ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Пуйлова М. А., Старушко А. Н. Роль музейных занятий в осуществлении общекультурного направления внеурочной деятельности младших школьников // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15154. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15154.htm. - ISSN 2304-120X.
ART 15154
УДК 37.013.43
Пуйлова Марина Алексеевна,
кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики начального обучения Таганрогского института имени А. П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет», г. Таганрог m puilova@list.ru
Старушко Антонина Николаевна,
учитель МБОУ СОШ № 26, г. Таганрог
Роль музейных занятий в осуществлении общекультурного направления внеурочной деятельности младших школьников
Аннотация. В статье обосновывается эффективность музейных занятий, используемых учителем начальных классов во внеурочной деятельности с целью реализации общекультурного направления развития личности младших школьников в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Ключевые слова: младшие школьники, общекультурное направление, внеурочная деятельность, музейные занятия, развитие личности.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
В последнее время в научных исследованиях все чаще отмечается духовный кризис нашего общества: утрата прежних нравственных ценностей, обретение новых. Вместе с тем характерной чертой нынешнего состояния общества является кризисное состояние большинства областей его жизнедеятельности, распад системы ценностей и нравственных идеалов, усиление бездуховности и социальной дезадаптации. В настоящее время «российскому обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия» [1]. В связи с этим актуальной становится проблема сохранения культуры и нравственности в обществе. Ведущая роль в процессе формирования личности принадлежит начальной школе.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) указывается на необходимость «приобщения обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности» [2].
Процесс реформирования начальной школы связан, прежде всего, с формированием культуры ребенка, становлением его нравственного облика. При этом одной из актуальных задач начальной школы является развитие нравственно-эстетической культуры, позволяющей активно овладевать мировым культурно-историческим наследием. Решение поставленной задачи требует качественно иного подхода к построению педагогического процесса, внедрения новейших педагогических технологий, учитывающих современную социокультурную обстановку.
Связь образования и культуры выражается в «их взаимозависимости и закрепляется в одном из фундаментальных принципов педагогики - принципе культуросообразности. Согласно идеям культуросообразности, истинная культура, формирующая
1
о
Huem
научно-методический электронный >курнал
ISSN 2304-12QX
Пуйлова М. А., Старушко А. Н. Роль музейных занятий в осуществлении общекультурного направления внеурочной деятельности младших школьников // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15154. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15154.htm. - ISSN 2304-120X.
духовную сущность человека, это культура внутренняя, вырастающая из коренных интересов и желаний ее носителя - человека, активного в культурном строительстве как внешнего, так и собственного внутреннего мира» [3].
Все это указывает на важную проблему, которая заключается в поиске и разработке наиболее оптимальных условий, выдвигаемых сложившейся в России социокультурной ситуацией, для успешного формирования основ общей культуры младших школьников средствами музейной педагогики.
Как отмечает в своей статье И. А. Шпаченко, «социокультурное пространство, в котором формируется детская субкультура, традиционно ограничивается рамками образовательного учреждения и семьи. Первоначальное восприятие всего богатства культурного наследия через репродукции картин, произведения детской художественной литературы сообщает перцепции ребенка чувственную неполноценность, не формирует целостного образа культуры, так как не предполагает познания действительности через опыт личного переживания и чувственного соприкосновения с реалиями исторического прошлого. В результате мировоззрение ребенка, его мироощущение и миропонимание отражают лишь малую часть социокультурного опыта и закрепляют в сознании ребенка интерпретацию культуры, присвоенную и адаптированную педагогами» [4].
Общекультурное развитие личности должно базироваться на принципе создания целостного культурно-образовательного пространства и быть сориентировано на комплексное развитие обучаемых, на овладение ими духовным и материальным богатством, которое обеспечит сознательное строительство гармоничной жизненной среды, разумные отношения с природой, обществом, государством.
Цельное культурно-образовательное пространство должно включать в себя следующие компоненты:
1. Общекультурную направленность содержания в образовании. Культуросозидающая направленность содержания образования должна, по возможности, смягчать негативные последствия технической цивилизации, которая односторонне гипертрофирует развитие технико-технологических знаний в ущерб гуманитарному знанию.
2. Важнейшим условием формирования социально и профессионально значимых ценностей является создание культурно-образовательного пространства образовательного учреждения, в границах которого происходит процесс их присвоения.
3. Дополнительное образование в системе общекультурного развития. Целями дополнительного образования становятся общекультурное развитие и компенсация дефицита знаний в различных областях экономики и духовной жизни. В этом проявляется социальная защита специалистов, реальная забота об эффективном включении их в динамично обновляющийся мир производственных отношений.
4. Сфера досуга в системе развития общей культуры. Новая социально-культурная ситуация, новые требования к общекультурному развитию личности предопределяют развитие культуры досуга на основе расширения образовательных и воспитательных функций организующих их структур и учреждений:
- формирование культуры досуга как качества личности, отражающего потребности и умения конструктивно использовать свое свободное время, реализовывать его в активном отдыхе, духовно насыщенном общении;
- организация досуга, который обеспечивает рекреацию и дальнейшее духовное и физическое развитие личности.
Таким образом, воспитание младших школьников на современном этапе должно осуществляться в контексте культуры и в соответствии с общекультурной направлен-
2
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Пуйлова М. А., Старушко А. Н. Роль музейных занятий в осуществлении общекультурного направления внеурочной деятельности младших школьников // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15154. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15154.htm. - ISSN 2304-120X.
ностью воспитания. Важной является необходимость создания культурной среды образовательного учреждения и организации культурного досуга, который будет в состоянии насыщать личность духовным и культурным общением.
Преодолеть указанную ограниченность возможно при условии расширения социокультурного пространства, включения в учебно-воспитательный процесс музейной среды как части культурного наследия России и ее регионов как основы, на которой разворачивается широкая панорама картины мира.
Внеурочная деятельность обладает серьезным потенциалом в осуществлении общекультурного развития младших школьников.
Согласно ФГОС, «внеурочная (внеучебная) деятельность учащихся - это деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения (экскурсии, секции, конференции, диспуты, КВНы, олимпиады, научные исследования, соревнования и т. д.); позволяющая в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего и начального образования [5]. Через организацию внеурочной деятельности, которая трактуется как понятие, объединяющее все виды и формы деятельности обучающихся, направленных на их воспитание и социализацию (духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное, интеллектуальное развитие), также осуществляется саморазвитие и самосовершенствование ребенка» [6].
Приобщение к культуре следует начинать с самого раннего возраста, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира. Несмотря на то что детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания, тем не менее, не все дети в одинаковой степени и с одинаковой частотой имеют возможность посещать музеи и музейные экспозиции в силу различных причин. В связи с этим появляется необходимость включать во внеурочную деятельность занятия о музеях, элементы музейных занятий, экскурсии в музеи и др.
ФГОС НОО большое внимание уделяет общекультурному развитию личности младшего школьника, которое должно осуществляться на основе историко-культурного, этнического и регионального наследия. В связи с этим возникает необходимость включения во внеурочную деятельность музейных занятий, мероприятий, основанных на материале культурно-исторического наследия, занятий с использованием музейного материала и экспозиций, которые смогут передать культурное наследие подрастающему поколению.
В связи с этим музей располагает специальными методами и средствами приобщения человека к культурному наследию с помощью бесценных сокровищ, хранящихся в них, а также окружающего предметного мира, является идеальной формой воплощения традиций «как способа сохранения человеческого измерения реальности» [7].
Задачами педагога, осуществляющего подготовку и проведение музейных занятий, являются:
а) «научить ребенка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей;
б) формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к современной культуре, неразрывно связанной с прошлым;
в) формировать устойчивую потребность взаимодействия с памятниками культуры и музеем;
г) развивать способность к эстетическому созерцанию;
д) формировать толерантность, уважение к другим культурам, их понимание, принятие» [8].
3
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Пуйлова М. А., Старушко А. Н. Роль музейных занятий в осуществлении общекультурного направления внеурочной деятельности младших школьников // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15154. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15154.htm. - ISSN 2304-120X.
Музейное занятие облает большим потенциалом в реализации общекультурной направленности развития личности младшего школьника, а также требует дифференцированного подхода к детям, соблюдения принципа индивидуализации, внимательного отношения к интересам и возможностям каждого ребенка.
Музейные занятия обладают многими значениями и смыслами, дают богатую пищу для размышлений и раздумий. С их помощью происходит погружение ребенка в историческое прошлое родного города, края, страны. Музейные занятия должны органично вписываться в систему проводимых мероприятий, становиться местом осуществления культурно-исторической идентификации, диалога времен, людей и музейных предметов.
Музейные занятия предполагают использование различных педагогических технологий. Особенно эффективны при проведении музейных занятий игровые технологии, технология коллективных творческих дел, технологии проблемного и индивидуального обучения. К нетрадиционным технологиям проведения музейных занятий относятся:
а) «интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях;
б) занятия в форме соревнований, игр, конкурсов, турниров и викторин;
в) занятия на основе нетрадиционной организации и представления образовательного материала (урок мудрости, урок любви, урок мужества);
г) занятия с использованием фантазии (урок-сказка);
д) занятия, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций (урок-суд, дебаты и др.)» [9].
А. В. Караманов указывает, что «при разработке и проведении как культурно-массовых мероприятий, так и просто уроков в рамках музея необходимо учитывать следующие принципы: интерактивность, комплексность, предполагающую включение всех типов восприятия; программность, обеспечивающую усвоение информации и приобретение умений и навыков на основе специально разработанных программ» [10].
В контексте рассмотрения образования через призму понятия культуры общекультурная направленность воспитания, обусловленная опытом освоения культурного пространства, уровнем обученности, воспитанности и развития и ориентированная на использование культурных эталонов как критериев оценки при решении проблем познавательного, мировоззренческого, жизненного, профессионального характера, определяется следующими характеристиками: представления об общей культуре, жизненных ценностях, знание норм поведения и их соблюдение; знание традиций, усвоение правил общественного бытия, опыта и достижений; знание исторического наследия, генеалогических корней, готовность к деятельности (знания о профессиях), творчеству и самосовершенствованию, а также социальная активность.
Нами было проведено исследование по выявлению общей культуры младших школьников. Был разработан ряд диагностических процедур для выявления имеющихся общекультурных навыков у младших школьников 4 «А» и 4 «Б» классов. На первом этапе детям было предложено ответить на ряд таких вопросов:
- Какого человека ты считаешь культурным?
- Какие традиции существуют в твоей семье?
- Ты добросовестно относишься к своим обязанностям по дому и в школе?
- Как ты проводишь свое свободное время?
- Какие исторические места своего города ты знаешь?
- Имена каких известных людей связаны с городом?
- Знаешь ли ты генеалогическое древо своей семьи?
- Из каких источников человек узнает о культуре?
4
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Пуйлова М. А., Старушко А. Н. Роль музейных занятий в осуществлении общекультурного направления внеурочной деятельности младших школьников // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15154. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15154.htm. - ISSN 2304-120X.
Результаты показали, что учащиеся двух классов имеют низкий уровень знаний о традициях семьи и народа, генеалогических корней, исторического наследия города, края, страны. Кроме этого низкие показатели ответов на вопрос анкеты о готовности к творчеству и самосовершенствованию говорят о недостаточной познавательной активности учащихся в плане повышения уровня общей культуры.
Исследуя вопрос об источниках культурного обогащения младших школьников, нам удалось выяснить: наибольшее количество опрошенных школьников указали на то, что существенный объем информации они получают от учителей. Большой процент опрошенных в качестве основного источника информации указали Интернет. Некоторые дети отметили, что получают сведения от родителей. И только немногие учащиеся указали на то, что информацию они получают в музеях и из книг.
Формирующий эксперимент мы проводили в 4 «Б» классе МАОУ гимназия № 2 им. А. П. Чехова. Его цель - организовать внеурочную деятельность таким образом, чтобы дети как можно больше узнали о музее, о культурном наследии своего народа, о традициях своей семьи, о знаменитых людях, их подвигах или достижениях. Для этого нами был разработан цикл музейных занятий по темам, в которых учащиеся показали недостаточную осведомленность. Музейные занятия и занятия о музее были организованы и проведены совместно с сотрудниками музеев: музея гимназии имени А. П. Чехова, Таганрогского государственного литературного историко-архитектурного музея-заповедника, художественного музея.
Был проведен ряд мероприятий в рамках внеурочной деятельности:
- «Что такое музей (музей - «машина времени»)»;
- «Какие бывают музеи»;
- «Я - хранитель истории моей семьи»;
- «В семье таганрогского гимназиста» и др.
На завершающем этапе эксперимента было проведено исследование, целью которого было выявление у учащихся изменений в уровнях сформированности их общей культуры посредством проведения музейных занятий. Ученикам 4 «А» и 4 «Б» классов вновь было предложено ответить на вопросы анкеты. Часть вопросов анкеты нами были видоизменены:
1. Что такое культура?
2. Назови самый достоверный источник сведений о культуре.
3. Назови традиции, соблюдаемые в твоей семье.
4. Расскажи о своих увлечениях в свободное время.
5. В каких хотел бы участвовать? Какое мероприятие ты бы хотел провести?
6. Добросовестно ли ты относишься к своим обязанностям по дому? А в школе?
7. Таганрог - город-музей. Согласен ли ты с этим утверждением? Обоснуй свой ответ.
8. Знаешь ли ты генеалогическое древо своей семьи? Хочешь узнать о нем больше?
9. В чем ты видишь предназначение музея?
Сравнительный анализ результатов анкетирования детей контрольного и экспериментального классов показал, что после проведения формирующего эксперимента в 4 «Б» классе значительно возросли процентные показатели по основным критериям общекультурного развития личности:
- знания о традициях семьи и народа;
- знание генеалогических корней;
- знание исторического наследия города, края, страны;
- готовность к творчеству и самосовершенствованию.
5
о
Huem
научно-методический электронный >курнал
ISSN 2304-12QX
Пуйлова М. А., Старушко А. Н. Роль музейных занятий в осуществлении общекультурного направления внеурочной деятельности младших школьников // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15154. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15154.htm. - ISSN 2304-120X.
Повторный опрос детей по выявлению основных источников информации, которую получают младшие школьники о культуре, показал, что в 4 «Б» классе значительно возрос процент ответов о том, что основные сведения они получают благодаря музейным занятиям и музейным экспозициям.
Проведенный нами эксперимент выявил: участие школьников в музейных занятиях существенно повышает статус музея, вместе с тем ребята учатся понимать произведения искусства. У них формируются конкретные знания в области истории и культуры, воспитывается чувство любви к историческому и культурному прошлому своего края. Разнообразие методов и приемов, которыми располагает музей, создает у младших школьников интерес к музейному предмету, а вместе с тем к историческому прошлому, культуре, что чрезвычайно важно для формирования их нравственности, патриотизма, духовных ценностей и общей культуры.
Мероприятия общекультурной направленности внеурочной деятельности, проводимые в музее, позволяют устанавливать межличностные контакты, активно обмениваться информацией, выявлять творческие способности посетителей, которые выступают не пассивными зрителями, а равноправными участниками занятия. Музейные занятия, используемые учителем во внеурочной деятельности, способствуют эффективной реализации общекультурного направления развития личности младших школьников.
Ссылки на источники
1. Жбанова О. А. Инновационная или традиционная форма обучения // Начальная школа. - 2010. - № 4.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010.
3. Захарова Г. В. Формирование готовности к межкультурной коммуникации у студентов вуза: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. - Н. Новгород, 2009.
4. Шпаченко И. А. Формирование общекультурной компетентности детей дошкольного возраста в системе «музей - детский сад» // Вестник ТГПУ. - 2009. - Вып. 7 (85).
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
6. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2011.
7. Коеркова А. Г. Использование музейной экспозиции во внеурочной деятельности учащихся // Фольклор и художественное творчество народов Севера Камчатки. - Петропавловск-Камчатский, 2010. - URL: www.siberian-studies.org
8. Попова Т. Н. Повышение профессионального мастерства педагогов средствами музейной педагогики // Образовательное пространство музея искусств в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста: монография / под ред. Н. В. Бутенко. - М., 2013.
9. Мозолевский В. И. Пути решения проблем музейной педагогики в современном музее / Беларуси дзяржауны ушверсггэт культуры i мастацтвау. - Мшск, 2012. - URL: www.repository.buk.by
10. Караманов А. В. Организация интерактивной музейной среды: от методов к моделям // Вопросы музеологии. - 2012. - № 2 (6).
Marina Puilova,
Candidate of Pedagogic Sciences, Professor at the chair of Pedagogics of Elementary Education, Anton Chekhov Taganrog State Institute, branch of Rostov State University of Economics, Taganrog m puilova@list.ru Antonina Starushko,
Teacher, MBOU school № 26, Taganrog
The role of museum studies the implementation general cultural trends extracurricular activity primary school children
Abstract. The paper proves the effectiveness of museum classes, which elementary school teacher conducts in extracurricular activities with the purpose of realization of general cultural directions of personal development of primary school children in the framework of implementation of Federal State Educational Standard of primary general education.
Key words: primary school children, cultural direction, extracurricular activities, museum classes, personal development.
6
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Пуйлова М. А., Старушко А. Н. Роль музейных занятий в осуществлении общекультурного направления внеурочной деятельности младших школьников // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15154. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15154.htm. - ISSN 2304-120X.
References
1. Zhbanova, O. A. (2010) “Innovacionnaja ili tradicionnaja forma obuchenija”, Nachal'naja shkola, 2010, № 4 (in Russian).
2. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obshhego obrazovanija / Ministerstvo obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii, Moscow Prosveshhenie (in Russian).
3. Zaharova, G. V. (2009) Formirovanie gotovnostik mezhkul'tumojkommunikacii u studentov vuza: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk, N. Novgorod (in Russian).
4. Shpachenko, I. A. (2009) “Formirovanie obshhekul'turnoj kompetentnosti detej doshkol'nogo vozrasta v sisteme ‘muzej - detskij sad’”, Vestnik TGPU, vyp. 7 (85) (in Russian).
5. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obshhego obrazovanija.
6. Grigor'ev, D. V. (2011) Vneurochnaja dejatel'nost' shkol'nikov. Metodicheskij konstruktor: posobie dlja uchitelja, Prosveshhenie, Moscow (in Russian).
7. Koerkova, A. G. (2010) “Ispol'zovanie muzejnoj jekspozicii vo vneurochnoj dejatel'nosti uchashhihsja”, Fol'klor i hudozhestvennoe tvorchestvo narodov Severa Kamchatki, Petropavlovsk-Kamchatskij. Available at: www.siberian-studies.org (in Russian).
8. Popova, T. N. (2013) “Povyshenie professional'nogo masterstva pedagogov sredstvami muzejnoj peda-gogiki”, in Butenko, N. V. (ed.) Obrazovatel'noe prostranstvo muzeja iskusstv v hudozhestvenno-jestet-icheskom razvitii detej doshkol'nogo vozrasta: monografija, Moscow (in Russian).
9. Mozolevskij, V. I. (2012) Puti reshenija problem muzejnoj pedagogiki v sovremennom muzee / Belaruski dzjarzhayny yniversitjet kul'tury i mastactvay, Minsk. Available at: www.repository.buk.by (in Russian).
10. Karamanov, A. V. (2012) “Organizacija interaktivnoj muzejnoj sredy: ot metodov k modeljam”, Voprosy muzeologii, № 2 (6) (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию 11.05.15 Получена положительная рецензия 12.05.15
Received Received a positive review
Принята к публикации 12.05.15 Опубликована 13,05,15
Accepted for publication Published
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Пуйлова М. А., Старушко А. Н., 2015
www.e-koncept.ru
7