УДК 482
ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПТА ‘РОДИНА’ В СОЗНАНИИ ШКОЛЬНИКОВ 6-х КЛАССОВ
© Я.А. Гимаев
В статье приводятся результаты психолингвистического эксперимента, направленного на выявление актуальности различных компонентов концепта ‘родина’ в сознании школьников 6 класса. Результаты рассматриваются в контексте учебника по литературе Т.Ф. Курдюмовой. Для 11-12-летних подростков наиболее актуальна ценностная составляющая концепта ‘родина’.
Ключевые слова: концепт; психолингвистический эксперимент; компонент концепта; сознание.
Современный внутриполитический курс России связан с идеей единства, поэтому в СМИ вектор актуальности вновь направлен на тему патриотизма; к первостепенным относится и задача патриотического воспитания молодежи. Успех в воспитательном диалоге обеспечивает знание того, как российская молодежь понимает традиционно включаемые в патриотический дискурс понятия. Концепт ‘родина’ представляется ключевым в «патриотической триаде «родина, отечество, отчизна» [1]. Он обеспечивает замещение многих сюжетов, стереотипов, текстов в процессе мышления. Как любой элемент национальной концептосферы, концепт ‘родина’ имеет исторически изменчивое содержание; в структуре языковой личности его объем обусловлен рядом факторов, в т. ч. характером социализации личности, что связано со степенью социально-ментальной зрелости индивидуума.
Цели выявления того, что стоит за словом родина в сознании современных школьников, послужил психолингвистический эксперимент, проведенный в марте 2007 г. с учащимися 6-х классов гимназии № 10 города Твери. При исследовании объема концептуального содержания, стоящего за словом родина у учащихся, мы учитывали различную по характеру информацию, которую они могли и должны были извлечь из текста учебника по литературе для 5 классов средней школы. Подчеркнем: сверхзадачей эксперимента было рассмотрение его влияния на формирование концепта ‘родина’ в сознании учеников.
Из проанализированных нами учебников по литературе для 5-го класса [2-7] самым насыщенным словами родина, отечество,
отчизна оказался учебник Т.Ф. Курдюмовой, по которому занимались информанты.
Современные значения слова родина -
1) «отечество, родная страна» (Любовь к родине. Защита родины) и 2) «место рождения, происхождения кого-чего-нибудь, возникновения чего-нибудь» (Москва - его родина. Индия - родина шахмат) [8]. Как видно, первое значение связано с понятием государства.
Т.Ф. Курдюмова употребляет лексему родина в значении «родная страна». В разделе «Былины»: «Героями былины были и могучие оратаи - хлебопашцы и могучие защитники Родины» [3, ч. 1, с. 26], в разделе «Защита Родины»: «Защита Родины - одна из тем, которая всегда звучит в произведениях лучших сынов Отчизны... Писатели XIX и XX вв. горячо откликнулись на события Отечественной войны 1812 года. В их произведениях вы найдете и рассказ о событиях, и яркое, искреннее чувство любви к своей Родине» [3, ч. 1, с. 256]. Слово родина становится необходимым элементом при характеристике жизни и творчества В.В. Набокова [3, ч. 2, с. 65]. Автор учебника отмечает: «. став всемирно известным писателем, он всю жизнь тосковал по родине. Вот как оканчивалось его стихотворение «Родина»:
Наш дом на чужбине случайной,
Где мирен изгнанника сон,
Как ветром, как морем, как тайной,
Россией всегда окружен.
Отметим, что в данном примере Т.Ф. Кур-дюмова замещает имя концепта конкретным реализатором Россия.
В разделе «Русская литература XX века» говорится: «Читая учебник, вы постоянно убеждаетесь в том, как тесно связаны между
собой литературные произведения двух веков и как нам близки темы, которые в них звучат: любовь к родной природе, к родине» [3, ч. 2, с. 98]. В разделе «Пословицы и поговорки» выделена особая группа паремий, названная автором «Любовь к Родине».
В учебнике широко представлены художественные произведения, где слова родина, отчизна активно употребляются. В разделе «Родная земля в стихах и прозе русских писателей XIX века» приводится стихотворение И.С. Никитина «Русь» [3, ч. 1, с. 246]:
... Это ты, моя
Русь державная,
Моя родина
Православная.
В данной цитате в содержании концепта актуализируются семы ‘монархия’, ‘единовластие’, ‘сила’ как компоненты значения слова державный, и ‘единый Бог’, ‘верность’, ‘традиция’ как компоненты лексемы православный. После стихотворения дается задание: «Найдите стихотворную цитату, которая ярко выразила бы чувство поэта к своей Родине, выучите наизусть часть стихотворения, которая поможет вам рассказать о своей Родине в стихах». В конце раздела школьникам предлагается выучить наизусть стихотворение И.С. Никитина, Н.А. Некрасова, А. А. Фета или Ф.И. Тютчева для вечера «Наша Родина в стихах поэтов» [3, ч. 1, с. 252]. Таким образом, закрепляется представление о важнейших, с точки зрения Т.Ф. Курдюмовой как автора, воспитывающего будущего гражданина-патриота, компонентах смысла, вкладываемых социумом в значение слова родина в современных исторических условиях. Этот подход не лишен субъективности, т. к. в каждом учебнике реализуется не только прагматическая установка текста, но и прагматическая установка автора, отражается его представление об объеме концепта, что, конечно, обеспечивает связь поколений и передачу традиций.
В разделе «Родная земля в стихах и прозе русских писателей XX века» приводятся стихотворения С. Есенина «Береза», «Черемуха» и «Спит ковыль. Равнина дорогая.», после которых также предлагается выучить «наизусть строки, в которых говорится о любви к Родине» [3, ч. 2, с. 267]. В разделе
появляется стихотворение М.В. Исаковского «У самой границы» [3, ч. 2, с. 284]:
.Я всю свою родину вижу
И вся она рядом со мной.
.И ласточки крыльями машут,
И топится чья-нибудь печь...
И все это - родина наша,
А родину надо беречь.
Здесь актуализируется ценностная составляющая концепта. Родная природа, родной очаг представляются как неотъемлемые аксиологические компоненты родины, которые следует беречь.
В разделе также представлены отрывки из «Времен года» М.М. Пришвина, где автор не раз употребляет слово родина: «Очень стало похоже это состояние духа на такое, когда странник пришел на свою родину, в свой дом и, наглядевшись на стороне всего чудесного, стал узнавать это у себя на физической своей родине» [3, ч. 2, с. 269]. «Первая моя запись в дневнике с характеристикой нового дня и является началом утверждения своей родины» [3, ч. 2, с. 269]. «И так началась моя микрогеография, вполне соответствующая человеческой необходимости устраиваться у себя дома, на своей родине» [3,
ч. 2, с. 270].
В учебнике приведено много цитат со словом родина. В качестве эпиграфа к статье о Н.И. Рыленкове выступают строки С.Т. Коненкова: «Как прекрасно поэт возвеличивает чувство Родины, чувство России.» [3, ч. 2, с. 282]. В статье о М.М. Пришвине появляется отрывок из воспоминаний сына писателя П.М. Пришвина: «Знаешь, Петька! Нигде в мире нет такого замечательного языка, как русский. Вот возьми, например, слово «Родина». Сколько слов с тем же корнем: родина, род, роды, родственник, родимый, рожденный, родник, родничок, родственный, родственное внимание.» [3, ч. 2, с. 268]. В статье о И.С. Шмелеве приводится очерк М. Дьяченко «У Шмелева в Севре»: «.это был человек милый и добрый. Таким он оставался и за пределами своей родины, во Франции» [3, ч. 2, с. 108]. Ссылки на авторитет известных писателей важны для закрепления компонента ‘высокая ценность’ при демонстрации различных граней содержания изучаемого концепта. Во всех цитатах
акцентируется мысль о существовании только одной родины, о ее уникальности (‘одна’, ‘живет в сердце’, ‘не расстается с человеком на чужбине’).
В художественных произведениях учебника лексемы родина, отчизна чаще встречаются в значении «родная страна».
У В.П. Астафьева в «Васюткином озере»: «Потому что велика наша Родина, и сколько по ней ни броди, все будешь находить что-нибудь новое, интересное» [3, ч. 2, с. 160]. В стихотворениях «Бородино» М.Ю. Лермонтова [3, ч. 1, с. 260]:
.Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою За родину свою!..
и «Я убит подо Ржевом» А.Т. Твардовского [3, ч. 2, с. 287]:
.Мы за Родину пали,
Но она спасена.
.Нам отрада одна:
Что не даром боролись Мы за Родину-мать .
. Завещаю в той жизни Вам счастливыми быть И родимой Отчизне С честью дальше служить .
В значении «место рождения» лексема встречается у В.И. Белова: «Тихая моя родина, ты все так же не даешь мне стареть и врачуешь душу своей зеленой тишиной.» (В.И. Белов. «На родине») [3, ч. 2, с. 148].
Таким образом, слово родина сопутствует учащимся на протяжении изучения произведений из разных эпох. Автор учебника подчеркивает значимость понятия родины в отечественной культуре. Любовь к родине провозглашается чувством лучших. Художественные произведения подобраны с учетом авторской концепции: в них проявляются такие слои культурного концепта, как защита родины, ее противопоставленность чужбине, любовь к ее природе и традициям.
Защита родины от врагов - одна из ключевых составляющих понятийного компонента концепта ‘родина’. В 1941 г. в ситуации нападения фашисткой Германии на нашу страну поэт К. Симонов написал стихотворение «Родина». Выяснить, как понимают содержание этого произведения современные школьники, обучающиеся по учебнику
Т.Ф. Курдюмовой, получить данные о своеобразии личности информантов помогло психолингвистическое исследование. В эксперименте принимали участие 50 учащихся 6 класса.
Каждому информанту была предложена анкета, содержащая текст стихотворения К. Симонова «Родина», и следующая инструкция: подчеркните в тексте стихотворения слова и выражения, которые вам представляются наиболее важными (т. н. “ключевые слова и выражения”).
При обработке результатов эксперимента были выделены:
1) наиболее частотные целые стихи, представляющие для информантов смысловое целое;
2) отдельные словосочетания, не составляющие целого стиха;
3) отдельные ключевые слова.
В табл. 1 представлены данные, полученные при обработке результатов эксперимента. Сюда вошли данные только о тех единицах, которые были выделены не менее девятью школьниками (из 50). Данный метод, предложенный В.В. Волковым, «позволяет отсеять сугубо индивидуальные реакции информантов на текст, позволяет получить достаточно объективные данные об особенностях языкового и эстетического сознания информантов как “коллективного понимате-ля”, “коллективного интерпретатора”» [2]. Цифры в таблицах указывают общее число информантов, давших соответствующую реакцию.
Одни из самых выделяемых информантами строф оказались:
Ты вспоминаешь родину - такую,
Какой ее ты в детстве увидал.
.Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.
Это говорит о том, что личное, интимное пространство в понимании родины преобладает в сознании современных школьников. Любовь к родине как стране - это, в первую очередь, любовь к своему знакомому с детства уголку. Приведем несколько типичных высказываний, полученных в ходе интервьюирования участвовавших в эксперименте школьников:
- «Родина - это мой дом, моя семья»;
Таблица 1
Восприятие стихотворения К. Симонова «Родина» учащимися 6-х классов
Ключ. строки (фразы) Стихотворение К. Симонова “Родина” Ключевые слова и словосочетания, включая встречаемость в составе ключевых фраз (по убывающей частоте)
Касаясь трех великих океанов, раскинув города 11
Она лежит, раскинув города, широка 33
Покрыта сеткою меридианов, непобедима 35
З2 Непобедима, широка, горда. горда 34
Но в час, когда последняя граната краткий миг 13
Уже занесена в твоей руке припомнить 13
11 И в краткий миг припомнить разом надо осталось вдалеке 19
15 Все, что у нас осталось вдалеке,
2Q Ты вспоминаешь не страну большую, страну большую 25
9 Какую ты изъездил и узнал, ты вспоминаешь родину (39) 32
2S Ты вспоминаешь родину - такую, в детстве увидал 35
29 Какой ее ты в детстве увидал.
19 Клочок земли, припавший к трем березам, клочок земли 23
14 Далекую дорогу за леском, трем березам 22
19 Речонку со скрипучим перевозом, дорогу за леском 17
19 Песчаный берег с низким ивняком. берег 21
24 Вот где нам посчастливилось родиться, посчастливилось родиться 33
17 Где на всю жизнь, до смерти мы нашли жизнь 20
21 Ту горсть земли, которая годится, мы нашли 20
19 Чтоб видеть в ней приметы всей земли. горсть земли 27 приметы всей земли 24
Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы, выжить в зной, в грозу, в морозы 13
Да, можно голодать и холодать, голодать и холодать 10
18 Идти на смерть... Но эти три березы идти на смерть 24
41 При жизни никому нельзя отдать. три березы 31
- «Родина для меня - это самое родное и любимое место, где тебя поймут и помогут тебе»;
- «Родина для меня - это друзья, родные и близкие».
Несмотря на то, что в учебнике Т.Ф. Кур-дюмовой слово родина употребляется в большинстве случаев в значении «родная страна», для школьников родина остается чем-то глубоко личным, интимным, далеким от понятия государства. Однако защиту родины-государства учащиеся рассматривают как необходимость в случае войны («при жизни никому нельзя отдать»).
В детском сознании концепт ‘родина’ находится на стадии становления. Для 1112-летних подростков наиболее актуален слой концепта, который можно назвать «родина как семья, дом». Ценностная составляющая родины для учащихся несомненна.
1. Воркачев С.Г. Слово «Родина»: значимостная составляющая лингвоконцепта // Язык, коммуникация и социальная среда. Воронеж, 2006. С. 26-36.
2. В мире литературы: в 2 ч. / авт.-сост. А.Г. Кутузов [и др.]. М., 1998.
3. Литература. 5 кл.: в 2 ч. / авт.-сост. Т.Ф. Кур-дюмова. М., 1999.
4. Литература. 5 кл. / авт.-сост. М.Б. Ладыгин, Т.Г. Тренина. М., 1996.
5. Литература. 5 кл.: в 2 ч. / авт.-сост. Г. С. Мер-кин. М., 2003.
6. Литература. 5 кл.: в 2 ч. / авт.-сост. В.Я. Коровина [и др.]. М., 2004.
7. Литература. 5 кл.: в 2 ч. / авт.-сост. О.Н. Зайцева [и др.]. М., 2000.
8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999. С. 681.
Поступила в редакцию 12.03.2009 г.
Gimaev Y.A. Formation of the ‘motherland’ concept in consciousness of 6th grade pupils. The results of the psy-cholinguistic experiment aimed at the detection of the ‘motherland’ concept components relevance in consciousness of 6th grade pupils are declared in the article. The results are contemplated in the scope of the T.F. Kurdyumova literature textbook for 6th grades. For 11-12-year-old teenagers the value component of the ‘motherland’ concept is the most actual.
Key words: concept; psycholinguistic experiment; concept component; consciousness.