- ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УЧРЕЖДЕНИЯХ НПО, СПО
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НПО И СПО СОГЛАСНО ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ БИБЛИОТЕКИ
О. Г. Ачкасова, заведующая библиотекой ГОУ «КРИРПО» Н. В. Сушенцова, методист библиотеки ГОУ «КРИРПО»
При переходе образовательных учреждений довузовского профессионального образования на ФГОС третьего поколения одним из требований к условиям ОУ является наличие в библиотеке доступа к сети интернет и возможность использования электронных ресурсов. В начале 2011/2012 учебного года Департаментом образования и науки Кемеровской области была выделена компьютерная техника для организации электронных читальных залов библиотек 20 образовательных учреждений НПО и СПО Кузбасса с целью полноценного обеспечения перехода ОУ на реализацию ФГОС нового поколения. Данный номер открывает первая публикация из цикла статей по информационно-библиотечной деятельности в учреждениях профессионального образования.
Сегодня в библиотеку пришло новое поколение пользователей, хорошо знакомых с компьютерной техникой, работой в Интернете. Поэтому роль библиотекаря как консультанта, информационного посредника между пользователем и массивами информационных ресурсов меняется.
Федеральные государственные образовательные стандарты НПО и СПО третьего поколения предъявляют требования к условиям реализации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП), среди которых выделены отдельным блоком требования к библиотекам данных учреждений:
• наличие библиотеки в образовательном учреждении;
• наличие читального зала с выходом в сеть Интернет для самостоятельной работы;
• доступ каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по
полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы;
• каждый обучающийся должен быть обе- —---
спечен не менее чем одним учебным печатным и/ или электронным изданием по каждой дисциплине профессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий);
• библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной за последние 5 лет;
• библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, спра-вочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся;
• каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из 3 для УН-ПО и 5 для УСПО наименований отечественных журналов;
• образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет (Режим доступа: http://mon.gov.ru/ dok/fgos/).
Помимо вышеперечисленных требований к условиям реализации ФГОС НПО и СПО нового поколения предъявляет требования к результатам освоения ОПОП обучающимися в виде общих компетенций (табл. 1).
ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УЧРЕЖДЕНИЯХ НПО, СПО
Таблица 1
Общие компетенции обучающихся, формируемые при участии библиотеки ОУ
Общие компетенции обучающихся НПО Общие компетенции обучающихся СПО
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного саморазвития
Использовать информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности Использовать информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
Для реализации вышеперечисленных требований ФГОС необходимо в библиотеках учреждений профессионального образования УПО создать определенные условия. Условно требования ФГОС к библиотечно-информационной деятельности можно разделить на две составляющие:
• ресурсное обеспечение библиотеки;
• деятельность специалистов библиотеки по обеспечению образовательного процесса.
К ресурсному обеспечению библиотеки относят:
• библиотечный фонд - учебные, периодические, справочные, справочно-библиографиче-ские издания в печатном и/или электронном виде;
• помещения библиотеки - наличие читального зала с выходом в Интернет, книгохранилища, зоны обслуживания читателей библиотеки согласно санитарно-эпидемиологическим нормам (СанПиН 2.2.2.542-96 и СанПиН 2.4.3.1186-03);
• оборудование - книжные и выставочные стеллажи, компьютерная и копировально-множительная техника и пр.;
• программное обеспечение библиотечных процессов - компьютерные программы для создания электронных каталогов и электронных библиотек.
Специалисты библиотек для обеспечения образовательного процесса в условиях реализации ФГОС нового поколения обеспечивают следующие основные функции библиотеки УПО:
• формируют списки основных и дополнительных учебных изданий по профессиям и (или) специальностям УПО исходя из перечней учебных изданий, рекомендованных Федеральным институтом развития образования для реализации ОПОП согласно ФГОС третьего поколения и Министерством образования и науки РФ на текущий учебный год (Режим доступа: hptt://www.firo. ru/?page_id=832; http://mon.gov.ru/work/obr/dok/ obs/8267/ );
• информируют профессионально-педагогических работников УПО о перечнях учебных изданий, рекомендованных Федеральным институтом развития образования и Министерством образования и науки РФ на текущий учебный год, о ресурсах библиотеки ОУ и библиотек других образовательных учреждений и отраслевых организаций;
• создают электронные книжные выставки и электронные каталоги по дисциплинам (модулям) ОПОП;
• формируют электронные библиотеки с учетом действующего законодательства о защите авторских прав (Гражданский кодекс, IV ч.);
• разрабатывают on-line путеводители по интернет-ресурсам для обучающихся и профессионально-педагогических работников по каждой профессии/специальности ОУ;
• проводят мероприятия с обучающимися о возможностях информационного поиска в электронном читальном зале библиотеки - от Дня открытых дверей, Дня специалиста, тематического библиотечного урока до разработки и реализации спецкурса «Основы информационной культуры».
Использование информационных технологий в библиотеке открывает перед библиотекарем и пользователем большие перспективы:
• повышает качество профессионального образования;
• открывает широкие возможности для самостоятельной творческой работы обучающихся;
• делает открытым доступ практически к любой информации удаленного доступа.
Следующая публикация нашей рубрики будет посвящена технологиям библиотечно-информа-ционной деятельности в электронном читальном зале.