УДК 378.147
Лапин Дмитрий Васильевич
Старший преподаватель, институт молодёжной политики и социальной работы, Новосибирского государственного педагогического университета, [email protected], Новосибирск
формирование общекультурных компетенций будущих
БАКАЛАВРОВ ПО РАБОТЕ С МОЛОДЕЖьЮ В МУЛьТИКУЛьТУРНОМ
образовательном пространстве вуза
Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования общекультурных компетенций будущих бакалавров по работе с молодёжью в условиях усиления межэтнических противоречий в молодёжной среде современной России. Проанализированы особенности развития, структура, содержание общекультурных компетенций, определены специфические черты общекультурных компетенций бакалавра по работе с молодёжью. На основе проведенного теоретического исследования выявлена и обоснована необходимость использования в рамках формирования общекультурных компетенций бакалавра по работе с молодёжью мультикультурного образовательного пространства учреждений высшего профессионального образования. В заключение статьи определяются конкретные методы и формы, способствующие развитию общекультурных компетенций в мультикультурном образовательном пространстве высшей школы.
Ключевые слова: мультикультурное образовательное пространство; общекультурные компетенции; бакалавр по работе с молодёжью; государственная молодёжная политика.
Lapin Dmitriy Vasilyevich
Senior Teacher, The Institute of Youth Policy and Social Work, Novosibirsk State Pedagogical University, [email protected], Novosibirsk
DEVELOPMENT OF CULTURAL COMPETENCES OF FUTURE BACHELORS SPECIALIZING IN THE WORK WITH YOUTH IN THE MULTICULTURAL LEARNING ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY
Abstract. The paper deals with the development of cultural competencies of future bachelors specializing in the work with youth, under the conditions of increasing inter-ethnic conflicts in the youth communities in modern Russia. The peculiarities of cultural competences development, their structure, and content are analyzed. The specific features of cultural competences of bachelors specializing in the work with youth are identified. On the basis of the theoretical research, the necessity of using the multicultural learning environment of a high school in developing cultural competencies of future bachelors specializing in the work with youth is identified and approved. In conclusion, the author identifies specific forms and methods that promote the development of cultural competences in a multicultural learning environment of a high school.
Keywords: multicultural learning environment; cultural competence; bachelors specializing in the work with youth; state youth policy.
На современном этапе развития сферы молодёжной политики возрастает потребность в подготовке высшей школой высококультурных специалистов, способных непосредственно взаимодействовать с представителями различной культурной инако-вости в условиях усиления миграционных потоков, пробуждения национального самосознания и расширения международного сотрудничества.
Ведущим кадровым ресурсом сферы го-
сударственной молодёжной политики являются выпускники специальности «Организация работы с молодежью», которая с 2003 года введена в отечественную систему высшего профессионального образования. Федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения предполагает, что в результате освоения основной образовательной программы высшего профессионального образования направления подготовки «Организация работы с мо-
лодежью», будущий бакалавр должен обладать 16 общекультурными компетенциями. Выделим наиболее важные компетенции в рамках рассматриваемой проблемы: готовность проявлять расовую, национальную, этническую, религиозную толерантность, готовность к повышению своего культурного уровня, способность ясно, и аргументировано формулировать свои мысли в устной и письменной формах, в том числе на иностранном языке и др. Разработчики стандарта третьего поколения планируют, что овладение студентами общекультурными компетенциями в процессе обучения, позволит будущему работнику самостоятельно разрешать нестандартные задачи, стремиться к непрерывному самообразованию и ответственно относится к результатам своей профессиональной деятельности. М. Г. Си-някова, определяет статус общекультурных компетенций в составе базовых компетенций, как первообразной и фундаментальной составляющей для таких образований, как профессиональная готовность и компетентность, профессионализм, мастерство, индивидуальное творчество и др. [7].
Следовательно, высокий уровень владения общекультурными компетенциями необходим для бакалавров по работе с молодёжью и содействует в перспективе овладению специальными профессиональными компетенциями, необходимыми для эффективной деятельности в молодёжной среде. По мнению Н. К. Чапаева, общекультурные компетенции выступают в качестве мотора, приводящего в движение деятельностный потенциал личности [9, с. 16]. Тем самым этот вид компетенций, возможно, рассматривать как основу для перехода специалиста в различные профессиональной позиции в условиях реформирования государственной молодёжной политики в России.
Для подробного рассмотрения понятия общекультурная компетенция проведем обзор научных трудов по данному вопросу и на основании позиций авторов (А. В. Белкин, Л. И. Берестова, Т. Е. Исаева, В. Н. Куни-цина, В .В. Нестеров, Д. Равен, Р. Уайт, Н. Хомский, А.В. Хуторской, Э. Шорт и др.) разграничим периоды становления рассматриваемой концепции в рамках образовательной сферы.
С 1960-х по 1970-е гг. // категория компе-
тенция входит в научный обиход, проводятся исследования различных видов языковой компетенции. С 1970-х по 1990-е гг. - категория компетенция используется в практике и теории обучения языкознанию, в коммуникативном обучении. В период с 1990-х и по настоящее время расширяются научные исследования компетенций в контексте образования, повышается внимание научного сообщества на рассмотрении компетенций в профессиональной сфере.
За сравнительно короткий исторический период компетенция становится базовым понятием новейшего подхода к содержанию современного образования. В 2002 году А. В. Хуторской вводит в научный оборот понятие общекультурная компетенция, определяемое, как особенность национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов и др. [3, с. 143].
В исследованиях направленных на изучение общекультурной компетенции выделяют разнообразные подходы к установлению её сущности. Так О. В. Гусевская определяет общекультурную компетенцию, как готовность учащихся к гармоничному вхождению в культурное пространство человечества, к диалоговой форме общения с окружающими людьми; как коммуникативную, эстетическую и этическую культуру выпускника [2, с. 131]. Г. Н. Симдянова понимает под общекультурной компетенцией, способность человека ориентироваться в пространстве культуры [6, с. 262].
На сегодняшний день в научном сообществе не существует общепринятой позиции по структуре и содержанию компонентов общекультурной компетенции. Исследователи рассматривают данные компетенции как многокомпонентное образование, выделяя в них следующие компоненты: творческий, аксиологический, эмоциональный, когнитивный, операционально-деятельностный, информационно-коммуникативный, мотива-ционно-ценностный.
Для определения содержания общекультурной компетенции будущего выпускника обратимся к сфере молодежной политики, как его непосредственной профессиональной деятельности, где важнейшим приоритетом, провозглашённым в Стратегии государственной молодёжной политики Рос-
сийской Федерации является создание условий и возможностей для успешной социализации молодёжи [8, с. 2]. В федеральном государственном образовательном стандарте по направлению подготовки «Организация работы с молодежью» определяются объекты профессиональной деятельности: социокультурные процессы в молодежной среде, свойства и состояния молодёжи, их проявления в различных областях социальной деятельности и взаимодействия на уровне индивида, группы, сообщества.
Таким образом, в общем виде суть деятельности данного бакалавра заключается в решении проблем социализации различных категорий молодёжи. Поэтому общекультурная компетенция будущего бакалавра по работе с молодёжью составляет готовность к вхождению в мультикультурную социальную среду, освоение общей и управленческой культуры, способность к диалоговой форме коммуникации с молодёжной аудиторией.
В этой связи актуальной задачей стоящей перед отечественной высшей школой в направлении подготовки будущих организаторов работы с молодёжью является содержательное наполнение всех компонентов общекультурной компетенции. Между тем в учреждениях высшего профессионального образования, как правило, основное внимание фокусируется на формировании профессиональных компетенций, а развитие общекультурных компетенций, часто оказывается затруднено и зависит от возможностей и инициативы профессорско-преподавательского состава учреждения. Решению данной проблемы может способствовать образовательное пространство высшего учебного заведения, организованное с учётом сложившегося культурного многообразия.
Понятие «образовательное пространство» было включено в научной лексикон Е. В. Мещеряковой и М. Я. Виленским: целостная интегративная единица «социума и мирового образовательного пространства, нормативно или стихийно структурированную и имеющую свою систему координат, которая, по их мнению, способствует эффективной профессиональной подготовке педагога» [1, с. 10].
В педагогическом терминологическом словаре отмечается, что «образовательное пространство - своеобразный лаг между эм-
пирическим восприятием образовательного комплекса и многокомпонентной и многоуровневой системой, включающей в себя не только отдельную совокупность учреждений, управленческую структуру со средствами обучения, мебелью и оборудованием, но специфические условия, факторы, связи и взаимодействия субъектов образования, определяющие характер педагогических процессов» [4, с. 49].
На основе анализа научно-педагогической литературы (А. И. Бондаревской, С. А. Бородачевым, Н. А. Бочарниковой,
B. Г. Веселовой, Т. А. Жданко, Т. А. Ольховой, И. С. Пономаревой, Л. Л. Редько, Э. К. Самерхановой, Л. О. Сулима,
C. В. Шмачилиной, А.В. Шумаковой и др.) выделим основное свойство этого образовательного пространства - полифункциональность. Данное свойство возникает при наличии определенных условий и исполняет различные функции, основными из которых являются развивающая и формирующая. Особенность образовательного пространства большинства современных российских вузов заключается в наличии смешанного национального состава, что позволяет обозначить его, как мультикультурное образовательное пространство. Как утверждает Г. В. Палаткина - мультикультурное образовательное пространство - такая форма жизнедеятельности, которая выводит учебное заведение в широкий мир этнической и мировой культуры, намного расширяет возможности личностного и профессионального саморазвития, самореализации и самоопределения [5, с. 56].
Следовательно, использование потенциала мультикультурного образовательного пространства, открывает возможность создавать необходимые условия для формирования общекультурных компетенций без увеличения объёма учебной нагрузки по дисциплинам социально-гуманитарного цикла, за счёт существующего этнокультурного капитала высшей школы. Решение данной задачи требует взаимодействия педагогических, методических, административных структур, а так же студенческого самоуправления вузов, и предполагает формирование особой системы, адекватной сущности и содержанию культуры межэтнических отношений среди студентов.
Мультикультурное образовательное пространство позволяет расширять сферу осведомленности будущих бакалавров о культурных особенностях различных этнических и конфессиональных общностей в рамках организации и проведения всевозможных фестивалей культур, национальных игр, календаря национальных праздников, создания студенческих дискуссионных клубов по обсуждению тематики связанной с культурным многообразием в молодёжной среде и др.
Стимулировать самостоятельную деятельность студентов по формированию общекультурных компетенций возможно посредством расширения использования различных средств и форм учебной деятельности. В рамках мультикультурного образовательного пространства учреждения -возможно, использовать проектный метод, решение комплексных задач, написание творческих работ на основе проблемных ситуаций возникших на национальной основе в молодёжной сфере, метод ролевых игр, тренингов на сплочение студентов различной национальной принадлежности и т.д.
Отдельным способом формирования данных компетенций у бакалавров данного направления является активное участие в практике студентов в государственных и некоммерческих структурах действующих в этнокультурной молодёжной сфере. Организация подобной практики будет способствовать повышению уровня общекультурных компетенций будущих выпускников в результате профессионального взаимодействия с представителями различных этнокультурных групп, существующих в регионе.
Таким образом, обозначим ряд мер, содействующих развитию общекультурных компетенций в мультикультурном образовательном пространстве высшей школы:
- стимулирование самостоятельной работы студентов над формированием общекультурных компетенций путем осведомления их о перспективах профессиональной самореализации в сфере развития этнотолерант-ности в молодёжной среде.
- расширение сотрудничества системы высшего профессионального образования с различными национально-культурными автономиями и государственными органами в сфере проведения практики студентов данного направления, включающее взаимодей-
ствие с представителями различных национальных сообществ.
- расширение применения различных технологий и методов учебной работы, направленных на увеличение знаний студентов о культурном многообразии.
Необходимо учитывать, что достижение высокого уровня в формировании общекультурных компетенций в рассматриваемом пространстве высшей школы возможен, только если студент ставится в положение активного субъекта познавательной и практической деятельности.
Использование возможностей мульти-культурного образовательного пространства высшей школы, в качестве инструмента по формированию общекультурных компетенций позволяет реализовывать комплекс мер обеспечивающих вырабатывание и непрерывное повышение у студентов объёма исходной общекультурной разноплановой информации, овладение способами ее аккумулирования и обновления за счёт самостоятельной деятельности студентов. Тем самым это будет способствовать более качественному овладению выпускником общекультурной компетентностями, предусмотренными в направлении подготовки «Организация работы с молодежью».
Сформированные общекультурные компетенции будущих бакалавров по работе с молодёжью в мультикультурном образовательном пространстве, содействует этнической идентификации и развитию культурного самосознания обучаемых, что в целом препятствует этнокультурной изоляции, способствует развитию межнациональных взаимоотношений и этнотолерантности в профессиональной деятельности в рамках реализации государственной молодёжной политики.
Библиографический список
1. Виленский М. Я. Образовательное пространство как педагогическая категория // Педагогическое образование и наука. - М., 2002. -№ 2. - С. 8-18.
2. Гусевская О. В. Формирование коммуникативной культуры личности как основа общекультурной компетентности // Ценности и смыслы.-М., 2009. - № 1. - С. 131-141.
3. Компетенции в образовании: опыт проектирования. - М.: Научно-внедренческое предпри-
ятие «ИНЭК», 2007. - 327 с.
4. Педагогический терминологический словарь. - СПб.: Российская национальная библиотека, 2006. - 140 с.
5. Принципы и условия мультикультурно-го образования: монография. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2008. - 137 с.
6. Симдянова Г. Н. Методика формирования общекультурных компетенций у учащихся школы // Вектор науки ТГУ - 2012. - №1. - С.262-263.
7. Синякова М. Г. Основные подходы к определению сущности общекультурной компетентности бакалавра // Международный журнал экспериментального образования. - 2010. -
№9. - С.24-25.
8. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации: Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 18.12.2006 г № 1760-р. М., Министерство образования и науки Российской Федерации. 2006. - 24 с.
9. Чапаев Н. К. Интеграция образования и производства: методология, теория, опыт: монография. - Челябинск: ЧИРПО; Екатеринбург: ИРРО, 2007. - 408 с.
10. Юрочкина И. Ю. Развитие социальных компетенций молодёжи в условиях деятельности общественных организаций: теоретический аспект // Сибирский педагогический журнал. -2012. - №8. - С. 165-171.