Научная статья на тему 'Электронный читальный зал учреждения профессионального образования - инновационный компонент образовательной и исследовательской деятельности'

Электронный читальный зал учреждения профессионального образования - инновационный компонент образовательной и исследовательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
152
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электронный читальный зал учреждения профессионального образования - инновационный компонент образовательной и исследовательской деятельности»

- организацию конкурсов, лотерей, розыгрышей;

- распространение сувенирной продукции учреждения и т. д.

Проведение рекламной компании образовательным учреждением должно опираться на учет факторов, влияющих на потребителей образовательных услуг.

К этим факторам можно отнести потребительские ориентации и настроения, которые в свою очередь определяются социальной стратификацией, стилем жизни, сложившимися моделями потребления, психологическими установками населения.

В настоящее время в условиях развития рынка образовательных услуг, конкуренции и борьбы за потребителя этих услуг, разрабатываются различные маркетинговые стратегии управления профессиональным образованием, различные управленческие подходы. Однако каждая из

ДОВАТЕЛЬСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА -

этих стратегий в конечном итоге должна быть направлена на получение не только экономической эффективности, но прежде всего должна решить задачи педагогического характера, создавая оптимальные условия для развития личности обучающихся.

Литература

1. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Прогресс, 1992. -С. 47.

2. Фомин В.Н. Квалиметрия. Управление качеством. Сертификация. - М.: ТАНДЕМ, ЭКМОС, 2000. - С. 213.

3. Глазунов А. Т., Зиновьева И. В. Образовательный маркетинг в НПО: проблемы, опыт, перспективы. - М.: ИРПО МО РФ, 2000. - С. 3.

4. Андреев С. Н., Мельниченко Л. Н. Основы некоммерческого маркетинга. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - С. 14.

5. Ламбен Ж. Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива, пер. с франц. - СПб: Наука, 1996.

ЭЛЕКТРОННЫЙ ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ УЧРЕЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

О. Г. Ачкасова, заведующая библиотекой ГОУ «КРИРПО», г. Кемерово Н. В. Сушенцова, методист

Настоящая статья является продолжением цикла статей по информа-ционно-библиотеч-ной деятельности при переходе учреждений довузовского профессионального образования на ФГОС нового поколения, начало которому было положено в предыдущем номере журнала.

Умение осуществлять поиск и использовать информацию, необходимую для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного саморазвития, использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности - это часть требований к конкурентоспособному выпускнику в условиях реализации ФГОС нового поколения в учреждениях довузовского профессионального образования. Форми-

рование этих компетенций не возможно без участия библиотеки, при этом важно наличие в библиотеке учреждения профессионального образования читального зала, обеспечивающего доступ к ресурсам удаленного доступа и сети Интернет. Анализ профессиональных источников периодических изданий, сети Интернет, ГОСТов системы информационно-библиотечной и издательской деятельности позволил выявить, что однозначной общепринятой формулировки не существует и подобные читальные залы принято называть электронными читальными залами.

Электронный читальный зал (ЭЧЗ) - структурное подразделение библиотеки, обеспечивающее пользователю доступ к информационным ресурсам на электронных носителях, базам дан-

ИННОВАЦИОННАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

ных, электронным мультимедийным энциклопедиям, удаленным информационным ресурсам в сети Интернет.

ЭЧЗ осуществляет информационно-библиографическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса УПО на основе современных ИКТ и обеспечивает пользователям доступ к открытым ресурсам Интернет, лицензионным сетевым ресурсам удаленного доступа, приобретаемым библиотекой ОУ, электронному каталогу и другим ресурсам библиотеки, к электронным документам из фонда библиотеки с целью удовлетворения информационных потребностей пользователей.

Нами выделяются следующие основные мероприятия по разработке информационно-библиотечного обеспечения профессии/специальности в условиях ЭЧЗ: определение списков основных и дополнительных учебных изданий по каждой профессии/специальности исходя из перечня учебных изданий, рекомендованных ФИ-РО (списки учебных изданий на 2012/2013 учебный год расположены на сайте ГОУ «КРИРПО», в разделе «Библиотека»); разработка on-line путеводителей по ресурсам электронных библиотек учебных изданий «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (ФГУП «Информика») и Федерального центра информационно-образовательных ресурсов Минобрнауки РФ, также сети Интернет.

Данные материалы должны быть в открытом доступе с каждого рабочего места ЭЧЗ для обучающихся и профессионально-педагогических работников учреждения ПО. С готовыми on-line путеводителями можно познакомиться в сети Интернет [1-5].

ЭЧЗ предоставляет следующие информационные услуги:

- пользование компьютерной техникой и программным обеспечением для получения доступа к информационным ресурсам библиотеки ОУ и сети Интернет в течение установленного времени работы ЭЧЗ;

- информирование о составе информационных ресурсов, входящих в фонд библиотеки, например, посредством электронного каталога;

- помощь в работе с электронными каталогами библиотеки;

- консультирование пользователей по работе с базами данных (например, правовыми базами КонсультантПлюс/Гарант) и электронными носителями;

- выдача компакт-дисков для работы в ЭЧЗ;

- выполнение запросов с использованием ресурсов Интернет;

- индивидуальное и групповое консультирование по основам и методике информационного поиска в Интернете по тематическим запросам;

- предоставление машинного времени для работы с электронными носителями;

- сохранение информации на электронные носители информации (CD, DVD, Flash);

- информирование о режиме работы ЭЧЗ, намечаемых мероприятиях открытого доступа и т. д.;

- сканировать и распечатывать тексты, иллюстрации, не являющиеся объектами авторского права и т. д.

ЭЧЗ может располагать следующими информационными ресурсами:

- электронный каталог (ЭК) - машиночитаемый библиотечный каталог, работающий в реальном режиме времени и предоставленный в распоряжение читателей [6];

- электронные библиотеки - библиотеки машиночитаемых носителей информации, функционирующих в электронной среде [7];

- библиографические и справочные базы данных;

- полнотекстовые базы данных;

- коллекции мультимедийных учебных, обучающих, справочных программ на оптических носителях (CD- и DVD-ROM);

- справочно-поисковые системы Консультант Плюс/Гарант и др.;

- виртуальные книжные выставки - публичная демонстрация в сети Интернет с помощью средств веб-технологий виртуальных образов специально подобранных и систематизированных произведений печати и других носителей информации, а также общедоступных электронных ресурсов, рекомендуемых удаленным пользователям библиотеки для обозрения, ознакомления и использования [8];

- электронные библиографические пособия, имеющее признаки гипертекстового документа (например, оглавление и гиперссылки, средства навигации по страницам) [9];

- on-line путеводитель по ресурсам удаленного доступа, структурированный по отраслям знаний, типам и видам документов, включающего электронные адреса ЭК, справочно-поиско-вых систем библиотек страны, полнотекстовых БД с бесплатным доступом.

При создании электронного фонда необходимо приобретать лишь лицензионную продукцию. В этой связи основным источником комплектования могут быть официальные дилеры и дистрибьюторы издателей электронной продукции. Необходимо помнить, что библиотека не имеет права выдавать диски на дом (Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах"), можно толь-

ко предлагать воспользоваться ими в часы работы читального зала, если только сама библиотека не является автором этих произведений [10].

Сотрудники ЭЧЗ обязаны обеспечивать: реализацию прав пользователей, установленных Правилами пользования ЭЧЗ; качество и культуру обслуживания пользователей; своевременное информирование пользователей о Правилах пользования ЭЧЗ и электронными документами, о видах услуг ЭЧЗ, об изменениях в режиме работы, о форс-мажорных обстоятельствах, об изменениях в Правилах и в других документах, регламентирующих обслуживание пользователей в ЭЧЗ.

Как правило, ЭЧЗ имеет в своем составе: автоматизированные рабочие места для пользователей с доступом к электронным базам данных и ресурсам сети Интернет; консультационный пункт для оказания консультаций по вопросам адресного, тематического, фактографического и иных видов поиска информации.

Доступ к ресурсам ЭЧЗ библиотеки УПО осуществляет через локально-вычислительную сеть ОУ или свободный доступ через сеть Интернет. Доступ к ресурсам, находящимся в локальной сети библиотеки ОУ и электронным некоммерческим ресурсам Интернет организуется с автоматизированных рабочих мест ЭЧЗ в часы работы библиотеки.

Основные задачи ЭЧЗ:

- обеспечение пользователям библиотеки доступа к ресурсам Интернет, фонду компакт-дисков, базам данных и другим электронным ресурсам библиотеки с целью удовлетворения информационных потребностей;

- формирование и развитие электронного фонда библиотеки: библиографических баз данных, обучающих программ, электронных книг, электронных словарей, справочников, энциклопедий и других документов на машиночитаемых носителях в соответствии с профилем ОУ и информационными потребностями пользователей библиотеки;

- оперативное и полное обслуживание пользователей библиотеки электронными документами;

- обеспечение качества и оперативности библиотечных услуг на основе автоматизации библиотечных процессов;

- развитие компьютерной грамотности пользователей через доступ к электронным ресурсам и ресурсам сети Интернет.

Функции ЭЧЗ:

- обслуживание пользователей посредством организации как локального, так и удаленного доступа к электронным ресурсам;

ДОВАТЕЛЬСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА -

- формирование базы данных информационных ресурсов в соответствии с учебными планами и программами по профессии/специальности и информационными потребностями пользователей;

- осуществление информационно-библиографическое обслуживания;

- выполнение справок (адресных, тематических, фактографических и пр.);

- консультирование пользователей по вопросам поиска информации, работы с информационными системами и электронными базами данных;

- обеспечение сохранности информационных ресурсов, систематической проверки интернет-ссылок ресурсов на их соответствие;

- изучение степени удовлетворения запросов пользователей с целью приведения в соответствие информационных потребностей пользователей и состава информационных электронных ресурсов;

- анализ эффективности использования справочного аппарата ЭЧЗ;

- внедрение передовых информационных технологий по вопросам информационно-библиографического обслуживания пользователей электронными ресурсами.

Пользователи ЭЧЗ имеют право:

- получать полную информацию о составе фонда библиотеки через электронный каталог и другие формы библиотечного информирования;

- получать консультативную помощь при работе с информационными ресурсами ЭЧЗ;

- бесплатного доступа к ресурсам ЭЧЗ;

- получать общие рекомендации по информационному поиску в сети Интернет;

- пользоваться электронными некоммерческими ресурсами Интернет;

- работать с текстовыми и графическими редакторами в рамках учебных задач;

- осуществлять поиск библиографической информации по каталогам библиотек России и зарубежных стран, предоставляемых в свободном доступе в Интернете;

- записывать информацию (не охраняемую авторским правом) на CD, флэш-карту или распечатывать;

- производить запись найденной информации на диск и после окончания работы удалять рабочие файлы.

Пользователи ЭЧЗ обязаны:

- соблюдать Правила пользования и установленный режим работы ЭЧЗ;

- ознакомиться с Правилами пользования ЭЧЗ, правилами техники безопасности;

- сохранять свои файлы в специальной папке (папка «Мои документы»);

ИННОВАЦИОННАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

по окончании работы закрывать использованные программы, все документы, применяя стандартные процедуры выхода;

- сообщать сотруднику ЭЧЗ о возникших неполадках и нарушениях в работе компьютера; случае сбоя в работе компьютера по вине пользователя ответственность несет пользователь, работавший за этой машиной последним;

- бережно относиться к имуществу, техническому и программному обеспечению, оборудованию и носителям информации;

- соблюдать технику безопасности при работе в ЭЧЗ.

Обучающиеся учреждений НПО и СПО могут работать в ЭЧЗ согласно нормам СанПиН 2.2.2.542-96 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»: «...в средних специальных учебных заведениях (ПТУ, техникумы и др.) длительность работы на ВДТ или ПЭВМ во время учебных занятий при соблюдении гигиенических требований к условиям и организации рабочих мест должна составлять:

- для учащихся первого курса не более 30 минут в день;

- для учащихся второго и третьего курсов не более 1 часа в день при сдвоенных уроках: 30 минут на первом уроке и 30 минут на втором с интервалом в работе на ВДТ или ПЭВМ не менее 20 минут, включая перемену, объяснение учебного материала, опрос учащихся и т. п.

- для учащихся третьего курса длительность учебных занятий с ВДТ и ПЭВМ допускается увеличить до 3 академических часов с суммарным временем непосредственной работы на ВДТ или ПЭВМ не более 50 % от общего времени учебных занятий» (URL: spinet.ru/kendh/sanpin/ sanpin.php).

Пользователям ЭЧЗ запрещается:

- пользоваться вычислительной техникой без регистрации у сотрудника ЭЧЗ;

- получать и передавать порнографическую информацию, призывы к насилию и разжиганию национальной и расовой вражды в нарушение законов РФ;

- осуществлять несанкционированное копирование электронных ресурсов на свои носители; осуществлять несанкционированный доступ к платным ресурсам Интернет;

- переконфигурировать или переустанавливать программные средства, запускать какие-либо программы с дискет или CD-ROM;

- подключать к компьютеру собственные периферийные устройства;

использовать собственное программное обеспечение на компьютерах библиотеки;

- вносить изменения в настройки компьютера и программного обеспечения библиотеки;

- выключать или перезагружать компьютер, производить какие-либо отключения или переключения питающих кабелей;

- использовать доступ к Интернету для коммерческих (размещения рекламы и т. д.), противозаконных (нарушения авторских прав и пр.) и неэтических (просмотр сайтов эротического содержания, о насилии, разжигании национальной розни и т. п.) целей, а также нанесение ущерба или вреда другим организациям и физическим лицам;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- перекачивать из Интернета аудио- и видеоинформацию, программные продукты, подключаться к сетевым видеоиграм.

Пользователи, нарушившие Правила пользования ЭЧЗ, причинившие ущерб оборудованию, несут административную и материальную ответственность в соответствии с законодательством РФ. В случае нарушения Правил пользования ЭЧЗ сотрудник библиотеки имеет право удалить пользователя из ЭЧЗ и лишить его права пользования услугами ЭЧЗ.

Данный материал может быть использован специалистами библиотек при разработке Положения о библиотеке учреждения ПО и Правил пользования ЭЧЗ.

Литература

1. Ресурсы удаленного доступа [Электронный ресурс] / Казахский университет международных отношений и международных языков им. Абылай хана. - URL : http://www. ablaikhan.kz/ru/about/strukturnoe_podrazdelenie/library/ resources_remote_access.php.

2. Электронные научные ресурсы [Электронный ресурс] / научная библиотека Томского государственного университета.

- URL : http://www.lib.tsu.ru/win/dokument/spravochn/geolog.pdf.

3. Информационные ресурсы Орловской областной публичной библиотеки им. И. А. Бунина [Электронный ресурс] / www.buninlib.orel.ru. - URL : http://www.buninlib.orel.ru/ekoll/ inf_resurs.pdf.

4. Путеводитель по ресурсам интернет в сфере дошкольного образования [Электронный ресурс] / Тарская центральная районная библиотека. - URL : http://ru.calameo.com/ read/000728097f4d793c8853c.

5. Навигатор по интернет ресурсам [Электронный ресурс] / Петрозаводсткий колледж железнодорожного транспорта. - URL : http://pkjt.karelia.ru/page_4472.html.

6. Сборник основных российских стандартов по библио-течно-информационной деятельности / сост. Т. В. Захарчук, О.М. Зусьман. - СПб., 2005. - С. 343.

7. Фокеев В. А. Библиографическая наука и практика. -СПб., 2008. - С. 263.

8. Виртуальная книжная выставка. URL : http://www. openclass.ru/master_class_work_page/57500 (4.10.2011).

9. Панкова Е. Электронное библиографическое пособие: этапы и методика создания // Библиотечное дело. - 2011.

- № 8. - С. 21.

10. Новые информационные технологии. URL : http:// www.iv-obdu.ru/content/view/478/85 (4.10.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.