DOI: 10.12731/2218-7405-2015-9-49 УДК 159.9.075
ОПЫТНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИДЕРСТВА В СРЕДЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА)
Быстрова Н.В.
В статье представлен материал по проблеме проявления лидерства в молодежной студенческой среде. Обобщены результаты диагностики и определены опытным путем специфические особенности проявления лидерства у студентов, обучающихся на педагогическом факультете.
Цель: теоретически обосновать и выявить опытным путем особенности проявления лидерства в молодежной студенческой среде.
Методы и методология исследования: отечественные концепции исследования лидерства (А.Л. Журавлев, Е.А. Климов, В.Н. Князев, Р.Л. Кричевский, Е.С. Кузьмин, А.И. Пригожий, А.А. Свенцицкий); зарубежные исследования лидерства (Е. Богар-дус, К. Берд, Р. Стогдилл, Г. Хоуманс, Л. Картер, Ф. Книккербоккер, Р. Бейлс, Ф. Фид-лер, Р. Лорд, Д. Филлипс); концепции в области изучения студенчества (А. Абиндер, М.И. Альтшулер, М.С. Бернштейн, А. Васильев, И. Гельман, М.М. Рубинштейн).
В качестве методов исследования выступили: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; тестирование, психолого-педагогический эксперимент; количественная и качественная обработка данных.
Результаты: проведенное исследование позволило определить специфические особенности проявления лидерства в молодежной студенческой среде на примере студентов, обучающихся на педагогическом факультете.
Область применения результатов: полученные результаты исследования могут быть использованы в учебно-воспитательной работе со студенческой молодежью, а так же, в рамках курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вуза.
Ключевые слова: лидерство; студенческая молодежь; лидерские качества.
EXPERIMENTAL WORK TO IDENTIFY THE FEATURES OF DISPLAY LEADERSHIP AMONG STUDENTS (FOR EXAMPLE STUDENTS OF PEDAGOGICAL FAKULTIES)
Bystrova N.V.
The article presents material on the problem of youth display leadership in students. The results of the diagnosis and determined empirically specifics manifestations of leadership in students enrolled in the Pedagogical Faculty.
Purpose: justify theoretically and empirically identify the particular manifestation of youth leadership among students.
Methodology: domestic concept study of leadership (A.L. Zhuravlev, E.A. Klimov, V.N. Knyazev, Krichevsky R.L., E.SKuzmin, A.I. Prigogine, Sventsitsky A.A.); foreign studies of leadership (E. Bogardus, C. Byrd, R Stogdill, Houmans G., L. Carter, F. Knikkerbokker, R. Bailes, F. Fiedler, R Lord, D. Phillips); concept in the field of the students socaity (A. Abinder, M. Altschuler, M. Bernstein, A. Vasiliev, I. Gelman, M.M. Rubinstein). The methods of research were: analysis of the psychological and pedagogical literature; tests, psychological and pedagogical experiments; quantitative and qualitative data processing.
Results: the study allowed to define the specific features of the manifestation of youth leadership in the student environment on example of students, enrolled in the Pedagogical Faculty.
Practical implications: the results of research can be used in educational work with students, as well as within the framework of training courses in the faculty of the university.
Keywords: leadership; students; leadership qualities.
Проблема лидерства остается актуальной на протяжении многих десятилетий. Современное общество периодически переживает различного рода кризисы, которые, несомненно, отражаются и на студенческой молодежи, определяющей во многом стратегию развития многообразных сфер деятельности. От того, на сколько выражены лидерские черты у студентов, обучающихся в педагогическом вузе, будет зависеть успешность их педагогической деятельности и качество организации воспитательного процесса в общеобразовательных школах.
Проблему лидерства рассматривали как отечественные, так и зарубежные ученые, а именно: И. Адизес, Т.В. Бендас, Н.П. Беляцкий, К. Бланшар, И.П. Волков, Р.Л. Кричевский, А. Ме-негетти, К.В. Сильченок, Е.В. Кудряшова [1, 3, 4, 5, 6, 8, 10, 13, 9]. Особенности проявления лидерских черт в студенческих группах изучали Н.В. Белякова, А.В. Пономарев, А.С. Чернышо-
ва [2, 11, 12] и другие. Несмотря на кажущуюся разработанность данной проблемы, остается малоизученным аспект диагностики и определения специфических особенностей проявления лидерства в среде студенческой молодежи с учетом специфики вуза. На наш взгляд, эти вопросы недостаточно полно рассматриваются в психолого-педагогической литературе. Все это обусловило актуальность нашего исследования. Объектом исследования выступает феномен лидерства, предметом - особенности проявления лидерства в молодежной студенческой среде.
В нашем исследовании мы попытались теоретически обосновать и выявить опытным путем особенности проявления лидерства в молодежной студенческой среде. Для решения проблемы были поставлены следующие задачи: изучить проблему лидерства в психолого-педагогической литературе; осуществить диагностику лидерских черт в среде студенческой молодежи; определить опытным путем особенности проявления лидерства в молодежной студенческой среде (на примере студентов, обучающихся на педагогическом факультете).
Методологической основой данного исследования являются: отечественные концепции исследования лидерства (А.Л. Журавлев, Е.А. Климов, В.Н. Князев, Р.Л. Кричевский, Е.С. Кузьмин, А.И. Пригожий, А.А. Свенцицкий); зарубежные исследования лидерства (Е. Богардус, К. Берд, Р. Стогдилл, Г. Хоуманс, Л. Картер, Ф. Книккербоккер, Р. Бейлс, Ф. Фидлер, Р. Лорд, Д. Филлипс); концепции в области изучения студенчества (А. Абиндер, М.И. Альтшулер, М.С. Бернштейн, А. Васильев, И. Гельман, М.М. Рубинштейн).
В качестве методов исследования выступили: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; тестирование, психолого-педагогический эксперимент; количественная и качественная обработка данных.
Экспериментальное исследование осуществлялось нами на базе филиала ТюмГУ в г. Иши-ме (Тюменская область). В опытной работе принимали участие студенты до 35 лет, обучающиеся на педагогическом факультете заочного отделения в количестве 15 человек. Обобщив и проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, мы предположили, что в студенческой молодежной среде проявление лидерства будет имеет свои специфические особенности. А именно, средне или слабо выраженные лидерские качества у студентов педагогического вуза (решительность, способность самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя, способность менять стиль поведения в зависимости от условий, хладнокровие в беседе с окружающими, мечтательность, умение привлечь на свою сторону, в процессе профессиональной дискуссии, тех, кто был ранее не согласен с ними, умение скрывать настроение, инициативность); в качестве лидеров чаще выступают девушки, а не юноши.
С целью диагностики проявления лидерства в среде студенческой молодежи мы подобрали следующие методики: «Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельниц-кий)»; «Определение уровня лидерского потенциала»; «Самооценка лидерства».
По результатам методики Е. Жарикова и Е. Крушельницкого оказалось, что у 7 человек (46,7 %) качества лидера выражены слабо, у 6 - средне ( 40 %), у 2 - сильно (13,3 %), склонность к диктату не обнаружена. Это значит, что у большинства испытуемых не проявляются или проявляются слабо такие качества как: воля, способность преодолевать препятствия на пути к цели, настойчивость, умение разумно рисковать, терпеливость, готовность долго и хорошо выполнять однообразную, неинтересную работу, инициативность, независимость, психическая устойчивость, хорошая приспосабливаемость к новым условиям и требованиям, самокритичность, умение трезво оценивать не только свои успехи, но и неудачи, требовательность к себе и другим, умение спросить отчет за порученную работу, критичность, надежность, умение держать слово, восприимчивость к новому, стрессоустойчивость, оптимистич-ность, решительность, способность самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя, способность менять стиль поведения в зависимости от условий и другие. Кроме того, выяснилось, что среди тех, у кого сильно выражены черты лидера оказались девушки.
Далее испытуемым была предложена методика «Определение уровня лидерского потенциала». По результатам методики оказалось, что слабая выраженность лидерства у 6 человек (40 %), средняя у 6 (40 %), сильная у 3 (20 %), склонность к диктату не выявлена ни у кого. Качественный анализ результатов позволил нам утверждать, что большинство испытуемых теряют хладнокровие в беседе с окружающими, считают себя мечтательными, стараются избегать горячих дискуссий, но в профессиональной дискуссии пытаются привлечь на свою сторону тех, кто был ранее не согласен с ними. Привлекательным считают тип руководителя, который предпочитает советоваться с подчиненными. При возложении ответственности лишь 4 человека (26,7%) ответили, что не испытывают тревоги и их нервная система успешно выдерживает напряженность жизни. 12 человек (80%) испытывают некоторое волнение при встрече с важными личностями.
Для подтверждения достоверности результатов нами была реализована методика «Самооценка лидерства». Данный экспресс-тест позволяет определить актуальный уровень проявления лидерства в совместной деятельности. Оказалось, результаты очень схожи с результатами предыдущих методик. Низкий уровень имеют 6 испытуемых (40%), средний уровень лидерства - у 7 студентов (46,7%), высокий у 2 (13,3%), очень низкий или деструктивный уровень
отсутствует. Испытуемые предпочитают в общем разговоре инициативы, а не критику (46,7%), нравится, когда их хвалят. Отстаивают свое мнение, даже если мнение большинства против 80% испытуемых. А вот в компании считают себя заводилой, лишь 20% студенческой молодежи. Не умеют скрывать свое настроение большинство испытуемых (86,7%). Нравится давать советы - 40% студентов.
Осуществив диагностику особенностей лидерства в Просуммировав данные, мы получили группы испытуемых с развитыми лидерскими качествами: развитыми слабо (те, кто имеет низкие и слабо выраженные результаты по всем методикам) - 6 человек (40%); средне (имеющие средние результаты по методикам) - 7 испытуемых (46,7%); сильно развитыми (с выраженными чертами лидера по всем методикам) - 2 человека (13,3%); склонными к диктату (показавшие такой же результат по первым двум методикам и деструктивный уровень лидерства) - не обнаружены (0%). Как мы и предполагали, преобладает группа со средне и слаборазвитыми качествами лидера (в общей сумме 86,7%). У таких студентов слабо выражены решительность, способность самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя, способность менять стиль поведения в зависимости от условий, хладнокровие в беседе с окружающими, мечтательность, умение привлечь на свою сторону, в процессе профессиональной дискуссии, тех, кто был ранее не согласен с ними, умение скрывать настроение, инициативность и другие. Кроме того, в качестве лидеров выступают девушки, а не юноши, что свойственно для педагогического вуза, где большинство студентов - лица женского пола. Причем девушкам-лидерам свойственны мечтательность, эмоциональность, неумение скрывать настроение. Таким образом, наше предположение нашло свое подтверждение.
Список литературы
1. Адизес И. Развитие лидеров: Как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей. - М.: Паблишерз. 2011. 268 с.
2. Белякова Н.В. Социально-психологические особенности проявления лидерства в студенческих группах: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2002. 197 с.
3. Бендас Т.В. Психология лидерства: Учебное пособие. - СПб.: Питер. 2009. 431 с.
4. Беляцкий Н.П. Основы лидерства. - Мн.: БГЭУ 2006. 268 с.
5. Бланшар Кен. Лидерство. К вершинам успеха / Пер. с англ. А. Куташов. - СПб.: Питер. 2011. 145 с.
6. Волков И.П. Исследование лидерства как функции групповой задачи // Экспериментальная и прикладная психология / Под ред. Б.Г. Ананьева. - Л., 1990. С. 17-22.
7. Евтихов О.В. Социально-психологические характеристики лидерства // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2010. № 1(01). С. 11-12.
8. Кричевский Р.Л. Психология лидерства: учебное пособие. - М.: Статут. 2007. 541 с.
9. Кудряшова Е.В. Лидер и лидерство: исследования лидерства в современной западной общественно-политической мысли. - Архангельск: Издательство ПМПУ. 1996. 256 с.
10. Менегетти А. Психология лидера. - М.: Онтопсихология. 2004. 256 с.
11. Пономарев A.B. Формирование лидерских качеств у студентов // Высшее образование в России. 2007. №12. С. 99-105.
12. Психологическая школа молодёжных лидеров / Под ред. А.С Чернышева. - М.: МПСИ. 2005. 271 с.
13. Сельченок К.В. Психология лидерства. Хрестоматия. - Мн.: Харвест, 2004. 364 с.
14. Fiedler F.E. Leadership and leadership effectiveness traits: a reconceptualization of the leadership trait problem / Leadership and interpersonal behavior / Petrullo L., Bass B.N. (eds). - Y. : Holt a.c. 1961. Рр. 179-186.
15. Geier J.G. A trait approach to the study of leadership in small groups // Journal of communication. 1936. Vol. 17. N 4. Рр. 316-323.
16. Zaccaro S.J. SuperLeadership: leading others to lead themselves // Academy of management executive. 1990. Vol. 4. N 4. Рр. 107-109.
References
1. Adizes I. Razvitie liderov: Kak ponyat' svoy stil' upravleniya i effektivno obshchat'sya s nos-itelyami inykh stiley [Development leaders: How to understand your style of management, and to communicate effectively with native speakers of other styles]. - Moscow.: Pablisherz. 2011. 268 p.
2. Belyakova N. V. Sotsial'no-psikhologicheskie osobennosti proyavleniya liderstva v studenche-skikh gruppakh [Socially-psychological features of implication of leadership in student groups]: Dis. ... kand. psikhol. nauk. - Moscow, 2002. 197 p .
3. Bendas T.V. Psikhologiya liderstva [Psychology of leadership]: Uchebnoe posobie. - Saint Petersburg: Piter. 2009. 431 p.
4. Belyatskiy N.P. Osnovy liderstva [Foundations of Leadership]. - Minsk: BGEU. 2006. 268 p.
5. Blanshar Ken. Liderstvo. K vershinam uspekha [Leadership. To the heights of success]; per. s angl. A. Kutashov. - Saint Petersburg: Piter. 2011. 145 p.
6. Volkov I.P. Issledovanie liderstva kak funktsii gruppovoy zadachi [The study of leadership as a function of a group task] // Eksperimental'naya i prikladnaya psikhologiya / Pod red. B.G. Anan'-eva. - Saint Petersburg, 1990. Pp. 17-22.
7. Evtikhov O.V. Sotsial'no-psikhologicheskie kharakteristiki liderstva [Socially-psychological cha-racteristics of leadership]// Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem (elektronnyy nauchnyy zhurnal). 2010. № 1(01). Pp. 11-12.
8. Krichevskiy P.L. Psikhologiya liderstva [Psychology of leadership]: uchebnoe posobie. - Moscow: Statut. 2007. 541 p.
9. Kudryashova E.V. Lider i liderstvo: issledovaniya liderstva v sovremennoy zapadnoy obshchest-venno-politicheskoy mysli [The leader and leadership: leadership in the study of modern Western political thought]. - Arkhangelsk: Izdatel'stvo PMPU. 1996. 256 p.
10. Menegetti A. Psikhologiya lidera [Psychology of leader]. - Moscow: Ontopsikhologiya. 2004. 256 р.
11. Ponomarev A.B. Formirovanie liderskikh kachestv u studentov [Formation of leadership qualities among students] // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2007. №12. Pp. 99-105.
12. Psikhologicheskaya shkola molodezhnykh liderov [Psychological school of youth leaders] / Pod red. A.S. Chernysheva. - Moscow: MPSI. 2005. 271 p.
13. Sel'chenok K.V. Psikhologiya liderstva. Khrestomatiya [Psihologiya of leadership. Chrestoma-thy]. - Minsc.:Kharvest. 2004. 364 p.
14. Fiedler F.E. Leadership and leadership effectiveness traits: a reconceptualization of the leadership trait problem / Leadership and interpersonal behavior / Petrullo L., Bass B.N. (eds). - Y.: Holt a.c. 1961. Pp. 179-186.
15. Geier J.G. A trait approach to the study of leadership in small groups // Journal of communication, 17, no. 4 (1936): 316-323.
16. Zaccaro S.J. SuperLeadership: leading others to lead themselves // Academy of management executive, 4, no. 4 (1990): 107-109.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Быстрова Наталья Владимировна, доцент кафедры педагогики и психологии, кандидат
педагогических наук
Филиал ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет» в г. Ишиме. ул. Ленина, д. 1, г. Ишим, Тюменская область, 627750, Россия e-mail: filial_tgu_ishim@mail.ru SPIN-код в SCIENCE INDEX: 1663-6202
DATA ABOUT THE AUTHOR
Bystrova Natalia Vladimirovna, Associate Professor Department of Pedagogy and Psychology, Ph.D. in Pedagogical Science
The branch of Tyumen State University in the Ishim 1, Lenin street, Ishim, Tyumen Region, 627750, Russia e-mail: filial_tgu_ishim@mail.ru