ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (59), СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2007
Таким образом, содержание педагогической куль-туры раскрывается как система индивидуально-про-® фессиональных качеств, ведущих компонентов и функций. Педагогическая культура представлена как интегративное качество личности, условие и предпосылка эффективной педагогической деятельности.
Предмет нашего исследования составляет вопрос формирования педагогической культуры студентов вуза в социокультурной деятельности. В связи с этим нам необходимо рассмотреть педагогические условия формирования педагогической культуры студентов вуза в социокультурной деятельности.
Для выявления педагогических условий, способствующих эффективному функционированию модели формирования педагогической культуры студентов в социокультурной деятельности, в нашем исследовании были учтены потребности общества в специалистах, способных решать профессиональные задачи; определены: специфика подготовки специалистов в вузах, критерии, уровни процесса формирования педагогической культуры студентов вуза в социокультурной деятельности на основе системного, личностно-деятельностного и культурологического подходов.
На основе теоретического анализа выделены и основные положения формирования педагогической культуры студентов вуза в социокультурной деятельности, к которым мы относим: оптимизация про-граммно-методичекого обеспечения образовательного процесса; диагностика уровня формирования педагогической культуры студентов вуза; междисциплинарная интеграция, способствующая обогаще-
Трудолюбие признаётся в отечественной педагогической литературе (К.С. Абилов, Л.Я. Бондарев, З.Ф. Ефименко — Есарева, Г.С.Малунова, С.Е. Матушкин, Я.З.Неверович, И.Ф. Свадковский, И.П. Стогний, И.П. Чернецов и др.) как нравственное качество личности, которое влияет на все стороны человеческой личности. В моральном аспекте трудолюбие совершенствует человека; в психологическом — вызывает положительные эмоции; в физиологическом — является естественным способом расходования энергии человека; в эстетическом —
нию и систематизации знаний из научных областей в ходе подготовки студентов вуза. Обоснованные нами условия опираются на возможности личност-но-ориентированного подхода.
Библиографический список
1. Бондаревская, Е. В. Педагогическая культура [Текст] / Е. В. Бондаревская // Инновационная школа. 1997. - № 3. - С.7-8
2. Ерасов, Б. С. Российская культурология в контексте закрытия [Текст] / Б. С. Ерасов. Филос. науки. — 2000. — № 3, Ерасов Б.С. Социальная культурология. — М., 1998. - 228 с.
3. Захарченко, Е. Ю. Развитие педагогической культуры учителя в условиях обновления школы [Текст] : дис. ... канд. пед. наук. / Е. Ю. Захарченко. — Ростов-на-Дону [б. и. ], 1995. — С. 38.
4. Исаев, И. Ф. Профессионально— педагогическая культура преподавателя [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / И. Ф. Исаев. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 208 с.
5. Кравченко, А. И. Культуралогия [Текст] : учебник / А. И. Кравченко. — М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. - 288 с. 36, 37.
ИВАНОВА Ирина Владимировна, соискатель кафедры педагогики и психологии.
Дата поступления статьи в редакцию: 02.07.2007 г.
© Иванова И.В.
даёт наслаждение от процесса и результата труда; в социальном — является стремлением к достижению полезного результата. Трудолюбие — это основа успешности человека в профессиональной сфере, возможность самореализации, самовыражения и самоутверждения личности, средство устойчивости, социальной самозащиты и адаптации человека в обществе.
Д.И. Водзинский отмечает, что «труд нравственно формирует личность, но труд не сам по себе, а многосторонние общественные, нравственные отно-
удк378 С. В. ПИТЕНКО
Соликамский государственный педагогический институт
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ К ВОСПИТАНИЮ ТРУДОЛЮБИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье представлено теоретическое обобщение материала по проблеме воспитания трудолюбия у младших школьников как нравственного качества личности. Представлен опыт работы со студентами педагогического вуза, выявляющий эффективные методы и организационные формы работы, направленные на повышение уровня трудолюбия у младших школьников средствами искусства.
шения, в которые он включает молодого человека, будучи определенным образом организован» [1, с.36]. Поэтому формирование у подрастающего поколения нравственного отношения к труду — процессдлительный, включающий нравственное просвещение, организацию трудовой деятельности детей и воспитание на этой основе ряда нравственных качеств: трудолюбия, ответственности, порядочности, взаимопонимания и др.
Понятие «трудолюбие» принадлежит к числу сложных комплексных понятий. Оно вобрало в себя ряд черт, присущих различным неоднопорядковым явлениям — труду и любви. Труд является необходимым условием существования человека и его развития. Любовь определяется как чувство горячей сердечной склонности, влечение, стремление, склонность, тяготение. Таким образом, слово «трудолюбие» как бы соединяет два трудно соединимых слова — «труд» и «любовь». Первое означает необходимость, обязанность, другое — привязанность, склонность, влечение [4].
Трудолюбие мы понимаем как качество личности, которое проявляется в понимании ценности труда, в желании наполнить свой труд подлинно нравственным содержанием, в склонности к систематическому и творческому труду, в овладении необходимой системой знаний, умений и навыков, в преодолении собственной лени.
Проблему воспитания трудолюбия у школьников в третьем тысячелетии приходится решать по-новому, так как за последние десятилетия XX века в ходе социально — культурной трансформации России, её перехода к демократической модели управления и рыночной экономике существенно изменились социальные условия образования и воспитания. Одновременно изменились цели и способы учебно — воспитательного процесса в школе. Вместо формирования молодого человека по заранее заданному идеологическому образцу Концепцией модернизации российского образования предполагается ориентация образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, а на развитие личности, её познавательных и созидательных способностей [2].
В связи с этим выдвигаются новые задачи перед общеобразовательной школой в области труда:
- формирование представлений о необходимости труда в жизни людей и потребности трудиться; расширение и обогащение практического опыта детей; воспитание уважительного отношения к людям труда и результату их трудовой деятельности; воспитание трудолюбия, выработка терпения, усидчивости, сосредоточенности; развитие любознательности через развитие внимания, наблюдательности, памяти [5];
- формирование политехнических знаний и экологической культуры; развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи; воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения [6].
Начальное звено школы первый этап школьного образования и воспитания. Однако начальная школа не строит свою работу с «нуля». Дошкольный возраст следует рассматривать как базовую ступень формирования фундаментального личностного качества: трудолюбия. Исследования Г.С.Малуновой показали, что особенностями формирования трудолюбия у дошкольников выступа-
ют: «обогащение, наполнение наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности; сформированность практических умений и навыков, устойчивость интересов к различным видам игры и труда; стремление своим трудом принести пользу близким, окружающим людям; нетерпимое отношение к лени» [3, с. 307].
Непрерывная система образования, успешно функционирующая в нашем обществе, позволяетучебно
— воспитательный процесс в начальном звене школы строить с учётом достигнутых результатов дошкольников, а именно с опорой на сформированный уровень трудолюбия.
В младшем школьном возрасте индивиду важно осознать нравственную пользу личного труда. Смыслом воспитательной деятельности при этом становится воспитание отношения к себе как субъекту трудовой деятельности. Освоение ребёнком позиции субъекта труда обеспечивает в свою очередь благоприятные условия для воспитания отношения к труду как к первой жизненной необходимости. В целом можно сказать, что трудолюбие младшего школьника — это нравственное качество личности, проявляющееся в направленности на посильный систематический труд, эмоционально — положительном отношении к различным видам труда, характеризующееся достаточной осведомлённостью о труде и осмысленностью собственных действий, овладением способами самоконтроля и самооценки деятельности. Сущность формирования трудолюбия у младших школьников состоит в обогащении знаний о производственной деятельности взрослых, организации и руководстве учебной и трудовой деятельностью, расширение сферы общественно полезного труда, в выработке единой позиции педагогов и родителей в вопросах воспитания трудолюбивой личности. Результатом воспитания младшего школьника как трудолюбивой личности могут выступать взгляды ребенка на труд, его отношение к труду, посильная трудовая деятельность. Под взглядами мы понимаем знания, касающиеся нравственно ориентированного труда человека, в единстве с положительным отношением младшего школьника к любому труду и желанием участвовать в труде. Показателями воспитанности трудолюбия младших школьников являются: стремление овладеть новыми знаниями, умениями, навыками в различных видах деятельности, проявляя творческий подход к труду; умение определять цель, самостоятельно планировать действия, достигать положительных результатов; проявление инициативы, ответственности, старательности, самостоятельности, в труде; желание трудиться не только для себя, но и в интересах других; систематическое участие в различных видах деятельности без принуждения; бережное отношение к инструментам, материалам, продуктам своего и чужого труда; осознание общественной ценности труда.
Высшие учебные заведения должны быть специальным образом ориентированы на подготовку учителей начальных классов, способных осуществлять процесс воспитания трудолюбия у младших школьников. Так как им доверено воспитывать личность, от которой в дальнейшем будет зависеть прогрессивное развитие страны, нравственное благополучие каждого члена общества. Известно, что привычки, сформированные в детстве, ложатся в основу личностных качеств взрослого человека. Нельзя добиться изменений и устойчивых результатов в экономике, социальной сфере, окружающей среде, культуре, если
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (59), СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2007
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (59), СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2007
*
в обществе будут править лень, праздность и другие человеческие пороки. Будущим педагогам стоит задуматься сегодня, что ожидает выпускника школы в дальнейшем его жизненном самоопределении: карьера успешного, преуспевающего специалиста или пополнение армии ленивых, отлучённых от систематического труда людей? Человек, лишённый личного труда, как верно отметил К.Д.Ушинский, «теряет настоящую дорогу и перед ним открываются две другие, обе одинаково губительные: дорога неутолимого недовольства жизнью, мрачной апатии и бездонной скуки или дорога добровольного, незаметного самоуничтожения, по которой человек быстро спускается до детских прихотей или скотских наслаждений» [7, с. 51].
В настоящий момент в высших учебных заведениях академические курсы опираются на комплекс педагогических наук, методический подход реализуется через реалии современных образовательных подходов, вне связи с трудовым воспитанием. Однако недостаточно предложить будущему учителю знания о воспитании трудолюбия и о возможных последствиях выделения данного качества среди других в процессе формирования личности. Предоставляется возможным говорить о системе подготовки учителя с приоритетом ценностного, глубоко нравственного отношения к труду, природе, обществу, людям.
В настоящее время в государственном педагогическом институте г. Соликамска Пермского края нами накоплен определённый опыт подготовки будущих учителей начальных классов к воспитанию трудолюбия у младших школьников. Подчеркнём, что будущий учитель прежде всего сам должен обладать трудолюбием, чтобы стать примером для подражания своим ученикам. Повышение уровня сформированности трудолюбия студентов осуществляется через различные виды учебной и вне-учебной деятельности.
В преподавание таких дисциплин, как «Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом» и «Методика преподавания технологии с практикумом» заложен интегрированный подход, который подразумевает формирование у студентов через практическую творческую деятельность: системы специальных знаний о связи человека с создаваемой им культурной средой; созидательных возможностей личности; высокого уровня профессионализма.
Общий круг проблем, рассматриваемых на лекционных занятиях, касается изучения состояния проблемы нравственно-трудового и эстетического воспитания в педагогической науке и практике, сущности формирования личности с учётом общечеловеческих ценностей, методики преподавания данных дисциплин в начальном звене школы, исследовательской работы педагога по изучению влияния творческой деятельности на воспитание у детей трудолюбия. На практических занятиях создаётся особая нравственно -ориентированная атмосфера, способствующая активизации творческого потенциала студентов, оказывающая влияние на формирование профессиональных качеств будущего учителя: трудолюбия, дисциплинированности, ответственности, умение поставить цель, избрать пути её достижения, организованности, настойчивости, систематического и планомерного повышения своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда.
В рамках спецкурсов мы апробировали программы с региональным компонентом «Основы искус-
ства Прикамья», «Народная роспись Урала», «Русская народная игрушка». Искусство родного края содержит все составляющие народного мировоззрения. В нём прослеживается преемственность поколений, традиции и история народа. В произведениях народных мастеров предстают красота родной природы, особенности культуры русского народа, его талант, трудолюбие и оптимизм. Введение в процесс воспитания молодежи регионального компонента обеспечивает следующие направления развития студентов: информационное обогащение личности значимыми ценностями трудовой деятельности в соответствии с национальными традициями; овладение опытом передачи знаний о народных традициях в организованном педагогическом процессе; творческая реализация полученных знаний.
Задачи изучения названных дисциплин состояли в том, чтобы помочь студентам овладеть умениями решать актуальные проблемы воспитания школьников с учётом идей народного искусства, способствовать пониманию будущими учителями специфики организации разнообразных видов деятельности, направленных на воспитание у детей любви к искусству родного края, формирование у них трудолюбия, прилежания, самостоятельности, упорства в труде, сформировать у студентов потребность в повышении собственного уровня профессионализма. Если теоретические занятия позволяют осмыслить ценность трудолюбия для формирования личности, приобрести основные искусствоведческие знания, характеризующие эстетические, нравственные, художественные идеалы и нормы народа, выраженные в образах, сюжетах, колорите, орнаментации, то практическая работа обогащает практический опыт студентов выполнения объектов декоративно-прикладного искусства в народных традициях.
Лекционные и практические занятия дополнялись различными формами работы студентов во время внеаудиторных занятий:
- изучением искусствоведческих материалов, работой в архивах краеведческих музеев (г. Пермь, г. Соликамск, г. Березники, г. Чердынь, г. Екатеринбург);
- встречами, беседами с местными художниками г. Соликамска;
- посещением Дома-музея самобытных художников Н.Г. и С.И. Олейниковых, Квартиры-музея художника и египтолога М.М. Потапова;
- участием в работе мастер-классов «Народная кукла», «Глиняная игрушка», «Роспись по ткани (батик)», «Новогодний сувенир», в городских и региональных конкурсах-выставках творческих работ «Кукла- 2000», «Кукла- 2005» (г. Соликамск), «АРХИ-перспектива- 2007» (г. Екатеринбург);
- оформлением выставок творческих работ;
- оказание помощи младшим школьникам в реализации проектов, направленных на изменение со-цио-культурной среды общеобразовательных школ г. Соликамска;
- работой в Соликамском питомнике-дендрарии;
- написанием курсовых и выпускных квалификационных работ с обобщением индивидуального педагогического опыта.
Большое значение внеаудиторная, самостоятельная работа студентов приобретает при заочной форме обучения. В работе со студентами 5-го курса ФЗО мы апробировали программу спецкурса «Воспитание трудолюбия у младших школьников». Основная задача его изучения состояла в том, чтобы помочь студентам овладеть знаниями и умениями решать про-
блемы нравственно-трудового воспитания младших школьников. Лекционные занятия позволили раскрыть перед студентами исторический аспект проблемы воспитания трудолюбия у молодого поколения, определить сущность понятия трудолюбие как нравственного качества личности, выявить особенности организации учебно-воспитательной работы с младшими школьниками, рекомендовать литературу для повышения уровня педагогических знаний в исследуемой области.
При прохождении программы спецкурса студентам предлагаются следующие виды самостоятельной работы:
1. Составление словаря терминов, относящихся к области исследования.
Этот вид работы студентов проводится с целью грамотного использования психолого-педагогических понятий. Работа с терминами начинается с самого начала обучения. На лекционных занятиях при изложении материала преподаватель оперирует терминами, разъясняет их суть, поясняет примерами. Задача студента — систематизировать понятия в кратком словаре и в педагогической работе донести до учеников их верное трактование.
2. Проведение целенаправленных наблюдений за действиями младших школьников.
Примерные темы наблюдений — «Проявление самостоятельности учеником при организации и осуществлении творческой деятельности», «Предпочитаемые младшими школьниками виды труда», «Особенности формирования культуры труда у школьников на уроках технологии», «Реализация проекта», «Проявление интереса школьника к труду» и др. Для целенаправленной организации наблюдений студентам предлагается примерная программа, перечень вопросов, форма протокола наблюдения. Результаты наблюдений озвучиваются студентами на аудиторных занятиях.
3. Проведение диагностических исследований.
Студентам предлагаются разработанные методики и тесты, которые можно использовать для выявления нравственной ориентации учеников на труд, направленность личности воспитанника, степень сформированности отдельных качеств ученика, в первую очередь трудолюбия. Полученные результаты студенты озвучивают на родительских собраниях. Результатами исследований студенты обмениваются на аудиторных занятиях.
4. Проведение опытно-экспериментальной работы.
При написании курсовых и выпускных квалификационных работ студенты изучают теоретическое наследие педагогики, пополняют свои теоретические знания, обобщают индивидуальный педагогический опыт, разрабатывают методический аспект воспитания трудолюбия у младших школьников, выявляют причины лени и других отрицательных качеств личности современных школьников, предлагают пути изучения и развития индивидуальных способностей. Данная работа позволяет студентам осмыслить уникальность и индивидуальность каждой отдельно взятой личности воспитанника, понять ценность начального периода обучения в школе для формирования трудолюбия.
5. Выступление на научно-практической конференции.
Результаты исследовательской работы в материалах докладов и публикаций студентов способствуют распространению ценного педагогического опыта в исследуемой области.
Наиболее существенные результаты состоят в
том, что обобщено теоретическое наследие по проблеме воспитания трудолюбия у детей; выявлена сущность воспитания трудолюбия у младших школьников; определены основные методы и организационные формы работы с учениками; раскрыты педагогические условия, обеспечивающие повышение уровня сформированности трудолюбия в практике нравственно-трудового и эстетического воспитания; на базе общеобразовательных школ Пермского края проведено опытно-экспериментальное исследование с привлечением студентов Соликамского государственного педагогического института; обобщён и представлен в материалах публикаций педагогический опыт в исследуемой области.
Дальнейшее изучение проблемы подготовки педагогических кадров к воспитанию трудолюбия у младших школьников мы планируем вести по следующим направлениям:
- совершенствование форм учебной и внеучебной работы со студентами, направленных на новый, более высокий уровень сформированности трудолюбия;
- обеспечение спецкурсов дисциплин учебно-ме-тодической специальной литературой (методическими пособиями, методическими рекомендациями и др.) по воспитанию трудолюбия у детей дошкольного и младшего школьного возраста;
- учёт регионального компонента в учебно — воспитательном процессе;
- подбор и апробация диагностических методик, выявляющих уровень сформированности трудолюбия у младших школьников, у студентов (юного и зрелого возраста);
- подготовка программы спецкурса для студентов по специальности «Дошкольная педагогика и психология» с целью подготовки педагогических работников дошкольных учреждений к формированию трудолюбия у дошкольников на основе преемственности между ДОУ и начальной школой.
Библиографический список
1. Водзинский Д.И.Научные основы нравственного воспитания школьников. — Мн.: Высш. школа, 1982. — 176 с.
2. Матушкин С.Е. Трудолюбие: содержание и воспитание. — Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2002. — 115 с.
3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года / Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. № 1 (январь — февраль). С. 3 - 16.
4. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 - 4). В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2001. — 394 с.
5. Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Трудовое обучение. 1 — 4 кл. 5—11 кл. — М.: Просвещение, 2006. — 240 с.
6. Малунова Г.С. Теоретические основы воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста: Дис. ... докт. пед. наук. — Улан-Удэ, 2001. — 348 с.
7. Ушинский К.Д. о воспитании: Золотой фонд педагогики / Сост. Н.М. Матвеева. — М.: Школьная пресса, 2003. - 192 с.
ПИТЕНКО Светлана Владимировна, старший преподаватель кафедры педагогики и частных методик.
Дата поступления статьи в редакцию: 29.08.2007 г.
© Питенко С.В.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (59), СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2007