ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (59), СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2007
нами модель характеризуется: а) целостностью, так как все указанные компоненты взаимосвязаны между собой, несут определенную смысловую нагрузку и работают на конечный результат; б) наличием инвариантной (ведущая цель; принципы) и вариативной (средства и механизмы достижения основных и промежуточных задач) составляющих; в) прагматичностью, так как модель выступает средством организации практических действий учителя, те есть рабочим представлением обозначенной цели; г) открытостью, так как модель встроена в контекст воспитательной системы общеобразовательной школы как дополнительное, но самостоятельное звено.
Библиографический список
1. Белинович, В.В. Обучение в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт, 1958. — С. 156.
2. Бурмакин, Э.В. Эстетика образования // Проблемы многоуровненевой системы образования: Материалы 2-й науч.-практ. конф. Томск, 1994. 4.1. - С. 9-18.
3. Глотов, М.Б. Развитие художественного мира российского студента СПб.: Политекс, 1997. — С. 125.
4. Крючек, Е.С. Аэробика. Содержание и методика
преподавания оздоровительных занятий: Учебно-мето-дическое пособие. — М.: Терра-спорт, Олимпия-пресс, 2001. - С. 64.
5. Лезрер, В. Актуальность эстетического. - М., 1992. С. 18-19.
6. Мельничук, O.A., Яковлева, A.B. Модель специалиста // Высшее образование в России. - 2000. - №5. — С. 37-43.
7. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Т.Н. Шамовой. - М.: ВЛАДОС, 2002. - С. 320.
8. Хоули, Э.Г., Френке, Б.Д. Оздоровительный фитнесс. — Киев: «Олимпийская литература», 2000. — С. 368.
9. Щуркова, Н.Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры (для директоров и заместит, дир. школ по учеб-восп. работе). — М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — С. 78.
БУХАРИНА Валентина Александровна, аспирантка кафедры педагогики и психологии.
Дата поступления статьи в редакцию: 10.07.2007 г.
© Бухарина В.А.
удк378 И. В. ИВАНОВА
Челябинская государственная академия культуры и искусств
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА_________________________________
В статье раскрывается понятие "культура", рассматриваются функции культуры, анализируются различия между профессиональной и педагогической культурой, определяются условия формирования культуры студентов вуза, делается вывод, что выбранные условия опираются на возможности высшего профессионального образования как наиболее технологичной и подвижной части системы образования.
Понятие «педагогическая культура» достаточно распространено в современной научной литературе, но смысл его зачастую меняется в зависимости от контекста, так как процесс его научного осмысления только начинается. Характерные для современного общества изменения во всех сферах жизни и деятельности человека, активное освоение культурных ценностей объективно требуют превращения высшей школы в институт воспроизводства и создания педагогической культуры. В общей и профессионально-педагогичес-кой культуре проявляется социокультурный, интеллектуальный, нравственный потенциал субъектов образования. Этот потенциал составляет национальное богатство и должен быть своевременно востребован и рационально использован.
На сегодняшний день имеющиеся научно-педаго-гические исследования, позитивный педагогический опыт приводят всего лишь к частичным усовершенствованиям процесса формирования профессиональ-но-педагогической культуры, в своей принципиальной основе она остается неизменной. Объясняется
это, на наш взгляд, недостаточным осознанием и теоретической неразработанностью самой сути педагогической культуры будущего специалиста с учетом специфики его профессиональной деятельности и двух направлений: недооценкой преобразований в содержании, технологии и результатах учебно-воспи-тательного процесса в вузе.
Необходимость повышения педагогической культуры студентов обусловлена возрастающими требованиями к уровню общекультурной и специальной подготовки будущих специалистов; сменой общеобразовательных парадигм, фиксирующих переход от массово-репродуктивных форм и методов преподавания к индивидуально-творческим; подготовкой студентов к профессиональному, компетентному вхождению в рынок труда с прочно сформированными потребностями в постоянном профессиональном самообразовании и саморазвитии.
Наибольшую трудность представляет отсутствие единого понимания и общепризнанного определения категории «педагогическая культура». Рассмотрим её
в контексте нашего исследования. Для этого изначально определимся с понятием «культура».
Категория «культура» привлекала и привлекает многих исследователей глубиной своего содержания и значимостью для каждого аспекта человеческой жизни и деятельности. Широта охватываемых ею общественных явлений вызывает эффект закрепления за этим понятием множества смысловых оттенков, что в свою очередь накладывает свой отпечаток на понимание и употребление термина «культура». В отечественной культурологии доминируют два исследовательских направления. Аксиологическая интерпретация культуры заключается в вычислении той сферы бытия человека, которую можно назвать миром ценностей. Именно к этому миру, с точки зрения сторонников этой концепции, и применимо понятие культуры. Оно предстаёт как итог предшествующей деятельности человека, являющий собою сложную иерархию значимых для конкретного общественного организма духовных и материальных образований. Вторая трактовка понятия культуры основывается на деятельностном подходе. Культура рассматривается как специфический (культурный) способ деятельности, как качественная характеристика способов жизнедеятельности человека — как общественной, так и индивидуальной. Поиски содержательного определения культуры привели к пониманию родового способа бытия человека в мире, а именно, к человеческой деятельности как подлинной субстанции человеческой истории. Е.В. Бондаревская называет третий — личностный — подход к определению понятия «культура». Этот подход состоит в рассмотрении культуры как среды, растящей и питающей развитие личности. В этих концепциях под культурой понимаются все проявления человеческой субъективности, свойства и качества, характеризующие меру культурности общества, культурно-исторической эпохи в её человеческом измерении: уровень свободы, образованности, нравственности, духовности людей, их способностей к культурному саморазвитию. Человек выступает здесь как истинный творец культуры [ 1 ].
Б.С.Ерасов же, в свою очередь, выделяет следующие функции культуры: производство новых знаний, норм, ценностей, ориентаций и значений; накопление, хранение и распространение (трансляция)знаний, норм, ценностей и значений; воспроизводство духовного процесса через поддержание его преемственности; коммуникативная функция, обеспечивающая знаковое взаимодействие между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство; социализация общества через создание структуры отношений, опосредованных культурными компонентами; как дополнительная форма социализации выделяется рекреативная, или игровая, культура, действующая в отведённой для неё сфере [2].
Таким образом, исходя из всех трёх компонентов к определению культуры, а именно, аксиологического, деятельностного и личностного, опираясь на функции культуры, выделим те составляющие, которые необходимы нам для определения понятия «педагогическая культура» студента, к ним относятся: знания, умения, навыки осуществления профессиональной деятельности; духовные и нравственные ценности, идеалы, нормы; личностные качества, способности и отношения человека к природе, себе и другому.
Рассматривая эволюцию культуры с точки зрения культурологи, мы провели анализ понятия «культура». В результате проведенной работы был сделан вывод о том, что понимание культуры и перспектив
её развития объясняется не только теоретико-позна-вательными, методологическими причинами, но и зависит от профессиональных, социальных установок исследователей. В настоящее время учеными в изучении культуры определено три аспекта, рассматривающих её: как совокупность материальных и духовных ценностей; как специфический способ человеческой деятельности; как процесс творческой самореализации сущностных сил личности [4].
Исходя из методологической базы нашего исследования, рассмотрим в логической связи последовательность понятий: культура - профессиональная культура - педагогическая культура.
По мнению А.И. Кравченко, профессиональная культура включает совокупность специальных теоретических знаний и практических умений, связанных с конкретным видом труда. Степень владения профессиональной культурой выражается в квалификации и квалификационном разряде. Педагогическая культура включает всю систему исторически сложившихся в данном обществе механизмов передачи научных знаний и нравственных ценностей молодому поколению [5].
Термин «профессиональная культура» относится к числу тех, которые еще находятся в стадии своего становления.
Профессия как социально-культурное явление обладает сложной структурой, включающей предмет, средства и результат профессиональной деятельности, цели, ценности, нормы, методы и методики, образцы и идеалы. В процессе исторического развития общества изменяются и профессии. Так, для того чтобы стать действительно культурной, педагогика должна обогатиться за счет освоения новых знаний из области философии, психологии, антропологии, искусства, религии и др.
Как отмечает А.К. Маркова, «профессии — это исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально важные качества».
Понятие «профессиональная культура» непосредственно связано с понятием «педагогическая культура», т.к. любая деятельность «человек-человек» несет элементы педагогической культуры.
Понятие «педагогическая культура» длительное время описывалась в педагогике в категории обыденного сознания и не претендовало на строгое научное объяснение, предполагающее высокий уровень абстракции. Под «педагогической культурой» подразумевалась совокупность норм, правил поведения; проявления педагогического такта, педагогической техники и мастерства; педагогическая грамотность, образованность. Таким образом, обыденное понимание культуры затрагивало в основном её воспитательную функцию, направленную на формирование качеств личности.
Проблема педагогической культуры нашла отражение в работах А.А.Деркача, 3. Ф. Есаревой, Н. В. Кузьминой, В. А. Сластенина, Н. Н. Тарасевич, Г. И. Хозяинова, А. В. Барабанщикова и С. С. Муцынова Е.Ю. Захарченко, И.Ф. Исаев и др. По мнению Е.Ю. Захарченко, педагогическая культура — это «часть общечеловеческой культуры, интегрирующая сферу педагогисекого воздействия» [3]. И.Ф. Исаев под педагогической культурой рассматривает «меру и способ творческой самореализации личности в разнообразных видах педагогической деятельности и общения, направленных на освоение и передачу и создание педагогических ценностей и технологий» [4].
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (59), СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2007
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (59), СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2007
Таким образом, содержание педагогической куль-туры раскрывается как система индивидуально-про-® фессиональных качеств, ведущих компонентов и функций. Педагогическая культура представлена как интегративное качество личности, условие и предпосылка эффективной педагогической деятельности.
Предмет нашего исследования составляет вопрос формирования педагогической культуры студентов вуза в социокультурной деятельности. В связи с этим нам необходимо рассмотреть педагогические условия формирования педагогической культуры студентов вуза в социокультурной деятельности.
Для выявления педагогических условий, способствующих эффективному функционированию модели формирования педагогической культуры студентов в социокультурной деятельности, в нашем исследовании были учтены потребности общества в специалистах, способных решать профессиональные задачи; определены: специфика подготовки специалистов в вузах, критерии, уровни процесса формирования педагогической культуры студентов вуза в социокультурной деятельности на основе системного, личностно-деятельностного и культурологического подходов.
На основе теоретического анализа выделены и основные положения формирования педагогической культуры студентов вуза в социокультурной деятельности, к которым мы относим: оптимизация про-граммно-методичекого обеспечения образовательного процесса; диагностика уровня формирования педагогической культуры студентов вуза; междисциплинарная интеграция, способствующая обогаще-
Трудолюбие признаётся в отечественной педагогической литературе (К.С. Абилов, Л.Я. Бондарев, З.Ф. Ефименко — Есарева, Г.С.Малунова, С.Е. Матушкин, Я.З.Неверович, И.Ф. Свадковский, И.П. Стогний, И.П. Чернецов и др.) как нравственное качество личности, которое влияет на все стороны человеческой личности. В моральном аспекте трудолюбие совершенствует человека; в психологическом — вызывает положительные эмоции; в физиологическом — является естественным способом расходования энергии человека; в эстетическом —
нию и систематизации знаний из научных областей в ходе подготовки студентов вуза. Обоснованные нами условия опираются на возможности личност-но-ориентированного подхода.
Библиографический список
1. Бондаревская, Е. В. Педагогическая культура [Текст] / Е. В. Бондаревская // Инновационная школа. 1997. - № 3. - С.7-8
2. Ерасов, Б. С. Российская культурология в контексте закрытия [Текст] / Б. С. Ерасов. Филос. науки. — 2000. — № 3, Ерасов Б.С. Социальная культурология. — М., 1998. - 228 с.
3. Захарченко, Е. Ю. Развитие педагогической культуры учителя в условиях обновления школы [Текст] : дис. ... канд. пед. наук. / Е. Ю. Захарченко. — Ростов-на-Дону [б. и. ], 1995. — С. 38.
4. Исаев, И. Ф. Профессионально— педагогическая культура преподавателя [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / И. Ф. Исаев. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 208 с.
5. Кравченко, А. И. Культуралогия [Текст] : учебник / А. И. Кравченко. — М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. - 288 с. 36, 37.
ИВАНОВА Ирина Владимировна, соискатель кафедры педагогики и психологии.
Дата поступления статьи в редакцию: 02.07.2007 г.
© Иванова И.В.
даёт наслаждение от процесса и результата труда; в социальном — является стремлением к достижению полезного результата. Трудолюбие — это основа успешности человека в профессиональной сфере, возможность самореализации, самовыражения и самоутверждения личности, средство устойчивости, социальной самозащиты и адаптации человека в обществе.
Д.И. Водзинский отмечает, что «труд нравственно формирует личность, но труд не сам по себе, а многосторонние общественные, нравственные отно-
удк378 С. В. ПИТЕНКО
Соликамский государственный педагогический институт
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ К ВОСПИТАНИЮ ТРУДОЛЮБИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье представлено теоретическое обобщение материала по проблеме воспитания трудолюбия у младших школьников как нравственного качества личности. Представлен опыт работы со студентами педагогического вуза, выявляющий эффективные методы и организационные формы работы, направленные на повышение уровня трудолюбия у младших школьников средствами искусства.