Научная статья на тему 'Экспериментальная технология развития общекультурной компетентности студентов через музейно-педагогический процесс'

Экспериментальная технология развития общекультурной компетентности студентов через музейно-педагогический процесс Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
787
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / МУЗЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Троянская Светлана Леонидовна

В статье определено содержание понятия общекультурной компетентности и ее структура, рекомендуются пути для изыскания ресурсов развития общекультурной компетентности студентов средствами музейной педагогики. В разработанной автором экспериментальной технологии реализованы педагогические возможности развития общекультурной компетентности через использование образовательного потенциала музеев и музейной педагогики, активных методов обучения, музейных предметов и музейной среды, обращения к культурным эталонам. Предложена программа развития общекультурной компетентности, авторская классификация активных методов и форм обучения с использованием средств музейной педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Троянская Светлана Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experimental technology of development of students' general cultural competence through the means of museum pedagogy

The article focuses on the content of the notion of general cultural competence and its structure; it recommends ways of procuring resources for development of students' general cultural competence by the means of museum pedagogy. The author has elaborated an experimental technology aimed at development of general cultural competence through the use of educational potential of museums, active teaching methods, museum's environment and museum exhibits, through studying various cultural models. The article contains the program of developing general cultural competence, the classification of active teaching/ learning forms and methods using the means of museum pedagogy.

Текст научной работы на тему «Экспериментальная технология развития общекультурной компетентности студентов через музейно-педагогический процесс»

УДК 378.011.3:069.12(045)

С.Л. Троянская

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ МУЗЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

В статье определено содержание понятия общекультурной компетентности и ее структура, рекомендуются пути для изыскания ресурсов развития общекультурной компетентности студентов средствами музейной педагогики. В разработанной автором экспериментальной технологии реализованы педагогические возможности развития общекультурной компетентности через использование образовательного потенциала музеев и музейной педагогики, активных методов обучения, музейных предметов и музейной среды, обращения к культурным эталонам. Предложена программа развития общекультурной компетентности, авторская классификация активных методов и форм обучения с использованием средств музейной педагогики. Ключевые слова: компетентностный подход, общекультурная компетентность, музейная педагогика, музейно-педагогический процесс.

Актуальность исследования проблемы развития общекультурной компетентности в процессе образования обусловлена социальным заказом образовательной системы, требующей подготовки творчески мыслящих людей высокого уровня культуры. Смена образовательной парадигмы поставила перед педагогической наукой проблему поиска путей соответствия образовательных технологий фундаментальным основам культуры как базы развития индивида. В настоящее время процесс развития общекультурной компетентности строится, как правило, на знаниецентристских основаниях и преимущественно ориентирован на формирование информационных структур компетентности, что препятствует интеграции теоретических знаний и способов их практической реализации. Имеют место противоречия между декларируемыми ценностями образования, культуры, аксиологическим подходом в педагогике и отсутствием концептуальных положений по освоению культуры как целостной и ценностной системы в процессе подготовки специалиста с высшим образованием, между накопленным в педагогике обширным опытом освоения культурно-образовательного пространства и отсутствием педагогических технологий, обеспечивающих продуктивное использование этого опыта.

Актуальный в настоящее время компетентностный подход в образовании устанавливает новый тип образовательных результатов, не сводимых к комбинации сведений и навыков, а ориентированный на способность и готовность личности к решению разного рода проблем, к деятельности. Эти образовательные результаты, называемые компетентностями, рассматриваются как способности решать сложные реальные задачи в профессиональной и социальной деятельности, а также разрешать проблемы мировоззренческого, коммуникативного, личностного характера. В научной литературе выделяются разные виды компетентностей:

познавательная, интеллектуальная, культурологическая, психологическая, профессиональная, психолого-педагогическая, общекультурная и др.

Общекультурная компетентность в педагогической теории определяется как уровень образованности, достаточный для самообразования, самопознания, самостоятельных и обоснованных суждений о явлениях в различных областях культуры, диалога с представителями других культур. Это термин, относящийся к проблемам передачи культурного опыта, образования и воспитания. В данной работе общекультурная компетентность определяется как интегративная способность личности обучаемого, обусловленная опытом освоения культурного пространства, уровнем обученности, воспитанности и развития, ориентированная на использование культурных эталонов как критериев оценки при решении проблем познавательного, мировоззренческого, жизненного, профессионального характера.

Анализ научно-педагогической литературы и опыта деятельности позволяют предположить, что структура общекультурной компетентности трехкомпонентна. Когнитивный, ценностно-ориентационный и коммуникативно-деятельностный компоненты входят в ее состав. Когнитивный компонент более соответствует такой форме присвоения продуктов культуры как изучение и понимание, ценностно-ориентационный компонент предполагает приобщение к культуре как передачу ценностей через переживание в процессе духовного общения, коммуникативно-деятельностный компонент соответствует операционно-поведенческой направленности и такому способу присвоения культуры как научение и сотворчество. Нами предлагается следующая схема модели общекультурной компетентности (табл. 1).

Таблица 1

Структурно-содержательная модель общекультурной компетентности

Параметры Компоненты

Когнитивный Ценностно-ориентационный Коммуникативно-деятельностный

Направленность познавательная эмоционально-ценностная операционно-поведенческая

Характеристики поле проблем освоенное культурно-образовательное пространство способность к культурной деятельности, общению

Ключевое слово осознание соучастие, сочувствие содействие

Наличие поля значимых проблем, способности к их решению, определяют познавательную направленность когнитивного компонента общекультурной компетентности. Универсальный характер культуры как целостной системы представляет собой синтез онтологических, гносеологических, аксиологических проблем, решение которых обусловливается уровнем общекультурной компетентности. Таким образом, поле проблем составляют:

- ценностные проблемы социальной деятельности;

- ценностные проблемы личностного самопознания, самоопределения и саморазвития;

- мировоззренческие проблемы;

- проблемы межличностных отношений;

- проблемы взаимодействия культур.

Наличие круга значимых проблем, способности к их решению задают общие характеристики общекультурной компетентности личности, базовые показатели уровня общей культуры формируются в процессе освоения культурного пространства. Освоенное культурно-образовательное пространство является характеристикой ценностно-ориентационного компонента в структуре общекультурной компетентности. Ценностно-ориентационный компонент обладает эмоционально-ценностной направленностью, поскольку присвоение продуктов культуры предполагает их чувственное восприятие, эмоциональное, ценностное отношение к ним. Таким образом, освоенное культурное пространство в структуре общекультурной компетентности не только характеризует степень ориентации личности в источниках духовной и материальной культуры, но и определяет содержание представлений и ее отношение к эталонам и ценностям, воплощенным в научных, философских идеях, произведениях искусства.

Изучение научно-теоретической литературы позволяет утверждать, что к источникам материальной и духовной культуры, определяющим культурное пространство личности, могут быть отнесены:

- учебные, научные, художественные литературные источники;

- источники создания культурных ценностей - театры;

- источники хранения культурных ценностей - музеи;

- источники распространения культурных ценностей - кинотеатры, концертные залы, лектории;

- аудиовизуальные и мультимедийные источники демонстрации культурных ценностей - телевидение, радио, аудио- и видеозаписи, лазерные СD-диски, среда Internet;

- источники информации о культурных ценностях - газеты, журналы;

- среда общения - члены семьи, друзья, педагоги, знакомые [9].

Оценка освоенного культурного пространства как показателя

общекультурной компетентности включает в себя:

- опыт освоения обучаемыми различных источников культуры;

- изучение студентами ценностных ориентиров в области культуры.

На базе освоенного культурно-образовательного пространства происходит формирование способности к культурной деятельности, общению. В учебно-воспитательном процессе это составляет коммуникативно-деятельностный компонент общекультурной

компетентности обучаемых (см. таблицу 1).

Поскольку мы актуализируем в образовании гуманистическую парадигму, становится очевидным наличие в таблице 1 ключевых слов содействие, соучастие, осознание. Педагог, являясь помощником обучаемых, "содействует" им в процессе их собственного формирования как оформления своего "образа". С другой стороны, студент, "образовываясь", приобщаясь к культуре, осознает ее, соучаствует в ней, содействует своему полноценному включению в социально-культурную деятельность. Происходит становление его общекультурной компетентности.

Опыт практической деятельности позволяет утверждать, что малоиспользуемым средством активизации познавательных способностей, формирования эмоционально-ценностных отношений в вузовском образовательном процессе, развитии общекультурной компетентности является музей - источник хранения культурных ценностей и опыта человечества.

При анализе существующих путей и средств развития общекультурной компетентности мы исходим из возможностей повышения уровня культуры личности в образовательном заведении и за его пределами, т. к. культурно-образовательное пространство студентов не ограничивается учебным процессом в вузе. Проблема расширения культурно-образовательного пространства разрешается за счет использования разных источников культуры и различных видов образования. В их числе - использование музея в образовательном процессе как хранилища культурных эталонов, припомним, что в данном нами определении общекультурной компетентности подчеркивается ее ориентация на использование культурных эталонов как критериев оценки. В настоящее время исключительную актуальность приобретает проблема отбора и анализа информации. Присутствие в обществе наряду с объективной информацией огромного количества информации вторичной или третичной переработки, не только изначально не создает научную основу получения дальнейших знаний, но способствует формированию ложных ценностных ориентаций. В этих условиях институтом, который с наибольшей успешностью может справиться с возникшей проблемой является музей, так как его социально-культурная деятельность опирается на первичную, подлинно объективную, исходную историческую и культурную информацию, т. е. аппелирует к культурным эталонам.

Музей как символ культуры и как образовательное учреждение играет важную роль в воспитании молодых людей. Имея своей целью сохранение и трансляцию материальных свидетельств опыта творческой деятельности, культурных эталонов, музей, создав уникальное художественно-временное пространство, "погружает" воспитуемого в культуру прошлого, связывая ее с

ценностями текущего времени, вовлекая в диалог с ними. В этом пространстве можно не только испытать эмоциональный подъем, но и, прикоснувшись к минувшим эпохам, почувствовать свое место в культурном потоке, чего не могут дать другие образовательные институты. Развитие общекультурной компетентности реализуется через использование специфических возможностей и образовательного потенциала музеев и музейной педагогики, активных методов обучения, музейных предметов и музейной среды, образного языка экспозиции и произведений искусства, обращения к культурным эталонам.

"Всякий человек носит в себе музей,... ибо хранение - закон коренной, предшествовавший человеку, действовавший до него... " (Н. Ф. Федоров) [12]. Известный русский философ считал музеи нравственно-воспитательными учреждениями, активно влияющими на цели и смысл человеческой деятельности, воплощающими в себе собор, хранилище, школу, способствующими формированию духовности и творческих начал. Н. Ф. Федоров указывал, что деятельность музея выражается не только в хранении, но в собирании, восстановлении и исследовании: "таким образом музей становится между учеными, производящими работу исследования, и всеми учебными заведениями; посредством их он собирает всех неученых и все младшее поколение, чтобы ввести их в область исследования, производимого учеными. Иначе сказать, музей есть исследование, производимое младшим поколением под руководством старшего. Он может быть открыт для всех только путем учения: вход в него ведет через учебные заведения, через которые только и может производиться собирание, т. к. воспитание и есть само собирание. И таким образом музей будет действовать душеобразовательно, делая всех и каждого музеообразным"[12]. Это не что иное, как обоснование, с философской точки зрения, необходимости включения музея в образовательный процесс.

Сегодня, когда традиционные пути развития общекультурной компетентности оказываются явно недостаточными в условиях компетентностного подхода в образовании, поиск продуктивных путей расширения культурно-образовательного пространства, альтернативных обучающих технологий, является перспективным направлением в педагогической науке. Использование образовательных возможностей музейной педагогики и музея - хранилища культурных эталонов и опыта человечества, с целью развития общекультурной компетентности представляет идею исследования. Для ее реализации была разработана экспериментальная технология развития общекультурной компетентности студентов средствами музейной педагогики. Экспериментальная педагогическая технология разрабатывалась с опорой на системный подход. Задача конкретизации структурных составляющих авторской технологии решалась через определение:

1) целей обучения - развитие общекультурной компетентности студентов средствами музейной педагогики;

2) дидактических принципов;

3) содержания обучения, определяемого программой курса (см. табл.2);

4) методов обучения (см. табл.2, 3);

5) средств обучения (см. табл.2);

6) форм организации обучения (см. табл.2,3);

7) результата деятельности, который должен был актуализироваться через тот или иной уровень общекультурной компетентности.

Таблица 2

Программа развития общекультурной компетентности посредством включения музея в образовательный процесс

Компонен ты Задачи обучения Методы обучения Формы Средства

Когни- 1. Ориентация в Проблемное Групповые формы, Простые визуальные

тивный проблематике освоения обучение. лекции. средства, книги,

культурно- Методы активного Самостоятельная музейные предметы,

образовательного обучения: работа студентов по аудиовизуальные,

пространства. имитационные, освоению культурного компьютерные

2. Расширение наличной неимитационныемуз пространства, средства. Музейно-

базы теоретических ейные, ролевые самообразование. образовательная

знаний и умений в игры. Индивидуально- среда.

различных областях Методы фронтальная работа.

культуры. активизации

3. Изучение особенностей возможностей

гуманистической личности и группы,

образовательной дискуссии.

парадигмы и

компетентностного

подхода в образовании.

Ценност- 1. Развитие способности Методы Коллективно- Визуальные простые,

но-ориен- эмоционально когнитивного групповые формы. сложные,

тацион- воспринимать и ценностно обучения, Экскурсии в музей. компьютерные

ный. присваивать культурное аналитико- Индивидуальная средства.

наследие, в т. ч. при оценочные, учебный самостоятельная Музейно-

посещении музея. диалог. аудиторная и образовательная

2. Развитие интереса к Групповые внеаудиторная работа. среда.

музею как источнику дискуссии. Музейные предметы.

хранения культурных Драматизация,

ценностей. игровые методы:

3. Развитие способностей к имитационные

восприятию образного игры, сюжетно-

языка музейной ролевые игры.

экспозиции.

4. Получение эстетического удовольствия от общения с культурными ценностями, способность сопереживать. 5. Развитие способности выражать отношение к произведениям искусства, оценивать их.

Коммуни 1. Совершенствование Ролевые, Пары сменного Музейные экспозиции

кативно- навыков общения с ситуационные и состава, групповая и Компьютерные и

деятельно культурными ценностями, имитационные самостоятельная мультимедийные,

стный. культуры поведения и игры. работа. визуальные средства.

выражения эмоций. Проблемное Экскурсии в музей,

2. Формирование обучение: анализ и групповая игра "Я -

способностей работать с перенос экскурсовод".

информацией, полученной информации в Разнообразные формы

в музее: оценивать, различные сферы индивидуальной

перерабатывать, практической творческой

использовать в деятельности. деятельности.

практической Методы Самостоятельная

деятельности, для активизации проектировочная

саморазвития. самостоятельной деятельность.

3. Развитие творческой

коммуникативной деятельности,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

компетентности. интерактивное

4. Активизация использование

собственной творческой средств.

деятельности. Метод проектов.

Таблица 3

Авторская классификация активных методов обучения с использованием средств музейной педагогики

Имитационные Неимитационные

Игровые Неигровые

Игровое Реальное проектирование, в Проблемная

проектирование, в т. ч. т. ч. с использованием лекция

музейной экспозиции музейной информации

Музейные игры Разновидности конкретных Дискуссия, в т. ч.

ситуаций: проблема, оценка, на музейной

иллюстрации, перенос экспозиции

Игровые ситуации, Погружение в эпоху, Выездное занятие

экскурсии, в т. ч. использование в с экскурсией

виртуальные педагогическом процессе

Имитационный тренинг музейных предметов, Практика без

с использованием музейно-образовательной выполнения

музейных предметов среды должностной роли

Упражнения с Творческая

интерактивными деятельность в

экспонатами музее и вне его, например, изобразительная

Разыгрывание ролей Арттерапия

музейного педагога

Практика с Курсовая работа,

выполнением проектирование.

должностной роли

музейного педагога.

Остановимся на характеристике названных этапов работы.

1. Анализ целей обучения. В качестве цели названо развитие общекультурной компетентности студентов средствами музейной педагогики.

2. Содержание обучения, определялось учебным планом и разработанной программой.

Программа развития общекультурной компетентности (см. табл.2) базировалась на следующих педагогических принципах: проблемности, культурологической ориентации, диалогичности, коммуникативной направленности, событийности, ценностной ориентации, активности, креативности. Принципы обучения, по определению В. И. Загвязинского, -это инструментальное, данное в категориях деятельности, выражение педагогической концепции [4]. Они дополняют общепризнанные классические принципы обучения, служат ориентиром для конструирования практической деятельности в конкретных условиях и отражают параметры

общекультурной компетентности. Так, принцип проблемности вытекает из принятого нами понимания образования как специально организованного процесса развития у обучаемых способности самостоятельного решения проблем, имеющих социальное и личностное значение, в различных сферах деятельности на основе освоения культуры общества. Способность самостоятельного решения вышеуказанных проблем отвечает также требованиям компетентностного подхода в образовании. Кроме того, поле проблем является одной из характеристик общекультурной компетентности.

Принцип культурологической направленности соответствует глобальной цели современного образования - воспитание Человека культуры. Мы вслед за Е. В. Бондаревской считаем, что образовать человека - значит помочь стать ему субъектом культуры [2].

Принцип ценностной ориентации предполагает аксиологизацию образования - внедрение теории ценности в образовательный процесс, аксиологическая трактовка всех явлений для обеспечения восхождения личности к более высокой цели, смыслу культуры. Реализация ценностного взаимодействия осуществлялась в триаде: педагог - обучаемый - музейные предметы. Эффективная музейная коммуникация предполагает организацию диалогического взаимодействия (принцип диалогичности) в вышеуказанной триаде. Результативность диалога зависит от многих факторов, в том числе и от готовности к нему, например понимания языка художественной экспозиции, применения активных методов обучения и т. д. Так, при организации экскурсии в музее, монолог вообще был сведен к минимуму, постоянно прерывался обращением к обучаемым, будил их мысль, учил самостоятельно находить ответ. Нами разработан и опробован на практике алгоритм проведения экскурсии:

• организационный момент, знакомство;

• завязка экскурсионного сюжета, как правило, аналогична способам создания проблемной ситуации. В ее задачи входит заинтересовать, выявить противоречия, создать ситуацию мыслительного затруднения, атмосферу тайны, загадки;

• разворачивание экскурсионного сюжета. Использование музейных игр, самостоятельного поиска, дискуссий и других методов активного взаимодействия. Кульминационный момент сюжета;

• развязка сюжета. Групповое обсуждение экскурсии, возникших чувств, переживаний, мыслей. Совместная дискуссия, актуализация усвоенной информации, поиск личностных смыслов;

• организация творческой деятельности на экспозиции.

В ходе такой экскурсии реализовывались принципы диалогичности, активности, креативности и коммуникативной компетентности.

Принцип событийности взаимосвязан с вышеуказанными и заключается, по нашему мнению в том, что момент общения с культурными ценностями переживается как значимое событие для студента, чувствующего сопричастность, соучастие в культурной

жизни. Со-участие не только через со-бытие, со-переживание, но и через со-действие, заключающееся в собственной творческой, художественной, проектной деятельности. Все выделенные нами дидактические принципы взаимосвязаны, равнозначны, носят комплексный, системный характер, т. к. реализация одного из них в оторванности от других невозможна, ибо проистекают они из определенной нами сущности общекультурной компетентности.

В результате анализа дидактической задачи были определены адекватные ей методы, формы и средства обучения. Выбор методов, форм, средств экспериментального обучения был обусловлен его задачами: табл.2.

Логика исследования потребовала от автора создания собственной авторской классификации методов обучения с учетом сформулированных выше задач: табл.3.

Кратко прокомментируем содержание таблицы 3. По признаку воссоздания (имитации) контекста деятельности, все технологии активного обучения делятся нами на имитационные и неимитационные. Неимитационные технологии не предполагают построения модели изучаемого явления, процесса или деятельности. Активизация достигается здесь за счет отбора проблемного содержания обучения, использования особым образом организованной процедуры ведения занятия, например, с использованием музейной экскурсии или инициирования изобразительной деятельности после посещения музея. Применяемые нами технологии активного обучения создают возможности не только передавать определенную информацию, но и создавать предпосылки для развития всех структурных компонентов общекультурной компетентности. В соответствии с выбранными методами обучения мы определились со средствами как неотъемлемым компонентом технологии обучения, информационно-предметном обеспечении педагогического процесса. В учебном процессе использовались все традиционные средства обучения, однако, необходимо акцентировать внимание на таком простом визуальном средстве, как правило, не используемом в традиционных педагогических технологиях - это музейный предмет. Мы, вслед за Б. А. Столяровым, считаем, что музейный предмет - это произведение искусства (экспонат), который являясь основой музейно-педагогического процесса, будучи материально-идеальной целостностью, наделенной сложной совокупностью неисчерпаемых смыслов, может рассматриваться как объект и особого рода субъект педагогического процесса [11]. Включение музейного предмета в педагогический процесс позволило шире использовать активные методы образования и воспитания. Музейному предмету и взаимодействию с ним отводилась значительная роль, особенно в процессе развития ценностно-ориентационного компонента общекультурной компетентности. Он как бы "одушевлялся", вовлекался в диалог, использовался прием "персонификации". Использование музейного предмета в образовательном процессе, кроме того, позволяло увидеть в предметах окружающей

действительности широкий историко-культурный аспект, способствуя развитию когнитивного компонента общекультурной компетентности, развивало способность к выявлению вещей музейного значения [6].

К средствам педагогического взаимодействия относится и специально организованная предметно-пространственная среда - музейная экспозиция, поскольку оказывает значительное воздействие на личность и активно "участвует" в образовательном процессе. Вслед за А. М. Разгоном, мы определяем музейную экспозицию как специфическую предметно-пространственную среду, создающую оптимальные условия для демонстрации предметов искусства и производящую эстетическое воздействие на посетителя [8]. Музейная среда обладает специфической образовательной ценностью, является активным средством образования и воспитания, наделена эстетической аурой, художественным содержанием, а значит - могучим духовным потенциалом. Отсюда ее гармонизирующее воздействие на формирующуюся личность [1,7]. Студенты обучались овладевать навыками восприятия особого образного языка музейной экспозиции. К критериям понимания языка художественной экспозиции мы отнесли:

• эмоциональную реакцию,

• выявление главной идеи экспозиции,

• эстетическое удовольствие,

• выявление возможностей использования экспозиции в образовательных и воспитательных целях.

Педагогически целесообразное использование музейной среды способствует погружению в определенную эпоху, проживанию исторических ситуаций, актуализации ассоциативных связей, со-бытию и со-участию, сопричастности культурному потоку. Особенно эффективным оказалось многосенсорное воздействие, когда визуальное восприятие подкреплялось рассказом экскурсовода, музыкальным сопровождением, тактильными и обонятельными ощущениями, применением интерактивных экспонатов.

Далее остановимся на характеристике приемов моделирования искусственной музейной среды и использования предметов как музейных в учебных аудиториях. Разработан алгоритм моделирования студентами искусственной музейной среды:

• проектирование среды, выбор предметов;

• размещение в аудитории, предъявление группе;

• работа с группой: выявление историко-культурного контекста принесенных предметов, их интерактивности, возможности использования в образовательном и воспитательном процессе;

• осмысление ценности предмета, его личностного значения;

• определения возможностей его использования в практической деятельности, неординарных возможностей его применения.

В ходе экспериментального обучения на занятиях использовались как простые бытовые вещи, например, часы, очки, так и репродукции художественных произведений. При такого рода моделировании музейной

Таблица 4

Схема реализации форм обучения в образовательном процессе развития общекультурной компетентности студентов

Формы организации работы студентов Формы обучения

Аудиторная 1. Лекционные и практические занятия по курсам введения в специальность, циклу психолого-педагогических и гуманитарных дисциплин. Коллективно-групповые формы. 2. Лекционные и практические занятия в рамках спецкурсов "Музейная педагогика", "Педагогические коммуникации" и др. Групповые, индивидуальные формы. 3.Групповые и индивидуальные занятия в интернет-классах. 4. Консультации, зачеты, экзамены.

Внеаудиторная 1. Занятия на выставках, музейных экспозициях, включая экскурсии и их проведение студентами. Групповые и индивидуальные формы. 2. Педагогическая, музейная и другие виды практик. 3.Учебная и внеучебная коммуникативная деятельность, в том числе на выставках, в музейных комплексах, туристических поездках.

Самостоятельная 1. Проектирование и творческая деятельность, например, при моделировании искусственной музейной среды и на музейных экскурсиях. 2. Индивидуальный опыт освоения культурно-образовательного пространства, различных источников культурных ценностей, музеев, в том числе, виртуальных. 3. Курсовое проектирование, в том числе, опыт использования культурных эталонов в проектной деятельности. 4. Опыт публичных выступлений на конференциях, при проведении экскурсии, защите проектов.

среды учитывались все структурные компоненты развития общекультурной компетентности. Когнитивный компонент, который актуализировался через расширение теоретических знаний в области культуры; ценностно-ориентационный через осмысление ценности предмета или его эмоционального восприятия; коммуникативно-деятельностный - через использование, например, цветового решения живописного полотна для разработки своего творческого рекламного проспекта.

Экспериментальное обучение проходило на основе:

- игрового моделирования - учебно-игровая деятельность: музейные игры, игры - погружения, поиски;

- учебного исследования - исследовательская деятельность: разработка творческих проектов экспозиций, экскурсий, семинарских занятий студентами;

- дискуссии - коммуникативно-диалоговая деятельность: совместная выработка позиций, поиск общекультурных смыслов.

При этом общей чертой моделей обучения было изменение позиции обучаемого, проживание образовательного процесса в роли активного участника - игры, исследования, дискуссии. Студент ставился в инициативную (субъектную) позицию, педагог занимал позицию партнера -помощника [3,5].

Формы обучения, используемые в ходе реализации экспериментальной технологии представлены в таблицах 2, 4. : табл. 4.

Особого комментария заслуживает внеаудиторная самостоятельная деятельность студентов, направленная на приобретение реального жизненного опыта. Мы, вслед за М. В. Соколовой [10], понимаем под таким опытом приобретаемый личностью в обучении жизненно необходимый, практический, исходящий из понимания и учета реальности опыт в структуре которого представлены в единстве когнитивный, эмоционально-ценностный, деятельностный компоненты. Нам показалось интересным и значимым соответствие структуры общекультурной компетентности структуре реального жизненного опыта. Его можно рассматривать как фонд определенных способов, приемов, связей, качеств личности, обеспечивающих готовность личности к освоению явлений действительности, познанию и преобразованию собственного "Я". Музейная педагогика рассматривается автором как один из факторов формирования социального опыта учащихся.

Музейно-педагогический процесс, по нашему мнению, представляет собой системно организованное и четко направленное развивающееся взаимодействие педагогов и обучаемых, ориентированное на формирование средствами искусства в условиях музейной среды творчески развитой, целостной личности, обладающей общекультурной компетентностью. Выводы.

Таким образом, подводя итоги анализу и характеристике экспериментальной педагогической технологии развития общекультурной компетентности студентов с использованием возможностей музея и средств музейной педагогики, отметим, что проблема развития общекультурной

компетентности - сложный, многоаспектный процесс, и средства музейной педагогики не единственные и исчерпывающие в этом процессе. Однако нам представлялось логичным и культуросообразным использовать уникальные образовательные возможности музея - хранилища культурных эталонов и опыта человечества. Образовательный потенциал музея и музейной педагогики и выявленные возможности их использования для развития общекультурной компетентности студентов позволили разработать экспериментальную технологию и определить ее содержание. Технология ориентирована на развитие определенных нами ранее структурных компонентов общекультурной компетентности средствами музейной педагогики Актуальный сегодня компетентностный подход к оценке образовательных результатов, ориентированный на способность личности к решению разного рода проблем, позволил по-новому взглянуть на общекультурную подготовку студентов. Предложенная в работе технология развития общекультурной компетентности может быть применена преподавателями вузов, школ, социальными и музейными педагогами в процессе осуществления своей профессиональной деятельности, а результаты исследования могут быть использованы при чтении спецкурсов в системе подготовки и переподготовки педагогических кадров для различных педагогических систем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Бартрам Н. Д. Музей игрушки: об игрушках, кукольном театре, начатках труда и знаний и о книге для ребенка. Л. 1928.56с.

2. Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания.// Педагогика, №4, 1995г., с.29-36.

3. Ворожцова И. Б. Культурологическая основа личностно-позиционно-деятельностной модели обучения. Ижевск.: Изд. Дом "Удм. Ун-т. 2000.49с.

4. Загвязинский В. И. О современной трактовке дидактических принципов. //Советская педагогика. №10 М. 1978. С.24-41.

5. Игры - обучение, тренинг, досуг./Под ред. В. В. Петрусинского. М.: Новая школа. 1994. 368с.

6. Каган М. С. Музей в системе культуры.//Вопросы искусствознания. №4. 1994. С.16-31.

7. Кликс Р.Р. "Художественное проектирование экспозиции". М.: Мир, 1978. 84с.

8. Разгон А. М. Музееведение, программа курса. М.:Высшая школа, 1988.16с.

9. Расширение образовательного пространства. //Образовательные программы/Под ред. О. Е. Лебедева СПб.1999.с50-60.

10. Соколова М. В. Музейная педагогика как фактор формирования социального опыта учащихся: Дис....канл. пед.наук.Ярославль, 2000.170с.

11. Столяров Б. А. Теория и практика образовательной деятельности художественного музея. Дисс... доктора пед. наук. СПб.1999г.396с.

12. Федоров Н. Ф. Музей, его смысл и назначение. Сочинения./Общ. Ред. А. В. Гулыга.М.: Мысль. 1982. с 575-606.

Поступила в редакцию

Троянская Светлана Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогической психологии Удмуртского государственного университета, 426024,г. Ижевск, ул. Университетская,1, корпус 6, факс (3412) 760879, E-mail: ppf@uni.udm.ru

S. L. Troyanskaya

Experimental technology of development of students'

general cultural competence through the means of museum pedagogy

The article focuses on the content of the notion of general cultural competence and its structure; it recommends ways of procuring resources for development of students' general cultural competence by the means of museum pedagogy. The author has elaborated an experimental technology aimed at development of general cultural competence through the use of educational potential of museums, active teaching methods, museum's environment and museum exhibits, through studying various cultural models. The article contains the program of developing general cultural competence, the classification of active teaching/ learning forms and methods using the means of museum pedagogy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.