Научная статья на тему 'Особенности специальной физической подготовки студентов-баскетболистов'

Особенности специальной физической подготовки студентов-баскетболистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3392
311
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СТУДЕНТЫ-БАСКЕТБОЛИСТЫ / МЕТОДИКА / ФИЗИЧЕСКАЯ И ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / SPECIAL PHYSICAL TRAINING / STUDENTS-BASKETBALL / TECHNIQUE / PHYSICAL / TECHNICAL-TACTICAL READINESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батенко Евгений Михайлович

Работа посвящена вопросам повышения уровня специальной физической подготовленности студентов-баскетболистов. Применение разработанных направленных педагогических воздействий в тренировке способствует развитию как специальной физической подготовленности, так и повышению качества тактических умений и технических действий баскетболистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Батенко Евгений Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of special physical training basketball of students

The paper is devoted to issues of improving physical fitness of students of special-basketball. Application designes pedagogical actions aimed at training promotes as special physical preparedness and improve the quality of technical and tactical skills of basketball operations.

Текст научной работы на тему «Особенности специальной физической подготовки студентов-баскетболистов»

[распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009 № 1101-р] // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2009. — № 33. - Ст. 4110.

5. РФ. Законы. О физической культуре и спорте в Российской Федерации : [федер. закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ : ред. от 04.06.2014] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 50. - Ст. 6242; 2014. - № 23. -Ст. 2930.

6. Фраймович, В. Б. Проблемы управления развитием физической культуры и спорта в Российской Федерации /

B. Б. Фраймович, Н. Г. Соколов // Вестник ИНЖЭКОНа. Сер. Экономика. - 2010. - Т. 38. - № 3. - С. 143-148.

7. Алтухов, С. В. Государственное управление и рыночное саморегулирование экономики профессионального спорта в Российской Федерации : дис. ... канд. эконом. наук /

C. В. Алтухов. - М., 2007. - 147 с.

8. Гарипов, Р. Ф Политическая ответственность главы региона в современной России / Р. Ф. Гарипов, О. И. Зазна-ев // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. Социология. Политология. - 2013. - Т. 13. - № 2. - С. 51-53.

9. Нуждёнов, К. Э. Политические аспекты Олимпиады в Сочи в 2014 г. / К. Э. Нуждёнов // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. История и политические науки. - 2011. - № 4. - С. 122-126.

10. Климочкина, А А. Развитие международных отношений с участием субъектов Российской Федерации / А. А. Климоч-кина // Альманах современной науки и образования. - 2007. -№ 7-1. - С. 75-77.

11. Орлов, А. В. Возможности и инструменты стратегического планирования для развития российского футбола /

А В. Орлов, А. В. Бабаков // Путеводитель предпринимателя. -2014. - № 23. - С. 219-224.

12. Плотникова, О. В. Влияние глобализации и регионализации на международное сотрудничество регионов государств / О. В. Плотникова // Сибирский международный. - 2014. -№ 16. - С. 5-7.

13. Стенограмма встречи Президента Российской Федерации с членами фракций политических партий в Государственной думе [Электронный ресурс]. - иИЬ: http://www.kremlin.ru/ news/46451 (дата обращения: 15.08.2014).

14. Братановский, С. Н. Система управления физической культурой и спортом и организационно-правовые аспекты ее совершенствования / С. Н. Братановский, А. В. Гусев. -Саратов, 1987. - С. 18-20.

15. Булатов, Р. А. Социально-экономические условия развития физической культуры и спорта в регионе : дис. . канд. эконом. наук / Р. А. Булатов. - М. : МГУ, 2011. - 165 с.

16. Бычкова, А. В. Проблемы и недостатки правового саморегулирования физкультурно-спортивных организаций в Российской Федерации / А. В. Бычкова // Юридические исследования. - 2013. - № 3. - С. 33-35.

ЯКУБОВ Юсуп Диганшеевич, кандидат политических наук, доцент (Россия), ректор Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма.

Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 15.01.2015 г.

© Ю. Д. Якубов

УДК 796.323.2

Е. М. БАТЕНКО

Омский государственный институт сервиса

ОСОБЕННОСТИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-БАСКЕТБОЛИСТОВ_

Работа посвящена вопросам повышения уровня специальной физической подготовленности студентов-баскетболистов. Применение разработанных направленных педагогических воздействий в тренировке способствует развитию как специальной физической подготовленности, так и повышению качества тактических умений и технических действий баскетболистов.

Ключевые слова: специальная физическая подготовка, студенты-баскетболисты, методика, физическая и технико-тактическая подготовленность.

При поступлении в вузы не физкультурного профиля у студентов обнаруживается недостаточный уровень физической подготовленности. Поступившие студенты, в большинстве, не проходят обучения в спортивных школах и в недостаточной мере осваивают баскетбол на уроках по физическому воспитанию в образовательных школах. В то же время систематические занятия баскетболом, популярным у студентов видом спорта, способствуют переходу их к здоровому образу жизни, как к объективной необходимости, ведёт к позитивным изменениям в сознании личности, вызывает интерес к занятиям физической культурой и спортом, пониманию их аксиологических аспектов. Занятия баскетболом

способствуют улучшению обмена веществ, развитию физической подготовленности, развитию всех систем организма, успешному освоению будущих профессий [1]. В процессе систематических теоретических и практических занятий у спортсменов формируются специальные знания, возникает высокая мотивация к занятиям физической культурой и спортом, укрепляется здоровье, совершенствуются двигательные умения и навыки. У студентов развивается быстрота двигательных реакций и мышления, крепнут волевые процессы, расширяется диапазон положительных эмоций [2, 3]. Отметим и важность развития коммуникационных способностей, навыков управления деятельностью малых групп, к которым

относятся микроколлективы линий обороны и защиты и сами команды, приобретается опыт деятельности в экстремальных условиях игровой соревновательной деятельности.

В тренировочном процессе ставится задача развития физических и психических качеств, обеспечивающих успешность игровой деятельности. Это достигается путем направленного применения педагогических средств в ходе теоретических и практических занятий. Формирование такой подготовленности способствует развитию навыков оперативного обнаружения слабых мест в защите соперников и выбора способов преодоления защиты, применения быстрых атакующих действий в условиях активного сопротивления противника. Используются неожиданные для соперников перемещения мяча и самих спортсменов на краткие и значительные расстояния на площадке, применение отвлекающих действий, вовлечение в активные действия всех игроков команды [4].

Важно, чтобы у игроков были сформированы надёжные навыки владения мячом и действий без него. По мнению специалистов, использование специальных упражнений и контрольных игр с заданием способствует ускорению процесса формирования навыков атакующих действий. Объясняется это участием баскетболистов в коллективной деятельности, где игроки должны обеспечивать быстрое движение мяча, выполнять поиск свободного пространства для собственных атакующих действий и для выведения партнеров на выгодные позиции для атак кольца противника [5, 6]. Такие действия требуют не только высокой технико-тактической подготовленности, но и освоения скоростной тактики и техники выполнения игровых действий. При этом справедливо считается, что основой технико-тактической подготовленности в спортивных играх, и в баскетболе в частности, является достижение высокого уровня физической подготовленности, составляющей своеобразную «базу» для формирования всех видов спортивной подготовки.

Физическая подготовка представляет собой многокомпонентный длительный педагогический процесс, направленный на эффективное развитие и совершенствование скоростных и скоростно-сило-вых сторон подготовленности. Это способствует проявлению специальной силы, выносливости, гибкости и подвижности в суставах, ловкости и точности сложно координированных движений в ходе соревновательной деятельности. Специальная физическая подготовка в спортивных играх преследует цель развития тех сторон подготовленности спортсменов, которые обеспечивают непосредственное осуществление соревновательной деятельности в избранном виде спорта, в избранном амплуа — это развитие специальных для конкретной деятельности психических и физических качеств.

Необходимо учитывать и необходимость организации педагогического тестирования и контроля, мониторинга физического развития и подготовленности, оценки двигательных умений и навыков, составляющих технико-тактическое мастерство играющих, оценку специальной подготовленности, выявление результативности и эффективности соревновательной деятельности. Это касается баскетбола как одного из командно-игровых видов спорта, где чрезвычайно сложно, в частности, устанавливать вклад каждого игрока в картину общего результата команды [7]. Перечисленные аспекты необходимо учитывать в тренировочной и соревновательной практике подготовки студенческих команд.

В настоящей работе поставлена цель — выявить эффективность влияния комплексных педагогических воздействий на формирование специальной физической и технико-тактической подготовленности студентов-баскетболистов.

Рабочая гипотеза содержала предположение, что путём направленных педагогических воздействий, использования методов интеллектуальной подготовки, специальных комплексов физических и игровых упражнений, а также применения в тренировке тренажёрных средств, создаётся возможность для формирования специальной физической подготовленности студентов-баскетболистов. Это будет способствовать улучшению как показателей специальной физической подготовленности, так и показателей игровой деятельности, результативности атакующих и защитных действий.

В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:

— выявить исходный уровень развития специальной физической и технико-тактической подготовленности студентов-баскетболистов;

— разработать комплекс направленных педагогических воздействий для формирования специальной физической подготовленности, тактической и технической подготовленности студентов-баскетболистов с использованием технических средств;

— выявить эффективность применения предлагаемого комплекса методов подготовки в тренировочном процессе студентов-баскетболистов.

Для решения поставленных задач разработана программа формирования специальной физической и технико-тактической подготовленности студентов [8]. В программу входит интеллектуальная (теоретическая) подготовка, применение комплекса педагогического тестирования и применение комплексов специальных упражнений, которые были направлены на совершенствование не только специальной физической подготовленности, а также на формирование технико-тактической подготовленности занимающихся с учётом опыта авторов [9, 10], использования тренажёрных средств. Программа предусматривает четырехразовое проведение тренировочных занятий в неделю, в процессе которых проводились теоретические занятия и беседы со студентами, а в основной и заключительной части уделялось время для специальной физической подготовки баскетболистов. В ходе теоретической подготовки освещались данные о значении и структуре тренировочного процесса, нацеленности его на решение текущих и перспективных задач по формированию специальной физической подготовленности, связи физической подготовки с другими видами подготовки, о технологии применения тренажёрных средств, влиянии сбивающих факторов в деятельности баскетболистов и методах развития помехоустойчивости баскетболистов.

В процессе исследования, в начале учебного года, было проведено предварительное комплексное тестирование подготовленности студентов. Программа тестирования содержала тесты исследования физической и технической подготовленности студентов. Среди тестов — бег 20 метров; прыжок в высоту с места; прыжок в длину с места; челночный бег 10x10 м; бег 3000 метров; быстрота перемещений баскетболиста в квадрате 6 х 5 м; точность штрафных бросков (10 контрольных попыток); броски с заданных точек (40 бросков за 3,5 минуты времени теста).

В ходе тренировочных занятий для баскетболистов последовательно усложнялись упражнения,

11

7,5 7 6,5 6 5,5

— и =

2014 г. сек

80 60 40 20 0

III

Стандарт | 2013 г. | 2014 r. Прыжок в высоту с места, см

_ г

в

Стандарт 2013 г. 2014 г. Штрафные броски, число попаданий

25 20 15 10 5 0

III

Стандарт | 2013 г. | 2014 г. Брсски с -с-чеи, пспадания за 3,5 .VHH

Рис. 1. Динамика показателей специальной физической и технической подготовленности студентов-баскетболистов в результате применения направленных педагогических воздействий. Обозначения: стандарт — стандартные требования к подготовленности на основе программ подготовки; 2013 г. — результаты начального тестирования подготовленности; 2014 г. — результаты оценки подготовленности студентов после применения педагогических воздействий

направленные на развитие физической подготовленности и скорости выполнения элементов игры. В процессе тренировки применялось последовательное усложнение условий игровых действий. Так, для совершенствования ведения мяча мы применяли обычное ведение на разной скорости передвижений. Применялось ведение без зрительного контроля, с неожиданным изменением скорости и направления движения, с пассивным и активным сопротивлением одного или двух соперников и т.д. Усложнение касалось и выполнения передач мяча, бросков с ближней, средней и дальней дистанций. Условия выполнения бросков изменялись следующим образом: с заданиями на опережение действий защитников; с варьированием дистанцией, как средством борьбы нападающих с защитниками; выполнение игровых приёмов на фоне средней и высокой физической нагрузки. В качестве игровой практики применялось многократное разыгрывание групповых и командных игровых действий различной слож-

ности; использовались учебные игры 2 х 2, 4 х 4 и в полных составах. Кроме описанных педагогических воздействий, 15 — 20 минут на тренировочных занятиях отводилось упражнениям с использованием тренажерных средств, построенных с акцентом на развитие выносливости, силы, скорости движений.

При работе над развитием специальной физической подготовленности мы стремились к преимущественному развитию у студентов тех групп мышц, которые обеспечивают игровую деятельность баскетболистов. С этой целью применялись упражнения, способствующие развитию прыгучести, прыжковой выносливости, скоростно-силовой подготовленности, выносливости. Педагогические воздействия направлены были также на развитие быстроты движений, отражающих специфику игровой деятельности баскетболистов. С этой целью применялись имитации баскетбольных движений с малыми отягощениями (например, при выполнении передач и ведении мяча, при игре в нападении и защитных дей-

ствиях). Применялось выполнение индивидуальных и групповых упражнений в атаке и в защите, в заданные отрезки времени по [11]. Использовались методы морального поощрения игроков и групп игроков за удачное выполнение заданий с учётом трудности ставившихся перед ними задач.

В результате применения направленных педагогических воздействий за период подготовки у студентов существенно улучшились показатели результатов в прыжках в высоту и в длину с места, челночный бег 10x10, в беге на 3000 метров; в скорости перемещений баскетболиста (рис. 1). Как видно из рис. 1, в результате применения предложенного подхода в тренировке отмечается приближение показателей специальной физической и технико-тактической подготовленности студентов к требованиям стандарта программы подготовки в вузе по баскетболу. Положительные результаты получены при выполнении технически сложных упражнений баскетболистов. Наблюдается увеличение числа попаданий мяча в кольцо при бросках в прыжке и при выполнении штрафных бросков. Улучшилось качество отдельных приемов игры в защите. Обнаружено и улучшение качества выполнения игровых приемов в условиях соревновательной деятельности. Это проявлялось в увеличении числа перехватов передач мяча у соперников при игре в защите и результатов борьбы у щита, в успешности индивидуальных и групповых действий в защите и нападении. При всём этом следует констатировать, что проведение эксперимента не позволило студентам достичь высоких показателей по тесту бега на 20 метров, хотя и наблюдается улучшение этого показателя. Мы объясняем этот факт тем, что к моменту тестирования у студентов проходила силовая подготовка, последствия которой не позволили им достичь желаемого результата.

Таким образом, в результате выполненного исследования установлено следующее:

— систематические занятия баскетболом способствуют росту физической подготовленности студентов вузов не физкультурного профиля, оказывают положительное влияние на результаты спортивно-игровой деятельности;

— направленное использование в тренировке методов формирования интеллектуальной подготовленности, специальных упражнений, отражающих специфику баскетбола, применение в процессе подготовки тренажерных средств, способствует формированию у студентов важных для игровой деятельности сторон физической подготовленности — специальной силы, быстроты, скоростно-силовых возможностей, выносливости, способствует повышению эффективности выполнения элементов тактики и техники игры в тренировочных и соревновательных условиях;

— результаты исследования позволяют рекомендовать предложенную совокупность методов к ис-

пользованию в практике подготовки баскетбольных команд в вузах неспортивного профиля.

Библиографический список

1. Кобяков, Ю. П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни : учеб. пособие / Ю. П. Кобяков. — Изд. 2-е. — Ростов н/Д. : Феникс, 2014. - 252 с.

2. Бабушкин, Е. Г. Физическая культура : учеб. пособие : в 2 ч. / Е. Г. Бабушкин, В. А. Барановский, М. Ю. Моор [и др.]. - Омск : ОГИС, 2011. - Ч. 1. - 127 с.

3. Афанасьева, И. В. Физическое воспитание баскетболистов в неспециализированных вузах : учеб. пособие / И. В. Афанасьева. - Омск : ОГИС, 2006. - 31 с.

4. Булычева, Т. И. Обучение технико-тактическим действиям юных баскетболисток на этапе начальной подготовки в СДЮШОР / Т. И. Булычева // Вестник спортивной науки. -2011. - № 1. - С. 23-26.

5. Козин, В. В. Теория и практика применения деятельност-ного подхода к подготовке спортсменов в игровых видах / В. В. Козин, А. А. Гераськин // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. - 2014. - № 1 (125). - С. 167-172.

6. Гераськин, А. А. Совершенствование атакующих действий спортсменов-игровиков / А. А. Гераськин, Л. М. Иванова, В. В. Козин // Олимпийский спорт и спорт для всех : материалы XVIII Междунар. науч. конгресса : в 3 т. - Алматы : КазАСТ, 2014. - Т. 2. - С. 128-130.

7. Андрущишин, И. Ф. Тестирование и контроль в подготовке спортсменов : метод. рекомендации / И. Ф. Андру-щишин. - Алматы : КазАСТ, 2011. - 30 с.

8. Батенко, Е. М. Подготовка студентов ОГИС, занимающихся баскетболом, на отделении спортивного совершенствования / Е. М. Батенко // Спортивные игры в физическом воспитании, рекреации и спорте : материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. - Смоленск, 2014. - С. 13-15.

9. Козин, В. В. Повышение эффективности атакующих действий квалифицированных баскетболистов : учеб. пособие / В. В. Козин, А. А. Гераськин. - Омск : СибГУФК, 2014. -140 с.

10. Ольхов, С. С. Специальная физическая подготовка баскетболистов высокой квалификации / С. С. Ольхов, Т. Г. Ольхова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. Детский тренер : журнал в журнале. - 2006. -№ 2. - С. 32-34.

11. Спортивные игры : техника, тактика обучения : учеб. для студентов. высш. пед. учеб. заведений / Ю. Д. Железняк [и др.]. - М. : Центр «Академия», 2001. - 520 с.

БАТЕНКО Евгений Михайлович, старший преподаватель кафедры физического воспитания. Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 20.11.2014 г. © Е. М. Батенко

Книжная полка

Ляликова, Н. Н. Баскетбол: игра и обучение : учеб. электрон. изд. локального распространения : учеб. пособие/ Н. Н. Ляликова. - Омск : ОмГТУ, 2013. - 1 о=эл. опт. диск (CD-ROM).

Учебное пособие написано в соответствии с программой по баскетболу для групп-специализаций технического университета. В нем рассматриваются вопросы физической, волевой, тактической и интегральной подготовки, даются специальные упражнения для обучения студентов. Большая часть пособия посвящена тактике баскетбола, особенностям игры в защите и нападении. Предназначено студентам всех специальностей технических вузов, преподавателям и тренерам по баскетболу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.