тизации и информационных технологий при решении задач профессиональной деятельности также должны проявляться на разных уровнях регуляции, а их развитие проходить согласно логике формирования профессиональной компетентности.
1. Основы профессиональной культуры / под ред. В.Д. Симоненко. Брянск, 1997. С. 188.
2. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990. С. 105.
3. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1997. С. 31.
4. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемномодульного обучения. М., 1996. С. 6.
5. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М., 2000. С. 62.
6. Педагогика / В.А. Сластенин и др. М., 1998.
7. Никитин Э.М. Условия диктует жизнь // Школа. 1998. № 3. С. 5.
8. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллект. моногр. / под ред.
В. А. Козырева, Н.Ф. Радио но вой. СПб., 2004.
Поступила в редакцию 15.04.2008 г.
Petrova M.S. Influence of the informational technologies on formation of professional pedagogical competence. Professional competence includes key, basic and special competences. Key competences are necessary for any professional activity; they are connected with personal success. Basic competences must reflect the modem interpretation of the main tasks of professional activity, and the key ones show the ways of their decision. Special competences carry out the basic and key ones in regard to the specifics of professional pedagogical activity of a definite specialist. Teacher training for usage of informatization means and informational technologies contributes to formation of all kinds of professional competence.
Key words: professional competence, informational technologies, teacher training.
МУЗЕЙНЫЙ ПРЕДМЕТ КАК СРЕДСТВО АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ВУЗОВСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
С.Л. Троянская
В статье определены педагогические возможности развития общекультурной компетентности студентов через использование образовательного потенциала музеев и музейной педагогики, активных методов обучения, музейных предметов и музейной среды. Разработан алгоритм моделирования студентами искусственной музейной среды. Итоги экспериментального обучения свидетельствуют о позитивной динамике процесса развития общекультурной компетентности студентов университета.
Ключевые слова: общекультурная компетентность, музейный предмет, музейная образовательная среда, методы активного обучения.
Актуальный в настоящее время компетентностный подход в образовании устанавливает новый тип образовательных результатов, не сводимых к комбинации сведений и навыков, а ориентированный на способность личности к решению проблем, к активной жизненной позиции, к деятельности. Сегодня, когда традиционные пути развития общекультурной компетентности оказываются явно недостаточными в условиях компетент-ностного подхода в образовании, поиск продуктивных путей расширения культурнообразовательного пространства, альтернативных методов и средств обучения является перспективным направлением в педагогиче-
ской науке. Использование образовательных возможностей музейной педагогики и музея -хранилища культурного наследия, опыта человечества - с целью развития общекультурной компетентности представляется заслуживающим внимания педагогов и ученых.
Включение музейного предмета в педагогический процесс позволяет шире использовать активные методы образования и воспитания. Применяемые нами технологии активного обучения помогают не только передавать определенную информацию, но и создавать предпосылки для развития общекультурной компетентности студентов. Активизация достигается здесь за счет отбора про-
блемного содержания обучения, использования особым образом организованной процедуры ведения занятия, например, с использованием музейной экскурсии, ситуационных и музейных игр, инициирования творческой деятельности. Экспериментальное обучение проходило на основе:
- игрового моделирования: музейные игры, игры-поиски, ситуационные игры; проектирование с использованием музейной информации;
- учебного исследования - исследовательская деятельность: разработка творческих проектов экспозиций, экскурсий, семинарских занятий студентами;
- дискуссии: коммуникативно-диалого-вая деятельность, совместная выработка позиций, поиск общекультурных смыслов;
- учебной практики с выполнением должностной роли музейного педагога, т. е. разработка и проведение экскурсий для студентов и школьников в факультетском или вузовском музее.
При этом общей чертой моделей обучения было изменение позиции обучаемого, проживание образовательного процесса в роли активного участника игры, исследования, дискуссии. Студент ставился в инициативную (субъектную) позицию, педагог занимал позицию партнера-помощника.
В соответствии с выбранными методами обучения мы определились со средствами как неотъемлемым компонентом технологии обучения, информационно-предметным обеспечением педагогического процесса. В учебном процессе использовались все традиционные средства обучения, однако в аспекте нашего исследования акцентировалось внимание на простом визуальном средстве, как правило не используемом в традиционных педагогических технологиях, - музейном предмете. Мы, вслед за Б.А. Столяровым, считаем, что музейный предмет - это произведение искусства (экспонат), которое, являясь основой музейно-педагогического процесса, будучи материально-идеальной целостностью, наделенной сложной совокупностью неисчерпаемых смыслов, может рассматриваться как объект и особого рода субъект педагогического процесса [1]. Музейному предмету и взаимодействию с ним отводилась значительная роль: он как бы «одушевлялся», вовлекался в диалог, использовался прием
«персонификации». Использование музейного предмета в образовательном процессе, кроме того, позволяло увидеть в предметах окружающей действительности широкий ис-торико-культурный аспект, способствуя развитию общекультурной компетентности.
К средствам педагогического взаимодействия относится и специально организованная предметно-пространственная среда - музейная экспозиция, поскольку оказывает значительное воздействие на личность и активно «участвует» в образовательном процессе. Вслед за А.М. Разгоном мы определяем музейную экспозицию как специфическую предметно-пространственную среду, создающую оптимальные условия для демонстрации предметов искусства и производящую эстетическое воздействие на посетителя [2]. Музейная среда обладает специфической образовательной ценностью, является активным средством образования и воспитания, наделена эстетической аурой, художественным содержанием, а значит - могучим духовным потенциалом. Студенты обучались овладевать навыками восприятия особого образного языка музейной экспозиции. К критериям понимания языка художественной экспозиции мы отнесли:
- эмоциональную реакцию,
- выявление главной идеи экспозиции,
- эстетическое удовольствие,
- выявление возможностей использования экспозиции в образовательных и воспитательных целях.
Педагогически целесообразное использование музейной среды способствует погружению в определенную эпоху, проживанию исторических ситуаций, актуализации ассоциативных связей, сопричастности культурному потоку. Особенно эффективным оказалось многосенсорное воздействие, когда визуальное восприятие подкреплялось рассказом экскурсовода, музыкальным сопровождением, применением интерактивных экспонатов.
В ходе экспериментального обучения на занятиях по педагогике и в рамках спецкурса «Музейная педагогика» применялись приемы моделирования искусственной музейной среды и использования предметов как музейных в учебных аудиториях. Разработан алгоритм моделирования студентами искусственной музейной среды:
- проектирование среды, выбор предметов;
- размещение в аудитории, предъявление группе:
- работа с группой: выявление историко-культурного контекста предметов, возможности использования в образовательном процессе;
- осмысление ценности предмета, его личностного значения;
- определение возможностей его использования в практической деятельности, неординарных возможностей его применения.
В ходе экспериментального обучения на занятиях использовались как простые бытовые вещи, например, часы, очки, так и репродукции художественных произведений. При моделировании музейной среды актуализировалось применение теоретических знаний в области культуры; осмысление ценности предмета, возможности его использования (например, цветового решения живописного полотна для разработки своего творческого рекламного проспекта).
Музейно-педагогический процесс представляет собой системно организованное и четко направленное развивающееся взаимодействие педагогов и обучающихся, ориентированное на формирование в условиях музейной среды творчески развитой, целостной личности, обладающей общекультурной компетентностью. Итоги экспериментального обучения свидетельствуют о позитивной динамике процесса развития общекультурной компетентности, что пред ставлено на рис. 1.
8
ЭГ1 ЭГ2
□до эксперимента □ после эксперимента
Рис. 1. Динамика развития общекультурной компетентности (ОК) студентов экспериментальных групп ЭГ1 и ЭГ2 до и после проведения экспериментального обучения (уровень развития ОК выражен в условных единицах от 0 до 10)
Анализ динамики развития в экспериментальных группах общекультурной компетентности средствами музейной педагогики позволяет утверждать, что экспериментальная технология оказала положительное влияние на развитие ОК студентов, обучающихся на факультетах разной направленности. Обнаруженные изменения релевантно значимы как для гуманитариев, так и естественников. Выявлен статистически значимый прирост по всем структурным составляющим общекультурной компетентности [3].
Таким образом, предложенная автором идея включения музея и элементов музейной педагогики в вузовский образовательный процесс доказала свою продуктивность. Использование образовательных возможностей музейной педагогики и музея - хранилища культурных эталонов и опыта человечества -с целью развития общекультурной компетентности обучающихся представляется перспективным направлением в образовательном процессе и может успешно применяться преподавателями вузов, школ, социальными и музейными педагогами в своей профессиональной деятельности.
Музейное дело - это никак не мертвое архивное дело по сбереганию и хранению коллекций, а совершенно живое, хранящие в себе неиссякаемый запас просветительной энергии и мощный педагогический потенциал. Известный русский философ Н.Ф. Федоров считал музеи нравственно-воспитательными учреждениями, активно влияющими на цели и смысл человеческой деятельности, воплощающими в себе собор, хранилище, школу, способствующими формированию духовности и творческих начал. В системе отечественного высшего образования выделяют разные типы нововведений, существуют и критерии их оценки, как, например, степень новизны по фактору времени. Кроме открывающих, замещающих, отменяющих есть и ретровведения [4]. Это освоение вузом чего-то упраздненного или давно забытого. В настоящее время являются педагогически целесообразными такие ретровведения, состоящие в организации факультетских музеев разного профиля. Включение музеев в вузовский учебный процесс направлено на его совершенствование, гуманизацию и гуманитаризацию.
Обратимся к определению педагогического музея в Российской педагогической энциклопедии: «Музеи педагогические ведут сбор, научное изучение и хранение, в т. ч. в экспозициях, памятников культуры и документов, отражающих историю образования и педагогической деятельности... собирание и систематизацию наглядных учебных пособий, широкую пропаганду передовых методов преподавания» [5]. Рассмотрим некоторые возможные образы музея и, оттолкнувшись от них, определим направления деятельности педагогического музея факультета.
1. Музей - память, хранилище материальных вещей и знаков их пребывания: идей, эмоций, ценностных отношений. Русский философ Н.Ф. Федоров писал: «Всякий человек носит в себе музей, ибо хранение - закон коренной, предшествовавший человеку, действовавший до него... музей есть собрание всего отжившего, но именно потому-то он и есть надежда века, ибо существование музея показывает, что нет дел конченых... музей есть высшая инстанция, которая должна и может возвращать жизнь, а не отнимать ее» [6]. Отсюда - мемориальное направление, история факультета, его людей, идей, направлений деятельности, в т. ч. обращенных в будущее.
2. Музей как социальный институт, как место формирования социальных эмоций и поведения. Воспитательная миссия музея. Возможное место социально-педагогической практики и исследовательской деятельности студентов. «Таким образом, музей становится между учеными, производящими работу исследования, и всеми учебными заведениями, посредством их он собирает всех неученых и все младшее поколение, чтобы ввести их в область исследования. Иначе сказать, музей - есть исследование, производимое младшим поколением под руководством старшего. Он может быть открыт для всех только путем учения: вход в него ведет через учебные заведения, через которые только и может производиться собирание, так как воспитание и есть само собирание, и, таким образом, музей будет действовать душеобразовательно, делая всех и каждого музеооб-разным» [6].
3. Музей - «учебник», собрание учебных пособий, наглядно-прикладное направление деятельности. Сбор и пропаганда пе-
редовых методов преподавания, образовательных стратегий. Использование материалов музея для научной деятельности студентов и аспирантов, курсовых и дипломных работ. Читаем у того же Н.Ф. Федорова: «Музей не может быть только хранилищем, читальней, зрелищем... он должен быть и исследованием» [6].
4. Музей - кунсткамера, где собраны диковинки и уникальные вещи, коллекции. Педагогические задачи: удивить и заинтриговать, продемонстрировать, вызвать интерес, мотивировать на учебно-познавательную и исследовательскую деятельность, саморазвитие и самосовершенствование.
5. Музей - атмосфера, дух, среда. Музей работает с неодушевленными предметами, но так, чтобы оживить каждый такой предмет, заставить его говорить и сделать значимым для каждого зрителя. Как книга действует через слово, музей - через предмет. Во всякий такой предмет вкладывается идея или комплекс идей, а сам музей делается богатейшим проводником их, действуя образами и в то же время совершенно конкретно. Это поле проблем музейной педагогики и педагога как посредника общения обучающегося и музейного предмета.
6. Музей - престиж факультета, создает его корпоративный привлекательный образ, выполняет представительскую функцию.
По инициативе автора в конце 2006 г. создан и включен в образовательный процесс Педагогический музей института педагогики, психологии и социальных технологий, работающий как учебно-исследовательская лаборатория. Музей в соответствии со своими классическими функциями осуществляет следующую деятельность:
- образовательную и воспитательную, рассматриваемые как педагогический процесс и способствующие повышению эффективности учебных занятий, мотивации, самостоятельности и заинтересованности студентов, их ценностной ориентации, формированию общекультурной и профессиональных компетенций;
- научно-документационную, заключающуюся в отборе и охране памятников культуры, архивов и документов, связанных с историей образования и современной педагогической, учебной и научной деятельно-
стью ИППСТ, создании фондов музея, их атрибуции и изучении;
- научно-исследовательскую, состоящую в разработке концепции, комплектовании фондов, их систематизации, изучении психолого-педагогического наследия, использовании биографического метода исследований в курсовых и дипломных проектах студентов, разработке концепций выставок, проектировании постоянной экспозиции;
- информационно-коммуникационную, становясь не только средством расширения научного и культурного горизонта, но и осуществляя процессы общения студентов, преподавателей, посетителей и гостей;
- научно-практическую, наглядно реализуя особый раздел педагогической науки -музейную педагогику, в содержание которой входит передача культурного опыта в условиях музейной среды;
- обеспечивает поддержку учебного процесса наглядными пособиями, документами, экспозиционной деятельностью и выставками, является базой для проведения учебной практики;
- занимается выставочной деятельностью, устраивая педагогические, образовательные и другие выставки;
- реализует в полной мере и представительскую функцию, знакомя гостей, коллег, студентов с институтом педагогики, психологии и социальной работы, его научной, учебной, межфакультетской и международной деятельностью;
- устанавливает научные связи с музеями и подразделениями других факультетов внутри вуза, а также с другими вузами в России.
В образовательной концепции института педагогики, психологии и социальных технологий музей рассматривается, с одной стороны, как учебное подразделение, осуществляющее организацию и проведение лекционных занятий в форме экскурсий, а также самостоятельной работы студентов на семинарских занятиях, в т. ч. в форме курсовых работ, по следующим госстандартным образовательным курсам: «Введение в специальность», «Педагогика», «История педагоги-
ки», «История психологии», «Музейная педагогика», «Социальная педагогика» для всех специальностей института. С другой стороны, это социальный институт, дающий образец восприятия классического наследия и современной культуры, направленный на удовлетворение образовательных потребностей и творческих интересов, ориентированный на развитие ценностных качеств личности и создающий условия для приобретения необходимых профессиональных и общекультурных компетенций.
1. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика. М., 2004.
2. Разгон А.М. Общетеоретические вопросы музееведения в научной литературе социалистических стран (Музееведение как научная дисциплина) // Музейное дело и охрана памятников. Обзорная информация ГБЛ. М., 1984. Вып. 1.
3. Троянская С.Л. Музейная педагогика и ее образовательные возможности в развитии общекультурной компетентности. Ижевск, 2007.
4. Бордовская Н.В., РеанАА. Педагогика. СПб., 2002.
5. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В.В. Давыдов. М., 1993. Т. 1.
С. 597-600.
6. Федоров Н.Ф. Музей, его смысл и назначение. Сочинения / общ. ред. А.В. Гулыга. М., 1982. С. 575-606.
Поступила в редакцию 28.05.2008 г.
Troyanskaya S.L. Museum subject as a means of active teaching methodology and general cultural competence development in university educational process. The article defines the pedagogical opportunities of development of general cultural competence of students using the educational potential of museums and museum pedagogy, active teaching methods, museum subjects and museum environment. The algorithm of students’ modelling of artificial museum environment is elaborated. The results of experimental teaching testify to the positive dynamics of the process of development of general cultural competence of university students.
Key words: general cultural competence, museum subject, museum educational environment, active teaching methods.