УДК 379.8.092
Рудая Татьяна Яковлевна
магистрант по специальности «Менеджмент в образовании», Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) в г. Ялте Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего заведения «Крымский федеральный
университет имени В.И. Вернадского» rudaya_tatyana@mail .т
ВОЗМОЖНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СИМФЕРОПОЛЯ
Статья посвящена проблеме поликультурного образования в дошкольных образовательных учреждениях Симферополя, осуществлена попытка осмыслить возможности образовательного туризма в формировании поликультурной компетентности педагогов. Анализируя нормативно-правовую базу, научно-методическую, краеведческую, вспомогательную литературу, Интернет-ресурсы, автор показывает значимость поликультурного образования воспитанников, педагогов, специалистов дошкольных учреждений столицы Крыма, обосновывает важность и актуальность образовательного туризма педагогов Крыма в повышении их педагогической культуры, профессионального мастерства.
Ключевые слова: поликультурное образование, поликультурная компетентность, поликультурность, образовательный туризм.
Tatyana Rudaya
graduate student majoring in "Management in education", Humanitarian-pedagogical Academy (branch) in Yalta Federal state Autonomous educational institution of higher institution "Crimean Federal University named after V. I. Vernadsky" rudaya_tatyana@mail .ru
EDUCATIONAL TOURISM OPPORTUNITIES IN MULTICULTURAL EDUCATION TEACHERS PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS
OF SIMFEROPOL
Article is devoted to the problem of multicultural education in pre-school educational establishments in Simferopol, tried to make sense of the possibilities of educational tourism in shaping the multicultural competency of teachers. Analyzing the legal and regulatory framework, scientific-methodical, ethnography, supporting literature, Internet resources, the author shows the importance of multicultural education pupils, teachers, specialists of preschool institutions of the capital of Crimea, proves the importance and relevance of educational tourism Crimea-based teachers in enhancing their pedagogical culture, skills.
Keywords: intercultural education, multicultural competence, multicultural, educational tourism.
Рекреационные ресурсы Крыма предлагают широкое разнообразие услуг для всех категорий туристов. Для образовательного туризма Крым имеет самое большее разнообразие научных центров, музеев, театров, памятников истории, культуры, природы и др. Возможности познакомиться с природными и культурными уникумами Крыма сейчас очень богаты, и они непрерывно расширяются.
Отечественные ученые рассматривают поликультурное воспитание как образование, построенное на идеях подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды. Целью такого образования является формирование умения общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий, воспитание понимания своеобразия других культур, искоренение негативного отношения к ним. Современный человек должен быть толерантным, терпимым, с развитым чувством уважения к людям иной культуры, умеющим жить с ними в мире и согласии, с готовностью к активному взаимодействию.
В условиях многонациональности и поликультурности в Республике Крым можно выделить такие направления деятельности государственных, образовательных, культурных и общественных организаций: признание и расширение понимания в обществе того, что поликультурность отражает культурное и национальное разнообразие крымского общества, признание за всеми членами общества свободы сохранять, обогащать и делать с другими свое культурное наследство; обеспечивать признание и использование в своей деятельности всеми государственными, политическими институтами, образовательными, культурными и общественными организациями многокультурного характера Крыма; охранять и поддерживать использование в обществе наряду с государственным и других языков народов, населяющих Крым; расширять поликультурность образовательных учреждений на родных языках народов Крыма.
Цель статьи рассмотреть возможности повышения педагогической культуры педагогов средствами образовательного туризма по Крыму для осуществления дальнейшего плодотворного поликультурного образования воспитанников.
В условиях многокультурного мира и полиэтнического общества поликультурное образование становится неотъемлемой частью педагогической культуры. Оно включает в себя культурологические, этноисторические знания, понимание важности культурного плюрализма, умение выделять и вносить в содержание общего образования идеи, отражающие культурное многообразие мира, а также умение организовать педагогический процесс как диалог носителей различных культур во времени и пространстве. В настоящее время в образовательном процессе возникает и широко обсуждается новая система ценностей и целей образования, возрождается концепция личности, в научный оборот входят понятия «образовательное пространство», «межкультурное образование», «поликультурная образовательная среда», «образовательные технологии» и др. Реакцией на возникновение новых социокультурных реалий со стороны мировой педагогической науки стала разработка соответствующих
образовательных стратегий, что нашло отражение в документах ООН, Совета Европы, ЮНЕСКО и т. д. Наиболее полно данная проблема рассматривается в зарубежных концепциях мультикультурного образования (Д. Бэнкс и др.), межкультурного образования (П. Бателаан, Г. Ауернхаймер, В. Нике и др.), глобального образования (Р. Хенви) [3].
Международная энциклопедия образования рассматривает поликультурное образование как важную часть современного образования, способствующую усвоению учащимися знаний о других культурах, уяснению общего и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов, воспитанию молодежи в духе уважения инокультурных систем [9].
Болотина Т.В., Мишина И.А. в терминологическом словаре «Поликультурное образование» указывают, что поликультурное образование -это процесс освоения подрастающим поколением этнической, общенациональной (российской) и мировой культуры, многоуровневой идентичности с упором на доминирование общегражданской российской идентичности в целях духовного обогащения, укоренения в духовно-культурных традициях российского социума, формирования готовности и умения жить в многокультурной (полиэтничной, поликонфессиональной) среде [13]. Поликультурное образование, в отличие от интернационального воспитания советских времён, предполагает, что в процесс обучения вовлечены представители разных культурных общностей - цивилизационных, культурно-исторических, этнонациональных, локально-территориальных,
этнографических, религиозных, этнолингвистических и прочих, сформировавшихся на основе инокультурного опыта и менталитета [13].
Специфическими целями поликультурного образования являются: формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной традиции, ценностей российской и мировой культуры; воспроизводство и развитие национальных культур и родных языков народов России как необходимых инструментов социализации
подрастающих поколений и важнейшей основы становления и функционирования российской гражданской нации на ее базовых уровнях (этажах) - субнациональном и национально-территориальном; формирование российской гражданской идентичности в сложных условиях социально -политического многообразия Российской Федерации, поликультурности и полилингвальности многонационального народа России; создание условий для сохранения и развития комплиментарного сотрудничества всех этнокультурных групп в едином экономическом, социальном, политическом и культурном сообществе, именуемом российской гражданской нацией; формирование национально-культурной и гражданской идентичности человека в контексте современного мирового самосознания; эффективная подготовка выпускников школы и вуза к жизни в условиях федеративного государства и современной цивилизации, расширение возможностей самореализации, социального роста, повышения качества жизни; развитие образовательного и профессионального потенциала России, воспитание молодежи, подготовленной к ответственной и продуктивной интеллектуальной, организаторской, производственной деятельности в открытом поликультурном и полилингвальном мире [7].
Достижение указанных целей обеспечивается следующими приоритетами образовательной политики Российской Федерации: сохранение целостности культурного и образовательного пространства России; гуманистический, светский и поликультурный характер образования; ответственность государства за получение детьми полноценного образования; научная основа содержания образования и принципов воспитания; сохранение этнокультурной самобытности народов России, приобщение учащихся к духовному наследию своего народа, традиционной и профессиональной национальной культуре; вариативность выбора родителями образовательного пути ребенка; формирование морально-этических стереотипов и воспитание трудовых навыков, необходимых для активной профессиональной деятельности [7].
В поликультурном обществе с особой остротой возникают вопросы о национальной специфике образования. Крым многоэтничный,
многокультурный, многорелигиозный и многоязычный регион. Сегодня каждый его житель непроизвольно становится носителем общечеловеческой (универсальной) культуры и набора элементов национальных и региональных субкультур. Основными целями межкультурного образования в Крыму являются: формирование осознанных позитивных ценностных ориентаций личности всех участников образовательного процесса по отношению к собственной культуре; воспитание уважения к истории и культуре другого народа; создание поликультурной среды как основы для взаимодействия личности с представителями других культур.
Основополагающими принципами межкультурного образования являются принципы диалога и взаимодействия культур, творческой целесообразности потребления, сохранения и создания новых культурных ценностей. Среди конкретных задач межкультурного образования называются следующие задачи: глубокое и всестороннее овладение участниками образовательного процесса культурой своего собственного народа как непременное условие интеграции в иные культуры; формирование представлений о многообразии культур в Крыму, воспитание положительного отношения к культурным различиям, способствующим прогрессу человечества и служащим условиям для самореализации личности; создание условий для интеграции педагогов Крыма в культуры народов, населяющих полуостров; формирование и развитие умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур; воспитание в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.
Поликультурность в рамках межкультурного образования превращается в один из важнейших элементов профессионализма. Главной целью межкультурного компонента образования является также выработка у специалистов навыков межкультурной компетенции. Цель поликультурного образования и воспитания состоит в формировании человека культуры, обладающего личностным человеческим достоинством, способного к автономной и коллективной деятельности в условиях глобализма и интеграции
многокультурного мира. В условиях поликультурного общества Крыма задачей образования становится воспитание гражданина, способного к возрождению, сохранению и приумножению славы своего Отечества, ценностей отечественной культуры и нравственности, сохранения историко-культурное наследия, укрепления патриотических традиций.
Сотрудниками Крымского республиканского института постдипломного педагогического образования для слушателей курсов повышения квалификации проводятся лекционные, практические и семинарские занятия, на которых рассматриваются вопросы межкультурного образования. Издаются методические пособия, в которых можно почерпнуть разнообразную информацию по интересующей проблеме. Содержание курсов дает возможность осознать основные понятия и категории межкультурного образования. Это самобытность, уникальность, культурная традиция, духовная культура, этническая идентификация, национальное самосознание, мировая культура, общие корни культур, различия между культурами, взаимовлияние культур, межкультурная коммуникация, культура межнационального общения, конфликт, культура мира, взаимопонимание, согласие, солидарность, сотрудничество, ненасилие, толерантность и др.
В рамках межкультурного образования лабораторией дошкольного и начального образования КРИППО сделано следующее: вопросы межкультурного образования внесены в план курсовой подготовки педагогов дошкольных образовательных учреждений; слушатели курсов знакомятся с культурой и традициями народов Крыма; проводятся тематические конференции, экскурсии при активном участии слушателей курсов; разработана и проходит экспертизу региональная программа «Крымский веночек», (руководитель творческой группы - Л. Г. Мухоморина); изданы сборники материалов к занятиям, урокам гражданского воспитания для детских садов, начальных классов [9]. Авторами региональной программы «Крымский веночек» представлен комплекс программно-методических материалов, который состоит из «Введения», «Пояснительной записки», «Методических
рекомендаций», основных разделов: «Природа Крыма», «Люди Крыма и их культуры», «Работа с семьей» и Приложений: «Терминологического словаря» и «Списка литературы». Раздел «Люди Крыма и их культуры» конкретизируется в подразделах: «Речевое общение на родном языке и "языке соседа"», «Традиционная и современная культура людей, живущих в Крыму», «История людей и памятников», «Художественная литература», «Музыка», «Играем вместе». Каждый раздел определяет основные цели и задачи в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, необходимый объем знаний и умений детей, показатели успешного развития детей среднего и старшего дошкольного возраста, а также содержит краткие методические рекомендации, относящиеся к содержанию раздела [8].
Во взаимодействии Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым, ГБОУ ДПО РК «Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования», Управления образования администрации города, Управления образования администрации Симферопольского района Республики Крым, ГБУ РК «Крымский академический театр кукол», ГБУ РК «Симферопольский художественный музей», ГБУ РК «Крымский этнографический музей», Крымской региональной культурно-просветительной организацией «Общество Рерихов» создана программа по художественно-эстетическому воспитанию «Симферополь-культурная столица». Целью программы является укрепление и развитие художественно-эстетического воспитания в социокультурном пространстве на основе взаимодействия учреждений системы образования с учреждениями культуры Республики Крым. Повышение педагогического мастерства на основе последних достижений в области педагогики, психологии и других наук, ознакомление с разными видами и жанрами искусства, способствующих формированию и внедрению гуманно-личностного подхода к детям в общеобразовательном процессе. Приоритетными целевыми группами реализации Программы являются: воспитанники дошкольных образовательных учреждений г. Симферополь; обучающиеся муниципальных бюджетных
образовательных учреждений г. Симферополь и Симферопольского района; студенты образовательных организаций среднего профессионального образования г. Симферополь; студенты образовательных организаций высшего образования г. Симферополь; дети и молодёжь с ограниченными возможностями здоровья; представители общественных объединений, государственные и муниципальные служащие, родители и члены семьи; заместители директоров образовательных учреждений по воспитательной работе; педагоги-организаторы; руководители методобъединений - учителей начальных классов, учителей предметов эстетического цикла, классных руководителей; заведующие, воспитатели-методисты и музыкальные работники муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений. Основные направления реализации Программы: гражданско-патриотическое; нравственное и духовное воспитание; воспитание положительного отношения к творчеству; социокультурное и медиакультурное воспитание; культуротворческое и эстетическое воспитание; воспитание семейных ценностей; формирование коммуникативной культуры; экологическое воспитание. Для каждой целевой группы представлен свой репертуар, план, график мероприятий.
Для детей всех возрастов предусмотрена обширная программа приобщения к музыкальному, театральному, художественному искусству, культуре народов Крыма. Детский музыкально-хореографический театр «ФАНТАЗИЯ» ежегодно представляет программы краеведческого содержания «Народы Крыма», «Артек собирает друзей», «Крымское лето» этнографического направления «Весёлая Масленица», «Рождественский вечер», и мн. др. В репертуаре Крымскотатарского академического музыкально-драматического театра (это единственный в мире театр крымских татар, миллионы представителей которых живут в Турции, Румынии, США, Канаде, Германии.) предлагаются вниманию программы «Легенды Крыма», «Танцы народов Крыма». В рамках программы «Симферополь-культурная столица» коллективы
музеев и театров предлагают разнообразные представления, экскурсии, программы выходного дня, выездные презентации, концерты.
Педагогами дошкольных образовательных учреждений №2 53, 107 столицы на педагогических чтениях в 2014/2015 учебном году представлены интересные материалы краеведческого направления. Инструктор по физической культуре МБ ДОУ № 107 «Боровичок» г. Симферополя Белобородова Наталия Владимировна стала победителем регионального этапа Всероссийского конкурса «Воспитатель года России- 2015»!
Таким образом, реализация идей поликультурного образования и воспитания в педагогическом процессе создает благоприятные условия для становления культурного, образованного и компетентного человека, поднятия личности на новый, более высокий уровень культуры.
Однако, в ходе многолетних наблюдений за уровнем личного поликультурного образования, поликультурного образования коллег, сокурсников и сотрудников можно сделать следующие выводы: в силу объективных, субъективных, и других причин, в том числе и финансовых, проблема поликультурного образования остаётся актуальной. Некоторым педагогам в силу низкого уровня владения поликультурной компетентностью сложно осуществлять профессиональную деятельность в данном направлении. Поликультурная компетентность — это результат поликультурного образования, которое построено на идеях подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной среды [4]. Одной из приоритетных задач работы с педагогическими кадрами, персоналом следует считать совершенствование инновационной профессиональной деятельности в условиях поликультурного образовательного пространства. В результате анализа научно-методической, педагогической литературы мы выяснили, что эффективными формами методической работы принято считать активные, интерактивные. Представим разнообразие активных форм методической работы в таблице «Активные формы методической работы» (таблица 1.)
Таблица 1.
_«Активные формы методической работы»
«Активные формы методической работы»
деловые игры, мозговые атаки, дискуссии в форме КВН, педагогического ринга, педагогической гостиной, клуба, самостоятельное изучение литературы, сравнение и анализ разных точек зрения на проблему, решение проблемных ситуаций, кроссвордов, мастер-класс,
профессиональная палитра, виртуальный методический журнал на сайте ДОУ, галерея проектных идей, дискуссионный клуб, социокультурный центр ДОУ «Перекрёсток», школа современных педагогических технологий, методический мост, мозговой штурм, решение педагогических задач, методический фестиваль, педагогический пробег, симпозиум, дебаты.
Как одно из перспективных, активных интересных направлений, играющих важную роль для повышения поликультурной компетентности, предлагаем рассмотреть возможности образовательного туризма для педагогов, всех сотрудников дошкольного образовательного учреждения.
Образовательный туризм - это вид отдыха, основной или второстепенной целью которого является изучение зарубежных языков, кулинарий или других дисциплин (экономики, менеджмента, маркетинга и др.), а также удовлетворение любознательности, повышение квалификации и приобретение нового опыта в той или иной профессии или сфере деятельности. Возможности образовательного туризма богаты как в плане повышения уровня культуры, так и в формировании коллектива и отношений внутри него. Работоспособный сплоченный коллектив возникает не сразу - этому предшествует длительный процесс его становления и развития, успех которого определяется рядом обстоятельств. Прежде всего, это цели предстоящей деятельности коллектива, соответствующей внутренним стремлениям людей, ради которых они готовы полностью или частично отказаться от свободы решений и поступков и подчиниться групповой власти. Другим важным условием успешного формирования коллектива является наличие определенных, пусть даже не
значительных, успехов в процессе совместной деятельности, наглядно демонстрирующих ее явные преимущества перед индивидуальной, другими коллективами. Сплоченный коллектив не может существовать без надлежащей совместимости образующих его людей: психологической, профессиональной, интеллектуальной, а также правильного распределения между ними обязанностей в соответствии со способностями и желаниями каждого. Каждый член коллектива должен найти свою нишу в структуре организации, где бы он мог полностью реализовать свои цели и потенциал. Как раз поручения продумать маршрут, собрать интересную информацию, организовать собрание коллектива, изучить общественное мнение при подготовке к планируемому мероприятию дают огромные возможности желающим проявить свои организаторские, дипломатические возможности. В ходе мероприятия проявляются и многие другие лидерские качества организаторов (проведение инструктажей, умение сопровождать группу, взять на себя ответственность, креативность; обратная связь, построение перспектив на дальнейшие поездки, учёт положительных моментов и промахов, умение воспринимать критику, взаимодействовать со всеми участниками тура; умение поддерживать интерес к многолетним и разноплановым маршрутам, финансовая сторона сопровождения, учёт уровня подготовленности к длительным переездам, состояния здоровья детей и взрослых и др.), информационное сопровождение тура (реклама, обеспечение фото и видеосъёмки, размещение фото в социальных сетях, печать фотографий), немаловажными являются и кулинарные способности туристов (предусмотреть напитки, провиант, аптечка). Так после двух-трёх туров образовывается актив, девиз, бренд коллектива, его «костяк», где каждый сможет проявить себя, свои таланты в разных ипостасях.
Рассмотрим возможности образовательного туризма педагогами столицы. Многие до сих пор подразумевают под туризмом праздное любопытство. На самом деле туризм превратился в стиль жизни и инструмент карьеры, в источник опыта, поэтому на него затрачивают огромные средства. Путешествие - это педагогический фактор. В любой поездке, даже в деловой командировке, человек
получает впечатления и знания, мобилизует внимание, мышление, память, испытывает множество эмоций, развивает коммуникабельность. В сущности, туризм - это мощный инструмент воспитания, просвещения и эмпирического (то есть основанного на собственном опыте) образования. В современном мире существует множество видов туризма, которые перемещают огромные массы людей. Вот какую классификацию, ориентированную на практический подход, предлагают туроператоры: экологический туризм, спортивный и экстремальный туризм, рыболовные и охотничьи туры, горнолыжные туры, морские и речные круизы, событийный и гастрономический, экскурсионные туры, туры на лечение, детский и молодежный отдых, индивидуальный отдых, бизнес-туризм.
По материалам Официального сайта Министерства культуры Российской Федерации, Федерального агентства по туризму [5] в Крыму находятся множество интересных объектов, которые стоит посмотреть. Территориально они расположены неравномерно, в основном сосредоточены на Южном берегу, в юго-западном предгорном Крыму и на юго-востоке полуострова (район Судака-Феодосии). Все объекты можно условно разделить на исторические памятники, архитектурные памятники, памятники садово-паркового искусства, уникальные природные объекты и другие интересные объекты. О многих достопримечательностях рассказывают легенды [5], написано множество книг [13], пособий [2], справочно-информационных изданий [1], газет, сборников кроссвордов, журналов, путеводителей, интернет ресурсов.
Мы опишем разнообразие образовательного туризма с иных позиций. Деловой туризм (деловые поездки вовлекают и взрослых, путешествующих на ярмарки, бизнес-выставки, в деловые командировки, и детей, отправляющихся на форумы, олимпиады, конкурсы. Многие учреждения практикуют «конгрессный туризм»: выездные мероприятия для обмена информацией, разработки проекта, «мозгового штурма»). Этнотуризм (позволяет познакомиться с культурой местного населения, народа. Близкие формы -городской, сельский, патриотический (по местам боевой славы), исторический, археологический туризм). Ритуальный (или паломнический) туризм (этот вид
туризма отправляет в путь едва ли не самое большое количество людей. Образовательный туризм (это поездки для получения образования (общего, специального, дополнительного), для повышения квалификации - в форме курсов, стажировок, аспирантуры). Образовательный туризм этим далеко не ограничивается. Базой для образовательного туризма могут стать учреждения, располагающие помещениями для учебы и проживания, а также преподавателями. Большие возможности также имеют загородные лагеря, туда можно поехать на курсы, семинары, чтобы осваивать основы бизнеса, журналистики, кинопроизводства, умение вести дебаты, повышать спортивное мастерство. Кратковременное целевое образование на базе лагерей, пансионатов - очень полезная модель (эти виды практикуют уже сетевые компании, Федеральный профсоюз). Представим, что педагоги могут время от времени выезжать в дом отдыха, гостиницу, где смогут углубленно заниматься каким-либо предметом, проходить тренинг интеллектуальных, творческих или физических способностей с получением свидетельства, участием в развлекательной и образовательной программах. Насколько это обогатит их образовательную среду! Такие инструменты образовательного туризма, как экскурсии, походы, туры прекрасно пользуются спросом. Полезно, когда экскурсия становится не просто созерцанием галереи, а своего рода исследовательской работой, включающей теоретическую подготовку, сбор материала и апробацию результата: выступление, фоторепортаж, открытый просмотр мероприятия. Существует и проблема денег. Часть стоимости путевки можно оплатить через профсоюз, фонд социального страхования, стимулирующие выплаты. На нехватку денег для нужд образования много сетуют организаторы. Открыть курсы, семинар, во время летних каникул с проведением экскурсии, провести «Besting», викторину на природе либо деловую игру[9], виртуальную экскурсию, КВН, выставку фотографий, поход с коллективом в музей города Симферополя (шоколада, паровоза, трамвайчика, народной куклы) в учебном году не будет слишком затратным мероприятием.
Таким образом, образовательный туризм - прекрасный инструмент образования, воспитания и просвещения, да и просто досуга детей, молодежи, людей в возрасте. По отзывам многих лично проведённых и организованных мероприятий, смело можно утверждать, что грамотно подобранный маршрут, программа путешествия, правильно подобранная умственная, образовательная и физическая нагрузка дают огромный положительный результат. Все участники пополняют свой багаж знаний поликультурной компетентности, как общедоступной информацией, так и порой эксклюзивной из разных областей науки, культуры, искусства, и вообще яркими незабываемыми впечатлениями, эмоциями, стремлением нести эти знания и опыт детям, другим людям. Образовательный туризм продолжает одну из традиций отечественного образования, которому были присущи поликультурность и многоконфессиональность, требующие межкультурного подхода к его целям и организации. Такой подход расширяет рамки мировоззрения и мировосприятия, становится фактором активизации интереса к культурному наследию и традициям.
Литература
1. Все о Крыме. Ежегодное справочно-информационное издание. Харьков Каравелла, 1998г. 480 с.
2. Гармаш П.Е. Крым. Путеводитель.- Симферополь: «Таврида», «Вояж»,1997,228 с.: ил.
3. Ершов В.А. Поликультурное образование в системе общеобразовательной подготовки учащихся средней школы. Дисс. на соискание степени канд. педагогических наук. - М.: 2000. - с 8-11.
4. Губанихина Е. В. К вопросу о поликультурной компетентности педагога [Текст] / Е. В. Губанихина // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 556-559.
5. Информация о регионе. Официальный сайт Министерства культуры Российской Федерации, Федерального агентства по туризму. http://russiatourism.ru
6. Кандыкова А.Д. Проблемно-деловая игра для педагогов «Поликультурное образование в детском саду»// Дошкольная педагогика. 2014. №1.с.51-53.
7. Концепция развития поликультурного образования. http://old.mon.gov.ru
8. Крымский веночек / Составители: Мухоморина Л. Г., Араджиони М. А., Горькая А. А., Кемилева Э. Ф., Короткова С. И., Пичугина Т. А., Тригуб Л. М., Феклистова Е. В..- Симферополь: Крымучпедгиз, 2004.- 52 с.
9. Межкультурный компонент в образовательном пространстве Крыма Н. Ю. Опенко. http://dmee.ru
10. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург. В.С. Безрукова. 2000. http: //spiritual_culture.academic.ru
11. Программа по художественно-эстетическому воспитанию «Симферополь-культурная столица».
12. Плаксина Е. С. Поликультурное образование детей дошкольного возраста [Текст] / Е. С. Плаксина // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 84-85.
13. Сухоруков В.Н. Крым в лицах и биографиях.- Симферополь: Атлас-Компакт, 2008.-462 с.
14. Терминологический словарь. Поликультурное образование. Составители: Болотина Т.В., Мишина И.А. Москва, 2014.
Reference
1. Vse o Kryme. Ezhegodnoe spravochno-informacionnoe izdanie. Har'kov Karavella, 1998g. 480 s.
2. Garmash P.E. Krym. Putevoditel'.- Simferopol': «Tavrida», «Vojazh»,1997,228 s.: il.
3. Ershov V.A. Polikul'turnoe obrazovanie v sisteme obshheobrazovatel'noj podgotovki uchashhihsja srednej shkoly. Diss. na soiskanie stepeni kand. pedagogicheskih nauk.- M.: 2000. - s 8-11.
4. Gubanihina E. V. K voprosu o polikul'turnoj kompetentnosti pedagoga [Tekst] / E. V. Gubanihina // Molodoj uchenyj. — 2015. — №4. — S. 556-559.
5. Informacija o regione. Oficial'nyj sajt Ministerstva kul'tury Rossijskoj Federacii, Federal'nogo agentstva po turizmu. http://russiatourism.ru
6. Kandykova A.D. Problemno-delovajaigra dlja pedagogov «Polikul'turnoe obrazovanie v detskom sadu»// Doshkol'naja pedagogika. 2014. №1.s.51-53.
7. Koncepcija razvitija polikul'turnogo obrazovanija. http://old.mon.gov.ru
8. Krymskij venochek / Sostaviteli: Muhomorina L. G., Aradzhioni M. A., Gor'kaja A. A., Kemileva Je. F., Korotkova S. I., Pichugina T. A., Trigub L. M., Feklistova E. V..- Simferopol': Krymuchpedgiz, 2004.- 52 s.
9. Mezhkul'turnyj komponent v obrazovatel'nom prostranstve Kryma N. Ju. Openko. http://dmee.ru
10. Osnovy duhovnoj kul'tury (jenciklopedicheskij slovar' pedagoga).— Ekaterinburg. V.S. Bezrukova. 2000. http://spiritual_culture.academic.ru
11. Programma po hudozhestvenno-jesteticheskomu vospitaniju «Simferopol'-kul'turnaja stolica».
12. Plaksina E. S. Polikul'turnoe obrazovanie detej doshkol'nogo vozrasta [Tekst] / E. S. Plaksina // Problemy i perspektivy razvitija obrazovanija: materialy V mezhdunar. nauch. konf. (g. Perm', mart 2014 g.). — Perm': Merkurij, 2014. — S. 8485.
13. Suhorukov V.N. Krym v licah i biografijah.- Simferopol': Atlas-Kompakt, 2008.-462 s.
14. Terminologicheskij slovar'. Polikul'turnoe obrazovanie. Sostaviteli: Bolotina T.V., Mishina I.A. Moskva, 2014.