А., Хомякова Э. В., 2019.
environment. The efficiency of interdisciplinary approach usage in bachelors' multicultural training providing the formation of their readiness to organize multicultural educational process at a primary school is proved on the basis of the results of the authors' special course introduction.
Key words: higher pedagogical education, multicultural preparedness of a bachelor, interdisciplinary and interscientific connections, educational technology, multicultural environment of school.
Особенности и динамика социальных процессов последних трёх десятилетий в нашей стране, связанные с изменениями в производственно-экономической сфере, растущая численность мигрантов из бывших советских республик привели, с одной стороны, к увеличению числа этнических сообществ и смешанных браков, а с другой - к возникновению жизненных ситуаций, в которых требуется проявление готовности взрослых и детей, представляющих различные этносы и национальные культуры, к межнациональному диалогу и к их более близкому межкультурному взаимодействию.
Кроме того, процессы глобализации, охватившие почти все сферы жизнедеятельности человека в современном мире, диктуют целый ряд вызовов подрастающему поколению россиян [3], один из которых - навязывание чуждой им западной псевдокультуры, попытка нейтрализовать наши традиционные ценности и объявить мультикультурализм, понимаемый зарубежными идеологами и политиками как естественное либерально-демократическое явление XXI в., главенствующим принципом «всеобщего благоденствия». В этих условиях, когда подавляющее большинство ученических групп общеобразовательных организаций в нашей стране становятся полиэтническими, необходимы глубокие и всесторонние исследования вопросов подготовки будущих педагогов
к обучению, воспитанию и развитию детей в поликультурной среде.
Практика показывает, что образовательный процесс, начиная с первой ступени общего образования, стал постепенно приобретать поликультурную направленность. В этом, на наш взгляд, играет определённую роль изучаемый детьми предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Однако с учётом социальных, этнических, культурных и религиозных различий младших школьников не следует преувеличивать его роль в поликультурном образовании, так как образовательные модули предмета «Основы религиозных культур и светской этики» они изучают только в четвёртом классе в отрыве друг от друга.
В связи с этим в последнее десятилетие заметно повысился интерес учёных к исследованию важного фактора в поликультурном образовании школьников - формирования поликультурной компетентности студентов бакалавриата в педагогических вузах. Так, в работах Е. В. Андриенко [17], Е. И. Артамоновой [2], Г. С. Вя-ликовой [7], Е. А. Гнатышиной [8], Е. В. Кравченко [10], О. Е. Курлыгиной [11], В. Д. Лобашева [12], И. П. Лотовой [13], П. А. Хроменкова [20; 21] и других авторов содержатся результаты исследований этнокультурного и поликультурного компонентов в структуре педагогического профессионализма.
Функциональная характеристика полиэтнической среды образовательной организации, особенности педагогической деятельности в полиэтнической и поликультурной среде представлены в работах А. Н. Харчен-ко [19], А. К. Лукиной и О. Ю. Дива-ковой [14], а также в работах других авторов.
Следует также отметить, что за последние пять лет под редакцией А. Н. Джуринского [9], Л. Л. Супруно-вой [18], О. В. Хухлаевой, Э. Р. Хакимо-ва, О. Е. Хухлаева [22] и других авторов для обучающихся в гуманитарных, в том числе педагогических, вузах разработаны первые учебники и пособия по их поликультурной подготовке. Вместе с тем предложены способы решения проблемы по формированию готовности будущих учителей начальной школы к поликультурному воспитанию и обучению детей в исследованиях таких ученых, как Д. Г. Анохин [1], Е. В. Мальцева [15], Г. П. Новикова [16]. Возможности использования приемлемых средств, методов и форм в решении задач поликультурного воспитания и обучения младших школьников раскрыты в работах С. В. Бо-биновой [4], Е. В. Вовк [5] и других авторов.
Следует особо отметить, что фундаментальным решением названных задач на человековедческом уровне, как известно, занимался и занимается ряд отечественных психологов, культурологов, социологов и представителей других общественных наук. Не останавливаясь на предметном анализе содержания работ авторов, представляющих эти науки, и не ссылаясь на них по причине существующего множества работ, лишь отметим, что результаты
исследований в контексте формирования поликультурной личности представлены в трудах следующих учёных: этнографа Ю. В. Бромлей; этнолога С. В. Лурье; философов - Н. Г. Агаповой, С. А. Алексеевой, М. С. Каган, Ю. А. Уралкина, И. Т. Фролова, В. М. Шепеля, Б. Г. Юдина; этносоци-ологов - Ю. В. Арутюнова, А. Н. Ма-линкина; этнопсихологов - Н. М. Лебедевой, В. Г. Крысько, В. Н. Павленко, Т. Г. Стефаненко, Л. Д. Столяренко. Значительную роль в решении этой задачи, как известно, сыграла отечественная бинарная наука этнопедаго-гика, основателем которой по праву считается Г. Н. Волков [6].
Однако в научных, учебных и учебно-методических работах, касающихся профессиональной подготовки будущих учителей и воспитателей к педагогической деятельности в поликультурной среде, несмотря на то, что проблема поликультурного образования личности студента относится к разряду комплексных, междисциплинарных, в большинстве работ она является предметом односторонних, как правило, собственно педагогических исследований [9; 14; 18; 22].
Факторный анализ состояния поликультурного образования бакалавров, будущих педагогов, позволяет выявить недостаточно реализуемые возможности образовательного процесса в условиях междисциплинарного взаимодействия. Во-первых, при формировании их поликультурной готовности в незначительной степени используется потенциал таких взаимодействующих наук, как возрастная психология, география, народное декоративно-прикладное искусство, история Отечества, культурология, лите-
ратура, социология больших и малых групп, фольклористика, мифология, краеведение, этнология, этнография, этнопсихология. Во-вторых, в практической части учебных программ по изучаемым студентами бакалавриата общественным дисциплинам фактически не предусмотрено выполнение достаточного объёма учебных заданий, ориентирующих их на освоение универсальных компетенций поликультурной направленности. В-третьих, сравнительный анализ содержания учебных программ и учебно-методических материалов по введенной в вузах дисциплине «Педагогическая деятельность в полиэтнической и поликультурной среде» (название дисциплины во многих вузах варьируется) показывает, что они носят однонаправленный характер, а их содержание ориентировано, скорее всего, на решение доминирующей задачи - воспитание культурной самоиндентичности путём развития у студентов чувства принадлежности к определённой национальной культуре, т. е. на её решение в рамках этнопедагогики. Для утверждения данного вывода в связи с существующим огромным множеством учебных программ и сопроводительных учебно-методических материалов по данной дисциплине сошлёмся только на учебно-методические разработки выше упомянутых авторов: О. Ю. Диваковой, А. К. Лукиной [14], Л. Л. Супруновой [18], А. Н. Харченко [19] и О. В. Хухлаевой [22]. С такой направленностью учебно-методических разработок мы не можем согласиться по двум причинам. Первая причина состоит в том, что для формирования поликультурной готовности будущим педагогам при изучении данной дис-
циплины важно, но недостаточно быть компетентными в вопросах этнокультурного воспитания и обучения личности, представляющей только свой этнос. Вторая причина заключается в том, что студенты, будущие педагоги, осваивая базовые ценности всех национальных культур народов, проживающих на территории Российской Федерации, могут только на этой основе усвоить механизм межзнаниевого, межкультурного (межценностного) взаимодействия, овладеть обобщёнными понятиями о поликультурном образовательном процессе и о формировании поликультурной личности обучающегося, воспитанника в полиэтнической среде.
Результаты нашего исследования показывают, что если такой интеграционный механизм не возникает в сознании студента (он возникает в условиях междисциплинарного взаимодействия), то студент оказывается в поликультурном плане не готов к построению поликультурного образовательного процесса и к выполнению педагогической деятельности в полиэтнической среде. В этой связи приходится констатировать, что в теоретической педагогике и вузовской образовательной практике сложились, как минимум, два существенных противоречия. Они возникли между современными требованиями, предъявляемыми к подготовке будущих учителей начальных классов к педагогической деятельности в поликультурной образовательной среде школы, и низким уровнем их поликультурной готовности к решению этой комплексной социально-педагогической задачи; интегративным характером поликультурной готовности студентов
бакалавриата и существующим пред-метоцентрированным подходом к её формированию.
Для выявления степени готовности будущих учителей начальных классов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» и профилю подготовки «Начальное образование», к педагогической деятельности в полиэтнической и поликультурной среде мы провели со студентами 1-3 курсов Московского государственного областного университета диагностический эксперимент, выполнив сравнительный анализ его результатов и оценив эту степень по некоторым показателям. Эти результаты представлены в таблице 1.
Несмотря на то, что формируемую поликультурную готовность бакалавров мы оценивали лишь по отдельным показателям, данные таблицы 1 свидетельствуют о том, что поликультурные (междисциплинарные) знания и поликультурные (обобщенные) умения будущих учителей начальных классов по ряду показателей невысоки, а ценностные ориентиры недостаточно сформированы. Таким образом, возникла необходимость в проведении исследования поставленной проблемы путем применения междисциплинарного подхода. С этой целью была разработана междисциплинарная модель формирования готовности студентов бакалавриата к педагогической деятельности в полиэтнической и поликультурной среде начальной школы. Данная модель представлена на рисунке 1.
При её построении мы основывались на результатах вышеизложенного сравнительного анализа научных работ по поставленной проблеме, на ре-
зультатах исследования развивающего образовательного процесса в педагогическом вузе в условиях межнаучного и междисциплинарного взаимодействия, учитывали психологические и индивидуальные особенности младших школьников, особенности образовательного процесса в начальной школе и общеизвестные требования, предъявляемые к процессу педагогического моделирования.
Поиск наиболее оптимального варианта построения содержания рассматриваемой модели позволил включить в неё следующие компоненты: условия, уровни, критерии и показатели формирования готовности студента к педагогической деятельности в поликультурной среде начальной школы на междисциплинарной основе и её структуру. Приступив к обоснованию названных компонентов модели, мы определили понятие формирования готовности студента к педагогической деятельности в поликультурной среде начальной школы на междисциплинарной основе как процесс освоения студентами учебных компетенций, имеющих поликультурную направленность, основу которого составляют вырабатываемые с помощью традиционных методик и образовательной технологии системного типа предметные, междисциплинарные, межнаучные знания о поликультурной личности младшего школьника и о поликультурном образовательном процессе, формируемые обобщённые профессиональные умения, навыки и качества поликультурной личности студента.
Исходным элементом модели являются условия формирования готовности студента к педагогической деятельности в поликультурной среде
Таблица 1
Диагностическая оценка степени готовности бакалавров к педагогической деятельности в полиэтнической и поликультурной среде начальной школы
Поликультурная готовность бакалавров Оценка степени ее сформирован-ности в баллах (по 10-балльной шкале)
критерии показатели
1 2 3
курс курс курс
знания общих и отличительных свойств ценностей иудейской, христианской, исламской и буддистской религиозных культур 5,1 5,8 7
знания обычаев и традиций народов Северного Кавказа 2,2 2,8 3
знания о памятниках древнерусской литературы 5,9 7,1 7,6
знания о художественных промыслах народов Западной Сибири 2,9 3,1 3,2
знаниевыи знания народных сказок, песен и пословиц народов европейского Севера России 6,4 6,8 7,4
знания о мифических и легендарных национальных героях народов России 4,1 6,3 8,9
знания о географическом местоположении достопримечательностей Восточной Сибири 3 3,9 4
элементарные знания языков народов России 1,9 2,3 2
умения строить поликультурный диалог в полиэтническом классе 3,9 5,3 5,8
умения сотрудничать с полиэтнической семьей 1,3 2,1 2,4
операцион- умения организовывать детские конкурсы национального костюма, народной песни, танца, рисунка на патриотическую тему 4,4 6,9 8,1
но-деятель-ностный умения сопровождать инсценировку детьми народных сказок 5,5 5,2 6,1
умения организовывать внеурочную деятельность по развитию интереса детей к народным декоративно-прикладным искусствам 1,1 2,3 2,5
умения сопровождать участие детей в народных праздниках 6,2 6,6 7,1
ценностные качества Ваших идеалов и кумиров 6,3 7,3 7,5
Ваше мнение о необходимости изучать национальные культуры народов России 4,1 4,6 4,4
Ваше отношение к проявлениям национальной самоидентичности детей в образовательной среде 3,3 4,6 3,9
оценочный Ваши приоритеты: духовные и (или) материальные ценности 4,3 5,8 5 5,9 58 5,5
Ваша приверженность к религиозной и (или) светской культуре 25 6,8 28 5,9 17 6
Ваше отношение к многоязычию в полиэтническом сообществе взрослых 0,3 1,2 0,8
Рис.1. Модель формирования готовности студентов вуза к педагогической деятельности в поликультурной среде начальной школы на междисциплинарной основе
начальной школы. Для их обоснования мы обратились к имеющимся исследованиям по вопросам этнокультурной и поликультурной компетентности личности педагога и ретроспективно оценили состояние вузовской образовательной практики за последние два десятилетия.
Было установлено, что этнокультурная подготовка студентов, будущих учителей начальной школы, осуществлялась на разных уровнях её организации и всегда предваряла поликультурную подготовку, степень которой до начала 2000-х гг. оставалась крайне низкой. При этом формируемая поликультурная готовность студентов, как показали результаты нашей опытно-экспериментальной работы, выступает результатом взаимодействия и интеграции сформированных этнокультурных знаний, умений, навыков и выработки интегративных качеств личности студента, имеющих поликультурную направленность. Следовательно, можно полагать, что первичной задачей в решении исследуемой проблемы является формирование этнокультурной готовности будущего педагога, а его этнокультурная подготовка посредством традиционного обучения с фрагментарным использованием односторонних междисциплинарных связей педагогики выступает базовым условием выработки поликультурной готовности. Данный вывод коррелирует с результатами имеющихся исследований проблемы формирования этнокультурной компетентности в структуре общепедагогического профессионализма и профессионализма учителей начальной школы [1; 2; 10; 11; 12; 15; 17]. Он является, в нашем понимании, принци-
пиально важным, так как позволяет определить в качестве второго условия решения проблемы поликультурную подготовку студентов, будущих учителей начальной школы.
Действительно, процесс этнокультурной подготовки студентов направлен на освоение учебных компетенций, и его базисными элементами выступают: широкий спектр знаний о ценностях национальных культур народов России, их общих свойствах и отличительных особенностях, умений и навыков строить диалог в полиэтнической детской среде, организовывать учебную и внеурочную воспитательную работу с младшими школьниками, сотрудничать с их родителями. Вместе с тем, как показывает авторская образовательная практика, этот процесс становится эффективнее, если в нём реализуются междисциплинарные и межнаучные связи педагогики, например, с историей Отечества, географией, социологией, демографией, фольклористикой, народным искусством, другими учебными дисциплинами и науками. Однако традиционный -предметоцентрированный - подход к реализации первого условия решения выдвинутой нами проблемы позволяет по понятным причинам фрагментарно и односторонне использовать эти связи в образовательном процессе вуза.
Качественное формирование поликультурной готовности будущих бакалавров требует выявления, отбора и применения широкого спектра многосторонних связей педагогики с другими науками о человеке. В основу определения типов многосторонних междисциплинарных и межнаучных связей, использованных в формирова-
нии поликультурной готовности будущих учителей начальной школы, нами была положена авторская системная классификация наук о человеке [20]. Её составляют взаимодействующие дисциплины и науки, образующие условно три ряда. Первый ряд образуют базисные дисциплины и науки - философия, культурология, этнопсихология, нейролингвистика, этнопе-дагогика, этнография, этнология и др. Второй ряд составляют сопряжённые дисциплины и науки - педагогика начальной школы, психология младшего школьника, социология малых групп, фольклористика, театральная педагогика, филология, история, география, краеведение, декоративно-прикладное искусство и др. Третий ряд включает дополняющие друг друга дисциплины и науки - общую педагогику, социальную педагогику, социальную психологию, этологию и др.
Вторым элементом рассматриваемой модели является структура формируемой профессиональной готовности студента к педагогической деятельности в поликультурной среде начальной школы, в которой выделяем содержательный и процессуальный компоненты. В совокупности эти структурные компоненты могут быть реализованы с помощью образовательной технологии системного типа, которая обеспечивает поэтапное структурирование взаимосвязанного содержания этнокультурной и поликультурной подготовки студентов в виде системы разрабатываемых экспертами междисциплинарных и межнаучных дидактических конструкций - образовательных модулей, его поэтапное усвоение и оценку степени усвоения. Этот вид образовательной технологии был апро-
бирован в 2015-2017 гг. при изучении студентами МГОУ, обучавшимися по профилю «Начальное образование», авторского междисциплинарного спецкурса: «Профессиональная подготовка студентов к воспитанию и обучению младших школьников в поликультурной среде».
Рабочая программа спецкурса получила положительную экспертную оценку со стороны специалистов в области педагогики и психологии начальной школы. Она включает следующие модули: воспитание основ толерантной культуры младших школьников; факторы и условия интеграции национальных культур в системе начального общего образования; классики зарубежной и отечественной педагогики о межкультурной коммуникации в образовании детей; межнаучная основа построения поликультурной образовательной среды и разработки ее ресурса в начальном звене общеобразовательной организации; организация межэтнического и межкультурного взаимодействия и формирование культуры межнационального общения младших школьников; содержание, средства, методы и формы поликультурного обучения и воспитания в урочной и внеурочной деятельности.
Формирование поликультурной готовности студентов бакалавриата на междисциплинарной основе нами оценивалось по знаниевому, операци-онно-деятельностному, оценочному критериям и соответствующим показателям на заданных уровнях: студент знает, умеет, владеет и оценивает. В её содержании в ходе формирующего этапа педагогического эксперимента были сформированы базовые слагаемые: система поликультурных
vsoy
(междисциплинарных) знаний, поликультурные (обобщённые) умения, навыки и ценностные качества личности студента. В качестве базового дидактического средства, с помощью которого осуществлялось формирование готовности студентов контрольной и экспериментальной групп (по 15 студентов в каждой группе) к воспитанию и обучению младших школьников в
поликультурной среде и выполнялась оценка степени её сформированности, являлась система 50-ти экспертно разработанных педагогических задач с междисциплинарным и межнаучным содержанием, решавшихся на трёх заданных уровнях. Итоговые результаты контрольного этапа опытно-экспериментальной работы представим в виде таблицы 2.
Таблица 2
Итоговая оценка степени готовности бакалавров к педагогической деятельности в полиэтнической и поликультурной среде начальной школы, сформированной на междисциплинарной основе
Поликультурная готовность Оценка степени сформированности ее слагаемых по
бакалавров числу решенных задач с междисциплинарным
и межнаучным содержанием
критерии оценивания итоговые контрольная группа экспериментальная группа
показатели оценивания испытуемые число правильно решен- испытуемые число правильно ре-
ных задач шенных задач
1 12 1 41
поликультурные 2 17 2 32
знаниевый (междисципли-
нарные) знания 15 13 15 29
Итого 180 Итого 420
1 8 1 29
операционно-деятельностный поликультурные (обобщенные) умения и навыки 2 15 12 6 2 15 25 33
Итого 98 Итого 346
1 20 1 31
оценочный ценностные качества 2 24 2 46
15 11 15 38
Итого 112 Итого 398
Таким образом, результаты внедрения в образовательный процесс вуза спецкурса, разработанного на междисциплинарной основе, по формированию поликультурной готовности студентов бакалавриата к поликультурному обучению, воспитанию
и развитию младших школьников, представленные в таблице 2, доказывают целесообразность использования потенциала междисциплинарных и межнаучных связей в решении рассмотренной проблемы.
Статья поступила в редакцию 15.01.2019
W
ЛИТЕРАТУРА
1. Анохин Д. Г. Подготовка будущих педагогов к поликультурному воспитанию младших школьников // Начальная школа. 2015. № 10. С. 38-41.
2. Артамонова Е. И. Профессионализм педагога: монография. М., 2014. 241 с.
3. Башмакова Н. И., Рыжова Н. И. Поликультурная образовательная среда: генезис и определение понятия [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=12635 (дата обращения: 18.12.2018)
4. Бобинова С. В. Воспитание толерантности младших школьников средствами поликультурного образования: учебно-методическое пособие. Новосибирск, 2013. 100 с.
5. Вовк Е. В. Средства поликультурного образования младших школьников // Universum: Психология и образование: электрон. науч. журнал. 2018. № 4 (46). URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/5666 (дата обращения: 14.12.2018).
6. Волков Г. Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. М., 1999. 168 с.
7. Вяликова Г. С. Поликультурная компетентность будущего учителя. Коломна, 2014. 151 с.
8. Гнатышина Е. А., Бабина С. Н., Даммер М. Д. Компетентностный подход в подготовке будущего учителя: коллектив. монография. Челябинск, 2013. 183 с.
9. Джуринский А. Н. Поликультурное образование в многонациональном социуме: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2016. 257 с.
10. Кравченко Е. В. Становление профессионально-педагогической компетентности педагога нового уровня. Новосибирск, 2013. 114 с.
11. Курлыгина О. Е. Компетентность как характеристика готовности будущего учителя к осуществлению профессиональной деятельности [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. URL: http://www.science-education. ru/ru/article/view?id=13430 (дата обращения: 19.12.2018).
12. Лобашев В. Д. Этнокультурный компонент в творческо-технологической подготовке студентов педагогического вуза // Инновации в образовании. 2008. № 6. С. 17-23.
13. Лотова И. П. Современные направления повышения профессиональной компетентности педагогов в области воспитания. М., 2014. 71 с.
14. Лукина А. К., Дивакова О. Ю. Педагогическая деятельность в полиэтнической и поликультурной среде. Поликультурное образование: учебно-методическое пособие. Красноярск, 2011. 217 с.
15. Мальцева Е. В. Развитие профессиональной компетентности учителя начальных классов в системе непрерывного педагогического образования. Йошкар-Ола, 2014. 306 с.
16. Новикова Г. П. Теоретические основы развития инновационных процессов в образовательных организациях // Психология образования в поликультурном пространстве. 2017. Т. 38 (2). С. 100-106.
17. Педагогический профессионализм в меняющемся образовательном пространстве: монография / под науч. ред. Е. В. Андриенко, Т. А. Ромм. Новосибирск, 2014. 243 с.
18. Супрунова Л. Л., Свиридченко Ю. С. Поликультурное образование: учеб. для студ. учрежд. высш. проф. образования. М., 2013. 240 с.
19. Харченко А. Н. Полиэтническая среда образовательного учреждения: проблемы эффективного межкультурного взаимодействия. М., 2014. 114 с.
20. Хроменков П. А. Развивающая образовательная среда педвуза в условиях межнаучной коммуникации. М., 2013. 196 с.
21. Хроменков П. А. Развитие профессиональной готовности студентов вуза к образовательной деятельности в поликультурной среде школы на основе межнаучной коммуникации // Современные тенденции развития науки и технологий: периодический науч. сборник: по материалам XX Международ. науч.-практ. конф., Белгород, 30 ноября 2016 г. Белгород, 2016. С. 130-134.
22. Хухлаева О. В., Хакимов Э. Р., Хухлаев О. Е. Поликультурное образование: учебник для бакалавров. М., 2017. 283 с.
1. Anokhin D. G. [The future teachers' training for multicultural education of younger students]. In: Nachal'naya shkola [Elementary school], 2015, no. 10, pp. 38-41.
2. Artamonova E. I. Professionalizm pedagoga [The professionalism of the teacher]. Moscow, 2014. 241 p.
3. Bashmakova N. I., Ryzhova N. I. [Polycultural educational environment: the genesis and definition of the concept]. In: Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2014, no. 2. Available at: https://www.science-education.ru/ ru/article/view?id=12635 (accessed: 18.12.2018).
4. Bobinova S. V. Vospitanie tolerantnosti mladshikh shkol'nikov sredstvami polikul'turnogo obrazovaniya [The upbringing of junior schoolchildren's tolerance by means of multicultural education]. Novosibirsk, 2013. 100 p.
5. Vovk E. V. [Tools of younger students' multicultural education]. In: Universum: Psikhologiya i obrazovanie: elektron. nauch. zhurnal [Universum: Psychology and education: electronic scientific journal], 2018, no. 4 (46). Available at: http://7universum.com/ru/psy/archive/ item/5666 (accessed: 14.12.2018).
6. Volkov G. N. Etnopedagogika [Pedagogy]. Moscow, 1999. 168 p.
7. Vyalikova G. S. Polikul'turnaya kompetentnost' budushchego uchitelya [Multicultural competence of a future teacher]. Kolomna, 2014. 151 p.
8. Gnatyshina E. A., Babina S. N., Dammer M. D. Kompetentnostnyi podkhod vpodgotovke budushchego uchitelya [Competence approach in training of a future teacher]. Chelyabinsk, 2013. 183 p.
9. Dzhurinsky A. N. Polikul'turnoe obrazovanie v mnogonatsional'nom sotsiume [Multicultural education in multicultural society]. Moscow, 2016. 257 p.
10. Kravchenko E. V. Stanovlenie professional'no-pedagogicheskoi kompetentnosti pedagoga no-vogo urovnya [The formation of professional-pedagogical competence of a teacher to a new level]. Novosibirsk, 2013. 114 p.
11. Kurlygina O. E. [Competence as a characteristic of future teacher's readiness for professional activity]. In: Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2014, no. 4. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=13430 (accessed: 19.12.2018).
12. Lobashev V. D. [Ethno-cultural component in the creative and technological preparation of students at a pedagogical university]. In: Innovatsii v obrazovanii [Innovations in education], 2008, no. 6, pp. 17-23.
13. Lotova I. P. Sovremennye napravleniya povysheniya professional'noi kompetentnosti peda-gogov v oblasti vospitaniya [Modern directions in improving teachers' professional competence in the field of education]. Moscow, 2014. 71 p.
14. Lukina A. K., Divakova O. Yu. Pedagogicheskaya deyatel'nost'vpolietnicheskoi ipolikul'turnoi srede. Polikul'turnoe obrazovanie [Pedagogical activity in polyethnic and polycultural environment. Multicultural education]. Krasnoyarsk, 2011. 217 p.
REFERENCES
15. Mal'tseva E. V. Razvitie professional'noi kompetentnosti uchitelya nachal'nykh klassov v sisteme nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Development of professional competence of primary school teachers in the system of continuous pedagogical education]. Yoshkar-Ola, 2014. 306 p.
16. Novikova G. P. [The theoretical basis for the development of innovative processes in educational organizations]. In: Psikhologiya obrazovaniya vpolikul'turnom prostranstve [Psychology of education in multicultural environment], 2017, vol. 38 (2), pp. 100-106.
17. Andrienko E. V., Romm T. A. Pedagogicheskii professionalizm v menyayushchemsya obra-zovatel'nomprostranstve [Teaching professionalism in a changing educational space]. Novosibirsk, 2014. 243 p.
18. Suprunova L. L., Sviridenko Y. S. Polikul'turnoe obrazovanie [Multicultural education]. Moscow, 2013. 240 p.
19. Kharchenko A. N. Polietnicheskaya sreda obrazovatel'nogo uchrezhdeniya: problemy effek-tivnogo mezhkul'turnogo vzaimodeistviya [The multiethnic environment of the educational institution: problems of effective cross-cultural interaction]. Moscow, 2014. 114 p.
20. Khromenkov P. A. Razvivayushchaya obrazovatel'naya sreda pedvuza v usloviyakh mezhnauchnoi kommunikatsii [Developmental educational environment of the teacher training university in the conditions of inter-scientific communication]. Moscow, 2013. 196 p.
21. Khromenkov P. A. [Development of students' professional readiness for educational activities in a multicultural school environment on the basis of inter-science communication]. In: Sovremennye tendentsii razvitiya nauki i tekhnologii: periodicheskii nauchnyi sbornik po materialam XX Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Belgorod, 30 noyabrya 2016 g. [Modern trends in the development of science and technology: periodic scientific journal: materials of XX International scientific-practical conference, Belgorod, November 30, 2016]. Belgorod, 2016, pp. 130-134.
22. Khukhlaeva O. V., Khakimov E. R., Khukhlaev O. E. Polikul'turnoe obrazovanie [Multicultural education]. Moscow, 2017. 283 p.
Хроменков Петр Александрович - доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Московского государственного областного университета; e-mail: solin201@yandex.ru
Хомякова Эмма Васильевна - аспирант кафедры педагогики Московского государственного областного университета, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 24 г. Мытищи Московской области; e-mail: emma.3446@yandex.ru
Petr A. Khromenkov - Ph. D., professor of the department of pedagogy, Moscow Region State University;
e-mail: solin201@yandex.ru
Emma V Khomyakova - postgraduate student of the department of pedagogy, Moscow Region State University, teacher of junior classes at school # 24, Mytishchi, Moscow Region; e-mail: emma.3446@yandex.ru
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Хроменков П. А., Хомякова Э. В. Формирование готовности бакалавров к педагогической деятельности в поликультурной среде начальной школы на междисциплинарной основе // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2019. № 2. С. 42-55. DOI: 10.18384/2310-7219-2019-2-42-55
FOR CITATION
Khromenkov P. A., Khomyakova E. V. Forming bachelors' readiness for the educational activity in the multicultural environment of primary school on the interdisciplinary basis. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Pedagogics, 2019, no. 2, рр. 42-55. DOI: 10.18384/2310-7219-2019-2-42-55