Научная статья на тему 'Ценностная составляющая лексико-семантического поля концепта Родина (по данным эксперимента)'

Ценностная составляющая лексико-семантического поля концепта Родина (по данным эксперимента) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
827
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / ЭКСПЕРИМЕНТ / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ / ЦЕННОСТНАЯ КАРТИНА МИРА / CONCEPT / EXPERIMENT / CONCEPTUAL SIGNS / VALUABLE PICTURE OF THE WORLD

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Есмурзаева Ж. Б.

Описывается ценностная составляющая лексико-семантического поля, репрезентирующего концепт РОДИНА в русской языковой картине мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Есмурзаева Ж. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Value component of lexico-semantic field of the concept motherland (according to the research findings

The article is devoted to the study of the concept RODINA (Motherland) in the Russian language picture of the world. The author analyzes the results of the experiment with a view to reveal valuable component of the lexical-semantic field of the studied concept.

Текст научной работы на тему «Ценностная составляющая лексико-семантического поля концепта Родина (по данным эксперимента)»

ФИЛОЛОГИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2010. №4. С. 199-204.

УДК 801

Ж. Б. Есмурзаева

Омский государственный аграрный университет

ЦЕННОСТНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОЛЯ КОНЦЕПТА РОДИНА (ПО ДАННЫМ ЭКСПЕРИМЕНТА)

Описывается ценностная составляющая лексико-семантического поля, репрезентирующего концепт РОДИНА в русской языковой картине мира.

Ключевые слова: концепт, эксперимент, концептуальные признаки, ценностная картина мира.

Исследование категориальных схем освоения действительности сознанием, вырабатываемых в ментальном поле родного языка, возможно через изучение ценностной картины мира. К специфическим характеристикам ценностной картины мира относят ценностную парадигму, создаваемую отношениями включения и ассоциативного пересечения между оценочными суждениями, в результате чего можно установить наиболее значимые для данной культуры смыслы - культурные доминанты [1, с. 251]. Одной из таких культурных доминант для русского человека, наряду с ментальными образованиями, отсылающими к высшим ценностям («истина», «любовь», «красота», «счастье» и т. д.), является концепт РОДИНА.

В данной статье описывается ценностная составляющая лексикосемантического поля, репрезентирующего концепт РОДИНА. Под концептом понимается лингвокультурное динамическое явление, содержание которого зависит от изменений в ментальности народа, определяемых развитием общественной жизни, сменой приоритетов и ценностей. Для исследования использовался экспериментальный метод, выявляющий понимание значения языковой единицы носителями языка. Полученные данные позволили сделать выводы о семантической наполненности слова, репрезентирующего имя концепта, и соответствующих концептуальных признаках.

Выбор данного метода исследования структуры концепта РОДИНА в сознании носителей русской культуры обусловлен тем, что мы исходим из трактовки концепта как «динамического образования, которому необходимо достаточно быстро реагировать на поступающие извне потоки информации, отражающие изменения как окружающего мира, так и нашего знания о нем и нашего отношения к окружающему миру (и знанию о нем)» [2, с. 150].

Проведенный нами эксперимент состоял из нескольких этапов: 1 этап - подготовка эксперимента, которая заключалась в выборе со-

© Ж. Б. Есмурзаева, 2010

става информантов; 2 этап - опрос информантов и фиксация их ассоциаций; 3 этап - обработка и интерпретация экспериментальных данных.

Обобщение экспериментального материала позволило выявить множество ас-социатов, которые отражают стереотипные и индивидуализированные ассоциативные связи слов в лексиконе участников педагогического дискурса.

В эксперименте приняли участие 100 испытуемых (школьники 8-17 лет МОУ СШ № 6 г. Омска), что соответствует критерию группового опроса [3, с. 188.]. Было получено 439 ассоциативных реакций. Респондентам предлагалось написать мини-сочинение на тему «Родина для меня -это...». Выбор испытуемых определялся исходя из цели исследования. Формирование концепта РОДИНА в сознании школьников происходит на протяжении всего периода обучения. Являясь культурной доминантой ценностной картины мира носителя русской лингвокультуры (Ю.С. Степанов, В.Н. Телия, И.И. Сандо-мирская, С.Г. Воркачев), исследуемый концепт обеспечивает замещение многих стереотипов в процессе мышления и определяет национально-своеобразное отношение к родной стране, государству, своим предкам, природе и т. д. [4, с. 453]. Можно предположить, что к моменту окончания школы у человека формируется основное представление о нравственных ценностях и осознанная самоидентификация, закладываются основы мировоззрения, а знания о национальном своеобразии и национальной традиции становятся ценностями личности.

Структура концепта РОДИНА включает ядро и периферию, которые репрезентированы различными концептуальными признаками. Ядерные признаки были выявлены в ходе диахронического анализа на материале лексикографических источников [5]. Все признаки актуализированы в сознании современных школьников, а именно: 1. Древнейшая архисема родины как ‘матери - сырой земли’ конституируется 2,3 % ассоциатов; 2. Родина в значении ‘земля, край отцов, где живут родные и близкие’, или «малая родина», ассоциируется у носителей с Омском и родным краем. Количество ассоциатов составило 46,4 %. 3. Родина как ‘государство, в котором человек родился’,

или «большая Родина», представлена в сознании школьников 40,8 % ассоциатов. 4. Признак Родины - ‘отечество, отчизна, государство, гражданином которого человек состоит’, или «гражданская родина», актуализирован в 10,5 % ассоциатов.

Периферию составили блоки ассоциативных реакций дополнительных (периферийных) признаков.

Так, историко-географический блок включает в себя характеристики ландшафтных особенностей, природных ресурсов, а также истории и культуры того места, где человек родился и живет.

Природно-ландшафтные признаки связаны со следующими реакциями респондентов:

- ассоциации, связанные с местом рождения и проживания: место, где я родился (60); место, где я живу (25); место, где я расту/вырос (9); место, где я учусь

(5) - всего 99;

- ассоциации, относящиеся к стране (Россия) как к месту рождения и проживания: Родина - Россия (16); моя/наша страна (7); родная страна/земля (3); Москва - столица нашей Родины (2); моя большая Родина (1) - 29;

- ассоциации, имеющие отношение к Омску и родному краю: мой/родной край (7); город (7); родина - Омск (6); малая родина (3); Западная Сибирь (2) - 25;

- ассоциации, связанные с ландшафтными особенностями: леса (13); гидронимы (реки, моря, озера, океаны) (9-5-5-1); поля (9); горы (3); луга (2); тундры (1) - 48;

- ассоциации, относящиеся к природе и природным ресурсам: богата природными ресурсами (10); названия цветов и деревьев (6); красивая природа (4); животные и птицы (4) - 24.

Историко-культурные признаки нашли отражение в ассоциатах, имеющих отношение к истории Родины: наличие достопримечательностей (3); первые в космосе (2); война (1); богата историей (1); помнят традиции (1) - 8. Данные признаки присутствуют также в ассоциатах, связанных с родным языком: русский язык (2); познал русский язык и литературу (2); где мой язык (1); говорят родным языком (1) - 6.

Признаки эмоционально-ценностного блока репрезентированы следующими ассоциатами:

- ассоциаты, связанные с семьей и близкими людьми: сестра/сестренка (5); родители (4); мама (4); папа (4); семья (4); друзья (4); родные/родня (3); бабушки и дедушки (3); близкие люди (2); брат (2) -

31;

- ассоциаты, имеющие отношение к дому: свой/мой дом (7); наш дом (2); память детства (2); место, напоминающее о доме (1); где, меня ждут (1); крепость и защита (1); когда чувствуешь себя как дома (1) - 15;

- ассоциаты, относящиеся к пониманию, что каждый человек имеет свою Родину: у каждого есть своя Родина (8); она одна (3); свое определение (3); у всех Родина - разная (1) - 15;

- ассоциаты, связанные с эмоциями и оценкой: люблю (18); горжусь (10); красивая (9); родное/знакомое (9); могучая/ сильная (6); лучшая/лучше (5); уютно (4); чувство радости (3); великая (3); святая (2); скучает (2); здесь хорошо (2); забота

(2); где твоя душа (1) - 66;

- ассоциаты, выражающие аксиологическую ценность Родины: Родина - это жизнь (4); Родина - это все (1); если бы не было Родины, не было бы меня (1) - 6.

Актуализация блока императивов долженствования и обязанности перед Родиной происходит через следующие ассоциаты: должен защищать (10); должен беречь (7); должен ценить (3); должен любить (2); должен уважать (2); готов для блага Родины что-то сделать (2); буду служить (2) - 28. Использование устойчивых сочетаний, таких как фразеологизмы, позволяет сделать вывод о том, что в сознании школьников сформировано общечеловеческое представление о Родине как о месте, где человеку хорошо: «Я ездил в Турцию. Там хорошо, а дома лучше». С другой стороны, национально-специфическое видится в упоминании выдающихся личностей, связанных с Родиной -Россией (В.В. Путин, Д.А. Медведев).

Наблюдение над вербализацией концепта РОДИНА показывают, что все ядерные смыслы концепта, а именно: Родина - мать, «малая родина», «большая Родина», «гражданская родина» - актуализированы в языковом сознании школьников и соотносятся в процентном эквиваленте как 2,3: 46,6: 40,8: 10,5.

Периферийные признаки, которые включают в себя историко-географичес-

кии, эмоционально-ценностныи и императивный блоки, в процентном соотношении представлены как 59,7: 33,3: 7 соответственно .

Наиболее актуализированным в сознании школьников признаком является «место рождения и проживания/учебы (Омск - родной край)», который выражает словарное значение родины как ‘места рождения кого-либо’ («малая Родина»): «Родина для меня - это место, где я родилась, живу и учусь». Местом рождения и проживания для испытуемых становится Омск, родной край, малая родина, бабушкина деревня, край - Сибирь: «Город Омск - это моя “малая” Родина». Единичны упоминания города Ульяновска, деревень Стеклянка и Пристанское и Туркмении как мест рождения. При этом испытуемые поясняют, что сейчас живут в Омске, и он тоже стал для них родным. Важным становится не только, где человек родился, но и где в данный момент живет и учится. Учеба как основной вид деятельности респондентов актуализируется через их ответы (где ты учишься, где ты ходишь в школу). Родина становится тем местом, где родились и учились наши родители, и уже учусь я.

Признак родины как географической среды обитания, наряду с вызываемыми личностными чувствами, занимают 2-3 ранг в группе признаков. Родина в сознании школьников имеет целый набор ландшафтных особенностей: «В ней есть все: тундра, леса, поля, горы, реки, озера, моря и океаны». Наиболее частотными являются упоминание лесов, полей и рек: «Родина - это поля, леса, реки, озера». Полагаем, это обусловлено тем, что в сознании школьников в большей степени сформировано представление о «малой родине» - Сибири и Омской области.

Эта группа признаков также включает ассоциаты, относящиеся к природе и природным ресурсам: от богатства недр родной земли (У нас на Родине много полезных ископаемых:) до наименования сортов деревьев и цветов: «Вошло в понятие Родины, врезалось в память детское впечатление: бабушкина деревня с единственной улочкой, по которой редко и невпопад разбрелись избы, а юркая тропинка уводит в ромашковый луг, мимо ржаного поля с синими глазами василъ-

кое, вдоль оврага к лесу, где что-то лепечет звонкий ручей». По мнению респондентов, природные богатства родины значительны (ни в одной стране нет таких величественных лесов). К тому же родная земля олицетворяет собой образ женщины-воспитательницы и кормилицы потому, что Родина нас кормит и поит. Это вызывает особое чувство гордости и любви, которые актуализируются группой признаков «вызывает личностные чувства».

К «личностным чувствам» относятся чувство радости и тоски, ощущение комфорта (уютно, здесь хорошо) и забота о родине. Чувство любви многогранно. С одной стороны, Мы любим Родину не за то, что она велика и богата, что дает обильные урожаи, а за то, что она прекрасна, хотя свою застенчивую красоту раскрывает не сразу и не всем, а тем, кто любит ее. С другой стороны, любят Родину потому, что она очень красивая, у нее богатая история и сажая красивая природа. Любовь к Родине обязательна (она в каждом из нас). Это чувство вызывает только положительные эмоции. Так, место, где мне уютно и я себя не чувствую совершенно другим человеком в окружающем жире; где тебе комфортно в различных ситуациях; где все родное и знакомое связано в сознании школьников с оценкой хорошо. Из этого проистекает чувство радости и гордости за родину: «Для женя родина - это жизнь, когда есть счастье на своей родной земле и когда чувствуешь за свою страну гордость». Чувство тоски актуализировано всего в двух ответах респондентов: «Если человек уезжает со своей Родины, ему становится грустно».

Индивидуальные ассоциации, вызываемые личностными чувствами, невозможно объяснить без учета концептуальной системы индивида: Родина - это то, что живет в тебе; Родина - это все. Следует отметить, что не было получено ни одной негативной реакции.

Личностные чувства вызваны не патриотическим пафосом, а трепетным отношением к дому, где живут родные и близкие. Как следствие, актуализация такого признака, как «Родина -дом/семья.»: «Родина - это тот же дом, только общее его понятие». По данным РАС, в русском языковом сознании реалия дож занимает второе по важности ме-

сто [6, с. 18]: «Для женя Родина - это сначала мой милый родной дом, где меня каждый день ждет моя семья». В культурной традиции дом является средоточием «основных жизненных ценностей, счастья, достатка, единства семьи и рода (включая не только живых, но и мертвых)» [7, с. 168]. Отметим, что в круг родных и близких, наряду с матерью и отцом, семьей, родней, родителями, сестрами и братьями, бабушками и дедушками, входят друзья. Такое отношение обусловливает своеобразная «человекодругоцен-тричность», присущая русскому языковому сознанию [8, с. 29]. Иными словами, Родина начинается с родного дома, где ждет уют и забота домочадцев, которые всегда помогут. Отсюда ощущение родственной близости переносится сначала на родной край, а затем и родную страну: «Родина - это место, где ты родился, когда чувствуешь себя как дома, одним словом, это твой дом».

Родина имеет ряд характеристик, объединенных в отдельную группу признаков «качественные показатели», которая включает в себя ассоциаты, связанные с описанием внешних свойств. Родина прежде всего красивая: «Наш город - очень красивый». А большие размеры родной земли являются предметом восхищения и гордости: «Наша страна самая большая в жире». Сила родины в богатстве и величии: «Она самая сильная, богатая, могучая и красивая». Ее святость неоспорима: «Родина - это святая земля, освященная кровью русского народа, земля наших предков». Качественные показатели хороший/хорошо и лучший/лучше также находят отражение в ответах испытуемых. Актуализация происходит посредством интерпретации фразеологизма «В гостях хорошо, а дома лучше»: «Я ездил в Турцию. Там хорошо, а дома лучше». Следовательно, как бы хорошо тебе ни было бы далеко от своей Родины, тебе хотелось бы вернуться домой.

Признак «Россия - место рождения и проживания» репрезентирует лексикографическое значение «большая Родина»: «Я родилась в России - это моя родина». В данное понятие респонденты включают и лексемы страна, держава: «Для меня родина - это моя страна, в которой я живу; Родина - это великая и могучая держава». Испытуемые также отмечают

наличие символов у России - Родины, а именно флаг и столицу: «Флаг является символом страны; Столица нашей Родины - Москва». Россия в сознании школьников - правовое государство, которое гарантирует определенные социальные блага: «(на Родине) тебя защищает закон и можешь учиться бесплатно». В ответах респондентов также актуализируется гордость за людей, проживающих в России: «Наша Родина вскормила немало выдающихся ученых, писателей, художников». Это связано с тем, что Родину населяет много хороших людей: «Наша Родина - самая лучшая, а люди в ней - замечательные». Объединяющим фактором для населения России - Родины является наличие единого языка: «Наш родной язык - русский».

Необходимость для блага Родины что-либо предпринимать конституируется группой признаков «Долг/обязанность»: «Каждый должен постоять за свою Родину». В сознании респондентов достаточно актуализировано знание того, что каждый человек должен любить свою Родину, ценить и уважать ее. Родину нужно беречь (потому что ты здесь родился, это твой дом) и защищать. При этом защитой родной земли занимаются как военные и армия (Родину защищает наша армия), так и простое население (У каждого человека есть родина: ее нужно беречь и защищать).

Желание помочь родной стране «преуспеть» связано с готовностью для блага Родины хорошо учиться и работать в данный момент и в будущем (Я, когда вырасту, буду служить для своей Родины), а также брать пример с премьер-министра В.В. Путина и Президента РФ Д.А. Медведева: «Я буду брать пример с В. В. Путина. Как он защищать интересы нашей великой и могучей Родины».

Именно такое отношение к Родине обусловлено ее неповторимостью, что позволяет нам выделить как отдельный признак «уникальность»: «У каждого есть своя Родина». Сравнение матери и родной земли актуализирует аксиологическую ценность обоих понятий для сознания респондентов: «Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств, но одна у человека родная мать - одна у него и Родина».

За пределами объединенных в группы признаков остаются индивидуализированные представления, тем или иным способом вербализирующие концепт РОДИНА (На нашей родине можно очень много узнать интересного и исследовать неизведанное; На родине мы влюбляемся и расстаемся).

Проведенный анализ данных эксперимента позволил выделить наиболее регулярные признаки РОДИНЫ, имеющие ценность в сознании современных школьников.

Так, ядерный признак РОДИНЫ -‘земля, край отцов, где живут родные и близкие’ расширяется значимой для участников педагогического дискурса характеристикой «место учебы» и позволят сформулировать признак ‘место рождения и проживания/ учебы’.

РОДИНА как «географическая среда обитания» является признаком, отражающим как стереотипные представления о «большой Родине», так и индивидуализированные о «малой Родине».

Группу признаков «личностные чувства» составляют чувства любви, радости, гордости, а также ощущение комфорта. Особое чувство Родины вызывает только положительные эмоции.

Личностные чувства актуализируют признак РОДИНЫ «дом/семья». Для русского языкового сознания реалия дом -средоточие жизненных ценностей, единства семьи и рода. Родина начинается с родного дома и семьи, откуда ощущение родственной близости переносится на родной край, а затем и родную страну.

Признак «качественные показатели» репрезентирован ассоциатами, связанными с описанием внешних характеристик: красивый/красивая, хорошо/хоро-

ший, лучше/лучший и т. д.

Лексикографическое значение Родины - ‘государство, в котором человек родился’, вербализовано названием страны, в которой респонденты проживают, и актуализирует признак РОДИНЫ «Россия как место рождения и проживания, где говорят на родном языке» (соответствует «большой Родине»).

Блок признаков «долг/обязанность» конституируется в сознании школьников императивами должен, нужно. Каждый человек, по мнению испытуемых, должен

любить свою Родину, ценить и уважать, беречь и защищать.

Выявление концептуального признака «уникальность» обусловлено неповторимостью Родины и ее ценности для респондентов.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М. : Гнозис, 2004.

[2] Морель Д. А. К вопросу о свойствах концепта как системы // Изменяющаяся Россия и славянский мир: новое в концептуальных исследованиях : сборник статей / отв. ред. М. В. Пименова. Севастополь : Рибэст, 2009.

[3] Горошко Е. И. Информационно-коммуникативное общество в гендерном измерении : монография. Харьков : ФЛП Либуркина Л.М., 2009.

[4] Гимаев Я. А. Формирование концепта Родина в сознании школьников // Проблемы концептуализации действительности и моделирования языковой картины мира : сб. науч. тр. Вып. 4 / сост., отв. ред. Т. В. Симашко. М. ; Архангельск, 2009.

[5] Есмурзаева Ж. Б. Ядерные смыслы концепта РОДИНА (по данным лексикографических источников) // Личность. Культура. Общество. Т. 3 (50). М., 2009.

[6] Уфимцева Н. В. Языковое сознание русских на пороге XXI века // Проблемы концептуализации действительности и моделирования языковой картины мира : сб. науч. тр. Вып. 4 / сост., отв. ред. Т. В. Симашко. М. ; Архангельск, 2009.

[7] Славянская мифология. М., 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.