17. Jjblain.pageperso-orang.fr.
18. Kozlov E.V. Nomen est omen: avtorskaya podpis' na oblozhke razvlekatel'nogo teksta. Kul't-tovary: fenomen massovojliteratury vsovremen-noj Rossii: sbornik nauchnyh statej. Sankt-Peterburg: Peterburgskij institut pechati, 2009.
19. Available at: http://www.etudes-litteraires.com/forum/topic36411-deplorablete-une-deplorable-absence.html
20. Randonvillier R. J.-B de. L'enrichissement de la langue française Paris: ed. Lacombe, 1842.
Статья поступила в редакцию 13.02.15
УДК 811.161.1
Tyurin V.B., postgraduate, Department of Russian Language and Methods of Teaching, Arzamas branch of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod (Arzamas, Russia), E-mail: [email protected]
CONCEPT OF "HOMELAND" IN N.M. RUBTSOV'S LANGUAGE PICTURE OF THE WORLD: GENERAL VIEW. The article provides a general view on the concept "Homeland" in N.M. Rubtsov's language picture of the world. This concept reveals the main theme in the poetry of Rubtsov. We consider the structure of the concept as the following: the core and the periphery. We are finding data explanatory and etymological dictionaries with results conceptual analysis of poetic texts. In-depth study of contextual links tokens allows to select five the main conceptual components of the concept of "Homeland" in N.M. Rubtsov's language picture of the world: Homeland-Nature, Homeland-Light, Homeland-Sorrow, Homeland-Peace, Homeland-Dream. These components determine the features image of the Homeland of the writer's lyrics. The study is part of cognitive linguistics, cultural linguistics and a linguistic poetics. Also this article is important for further study of Rubtsov's lyrics.
Key words: concept «Homeland», language picture of world, N.M. Rubtsov's lyrics, lexeme, semantics.
В.Б. Тюрин, аспирант каф. русского языка и методики его преподавания Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, г. Арзамас, E-mail: [email protected]
КОНЦЕПТ «РОДИНА» В ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА Н. М. РУБЦОВА: ОБЩИЙ ВЗГЛЯД
В статье даётся общий взгляд на концепт «Родина» в языковой картине мира Н.М. Рубцова. Данный концепт раскрывает главную тему в творчестве поэта. Рассматривается структура концепта: ядро и периферия. Производится сопоставление данных толкового и этимологического словарей с результатами концептуального анализа поэтического текста. Глубокое исследование контекстуальных связей лексем позволяет выделить пять главных понятийных составляюших концепта «Родина» в языковой картине мира Н.М. Рубцова: Родина-Природа, Родина-Свет, Родина-Грусть, Родина-Покой, Родина-Сон. Данные составляющие определяют особенности образа Родины в лирике поэта. Исследование проходит в рамках когнитивной лингвистики, лингвокультурологии и лингвистической поэтики. Кроме этого данная статья имеет важное значение для дальнейшего изучения творчества Н.М.Рубцова.
Ключевые слова: концепт «Родина»; языковая картина мира; лирика Н.М. Рубцова; лексема; семантика.
В последние годы в отечественной лингвистике утвердился интерес к изучению когнитивных проблем, связанных с понятиями концепта, концептосферы и языковой картины мира. Причём главным объектом исследований становится языковая личность (в том числе писатели и поэты). С помощью когнитивных методов можно более глубоко и полно проанализировать язык и стиль художника слова. Исследованию различных концептов в творчестве отдельных авторов посвящены работы многих филологов [см.: 1; 2; 3; 4; 5 и др.].
Понятие концепта рассматривается такими учёными, как З.Д. Попова, И.А. Стернин [6], С.Г. Воркачёв [7], В.В. Колесов [8], Ю.С. Степанов [9] и др. Большинство сходится в том, что концепт - это дискретная категория, обладающая ментальным содержанием (то есть связана с мышлением и памятью) и отражающая культуру нации. В поэтическом тексте можно выделить художественный концепт, который «понимается как универсальный художественный опыт, зафиксированный в культурной памяти и способный выступать в качестве фермента и строительного материала при формировании новых художественных смыслов» [10, с. 42]. Художественный концепт предстаёт одним из главных фрагментов языковой картины мира поэта.
Концептуальная картина мира Николая Михайловича Рубцова включает несколько ключевых концептов: «Родина», «Природа», «Свет», «Путь», «Грусть», «Покой», «Любовь» и др. Главным является концепт «Родина», который выражает основную тему творчества поэта, используется во многих (прежде всего, в программных) произведениях автора. Это подчёркивается и высокой частотностью употребления лексем, обозначающих разные компоненты концепта «Родина»: Русь, Россия, отчизна, деревня, село, дом, земля и др.
Концепт «Родина» является одним из базовых русских национальных концептов. Наряду с концептами «Любовь», «Добро», «Тоска», «Жизнь», «Милосердие» он составляет русскую языковую картину мира [см. 11, с. 10].
Чтобы определить ядро концепта, нужно проанализировать словарные дефиниции (данные толкового и этимологического словарей). Слово родина по происхождению общеславянское, образовано от существительного род с помощью суффикса -ин-.
Первоначально в русском языке имело значение «семья», позже употреблялось в значении «место рождения» (еще у А.С. Пушкина), а в конце XVIII века в текстах Г.Р. Державина слово родина впервые употребляется в значении «отчизна, отечество» [12, с. 491]. В современном русском языке лексема родина - поли-семант, имеет 2 лексико-семантических варианта и 2 оттенка. 1. Страна, в которой человек родился и гражданином которой является; отечество. // Место рождения кого-либо 2. Место зарождения, произрастания чего-либо // Место возникновения чего-либо [13]. Слово родина есть во многих славянских языках, хотя значение имеет разные: в украинском, белорусском, чешском, словацком и польском языках оно означает «семья», в сербохорватском и словенском - «обилие плодов». Самое близкое к русскому значение имеет болгарская лексема родина - «место рождения» [13].
В лирике Н.М. Рубцова концепт «Родина» выражает глубокую привязанность лирического героя к родной земле. С родиной ассоциируются не только местность, где вырос и живёт человек, не только его родные и близкие люди, но и вся природа (живая и неживая). Например, в стихотворении «Тихая моя родина» рассматриваемый концепт выражен не только лексемой родина, но и лексемами, обозначающими природный мир: ивы, река, соловьи.
Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи... («Тихая моя родина») [14].
В стихотворении «Привет, Россия - родина моя!» Н.М. Рубцов использует риторическое обращение, чтобы выразить любовь к родной земле, радость пребывания на ней:
Привет, Россия - родина моя!
Как под твоей мне радостно листвою! («Привет, Россия...»)
[14].
Концепт «Родина», как ментальное образование, в лирике Н.М. Рубцова имеет пять понятийных составляющих:
1. Родина - Природа
2. Родина - Свет
3. Родина - Грусть
4. Родина - Покой
5. Родина - Сон
Эти понятийные составляющие, включающие в себя ассоциативные ряды и коннотации, образуют периферию концепта «Родина» в лирике Н.М. Рубцова.
Среди элементов периферии концепта «Родина» на первом месте и по важности, и по частотности употребления в творчестве поэта стоят слова-репрезентанты концепта «Природа». Одним из символов русской, именно северной, природы является лес. В стихотворении «Видения на холме» автор признаётся в любви к родине, и в том числе, к родным лесам: Люблю твою, Россия, старину, //Твои леса, погосты и молитвы... («Видения на холме») [14].
Богатство родных лесов показано с помощью гиперболы в стихотворении «Сапоги мои - скрип да скрип»: Сапоги мои -скрип да скрип // Под берёзою, // Сапоги мои - скрип да скрип // Под осиною, //И под каждой берёзой - гриб, //Подберёзовик, //И под каждой осиной - гриб, //Подосиновик! («Сапоги мои - скрип да скрип») [14].
Применительно к русскому лесу Н.М. Рубцов в качестве эпитета использует устаревшее слово достославные в значении «достойный, заслуживающий славы» [13]. А сама Русь наделяется эпитетом лесная: Таковы на Руси леса //Достославные, // Таковы на лесной Руси// Сказки бабушки («Сапоги мои - скрип да скрип») [14].
Привычным символом Родины у многих русских поэтов является берёза. Н.М. Рубцов также часто использует образ этого дерева в своих стихах («Я люблю, когда шумят берёзы», «Северная берёза» и др.). Но главным, любимым деревом поэта является сосна. Не случайно, целый сборник стихов Н.М. Рубцов озаглавил «Сосен шум». В стихотворении «Утро» сосны входят в ассоциативный ряд Родина-Природа-Свет: Когда заря, светясь по сосняку, // Горит, горит, и лес уже не дремлет, // И тени сосен падают в реку, //И свет бежит на улицы деревни... («Утро») [14].
Символом бескрайних русских просторов, выражением воли и широты русского характера является слово поле. Лирический герой испытывает глубокую привязанность к родному вологодскому полю: Только знаю: потянет на Русь!// Так потянет, что я поневоле //Разрыдаюсь, когда опущусь //На своё вологодское поле... («На злобу дня. Экспромт») [14]. Слово поле входит в состав описательного оборота край родных полей и рощ, обозначающего малую родину: Не грущу о том, что где-то //Луг цветёт и зреет рожь. //Да простит меня за это! // Край родных полей и рощ! («Долг») [14]. Ивы, река, соловьи - приметы простого русского пейзажа в стихотворении «Тихая моя родина». Репрезентантами концепта «Природа» в лирике Н.М. Рубцова являются лексемы облако, ветер, цветы, волна, река, луг, рожь, нива, снег и др.
Вторым важным компонентом в структуре периферии концепта «Родина» в лирике Н.М. Рубцова является ассоциативная зона во главе с концептом «Свет». В лирике Н.М. Рубцова большую роль играет поэтика света, в отличии, например, от С.А. Есенина, у которого критики выделяют поэтику цвета. Действительно, трудно найти ещё одного автора, который так много использовал слов с символикой света. В поэзии Н.М. Рубцова концепт «Свет» имеет богатую ассоциативную зону.
Начиная с самых ранних детских стихотворений, поэт использует слова-репрезентанты концепта «Свет», символизирующие счастье, покой. В тяжёлое время начала Великой Отечественной Войны маленький Коля, оставшийся в детдоме, несмотря ни на что, сохраняет в душе надежду на лучшее и видит в жизни светлые моменты. В стихотворении «Детство» используется лексема огонёк как символ надежды и покоя: Вот говорят, // Что скуден был паёк, // Что были ночи // С холодом, с тоскою,-//Я лучше помню // Ивы над рекою // И запоздалый // В поле огонёк. («Детство») [14].
В произведении «Жар-птица» слово огонёк ассоциируется с теплом домашнего очага: И манят меня огоньками уюта // Жилища, мерещится, лучших людей («Жар-птица») [14]. Позже этот огонёк загорится с новой силой в знаменитом стихотворении «Русский огонёк», где свет уже символизирует тепло русской души: Спасибо, скромный русский огонёк, // За то, что ты в предчувствии тревожном // Горишь для тех, кто в поле бездорожном // От всех друзей отчаянно далёк... («Русский огонёк») [14].
Звезда стала главным образом-символом концепта «Свет» в лирике Н.М. Рубцова. Слово звезда ассоциируется, в первую очередь, с родиной: И надо мной - бессмертных звёзд Руси, // Спокойных звёзд безбрежное мерцанье... («Видения на хол-
ме») [14]; Звезда полей во мгле заледенелой, // Остановившись, смотрит в полынью. // Уж на часах двенадцать прозвенело, // И сон окутал родину мою... («Звезда полей») [14]. Эпитеты бессмертных и спокойных выражают вечность и покой родины. Свет звезды в стихотворении «В горнице» оказывается настолько ярким и сильным, что освещает дом лирического героя. В данном произведении поэт использует гиперболу: В горнице моей светло. // Это от ночной звезды («В горнице») [14].
Свет звёзд связан с верой в лучшее, с оптимизмом: В этой деревне огни не погашены. // Ты мне тоску не пророчь!// Светлыми звездами нежно украшена // Тихая зимняя ночь («Зимняя песня») [14].
Концепт «Свет» в лирике Н.М. Рубцова часто выражается с помощью лексемы гореть, которая символизирует яркое постоянное вневременное свечение: Горишь, горишь, как добрая душа, //Горишь во мгле, и нет тебе покоя... («Русский огонёк») [14]. Стоит обратить внимание, что во многих стихотворениях слова с семантикой горения усилены лексическим повтором. Поэт таким образом акцентирует внимание на длительности, бесконечности этого горения.
Одной из главных особенностей рубцовского восприятия родины является грусть, с которой лирический герой смотрит на родную землю. В ранних стихотворениях печальное настроение вызвано расставанием лирического героя с родиной: Любимый край мой, нежный и веселый, // Февральских нив серебряный покров, //И двор пустынный, снегом занесенный...// Как я грущу у дальних берегов! («Грусть») [14]. Процитированное стихотворение, несмотря на название «Грусть» проникнуто возвышенной интонацией, которая основана на оксюмороне - грусть, похожая на радость. Воспоминания о малой родине, с одной стороны, навевают грусть лирическому герою, а, с другой стороны, - помогают служить: Что эта грусть, похожая на радость, // Мне помогает Родине служить! («Грусть») [14]. Грусть лирического героя связана с разрушенными церквями, символизирующими духовную основу русского человека: Эх, Русь, Россия! // Что звону мало? //Что загрустила? // Что задремала? («Зимним вечерком») [14]. В стихотворении «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны» состояние грусти лирического героя, смотрящего на родину, усилено повтором лексемы грустно и восклицательным знаком: Россия! Как грустно! Как странно поникли и грустно // Во мгле над обрывом безвестные ивы мои! («Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны») [14]. Н.М. Рубцов соединяет в одном контексте лексемы грусть и святость, говоря о прошлом нашей страны: И эту грусть, и святость прежних лет // Я так люблю во мгле родного края («Над вечным покоем») [14].
Таким образом, репрезентанты концепта «Грусть», связанные с концептом «Родина» (лексемы грусть, грустный, грущу, загрустила, печаль, печальный и др.) у поэта часто имеют положительную окраску. Хотя в позднем творчестве Н.М. Рубцов использует семантику грусти для выражения своего тяжёлого внутреннего состояния расставания с родиной, которое для лирического героя его стихов возможно лишь в случае смерти: Всё движется к темному устью. //Когда я очнусь на краю, // Наверное, с резкою грустью // Я родину вспомню свою. («Что вспомню я?») [14]. Чувство грусти усиливает эпитет резкою.
Для создания образа Родины Н.М. Рубцов часто использует слова покой, тихий, тихо спокойный, образующие концепт «Покой». В раннем стихотворении «Вспомнилось море» автор описывает свою малую родину, используя словосочетание светлый покой: С детства мне дорог такой // Родины светлый покой («Вспомнилось море») [14]. Данная синтагма выражает тёплое отношение лирического героя к своей родине и создаёт образ умиротворённого, близкого сердцу родного края. В стихотворении «Тихая моя родина» Н.М Рубцов пять раз употребляет слова с корнем тих: тихая и тихо. Эти лексемы акцентируют внимание на таком важном признаке рубцовского образа Родины, как покой. Тишина любимой деревни помогает поэту осмыслить свою жизнь и жизнь Родины вдали от суетных городов. В стихотворении «Чудный месяц плывёт над рекою» Н.М Рубцов дважды использует эпитет полной покоя, говоря о родине: И над родиной, полной покоя, // Опускается сон золотой! . И над родиной, полной покоя, // Так светлы по ночам небеса! («Чудный месяц плывёт над рекою») [14]. Так поэт создаёт образ не просто спокойной, но даже таинственной, сказочной Родины. В стихотворении «Ночь на родине» автор усиливает мотив ти-
шины за счёт использования гиперболы: И тихо так, как будто никогда //Природа здесь не знала потрясений! («Ночь на родине») [14].
С семантикой покоя в лирике Н.М Рубцова очень тесно связана семантика сна. Лексемы сон, спит, дремлет, задремавшей, видение входят в концепт «Сон», имеющий важное значение в концептосфере Н.М Рубцова, в том числе в связи с концептом «Родина». Поэт часто изображает родину в состоянии сна: Уж на часах двенадцать прозвенело, // И сон окутал родину мою... («Звезда полей») [14]. В данном контексте слово сон используется без коннотаций, в отличие, например, от стихотворения «Тайна», где поэт использует словосочетание сон золотой, имеющее явно мелиоративную окраску. С помощью данной синтагмы Н.М Рубцов стремился показать таинственность и красоту Родины, придать ей особый волшебный колорит. В произведении «Зимним вечерком» лексема задремала как репрезентант концепта «Сон», напротив, имеет пейоративную окраску. Это доказывает и лексема загрустила, находящаяся в
Библиографический список
одном контексте и образующая ассоциативный синонимический ряд: Эх, Русь, Россия!// Что звону мало? //Что загрустила? // Что задремала? («Зимним вечерком») [14]. Лексема задремавшей в стихотворении «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны» выражает ирреальность происходящего: лирический герой движется по родине во времени - от прошлого к настоящему. Похожий мотив мы находим в стихотворении «Видения на холме», где лексема видение изображает картину прозрения лирического героя, увидевшего с высоты обычного холма великие события отечественной истории. Таким образом, концепт «Сон» в лирике Н.М Рубцова имеет богатую семантику, насыщенную ассоциациями.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что языковая картина мира Н.М Рубцова включает концепты «Родина», «Природа», «Свет», «Грусть», «Покой», «Сон» и др. Главным является концепт «Родина», выражающий основную тему творчества поэта. Периферия данного концепта содержит богатую ассоциативную зону.
1. Беспалова О.В. Концептосфера поэзии Н.С. Гумилёва в её лексическом представлении. Автореферат диссертации ... кандидата филологических наук. Санкт-Петербург, 2002.
2. Бычкова Т.А. Концепт «жизнь-смерть» в идиолекте Михаила Зощенко. Автореферат диссертации ... кандидата филологических наук. Казань, 2004.
3. Габдуллина С.Р. Концепт ДОМ/ РОДИНА и его словесное воплощение в индивидуальном стиле М. Цветаевой и поэзии русского зарубежья первой волны (сопоставительный аспект). Диссертация ... кандидата филологических наук. Москва, 2004.
4. Погосян Р.Г. Концепт «судьба» и его языковое выражение в поэтическом тексте Ф.К. Сологуба. Георгиевск: ГТИ СевКавГТУ, 2007.
5. Пустовалова А.А. Концепт «природа» в системе языковой образности поэзии Н. Рубцова. Диссертация ... кандидата филологических наук. Тамбов, 2009.
6. Попова З.Д., Стернин И.А. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях. Воронеж, 1999.
7. Воркачёв С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании. Филологические науки. 2001; 1: 64 - 72.
8. Колесов В.В. Философия русского слова. Санкт-Петербург, 2002.
9. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Москва, 1997.
10. Миллер Л.В. Художественный концепт как смысловая и эстетическая категория. Мир русского слова. 2000; 4: 39 - 45.
11. Зализняк А.А., Левонтина И.Б., Шмелёв А.Д. Ключевые идеи русской языковой картины мира. Москва, 2005.
12. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4-х томах. Москва, 1987; Том IV.
13. Словарь русского языка: в 4-х томах. Под ред. А.П. Евгеньевой. АН СССР, Институт русского языка. Москва, 1985-1988.
14. Душа хранит: жизнь и поэзия Николая Рубцова. Available at: http://rubtsov.id.ru/poetry/cont_poetry.htm
References
1. Bespalova O.V. Konceptosfera po'ezii N.S. Gumileva v ee leksicheskom predstavlenii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2002.
2. Bychkova T.A. Koncept«zhizn'-smert'» vidiolekte Mihaila Zoschenko. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Kazan', 2004.
3. Gabdullina S.R. Koncept DOM / RODINA i ego slovesnoe voploschenie v individual'nom stile M. Cvetaevoj i po'ezii russkogo zarubezh'ya pervoj volny (sopostavitel'nyj aspekt). Dissertaciya ... kandidata filologicheskih nauk. Moskva, 2004.
4. Pogosyan R.G. Koncept «sud'ba» i ego yazykovoe vyrazhenie vpo'eticheskom tekste F.K. Sologuba. Georgievsk: GTI SevKavGTU, 2007.
5. Pustovalova A.A. Koncept «priroda» v sisteme yazykovoj obraznosti po'ezii N. Rubcova. Dissertaciya ... kandidata filologicheskih nauk. Tambov, 2009.
6. Popova Z.D., Sternin I.A. Ponyatie «koncept» vlingvisticheskih issledovaniyah. Voronezh, 1999.
7. Vorkachev S.G. Lingvokul'turologiya, yazykovaya lichnost', koncept: stanovlenie antropocentricheskoj paradigmy v yazykoznanii. Filologich-eskie nauki. 2001; 1: 64 - 72.
8. Kolesov V.V. Filosofiya russkogo slova. Sankt-Peterburg, 2002.
9. Stepanov Yu.S. Konstanty. Slovar'russkojkul'tury. Moskva, 1997.
10. Miller L.V. Hudozhestvennyj koncept kak smyslovaya i 'esteticheskaya kategoriya. Mir russkogo slova. 2000; 4: 39 - 45.
11. Zaliznyak A.A., Levontina I.B., Shmelev A.D. Klyuchevye idei russkoj yazykovoj kartiny mira. Moskva, 2005.
12. Fasmer M. 'Etimologicheskij slovar'russkogo yazyka: v 4-h tomah. Moskva, 1987; Tom IV.
13. Slovar'russkogo yazyka: v 4-h tomah. Pod red. A.P. Evgen'evoj. AN SSSR, Institut russkogo yazyka. Moskva, 1985-1988.
14. Dusha hranit: zhizn'ipo'eziya Nikolaya Rubcova. Available at: http://rubtsov.id.ru/poetry/cont_poetry.htm
Статья поступила в редакцию 13.02.15
УДК 82-5
Suhoterina T.P., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of General and Russian Linguistics, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
HYPER GENRE OF NATURAL WRITTEN RUSSIAN SPEECH "CONGRATULATION" AS A PHENOMENON OF PHATIC COMMUNICATION. The paper is devoted to consideration of a hyper genre of natural written Russian speech "congratulation" as a phenomenon of phatic communication. Consideration of genre characteristics of congratulation is carried out taking into account environment, in which there are producers of texts. Congratulation is understood as a genre form of manifestation of social environment, which can be treated as realization of human creativity and freedom, in which connection culture national, but not elite. As any other phatic genre, the hyper genre of "congratulation" has a certain sign sense, which is characterized by the relation, recognition / non-recognition, the status relations between communicants and so on. Functioning in the conditions of a holiday, the hyper genre of congratulation performs a big semiotics loading. The paper give a definition of a hyper genre. The hyper genre of congratulation is first of all a symbol of value.
Key words: natural written Russian speech, hyper genre of "congratulation", communicative and semiotics model, phatic purpose.