УДК 378
А. В. Наседкина
ФУНКЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ
Формирование профессионально-педагогической культуры будущих педагогов-музыкантов - одна из важнейших целей современного музыкального образования, поскольку от уровня профессионально-педагогической культуры специалиста зависит успешность профессиональной деятельности, его конкурентоспособность и профессионализм. В статье рассматриваются функции профессионально-педагогической культуры будущих педагогов-музыкантов, успешное осуществление которых является важным фактором развития профессионально-личностных качеств и достижения качественной подготовки специалистов. Выделены следующие функции: коммуникативная, информационно-познавательная, творческая, оценочная, гуманистическая, моти-вационная, нравственная, воспитательная, рефлексивная, эстетическая. Главное внимание в статье уделено характеристикам данных функций.
Результаты исследования расширяют знания о методологическом потенциале профессионально-педагогической культуры будущих педагогов-музыкантов в образовательном процессе.
Ключевые слова: культура, профессионально-педагогическая культура, будущие педагоги-музыканты, функции, функции внешней и внутренней направленности.
Быстро изменяющаяся социальная действительность и новые социально-экономические условия предъявляют серьезные требования к профессиональной подготовке педагогов. На современном этапе развития общества достаточно четко выражена потребность в высококвалифицированных, компетентных специалистах, готовых к постоянному профессиональному росту, профессиональной мобильности. Профессионализм кадров предполагает не только прочную основу специальных знаний, умений и навыков, но и овладение высоким уровнем профессионально-педагогической культуры. Данное понятие аккумулирует в себе процессы личностного развития, творческой самореализации, культурологического становления и многое другое. В связи с этим в сфере образования возрастает роль формирования профессионально-педагогической культуры как определяющего фактора профессионального становления личности студента.
Формирование профессионально-педагогической культуры будущего педагога-музыканта является ключевой проблемой в образовательной практике, поскольку именно от нее в достаточной степени зависит образовательный результат.
В настоящее время существует множество определений культуры. Словарь русского языка С. И. Ожегова определяет культуру, с одной стороны, как совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей, а с другой - как высокий уровень чего-либо, высокое развитие, умение (производственная культура, культура речи, профессиональная культура и пр.) [1, с. 313]. По мнению В. Л. Бенина: «Культура представляет собой нормативные требования к любой деятельности человека, а потому существует столько видов культуры, сколько видов самой человеческой деятельности. Усложнение и диффе-
ренциация этой деятельности ведут за собой развитие и дифференциацию культуры, выделение в ней новых самостоятельных элементов и подсистем» [2, с. 10].
Понятие «профессионально-педагогическая культура педагога-музыканта» определяется с помощью множества характеристик и тесно связано с различными видами профессиональной деятельности педагога-музыканта: педагогической, исполнительской, методической и воспитательной работой, научно-исследовательской, организационно-управленческой и культурно-просветительской деятельностью. В связи с этим под профессионально-педагогической культурой будущего педагога-музыканта понимается многогранное понятие, которое включает в себя несколько подсистем (общая культура личности, исполнительская культура, методологическая культура и др.), и выражается в определенном уровне профессионально-педагогической деятельности.
Системное видение профессионально-педагогической культуры будущего педагога-музыканта предполагает рассмотрение ее функций как важного методологического элемента.
Понятие «функция» (от лат. Адпсйо - исполнение, осуществление) имеет много значений в различных науках. Для данного исследования наиболее точным будет понимание функции, используемое в социологии. Функция - назначение или роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому [3, с. 200]. Применительно к процессу формирования профессионально-педагогической культуры педагогов-музыкантов функция характеризует проявление ее свойств и возможностей в преобразовании личности, представляет собой способ действия при ее взаимосвязи с внешней средой и внутренними потребностями специалиста.
А. В. Наседкина. Функции профессионально-педагогической культуры в профессиональной подготовке.
Проблеме формирования профессионально-педагогической культуры посвящено значительное количество научных исследований в отечественной науке (И. Ф. Исаев, В. Л. Бенин, Е. В. Бонда-ревская и др.). Большинство исследователей выделяют функции профессионально-педагогической культуры из содержания ее структурных компонентов. И. Ф. Исаев под функциональными компонентами понимает «базовые связи между исходным состоянием структурных элементов педагогической системы и конечным искомым результатом» и выделяет следующие основные функции: гносеологическая, гуманистическая, коммуникативная, информационная, нормативная, обучающая и воспитывающая [4, с. 95].
В. Л. Бенин рассматривает следующие функции педагогической культуры: функция трансляции социального опыта, регулятивная (регуляция поведения обучающегося в процессе трансляции социального опыта и регуляция качественных характеристик личности обучаемого в процессе их формирования), семиотическая или знаковая, аксиологическая и творческая. Автор приходит к выводу, что все функции педагогической культуры реализуются во всех формах трансляции социального опыта и не могут быть «закрыты» только в школьных стенах [2, с. 36].
По мнению Е. В. Бондаревской, педагогическая культура является «универсальным феноменом, присущим всем общественным субъектам на разных уровнях их жизнедеятельности и отношений». Функцией педагогической культуры, по ее мнению, являются сохранение, передача, стимулирование, развитие человеческой культуры в целом [5, с. 69].
Представленные выше классификации отражают основную сущность функций профессионально-педагогической культуры и обусловлены ее структурными компонентами. Однако основные функции профессионально-педагогической культуры педагога-музыканта могут быть понятны глубже, если исходить из специфики и многогранности профессиональной деятельности специалиста. Основываясь на этих особенностях и научных работах исследователей, выделяем следующие функции профессионально-педагогической культуры педагога-музыканта: коммуникативная, информационно-познавательная, творческая, оценочная, гуманистическая, мотивационная, нравственная, воспитательная, рефлексивная, эстетическая.
Функционирование профессионально-педагогической культуры связано с достижением определенных целей в личностном развитии специалиста. Важными факторами профессионально-педагогического и личностного развития педагога-музыканта являются: внешние - социокультурная и образовательная среда и внутренние - будущая профес-
сиональная деятельность, самообразование и самовоспитание. В соответствии с этим можно выделить две группы функций профессионально-педагогической культуры - внешней и внутренней направленности.
Функции внешней направленности связаны с реализацией личностных потребностей в профессиональном становлении педагога-музыканта в условиях социума и образовательной среды. Во внешних связях проявляется социальная роль профессионально-педагогической культуры будущего педагога-музыканта. К данным функциям относим коммуникативную, нравственную, эстетическую.
Коммуникативная функция обеспечивает содержательно-образовательное информационное взаимодействие, организуемое в педагогических целях. В ее основе лежит потребность в общении с другими людьми для передачи или получения информации, установления и налаживания взаимоотношений педагога с коллегами, учениками, родителями и общественностью. Поскольку профессионально-педагогическая культура является неотъемлемым элементом взаимосвязи людей, то в процессе лич-ностно-профессионального становления специалиста данная функция будет определяющей.
Нравственная функция предполагает соблюдение определенных норм и правил, которые сложились в социуме в отношении профессиональной деятельности педагога-музыканта и отражает трудолюбие, доброту, активность, целеустремленность.
Эстетическая функция профессионально-педагогической культуры проявляется в эстетической и воспитательной деятельности педагога-музыканта и заключается в развитии эстетического вкуса, стремлении создавать эстетические ценности. Развитие личности педагога-музыканта тесно связано с эстетическим воспитанием, которое призвано формировать все стороны духовной жизни личности, позволяет правильно понимать и оценивать прекрасное в деятельности педагога-музыканта и обусловлено эстетическим воздействием на человека.
Функции внутренней направленности отражают ценностный потенциал в преобразовании личностных качеств студента и характерны для каждого из структурных компонентов профессионально-педагогической культуры. Функциями внутренней направленности являются информационно-познавательная, творческая, оценочная, гуманистическая, мотивационная, воспитательная, рефлексивная.
Информационно-познавательная функция непосредственно связана с исследовательской деятельностью студента и его обучением. Она заключается в передаче знаний и обеспечивает овладение студентом системой исполнительских, психолого-педагогических, музыкально-теоретических знаний, умений и навыков как основ профессиональной де-
ятельности. Действенность реализации данной функции выражается в применении научных знаний в конкретных условиях профессиональной деятельности. Также будущий педагог-музыкант должен ориентироваться в многообразном потоке информации, владеть средствами информационных технологий, уметь работать с информацией с помощью этих средств.
Творческая функция состоит в том, что профессионально-педагогическая культура представляет большие возможности будущим педагогам-музыкантам для развития и совершенствования у них творческих способностей, мышления и самостоятельности. Так как специфика профессии педагога-музыканта связана с творчеством, современный педагог-музыкант должен быть подготовленным к педагогической деятельности как творческому процессу, обладать значительным творческим потенциалом. В основе данной функции - создание условий для реализации творческого проявления личности в процессе профессиональной подготовки.
Оценочная функция профессионально-педагогической культуры связана с ее ценностными ори-ентациями, педагогическими и художественными ценностями, эстетическим отношением к музыке как виду искусства и средству воспитания, она обеспечивает осознание ценностей мировой художественной культуры. Профессионально-педагогическая культура педагога-музыканта является единством процесса создания профессионально-педагогических ценностей и процесса освоения этих ценностей. Данная функция предусматривает вовлечение студента в процесс освоения гуманистических ценностей педагогики и музыкального искусства, теорий и технологий ценностного взаимодействия субъектов музыкально-образовательного процесса.
Гуманистическая функция связана с развитием личности преподавателя, его творческой индивидуальности. В профессии педагога всегда содержится гуманистическое начало, реализуемое в стремлении воспитывать в обучающихся человеческое и создании условий для их гармоничного личностного развития. Гуманистическая направленность личности педагога-музыканта является одним из показателей высокого уровня сформирован-ности профессионально-педагогической культуры. По мнению И. Ф. Исаева, «гуманистическая функция педагогической культуры преподавателя вуза утверждает в учебно-воспитательном процессе общечеловеческие ценности, создает условия для развития способностей и дарований человека, служит укреплению сотрудничеству равенства, справедливости, гуманности в совместной деятельности» [4, с. 96]. Сущность данной функции заключается в определении гуманистических ценностей как ориентира развития профессионально-педагогической культуры педагога-музыканта.
Важное значение имеет мотивационная функция профессионально-педагогической культуры,
состоящая в том, что она формирует профессиональную мотивацию будущих педагогов-музыкантов, которая побуждает и направляет их деятельность к освоению профессии. Мотивация имеет определяющее значение для учебной деятельности. По мнению А. К. Макаровой, «мотивационная сфера учения - это то, что определяет, побуждает активность учащегося, что в целом детерминирует его учебное поведение» [6, с. 6]. Мотивация придает деятельности личностный смысл, обусловливает направленность личности и способствует ее самоутверждению. Поэтому в образовательной организации высшего образования необходимо создать условия для того, чтобы областью успешного самоутверждения оказалась профессионально-учебная деятельность.
Воспитательная функция профессионально-педагогической культуры педагога-музыканта отражает область воспитательной деятельности. Студент на основе психолого-педагогических и специальных знаний воспитывает в себе мотивы, убеждения, нормы поведения. Профессионально-педагогическая культура педагога-музыканта связана со способностью человека к саморазвитию. В качестве высшей формы саморазвития некоторые педагоги рассматривают самовоспитание. Самовоспитание - это сознательная, целенаправленная деятельность человека по совершенствованию своих положительных качеств и преодолению отрицательных [7, с. 122]. Поэтому профессионально-педагогическая культура реализует воспитательную функцию через формирование качеств личности, через образ жизни педагога и стремление к профессионально-личностному росту и самовоспитанию.
Рефлексивная функция связана с пониманием собственной профессиональной деятельности, а также оцениванием личностных качеств, эмоциональных реакций. Педагогическая рефлексия -это самоанализ осуществленной деятельности, оценка полученных результатов. Будущий педагог-музыкант должен понимать и анализировать причины ошибок и затруднений в образовательном процессе, чтобы добиться лучших результатов. Именно рефлексия выступает фактором самосовершенствования видов учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов-музыкантов: исполнительской, методической, коммуникативной, творческой, научно-исследовательской [8, с. 84].
Таким образом, в содержании профессионального музыкального образования на современном этапе особое место принадлежит формированию профессионально-педагогической культуры, являющейся определяющим фактором становления будущего педагога-музыканта. Представленные функции профессионально-педагогической культуры определяют многоаспектность содержания профессиональной деятельности педагога-музыканта и разнообразие форм ее реализации.
А. В. Наседкина. Функции профессионально-педагогической культуры в профессиональной подготовке...
Список литературы
1. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999. 939 с.
2. Бенин В. Л. Педагогическая культура: философско-социологический анализ. Уфа: Изд-во БГПИ, 1997. 144 с.
3. Кравченко А. И., Анурин В. Ф. Социология: учеб. для вузов. СПб.: Питер, 2003. 432 с.
4. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М.: Академия, 2004. 208 с.
5. Акопян А. В. Концепция педагогической культуры // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2013. № 1. С. 67-75.
6. Макарова А. К., Орлов А. Б., Фридман Л. М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М.: Педагогика, 1983. 64 с.
7. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Теория и методика воспитания. М., 2004. 384 с.
8. Ланкина Е. Е. Аспекты подготовки педагогов-музыкантов к научно-исследовательской деятельности в условиях вуза // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып.9 (137). С. 83-89.
Наседкина А. В., аспирант.
Самарский государственный институт культуры.
Ул. Фрунзе, 167, Самара, Россия, 443010. E-mail: anna_kostina87@mail.ru
Материал поступил в редакцию 14.04.2015.
A. V Nasedkina
FUNCTIONS OF PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL CULTURE IN THE PROFESSIONAL TRAINING
OF FUTURE TEACHERS-MUSICIANS
Formation of professional and pedagogical culture of the future teachers-musicians is one of the most important goals of modern music education because of the level of professional and pedagogical culture specialist depends on the success of professional activity, competitiveness and professionalism. The article discusses the functions of professional and pedagogical culture of the future teachers-musicians, the success of which is an important factor in the development of professional and personal qualities and achievements of high quality training. The following functions are identified: communication, information and cognitive, creative, evaluation, humanistic, motivation, moral, educational, reflective, aesthetic. The main attention is given to the characteristics of these functions.
The results of this study extend the knowledge about the methodological potential of professional pedagogical culture of the future teachers-musicians in the educational process.
Key words: culture; professional and pedagogical culture; future teachers-musicians; functions; functions of external and internal orientation.
References
1. Ozhegov S. I., Shvedova N. Yu. Tolkovyyslovar'russkogo yazika [Dictionary of Russian language]. Moscow, 1999. 939 p. (in Russian).
2. Benin V. L. Pedagogicheskaya kul'tura: filosofsko-sotsiologicheskyy analiz [Pedagogical culture: philosophical and sociological analysis]. Ufa, BGPI Publ., 1997. 144 p. (in Russian).
3. Kravchenko A. I., Anurin V. F. Sotsiologiya: uchebnik dlya vuzov [Sociology: a textbook for higher schools]. St. Petersburg, Piter Publ., 2003. 432 p. (in Russian).
4. Isaev I. F. Professional'no-pedagogicheskaya kul'turaprepodavatelya [Professional and pedagogical culture of the teacher]. Moscow, Akademia Publ., 2004. 208 p. (in Russian).
5. Akopyan A. V. Kontseptsiya pedagogicheskoy kul'tury [The concept of pedagogical culture]. Nauchnye problemy gumanitarnykh issledovaniy-Scientific problems of humanitarian researches, 2013, no. 1, pp. 67-75 (in Russian).
6. Makarova A. K., Orlov A. B., Fridman L. M. Motivatsiya ucheniya i eye vospitaniye u shkol'nikov[Motivation of the learning and its development in students]. Moscow, Pedagogika Publ., 1983. 64 p. (in Russian).
7. Roykov M. I., Bayborodova L. V. Teoriya imetodika vospitaniya [Theory and methods of Education]. Moscow, 2004. 384 p. (in Russian).
8. Lankina Ye. Ye. Aspekty podgotovki pedagogov-muzyikantov k nauchno-issledovatelskoy deyatelnosti v usloviyakh vuza [Aspects of training music teacher to research activities in the university]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2013, vol. 9 (137), pp. 83-99 (in Russian).
Nasedkina A. V.
Samara State Institute of Culture.
Ul. Frunze, 167, Samara, Russia, 443010. E-mail: anna_kostina87@mail.ru