УДК. 373.2.01.
И. А. Шпаченко
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В СИСТЕМЕ «МУЗЕЙ - ДЕТСКИЙ САД»
В статье определено содержание понятия «общекультурная компетентность», предложены педагогические условия ее формирования у детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики. В разработанной автором экспериментальной программе реализованы педагогические возможности развития общекультурной компетентности детей дошкольного возраста через использование культурно-образовательного потенциала музеев, активных методов обучения в музейно-экскурсионной среде. Предложена экспериментальная программа формирования общекультурной компетентности детей дошкольного возраста в системе «музей - детский сад», предполагающая обращение к культурным ценностям, использование музейных предметов в процессе обучения и развития дошкольников.
Ключевые слова: общекультурная компетентность, компетентностный подход, музейная среда, музейная педагогика, музейно-педагогический процесс.
Радикальные социально-экономические преобразования в российском обществе приводят к смене приоритетов, переосмыслению ценностей образования. Одним из приоритетов, получивших свое отражение в национальном проекте «Образование», является внедрение в практику деятельности образовательных учреждений инновационных образовательных программ в рамках созданных экспериментальных площадок.
Реализация задач модернизации образования связана с включением культурного контекста в образование. Образование детей дошкольного возраста в данном контексте понимается как работа со смыслами, ценностями, системой отношений ребенка, с его эмоционально-волевой и рефлексивной сферами. Процесс дошкольного образования в этой логике представляет собой целенаправленное обеспечение в педагогическом диалоге динамики смыслов и способов бытия ребенка в окружающем мире, актуализирующих его человеческие качества. В связи с этим ведущую роль начинает играть самобытный способ освоения ребенком новых сторон социальной действительности и его самоутверждения в ней. Отличительные черты детской субкультуры отражаются на особенностях образа мира, который формируется в дошкольном возрасте и требует организации сложной педагогической работы по его обогащению и упорядочению.
В этих условиях становится возможным усиление культурообразующей роли образования за счет формирования модели «человека культуры», обладающего общекультурной компетентностью. Именно общекультурная компетентность определяет активную жизненную позицию человека, его способность ориентироваться в различных сферах социальной и профессиональной жизни, гармонизирует внутренний мир и отношения с социумом.
Социокультурное пространство, в котором формируется детская субкультура, традиционно задается и ограничивается рамками образовательного
учреждения и семьи. Первичное восприятие богатства культурного наследия через репродукции, слайды, произведения детской художественной литературы сообщает перцепции ребенка чувственную неполноценность, не формирует целостного образа культуры, так как не предполагает постижения действительности через опыт личного переживания и чувственного соприкосновения с реалиями исторического прошлого. В результате мировоззрение ребенка, его мироощущение и миропонимание отражают малую часть социокультурного опыта и закрепляют в сознании ребенка интерпретацию культуры, присвоенную и адаптированную педагогами к дошкольному возрасту.
Преодолеть ограниченность детской субкультуры возможно при условии расширения социокультурного пространства, включения музейно-экскурсионной среды как части культурного наследия, на основе постижения которого личностью строится широкая панорама картины мира, в учебно-воспитательный процесс. Целенаправленное формирование детской субкультуры отражает смыслы и способы бытия ребенка в окружающем мире, его сопричастность к собственной истории, актуализирует его человеческие качества и призвано быть гарантом полноценного формирования и сохранения целостности развивающейся личности. Особенно эффективно протекает процесс развития личности ребенка, формирования его детской субкультуры при интеграции усилий музея и других социальных институтов (семья, учреждения дошкольного и общего образования, учреждения дополнительного образования (музыкальные, спортивные школы), учреждения культуры (театры, кинотеатры, библиотеки и т.д.). Данные социальные партнеры музея, не являясь музеями по своей сути, являются носителями определенного социокультурного опыта, который можно представить в музей.
Актуальность темы эксперимента обусловлена необходимостью разработки педагогически целе-
сообразных способов и средств целостного, личностного подхода к ребенку дошкольного возраста как к социокультурному феномену и субъекту ценностного освоения мира.
Включение музея в образовательный процесс способствует формированию психологической и нравственной готовности ребенка к жизни в социуме и к происходящим социокультурным преобразованиям. По мнению Б. А. Столярова, музей способствует формированию творческой личности, которая, усвоив текст гуманитарной культуры и искусства, включает его в контекст собственной жизни [4].
Анализ научных работ показал, что в настоящее время нет единых взглядов на природу феномена «общекультурная компетентность» - не дано универсального определения, нет общепризнанной структуры общекультурной компетентности. Практика свидетельствует о том, что несформирован-ность общекультурной компетентности тормозит личностный рост и влияет на эффективность всего образовательного процесса.
В контексте культурологического подхода, рассматривающего образование через призму понятия культуры, общекультурная компетентность определяется как интегративная способность личности, обусловленная опытом освоения культурного пространства, уровнем обученности, воспитанности и развития и ориентированная на использование культурных эталонов как критериев оценки при решении проблем познавательного, мировоззренческого, жизненного, профессионального характера. Музей как символ культуры и как образовательное учреждение играет важную роль в формировании целостной личности, развитии ее общекультурной компетентности.
В настоящее время работа с подростками и студентами выделяется в относительно самостоятельное направление музейной деятельности. Вместе с тем в педагогических исследованиях не получили должного научного обоснования вопросы проектирования содержания, технологий и форм организации музейных занятий для детей дошкольного возраста. Недостаточно исследованы педагогические условия взаимодействия музеев и дошкольных образовательных учреждений, аспекты обеспечения эффективности реализации обучения, воспитания и развития детей в музейно-экскурсионной среде.
На протяжении двух лет, предшествующих эксперименту, педагогами МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития воспитанников № 53» ЗАТО г. Северск активно разрабатывались проблемы интеграции образовательного пространства образовательного учреждения и культурно-образовательного про-
странства ЗАТО г. Северск. К началу экспериментальной работы педагогическим коллективом дошкольного образовательного учреждения были достигнуты значительные результаты в этом направлении: накоплен опыт межпредметной интеграции, освоены инновационные технологии педагогики музейной деятельности, созданы интегративные модели взаимодействия образовательного пространства ДОУ и различных форм городского социокультурного пространства.
Коллективом педагогов МДОУ «Детский сад ОВ № 53» был выполнен определенный объем работы по подготовке к опытно-экспериментальной деятельности:
- проведен анализ потенциала дошкольного образовательного учреждения - его кадровых, методических и материально-технических ресурсов;
- проведено изучение и сопоставление с возможностями ДОУ образовательных запросов детей и родителей;
- намечено взаимодействие школы с другими образовательными учреждениями (социальными партнерами);
- подготовлена нормативная и методическая база;
- проведена информационная работа для всех участников образовательного процесса.
Заявка на осуществление опытно-экспериментальной и инновационной деятельности МДОУ «Детский сад ОВ № 53» ЗАТО г. Северск прошла экспертизу, и учреждению был присвоен статус муниципальной опытно-экспериментальной площадки по теме «Формирование общекультурной компетентности детей дошкольного возраста в системе «Музей - детский сад». Эта экспериментальная площадка включена в опытно-экспериментальное пространство образовательной системы ЗАТО г. Северск.
Здесь создана система научно-методического сопровождения опытно-инновационной и экспериментальной деятельности. Городской методический кабинет Управления образования ЗАТО г. Северск обеспечивает площадку нормативно-правовыми документами, осуществляет повышение квалификации педагогов, осуществляет оценку результатов эксперимента, представляет и распространяет опыт экспериментальной площадки через публикации наиболее значимых достижений, проводит научнопрактические конференции и семинары, консультации, размещает на сайте Управления образования ЗАТО г. Северск полную информацию о проведении эксперимента в образовательных учреждениях.
В идее экспериментальных площадок соединены практическая работа управленцев, проектные идеи ученых, работа педагогического коллектива. Именно это определяет структуру эксперименталь-
ных площадок: управленец - научный руководитель - педагоги.
В ходе реализации проекта предполагалось решить стратегические задачи, стоящие перед ДОУ: достичь нового качества образования, важнейшей составляющей которого является общекультурная компетентность детей дошкольного возраста, добиться системного освоения городского культурного пространства, реализовать в дошкольном образовании воспитание всесторонне развитой гармоничной личности ребенка.
Педагогический состав участников эксперимента - важнейшее звено экспериментальной деятельности, как правило, это творческие люди, стремящиеся к совершенствованию образовательного процесса. Педагогами дошкольного образовательного учреждения и музейными педагогами совместно разработаны перспективные учебные планы по ознакомлению с окружающим и экологическому воспитанию в музейно-экскурсионной среде, а также музейно-педагогическая программа. Кроме того, создана материально-техническая база обучения детей в музейно-экскурсионной среде, соответствующая требованиям учебных программ и условиям эксперимента. В рекреациях дошкольного образовательного учреждения создаются тематические музейные экспозиции для родителей и гостей, творческая лаборатория «Комната открытий» для детей, в группах - мини-музеи («Музей семьи», «Музей игрушки», «Музей сказки», «Музей космоса»); на базе МУ «Музей г. Северска» -экспозиция детских выставочных работ «Музей руками детей», программа занятий Семейного клуба. В экспериметальной деятельности используется комплекс современных технических средств обучения.
В ходе экспериментальной работы по ряду учебных дисциплин планируется создание учебнометодического комплекса (музейно-образовательная программа «Музейные тропинки», методический комплект, включающий в себя сценарии экскурсий, музейных занятий и праздников, сценарии занятий семейного клуба, описание тематических выставок мини-музеев в группах, «Путеводители» и тетради «Уроки музейного творчества» для музейных занятий с дошкольниками).
Проведена большая работа по заключению договоров о сотрудничестве с социальными партнерами (МУ «Музей г. Северска», Северский музыкальный театр оперетты, театр детства и юношества, детская музыкальная школа, музей МОУ СОШ № 81, № 87, № 88, детская городская библиотека, художественная школа, театр-студия «Теремок»).
Целевой аудиторией данного проекта являются воспитанники и педагоги дошкольных образовательных учреждений, сотрудники МУ «Музей
г. Северска», работники высшей школы ТГПУ, отдел по делам молодежи и семьи Администрации ЗАТО г. Северск, население ЗАТО г. Северск, сотрудники учреждений культуры и учреждений дополнительного образования ЗАТО г. Северск.
В целом проект направлен на решение следующих ключевых проблем:
- во-первых, проблема музея - невостребован-ность музейных ресурсов, отсутствие современных форм и технологий работы с детской аудиторией, семьей, другими социальными институтами;
- во-вторых, проблема дошкольных образовательных учреждений - отсутствие музейно-педагогических программ обучения, воспитания и развития дошкольников в системе «музей - детский сад» на основе интеграции базового и дополнительного образования;
- в-третьих, проблема общества - детская субкультура оказывает большое влияние на формирование смыслового восприятия мира, культурных ценностей личности, форм общения и способов деятельности, усваиваемых в детском сообществе. Общественные институты позволяют сделать этот процесс более целенаправленным и эффективным, особенно если создается модель их взаимодействия;
- в-четвертых, проблема города - отсутствие у молодого поколения представления о культурноисторическом наследии города и региона, несфор-мированность городской идентичности.
С какого возраста начинать приобщение детей к музею, культурно-историческим, художественным ценностям? Этот вопрос вызывал немало дискуссий в начале XX в. Разработанные методики включают детей в культурно-образовательную среду с максимально раннего возраста (3-7 лет), что дает мощный воспитательный и творческий эффект, направленный на формирование мировоззрения, мироощущения, миропонимания детей, позволяет более полно раскрыть возможности и склонности детей.
Взаимодействие в ходе опытно-инновационной и экспериментальной работы различных социальных институтов и создание системы социального партнерства с учреждениями культуры, учреждениями дополнительного образования позволяют создать широкое культурно-образовательное пространство, в котором формируется детская субкультура.
На территории Томской области отсутствуют подобные музейно-педагогические программы, направления, формы, методы и технологии в деятельности музея, направленные на работу с детской аудиторией.
Обеспечивая поэтапное и последовательное развитие личности ребенка, музейно-педагогическая программа должна стать основой моделирова-
ния системы взаимодействия музея и системы дошкольного образования. Разработка программы определяется:
- целью создания программы и ее задачами;
- адресом программы (на какую аудиторию рассчитана);
- содержанием программы;
- формами, средствами и методическими приемами, предлагаемыми для реализации программы;
- сроками реализации программы;
- результативностью и оценкой эффективности.
Представленная коллективом педагогов-иннова-
торов музейно-педагогическая программа обладает широким интегративным потенциалом, дает возможность включения в свое содержание регионального компонента, отражающего специфику коллекций музеев, а также объективных и субъективных особенностей их образовательного пространства.
В практике музейной деятельности внемузей-ная составляющая музейно-педагогических программ проектируется с учетом условий воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Единое образовательное пространство представлено в программах в его широком значении:
- собственно музейная среда - пространство около музея, экспозиции музея, непосредственное поле воздействия подлинника, интерактивные и игровые зоны экспозиции, пространство творческой мастерской в музее;
- образовательное пространство детского сада, где происходит интериоризация образа ребенком, -«зона творчества», «музейный уголок» (минимузеи в группах), включающий экспозицию детского творчества, импульс для которого дадут подлинники и арт-объекты, связанные с тематикой музейных занятий.
В музейно-педагогической программе, реализация которой осуществляется через тематические циклы в музеях и на площадках социальных партнеров, особое внимание уделено эстетическим, культурологическим, психологическим и социальным аспектам развития ребенка. Эти циклы включают подготовку к экскурсии, собственно экскурсию и творческую рефлексию детей в пространстве дошкольного образовательного учреждения или музея.
Музейно-педагогическая программа решает комплекс задач:
- создание системы продуктивного взаимодействия музея и дошкольного образования в целях формирования гармонической личности, эстетически развитой, обогащенной социокультурным опытом и знаниями, подготовленной к современ-
ным социально-экономическим условиям жизни, смене концепции и ментальности;
- формирование навыков развитого визуального мышления и межличностного общения, интерпретации и оценки зрительных образов на основе включения детей дошкольного возраста в культурно-образовательное пространство музея;
- формирование исторического сознания, способности ощутить себя в потоке времени (историческая память, память рода, нации; представление о движении времени; осознание изменчивости человеческих идеалов и представлений, понимание особенностей быта и менталитета народов и сословий в разное историческое время; понимание историко-культурного контекста музейных предметов);
- формирование знаний о специфике культурного наследия Сибири, эволюции органического мира Сибирского региона, археологии и этнографии малочисленных народов Сибири;
- воспитание музейной культуры как части общей культуры человека (умение оценивать предметы музейного значения с общественно-исторических позиций, понимание их значения в прошлом и настоящем, бережное отношение к памятникам как к документальным свидетельствам истории; индивидуальная культура поведения, культура внешняя и внутренняя, взаимодействие культур).
Значимым аспектом в ходе подготовки к эксперименту стала разработка различных моделей интеграции в рамках музейных занятий, экскурсий, образовательных путешествий. В процессе их апробации будут выявлены наиболее эффективные формы интеграции, которые получат в ДОУ дальнейшее развитие. Прежде всего это образовательные путешествия, которые позволяют осуществить интеграцию образовательного пространства ДОУ и социокультурного пространства города.
Другой «находкой» стали сложные (комплексные) интегрированные занятия, позволяющие гармонично объединить ресурсы нескольких социальных партнеров (ДОУ, МУ «Музей г. Северска», детская городская библиотека, театр детства и юношества) в ходе исследования единой темы (проблемы). Для изучения выбираются значимые явления, события или памятники культуры, органично соединяющие в себе различные области человеческого знания и вследствие этого позволяющие изучать их с разных точек зрения с привлечением различных методов и способов познания. Множественность форм образовательного знания, их интеграция, диалоговый характер взаимодействия и взаи-мообогащение служат основанием для воссоздания многомерной и многогранной картины мира.
Единство образовательного пространства музея и детского сада предполагает взаимосвязь эстетического восприятия, духовного переживания обра-
за и продуктивной творческой деятельности ребенка в музейной среде и детском саду.
Опытно-инновационная и экспериментальная деятельность предполагает научно обоснованный отбор музейных экспонатов и содержания музейных занятий для включения их в образовательный процесс, разработку программы поэтапного формирования общекультурной компетентности воспитанников детского сада на основе интерактивности, диалога, театрализации, музейных игр, сказки, а также педагогическое взаимодействие музейных сотрудников и педагогов дошкольного образовательного учреждения в проектировании содержания, отборе методов и форм организуемого процесса.
Общение с культурными ценностями переживается как значимое событие для ребенка, чувствующего сопричастность, соучастие в культурной жизни. Соучастие не только через событие, сопереживание, но и через содействие, заключающееся в собственной творческой проектной деятельности, что соответствует коммуникативно-деятельностному компоненту общекультурной компетентности. Еще Я. А. Коменский в «Великой дидактике» подчеркивал, что развитие познавательной самостоятельности обучающегося важно, иначе «... подвижный ум, лишенный серьезной работы, станет причиной своей собственной гибели» [2].
Безусловно, основная задача инновационной и опытно-экспериментальной работы образовательных учреждений - это результат и эффективность эксперимента. Необходимо ответить на вопросы: что приобретает педагогическая общественность района по результатам инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения и что приобретают воспитанники дошкольных образовательных учреждений?
Практическая значимость исследования заключается в разработке музейно-педагогической программы для дошкольников, диагностического пакета по исследованию общекультурной компетентности дошкольников в системе «музей - детский сад», методических рекомендаций по использованию потенциала музея в формировании общекультурной компетентности дошкольников, которые могут быть непосредственно рекомендованы для работы педагогам дошкольных образовательных учреждений.
Безусловно, основой успешно проводимой экспериментальной работы является программа развития образовательного учреждения. Программа развития - это ориентированный на будущее управленческий инструмент, позволяющий объединить стратегические цели и способы (механизмы) их реализации в ДОУ в четко определенные сроки.
Представленная экспериментальная программа доказывает, что МДОУ ОВ № 53 ЗАТО г. Северск не остановится на достигнутых результатах и имеет для этого все возможности:
- наличие стратегии развития - программы развития ДОУ;
- наличие материально-технической базы,
- отлаженный механизм процесса реализации опытно-экспериментальной работы;
- наличие высококвалифицированных педагогических кадров;
- наличие административной команды единомышленников, находящихся в постоянном поиске.
Все это позволит обеспечить удовлетворенность потребителей, т.е. детей, родителей, жителей муниципального округа, удовлетворенность всех участников образовательного процесса, достижение конкретных результатов образовательного и воспитательного процесса, эффективное удовлетворение потребностей общества в целом.
Список литературы
1. Ребенок в музее: Новые векторы детского музейного движения. М.: РИК, 2006.
2. Столяров Б. А. Музей в пространстве культуры и образования. СПб., 2007.
3. Столяров Б. П. Музейная педагогика: история и практика. М.: Высшая школа, 2004.
4. Столяров Б. П. Детский сад и музей: проблемы и перспективы взаимодействия в культурном пространстве. М., 2006.
Шпаченко И. А., кандидат педагогических наук, доцент.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634061.
E-mail: shpachenko@sibmail.com
Материал поступил в редакцию 23.06.2009.
I. A. Shpachenko
FORMATION OF GENERAL CULTURAL COMPETENCE OF PRE-SCHOOL CHILDREN WITHIN A “MUSEUM-KINDERGARTEN” SYSTEM.
The article gives the definition to the concept of general-cultural competence and its structure, pedagogical prerequisites for its formation in pre-school children by means of museum pedagogy. The pilot program developed by the author reveals pedagogical potential of developing general-cultural competence in pre-school children by means of using cultural and educational resources of museums, active methods of training in museum-excursion environment. The article suggests a pilot program of forming cultural competence of pre-school children within a “museum-kindergarten” system. It also suggests addressing cultural values and using museum pieces in the process of training and developing of pre-school children.
Key words: general-cultural competence, competent approach, museum environment, museum pedagogy, museum and pedagogical process, museum and pedagogical program.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Tomsk Region, Russia, 634061.
E-mail: shpachenko@sibmail.com