комплексах силовой направленности - 120-150уд/мин.
11.Для получения оздоровительного эффекта от занятий гидроаэробикой достаточно заниматься 2 раза в неделю по 60 минут.
12. Для занятий гидроаэробикой с мужчинами мы рекомендуем бассейны смешанного типа глубиной 1,5 - 2,5м.
13. С мужчинами занятия лучше проводить в более устойчивом положении и с использованием специальных приспособлений, увеличивающих сопротивление воды. Для женщин рекомендуются упражнения как в опорном, так и безопорном положении.
14. Занятия гидроаэробикой для мужчин могут проводится в виде интервальной тренировки, направленной на укрепление сердечно-сосудистой системы. Кроме того, на занятиях с мужчинами необходимо уделять большое внимание форсированному выдоху.
15. При составлении фонограмм для занятий гидроаэробикой необходимо учитывать темп произведений. Для упражнений на расслабление и растягивание рекомендуется использовать музыку, звучащую в темпе 40-60 уд/мин (медленный темп). Для упражнений с участием мышц спины, плечевого пояса и ног — 90 - 110 уд/мин (средний темп). Для беговых, прыжковых и танцевальных упражнений — 120-140 уд/мин (быстрыйтемп).
Библиографический список
1. Васильева И.А. Содержание и методика занятий водной аэробикой с женщинами зрелого возраста: Автореф. дис...канд. пед. наук. • Л.,-1997.-23 с.
2. Галеева О.Б.Оздоровительная тренировка женщин 18-28 лет. занимающихся гидроаэробикой: Дис...канд. пед. наук-Омск,1997.-221с.
3. Гидроаэробика: Руководство по организации занятий / сост. O.A. Васильева. Л.М. Дикаревич, О.В. Рохмистрова-М„ 1989.-74 с.
4. Меньшуткина Т.Г. Теоретические и методические основы оздоровительно-рекреационной работы по плаванию с женщинами: монография. - СПб., 1999. -192 с.
5. Шибалхина М.Г, Использование средств гидроаэробики в процессе занятий оздоровительным плаванием: Автореф. дис. ...канд. пед. наук. СПб., 1997.-25 с.
ГАЛЕЕВА Ольга Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры плавания. ЯКОВЛЕВА Ольга Владимировна, аспирантка кафедры плавания.
Дата поступления статьи в редакцию: 25.09.2006 г. © Галеева О.Б., Яковлева О.В.
УДК 796.32.+796-0Î3.7+796.071.5
С. В. БЛРБАШОВ Е. Г. ГИРЬЯТОВИЧ
Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г.Омск
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ТАКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У БАСКЕТБОЛИСТОВ 11-13 ЛЕТ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ_
Совершенствование тактического мышления в спортивных играх является приоритетным направлением в современном спорте. На основании проведенных нами исследований была выявлена корреляционная зависимость результативности соревновательной деятельности от уровня развития практического и тактического мышления. Построение тренировочного процесса с акцентом на формирование тактического мышления позволило улучшить параметры соревновательной деятельности и достичь высоких результатов в основных соревнованиях.
Введение. Современный баскетбол требует очень быстрого выполнения технико-тактических действий в сложных игровых ситуациях. Одним из важнейших направлений обучения тактическим действиям является формирование тактического мышления, научное обоснование которого заметно отстает от требований современной теории спорта [1,2,3]. Деятельность спортсмена в спортивных играх можно рассматривать как деятельность оператора в сложных управляемых; системах. Спортивные игры представляют собой ситуационные системы с высокой степенью неопределенности событий, Управление такими системами при решении
задач по устранению рассогласования между планом действий и его реализацией в условиях соревновательной борьбы обязательно связано с процессами мышления. Спортсмен, участвующий в управлении данными системами (защита, нападение), должен осмыслить проблемную ситуацию, выявить конкретную задачу и найти пути решения в течение ограниченного времени. Опоздание в данных ситуациях равносильно ошибке, которая ведет к усложнению проблемной ситуации. В этой связи особый интерес представляетФактическое мышление. Спортивные игры — как замкнутый цикл перехода систем из одного состояния в другое (из нападения в
защиту и т.д.). Для получения желаемых результатов в системе спортсмену необходимо знать, как, когда и что следует изменить в данной ситуации для получения положительного результата. Недостаточное развитие таких умений может приводить к нерациональным или неоптимальным действиям. По мнению О.Н. Саганова [4], затруднения, возникающие в процессе принятия решений, могут привести к нарушениям структуры двигательных навыков (ошибкам в выполнении технических приемов - пробежки и т.д.) О.Н. Саганов считает, что процесс формирования тактического мышления в значительной степени протекает стихийно. Существующая система подготовки не имеет эффективных средств целенаправленного формирования интеллектуальных умений, обеспечивающих процесс принятия решения.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена наличием противоречий:
- между необходимостью научного обоснования формирования тактического мышления и отсутствием объективной информации об особенностях тактического мышления и эффективных методах его формирования;
- между уровнем игры, и системой тактической подготовки спортсменов в процессе многолетней подготовки;
- между необходимостью формирования тактического мышления и сложностью его оценки в режиме постоянного использования.
Проблема исследования заключается в несоответствии уровня разработанности теоретических основ формирования тактического мышления баскетболистов 11-13 лет на этапе начальной специализации и потребностями практики спорта.
Объектом исследования является так тическая подготовка в баскетболе, предметом - особенности формирования тактического мышления у спортсменов.
Гипотеза - мы предполагаем, что организация тактической подготовки юных баскетболистов 11-13 лет с акцентом на развитие тактического мышления позволит повысить эффективность игровой и соревновательной деятельности и создаст предпосылки для дальнейшего повышения спортивного мастерства.
Организация исследования
В исследовании уровня тактического мышления принимали участие дети, занимающиеся баскетболом, в возрасте 11-13 лет. Данные спортсмены занимаются в соответствии с программой начальной специализации ДЮСШ.
Для оценки особенностей тактического мышления были исследованы уровень интеллекта, практическое и тактическое мышление. Уровень интеллекта оценивался тестом Айзенка «Коэффициент интеллекта». Для исследования применялись тесты средней сложности. Из восьми тестов для детей 11-13 лет применялся тест № 1. Уровень практического интеллекта оценивался потестам М.А. Кошелевой [5]. Тест на практический интеллект содержит несколько подтестов, требующих при их выполнении сообразительности, наблюдательности и способности к зрительному комбинированию и мысленному решению. Тест состоит из трех частей: 1) тест на изготовление фигур; 2) тест на составление фигур; 3) тест на воспроизведение фигур. Тактическое мышление оценивалось временем решения тактических задач и использованием разученных тактических комбинаций. Тактические задачи представляют собой игровые комбинации, разделенные по уровню сложности на две категории (простые и сложные).
Исследование занимающихся 11 -13 лет выявило, что уровень интеллекта, как и у других групп, средний и составляет 6,5± 1,42. При решении тестов испытуемые также хорошо справились с тестами на
нахождение закономерностей в рисунках, с цифрами и манипуляцией фигурками. Однако важно заметить, что испытуемые нашли варианты решения тестов, отличные от предложенных автором.
Уровень практического интеллекта у 11-13-летних — средний. Время решения — 8,95±2,14минуты.При решении практического теста испытуемые также предложили несколько вариантов решения задачи.
Исследование тактического мышления показало, что группа 11-13 лет решает простые игровые ситуации в среднем за 30,2±11,4 секунды, а сложные — за 40,1 ± 15,6 секунды. Оптимальность решения составила 85%. В данной группе уровень интеллекта не взаимосвязан с уровнем тактического мышления (г= -0,06). Уровень интеллекта также не взаимосвязан с практическим интеллектом (г= 0,18). Отсутствие взаимосвязи, на наш взгляд, объясняется неосознанным подходом к деятельности, где ведущими компонентами выступают природные способности к той или иной деятельности.
Уровень практического интеллекта взаимосвязан с тактическим мышлением (г = 0,67 — простые; г = 0,70 — сложные) и результативностью игровой и соревновательной деятельности (Ррас. = 5,5 >Р'кр = 4,4). Тактическое мышление коррелирует с результативностью игровой и соревновательной деятельности (Брас. = 14,4 > Ркр = 4,4). Данные взаимосвязи объясняются общими механизмами решения практических задач. В ходе исследования мы выявили, что решение тактических комбинаций позволяет игрокам увидеть ошибки, допущенные на площадке.
Отталкиваясь от результатов предварительного исследования, мы разработали модель формирования тактического мышления (рис. 1), направленную на достижение высоких результатов в тренировочной и соревновательной деятельности.
Сущность разработанной нами модели заключается в следующем: освоение технических и тактических элементов происходит параллельно и через проблемные ситуации. При обучении двигательному или тактическому действию показывалось сразу несколько вариантов.
Оценка эффективности разработанной модели определялась:
1) успешностью участия в соревнованиях;
2) анализом соревновательной деятельности.
В результате внедрения модели формирования тактического мышления в изменениях показателей тактической подготовки за период эксперимента можно отметить достоверные различия (р < 0,05) между исследованными параметрамитактической подготовки у экспериментальной и контрольной групп.
Для определения уровня тактического мышления использовался анализ соревновательной деятельности.
Наблюдения показали, что в результате целенаправленного воздействия модели формирования тактического мышления спортсмены экспериментальной группы в ходе соревновательно-игровой деятельности применяют большой арсенал тактических комбинаций (рис. 3).
Экспериментальная фуппа применяет все разученные комбинации в процессе игровой деятельности, что обеспечивает вариативность атакующих действий и -как следствие - результативность атаки (рис. 3). Экспериментальная группа успешно выбирает комбинацию и её реализует (сюда входят расстановка, разыгрывание и завершение атаки). Учащиеся экспериментальной группы применяютразнообразные варианты взаимодействия игроков. Экспериментальная группа мало времени использует на ведение мяча в процессе атаки, не атакует кольцо соперника при численном преимуществе соперников, преимущественно играет в отрыв.
Игровые ситуации
(
юуопм» лЛ
'— /—\ ч 4-
TaviB4«CHie к ом бон мши ---
Kev-aa«».
mtf JtycrofoNiux ;i:y
Tlknnrtlilt мйспия
Ф^Ли^ЯШП: П.'ЛОЛ.Т Кг\,0„В11Л|Д
Ф*р)1ПртЫП( TIKTHWIftl« ниш.кмя
Рис. 1. Модель формирования тактического мышления
Контрольная группа имеет преимущественно индивидуальный характер игры. В процессе атакующих действий баскетболистами контрольной группы пас отдается только тогда, когда ведение уже бессмысленно и игрока окружают соперники. Такое ведение игры приводит к потере мяча либо в процессе передачи, либо в процессе отбора.
Контрольная группа осуществляет комбинации преимущественно при взаимодействии двух игроков, несмотря на то что по программе разучили взаимодействие трёх игроков. Также важно заметить, что в контрольной группе разыгрывающий не отдает пас свободному игроку, чем осложняет положение в процессе нападения. Атакующие действия характеризуются однообразным использованием тактических действий.
В защитных действиях экспериментальная группа применяет преимущественно смешанную систему защиты. Применение того или иного вида защитных действий зависит от соперника. В процессе применения индивидуальной защиты соперников держат от кольца, не допускают ухода соперника за спину, при борьбе за отскок мяча под кольцом отсекают соперника при подходе к мячу. Имеют высокий показатель перехвата мяча. При перехвате правильно выбирают позицию, видят траекторию полета мяча и успешно его перехватывают. В защите работают практически без фолов, что свидетельствует о постоянном контроле со стороны сознания за своими действиями. Однако недостатком данного показателя является то, что он отрицательно сказывается на соревнованиях при недостаточно объективном судействе, т.к. спортсмены, видя нарушения правил, останавливают игровую деятельность, хотя свистка судьи и не прозвучало.
Контрольная группа также преимущественно применяет индивидуальную защиту, но это применение носит случайный характер. В основном группа в защите не работает. Зонную защиту контрольная группа не применяет. Индивидуальная защита, перехватили вырывание сопровождаются большим количеством фолов.
Объективным показателем эффективности модели формирования тактического мышления является 1 -е место в областных соревнованиях по баскетболу среди девочек 11-12 лет.
Выводы
1. Исследование тактического мышления выявило, что результативность соревновательной деятельности баскетболистов зависит от уровня развития тактического мышления.
2. Применение модели формирования тактического мышления способствует улучшению показателей соревновательной деятельности и результатов участия в соревнованиях.
Рис.2. Абсолютные показатели времени (секунды) решения тактических задач спортсменов контрольной и экспериментальной групп в течение педагогического эксперимента.
—53=4----
Шэксперим. гр ■ кантрольн. гр
Рис. 3. Показатели анализа соревновательной деятельности после эксперимента (в процентах).
Библиографический список
1. Войтов В.Г. Классификационная проблема тактики спортивного фехтования // ТиПФК № 2, 2000. с. 34.
2. Гомельский А.Я. Энциклопедия баскетбола от Гомельского/А.Я. Гомельский. - М.: Фаир Пресс, 2002,- 340 с.
3. Железняк Ю.Д, Спортивные игры/ Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова,- М., 2001.
4. Саганов О Н. Методика обучения слитным атакующим технико-тактическим действиям борцов вольного стиля: Автор, дис. к.п.н. - Улан-Удэ, 2003.- 20 с.
5. Кошелева М.А. Новые тесты 10/ Серия «Психологические этюды»/МА. Кошелева. - Ростов н/Д: «Феникс«, 2004. - 352 с.
БАРБАШОВ Сергей Викторович, доктор педагогических наук, профессор, Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск. ГИРЬЯТОВИЧ Евгения Геннадьевна, аспирантка кафедры теории и истории физической культуры и спорта.
Дата поступления статьи в редакцию: 21.10.2006 г. © Гирьятович Е.Г., Барбашов C.B.
УДК 796.8
Е. Г. БАБУШКИН В. Б. АНТИПИН
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г.Омск
Омский государственный технический университет
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СПОРТИВНОЙ МОТИВАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЮНЫХ БОКСЕРОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
В данной статье рассматриваются актуальные вопросы в свете управления формированием спортивной мотивации. Дается описание методики формирования мотивации спортивной деятельности у юных боксеров на этапе начальной спортивной специализации, в основу которой легли результаты исследования их актуальных потребностей при занятиях спортом.
Введение. Бокс принадлежит к популярным видам
спорта. Этим объясняется значительное число подростков и молодежи, стремящихся поступить в спортивные секции по боксу. Однако данные учетной документации и анкетного опроса специалистов свидетельствуют о значительном отсеве из секций бокса на ранних этапах подготовки. Так, число прекративших тренироваться на 1 -м году составляет 80%, на 2-м и 3-м годах - 60%.
О тмечены факты ухода из секций перспективных спортсменов, имёющих отличные текущие спортивные результаты. Основной причиной подобного явления оказалось отсутствие мотивации в занятиях боксом.
Анализ научно-методической литературы (К.В. Градополов, 1965; H.A. Худадов, 1968; Г.И. Никитин, 1996; В.Н. Остьянов, 2001; В.А. Синьков, 2004; В.F.. Котешев, 1992; A.A. Атилов, 2003, и др.) и педагогического опыта показал, что в настоящее время учебно-тренировочНый процесс в боксе протекает при недостаточном учете особенностей мотивации спортсменов, а также потребностей, которые они испытывают при занятиях боксом.
Следует отметить, что этой проблеме посвящен ряд работ (H.A. Худадов, 1968; Г.И. Никитин, 1996; Г.Д. Бабушкин, Е.Г. Бабушкин, 2000). Однако в перечисленных авторских публикациях, кроме Г.Д. Бабушкина и Е.Г. Бабушкина (2000), отражена констатация спортивной мотивации - приводятся результаты ее исследований. При этом мало внимания уделяется управлению формированием спортивной мотивации на начальном этапе занятий. Не выявлены системообразующие факторы, которые обусловливают формирование мотивации в занятиях спортом.
Как доказано многочисленными исследованиями (И.А. Джидарьян, 1974; А.Г. Здравомыслов, 1986; А.Н. Леонтьев, 1965, 1971; Д.Б. Эльконин, 1974, идр.), активность человека находится в прямой зависимости от потребностей. При этом отмечается, что начальным звеном и источником мотивации является потребность, а остальные компоненты мотивации возникают после возникновения потребности субъекта (В.И. Ковалев, 1981).
В этой связи мы полагаем, что весьма важным фактором при формировании спортивной мотивации у юных боксеров является изучение и удовлетворение их актуальных потребностей.
При выборе направления средств и методов формирования спортивной мотивации у юных боксеров мы опирались на следующие известные в теории физического воспитания, общей и спортивной психологии положения, а также на полученные нами результаты:
1) всякое человеческое поведение в каждый момент времени определяется суммой одновременно актуальных мотивов, связанных со стремлением личности к удовлетворению своих потребностей;
2) потребности являются основными движущими силами поведения человека, определяющими его активность, интересы;
3) удовлетворение потребностей занимающихся спортом оказывает положительное влияние на формирование и укрепление их спортивной мотивации;
4) мотивация спортивной деятельности включает две составляющие — мотивацию тренировочной деятельности и соревновательную мотивацию;
5) на начальных этапах овладения деятельностью наиболее эффективной считается процессуальная мотивация.
Для изучения потребностей спортсменов при занятиях боксом нами была разработана анкета. В основу анкеты была положена классификация потребностей А. Маслоу (1954).
Результаты исследования потребностей боксеров легли в основу разработки методики формирования спортивной мотивации.
Таким образом, основное направление при формировании спортивной мотивации у юных боксеров сводится к удовлетворению исследованных нами потребностей:
1) физиологических;
2) в безопасности;
3) в социальных связях;