1. Мастера производственного обучения и преподаватели специальных дисциплин с достаточным стажем работы не очень мобильны в освоении и овладении новыми технологиями.
2. Есть необходимость организации стажировки на предприятии с возможностью формирования практических навыков по всей технологической цепочке производственного процесса.
В результате стажировки слушатели защитили итоговую практическую работу, получили документы о прохождении курса повышения квалификации в форме стажировки ГОУ «КРИРПО» и сертификаты социальных партнеров «КНАУФ».
Стажировки, проводимые лабораторией социального партнерства ГОУ «КРИРПО», получили положительные отзывы слушателей за организацию и проведение на высоком профессиональном уровне, практическую направлен-
ность и содержательность занятий, мастер-классов и экскурсий в ресурсные центры, на предприятия, являющиеся государственно-частными партнерами ОУ. По итогам исследований удовлетворенности слушателей, проводимых лабораторией андрагогики ГОУ «КРИРПО», большинство респондентов - 87 % - отмечают, что полностью удовлетворены программой обучения. Ответы слушателей свидетельствуют, что обучение помогло им познакомиться с современными технологиями производства, инновационным оборудованием ресурсных центров, увидеть актуальное состояние государственно-частного партнерства в Кемеровской области, расширить свои знания, установить деловые контакты, повысить свою профессиональную компетентность, почувствовать себя более уверенно в профессиональной деятельности.
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С 2006 ПО 2012 ГОД
В. И. Сахарова, докт. пед. наук, доцент., заведующая кафедрой педагогики и психологии профессионального образования ГОУ «КРИРПО»
Кафедра педагогики и психологии профессионального образования создана 3 января 2003 года с целью обеспечения качественного уровня образовательного процесса для повышения профессиональной компетентности педагогов учреждений НПО, СПО. Деятельность кафедры направлена на решение задач, сформулированных в уставе института, частью которых является удовлетворение потребностей профессионально-педагогических работников в получении знаний о новейших достижениях в сфере профессионального образования; разработка содержания дополнительного профессионального образования по реализации заказа или по направлениям методической работы института; разработка средств обучения и методического обеспечения дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации и переподготовки в условиях реализации современной модели профессионального образования и перехода системы начального и среднего профессионального образования на ФГОС нового поколения.
В настоящее время профессорско-преподавательский состав кафедры - это четыре профессора:
Вавилова Лидия Николаевна - кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ, член-корреспондент АПСН;
Губанова Маргарита Ивановна - доктор педагогических наук, член-корреспондент АПСН;
Дочкин Сергей Александрович - доктор педагогических наук, член-корреспондент АПСН;
Сахарова Валентина Ивановна - доктор педагогических наук, член-корреспондент АПСН;
пять доцентов:
Богданова Людмила Александровна - кандидат педагогических наук, почетный работник высшего профессионального образования РФ, член-корреспондент АПСН;
Казаков Алексей Юрьевич - отличник народного просвещения;
Пахомова Елена Алексеевна - кандидат педагогических наук;
Янко Евгений Владимирович - кандидат психологических наук;
Кузнецова Ирина Юрьевна - кандидат педагогических наук;
три старших преподавателя:
Ильченко Людмила Ивановна - почетный работник высшего профессионального образования РФ;
Савельев Вадим Валерьевич;
Сергеева Ольга Николаевна.
За данный период содержание учебной работы кафедры включало повышение квалификации и переподготовку профессионально-педагогических работников образовательных учреждений НПО, СПО по разрабатываемым и реализуемым на кафедре дополнительным профессиональным образовательным программам; руководство педагогической практикой слушателей, обучающихся по программам переподготовки «Преподаватель», «Педагог-психолог» (2006 г., 2010 г.); консультирование педагогов образовательных учреждений по актуальным вопросам профессиональной деятельности; корректирование и обновление учебно-тематической документации с учетом Федеральных государственных требований к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки педагогических работников образовательных учреждений, реализация программ курсов повышения квалификации по модульному принципу, в дистанционной форме обучения, накопительной системе повышения квалификации и многое другое.
При ежегодном расширении перечня образовательных услуг преподавателями кафедры разработаны и читаются более 100 спецкурсов для профессионально-педагогических работников, методистов, психологов, руководителей, аспирантов и соискателей. Наиболее востребованные из них:
- Повышение качества образования в условиях реализации современной модели профессионального образования.
- Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.
- Психолого-педагогические проблемы социализации личности.
- Социальная психология.
- Психологический климат как фактор мотивации и необходимое условие успешной деятельности педагогов и обучающихся.
- Педагогические и информационно-коммуникационные технологии в образовательной практике: проблемы и перспективы реализации.
- Основы дидактики профессионального образования.
- Основные направления образования взрослых на современном этапе.
- Опережающее обучение рабочих и специалистов в учреждениях профессионального образования.
- Модульно-компетентностный поход как основа перехода обучения на профессиональные образовательные стандарты нового поколения.
- Современные требования к разработке учебно-программной документации в соответствии с ФГОС нового поколения.
- Создание электронных образовательных ресурсов.
- Основы информационной безопасности.
- Основы работы в пакетах свободного программного обеспечения.
- Методология и методика педагогического исследования.
- Исследовательская деятельность как ресурс развития профессиональной компетентности педагога.
- Экспертиза диссертационных исследований.
Содержание учебного процесса ориентировано на стимулирование слушателей к самостоятельному поиску и обобщению, применению полученных знаний в профессиональной деятельности; ставит их в позицию активных субъектов процесса обучения. Использование тренингов, дискуссий, семинаров-практикумов, педагогических мастерских, организационно-дея-тельностных игр и выполнение творческих проектов в микрогруппах активизирует учебно-познавательную деятельность слушателей, способствует формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности в условиях перехода образовательных учреждений на ФГОС нового поколения.
Итоговый контроль знаний по окончании курсовой подготовки проводится в различных формах: зачеты с защитой реферата, проекта, итоговой работы; выполнение тестовых заданий, составление эвристических заданий и их выполнение, создание электронных продуктов учебного назначения, компьютерные презентации по теме курсов, разработка плана-конспекта урока, рабочих программ и др.
Особое внимание преподаватели кафедры уделяют рецензированию материалов конкурсов «Преподаватель года» (ежегодно); «Инновационный учебно-методический комплекс дисциплины специального цикла» (2010 г.), рецензированию учебных пособий, учебно-методических разработок педагогических коллективов учреждений НПО, СПО, ВПО, ДПО; осуществляют руководство итоговыми работами слушателей, индивидуальными программами, стажировками на курсах повышения квалификации.
Кафедра участвует в подготовке специалистов учреждений НПО, СПО к новому виду деятельности. В 2006 и 2010 годах состоялся выпуск слушателей, обучающихся по дополнительным профессиональным образовательным программам «Преподаватель», «Менеджмент в образовании», «Педагог-психолог» (2010 г.), где 10 преподавателей кафедры осуществляли научное руководство выпускными (дипломными) работами и выступали рецензентами.
Из года в год учебно-методическая работа кафедры совершенствовалась по следующим направлениям:
1. Организация учебного процесса на курсах повышения квалификации и переподготовки профессионально-педагогических работников осуществлялась с применением интерактивных форм и методов обучения, в дистанционном режиме, по накопительной системе повышения квалификации, индивидуальным программам.
2. Содержание дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации постоянно обновлялось с учетом заказа потребителей.
3. Разработка методических материалов соответствовала основным направлениям среднесрочной региональной целевой программы «Развитие профессионального образования в Кемеровской области на 2006-2010 годы», долгосрочной целевой программы «Развитие системы образования и повышение уровня потребности в образовании населения Кемеровской области на 2008-2012 годы», региональной комплексной программы «Модернизация системы профессионального образования Кемеровской области на 2011-2013 гг.».
4. Разработка и опытно-экспериментальная проверка учебно-методических материалов, современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий ориентирована на активное участие слушателей в учебном процессе на курсах и самостоятельную работу с информационными ресурсами.
5. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса обеспечено на основе систематического мониторинга интересов и запросов слушателей (по данным лаборатории андрагогики).
6. Методическая помощь педагогам осуществляется в межкурсовой период с использованием следующих форм: проведение проблемно-тематических семинаров, круглых столов, мастер-классов, педагогических мастерских, консультаций по заявкам образовательных учреждений НПО, СПО, в т. ч. в режиме виртуального взаимодействия.
7. Разработка контрольных вопросов, заданий и тестов для профессионально-педагогических работников, претендующих на первую и высшую квалификационную категории.
За отчетный период преподаватели кафедры разработали и реализовали более 45 образовательных программ повышения квалификации, более 80 тематических консультаций для различных категорий работников образовательных учреждений НПО, СПО; проведено занятие для преподавателей учебных центров охраны труда и промышленной безопасности по использованию педагогических технологий в обучении специалистов (2007 г.). В рамках августовской конференции 2010 года проведен круглый стол «Дополнительное профессиональное образование взрослых в системе непрерывного профессионального образования Кемеровской области: современное состояние и перспективы развития», участники которого отметили оперативное обновление востребованных рынком труда компетенций профессионалов.
Преподаватели кафедры в 2008/2009 уч. г. подготовили и провели три годичных научно-методических семинара для команд преподавателей педагогических колледжей по темам «Отбор и освоение инноваций в учреждениях СПО», «Управление изменениями», «Организация самостоятельной работы студентов», что способствовало осмыслению коллективами педагогических колледжей собственного инновационного опыта, развитию умений и навыков педагогов в осуществлении инновационной деятельности, анализа полученных результатов и представления их научно-педагогической общественности.
В 2009/2010 уч. г. проведено четыре мероприятия по работе с педагогическими колледжами по подготовке педагогических кадров к реализации ФГОС нового поколения (круглый стол и методический семинар для директоров, годичный семинар для заместителей директора, стажировка для председателей (предметно-цикловых комиссий (ПЦК), методических объединений (МО), преподавателей педагогики и частных методик). Разработка и реализация дополнительных профессиональных образовательных программ годичного семинара «Обновление и совершенствование воспитательно-образовательного процесса по подготовке будущих учителей начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС общего начального образования нового поколения» и стажировки «Роль ПЦК в формировании готовности будущих учителей к реализации ФГОС начального общего образования нового поколения» позволили разработать оптимальные варианты функционирования педагогиче-
ских колледжей в условиях перехода на новые ФГОС среднего профессионального и начального общего образования; разработать структуру, содержание, критерии и показатели готовности учителя начальных классов к реализации ФГОС НОО нового поколения; разработать информационно-методические материалы для сопровождения деятельности педагогов и руководителей педагогических колледжей по подготовке будущих учителей начальных классов к реализации ФГОС нового поколения.
В течение последних пяти лет преподаватели Богданова Л. А., Вавилова Л. Н., Губанова М. И., Дочкин С. А., Кузнецова И. Ю., Панина Т. С., Сахарова В. И., Сергеева О. Н. успешно используют в образовательном процессе разработанные ими учебно-методические пособия «Современные способы активизации обучения», «Социально-психологический климат в коллективе», «Деструктивные изменения личности педагога в профессиональной деятельности», «Формирование интегрированных образовательных программ довузовского профессионального образования», «От презентации к электронному учебнику», «Комплект методических рекомендаций по современным педагогическим технологиям (КСО, игровые технологии, модульное и интегративное обучение, проблемное обучение, метод проектов, кейс-метод, технология портфолио)», «Организация обучения взрослого населения в учреждении профессионального образования», «Создание электронных средств обучения» и др., что способствует активизации деятельности профессионально-педагогических работников на занятиях и семинарах.
Для дистанционного обучения разработаны модули дополнительных профессиональных образовательных программ: «Использование метода проектов в образовательном процессе», «Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в учреждениях профессионального образования», «Технология разработки контрольно-тестовых заданий на проверку уровня знаний обучающихся», «Информационно-методическое обеспечение организации самостоятельной работы обучающихся в учреждениях профессионального образования», «Технология создания электронных образовательных средств».
Преподаватели кафедры в течение последних двух лет проводят консультации в режиме реального и виртуального взаимодействия (вебинары), что придает сетевому взаимодействию образовательных учреждений не только общность теоретического и методологического характера, но дает возможность системной работы по развитию участников сети, повышает их профессиональ-
ное мастерство и квалификацию через коллективную рефлексию и обмен результатами.
За истекший период преподавателями кафедры разработаны и изданы: монографии - 10, учебные пособия - 15, учебно-методические пособия - 12, методические рекомендации - 6, рабочие тетради - 16, практические пособия - 2, в том числе из 52-х изданных работ - 17 электронных изданий.
2006 год - 9 изданий, из них:
Губанова М. И., Богданова Л. А., Сахарова В. И. Организация учебных занятий в учреждениях профессионального образования: комплект рабочих тетрадей.
Дмитриева О. Ю. и др. Основы предпринимательской деятельности: учебно-методическое пособие.
Кадомцев В. И. Психология конфликта: рабочая тетрадь.
2007 год - 10 изданий, из них:
Богданова Л. А., Вавилова Л. Н., Рапоцевич
О. С., Сахарова В. И. Комплект методических рекомендаций по современным педагогическим технологиям (КСО, игровые технологии, модульное и интегративное обучение, проблемное обучение, метод проектов, кейс-метод, технология портфолио) (в соавторстве).
Вавилова Л. Н., Дочкин С. А., Костюк Н. В., Сахарова В. И. Мотивация учения в профессиональном образовании: сущность, особенности, развитие: коллективная монография (в соавторстве).
Панина Т. С. Интеграция учреждений профессионального образования в учреждения и комплексы непрерывного многоуровневого профессионального образования: коллективная монография (в соавторстве).
2008 год - 8 изданий, из них:
Костюк Н. В. Организационные и методические основы профессионально направленной воспитательной работы: рабочая тетрадь. Организация деятельности психологической службы учреждений профессионального образования: учебно-методическое пособие.
Панина Т. С. Формирование интегрированных образовательных программ довузовского профессионального образования: учебное пособие (в соавторстве).
2009 год - 8 изданий, из них:
Панина Т. С. Формирование ИКТ-компетенции педагогических работников системы профессионального образования: колл. монография. Грант РГНФ на поддержку научно-исследовательского проекта № 08-06-101086 «Разработка моделей формирования ИКТ-компетентностей педагогов в системе ДПО» (в соавторстве).
Кузнецова И. Ю. Социально-психологический климат в коллективе: рабочая тетрадь.
Дочкин С. А. От презентации к электронному учебнику: учебное пособие (в соавторстве).
Кузнецова И. Ю. Педагог и обучающийся: жизненные и профессиональные ценности в условиях интеграции начального и среднего профессионального образования: монография (в соавторстве).
Фаломкин А. В., Костюк Н. В. Внешняя экспертиза деятельности учреждений профессионального образования: теория и практика: уч.-мет. пособие (в соавторстве).
Панина Т. С. Формирование государственного заказа региональной системе профессионального образования: колл. монография (в соавторстве).
2010 год - 12 изданий, из них:
Панина Т. С., Вавилова Л. Н. Организация обучения взрослого населения в учреждении профессионального образования: методическое пособие (в соавторстве).
Сергеева О. Н. Деструктивные изменения личности педагога в профессиональной деятельности: уч.-мет. пособие. Методы диагностики и коррекции деструктивных изменений личности педагога в профессиональной деятельности: рабочая тетрадь.
Дочкин С. А. Использование мультимедиа при создании электронных учебных изданий: учебное пособие (в соавторстве).
Электронные издания:
2009 год
Богданова Л. А. Готовимся к олимпиаде.
Дочкин С. А. Разработка электронных образовательных ресурсов: комплект электронных пособий. Аппаратно-программный комплекс: адаптивная, сетевая, автоматизированная обучающая система (в соавторстве).
2010 год
Дочкин С. А. Компьютерные тесты: шаг за шагом (в соавторстве).
Дочкин С. А., Пахомова Е. А. Разработка интерактивных тестирующих программ с использованием программной оболочки «Hot Potatoes». Версия 2.1. (в соавторстве).
Губанова М. И., Богданова Л. А., Пахомова Е. А., Сахарова В. И. Организация учебных занятий: информационно-методическое обеспечение: комплект рабочих тетрадей.
Вавилова Л. Н., Рапоцевич О. С., Сахарова В. И. Современные педагогические технологии: опыт использования в образовательном процессе учреждений начального и среднего профессионального образования.
Богданова Л. А. Организация дистанционного обучения в системе повышения квалификации: информационное издание (в соавторстве).
Дочкин С. А., Пахомова Е. А. Разработка компьютерных тестов с использованием инструментальных программных сред: учебное пособие (в соавторстве).
Дочкин С. А., Костюк Н. В. Создание электронных средств обучения: подходы, технологии, рекомендации: учебное пособие (в соавторстве).
2011 год
Богданова Л. А., Вавилова Л. Н., Дочкин С. А., Казаков А. Ю., Сахарова В. И. Информационно-методическое обеспечение подготовки будущего учителя начальных классов к реализации ФГОС начального общего образования нового поколения: учебно-методическое пособие.
Богданова Л. А., Дочкин С. А., Сахарова В. И. Учебно-методические комплексы дополнительных профессиональных образовательных программ дистанционного обучения (в соавторстве).
Приоритетными направлениями научно-исследовательской работы кафедры являются:
- научное руководство программой НИР по теме кафедры «Проблемы мотивации в профессиональном образовании» (2006 г., результат -коллективная монография);
- научное руководство экспериментальными площадками института (2006-2010 гг., результат - отчеты на ученом совете, мастер-классы на августовских конференциях, публикации, внедрение результатов в практику ОУ);
- методическое сопровождение и внедрение в образовательный процесс ОУ НПО, СПО современных высокоэффективных образовательных технологий и передовых педагогических методик (2006-2010 гг., результат - комплект методических рекомендаций, электронное пособие, публикация статей в сборниках трудов по проблемам дополнительного профессионального образования в журналах «Образование. Карьера. Общество», «Образование и общество», сборниках материалов научно-практических конференций различного уровня);
- разработка моделей формирования информационно-коммуникационных компетентностей педагогов в системе ДПО (2008/2009 уч. год, результат - коллективная монография);
- формирование профессиональных умений, отработка профессиональных навыков и освоение будущих профессиональных компетенций учащимися и студентами в период обучения (2009/2010 уч. год, результат - проведение секции на августовской конференции);
- накопительная система повышения квалификации (2009-2011 гг., результат - электронное издание);
- содействие развитию инновационной деятельности педагогов и руководителей ОУ НПО, СПО (2008-2011 гг., результат - проведение годичных научно-методических семинаров);
- андрагогические условия развития субъектной позиции педагога в процессе повышения квалификации (2006-2011 гг., результат - защита диссертационного исследования на соискание ученой степени кандидата педагогических наук);
- научно-методическое сопровождение подготовки и повышения квалификации педагогических кадров в условиях перехода на ФГОС нового поколения (2010/2011 уч. год, результат - электронное издание);
- модели подготовки специалистов начального и среднего специального образования в учреждениях ДПО (2010-2011 гг.) - экспериментальная площадка ФГОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», результат - разработка комплекса учебно-методических материалов по содержанию и реализации образовательных программ переподготовки и повышения квалификации мастеров производственного обучения и преподавателей спецдисциплин учреждений НПО, СПО; функционирование сетевого сообщества профессионально-педагогических работников;
- подготовка научно-педагогических кадров, результат - проведение научно-методологических семинаров;
- публикации результатов научно-практической деятельности профессорско-преподавательского состава (издание монографий, программ, учебных и учебно-методических пособий, научных статей, тезисов докладов);
- участие в научно-практических конференциях, форумах, симпозиумах и семинарах различного уровня, образовательных выставках, грантах.
За представленный период на кафедре подготовлены и защищены диссертационные исследования:
на соискание ученой степени доктора педагогических наук:
- Сахарова В. И. Подготовка профессионально-педагогических работников к исследовательской деятельности для инновационной России
(15.10.2009);
- Дочкин С. А. Модернизация дополнительного профессионального образования в условиях формирования информационного общества
(18.02.2010);
на соискание ученой степени кандидата педагогических наук:
- Фаломкин А. В. Педагогическая эффективность социального партнерства в начальном профессиональном образовании (28.03.2008);
- Капустина Л. И. Модернизация самостоятельной работы студентов учреждений среднего профессионального образования (23.10.2009);
- Дралюк Р. С. Формирование правовой культуры студентов как условие повышения качества профессиональной подготовки в колледже (3.06.2010);
- Ворожищева Е. В. Формирование готовности студентов педколледжа к гражданскому воспитанию дошкольников (4.06.2010);
- Кузнецова И. Ю. Андрагогические условия развития субъектной позиции педагога в процессе повышения квалификации (15.12.2011).
Преподавателями подготовлено и обсуждено 27 отзывов на авторефераты диссертационных исследований аспирантов и соискателей, 6 отзывов ведущей организации, 14 отзывов официальных оппонентов.
В условиях реализации основных направлений среднесрочной региональной целевой программы «Развитие профессионального образования в Кемеровской области на 2006 - 2010 годы» кафедра разработала научно-техническую продукцию по теме: «Методическое сопровождение и внедрение в образовательный процесс учреждений НПО, СПО современных высокоэффективных образовательных технологий и передовых педагогических методик». Преподаватели кафедры используют в образовательном процессе повышения квалификации и переподготовки комплект методических рекомендаций для профессионально-педагогических работников по реализации в образовательном процессе современных технологий и педагогических методик, отличающихся от традиционных, превосходящих имеющиеся и содействующих повышению качества профессионального образования в ОУ НПО, СПО.
Работа, проводимая преподавателями по внедрению в образовательный процесс педагогических технологий и методик, позволила подготовить педагогов к их грамотному использованию, увеличить диапазон средств и методов обучения, тем самым разнообразить методику преподавания предмета, в целом оценить эффективность и функциональность современных технологий в профессиональном обучении; определить образовательные и развивающие эффекты технологий, их влияние на сформиро-ванность надпрофессиональных компетенций будущих рабочих и специалистов (развитие
коммуникативных навыков, умение работать в команде, социально-профессиональная активность и др.).
Подробная информация о результатах внедрения современных образовательных технологий и педагогических методик в образовательный процесс учреждений НПО, СПО опубликована разработчиками методических рекомендаций и педагогами-апробаторами в сборниках материалов всероссийских и международных научно-практических конференций; в журналах периодической печати: «Профессиональное образование», 2007, № 4 ; «Профессиональное образование» / Приложение «Новые педагогические исследования», 2007, № 2 ; «Мир образования - образование в мире», 2008. - № 3 (31); «Образование. Карьера. Общество» (2006 -2010 гг.).
Ежегодно преподаватели кафедры принимали участие в подготовке и проведении научно-практических конференций института, в т. ч. августовских, - выступали с докладами, публиковали статьи, осуществляли руководство секциями:
2006 г. - Непрерывное образование специалистов как стратегия развития профессиональной карьеры: Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием.
2007 г. - Инновационные процессы в профессиональном образовании в условиях реализации приоритетного национального проекта «Образование».
2008 г. - Интеграционные процессы в профессиональном образовании: проблемы, поиски, решения.
2009 г. - Актуальные проблемы реализации современной модели профессионального образования (грант РГНФ, проект № 09-06-14082г).
2010 г. - Педагог XXI века: профессиональное становление и развитие.
2011 г. - Профессиональная компетентность специалиста как ресурс обеспечения нового качества профессионального образования.
На этих конференциях преподаватели кафедры выступали с докладами, использовали новые интерактивные формы проведения: онлайн-конференция, круглый стол, консалтинговый центр, виртуальный читальный зал, видеотрансляция пленарных заседаний, мастер-классы, интервью с выпускниками профессиональных учреждений, достигших высокого уровня в профессиональной карьере и др.
Ежегодно преподаватели кафедры принимают активное участие в региональных, всероссийских, международных конференциях различных городов Российской Федерации, ближнего и
дальнего зарубежья: Астрахань, Белгород, Великий Новгород, Екатеринбург, Ереван, Калининград, Кемерово, Краснодар, Красноярск, Липецк, Москва, Новокузнецк, Новосибирск, Петрозаводск, Санкт-Петербург, Сыктывкар, Томск, Турция, Чебоксары, Челябинск и др.
В октябре 2006 года сотрудниками института, в том числе и преподавателями кафедры, был подготовлен и проведен научно-практический семинар для аспирантов и соискателей вузов Кемеровской области «Организация и проведение экспертизы диссертационного исследования», на котором обсуждались важные и значимые проблемы результатов внешней общественно-профессиональной экспертизы диссертационного исследования не только в диссертационном совете вуза, но и ВАК РФ.
В феврале 2008 года кафедра провела расширенное заседание по теме «О состоянии и путях совершенствования повышения качества диссертационных исследований по педагогике и психологии», куда были приглашены члены диссертационных советов вузов Кемеровской области, ученые, аспиранты и соискатели (более 40 человек). Основными докладчиками выступили Ткаченко Е. В., д-р хим. наук, профессор, академик РАО, член Президиума РАО, и Панина Т. С., д-р пед. наук, профессор, эксперт ВАК РФ.
На протяжении трех лет в институте проходит научно-методический семинар для работников учреждений ПО, занимающихся научными исследованиями, и руководителей экспериментальных площадок. С 2009 года организованы научные стажировки. В результате сформирована группа педагогов-соискателей кафедры по специальности 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования.
Преподаватели кафедры принимали участие в разработке и презентации проектов:
- «Сетевое взаимодействие базовых образовательных учреждений как ресурс развития системы начального профессионального образования Кемеровской области». Проект получил серебряную медаль и диплом в номинации «Инновационные образовательные программы и технологии в системе открытого непрерывного образования» на X юбилейном образовательном форуме в г. Москве (2006 г.);
- Ф-176 «Разработка и апробация в пилотных регионах новой классификации программ профессиональной подготовки» (государственный контракт с Федеральным агентством по образованию № П 393 на выполнение работ (оказание услуг) для государственных нужд от 19.10.2006 г.). Результатом проекта стала регистрация интеллектуальных продуктов «Модель образователь-
ной программы профессиональной подготовки» (свидетельство о регистрации № 72200700016, от 04 июня 2007 г.) и «Обще-российский класси -фикатор программ профессиональной подготовки (ОК ППП)» (свидетельство о регистрации № 72200700017, от 04 июня 2007 г.) в Федеральном государственном унитарном предприятии «Всероссийский научно-технический информационный центр»;
- «Разработка моделей формирования ИКТ-компетентностей педагогов в системе дополнительного профессионального образования» № 08-06-00697а (2008 г.).
- Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы реализации современной модели профессионального образования» № 09-06-14082г (2009 г.).
В 2006 году Панина Т. С., Вавилова Л. Н., авторы учебного пособия для студентов высших учебных заведений «Современные способы активизации обучения», получили призовое третье место на областном конкурсе «Лучший учебник (учебное пособие)».
В 2007 году проект «Организация профессионально направленной воспитательной работы в учреждениях начального профессионального образования», разработанный Костюк Н. В., удостоен гранта Губернатора Кемеровской области в номинации «Социально-экономические науки».
В 2008 году проект «Взаимодействие субъектов государственно-частного партнёрства по обеспечению кадрами рабочих основных видов экономической деятельности Кемеровской области (на примере учреждений начального профессионального образования)», разработанный Фаломкиным А. В., удостоен гранта Губернатора Кемеровской области молодым ученым - кандидатам наук, в номинации «Социально-экономические науки».
Ежегодно представленные научно-методические разработки преподавателей кафедры на выставках-ярмарках, форумах, конгрессах различного уровня отмечены наградами в виде дипломов, сертификатов, грамот, медалей, премий.
Все исследования, проводимые в рамках вышеизложенных направлений, содействуют эффективности организации образовательного процесса в институте и в учреждениях начального и среднего профессионального образования.
Организационно-методическая работа выполняется профессорско-преподавательским составом кафедры по следующим направлениям:
- участие в аттестации педагогических и руководящих кадров, образовательных учреждений НПО, СПО, ДПО;
- участие в организации и проведении олимпиады обучающихся в ОУ НПО, СПО; конкурсов «Преподаватель года», «Инновационный учебно-методический комплекс дисциплины специального цикла»;
- участие в разработке положений о конкурсах, аттестации педагогических и руководящих работников УПО;
- подготовка выездных тематических занятий, мастер-классов, стажировок на базе ОУ НПО, СПО в период проведения курсов повышения квалификации;
- участие в работе ученого, научно-методического, экспертного, редакционно-издательского советов института, совещаний трудового коллектива, заседаний кафедры;
- участие в работе Кузбасского регионального отделения Академии педагогических и социальных наук.
Кафедрой за отчетный период издано более 62 научных и учебно-методических работ, из них
- 20 электронных изданий. Опубликовано более 250 статей и тезисов в сборниках научно-практических конференций различного уровня, в центральных и региональных журналах, в том числе в рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных перечнем ВАК РФ.
Преподаватели кафедры повышают свою квалификацию в ФГОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» г. Москва; «Институт повышения квалификации специалистов профессионального образования» г. Санкт-Петербург по теме «Технология разработки ОПОП в рамках ФГОС СПО нового поколения»
- 2 человека; «Образовательный центр подготовки руководителей» г. Санкт-Петербург - 2 человека; АНО «Сибирский центр деловой карьеры, образования и коммуникаций» г. Омск - 1 чел.; «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» г. Кемерово по теме «Технология и методика дистанционного обучения» - 5 человек. Имеют Европейский сертификат компьютерной грамотности ECDL Start Дочкин С. А., Костюк Н. В., Фаломкин А. В.; сертификат разработчика, эксперта, организатора и преподавателя курсов по подготовке разработчиков примерных программ профессиональных модулей и дисциплин -Дочкин С. А., Ильченко Л. И., Казаков А. Ю., Костюк Н. В.
Руководством института уделяется серьезное внимание качественному составу преподавателей. Научно-педагогическая квалификация профессорско-преподавательского состава соответствует содержанию образования по реали-
зации дополнительных профессиональных образовательных программ.
Материально-техническое обеспечение кафедры позволяет оперативно и качественно обеспечивать образовательный процесс. 100 % преподавателей кафедры уверенно владеют навыками работы на ПК. Доля учебных занятий с использованием мультимедийных средств составляет 90 %. Преподаватели кафедры грамотно и эффективно применяют в учебном процессе информационно-коммуникационные технологии (использование на занятиях ресурсов Интернет, демонстрация учебного материала и контроль знаний с помо-
щью презентаций, видеофильмов, тестовых заданий и т. д.).
Созданы условия для повышения квалификации преподавателей, организуются стажировки на базе ведущих вузов и научных центров РФ.
Кафедра осуществляет подготовку профессионально-педагогических работников к внедрению ФГОС начального и среднего профессионального образования в учреждениях ПО.
В перспективе планируется продолжить разработку учебных модулей дополнительных профессиональных образовательных программ для обеспечения дистанционной формы обучения слушателей.
МЕСТО ВСТРЕЧИ ИЗМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ...
О. Г. Ачкасова*, Н. В. Сушенцова, методист библиотеки ГОУ «КРИРПО»
Собраться вместе - это начало. Оставаться вместе - это прогресс. Работать вместе - это успех.
Г. Форд
В 2002 году одним из первых подразделений Кузбасского регионального института развития профессионального образования стала библиотека.С точки зрения истории 10 лет - это даже и не срок, однако в рамках небольшой статьи сложно воссоздать полную картину работы библиотеки, т. к. за эти годы коллективом было реализовано множество планов и проектов, выполнено славных дел, пережито важных событий. Были в истории библиотеки и трудные времена, и периоды расцвета. Сегодня библиотека института располагает фондом около 17 тыс. экземпляров на общую сумму 1,8 млн рублей и выполняет следующие основные задачи:
• информационное обеспечение образовательного процесса института;
• формирование профессиональной компетентности специалистов библиотек учреждений довузовского профессионального образования Кемеровской области.
* О. Г. Ачкасова - зав. библиотекой до сентября 2012 г.
Библиотечно-информационная деятельность института
Стремительную информатизацию библиотечных процессов института определило принятие Стратегии развития информационного общества в РФ: библиотечный каталог ведется полностью в электронном виде без дублирования традиционного карточного каталога в автоматизированной информационно-библиотечной системе ИРБИС. Электронный каталог содержит библиографические базы данных, обеспечивающие профессиональные образовательные программы: «Книги», «Периодические издания и картотека статей», «Дипломные работы по профессиональной переподготовке», «Издания ГОУ «КРИРПО», «Авторефераты». Электронный каталог библиотеки ГОУ «КРИРПО» зарегистрирован в ФГУП НТЦ «Информрегистр», государственный регистрационный № 0321100182. С 2005 года создана web-страничка библиотеки на официальном сайте института (www.krirpo.ru), посредством которой удаленным пользователям библиотеки предоставляется информация о структуре, правилах пользования, информационных ресурсах и услугах библиотеки, также удаленный доступ к электронному каталогу (lib. krirpo.ru).