УДК 796.08
Г. Д. БАБУШКИН Ц Р. Э. САЛАХОВ Ь-
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск
Тобольская государственная социально-педагогическая академия
ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ НА РАЗВИТИЕ ОПЕРАЦИОНАЛЬНОТЕХНИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ________________________________________
В статье впервые приводятся результаты педагогического эксперимента по обучению юных баскетболистов рефлексивному мышлению, в процессе которого показано положительное влияние развития интеллектуально-психологических качеств на развитие операционально-технических качеств.
Ключевые слова: рефлексивность, интеллект, интуитивность, мышление, память, внимание.
Актуальность. Совершенствование технико-тактической подготовки баскетболистов представляется одной из актуальных проблем теории и методики спортивной тренировки. При этом важное значение уделяется тактическому мышлению, под которым понимается целесообразное ведение соревновательной борьбы как отдельным спортсменом, так и командой. В этой связи развитие и совершенствование тактического мышления является главной задачей тактической подготовки спортсменов [1, 2, 3, 4, 5 и др.] В представленных и других работах, посвященных формированию тактического мышления, не уделено внимания развитию рефлексивного мышления, лежащего в основе организации игрового взаимодействия с партнерами и противоборстве с соперником.
Тактические действия в баскетболе имеют существенное отличие от других видов спорта и представляют собой комплексную деятельность спортсмена, требующую проявления перцептивных, интеллектуальных и психомоторных способностей, а также знаний и практических (тактических) умений. В структуру тактического действия входят три составляющие: 1) восприятие соревновательной ситуации. На этой стадии проявляются перцептивные способности. Большое значение имеет внимание (интенсивность и устойчивость); 2) умственное решение тактической задачи (нахождение правильного решения). На основе восприятия ситуации спортсмен в сжатой форме оценивает ее и принимает решение. На этой стадии основную роль играет мышление (оперативное) в совокупности с оперативной памятью и творческим воображением; 3) психомоторная реализация принятого решения. На этой стадии значимы психомоторные способности — сенсомоторная координация, быстрота и точность действий.
Тактическое мастерство баскетболиста заключается в умении быстро и правильно ориентироваться
в игровых ситуациях, в максимально короткое время анализировать создавшуюся ситуацию и выбирать верное ее решение.
Отличительной особенностью баскетбола является высокая значимость качеств двух групп: интеллектуально-психологических и операционально-технических. Из группы интеллектуально-психологических качеств мы в своем исследовании изучали: рефлексивность, интуитивность, интеллект, тактическое мышление. Из группы операционально-технических качеств мы изучали распределение и переключение внимания, кратковременную и оперативную память.
Г ипотеза исследования. При проведении педагогического эксперимента по обучению баскетболистов рефлексивному мышлению мы предполагали, что повышение уровня развития интеллектуально-психологических качеств будет оказывать влияние на развитие у юных баскетболистов профессионально важных для баскетбола операционально-технических способностей.
Методика и организация исследования. Исследование проходило в условиях педагогического эксперимента, целью которого было выявить эффективность методики обучения баскетболистов рефлексивному мышлению и проверить влияние развития интеллектуально-психологических качеств на развитие операционально-технических качеств. В исследовании приняло участие две группы баскетболистов: контрольная и экспериментальная, по 12 человек — учащиеся ДЮСШ «Югория» и «Аверса» г. Сургута. У баскетболистов был выявлен уровень развития интеллектуально-психологических качеств: рефлексивности по методике Г. Д. Бабушкина, Р. Э. Салахова [6], интуитивности по методики Е. А. Науменко [7], интеллект по методике Г. Айзенка [8], тактическое мышление по методике Е. Ю. Девяткиной [2]. Распре-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010
Таблица 1
Динамика формирования интеллектуально-психологических качеств баскетболистов экспериментальной группы в процессе эксперимента (х ±ст)
Интеллектуально-психологические качества Этапы эксперимента Р между
начало промежуточный окончание
1. Рефлексивность (баллы) 2.Психологическая компетентность (баллы) 3. Интуитивность (баллы) 4. Зрительно-пространственная ориентировка (баллы) 5.Тактическое мышление (баллы) 81,0 ± 7,6 10,2 ± 0,8 43.4 ± 4,2 95.4 ± 9,0 4,9 ± 0,4 89.2 ± 8,1 14,4 ± 1,3 44.3 ± 4,2 114,2± 13,2 7,6± 0,7 92,5± 9,1 16,2 ±1,5 46,3± 4,4 116,2± 14,2 8,3± 0,9 1и2< 0,05 1и3< 0,01 1и2< 0,05 1и3< 0,01 1и2> 0,05 1и3< 0,05 1и2< 0,01 1и3< 0,01 1и2< 0,01 1и3< 0,001
Таблица 2
Динамика формирования операционально-технических качеств баскетболистов экспериментальной группы в процессе эксперимента (х ±ст)
Операционально-технические качества Этапы эксперимента Р между
начало промежуточный окончание
1. Оперативная память (кол-во ответов) 2. Кратковременная память (кол-во ответов) 3. Распределение внимания (баллы) 4. Переключение внимания (коэффициент) 23,8 ±2,1 16± 1,5 7 ±0,8 0,52 ±0,03 28,7± 2,6 18,6± 1,7 7,8 ±0,85 0,23± 0,02 29,4 ±3,1 20,1 ±1,9 8,7 ±0,9 0,21 ± 0,02 1и2< 0,01 1и3< 0,01 1и2< 0,05 1и3< 0,01 1и2< 0,05 1и3< 0,05 1и2< 0,05 1и3< 0,05
деление и переключение внимания, оперативная и кратковременная память по методикам, представленным в литературе [9].
Контрольная группа занималась по общепринятой методике. Экспериментальная группа занималась по разработанной нами методике обучения рефлексивному мышлению. Методика обучения рефлексивному мышлению включала: теоретическое обучение тактическим действиям; решение интеллектуальных задач и проблемных ситуаций, характерных для баскетбола; подвижных командные игры; выполнение специальных упражнений, характерных для баскетбола. Педагогический эксперимент продолжался в течение 12 месяцев. Тестирование проводилось три раза: в начале эксперимента; 2) через 6 месяцев занятий; 3) в конце эксперимента.
В качестве контрольных показателей, по которым мы судили об эффективности методики, служили:
1) операционально-технические характеристики личности: оперативная память, кратковременная память, распределение внимания, переключение внимания;
2) интеллектуально-психологические качества личности: зрительно-пространственная ориентировка, тактическое мышление, рефлексивность, интуитивность, психологическая компетентность.
Результаты исследования и обсуждение. Динамика формирования интеллектуально-психологических и операционально-технических качеств личности представлена в табл. 1 и 2.
Анализ результатов экспериментальной группы показал следующее. На промежуточном этапе эксперимента были отмечены высокие темпы прироста в следующих интеллектуально-психологических качествах спортсменов: рефлексивности, психологической компетентности, зрительно-пространственной ориентировке (интеллект по Айзенку), тактического
мышления. На заключительном этапе (окончание эксперимента) все регистрируемые показатели были значительно выше, чем вначале эксперимента. Показано параллельное развитие регистрируемых интеллектуально-психологических качеств, взаимосвязанных между собой. Отмечено также развитие операционально-технических качеств личности: переключение и распределение внимания, оперативной и кратковременной памяти. Использование психотехнических игр и физических упражнений способствовало развитию свойств внимания и памяти.
Анализ результатов контрольной группы показал следующее. На промежуточном этапе эксперимента не выявлено достоверных изменений в регистрируемых показателях (кроме психологической компетентности). К окончанию эксперимента выявлено: развитие следующих интеллектуально-психологических качеств — психологической компетентности и тактического мышления; развитие операциональнотехнических характеристик — оперативной и кратковременной памяти и распределения внимания. На данном этапе возрастного развития юных баскетболистов идет активное накопление психологических знаний и развитие внимания и памяти. Этому способствовало выполнение на занятиях упражнений, рекомендованных учебной программой для ДЮСШ. Однако темпы прироста выявленных показателей намного ниже, чем в экспериментальной группе.
Для решения второй задачи был проведен дисперсионный анализ с вычислением коэффициента Фишера. В контрольной группе не выявлено достоверных изменений в развитии рефлексивности и интуиции. Для их развития необходимо выполнение специально подобранных упражнений, которые были использованы в работе со спортсменами экспериментальной группы.
Таблица 3
Влияние интеллектуально-психологических качеств на развитие операционально-технических качеств у юных баскетболистов экспериментальной группы
до педагогического эксперимента
Качества Коэффициент Фишера Оперативная память Кратковременная память Распределение внимания Переключение внимания
Брас 2,1 1,8 2,2 1,5
Рефлексивность Бкр 2,4 2,4 2,4 2,4
Р >0,05 >0,05 >0,05 >0,05
Брас 1,8 2,0 2,0 1,8
Интуитивность Бкр 2,4 2,4 2,4 2,4
Р >0,05 >0,05 >0,05 >0,05
Брас 2,4 2,5 2,6 2,9
Интеллект Бкр 2,4 2,4 2,4 2,4
Р <0,05 <0,05 <0,05 <0,05
Тактическое мышление с р 2,2 2,4 >0,05 2.3 2.4 >0,05 2,0 2,4 >0,05 1.4 2.4 >0,05
Примечание: Брас — вычисленный коэффициент Фишера;
Бкр — критическое значение коэффициента, выше которого обнаруживается влияние изучаемого фактора.
Таблица 4
Влияние интеллектуально-психологических качеств на развитие операционально-технических качеств у юных баскетболистов экспериментальной группы
после эксперимента
Качества Коэффициент Фишера Оперативная память Кратковременная память Распределение внимания Переключение внимания
Рефлексивность Брас 3,7 4,4 4,8 4,1
Бкр 3,6 2,4 2,4 2,4
Р <0,01 <0,01 <0,01 <0,01
Интуитивность Брас 2,4 2,2 2,1 2,5
Бкр 2,4 2,4 2,4 2,4
Р <0,05 >0,05 >0,05 <0,05
Интеллект Брас 2,8 2,9 2,6 2,9
Бкр 2,4 2,4 2,4 2.4
Р <0,05 <0,05 <0,05 <0,05
Тактическое мышление Брас Бкр Р 3,8 3,6 <0,01 4,2 3,6 <0,01 5,0 3,6 <0,01 4,8 3,6 <0,01
До начала педагогического эксперимента (табл. 3) в экспериментальной и контрольной группах не выявлено достоверного влияния интеллектуальнопсихологических качеств на развитие операционально-технических качеств юных баскетболистов. Оказалось, что только интеллект, выявленный по зрительно-пространственной ориентировке Г. Айзенка, оказывает влияние на развитие памяти (кратковременной и оперативной) и свойств внимания (распределение и переключение).
По окончании педагогического эксперимента в экспериментальной группе выявлено достоверное влияние интеллектуально-психологических качеств на развитие операционально-технических качеств юных баскетболистов. При этом следует отметить. Сила влияния одних качеств осталась прежней, а других — существенно повысилась. Так, сила влияния интеллекта в силу своего незначительного повышения осталась на прежнем уровне (табл. 4). Аналогичная особенность отмечается и при анализе влияния интуиции на развитие операционально-технических качеств.
Обучение юных баскетболистов рефлексивному мышлению с использованием специально подобранных упражнений способствовало интенсивному развитию качества рефлексивности и тактического мышления, что, в свою очередь, вызвало интенсивное развитие профессионально важных для баскетбола
операционально-технических качеств: кратковременной и оперативной памяти, распределения и переключения внимания.
Таким образом, развитие интеллектуально-психологических качеств оказывает существенное влияние на развитие профессионально важных для баскетбола операционально-технических качеств (кратковременной и оперативной памяти, переключения и распределения внимания). Выдвинутая гипотеза подтвердилась. В контрольной группе влияния интеллектуально-психологических качеств на развитие операционально-технических качеств не обнаружено.
Заключение. По результатам педагогического эксперимента можно заключить следующее. В исследовании выявлено положительное влияние обучения рефлексивному мышлению юных баскетболистов на развитие профессионально важных для баскетбола интеллектуально-психологических и операциональнотехнических качеств. Проведенное исследование показало возможность опосредованного развития операционально-технических качеств (оперативная и кратковременная память, распределение и переключение внимания) через целенаправленное развитие интеллектуально-психологических качеств (рефлексивность, интуитивность, мышление). Полученные результаты являются новыми научными фактами и могут быть использованы при подготовке юных
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010
спортсменов игровых видов спорта (баскетбол, футбол, волейбол, хоккей, ручной мяч и др.).
Библиографический список
1. Гирьятович, Е. Г. Формирование основ тактического мышления у баскетболисток 11 — 13 лет на этапе начальной специализации : дис. ... канд. пед. наук / Е. Г. Гирьятович. — Омск, 2007. — 158 с.
2. Девяткина, Е. Ю. Комплектование игрового состава команды высококвалифицированных баскетболисток с учетом психологической совместимости и срабатываемости : дис. ... канд. пед. наук / Е. Ю. Девяткина. — Омск, 2005. — 130 с.
3. Корягин, В. М. Структура и содержание современной тренировки баскетболистов : дис. ... д-ра пед. наук в виде научного доклада / В. М. Корягин. — М., 1994. — 102 с.
4. Родионов, А. В. Психолого-педагогические методы повышения эффективности оперативной деятельности в спорте : дис. . д-ра пед. наук / А. В. Родионов. — М. : ГЦОЛИФК, 1990. — 337 с.
5. Красникова, О. С. Формирование игровой коммуникации в условиях неопределенности ситуаций у юных баскетболисток : дис. .канд. пед. наук / О. С.Красникова. — Сургут, 2005. — 166 с.
6. Бабушкин, Г. Д. Проявление рефлексии в спортивноигровом взаимодействии и противоборстве / Г. Д. Бабушкин,
Р. Э. Салахов // Материалы 3-й Межрегион. науч. конф. по футболу. — Омск : СибГУФК, 2008. — С. 99— 104.
7. Науменко, Е. А. Ориентиры интуитивности / Е. А. Науменко. — Тюмень : Изд-во «Вектор Бук», 2000. — 184 с.
8. Большая книга тестов / Состав. С. А. Касьянов. — М. : Олма-Пресс, 2000. — 510 с.
9. Методики психодиагностики в спорте / В. Л. Марищук [и др.]. — М. : Просвещение, 1984. — 190 с.
БАБУШКИН Геннадий Дмитриевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии Сибирского государственного университета физической культуры и спорта.
CАЛАХОВ Радик Эльмасович, тренер ДЮСШ, аспирант кафедры «Теория физического воспитания» Тобольской государственной социально-педагогической академии.
Адрес для переписки: 644009, г. Омск, ул. Масленникова, 144.
Статья поступила в редакцию 24.12.2009 г.
© Г. Д. Бабушкин, Р. Э. Салахов
УДК 37.02+796.01 Ю. Ю. РАЯНОВА
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск
ФОРМИРОВАНИЕ
ГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ КОГНИТИВНЫХ СТИЛЕЙ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА
В статье раскрывается актуальность формирования гностической компетентности, указывается на значимость когнитивных стилей в процессе профессиональной подготовки студентов физкультурного вуза. Материал данной работы может использоваться в процессе изучения дисциплин психолого-педагогического цикла в физкультурных вузах. Ключевые слова: гностическая компетентность, когнитивные стили, студенты физкультурного вуза.
Модернизация системы профессионального образования объективно требует приведения его в соответствие с реальными запросами. Современный педагог характеризуется способностью выйти за пределы повседневной педагогической практики, осознанием своего участия и ответственности за все, что происходит с ним и его воспитанниками. Педагог должен способствовать или противодействовать внешним обстоятельствам, планировать и ставить цели профессиональной деятельности, изменять ради их достижения самого себя. Все это говорит о необходимости реформирования процесса профессиональной подготовки специалистов.
Согласно Концепции модернизации российского образования, основным направлением современной образовательной парадигмы, в том числе в сфере физической культуры и спорта, является подготовка
компетентного специалиста, способного эффективно решать профессиональные задачи [1, 2].
Смена образовательных приоритетов и современные требования к профессионально-педагогическому образованию обязывают рассматривать гностическую компетентность специалиста сферы физической культуры и спорта как базовую компетентность в педагогической деятельности, которая обеспечивает высокую осознанность выполняемой деятельности и самостоятельное овладение профессиональным мастерством [3, 4, 5].
Состояние проблемы указывает на недостаточность научных разработок, касающихся определения понятия, содержания и методики формирования гностической компетентности студентов физкультурного вуза.
Объект исследования: процесс профессиональной подготовки в физкультурном вузе.