ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Сысоева Н. А. Современные образовательные технологии в процессе формирования общекультурных компетенций у студентов педагогического вуза средствами иностранного языка//Концепт. - 2015. - № 10 (октябрь). - ART 15350. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15350.htm. - ISSN 2304-120X.
ART 15350
УДК 378.147
Сысоева Наталия Александровна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград svsoeva76@mail.ru
Современные образовательные технологии в процессе формирования общекультурных компетенций у студентов педагогического вуза средствами иностранного языка
Аннотация. Статья посвящена процессу формирования общекультурных компетенций у студентов педагогического вуза. Дисциплина «Иностранный язык» является одним из средств формирования общекультурных компетенций, по мнению автора статьи, наряду с другими гуманитарными дисциплинами. В статье рассматриваются современные образовательные методы и технологии, с помощью которых преподаватели иностранного языка формируют общекультурные компетенции у студентов Волгоградского государственного социально-педагогического университета.
Ключевые слова: компетентность, компетенция, общекультурные компетенции, формирование общекультурных компетенций, современные образовательные технологии.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Ориентация на подготовку конкурентоспособного специалиста, который может самостоятельно получать и анализировать полученные знания благодаря сформированному умению ориентироваться в современном информационном пространстве, становится одним из важнейших направлений подготовки специалистов в системе высшего образования. Аккумуляция и переработка полученных знаний затем применяется специалистом к различным сферам профессиональной деятельности. Разработка и использование в образовательном процессе современных образовательных технологий, позволяющих подготовить специалиста такого уровня, становится важным аспектом в направлении развития современной системы высшего образования.
Данные требования предъявляются ко всем специалистам, заканчивающим высшее учебное заведение. Подготовка специалистов с указанными знаниями, умениями и навыками происходит при ориентации системы высшего образования на формирование у специалиста общекультурных компетенций. Процесс формирования общекультурных компетенций происходит в течение всего периода обучения в вузе, однако фундамент формирования данных компетенций закладывается на первом и втором курсах, когда студенты изучают дисциплины социально-гуманитарного цикла, такие как «Философия», «Логика», «История», «Психология», «Иностранный язык». Изучая дисциплины социально-гуманитарного цикла, студент развивает свои аналитические способности, приобретает навыки поиска информации в глобальных компьютерных сетях, учится выступать публично, работать в команде.
На наш взгляд, к формированию общекультурных компетенций наиболее ответственно стоит подходить в процессе подготовки педагогических кадров, поскольку педагог является основным звеном в передаче от поколения к поколению культурных ценностей и знаний, накопленных человечеством в течение тысячелетий.
1
ISSN 2304-12QX
научно-методический электронный >курнал
Сысоева Н. А. Современные образовательные технологии в процессе формирования общекультурных компетенций у студентов педагогического вуза средствами иностранного языка//Концепт. - 2015. - № 10 (октябрь). - ART 15350. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15350.htm. - ISSN 2304-120X.
Рассмотрим более подробно общекультурные компетенции, формируемые у студентов педагогического вуза на начальном этапе обучения посредством дисциплин социально-гуманитарного цикла. В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата выделены основные компетенции, которыми должен обладать выпускник по направлению подготовки «Педагогическое образование».
Так, согласно ФГОС ВПО выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
- «владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
- способностью анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);
- способностью использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);
- готовностью использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готовностью работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);
- способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);
- способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);
- способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15)» [1].
Перечисленные выше общекультурные компетенции формируются на занятиях дисциплин социально-гуманитарного цикла.
Модернизация содержания и технологий подготовки педагогических кадров путем приведения их в соответствие с современными потребностями общества и рынка труда находит свое отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. и Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг.
Введение федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) актуализирует проблему становления профессиональной компетентности студентов педагогического вуза и формирования у них таких компетенций, как умение взаимодействовать в коллективе, толерантно воспринимать социальные и культурные различия окружающих людей, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики и многих других. Таким образом, к подготовке студентов педагогического вуза предъявляются достаточно высокие требования, а высокий уровень профессиональной компетентности становится необходимым условием успешной профессиональной деятельности студента в будущем.
Обратимся к сущности понятий «компетентность» и «компетенция», «общекультурные компетенции». Проанализировав работы ученых, исследовавших проблему компетентности (Н. И. Алмазова, И. А. Зимняя, Н. П. Симаева, А. В. Хуторской, К. В. Шапошников и другие), приходим к выводу, что сущность данных понятий
2
ISSN 2304-120X
научно-методический электронный журнал
Сысоева Н. А. Современные образовательные технологии в процессе формирования общекультурных компетенций у студентов педагогического вуза средствами иностранного языка//Концепт. - 2015. - № 10 (октябрь). - ART 15350. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15350.htm. - ISSN 2304-120X.
настолько многогранна и сложна, что исследователи не могут однозначно определить их смысл. Вслед за Н. П. Симаевой будем рассматривать компетентность как «интегративное, синергетическое качество, имеющее более широкое содержание и выступающее как результат сформированных конкретных знаний, умений и навыков, то есть то, чем выпускник должен владеть по окончании вуза» [2]. А. В. Хуторской полагает, что понятие «компетенция» «включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность - это владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [3]. Компетенции описываются с помощью стандартов, а также критериев выполнения заданий или образцов поведения, определяя возможности личности в социальном контексте данного вида деятельности.
Г. Х. Нигматзянова определяет общекультурные компетенции как базовую компетентность личности, обеспечивающую «вхождение в мировое пространство культуры и самоопределение в нем, применение профессиональных знаний и умений в практической деятельности, овладение нормами речевого этикета и литературного языка, а также культурой межнационального общения и способностью ориентироваться в социуме» [4].
Общекультурные компетенции относятся к ключевым компетенциям, согласно классификации А. В. Хуторского, которые включаются в метапредметный уровень содержания образования. Исходя из этого, формирование общекультурных компетенций осуществляется в рамках каждой дисциплины, реализующей содержание высшего профессионального образования.
Учебная дисциплина «Иностранный язык» относится к гуманитарным наукам, изучающим человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности. Как гуманитарная дисциплина «Иностранный язык» имеет огромные возможности в формировании общекультурных компетенций студентов педагогического вуза, наряду с такими дисциплинами социально-гуманитарного цикла, как «История» и «Философия». Педагог, учитель, являясь транслятором культуры и основным звеном в передаче культурных ценностей следующему поколению, должен владеть общекультурными компетенциями, чтобы быть профессионалом.
Согласно требованиям ФГОС ВПО, выпускник педагогического вуза должен обладать следующими общекультурными компетенциями:
- «владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
- способностью анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);
- способностью понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);
- способностью логически верно выстраивать устную и письменную речь (ОК-6);
- готовностью к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);
- готовностью использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готовностью работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);
- способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);
- владением одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников (ОК-10);
3
ISSN 2304-12QX
научно-методический электронный >курнал
Сысоева Н. А. Современные образовательные технологии в процессе формирования общекультурных компетенций у студентов педагогического вуза средствами иностранного языка//Концепт. - 2015. - № 10 (октябрь). - ART 15350. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15350.htm. - ISSN 2304-120X.
- готовностью к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);
- способностью использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16)» [5].
Таким образом, из шестнадцати общекультурных компетенций, перечисленных выше, десять формируется непосредственно на занятиях по иностранному языку.
В наши дни Болонский процесс определяет основные тенденции развития высшего образования в более чем сорока странах Европы, включая Россию. Современные условия модернизации высшего образования диктуют необходимость соединения традиционных методов образования с новейшими образовательными технологиями, позволяющими модернизировать российскую образовательную систему в соответствии с требованиями общеевропейского образовательного пространства.
Для формирования общекультурных компетенций у студентов в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете на занятиях по иностранному языку преподаватели применяют метод проектов. В образовательном процессе применяются как групповые, так и индивидуальные проекты. Групповые проекты направлены в первую очередь на формирование такой общекультурной компетенции, как готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7). Индивидуальные проекты предусматривают развитие самостоятельности и креативности мышления студента.
В целом, рассматривая метод проектов как образовательную технологию, отвечающую требованиям ФГОС ВПО, стоит отметить тот факт, что данный метод имеет большой потенциал в формировании общекультурных компетенций у студентов педагогического вуза. Применяя метод проектов на занятиях по иностранному языку, преподаватели формируют следующие общекультурные компетенции:
- «владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
- способность анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);
- способность логически верно выстраивать устную и письменную речь (ОК-6);
- готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);
- готовность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готовность работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);
- способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);
- владение одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников (ОК-10);
- способность использовать навыки публичной речи, вести дискуссии и полемику (ОК-16)» [6].
Таким образом, метод проектов непосредственно участвует в формировании половины общекультурных компетенций у студентов педагогического вуза. По мнению Е. С. Антоновой, проектная деятельность «дает возможность развиваться, учиться узнавать что-то новое, находиться в атмосфере взаимного уважения, толерантности и дружбы; позволяет улучшать языковые знания, преодолевать коммуникативные барьеры и общаться с помощью других средств: жестов, звуков, представлений» [7].
4
ISSN 2304-120X
научно-методический электронный журнал
Сысоева Н. А. Современные образовательные технологии в процессе формирования общекультурных компетенций у студентов педагогического вуза средствами иностранного языка//Концепт. - 2015. - № 10 (октябрь). - ART 15350. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15350.htm. - ISSN 2304-120X.
Наиболее сенситивным периодом формирования общекультурных компетенций студентов педагогического вуза является второй семестр первого курса. Во-первых, у студентов прошли период адаптации и первая сессия, они способны адекватно воспринимать учебно-воспитательный процесс и пространство вуза, осознавать цели пребывания в учебном заведении, свое место в нем, а также применять способы взаимодействия с однокурсниками и преподавателями в зависимости от конкретной ситуации. После первого семестра им гораздо легче усвоить программный материал. Во-вторых, программой дисциплины предусмотрены следующие разделы: «Путешествие в страну изучаемого языка», «Отель» и «Пребывание в стране изучаемого языка», содержание которых имеет большой потенциал в развитии толерантного восприятия социальных и культурных различий, воспитании уважительного и бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям.
Особое значение применение метода проектов приобретает во втором семестре второго курса, когда студенты изучают следующие темы: «Путешествие в страну изучаемого языка», «Отель» и «Пребывание в стране изучаемого языка». Данный учебный материал относится к теме «Страна изучаемого языка» и направлен на формирование общекультурных компетентностей у студентов. Как правило, большинство преподавателей обращает внимание на формирование следующих компетенций у студентов на занятиях по иностранному языку: способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами и работе в коллективе; готовность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готовность работать с компьютером как средством управления информацией; способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; владение одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников; готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям; способность использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики. Формы работы в этом семестре непосредственно связаны с изучением культурных особенностей страны изучаемого языка, сравнением русской культуры и культуры страны изучаемого языка. Как известно, сравнение, то есть выявление общих и отличительных свойств, помогает лучше понять сущность разных предметов и явлений.
Процесс освоения дисциплины «Иностранный язык» в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете основывается на традиционных и инновационных технологиях обучения иностранным языкам.
В процессе изучения разделов «Путешествие в страну изучаемого языка», «Отель» и «Пребывание в стране изучаемого языка» рекомендуются:
1) метод проектов (индивидуальные и групповые проекты) - создание краткосрочных проектов, оформление результатов с использованием программы Power Point (мультимедийная презентация) и их защита по темам: «Подготовка к путешествию», «В отеле» (индивидуальный рекламный туристический проспект), «Какую столицу страны изучаемого языка ты бы хотел посетить в первую очередь?». Лучшие работы и фотографии студентов, сделанные во время защиты проекта, предлагается разместить на сайте www.vspu.ru на страничке кафедры иностранных языков. Защита проектов и представление презентаций проходят на иностранном языке;
2) использование аутентичных видеоматериалов по страноведению на иностранном языке во время аудиторных занятий по темам «Страна изучаемого языка»,
5
ISSN 2304-12QX
научно-методический электронный >курнал
Сысоева Н. А. Современные образовательные технологии в процессе формирования общекультурных компетенций у студентов педагогического вуза средствами иностранного языка//Концепт. - 2015. - № 10 (октябрь). - ART 15350. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15350.htm. - ISSN 2304-120X.
«Достопримечательности городов страны изучаемого языка» (видеоматериалы можно найти на интернет-сайте www.YouTube.com и в других источниках);
3) игровые технологии:
- ролевая игра «В ресторане», во время которой студенты поочерёдно берут на себя роли официанта и посетителя;
- круглый стол «Популярные туристические маршруты», на котором студентам предлагаются следующие вопросы для обсуждения: путешествие как самый популярный вид отдыха в наши дни; путешествие как хобби или образ жизни; самые популярные туристические маршруты в России в наши дни; самые популярные туристические маршруты за рубежом в наши дни; дорогой и дешёвый виды туризма. Обсуждение ведется на основе постановки всех участников в равное положение по отношению друг к другу, и предполагается системное, проблемное, междисциплинарное обсуждение вопросов с целью видения разных аспектов проблемы;
4) использование аудиоматериалов на иностранном языке во время аудиторных занятий. Аудиоматериалы содержатся на CD-носителях и являются аудио-приложением к методическим разработкам по темам «Путешествие», «В аэропорту», «В гостинице», «В ресторане и кафе», а также на сайте Lucent Technologies, Bell Labs (www.bell-labs.com), которое позволяет услышать, как звучит любая фраза на иностранном языке. Рекомендуется также мультимедиалингафонный комплект Rinel-Lingo, где при аудировании различных текстов есть возможность несколько раз прослушать один и тот же текст, высветив его на экране компьютера, а также получить перевод незнакомых слов и выражений;
5) знаково-контекстный метод.
В рамках освоения разделов «Путешествие в страну изучаемого языка», «Отель» и «Пребывание в стране изучаемого языка» данный метод предполагает сферу повседневного и общеделового общения - межкультурная коммуникация в ситуациях повседневного общения (знакомство, подготовка и организация путешествия, размещение в гостинице, поездка за границу, телефонные разговоры, запрос информации и т. д.);
6) метод творческих заданий по теме «Пребывание в стране изучаемого языка» предполагает написание студентами эссе на тему «Особенности национальной культуры в межкультурном общении», в котором студенту следует выявить особенности национальной культуры страны изучаемого языка и сравнить с национальными особенностями родной страны;
7) метод беседы рекомендуется по теме «Путешествие». Студентам предлагается рассказать о целях путешествий, их видах, о наиболее предпочитаемых конкретным студентом. В процессе говорения или в завершении высказывания студент отвечает на вопросы преподавателя по теме «Путешествие в страну изучаемого языка».
Перечисленные выше образовательные технологии - эффективное средство формирования общекультурных компетенций у студентов педагогического вуза. Метод проектов имеет большой потенциал в формировании общекультурных компетенций. Таким образом, гуманитарное содержание программы учебной дисциплины «Иностранный язык» в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете способствует формированию общекультурных компетенций, которыми должны обладать выпускники педагогического вуза согласно требованиям ФГОС ВПО.
Ссылки на источники
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»). - URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070903/.
6
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Сысоева Н. А. Современные образовательные технологии в процессе формирования общекультурных компетенций у студентов педагогического вуза средствами иностранного языка//Концепт. - 2015. - № 10 (октябрь). - ART 15350. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15350.htm. - ISSN 2304-120X.
2. Симаева Н. П. Профессиональные компетенции студентов экономических и юридических специальностей: общее и особенное в содержании и условиях формирования // Вестник ВолГУ. - 2010. -Серия 6. - Вып. 12. - 46 с.
3. Хуторской А. В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. - СПб.: Питер, 2004. - 541 с.
4. Нигматзянова Г. Х. Структура и содержание общекультурных компетенций студента // Гуманитарные научные исследования. - 2014. - № 2.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»).
6. Там же.
7. Антонова Е. С. Формирование общекультурных компетенций у студентов-международников // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 08. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14594.htm.
Natalya Sysoeva,
Candidate of Pedagogic Sciences, Assistant Professor of the chair of Foreign Languages, Volgograd State
Social Pedagogical University, Volgograd
sysoeva76@mail.ru
Modern educational technologies in the process of general cultural competences formation among pedagogical high school students by means of a foreign language
Abstract. The paper focuses on the process of formation of the general cultural competences among pedagogical high school students. The discipline “Foreign language” is a mean of formation of the general cultural competences, according to the author, along with other humanitarian disciplines. The paper deals with modern educational methods and technologies, which help foreign language teachers to form the general cultural competences of students at Volgograd State Social Pedagogical University.
Keywords: competence, general cultural competences, formation of general cultural competencies, modern educational technologies.
References
1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovanija po napravleniju podgotovki 050100 Pedagogicheskoe obrazovanie (kvalifikacija (stepen) “bakalavr”). Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070903/ (in Russian).
2. Simaeva, N. P. (2010) “Professional'nye kompetencii studentov jekonomicheskih i juridicheskih spe-cial'nostej: obshhee i osobennoe v soderzhanii i uslovijah formirovanija”, Vestnik VolGU, serija 6, vyp. 12, 46 p. (in Russian).
3. Hutorskoj, A. V. (2004) Praktikum po didaktike i sovremennym metodikam obuchenija, Piter, St. Petersburg, 541 p. (in Russian).
4. Nigmatzjanova, G. H. (2014) “Struktura i soderzhanie obshhekul'turnyh kompetencij studenta”, Gumani-tarnye nauchnye issledovanija, № 2 (in Russian).
5. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovanija po napravleniju podgotovki 050100 Pedagogicheskoe obrazovanie (kvalifikacija (stepen') “bakalavr”) (in Russian).
6. Ibid.
7. Antonova, E. S. (2014) “Formirovanie obshhekul'turnyh kompetencij u studentov-mezhdunarodnikov”, Koncept, specvypusk № 08. Available at: http://e-koncept.ru/2014/14594.htm (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию 01.09.15 Получена положительная рецензия 03.09.15
Received Received a positive review
Принята к публикации 03.09.15 Опубликована 30.10.15
Accepted for publication Published
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Сысоева Н. А., 2015
www.e-koncept.ru
7