Научная статья на тему 'Лаборатория мониторинга внедрения гос по: 2007 - 2012'

Лаборатория мониторинга внедрения гос по: 2007 - 2012 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лаборатория мониторинга внедрения гос по: 2007 - 2012»

зали большой творческий потенциал библиотечных специалистов, ведь участие в конкурсе это уже само по себе повышение своего профессионального уровня и импульс для его дальнейшего развития.

Вместо послесловия

За время существования библиотеки сотрудниками были опубликованы в профессиональной периодической печати и материалах научно-практических конференций в Москве, Санкт-Петербурге, Челябинске, Томске, Кемерово и др. более двух десятков публикаций по проблемам библиотечно-информационной деятельности. В 2008 году статья «Библиотека Кузбасского регионального института развития профессионального образования - информационного центра учреждений профессионального образования региона» награждена благодарственным письмом редакцией журнала «Совет ректоров» (Москва).

В 2006 библиотека ГОУ «КРИРПО», став победителем конкурса «Лучшая библиотека учреждения профессионального образования» по уровню «Дополнительное профессиональное образование», получила сертификат на 75 тыс. рублей, которые были реализованы на развитие материально-технической базы библиотеки.

В октябре 2007 года на международной выставке-ярмарке наша библиотека получила диплом за методическое обеспечение автоматизированной библиотечно-информационной системы в номинации «Автоматизированные библиотечные системы», а также свидетельство участника регионального конкурса библиотечных электронных презентаций. В 2009 году - диплом лауреата областного межведомственного конкурса «Княгиня» в номинации «Оригинальная идея» за проект «Кузбасский библиотечный кластер - центр дистанционного внутрифирменного (нефомаль-ного) обучения специалистов библиотек Кемеровской области» по дистанционному обучению библиотекарей (организатор конкурса - ОНБ им. В. Д. Федорова).

Такова «парадная» справка о библиотеке Кузбасского регионального института развития профессионального образования. Как и обычно, много осталось «за кадром»... В заключение остается лишь добавить, что все начинания нашей библиотеки всегда поддерживаются руководством института, и мы не забываем ставшими крылатыми слова Акио Морита, соосновате-ля компании Sony: «Никакая теория, программа или правительственная политика не могут сделать предприятие успешным - это могут сделать только люди».

ЛАБОРАТОРИЯ МОНИТОРИНГА ВНЕДРЕНИЯ ГОС ПО: 2007 - 2012

О. И. Малороссиянова, заведующая лабораторией мониторинга внедрения государственных образовательных стандартов профессионального образования ГОУ «КРИРПО»

Одним из основных направлений деятельности лаборатории мониторинга внедрения ГОС ПО последние несколько лет является создание системы научно-методической поддержки и сопровождения учреждений начального и среднего профессионального образования области при подготовке к реализации образовательных стандартов нового поколения.

Ключевое направление в этой деятельности -повышение квалификации профессионально-педагогических работников. Совместно с Федеральным институтом развития образования в 2010/2011 учебном году проведены курсы по подготовке сертифицированных разработчиков основных профессиональных образовательных программ, экспертов, преподавателей курсов повышения квалификации, разработчиков контрольно-оценочных средств. Сегодня в области 89 специалистов учреждений начального и среднего профессионального образования имеют федеральные сертификаты. Это позволило реализовать комплекс мероприятий: курсы, обучаю-

На фото:

Малороссиянова Ольга Ильинична -зав. лабораторией Ильченко Людмила Ивановна - методист Былкова Ирина Анатольевна - методист Кравченко Тамара Анатольевна - методист Михайлова Людмила Алексеевна - методист

щие семинары, тематические консультации, ве-бинары по подготовке педагогов к разработке комплектов учебно-программной документации, обеспечивающей реализацию новых стандартов.

В ходе проведенных мероприятий отработана модель очно-заочного проведения практико-ориентированных курсов повышения квалификации.

Первый этап - очная сессия - состоит из лекционного материала, раскрывающего принципы разработки, например, образовательной программы учебной дисциплины, федеральных требований к ее структуре и содержанию, возможных ошибок и способов их избежать и практических упражнений в разработке под руководством сертифицированных специалистов с последующим обсуждением возникших вопросов и затруднений слушателей.

Второй этап - выполнение практической работы самостоятельно при консультационной поддержке закрепленного за каждым слушателем сертифицированного преподавателя в дистанционном режиме.

Результатом первых двух этапов становится готовый компонент учебно-программной документации, разработанный слушателем.

Третий этап проводится очно и представляет собой публичную защиту выполненной работы и анализ типичных ошибок.

В целях обеспечения своевременной разработки образовательных программ приказом департамента образования и науки в январе 2011 года были утверждены рабочие группы по разработке примерных ОПОП по наиболее массовым в регионе 11 специальностям СПО (техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования, подземная разработка месторождений полезных ископаемых, строительство и эксплуатация зданий и сооружений, экономика и бухгалтерский учет и др.) и 15 профессиям НПО (автомеханик, сварщик, мастер отделочных строительных работ и др.). Руководителями рабочих групп назначены педагоги, имеющие федеральный сертификат разработчика. Координацией деятельности рабочих групп занимались специалисты нашей лаборатории. В состав каждой рабочей группы вошли специалисты учреждений, осуществляющих подготовку по данной профессии, специальности, представители предприятий -потенциальных работодателей. Наиболее активными разработчиками примерных ОПОП стали: Фомина Надежда Андреевна, преподаватель ГОУ НПО ПЛ № 1, Кравченко Татьяна Александровна, зам. директора по УР ГОУ СПО «Кемеровский педагогический колледж», Будасова Елена Ивановна, зам. директора по УПР ГОУ

НПО ПУ № 14, Лабунская Наталья Леонидовна, зам. директора по УМР ГОУ НПО ПЛ № 70, Пят-кин Александр Алексеевич, зам. директора по УПР ГОУ НПО ПУ № 41.

Результат деятельности рабочих групп: 70 примерных программ учебных дисциплин и 51 программа профессиональных модулей начального профессионального образования, 62 программы учебных дисциплин и 41 программа профессиональных модулей среднего профессионального образования.

В подготовке к переходу на реализацию новых стандартов определенную сложность для многих учреждений представляла корректировка ресурсного обеспечения, особенно учебно-материальной базы.

В целях определения готовности учреждений профессионального образования области, подведомственных департаменту образования и науки, к переходу на реализацию ФГОС с 1 сентября 2011 года во исполнение приказа департамента в феврале 2011 года была проведена инвентаризация имеющихся образовательных ресурсов по каждой профессии и специальности. По предложенной форме учреждения провели самооценку по трем параметрам: информатизация, учебно-материальное оснащение, библиотечный фонд.

Анализ результатов инвентаризации позволил констатировать готовность к реализации новых стандартов не менее чем на 75 % в 2/3 учреждений начального профессионального образования, только в двух учреждениях среднего профессионального образования степень готовности была менее 75 %.

Инвентаризация выявила ряд слабых мест, общих для большинства учреждений. Специалисты лаборатории разработали предложения по подготовке учреждений к переходу на новые стандарты, которые были рассмотрены на ученом совете института и коллегии департамента образования и науки. Большинство предложенных мер было реализовано.

К августовской конференции 2011 года подготовлен специальный выпуск журнала «Образование. Карьера. Общество». В нем представлено видение проблем и способов их разрешения при переходе к реализации новых стандартов Федерального института развития образования, администрации области, работодателей, руководителей и педагогов учреждений профессионального образования, финалистов областного конкурса «Преподаватель года - 2011».

С 1 сентября 2011 года все учреждения профессионального образования области начали обучение поступивших на первый курс по новым стандартам, а работа специалистов лаборато-

рии по научно-методическому сопровождению реализации ФГОС продолжается.

С целью организации и проведения компетентной государственно-общественной экспертной оценки разработанных примерных ОПОП в области создан экспертный совет, который обеспечивает согласованность действий при внедрении новых стандартов департамента образования и науки, Государственной службы по надзору и контролю в сфере образования области, института, учреждений профессионального образования.

Учреждения профессионального образования на добровольной основе могут представить в экспертный совет основные ОПОП, разработанные в учреждении.

Важным направлением деятельности лаборатории является научно-методическое руководство базовыми учреждениями профессионального образования. В 2008-2011 годах в статусе базового работали семь учреждений начального профессионального образования и шесть учреждений среднего профессионального образования по направлениям: формирование социально-профессиональной адаптации обучающихся, информационные технологии как средство повышения качества подготовки выпускников, научно-исследовательская и инновационная деятельность, здоровьесберегающие технологии воспитательно-образовательного процесса и др.

Основной формой представления успешной образовательной практики по актуальным направлениям модернизации профессионального образования и опыта инновационной деятельности стали тематические консультации в базовых образовательных учреждениях, в которых приняло участие за отчетный период более 3000 педагогов. Базовыми учреждениями профессионального образования разработаны учебные пособия и учебно-методические материалы по теоретическому и производственному обучению, профессиональные образовательные программы, рабочие тетради, практические пособия для самостоятельной работы, элективные курсы, электронные учебно-методические комплексы по предметам. Все разработанные материалы представлены на проведенных мероприятиях.

Мы благодарны за плодотворное сотрудничество коллективам ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 21», ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 49», ГОУ СПО «Кузнецкий индустриальный техникум».

В 2011 году подведены итоги деятельности базовых учреждений профессионального образования за 2008-2011 годы и разработана концепция их деятельности на 2011-2014 годы. В условиях перехода на реализацию ФГОС базо-

вые учреждения профессионального образования определены по наиболее массовым и значительным для региона направлениям подготовки. Базовые учреждения профессионального образования решают следующие задачи: разработка и апробация учебно-методических комплексов дисциплин и профессиональных модулей по профессиям и специальностям закрепленного направления подготовки; опытно-экспериментальная деятельность по актуальным проблемам подготовки кадров для экономики региона по закрепленному направлению; обобщение и распространение педагогического опыта, обеспечивающего формирование профессиональных и общих компетенций обучающихся; освоение современных производственных технологий, используемых организациями соответствующего профиля; повышение квалификации педагогических работников учреждений профессионального образования соответствующего профиля.

Деятельность базовых учреждений профессионального образования основывается на принципах концентрации образовательных ресурсов в целях их наиболее эффективного использования; сетевой организации взаимодействия учреждений профессионального образования.

Приказом департамента образования и науки № 1152 от 08.06.2011 статус базового сроком на три года присвоен 11 учреждениям.

За 2011/2012 учебный год базовые учреждения профессионального образования провели апробацию разработанной специалистами лаборатории методики изучения рынка труда в соответствии с требованиями ФГОС, проведен мониторинг учебных, учебно-методических, справочных и других печатных и электронных изданий по закрепленному направлению подготовки, интернет-источников на соответствие требованиям ФГОС и разработан перечень источников, рекомендуемый к использованию при реализации ОПОП по закрепленному направлению, ведется составление примерных заданий для самостоятельной работы обучающихся и определение способов контроля ее выполнения; определение структуры и условий функционирования социокультурной среды учреждения, обеспечивающей формирование общих компетенций; разработка приемов реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании; разработка форм и процедур диагностики сформирова-ности профессиональных и общих компетенций обучающихся; разработка рекомендаций по включению в содержание ОПОП современных производственных технологий, оборудования, сырья и материалов; определение оптимальной структуры управления инновационным УПО.

Активно включились в работу ГОУ СПО «Юр-гинский технологический колледж» (директор Павлючков Геннадий Антонович), ГОУ СПО «Кемеровский горнотехнический техникум» (директор Попов Иван Павлович), ГОУ НПО «Профессиональное училище № 16» (директор Поцелуй-ко Людмила Владимировна). Хотелось бы отметить работников базовых учреждений профессионального образования, обеспечивающих статус, которые очень творчески и ответственно выполняют свои функции: Мешкова Ирина Владимировна, методист ГОУ СПО «Кемеровский горнотехнический техникум», Романова Елена Аркадьевна, зав. отделением ГОУ СПО «Юргин-ский технологический колледж», Тришкина Светлана Александровна, методист ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 10», Сельдимирова Раиса Арсентьевна, зам. директора по УМР ГОУ СПО «Новокузнецкий педколледж № 2», Горо-щенко Светлана Геннадьевна, зам. директора по УПР ГАОУ СПО «Юргинский техникум агротехно-логий и сервиса».

Одной из задач, над решением которой работают специалисты лаборатории, является изучение фактического состояния системы профессионального образования региона. Лаборатория осуществляет мониторинг реализуемых в учреждениях профессионального образования региона ОПОП и

программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, учебно-методического обеспечения и условий реализации стандартов профессионального образования.

В условиях существующих диспропорций рынков труда и образовательных услуг ежегодно специалисты лаборатории осуществляют сбор информации, ее обработку и анализ, разрабатывают предложения по изменению системы профессионального образования, которые могут обеспечить соответствие структуры, объемов и качества подготовки выпускников потребностям регионального рынка труда.

Мы с оптимизмом смотрим в будущее. Перед учреждениями профессионального образования стоит сложная задача по разработке учебно-методического и дидактического обеспечения реализации ФГОС нового поколения. Главное направление развития лаборатории на следующие несколько лет - консалтинговое сопровождение этого процесса и содействие распространению успешных педагогических практик. В планах организация неформальных творческих групп финалистов конкурса «Преподаватель года», разработчиков и экспертов ОПОП, методических центров в базовых учреждениях профессионального образования по закрепленным направлениям подготовки.

ЦЕНТР ПРОФОРИЕНТАЦИИ И ПОСТИНТЕРНАТНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ: ОПЫТ СТАНОВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

И. А. Килина, канд. психол. наук, начальник ЦПиПС ГОУ «КРИРПО»

Социально-экономические изменения, происходящие в России, привели к образованию свободного рынка труда и профессий, изменениям в сфере занятости населения: рост спроса на высококвалифицированных рабочих, инженерно-технический персонал, специалистов; отмирание одних профессий и появление новых; потребность в сотрудниках многосторонней квалификации, в освоении смежных профессий; способность смены места работы и рода занятий; необходимость в обучении в течение всей жизни (непрерывное образование); возрастание роли профессиональной ориента-

- 36

ции. Объединить задачи современной школы с содержанием профессионального образования и интересами работодателей может профессиональная ориентация, которая сопровождает работника на протяжении всей трудовой карьеры. Для этого необходимо создать комплекс мероприятий, направленных на совершенствование системы профориентации и формирование единого пространства общего и профессионального образования.

Для решения задач, связанных с развитием системы профессиональной ориентации общего, специального (коррекционного), профессионального образования и постинтернатного сопровождения выпускников учреждений интернатного типа (УИТ) в учреждениях начального (НПО) и среднего профессионального образования (СПО), в сентябре 2011 года в качестве структурного подразделения ГОУ «КРИРПО» в ходе реорганизации института путем присоеди-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.