АКТУАЛИЗАЦИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПОНЕНТОВ КОНЦЕПТА «РОДИНА» В УЧЕБНИКАХ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
THE ACTUALIZATION OF KEY COMPONENTS OF THE CONCEPT OF “MOTHERLAND” IN THE LITERARY READING TEXTBOOKS FOR ELEMENTARYSCHOOLS
Гимаев Я.А.
Учитель МБОУ «Муриковская СОШ», Московская обл., Шаховской район, д. Муриково, кандидат филологических наук E-mail: [email protected]
Gimaev Y.A.
Teacher at the Murikovo Secondary School, Moscow Region, Shahovskoy District, Murikovo, Candidate ofSciences (Philology).
E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье анализируется реализация четырёх эссенциальных признаков концепта РОДИНА в учебниках по литературному чтению для начальных классов. Вполне закономерно, что школьные учебники по литературному чтению актуализируют только «положительные» признаки концепта РОДИНА. Делается вывод о том, что авторы учебников сознательно реализуют ограниченное число эссенциальных признаков данного концепта с целью восприятия младшими школьниками родины как непререкаемой ценности, постановки её в один ряд с жизненно важными реалиями.
Annotation. The realization of the four essential components of the “Motherland” concept in the literary reading textbooks for elementary schools is analyzed in the article. It is evident that the school literary readingtextbooks actualize only positive components of the concept. It is concluded that the textbook authors consciously realize a limited number of the concept’s components to create a perception of the Motherland by students as a value of the highest degree, putting it in the same category with the vital aspects of life.
Ключевые слова: лингвоконцептология, концепт, эссенциальный компонент концепта, учебники по литературному чтению.
Keywords: linguistic conceptology, concept, essential component ofthe concept, literary readingtextbooks
Концепт является ключевым для понимания национального менталитета семантическим образованием. Он отражает специфичность языкового сознания определённого языкового социума.
Концепт РОДИНА представляет собой многомерное ментальное образование, которое формируется в сознании человека на основе этической категории родины. Как этическая категория «родина» регулирует отношение человека к месту рождения и проживания, родителям и детям, предкам и потомкам, государству и народу. Родина занимает важное место в мировоззрении человека, являясь безусловной жизненной ценностью.
Как ментальное образование концепт РОДИНА включает в себя помимо аксиологической оценки эмоциональную, проявляющуюся в форме радости, гордости, благодарности либо разочарованности и т.д. Человек соотносит себя с родиной, пытается выстроить отношения с ней, в результате получая набор некоторых эмоций. Мы принимаем точку зрения И. Сандомирской, согласно которой «Родина / Отечество/ Отчизна -это не имена географических или административно-политических единиц. Это группа метафор, через призму которых концептуализируется определенный социальный конструкт, некая специальная модель отношений между индивидом и обществом, между гражданином и государством, между личностью и централизованной идеологической системой» [1, С. И].
На наш взгляд, тексты учебно-педагогического дискурса отражают в свёрнутом, концентрированном виде ключевые элементы так называемой национальной культурной парадигмы, которая формируется под влиянием множества культурных и исторических факторов. Конечно, важнейшую роль в таких текстах играет воспитательный фактор, что не позволяет говорить о полной, всесторонней реализации концепта в них. Однако, следует признать, что ключевые, существенные признаки концепта РОДИНА там реализуются достаточно ярко.
Нами была проанализированы реализации эссенциальных признаков концепта РОДИНА в текстах школьных учебников по литературному чтению для начальных классов под ред. Л. Ф. Климановой. В них представлены как учебные тексты, так и тексты произведений художественной литературы, а также комментарии к ним. Такое совмещение интересно с лингвоконцептологической точки зрения, так как представляет собой синтез художественной и обыденной реализаций концепта в синхронном аспекте. В диахронном аспекте - это синтез современных актуализаций концепта и актуализаций ушедших эпох (в учебниках в основном представлены произведения Х1Х-ХХ веков). С методической точки зрения, представление учащимся национально значимого концепта, как в художественных текстах, так и в комментариях к ним является важным способом формирования в сознании ценностей, адекватных традиционной культуре народа.
Было выявлено, что в учебниках Л. Ф. Климановой «Родная речь» для 1-4 классов слово «родина» встречается 25 раз. В учебнике для первого класса данная лексема не встречается, для второго класса - встречается один раз, для третьего - четырнадцать раз, для четвёртого - 10 раз. Нам представляется, что для воспитания и развития млад-
ших школьников данное количество словоупотреблений мало. Как показывает исследование материала, все реализации концепта можно разделить на четыре эссенциальных признака: «любовь к родине», «красота родины», «гордость за родину» (величие родины), «защита родины».1
Любовь к Родине
Любовь к Родине означает для составителей пособия любовь ко всему, что связано с ней: к природе, родному дому, могилам предков, символам ушедших эпох:
О, Родина! В неярком блеске Я взором трепетным ловлю Твои просёлки, перелески -Всё, что без памяти люблю:
И шорох рощи белоствольной,
И синий дым в дали пустой,
И ржавый крест над колокольней,
И низкий холмик со звездой...
Мои обиды и прощенья Сгорят, как старое жнивьё.
В тебе одной - и утешенье,
И исцеление моё. (А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...» [9, с. 138])
Данное стихотворение, предлагаемое учащимся четвёртого класса, выражает постоянство и неизменность интимных чувств любого человека к своей родной земле. Противопоставление природы (шорох рощи белоствольной) и цивилизации (синий дым в дали пустой), прошлого (ржавый крест над колокольней) и настоящего (холмик со звездой) указывает на постоянно меняющуюся обстановку. Однако чувство любви человека к родине остаётся неизменным. Вероятно, именно этот смысл остановил на данном тексте выбор конструкторов учебника. Интимность любви к родине выражается ими в задании после стихотворения: «Как поэту удаётся подчеркнуть, что он любит Родину без громких слов?» [9, с. 138].
Воспитательной цели формирования понятия о родине в сознании учащихся служит и задание «Как бы ты рассказал о своей Родине? Какое отношение можешь к ней выразить? Опиши свой город, место, где ты живёшь» [9, с. 142]. Принципиальное значение имеет то, что это задание на репрезентацию своей страны и края перед учителем и официальным взрослым миром даётся сразу после прочтения учеником стихотворения А. В. Жигулина.
В учебнике для второго класса единственное употребление лексемы «Родина» также можно отнести к обучению школьника находить эссенциальный признак «любовь к родине» изучаемого концепта. После текста стихотворения Ф. Тютчева «Чародейкою Зимою...»
1 Под эссенциалъным признаком понимается в данном случае признак, конституирующий понятие для рассмотрения в научном дискурсе.
даётся задание: «Можно ли утверждать, что это стихотворение передаёт любовь поэта к своей Родине, к её природе? Докажи своё мнение» [9, с. 194]. Таким образом учебник призывает ученика к роли эксперта по патриотизму в литературе.
Любовь к родине подразумевается и в вопросах «Как относится автор к Родине и к русскому человеку? Как о них говорит? Почему?» [6, с. 71], предлагаемых учащимся третьего класса после прочтения стихотворения И. С. Никитина «Встреча зимы».
Актуализирует эссенциальный признак «любовь к родине» и задание, представленное в учебнике для третьего класса:
Как ты думаешь, что общего в стихотворениях С. Чёрного, Блока, Есенина? Выбери ответ:
- много интересной информации,
- поэты любят Родину, природу,
- стихи красиво написаны [7, с. 56].
Самый правильный из приведенных ответов очевиден ученикам третьего класса. Все поэтические средства помещенных в учебнике произведений Черного, Блока, Есенина направлены на выражение любви к родине. Задание способствует формированию у учащихся приоритета смыслового нравственного содержания текста над его внешней оболочкой, уходит от литературоцентризма.
Как ядро концепта слово «Родина» в текстах учебно-педагогического дискурса формирует вокруг себя лексико-семантическое поле, особенно с помощью направляющих вопросов и заданий. Часто данное слово «просто» употребляется в ряду других положительных по коннотации слов:
«Почему слова «мама», «солнце», «природа», «Родина» Пришвин объединил в одном рассказе? Почему писатель назвал своё произведение «Моя Родина?» [7, с. 59] (Вопросы после прочтения заметки М. М. Пришвина «Моя Родина» в учебнике третьего класса).
«Учительница написала на доске: «Родина». Артём стал переписывать слова в тетрадь» [7, с. 142] (А. А. Платонов «Ещё мама»). Важно, что героиня рассказа, учительница, написала на доске слово «Родина» после слова «мама».
«Какие однокоренные слова можно подобрать к слову «Родина»: рождение, родители, родство, родимый, родной? Продолжи этот ряд слов. Как ты думаешь, слова «природа» и «Родина» имеют общий корень?» [7, с. 59] (Задания после заметки М. М. Пришвина «Моя Родина»),
Таким образом, любовь к родине как к своей родной земле, месту рождения провозглашается в изучаемых учебниках одним из главных этических ориентиров в жизни человека. Любовь к родине - это и интимные чувства ко всему, что с ней связано: родной природе, родному дому, конкретным предметам. Конструируется идея неразрывной связи конкретной родины и Родины абстрактной.
Красота Родины
Вторым по значимости ключевым компонентом исследуемого концепта в текстах учебников по литературному чтению является «красота родины». Красота родины, как от-
ражается это в содержании помещенных в учебник художественных текстов, - это в первую очередь красота родной природы. Она не может не вызывать положительных эмоций, о чем свидетельствует употребление оценочно-эмоциональных единиц: слов и словосочетаний с положительной коннотацией, тропов, актуализирующих позитивные эмоции с помощью различных значений «прекрасного»:
«Ты, наверное, знаешь, что Родиной мы называем землю отцов, предков. У каждого человека есть Родина - край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным, родным» [7, с. 59] (комментарий автора учебника после заметки М. М. Пришвина «Моя Родина», 3 класс).
Как хороша ты [Родина - Я. Г.] в тёплый день
На празднике весны,
Среди приветных деревень
Родимой стороны! [9, с. 133] (С. Д. Дрожжин «Родине», 4 класс).
Метафоры земля отцов, праздник весны, эпитеты особенный, прекрасный, родной, тёплый, хороший, приветный, родимый нацелены на формирование у детей, их учителей и родителей положительного эмоционального фона для восприятия родины. Коннотативный и ассоциативный планы данных текстов демонстрируют, что даже обычные состояния природы для человека, любящего родину, требуют запечатления их красивыми.
Гордость за Родину
Существенным признаком понятийной компоненты концепта РОДИНА явлена «гордость за родину». Семантически этот эссенциальный признак близок признаку «красота родины», в какой-то степени является в пространстве учебника очевидным его продолжением, развитием:
Как не гордиться мне тобой,
О Родина моя!
Когда над Волгою родной
Стою, недвижим, я [9, с. 133]. (С. Д. Дрожжин «Родине»);
Это ты, моя
Русь державная,
Моя родина
Православная! [9, с. 130] (И. С. Никитин «Русь»)
Данный компонент концепта актуализируют не только художественные тексты, но и задания автора учебника: «Расскажи, почему ты гордишься своей Родиной» [9, с. 142]. Подчеркнём, что авторы учебников сознательно подбирают такие художественные тексты, в которых гордость за родину обусловливается её красотой.
Таким образом, в текстах учебников по литературному чтению эссенциальный признак «гордость за родину» проявляется как развитие признака «красота родины».
Защита родины
Данный эссенциальный признак рассматриваемого нами концепта проявляется в изучаемых учебниках как продолжение эссенциального признака «красота родины». Прекрасную землю следует защищать:
Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину [7, с. 59]. (М. М. Пришвин «Моя Родина»),
Защита родины от врагов представлена учащимся третьего класса как необходимость в жизни любого любящего родину человека:
- Голова Медузы Горгоны! Я убью эту злую колдунью. Я спасу от неё свою родину! [7, с. 192] (разговор Персея и царя Полидекта. «Храбрый Персей. Древнегреческий миф»)
Забыв обо всём на свете, он думал теперь об одном: как бы найти Медузу Горгону и спасти от неё родную страну [7, с. 193]. («Храбрый Персей. Древнегреческий миф»)
Таким образом, «защита родины» также представляет собой один из существенных признаков понятийной компоненты концепта РОДИНА, актуализируемого в текстах учебников. Он связан с такими эссенциальными признаками, как «красота родины» и «любовь к родине».
Вполне закономерно, что школьные учебники по литературному чтению актуализируют только «положительные» признаки концепта РОДИНА. Авторы учебников сознательно реализуют ограниченное число эссенциальных признаков концепта РОДИНА. Целью данного подхода является восприятие младшими школьниками родины как непререкаемой ценности, постановка её в один ряд с жизненно важными реалиями.
Однако этот путь, на наш взгляд, имеет опасность в сохранении в сознании учащихся всегда положительной «клишированной родины». В раннем подростковом возрасте школьники уже могут заметить множество противоречий реальной родины и той, которая представлена в учебниках. В связи с этим учебники, начиная с начальных классов, должны были бы актуализировать как можно больше разных эссенциальных признаков концепта РОДИНА, используя как можно больше художественных и учебных текстов, а также комментариев к ним. Представляется, что младшим школьникам целесообразно представлять и тексты, актуализирующие такие эссенциальные компоненты концепта РОДИНА, как «деятельность на благо Родины», «преданность Родине», «убогость Родины», «измена Родине», «родина, предающая своих», «жизнь вне Родины» и мн. др.
Список литературы:
1. Сандомирская, И. И. Книга о Родине. Опыт анализа дискурсивных практик / И. И. Сандомирская. - Wien: Gesellschaft zur Forderung slawistischer Studien, 2001. - 281 S. (Wiener Slawistischer Almanach, Sonderband 50).
2. Литературное чтение. Родная речь : учеб. для 1 кл. нач. шк. : в 2 ч. Ч. 1 / [сост. Л. Ф. Климанова и др.; под ред. Л. Ф. Климановой]. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2008. - 80 с.
3. Литературное чтение. Родная речь : учеб. для 1 кл. нач. шк. : в 2 ч. Ч. 2 / [сост. Л. Ф. Климанова и др.; под ред. Л. Ф. Климановой]. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2008. - 80 с.
4. Родная речь : учеб. для 2 кл. нач. шк.: в 2 ч. Ч. 1 / [сост. Л. Ф. Климанова и др.]. -
3-е изд. - М.: Просвещение, 2006. - 223 с.
5. Родная речь : учеб. для 2 кл. нач. шк.: в 2 ч. Ч. 2 / [сост. Л. Ф. Климанова и др.]. -
3-е изд. - М.: Просвещение, 2006. - 223 с.
6. Родная речь : учеб. для 3 кл. нач. шк.: в 2 ч. Ч. 1 / [сост. Л. Ф. Климанова и др.]. -
2-е изд. - М.: Просвещение, 2006. - 223 с.
7. Родная речь : учеб. для 3 кл. нач. шк.: в 2 ч. Ч. 2 / [сост. Л. Ф. Климанова и др.]. -
2-е изд. - М.: Просвещение, 2006. - 223 с.
8. Родная речь : учеб. для 4 кл. нач. шк.: в 2 ч. Ч. 1 / [сост. Л. Ф. Климанова и др.]. -
М.: Просвещение, 2006. - 224 с.
9. Родная речь : учеб. для 4 кл. нач. шк.: в 2 ч. Ч. 2 / [сост. Л. Ф. Климанова и др.]. -М.: Просвещение, 2006. - 223 с.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2012, № 5