УДК 378
Б01: 10.26795/2307-1281-2017-3-5 И.Б. БИЧЕВА1, О.М. ФИЛАТОВА2
'Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация 2 Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГА-ЛИДЕРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
Аннотация. Цель публикации - выявить сущностные характеристики педагога-лидера и разработать педагогические условия формирования лидерских качеств обучающихся -будущих педагогов дошкольного образования в образовательном процессе вуза. Методологической основой статьи являются теория лидерства и развития личности. При проведении исследования использовались анализ научно-теоретических положений понятия «лидер» в системе современного профессионально-педагогического знания. Контент-анализ исследуемой проблемы позволил авторам определить, что лидер-педагог -это личность, которой доверяют и которую признают; способная вести за собой коллектив детей (родителей, коллег), пробуждая их активность и интерес; воздействовать на процесс взаимодействия, регулируя взаимоотношения; ответственно организовать выполнение той или иной деятельности. Сделан вывод, что в условиях модернизации образовательной системы педагог-лидер становится важным стратегическим ресурсом всех преобразований, способным генерировать и воспринимать инновации, готовым проявлять активность и творчество.
Основополагающими качествами, обуславливающими целенаправленное развитие важных личностно-профессиональных характеристик, приводящих личность к позиции лидера, определены самостоятельность и ответственность.
Обоснованы три группы педагогических условий, в совокупности образующих особое лидерское пространство, утверждающее социальную, деятельную и творческую сущность личности обучающихся и формирующее качества успешного лидера-педагога: рефлексивно-мотивационные, содержательно-познавательные и деятельностные.
В структуру качеств лидера-педагога авторами включаются: мотивационно ориентированные, интеллектуально-волевые, поведенческие, социально-коммуникативные качества. Показано, что наличие выделенных качеств хоть и повышает развитие педагога как лидера, но обладание ими не обязательно превращает индивида в лидера. Теоретические положения, представленные в работе, дополняют основные положения теории лидерства, обогащая теорию и методику непрерывного профессионального образования.
Ключевые слова: лидер, лидер-педагог, лидерские качества, развитие педагога-лидера; самостоятельность, ответственность, образовательный процесс.
I.B. BICHEVA1, O.M. FILATOVA2
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation Federal State Government-financed Establishment «Penza State University », Penza, Russian Federation
FORMATION OF THE LEADING TEACHER IN EDUCATIONAL PROCESS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION
Abstract. The publication purpose - to reveal intrinsic characteristics of the leading teacher and to develop pedagogical conditions of formation of leadership skills of students - future preschool teachers in educational process of higher education institution. Methodological principles of article are the theory of leadership and development of the personality. When carrying out a research were used the analysis of scientific-theoretical provisions of the concept "leader" of the system of modern professional and pedagogical knowledge.
Content - the analysis of the studied problem has allowed authors to define that the leading teacher is a personality to whom trust and who is recognized; capable to lead group of children (parents, colleagues), awakening their activity and interest; to influence interaction process, regulating relationship; to responsibly organize performance of this or that activity. The conclusion is drawn that in the conditions of modernization of educational system the leading teacher becomes the important strategic resource of all transformations capable to generate and perceive innovations, ready to show activity and creativity.
The fundamental qualities causing purposeful development of the important personal and professional characteristics leading the personality to the leader's position have defined independence and responsibility.
Three groups of the pedagogical conditions in total forming special leader space, approving social, active and creative essence of the identity of students and forming qualities of the successful leading teacher are proved: reflexive and motivational, substantial and informative and activity. Authors join in structure of qualities of the leading teacher: the motivational focused, intellectual and strong-willed, behavioural, social and communicative qualities. It is shown that existence of the marked-out qualities though increases development of the teacher as leader, but possession of them not necessarily turns the individual into the leader.
The theoretical provisions submitted in work supplement basic provisions of the theory of leadership, enriching the theory and a technique of continuous professional education. Keywords: leader, leading teacher, leadership skills, development of the leading teacher; independence, responsibility, educational process.
Современная образовательная ситуация актуализирует важность развития педагога-профессионала, востребованного социумом, обладающего необходимыми профессиональными компетенциями, позволяющими эффективно управлять разными видами детской деятельности; творчески мыслящего, способного к эффективной профессиональной деятельности и проявлению лидерских позиций [1, 2, 3, 4]. Данный аспект обуславливает необходимость определения лидерского потенциала, обеспечивающего индивидуальный процесс профессионального и творческого самосовершенствования педагога и профессиональную траекторию развития. Необходимость развития лидерских
качеств педагогов не вызывает сомнений, что отражено в ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриата). Общекультурные и профессиональные компетенции, необходимые для будущей профессиональной деятельности, прямо или косвенно влияют на развитие лидерских качеств обучающихся. Прежде всего, это компетенции, направленные на развитие способности к самоорганизации и самообразованию, умению нести ответственность за качество выполнения профессиональных задач в соответствии с принципами профессиональной этики, а также способности работать в коллективе, организовывать различные виды детской деятельности, совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды, др.
Поэтому системное и целенаправленное развитие качеств лидера будущего педагога дошкольного образования становится одним из решающих факторов профессиональной подготовки, акцентируя как содержательные, так и технологические преобразования образовательной деятельности в вузе.
Данное обстоятельство обусловило цель исследования: выявить сущностные характеристики педагога-лидера и разработать педагогические условия формирования лидерских качеств обучающихся - будущих педагогов дошкольного образования в образовательном процессе вуза.
Объект исследования - лидерство как психолого-педагогическая характеристика личности. Субъект исследования - педагогические условия формирования лидерских качеств будущих педагогов дошкольного образования.
Методологической основой статьи выступают: теория лидерства, отражающая различные направления исследовательского поиска в раскрытии содержательных аспектов понятий «лидер», «лидерство», «лидерский потенциал», «эффективный лидер», «лидерское поведение», «лидерский стиль»: социологические, политологические, психологические (Р. Вуд, Е. Дженнингс, С.А. Гиб, А.С. Залужный, Р. Крачфилд, В. Коттер, Д. Креч, К. Левин, Т. Митчелл, Б.Д. Парыгин, О.Л. Кричевский, Г. Хоманс др.); теория развития личности, характеризующая психолого-педагогические особенности личности в процессе взаимодействия с группой (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Н.С. Жеребова, Л.И. Уманский,
A.С. Чернышов, др.).
Учеными раскрываются такие характеристики лидерства, как ответственность, целеустремленность личности и направленность на достижение высоких результатов и целей организации; способность оказывать влияние и др. Таким образом, лидерство проявляется в определенных личностных чертах и качествах, отличающих одного специалиста от другого и позволяющих успешно добиваться и удерживать лидерские позиции. Так, в понимании
B. Бингэма, лидер предстает как индивид, вобравший в себя наибольшее количество желаемых личностных качеств [15]. По мнению О. Тида, лидерство - это комбинация таких характеристик индивида, которые подталкивают других к выполнению поставленной задачи [20].
Особо выделяются исследования, показывающие роль лидерского потенциала руководителей организаций как условия повышения их управленческих функций и раскрывающие методы эффективного руководства и отбора лидеров-руководителей (E.H. Богданов, A.A. Деркач, Ю.Н. Емельянов, В.М. Дьячков, А.Л. Журавлев, Е.А. Климов, Р.Л. Кричевский, Н.В. Кузьмина, М.В. Кирсанов, В. Коттер, Л. Лесбвей П.Е. Овсянкин, др.).
Достаточно подробно проблема лидера-руководителя исследована О.В. Евтиховым. С его точки зрения, сущностными социально-психологическими характеристиками лидерства являются следующие положения: лидером является тот, кто имеет последователей; лидерство формируется и проявляется в сфере взаимодействия; основано на авторитете; на неформальном влиянии лидера; складывается из дискретных событий - актов лидерства; лидерство - когнитивный конструкт восприятия последователей [8, с. 10-12].
В теории ролей выдвижение лидера рассматривается с точки зрения определенных ситуаций, в которых оказывается личность в процессе своей жизнедеятельности и того момента, в который она принимает ответственное решение взять на себя конкретную роль с целью выполнения той или иной задачи. Лидером, как отмечает Б.Д. Парыгин, является «член группы, который спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях определенной, специфической, как правило, достаточно значимой ситуации, чтобы обеспечить организацию совместной коллективной деятельности людей для наиболее быстрого и успешного достижения общей цели» [13, с.173]. В качестве важной характеристики эффективного лидера учеными отмечается развитый эмоциональный интеллект, составляющими которого являются «самосознание, самоконтроль, мотивация и социальные навыки» (Д. Гоулман, Р. Бояцис, Э. Макки).
Значимыми исследованиями для нас явились публикации, раскрывающие методические вопросы формирования лидерского потенциала обучающихся вуза (И.В. Дрыгина, М.В. Романова, А.С. Хисматова, др.); личностные и профессиональные качества, в совокупности характеризующие позицию лидера, в том числе педагога; условия, формирующие качества успешного лидера (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, О.В. Евтихов, Ю.Н. Емельянов, Р.И. Котрухова, В.Н. Маркин, Т.В. Медведева, П.Е. Овсянкин, др.).
Во многих исследованиях лидерство представлено как сфера взаимодействия, в которой лидер выступает субъектом управления эффективной коммуникацией в группе (Р.И. Котрухова, А.А. Мурашов, др.). Педагог-лидер в данном аспекте предстает как человек диалога, нацеленный на установление диалогического единства или его регулирование. Как справедливо указывает А.А. Мурашов, педагог-лидер «быстрее и точнее других умеет: ориентироваться в собеседнике, ситуации; смотреть на мир глазами тех, кого он намерен возглавить; быть актёром, но и командиром; сообщать новое, но и вести диалог; видеть не таких ребят, которые перед ним сейчас, а таких, какими они будут завтра, если диалог состоится; знать предмет, а главное - как он придёт в жизнь ребят, что они обретут благодаря ему» [12, c. 262].
С.С. Луткин, характеризуя лидерство как внутреннее качество и достоинство человека, раскрывает миссию педагога-лидера в качестве системообразующего компонента профессионального самообразования и выделяет ключевые характеристики лидера-педагога:
- направленность на группу: уровень развития социально-перцептивных способностей, социальной активности, готовности реализовывать социальные инициативы;
- ясность личных целей: степень осознанности мотивов, уровень развития способности ставить цель и вырабатывать стратегии развития, ценностное самоопределение, готовность к отстаиванию собственных интересов и согласованию своих целей с целями группы;
- саморегуляцию: уровень развития способности владеть собой, организационной культуры и самодисциплины;
- влияние на окружающих: уровень развития организаторских способностей, навыков установления эффективных коммуникационных взаимоотношений с группой; механизмы самопрезентации и эмоционального воздействия; личное обаяние и индивидуальная привлекательность [11, c. 58].
Исследования показывают, что лидерство педагога является частью его имиджа. В этой связи необходимо остановиться на понятии «лидерский стиль», который отражает характер отношений и деятельности: с одной стороны, общительность, открытость, умение быстро мобилизовать ресурсы, настойчивость в достижении цели; а с другой - игнорирование мнения меньшинства и возможные социальные напряжения. Лидерский стиль во многом определяется типом темперамента, направленностью, эмоциональностью педагога и соответствует современному харизматическому стилю (О.М. Володько, Н.С. Жеребов, Б.Д. Парыгин, др.).
В психологии принято различать лидеров по различным основаниям, поскольку лидерская позиция специалиста проявляется в различных аспектах профессиональной деятельности:
- по содержанию (лидер-вдохновитель и лидер-исполнитель) и по характеру деятельности (универсальный лидер, постоянно проявляющий свои качества лидера, и ситуативный лидер, проявляющий качества лидера лишь в определённых, специфических ситуациях);
- по направленности деятельности: эмоциональный лидер, функционально обеспечивающий психологический климат в группе и оптимальные межличностные отношения и деловой лидер (инструментальный), способный проявлять инициативу в определенных видах деятельности, координировать действия по достижению цели, благодаря своей компетентности (Р. Бейлс, др.);
- по стилю руководства: авторитарный, демократический, совмещающий в себе элементы того и другого стиля (К. Левин, др.).
Исходя из контент-анализа исследований, связанных с развитием лидерских качеств специалистов, можно заключить, что разноплановость формулировок и достаточно большое количество определяемых свойств специалиста-лидера, свидетельствуют о непрерывном научном поиске и стремлении ученых выделить наиболее существенные характеристики, отражающие позицию лидера.
Основываясь на научной теории лидерства и понимании лидера (leader) как ведущего, первого, идущего впереди, мы определяем лидера-педагога как личность, которой доверяют и которую признают; способную вести за собой коллектив детей (родителей, коллег), пробуждая их активность и интерес; воздействовать на процесс взаимодействия, регулируя взаимоотношения; ответственно организовать выполнение той или иной деятельности. В этом случае педагог становится значимым и несомненным авторитетом, влияющим на процесс развития, обучения и воспитания.
В условиях модернизации образовательной системы педагог-лидер становится важным стратегическим ресурсом всех преобразований, способным генерировать и воспринимать инновации, готовым проявлять активность и творчество.
Поскольку лидерство представляет собой достаточно сложное образование, предполагающее наличие в структуре личности системы определенных характеристик и свойств (мотивационно ориентирующих, интеллектуально-волевых, поведенческих,
социально-коммуникативных, др.), важно определить основополагающие качества, обуславливающие их целенаправленное развитие и приводящие личность к позиции лидера. Такими качествами мы считаем самостоятельность и ответственность.
Самостоятельность личности является обобщенным свойством, в котором проявляются такие качественные характеристики, как инициативность, критичность, адекватная самооценка, чувство личной ответственности за свою деятельность и поведение. Самостоятельной личность становится, когда проявляет способность к осознанному выбору, демонстрирует ответственность за принятие решений и самоконтроль в деятельности. В данном контексте самостоятельность характеризует потребность личности достигнуть необходимого качества своей жизнедеятельности в конкурентных условиях посредством формирования представлений о себе как целеустремленной непрерывно развивающейся личности и самоопределяющемся профессионале, способном преодолевать стереотипы, осваивать и реализовывать инновационные способы профессиональной деятельности, др.
Ответственность отражает зависимость ценностных ориентаций, намерений, оценок личности и способов принятия решений для достижения конкретных результатов. Именно в ответственности выражается степень зрелости личности, ее способность к саморегуляции и самодетерминации. Готовность отвечать за свои поступки и принятые обязательства становится для будущего педагога важнейшим фактором развития лидерских позиций, поскольку характеризует его как надежного, честного специалиста, действующего на основании нравственных норм с целью достижения благополучного состояния, прежде всего, для своего окружения (воспитанников, их родителей, коллег).
Высокий уровень развития самостоятельности и ответственности обуславливают устойчивое проявление лидерства как личностно-профессиональной характеристики будущего педагога. Это проявляется в том, что педагог:
- способен оказывать влияние и осуществлять эффективную командную работу; устанавливать контакты, организовывать и координировать взаимоотношения с учетом индивидуальных и культурных различий; делегировать полномочия; проявлять оперативную активность, решительность; последовательность и надежность в поступках; уверенность, инициативность, сосредоточенность, др.;
- способен ставить четкие цели профессиональной деятельности, основываясь на социокультурных нормах и видении перспективы;
- проявляет критичность и нестандартность мышления, демонстрируя свой творческий потенциал и создавая условия для его проявления другими сотрудниками; стремление к творческому профессиональному поиску и преобразованиям; настроенность на созидательный и качественный профессиональный результат;
- целеустремленно стремится к непрерывному саморазвитию аналитических, проектировочных, организационно-исполнительских и рефлексивных способностей с целью достижения профессиональной образованности, эрудиции и культуры;
- обеспечивает конструктивную и корректную обстановку взаимоуважения, особенно в ситуациях соперничества и состязательности, проявляя межличностную чувствительность, понимание потребностей других людей;
- владеет собой и ситуацией, проявляя культуру самоорганизации, саморегуляции, самоконтроля и самоуправления, объективность оценки, эмоциональную устойчивость,
адаптивность, конфликтоустойчивость, нравственность и этичность (моральная нормативность); др.
Для системного формирования самостоятельности и ответственности как главных характеристик развития лидерства будущих педагогов в образовательном процессе вуза необходимо создание педагогических условий, охватывающих широкий спектр профессиональной деятельности и способствующих развитию качеств успешного лидера. Нами предлагаются три группы педагогических условий, в совокупности образующих особое лидерское пространство, утверждающее социальную, деятельную и творческую сущность личности обучающихся: рефлексивно-мотивационные, содержательно-познавательные и деятельностные.
Рефлексивно-мотивационные условия направлены на изменение исходных предпосылок развития лидерских позиций обучающихся в пользу формирования личностно ориентированных потребностей субъект-субъектного обучения/самообучения и стимулирования творческих начал и обеспечиваются:
- организацией самоисследования индивидуальных возможностей обучающихся с целью определения потенциальных ресурсов, способствующих успешному осуществлению лидерства и созданию внутренней мотивации на обучение (стиль коммуникативного поведения, способность оказывать влияние, готовность к ответственности и непрерывному самообразованию, мотивационная направленность, нестандартность мышления, др.).
Педагогу исследование своего лидерского потенциала позволяет осознать, какую лидерскую позицию он занимает, в чем он лучше и совершеннее: в организации межличностного (профессионального) взаимодействии и способности устанавливать необходимые коммуникации, проявляя уважение, доброжелательность и понимание; в применении различных педагогических техник и технологий; в умении разрабатывать/обобщать/внедрять передовой педагогический опыт и др.
Результатом такого исследования является осознание будущим педагогом своей индивидуальной ценности, уникальности, активности и инициативности как необходимых качеств, способствующих формированию позиции лидера, а анализ динамики и оценка необходимых изменений (достижений и затруднений) проявляются как отношение обучающихся к процессу развития своего лидерского потенциала.
Содержательно-познавательные условия направлены на приобретение будущими педагогами необходимых знаний, развитие способностей, авторского стиля будущей профессиональной деятельности и основываются на признании и уважении уникальности каждого обучающегося; принципах нравственной саморегуляции, самоуправления и активности. Это предполагает:
- практико-ориентированное содержание обучения, формирующее культурные основы будущей профессии, готовность непрерывно самообразовываться, повышать свою эрудированность, моделировать собственный профессионально-личностный рост и поведение в соответствии с перспективными направлениями профессиональной деятельности и видением своей роли в данном процессе.
Например, создание семантического пространства по учебной дисциплине «Теория и методика воспитания детей дошкольного возраста» каждым обучающимся, групповое обсуждение и выработка единого смыслового поля позволили выстроить систему ключевых понятий предметной области как системы понятий и терминов, связанных устойчивыми
отношениями между собой и образующих внутренне организованное единое целое; рассчитать развитие предметных способностей будущих педагогов, обеспечивающих непрерывное личностно-профессиональное, соответствующее культурным нормам и ценностям становление;
- проектирование развития своего лидерского потенциала («ленты времени», «ментальные карты», разработка прогноза своей профессиональной деятельности в соответствии с выявленной позицией, др. ) на основе индивидуально-креативного, развивающего характера управления развитием лидерского потенциала будущих педагогов;
- участие обучающихся в рейтинговой системе, которая, с одной стороны, поощряет обучающихся к самостоятельному поиску новых знаний, публикационной активности, а с другой - является одной из форм самоконтроля и контроля.
Деятельностные условия направлены на формирование опыта лидерского поведения, самовыражения и эффективного диалога. Это достигается, во-первых, активными формами взаимодействия и сотрудничества и гибким применением разнообразных практико-ориентированных методических приемов, позволяющих обучаемым найти именно тот, который является для них наиболее подходящим, поддерживает их учебные и профессиональные цели, приучает размышлять, осознавать возникающие ассоциации, открывать новые для себя образцы поведения. А во-вторых, посредством побуждения обучающихся применить имеющиеся знания в конкретных обучающих ситуациях, проявить свои лучшие качества, продемонстрировать готовность принимать решения и отвечать за последствия своих действий. Во многом решению данных задач способствуют:
- информационно-коммуникативные и профессионально-творческие задания и упражнения по выполнению различных функциональных ролей (исследователя-аналитика, проектировщика, исполнителя и организатора, коммуникатора, др.) как в аудиторных, так и во внеаудиторных видах деятельности, в том числе в электронной системе Mood;
- игровое моделирование, решение педагогических кейсов, формирующие и обучающие тренинги, другие задания, дифференцированные по степени сложности, (например, разработать схему (модель) воспитания ребенка-дошкольника; составить сравнительную таблицу современных концепций воспитания; продумать алгоритм взаимодействия с родителями по выявленной проблеме; разработать перспективный план (содержание занятия) по предложенной теме; подготовить презентационные материалы для сопровождения выступления по исследуемой проблеме; определить цели творческого саморазвития по результатам диагностики и подобрать упражнения для достижения желаемого творческого результата; др.);
- личностно ориентированные ситуации, основанные на идее реализации трех основных характеристик: жизненной константности, диалогичности и игровом (ролевом) взаимодействии ее участников (В.В. Сериков); др.
Предлагаемые группы педагогических условий в разной степени включаются в общую структуру образовательной деятельности в соответствии с решаемыми задачами развития педагога-лидера.
Важными качествами, обуславливающими развитие лидерского потенциала будущего педагога, можно считать:
- мотивационно ориентированные качества: обращенность в будущее и видение перспективы, настроенность и созидательная направленность на результат,
сосредоточенность и активное стремление к достижению лучших результатов, способность оказывать влияние, уверенность, решительность, адаптивность, инициативность, нравственность и этичность (моральная нормативность), др.;
- интеллектуально-волевые качества: профессиональная образованность, эрудиция и культура, критичность и нестандартность мышления, аналитические способности, ответственность, саморегуляция, самоуправление, самоконтроль, объективность оценки, целеустремленность, др.;
- поведенческие качества: культурная самоорганизация, умение организовать и координировать деятельность других на решение поставленной задачи, оперативная активность, способность к командной работе, последовательность и надежность в поступках
- социально-коммуникативные качества: межличностная чувствительность, способность понимать потребности других людей, навыки продуктивного взаимодействия, установления контактов, координации взаимоотношений, эмоциональная устойчивость, конфликтоустойчивость, др.
Определяемые характеристики содержательно отражают те или иные профессиональные компетенции, необходимые для осуществления профессиональной деятельности как успешной и во многом определяются конкретной (ситуационной) обстановкой, динамикой внешних условий, приоритетными ценностями. Наличие выделенных качеств хоть и повышает развитие педагога как лидера, но обладание ими не обязательно превращает индивида в лидера. С одной стороны, реализация имеющихся знаний, способностей, характерологических особенностей выступают в роли потенциального багажа, отражая актуальный уровень развития лидерства. С другой - именно реальные, имеющиеся ресурсы и опыт позволяют прогнозировать и активизировать развитие лидерских качеств как «зоны ближайшего развития». Тем самым обеспечивается право каждого обучающегося на индивидуальное и творческое саморазвитие как естественный процесс; возможность системно и последовательно реализовывать свои имеющиеся и актуальные ресурсы, достигая необходимых качественных изменений.
Теоретические положения, представленные в работе, дополняют основные положения теории лидерства, обогащая теорию и методику непрерывного профессионального образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Belinova N.V., ЫеЬеуа I.B., Kolesova O.V., Khanova T.G., Khizhnaya A.V. Features of professional ethics formation of the future teacher // Revista ESPACIOS. Año 2017. Vol. 38 (№25). Р. 9.
2. Бичева И.Б., Десятова С.В., Царева И.А. Развитие педагогического творчества будущего педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. №1(25). С. 73-77.
3. Бичева И.Б., Царева О.С. Рефлексия как условие развития личностных и профессиональных качеств обучающихся // Роль науки в развитии общества: сборник статей Международной научно-практической конференции / отв. редактор А.А. Сукиасян. Уфа, 2015. С. 112-114.
4. Бичева И.Б., Челнокова Е.А., Юдакова О.В., Царева И.А. Профессиональное развитие личности педагога в современных условиях // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №54-4. С. 16-22.
5. Вежевич Т.Е. Педагогические условия развития лидерских качеств учащихся: дис. ... канд. пед. наук. Улан-Уде, 2001. 198 с.
6 . Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта: пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
7. Дрыгина И.В. Активизация лидерского потенциала личности студента в образовательном процессе вуза: монография. Красноярск: СибГТУ, 2006. 154 с.
8. Евтихов О.В. Сравнительный анализ лидерских качеств руководителей разных управленческих уровней промышленного предприятия // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2010. №1. С.114-121.
9. Котрухова Р.И. Эффективное лидерство и развитие лидерского потенциала современной молодежи // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 14 (152). Специальный выпуск. С. 54-58.
10. Кричевский Р.Л. Психология лидерства. М., 2007.
11. Луткин С.С. Осмысление лидерской позиции педагога как условие развития его профессионально-педагогических компетентностей // Педагогическое образование в России. 2010. №2. С. 57-63.
12. Мурашов А.А. Учительская харизма - быстрые крылья или тяжкий груз? // Народное образование. 2008. №7. С. 257-264.
13. Немов Р. Психология. М.: Просвещение, 2002. 651 с.
14. Царева О.С., Кулешова С.С., Бичева И.Б. Управление развитием профессиональной компетентности педагогов образовательной организации // Инновационные технологии управления: сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина.
H. Новгород, 2015. С. 162-164.
15. Bingham W. Leadership // the Psychological Foundation of Management. N.Y., 1927.
16. Browne C. The Study of Executive Leadership in Business II // Journal of Applied Psychology 34. 1950. №1.
17. Cattell R. New Concepts for Measuring Leadership in Terms of Group Syntality // Human Relations. 1951. №4.
18. Davis K. Human Relations at Work. N.Y., 1962.
19. Drucker P. Thomas Watson's Principles of Modern Management // Esquire 100. 1983. №69.
20. Tead O. The Technique of Creative Leadership // Human Nature and Management. N.Y., 1929. 4 Moore B. The May Conference on Leadership // Personal Journal. 1927. №6.
21. Schenk C. Leadership // Infantry Journal. 1928. №33.
22. Stogdill R. Handbook of Leadership.A survey of theory and research. N.Y., 1974. REFERENCES
I. Belinova N.V., Bichevа I.B., Kolesova O.V., Khanova T.G., ^izhnaya A.V. Features of professional ethics formation of the future teacher // Revista ESPACIOS. Año 2017. Vol. 38 (No 25). р. 9.
2. Bicheva I.B., Desjatova S.V., Careva I.A. Development of pedagogical creativity of the future teacher. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom, 2017, no. 1 (25), рр. 73-77 (in Russian).
3. Bicheva I.B., Careva O.S. Reflexion as a condition for the development of personal and professional qualities of students. Sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Rol' nauki v razvitii obshchestva» v 2 ch. Ch.1 [The role of science in the development of society: a collection of articles of the International Scientific and Practical Conference]. Ufa, 2015, pp. 112-114 (in Russian).
4. Bicheva I.B., Chelnokova E.A., Judakova O.V., Careva I.A. Professional development of the identity of the teacher in modern condition. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija, 2017, no. 54-4, pp. 16-22 (in Russian).
5. Vezhevich T.E. Pedagogicheskie uslovija razvitija liderskih kachestv uchashhihsja. Diss. kand. ped. nauk [Pedagogical conditions of development of leadership skills of pupils. Cand. ped. sci. diss.]. Ulan-Ude, 2001. 198 р. (In Russian)
6. Goulman D., Bojacis R., Makki Je. Emotional leadership. The art of managing people based on emotional intelligence. Moscow, Alpina Business Books Publ., 2005 (in Russian).
7. Drygina I.V. Activization of leader potential of the identity of the student in educational process of higher education institution: monograph. Krasnojarsk, SibGTU Publ., 2006. 154 р. (In Russian)
8. Evtihov O.V. Comparative analysis of leadership skills of heads of different administrative levels of the industrial enterprise. Psihologija. Zhurnal vysshej shkoly jekonomiki, 2010, no. 1, рр.114-121 (in Russian).
9. Kotruhova R.I. Effective leadership and development of leader potential of modern youth. Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Special'nyj vypusk, 2009, no. 14(152), рр. 54-58 (in Russian).
10. Krichevskij R.L. Leadership psychology. Moscow, Publ., 2007 (in Russian).
11. Lutkin S.S. Judgment of a leader position of the teacher as a condition of development of his professional and pedagogical kompetentnost. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii Pedagogical education in Russia, 2010, no. 2, рр. 57-63 (in Russian).
12. Murashov A.A. Teacher's charisma - bystry wings or heavy freight? Narodnoe obrazovanie, 2008, no. 7, рр. 257-264 (in Russian).
13. Nemov R. Psychology. Moscow, Education Publ., 2002. 651 р. (In Russian)
14. Careva O.S., Kuleshova S.S. Bicheva I.B., Management of development of professional competence of teachers of the educational organization. Sbornik statey po materialam II Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Innovacionnye tehnologii upravlenija» [The collection of articles on materials II of the All-Russian scientific and practical conference "Innovative Technologies of Management"]. Nizhnij Novgorod, 2015, pp. 162-164 (in Russian).
15. Bingham W. Leadership // the Psychological Foundation of Management. N.Y., 1927.
16. Browne C. The Study of Executive Leadership in Business II // Journal of Applied Psychology 34. 1950. №1.
17. Cattell R. New Concepts for Measuring Leadership in Terms of Group Syntality // Human Relations. 1951. №4.
18. Davis K. Human Relations at Work. N.Y., 1962.
19. Drucker P. Thomas Watson's Principles of Modern Management // Esquire 100. 1983. №69.
20. Tead O. The Technique of Creative Leadership // Human Nature and Management. N.Y., 1929. 4 Moore B. The May Conference on Leadership // Personal Journal. 1927. №6.
21. Schenk C. Leadership // Infantry Journal. 1928. №33.
22. Stogdill R. Handbook of Leadership.A survey of theory and research. N.Y., 1974.
© Бичева И.Б., Филатова О.М., 2017.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Бичева Ирина Борисовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: irinabicheva@bk.ru
Филатова Ольга Михайловна педагогических наук, доцент, государственный университет, Российская Федерация, e-mail: O.M.Filatova@yandex.ru
INFORMATION ABOUT AUTHORS
Bicheva Irina Borisovna - candidate of pedagogical sciences, an assistant professor of of psychology and pedagogics of preschool and primary education, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation, Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: irinabicheva@bk. ru
Filatova Olga Mihajlovna - candidate of pedagogical sciences, associate professor, Federal State Government-financed Establishment «Penza State University», Penza, Russian Federation, e-mail: O.M.Filatova@yandex.ru
- кандидат Пензенский г. Пенза,