DOI 10.25588/CSPU.2018.22..4..018 УДК 159.9.07 ББК 88.3
Е.В. Ольшанская
ORCID № 0000-0002-1976-5295, ассистент кафедры «Психология, социология, государственное и муниципальное управление», Гуманитарный институт, Российский университет транспорта, г. Москва, Российская Федерация. E-mail: olshanskaya.katerina@yandex.ru
к го
О X
го 3 .0 с; О
m ш
социально-психологические характеристики лидерства в студенческих группах
первого курса
Аннотация
Введение. В статье обосновывается актуальность развития и выявления лидерского потенциала в студенческих группах; представлен обзор зарубежных теорий лидерства, разработанных исследователями за последнее время, переведенных автором на русский язык. Целью данной работы является исследование воздействия социально-психологических характеристик лидера на социально-психологические аспекты климата среди студентов первокурсников в контексте современной социокультурной ситуации.
Материалы и методы. К основным методам исследования, используемым в данной работе, можно отнести анализ научной литературы, посвященной проблеме лидерство, также диагностические методики, к которым относятся методика «Потерпевшие кораблекрушение» в модификации Т.В. Бендас и схема Бейлза-Шнейера, диагностика делового, творческого и нравственного климата в коллективе.
Ре.зультаты. Представлены результаты эмпирического исследования социально-психологических характеристик лидерства среди студентов первого курса Российского университета транспорта. Выявлено соотношение перцептивных, скрытых, ориентированных на задачу, ориентированных на взаимоотношения лидеров. Проанализирована взаимосвязь между личностными качествами лидера и климатом в студенческих группах.
Обсуждение. Организация работы по развитию лидерского потенциала может быть осуществлена в системе высшего образования. Подчеркивается, что выбор того или иного лидера связан с задачами, которые необходимо решать группе, исходя из её стадии развития.
Заключение. Констатируется, что проблема развития лидерского потенциала в системе высшего образования имеет высокую актуальность в современных социокультурных условиях.
Ключевые слова: лидерство; перцептивное лидерство; трансформационное лидерство; лидерство служение; атрибутивное лидерство; деструктивный лидер; формальный лидер.
Основные положения:
• проанализированы и систематизированы современные теории лидерства;
• выявлены условия, способствующие формированию лидерского потенциала;
• продемонстрированы результаты исследования о соотношении скрытых и перцептивных лидеров, а также лидеров, ориентированных на решение задач и лидеров, ориентированных на взаимоотношения среди студентов первого курса;
• проанализирована взаимосвязь между социально-психологическими характеристиками лидера и социально-психологическим климатом в студенческой группе.
1. Введение (Introduction) лидерство вписывается во все характе-
Феномен лидерства является неот- ристики социальной жизни общества. ъемлемым качеством характерным для су- При этом большинство социальных пси-
ществования любого общества. Понятие хологов не удовлетворены тем, что 90 %
исследований, касающихся проблемы лидерства, проведены именно в европейско-американском обществе, где проживает всего 7 % населения мира. Стоит отметить, что для современной общественной жизни характерен ещё один социальный процесс - это выравнивание социальных прав мужчин и женщин, приводящее в ряде случаев к определенной феминизации общества и становлению большого числа женщин-лидеров. Он по-разному протекает в Европе, США и странах СНГ. Поэтому исследования, которые проводятся в отечественной науке, имеют большое практическое значение [1].
Кроме того, происходящее в последнее время изменение социально-экономических условий жизни общества требует появления нового типа руководителя, от которого, помимо стандартных административных функций, требуется эффективное использование лидерских навыков.
Особый интерес представляет проблема исследования лидерства в сфере образования, которая становится все более актуальной в современной социокультурной ситуации. По мнению Б.С. Павлова, высшее образование - ключевой фактор восходящей социальной мобильности молодых людей. От современных выпускников вызов ожидается, что они должны обладать такими компетенциями как креативность, наличие современных знаний, способность быстро перестраиваться, быть гибкими, решать вопросы, связанные с развитием современной экономики. Вопрос развития личности, обладающей всеми этими востребованными работодателями качествами, является одним из самых актуальных в сфере образования [2].
В данной работе особое внимание уделяется лидерству в студенческом возрасте, который приходится на промежуток от 17-18 до 23 лет. По мнению ряда авторов, этот этап чрезвычайно важен в становлении личности. Именно в этот период происходит развитие самосознания, решаются вопросы, связанные с профессиональным самоопределением и вступлением во взрослую жизнь [3].
В молодежных движениях лидер не только влияет ритм и тон данного дви-
жения, но также играет ключевую роль в управлении, коммуникации между членами группы, в эффективности работы всей организации [4].
В группе обучающихся студентов происходят динамические процессы развития и модификации межличностных взаимоотношений, включающие в себя как эмоциональные, так и деловые. В студенческих группах реализуется распределение групповых ролей, соответственно есть студенты, которые могут проявить себя в качестве лидера. В студенческой группе формируются условия для реализации лидерского потенциала у тех, кто в дальнейшем сможет возглавить лидерский резерв нашей страны: у потенциальных политиков и менеджеров, которыми сейчас является студенты. Те, кто сейчас являются обучающимися вузов, в недалеком будущем могут реализовать себя в качестве квалифицированных руководителей, эффективная работа которых может повлиять на управление разными социальными структурами в той или иной сфере жизни общества [5; 6].
Особое значение имеет исследование феномена лидерства среди студентов первокурсников, поскольку в период первого года обучения протекает процесс становление учебной группы, и соответственно развития лидерства, формируется социально-психологический климат группы. Исследование лидерства среди обучающихся первого курса, реализованное в этой работе, дает возможность пронять, какиеименносоциально-психологические характеристики лидерства наиболее часто проявляются у данной разновидности малой группы в период её становления.
Существует большое число интерпретаций понятия лидерства. В данной работе в качестве рабочего определения под термином «лидер» понимается лицо, обладающее способностью воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности, связанной с удовлетворением интересов этого сообщества.
В классической истории исследования лидерства выделяются три базовых подхода:
1. Характерологический подход, в котором исследуется универсальная сущность личности успешного лидера,
го са I-
о ^
ф
I-
о
ф го I- о £ ^
SP
о са
d ф
с
X го с
с
>.
О)
¡£ О О) т
S
о с; о
X S
о с
о
X
л
!? о о О m
к го
О X
го 3 .0 с; О
т и]
характерные для него особенности черт личности.
2. Поведенческий подход, изучающий лидерство в контексте реализуемого лидером поведения. В данном подходе выделяются разносторонние поведенческие характеристики, содействующие успешной деятельности того или иного лидера.
3. Ситуативный подход, синтезирующий структурные и поведенческие теории с учетом определённых временных ситуаций.
К современным направления в исследовании лидерства можно отнести такие, как: неохаризматическое лидерство, в которое включаются как харизматические концепции, так и трансформационное и транзакционное лидерство, а также другие теории, которые связанны с феноменом харизмы [7-9].
Среди современных концепций лидерства можно выделить теории информационного процесса, изучающие лиде-ровсточкизрениякогнитивногоподхода, механизмы принятия решений (например, атрибутивное лидерство), а также концепции «лидер-последователи» [10].
Альтруистическое или этическое лидерство как современное направление в исследовании лидерства рассматривает лидера как духовного наставника, а лидерскую деятельность через служение группе [11; 12].
К новой лидерской концепции также можно отнести теории социального обмена и относительного лидерства, в которые входят концепции обмена Лидер - Члены команды, и кроме того, концепции вертикальной связи с двумя типами команд [13].
Одной из актуальных современных теории в изучении лидерства является деструктивное лидерство, анализирующее деструктивные поведенческие особенности лидера и результаты его воздействие на последователей [14; 15].
В последнее время в работах ряда ученых получила признание концепция интеллектуального лидерства, согласно которой для эффективного управления между лидерами и последователями необходим конструктивный диалог, который позволяет аккумулировать их
усилия для достижения общих целей. К задачам интеллектуального лидерства относится развитие способностей, коллективного энтузиазма, багажа знаний организации [16].
Существует множество классификаций видов лидерства, так выделяются: перцептивные лидеры - те, кто направляет, согласовывает деятельность внутри группы, кого члены группы оценивают в качестве воздействующего на групповое решение; также выделяются формальные лидеры как те, кого назначили на управленческую позицию, к функциям которых относится ведение рабочего процесса и контролирование остальных членов группы; кроме того, существуют скрытые лидеры в качестве лиц, воздействующих на групповое решение, тех, кого группа не осознает в качестве лидеров. Исходя из направленности на деловую сторону отношений или эмоциональную, выделяют деловых лидеров, имеющих высокий деловой статус, и эмоциональных лидеров, как тех, у кого более высокий соци-оэмоциональный статус [17]. Описанные выше виды лидеров исследуются в данной работе и выявляются на обучающихся первокурсниках, при помощи методических приемов, которые будут продемонстрированы в этом исследовании ниже.
Цель исследования - анализ влияния социально-психологических лидерских особенностей на социально-психологические характеристики
климата учебной группы первого курса в контексте современной социокультурной ситуации.
Объект исследования - лидерство в студенческих группах первого курса.
Предмет исследования - социально-психологические характеристики лидерства в студенческих группах первого курса в условиях современной социокультурной ситуации.
В качестве основной гипотезы рассматривалось предположение о том, что существует определённая взаимосвязь между социально-психологическими характеристиками лидера и климатом в ученической группе среди студентов первого курса. Исходя из того, что для такой гипотезы необходима определенная конкретизация и детализация, были вы-
двинуты следующие частные гипотезы-следствия:
1) между присутствием ярко выраженного лидера, ориентированного на задачу в студенческой группе и высокими показателями делового климата, существует прямая взаимосвязь.
2) между присутствием ярко выраженного лидера, ориентированного на взаимоотношения и высокими показателями нравственного климата в студенческой группе, существует прямая взаимосвязь.
3) В студенческих группах наиболее предпочтительным лидером является лидер, ориентированный на задачу.
2. Материалы и методы (Materials and methods)
Теоретико-методологические основы исследования построены на основе принципов теории субъекта в психологии, раскрытой в работах С.Л. Рубинштейна; концепции субъектности индивида и группы К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Анцыферовой; идеи системного подхода Б.Ф. Ломова; теория деятельностного опосредования А.Н. Леонтьева, теории деятельностно-го опосредствования межличностных отношений в группах А.В. Петровского, трехфакторной модели «значимого другого», социально-психологической модели вхождения личности в референтную группу и восхождения личности к своей социальной зрелости. К теоретическим основаниям данной работы также относятся данные по результатам социально-психологических научных работ, связанных с проблемой лидерства в ученических группах разного типа (Т.В. Бендас, В.А. Ильин, Я.Л. Коломинский, М.Ю. Кондратьев, Ю.М. Кондратьев, Р.Л. Кричевский и др.), периодизация психического развития Д.Б. Эльконина, результаты исследований, касающиеся психологических закономерностей развития личности в периоды детства и отрочества (Л.С. Выготский, В.А. Ильин, И.С. Кон, И.Ю. Кулагина, А.В. Петровский, Н.Н. Толстых и др.).
Для проверки справедливости выдвинутых гипотез использовались следующие методики: методика «потерпевшие кораблекрушение» в модификации
Т.В. Бендас и схема Бейлза-Шнейера, диагностика делового, творческого и нравственного климата в коллективе.
Исследование было проведено на студентах Российского университета транспорта (МИИТа) различного профиля специализации («Государственного управления», «Организационный менеджмент», «Международный менеджмент», «Менеджмент», «Социология», «Психология». В исследовании участвовало 92 человека.
3. Результаты (Results)
Согласно результатам исследования, среди студентов первых курсов 57,1% ярко выраженных перцептивных лидеров мужского пола, 42,9 % женского, что согласуется множеством гендерных концепций лидерства, согласно которым в качестве лидера чаще предпочитают представителя мужского пола [2; 8]. Обнаружен один скрытый лидер женского пола, который не является перцептивным лидером. Только в одной из групп формальный лидер является также перцептивным. Возможно, данный факт связан с особенностями ролевой игры, выявляющей лидеров, которая все же несколько отличается от той деятельности, с которой приходится обычно справляться формальному лидеру вне контекста социальной желательности и с большим проявлением чувства ответственности.
По результатам исследования в двух из 7 групп был выявлен ярко выраженный лидер, ориентированный на взаимоотношения, в 4 группах выявлены ярко выраженные лидеры, ориентированный на задачу, и в одной из групп лидер в равной степени ориентирован как на взаимоотношения, так и на задачу. Во всех группах в качестве наиболее предпочитаемого выбирается лидер, ориентированный на задачу. Что подтверждает частную гипотезу о том, что в студенческих группах наиболее предпочтительным лидером является лидер, ориентированный на задачу. Социально-психологические характеристики климата в группе, оценивались студентами в данном исследовании с трех сторон через деловой, творческий и эмоциональный аспект. Более высокие показатели выявлены по нравственным характеристикам климата, более низкие
го са I-
о ^
ф
I-
о
ф го I- о £
£ S?
S 2 = s
i ^
0 Ф ф с
т X
~ го
X
1 i
л
i?
о о О m
к го
О X
го 3 .и с; О
QD
□J
среди деловых характеристик климата. Возможно, данный факт связан с повышенными требованиями к деловым качествам лидера, который порой только начинает осваивать данную роль в учебной группе и выбирается стихийно в процессе деловой игры.
Для верификации гипотезы, согласно которой присутствует прямая взаимосвязь между проявлением ярко выраженного лидерства в студенческой группе, ориентированного на задачу и высоким уровнем делового климата, считался коэффициент ранговой корреляции Спир-мена. Согласно данным статистического анализа по выбранным переменным корреляция не является статистически значимой, что говорит о том, что гипотеза не подтверждена.
Для подтверждения гипотезы, согласно которой есть прямая взаимосвязь между присутствием ярко выраженного лидера, ориентированного на взаимоотношения и высокими уровнем нравственного климата в обучающейся группе первокурсников, также считался коэффициент ранговой корреляции Спирме-на. Согласно данным статистического анализа по выбранным переменным корреляция не является статистически значимой, что указывает на то, что гипотеза не подтверждена в ходе исследования.
4. Обсуждение (Discussion)
Исходя из выше описанной проверки частных гипотез, мы логически пришли к выводу, согласно которому основная гипотеза о наличии определённой взаимосвязи между социально-психологическими лидерскими характеристиками и климатом в студенческих группах не подтверждена. Отсутствие связи между направленностью лидерской деятельности и климатом в группе может быть объяснено, тем, что группы находились на этапе формирования и ещё не было образовано устойчивых связей с распределением социальных ролей между членами группы. Подтверждение получила лишь одна частная гипотеза, согласно которой в ученических группах среди студентов первокурсников в роли наиболее предпочитаемого лидера выбирают лицо, ориентированное на задачу. Предполагается, что этот факт опреде-
лен областью деятельности, связывающий группу обучающихся. Как утверждает Б. Такмен, в области деловой активности группы первой является стадия, суть которой - ориентация на решение задач, что соответствует предпочтению такого лидера, который в большей степени ориентирован на решение задач.
К ключевым задачам академического управления в учебной группе среди студентов можно отнести модернизацию формальной группы в настоящий коллектив, формирование благоприятного климата с целью становления и совершенствования профессиональных компетенций и качеств лидера, формирующих сильную базу для возможности взрастить эффективного руководителя в области предпринимательской или управленческой деятельности. На сегодняшний момент создано огромное число тренингов, других эффективных технологий, как, например, коучинг или не-творкинг, цель которых совершенствование или формирование необходимых качеств лидера, увеличение лидерского потенциала [4; 5; 8]. Во время выполнения исследования в работе со студентами первого курса для более глубокого понимания процессов и явлений, связанных с феноменом лидерства, также использовались элементы тренинга, проводилась лекция, посвященная данной теме.
К эффективным технологиям развития лидерского потенциала среди студентов ряд авторов относит студенческое самоуправление, способствующее формированию профессиональных навыков управленца, который способен эффективно решать проблемы, которые возникают в процессе его работы. Студенческое самоуправление включает большое разнообразие ролей, относящихся к различным программам управленческой деятельности, доступной в вузе. Благодаря активной практике участия в студенческом самоуправлении, повышается социальная активность, развивается независимое мышление, навыки управленческой деятельности и эффективной коммуникации [18; 19].
Также развитию лидерских качеств содействует внедрение в образовательную программу таких кур-
сов как «Руководство и лидерство», «Командообразование», «Организационное поведение», включение в образовательный процесс практико-ориентированных модулей [20; 21].
5. Заключение (Conclusion)
Изучение технологий формирования и совершенствования лидерского потенциала, а также особенностей воздействия личности лидера на своих последователей, поиск механизмов эффективного руководства в условиях нового времени - проблемы, актуальные в современном обществе. В статье проведен обзор как классических, так и современных концепций в исследовании лидерства,
позволяющих рассматривать проблему лидерства с разных сторон. Приведены технологии, способствующие развитию и выявлению лидерского потенциала в системе обучения, к которым относятся коучинг или нетворкинг, тренинг, студенческое самоуправление, включение в образовательную программу курсов, связанных с различными аспектами лидерства и руководства. В данной работе продемонстрировано, что лидер влияет на деятельности всей группы, раскрыты особенности лидерства среди обучающихся первого курса, и поставлены вопросы, требующие дальнейшего изучения уже в новых исследованиях.
Библиографический список
1. Бендас, Т.В. Психология лидерства [Текст] / Т.В. Бендас. - СПб.: Питер, 2009. - 448 с.
2. Андриевская, Н.В. Социологический анализ современных молодежных движений: потенциал классических теорий лидерства [Текст] / Н.В. Андриевская // Вестник РУДН. Серия: Социология. - 2011. - № 1. - С. 46-54.
3. Дубро, Ю.С. Модель развития лидерства в коллективе старшеклассников [Электронный ресурс] / Ю.С. Дубро // Интернет-журнал «Науковедение». - 2015. - №4 (29). - С. 107-119. - Режим доступа: https://naukovedenie.ru/PDF/54PVN415.pdf [Дата обращения: 27.05.2018].
4. Арустамян Р. Проявление гендерных особенностей в политическом дискурсе [Текст] / Р. Арустамян, пер. М. А. Макурина, И. С. Пирожкова / / Политическая лингвистика. - 2016. - № 6. -С. 244-248.
5. Кейха, А. Разработка модели интеллектуального лидерства для государственных университетов [Текст] / А. Кейха, Р. Ховейда, Н.М. Якуби // Форсайт. - 2017. - № 1. - С. 66-74.
6. Ильин, В.А. Психология лидерства [Текст]: учебник для бакалавриата и магистратуры /
B.А. Ильин. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 311 с.
7. Курышева, О.В. Психологическая характеристика молодежи как возрастной группы [Текст] / О.В. Курышева // Logos et Praxis. - 2014. - №1. - С. 68-69
8. Robert J., Fitzgerald. Becoming Leo: Servant Leadership as a Pedagogical Philosophy. University High School Illinois State University Laboratory Schools. Critical Questions in Education, 2011. P. 75-85.
9. Кузнецов, Д.А. Факторы и методы развития лидерского потенциала перспективных руководителей [Текст] / Д.А. Кузнецов // Human Progress. - 2016. - Т. 2. - № 9. - С. 2-16.
10. Лейченко, О.Ф. Женское лидерство в современном мире [Текст] / О.Ф. Лейченко // Научные труды Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета. -2009. - №21. - С. 269-276.
11. Павлов, Б.С. Девиантная субкультура студенческой аудитории Уральского вуза [Текст] / Б.С. Павлов // Экономика региона. - 2014. - №3. - С. 113-118
12. Никулина, И.В. Формирование лидерских качеств у студентов [Текст] / И.В. Никулина // СНВ. - 2016. - №4 (17). - С. 207-211.
13. Stogdill, R. Handbook of Leadership. A Survey of Theory and Research. N.Y., 1974. P. 7-16.
14. Сазонова, А.Л. Социология молодежи [Текст]: учебно-методические материалы / А.Л. Сазонова. - М.: Изд-во РГСУ, 2012. - 84 с.
15. Щетинина, Д.П., С. Зинченко, С.С. Формирование компетенции «Лидерство» в вузах [Текст] / Д.П. Щетинина, С.С. Зинченко // Российский психологический журнал. - 2016. - № 4. -
C. 269-283.
16. Dr. George Sparks, Ph.D., Dr. Patricia Wolf, Dr. Andryce, M. Zurick (2015). Destructive Leadership: The Hatfield And Mccoy Feud. Kaplan University, USA, P. 307-326
17. John D. Hood, Ronald L. Poulson, Sylvia A. Mason, Tyrone C. Walker and John Dixon, Jr. An exami-
ro
CÛ
I-
o ф
4
ф ro I- о
s ^ S.S? Se
ф 2 ~ m
S ^
о Ф ф t= т х
2 g ? =
S ^
о Q. x L-
11
|i и
о о О m
nation of traditional and nontraditional students'evaluations of professorial leadership styles: transformational versus transactional approach. 2009. P. 1-12.
18. Ismail Verni Y., Armanu A., Hadiwidjojo Djumilah, Indrawati Nur Khusniyah Extra-role behavior modelling: personality concept and the role of servant leadership // RJOAS. 2016. № 12. P. 179-188.
19. Yudiawan Markiz, Setiawan Margono, Irawanto Dodi Wirawan, Rofiq Ainur The influences of leadership styles, organizational communication, and job sat-isfaction toward employees' job performance in doing construction jobs: a study on three construction companies in jakarta // RJOAS. 2017. № 5 P. 168-176.
20. Lord, R.G., &Shondrick, S. J. Leadership and knowledge: Symbolic, connectionist, and embodied perspectives. The Leadership Quarterly, 2011. 22, 207-222.
21. Tracy Orr, Marti Cleveland-Innes. Appreciative Leadership: Supporting Education Innovation. Athabasca University. International Review of Research in Open and Distributed Learning Vol. 16. 2015. P. 235-239.
> СЛ
с
го
-П
_сл
о >
uJ
E.V. Olshanskaya
ORCID № 0000-0002-1976-5295, assistant of the Department "Psychology, sociology, state and municipal management", Humanitarian Institute, Russian University of Transport, Moscow, Russian Federation.
E-mail: olshanskaya.katerina@yandex.ru
social psychological specifics of leaderships in first-year student groups
Abstract
Introduction. The article justifies the relevance of development and identification of leadership potential in the student groups; the study overviews the basic ideas suggested by modern foreign scholars on the subject of leadership, translated by the author into Russian. The purpose of the article is to determine the relationship between the socio-psychological characteristics of the leader and the socio-psychological aspects of the climate among first-year students in the context of the modern socio-cultural situation.
Materials and methods. The main research methods involve analysis of scientific literature on the problem of leadership, as well as diagnostic methods, including the psychodiagnostic technique of "shipwrecked" in the modification of T. V. Bendas and the scheme of Biles-Schneier, diagnosis of business, creative and moral climate in the team.
Results. The results of empirical research of social and psychological characteristics of leadership among first-year students of the Russian University of transport are presented. The ratio of perceptive, hidden, task-oriented, relationship-oriented leaders is revealed. The interrelation between personal qualities of the leader and climate in student groups is analyzed.
Discussion. The organization of work on the development of leadership potential can be implemented in the higher education system. It is emphasized that the choice of a leader is associated with the tasks that need to be addressed by the group, based on its stage of development.
Conclusion. The study states the high relevance of the problem of development of leadership potential in educational institutions in modern socio-cultural conditions.
Keywords: leadership; perceptive leadership; transformational leadership; servant leadership; attribute leadership; destructive leader; formal leader.
Highlights:
• The article is a thematic systematization and analysis of contemporary leadership theories;
• In this article it is described the factors promoting the development of leadership potential in higher education institutions;
• The study revealed perceptual, hidden, task-oriented, relationship-oriented leaders among first-year students group.
• The paper presents outcomes of a research on the on social psychological characteristics in the students group.
References
1. Bendas T.V. Psihologiya liderstva [Psychology of leadership]. SPb.: Piter, 2009. S. 50, 142-147 (in Russian).
2. Andrievskaya N.V. Sociologicheskiy analiz sovremennih molodejnih dvijeniy: potencial klassicheskih teoriy liderstva [Sociological analysis of modern youth movements: the potential of classical theories of leadership]. Vestnik RUDN. Seriya: Sociologiya. 2011. №1. №1. S. 46-54 (in Russian).
3. Dubro U.S. Model rasvitiya liderstva v kollektive starsheklassnikov [Model of leadership development in high school team]. InternetjyrnalNaukovedenie 2015. №4 (29), S. 107-119 (in Russian). Режим доступа: https://naukovedenie.ru/PDF/54PVN415.pdf [Дата обращения: 27.05.2018].
4. Arustamyan R., Makurina, MA., Pirojkova, I.S. Proyavlenie gendernih osobennostey v politicheskom diskyrse [Gender sensitivity in political discourse // oliticheskaya lingvistika]. пер. М.А. Макурина, И.С. Пирожкова 2016. № 6. S. 244-248 (in Russian).
5. Keiha, A., Hoveida, R., Yaghubi, N.M. Razrabotka modeli intellektualnogo liderstva dlya gosudarst-vennih universitetov [Developing a model of intellectual leadership for public universities] // Forsayt. 2017. №1. S. 66-74 (in Russian).
6. Il'in, V.A. Psihologiya liderstva: uchebnik dlya bakalavriata I magistraturi [Psychology of leadership: textbook for bachelor's and master's degrees] / Il'in V.A. М. : Izdatelstvo Urait, 2015. S. 248-267. 311 s. (in Russian).
7. Kurisheva, O.V. Psihologicheskaya haracteristika molodeji kak vozrastnoy gruppi [Psychological characteristics of youth as an age group] / Logos et Praxis. 2014. №1. S. 68-69.
8. Robert, J., Fitzgerald. Becoming Leo: Servant Leadership as a Pedagogical Philosophy. University High School Illinois State University Laboratory Schools. Critical Questions in Education, 2011. P. 75-85.
9. Kuznesov, DA. Factori i metodi razvitiya liderskogo potensiala perspectivnih rukovoditeley [Factors and methods of development of leadership potential of prospective managers] // jurnal «Human Progress». 2016. Т. 2. № 9. S. 2-16 (in Russian).
10. Leichenko, О.EJenskoe liderstvo v sovremennom mire [Women's leadership in the modern world]. Jurnal Nauchnie trudi Dalnevostochnogo gosudarstvennogo tehnicheskogo ribohozyaistvennogo univer-siteta. №21, 2009, S. 269-276 (in Russian).
11. Pavlov, B.S. Deviantnaya subkultura studencheskoy auditoria Uralskogo vuza [Deviant subculture of the Ural University student audience] // Ekonomika regiona. 2014. № 3. S. 113-118 (in Russian).
12. Nikulina, I.V. Formirovanie liderskih kachest u studentov [Formation of students' leadership quali- a. ties] // СНВ. 2016. № 4 (17). S. 207-211 (in Russian). 2
13. Stogdill, R. Handbook of Leadership. A Survey of Theory and Research. N.Y., 1974. P. 7-16.
14. Sazonova, A.L. «Sociologiya molodeji» [Sociology of youth] Uchebno-metodicheskie materiali. -М.: Izdatelstvo RGSU, 2012; 84 S. (in Russian).
15. Shhetinina, D.P., Zinchenko, S.S. Formirovanie kompetencii «Liderstvo» v vuzah [To develop the competence "Leadership" in the universities] // Rossiyskiy psihologicheskiy jurnal. 2016 № 4, S. 269-283 (in Russian).
16 . Dr. George Sparks, Ph.D., Dr. Patricia Wolf, Dr. Andryce, M. Zurick (2015). Destructive Leadership: The Hatfield And Mccoy Feud. Kaplan University, USA, P. 307-326.
17. John D. Hood, Ronald L. Poulson, Sylvia A. Mason, Tyrone C. Walker and John Dixon, Jr. An examination of traditional and nontraditional students'evaluations of professorial leadership styles: transformational versus transactional approach. 2009. Р. 1-12.
18. Ismail Verni Y., Armanu A., Hadiwidjojo Djumilah, Indrawati Nur Khusniyah Extra-role behavior modelling: personality concept and the role of servant leadership // RJOAS. 2016. № 12. P. 179-188.
19. Lord, R.G., &Shondrick, S. J. Leadership and knowledge: Symbolic, connectionist, and embodied perspectives. The Leadership Quarterly, 2011. 22, 207-222.
20. Yudiawan Markiz, Setiawan Margono, Irawanto Dodi Wirawan, Rofiq Ainur The influences of leadership styles, organizational communication, and job sat-isfaction toward employees' job performance in doing construction jobs: a study on three construction companies in jakarta / / RJOAS. 2017. № 5 P. 168-176.
21. Tracy Orr, Marti Cleveland-Innes. Appreciative Leadership: Supporting Education Innovation. Athabasca University. International Review of Research in Open and Distributed Learning Vol. 16. 2015. P. 235-239.
<u
(Л
(Л
о l*-
o
Ф ^
(Л
"ro о 'га _o о
-Л
о
(Л
И
О О СО