Научная статья на тему 'Формирование культурных компетенций бакалавров в процессе ознакомления с искусством эпохи Возрождения'

Формирование культурных компетенций бакалавров в процессе ознакомления с искусством эпохи Возрождения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
225
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ханмурзина Р. Р.

В статье раскрывается проблема формирования общекультурных компетенций студентов. Анализируется сущность и содержание общекультурных компетенций бакалавров по направлению подготовки «Туризм». Рассмотрены возможности формирования у студентов общекультурных компетенций в процессе изучения курса «Мировая культура и искусство».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ханмурзина Р. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of cultural competences of bachelors in the course of acquaintance with Renaissance art

In the article, the problem of formation of students’ common cultural competences is revealed. The essence and the maintenance of bachelors in the "Tourism" training field’ common cultural competences are analyzed. The possibilities of formation of the students’ common cultural competences in the process of studying the course "World Culture and Art" are considered

Текст научной работы на тему «Формирование культурных компетенций бакалавров в процессе ознакомления с искусством эпохи Возрождения»

УДК 378: 371

Р.Р.Ханмурзина

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ИСКУССТВОМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Аннотация: в статье раскрывается проблема формирования общекультурных компетенций студентов. Анализируется сущность и содержание общекультурных компетенций бакалавров по направлению подготовки «Туризм». Рассмотрены возможности формирования у студентов общекультурных компетенций в процессе изучения курса «Мировая культура и искусство».

Ключевые слова: студенты, профессиональная подготовка, общекультурные компетенции, эпоха Возрождения.

Hanmurzina R.R. formation of cultural competences of bachelors in the course of acquaintance with

RENAISSANCE ART

Summary: in the article, the problem of formation of students' common cultural competences is revealed. The essence and the maintenance of bachelors in the "Tourism" training field’ common cultural competences are analyzed. The possibilities of formation of the students’ common cultural competences in the process of studying the course "World Culture and Art" are considered.

Keywords: students, professional training, common cultural competences, Renaissance.

Современные условия рынка труда предъявляют повышенные требования к процессу профессиональной подготовки студентов. Важным компонентом профессионального образования является формирование культурных компетенций у будущих (бакалавр - туризм). Введение культурных компонентов в содержание образования содействует развитию интеллектуальнозрелой личности студента и предоставляет ему возможность эффективно решать социокультурные задачи независимо от их типа и уровня.

Развитие профессионального образования на современном этапе связано с формированием единого образовательного пространства, содержательной компонентой которой является стремление современной личности к познанию нового, художественному творчеству, саморазвитию.

В документах Болонского процесса, а также в Концепции модернизации российского образования до 2010г. говорится о том, что «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбу страны» [1].

Профессиональное образование ориентировано на реализацию Федерального Государственного Образовательного Стандарта третьего поколения, определяющего основные требования к выпускнику образовательного учреждения. Современные вызовы в образовании ориентируют обучающихся на постоянное пополнение и обновление знаний, совершенствование умений и навыков, их закрепление и превращение в «компетенции/компетентность» обучающихся.

Идея формирования компетенций в учебном процессе была выдвинута экспертами Совета Европы в 1996 году в «Европейском проекте образования». Надо отметить, что, хотя в документах Европейского союза понятия «компетенция» и «компетентность» не различаются, тем не менее, прописаны 309 различных компетентностей. Главные из них: изучать (уметь извлечь пользу из опыта, уметь решать проблемы, заниматься самообразованием); думать (находить взаимосвязь прошлого и настоящего, критически осмысливать проблему, высказывать свою позицию); искать; приниматься за дело (включаться в проект, нести ответственность, уметь организовывать свою работу); сотрудничать; адаптироваться и уметь использовать новые технологии.

Обобщенно-теоретический анализ понятий «компетентность» и «компетенции», проведенный академиком РАО, профессором, д.п.н. Мухаметзяновой Г.В., показал, что российские исследователи вкладывают различное содержание в данные понятия. С точки зрения Эльконина Б.Д., «компетентность представляется радикальным средством модернизации»; другие авторы (А.МАронов, Г.П.Щедровицкий) компетентность определяют как «готовность специалиста включиться в определенную деятельность» или как атрибут подготовки к будущей профессиональной деятельности. Дифференциация понятий «компетенция» и «компетентность» прослеживается в работах ИАЗимней, А.В.Хуторского, Ю.А.Фролова, Ю.Г.Татура и др. Представители этого направления полагают, что понятие компетентности «шире понятия знание, или умение, или навык, оно их включает в себя, наряду с мотивационной, этической, социальной и поведенческой

составляющими»[2]. Мы придерживаемся определения, предложенного А.В. Хуторским, по мнению которого «компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность - это владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и к предмету деятельности» [3, с.141].

Проблема формирования культурных компетенций личности у студента-бакалавра по направлению подготовки «Туризм» также охватывает большой круг вопросов его профессиональной подготовки. Существенно видоизменяется формула образованности, которую во все большей мере определяет не количество знаний, а общее развитие, культура мышления, способность человека включаться в контекст профессиональной деятельности. Одна из главных задач профессиональной подготовки будущего специалиста по туризму - развитие его художественно-творческой индивидуальности. Будущий профессионал в области туризма при решении данной задачи должен развить в себе следующие качества:

1. интеллигентность (аккуратность, тактичность, доброжелательность, толерантность, прогрессивность во взглядах, способность к постоянному художественно-творческому саморазвитию);

2. духовное богатство (стремление понять цель и смысл жизни, свое профессиональное предназначение, духовный мир, чувствительность к красоте мира, человеческих взаимоотношений);

3. гуманность (доброта, милосердие, любовь ко всему живому);

4. конкурентоспособность (совершенствование своего мастерства, своей компетентности, с тем чтобы соответствовать современным профессиональным требованиям).

Формируя культурные компетенции у будущих специалистов по туризму, необходимо обратить внимание на их отличительные особенности. По мнению А.Я.Флиера, какой бы специальностью ни овладевал человек в процессе своего профессионального становления, самой важной для него является «профессия полноценного члена общества» [4, с. 5]. Он считает, что культурной компетентностью личности может быть назван комплекс ее систематических знаний и представлений, умений и навыков, традиций и ценностных ориентаций. «Это понятие обозначает, прежде всего, ту условно достаточную степень социализированное™ и инкультурированности индивида в обществе проживания, которая позволяет ему свободно понимать, использовать и вариативно интерпретировать всю сумму обыденных (неспециализированных) знаний, а отчасти и специализированных, но вошедших в обыденный обиход, составляющих норму общесоциальной эрудированности человека в данной среде; сумму образцов, законов, обычаев, запретов, правил этикета и иных регулятивов поведения; вербальных и невербальных языков коммуницирования; систему общепринятых символов, мировоззренческих оснований, идеологических и ценностных ориентаций, непосредственных оценок, социальных и мифологических иерархий и т.п. Культурная компетентность личности может быть охарактеризована и как определенного рода утонченность параметров ее социальной адекватности среде проживания, как идеальная форма проявления этой адекватности» [4, с. 5].

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 100400.62 «Туризм» (квалификация (степень) "бакалавр") предлагает выпускнику овладеть общекультурными компетенциями при изучении курса «Мировая культура и искусство». На наш взгляд, наиболее значимыми для данного направления являются следующие общекультурные компетенции:

- способность к интеллектуальному, культурному, нравственному, физическому и профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию (ОК-1);

- способность к достижению целей и критическому переосмыслению накопленного опыта (ОК-2);

- готовность к восприятию культуры и обычаев других стран и народов, с терпимостью относиться к национальным, расовым, конфессиональным различиям, способностью к межкультурным коммуникациям в туристской индустрии (ОК-7);

- стремление к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; может критически оценить свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства их развития или устранения, способен к бесконфликтной профессиональной деятельности в туристской индустрии (ОК-8);

- способность понимать социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к профессиональной деятельности в туристской индустрии (ОК-9).[5]

Формирование данных общекультурных компетенций может проходить в процессе изучения одного из разделов курса «Мировая культура и искусство» - «История искусства эпохи Возрождения».

Возрождение - это промежуточная эпоха между Средневековьем и Новым временем, предтеча дальнейших трансформаций, которые будут переживать искусство и культура. Несмотря на переходный период этой эпохи, в искусстве эпохи Возрождения утвердился самостоятельный художественный стиль, появившейся во всех видах пластического искусства: архитектуре, скульптуре, живописи. Этот стиль выразил художественный и мировоззренческий идеал времени.

Художественный гений Возрождения стремился к идеалу. Художники выражали дух эпохи, обращаясь к традиционным христианским сюжетам, с той только разницей, что под их кистью, резцом они приобретали абсолютно материальное и реалистическое воплощение, тем самым демонстрируя возможность дерзкого совмещения идеально-воображаемого и реалистического. Ренессансное стремление к совершенству представляло собой глобальную мировоззренческую программу с установкой на создание совершенных и прекрасных образов.[6, с.93,94]

Нам хотелось бы предложить краткое описание открытого занятия на тему: «Человек в центре мира». Цель занятия: ознакомление с творчеством мастеров эпохи Возрождения и их влияние на развитие и становление современной личности. Форма занятия: проблемная лекция с элементами театрализации и ролевой игры.

Группа студентов заранее делится на две части: одни играют роль гидов, а другие - роль туристов. На начальном этапе занятия все студенты слушают небольшую вводную лекцию об эпохе Возрождения, знакомятся с городами Ренессанса, с гуманистами, их идеями. Вторым этапом будет театрализованное действие, когда гиды со своими туристами отправятся по музеям различных стран: Италии, Франции, Нидерландов, Германии и будут на разных языках рассказывать о том, какой след эпоха Возрождения оставила в истории каждой страны. Студенты-туристы познакомятся с идеями гуманизма и титанизма, их особенностями.

Студентам-гидам будет предложено осветить в ходе экскурсии следующие вопросы: кого называли гуманистом и для чего человеку необходима «гуманитарная образованность»? Ответ на эти вопросы студенты - туристы получают в процессе знакомства с биографией и творчеством титанов эпохи Возрождения - Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэля Сатти, Джорджо Вазари, Пико дела Мирандола, Альбрехта Дюрера и др.

На следующем этапе занятия студентам можно предложить провести круглый стол по следующим вопросам:

1. Почему этот этап в культуре получил название Возрождения?

2. Почему первых философов Возрождения называли гуманистами?

3. Что такое «достоинство» в понимании гуманистов? Почему достоинство человека, как считали в эту эпоху, связано с «гуманитарными» занятиями («Студия Хуманитатис»)?

4. Как относились гуманисты Возрождения к толпе? Какова основа их аристократизма?

5. Отличается ли современное понимание гуманизма от возрожденческого?

В конце занятия можно предложить студентам написать небольшое эссе на тему: «Леонардо да Винчи - величайший гений человечества».

Формирование общекультурных компетенций будущих специалистов по туризму в процессе ознакомления с искусством эпохи Возрождения направлено на совершенствование их культурного кругозора, готовности к восприятию культуры других стран, способности к межкультурным коммуникациям в туристской индустрии. Итогом ознакомления студентов - бакалавров по направлению подготовки «Туризм» с искусством эпохи Возрождения является освоение студентами необходимой совокупности художественно-эстетических и культурно-творческих представлений, формирование компонентов нравственно-эстетического сознания как качества личности.

Успешность процесса формирования культурных компетенций у студентов - будущих специалистов по туризму в значительной мере зависит от профессорско-преподавательского состава вуза, от его готовности к интеграции культурно-творческой и профессиональной образованности обучащейся молодежи. Процесс формирования культурных компетенций студентов в процессе профессиональной подготовки должен содействовать развитию у них способности эмоционально воспринимать и переживать окружающий мир; освоению культурно - художественных знаний и ценностных ориентаций; активизации творческого отношения к окружающей действительности, к себе, к деятельности.

Литература

1.Мухаметзянова Г.В., Щербаков В.С. Теоретические и методологические проблемы компетентностного подхода к качеству подготовки специалистов в негосударственном вузе // Компетентностный подход подготовки специалиста в негосударственном вузе: теория, технология, практика: Материалы научнопрактической конференции.(6 февраля 2008 г. г. Казань). - Казань: АСО (КСЮИ), 2008.- 198с.

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (утв. Правительством РФ от 29.12.01 № 175 - р.) - М.: АПК и ПРО, 2002. - 24с.

3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской / / Учебник в обновляющейся школе. - М.: ИОСО РАО, 2002. - С.135-157.

4. Флиер А. Я. «Культура мира» и культурная компетентность // Обсерватория культуры. - 2004. - № 2. - С. 4-

11.

5. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Высшего Профессионального Образования по направлению подготовки 100400 Туризм (квалификация (степень) "бакалавр").

6. История искусств: учебное пособие / коллектив авторов; под науч. ред. Г.В.Драча, Т.С. Паниотовой. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2013. - 680 с. - (Бакалавриат).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.