Научная статья на тему 'Формирование коммуникативных УУД: от учебного взаимодействия к сотрудничеству'

Формирование коммуникативных УУД: от учебного взаимодействия к сотрудничеству Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1113
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ИГРЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативных УУД: от учебного взаимодействия к сотрудничеству»

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

МУЗЫКАЛЬНОЕ И ВИДЕОСОПРОВОЖДЕНИЕ

1. Видеоклип на песню С. Копыловой «Песня про кота»

2. Песня «Вместе весело шагать» Автор текста: Матусовский М.,композитор: Шаинский В.

3. Музыка «Одинокое сердце» из к/ф «Ранетки»

УДК 372.8

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД: ОТ УЧЕБНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

К СОТРУДНИЧЕСТВУ

Авдеева Е.И. учитель начальных классов ГБОУ №604 Пушкинского района Санкт-Петербурга, Саубанова Л.Р. учитель ОЗО, черчения ГБОУ №604 Пушкинского района Санкт-Петербурга, 2016.

Ключевые слова: взаимодействие, сотрудничество, игры.

Формирование и развитие ребёнка как личности - сложный процесс, протекающий не сам по себе, а во взаимодействии с окружающим, под влиянием различных факторов. Всестороннее и гармоничное развитие ребёнка возможно только в условиях специально организованного педагогического воздействия, которым являются процессы воспитания и обучения. Самым сильным фактором, влияющим на становление личности, является общение.

В соответствии с требованиями ФГОС НОО к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования формирование коммуникативных УУД должны отражать: "готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

*определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

*приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;

Возрастные особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников рассматривает и А. Г. Асмолов в своей книге «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе». Он видит коммуникацию как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов и вплоть до сложных видов кооперации (организации и осуществления совместной деятельности), налаживания межличностных отношений.

Наблюдения за современными школьниками, ребятами младшего возраста, беседы с их родителями, вовлечение в различные жизненные ситуации, оценивание их возможностей в учебной деятельности и во внеурочной, действительно приходят к мнению, что современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ранее действующая система образования. Дети ограничены в общении со сверстниками, они мало играют, что не позволяет им в полной мере усваивать моральные нормы и нравственные принципы общения.

Тревогу вызывает ориентация взрослых исключительно на умственное развитие ребенка в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию.

Общение младшего школьника носит непосредственный эмоциональный характер. Очень часто дети бурно реагируют на простые замечания или требования, на любые не стандартные ситуации и некоторые действия других детей. Непонимание со стороны взрослых и одноклассников, неудовлетворенность своим положением в обществе могут приводить к возникновению ярких негативных эмоций. Такие эмоции могут стать причинами глубокого и длительного расстройства всего поведения. Находясь в состоянии волнения, ребёнок не может последовательно думать,

последовательно и планомерно действовать, контролировать своё поведение. В свою очередь это приводит к возникновению непонимания среди обучающихся, нарушениям взаимодействиям между учителем-учеником и между учениками.

Учебное взаимодействие - это педагогическое общение учителя со школьниками в процессе которого создаются наилучшие условия для развития мотивации обучающихся и творческого характера учебной деятельности, создается благоприятный эмоциональный климат обучения и воспитания.

Для создания ситуаций взаимодействия необходимо создавать условия, способствующие:

• активному включению всех участников образовательных процессов в обсуждение и выполнение действия;

• исследовательской позиции обучающихся;

• получению постоянной обратной связи;

• партнёрскому общению, что означает признание и принятие ценности личности каждого, его мнения, интересов, особенностей, устремлений, перспективы личностного роста.

В настоящее время учебно-педагогическое взаимодействие осуществляется и в новых формах сотрудничества: деловых и ролевых играх, тренингах.

Форма сотрудничества меняется в зависимости от возрастных категорий учащихся. Например, для дошкольников и учеников младших классов характерна игровая форма обучения, в которой игровые задания и упражнения плавно переходят в обучающие. В старших классах главное — это мотивация обучения. Педагогу важно донести до ученика, что знания необходимы для его развития как полноценной личности, а в будущем как грамотного специалиста. В старших классах в ходе педагогического диалога с учеником важно показать практическую значимость научных законов и правил тонных наук, таких как математика, физика, химия и других.

Еще Л.С. Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но наоборот, она пропитывает собою всю деятельность ученика. "В школьном возрасте, - отмечал он - игра не умирает, а проникает в отношения действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и труде..."

Мы в своей работе, ориентируясь на особенности современных детей, на особую роль игры в детском восприятии сумели через неё не только удержать интерес, но и помочь детям зацепиться за возможность найти себя в общении. Почувствовать свою нужность и значимость, научиться доверять и услышать другого человека, постараться принять его таким, каковым он является и ни как иначе.

На протяжении двух лет обучения проводились такие игровые занятия, которые создавали условия для обеспечения эмоционального комфорта, создание доброжелательной атмосферы игры, как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе, оказание помощи обучающимся в осознании и принятии правил игровой деятельности и осознании своей роли в игре. Организация взаимодействия между детьми создала положительные предпосылки для формирования навыков сотрудничества. К концу второго года обучения, анализируя результаты игровой деятельности хочется отметить, что четко прослеживается положительная динамика среди учащихся в их возможности сотрудничать, вести совместную деятельность, нацеленную на результат. Количество детей, затрудняющихся вести коммуникативную деятельность снизилось.

В итоге наши ребята активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, участвуют в совместных играх, организуют их.

Переход в основную школу традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5-ом классе - одним из труднейших периодов школьного обучения.

Необходимо контролировать развитие не только предметных универсальных учебных действий, но и метапредметных.

Состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учебе и ее результатам, с психологической - снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Наблюдения за детьми, общение с ними в этот период показывает, что они очень

растеряны, не могут понять, как теперь им нужно общаться с педагогами, какие требования обязательны для выполнения, а какие нет.

Чаще всего в возрасте 11 лет дети все больше отдаляются от семьи. Они стараются быть ближе к сверстникам. Как это не грустно замечать , но ребенок ищет больше общения вне дома.

Его меньше интересуют семейные праздники, ребёнок уже пытается найти свое место в социуме.

Ребенок взрослея, пытается занять достойное место в обществе своих сверстников. Поэтому его очень беспокоит, насколько хорошо он выглядит, как хорошо он что-либо делает. Важную роль играет собственная самооценка ребенка и способность противостоять насмешкам или соперничеству сверстников. Особенно остро это чувствуется, если ребенок меняет место учебы. Ему приходится самоутверждаться с нуля.

Ведущим видом деятельности становится общение, которому подростки посвящают большую часть своего свободного времени.

Учёба постепенно отходит на второй план. Но на протяжении почти всего пятого класса интерес к учёбе сохраняется почти у всех детей. Поэтому пятый класс - самый удачный возраст для обучения.

11 лет — это особенный возраст, считается, что именно с него начинается подростковый период. Тем не менее, ребенку все еще нужны игры, и в этом возрасте они приобретают большое значение. Дело в том, что именно в одиннадцать лет ребенок покидает младшую школу и начинает обучение на следующем, среднем уровне. Нередко в момент этого перехода у детей возникают проблемы с учебой и с общением с другими детьми. Это связано с тем, что с одной стороны ребенок начинает испытывать потребность в признании со стороны других людей (ему хочется добиваться успехов, хороших оценок, результатов), а с другой у школьника пока недостаточно развиты определенные навыки мышления (в частности, анализа и синтеза).

Если сложно в общении, то, следовательно, сложно и в учёбе.

Справиться с подобными проблемами помогут игры, где мы уже переходим от учебного взаимодействия к учебному сотрудничеству, а это совсем другое.

Мы предлагаем следующие дидактические игры, развивающие коммуникативные УУД и позволяющие ученику чувствовать себя принятым, понимающим и понимаемым, пользующимся доверием и доверяющим, получающим помощь и помогающим, окруженным заботой и заботящимся.

Так же, игры направлены на развитие процессов памяти, наблюдательности, навыков вербального и невербального общения, доверия и взаимопонимания. Развивают аналитические способности, ну и, конечно же, коммуникативные навыки.

Такое сотрудничество положительно сказывается на формировании личностных качеств учащихся, возникающих в искусственно созданной обстановке отношения могут естественно переносится ими во внешний мир.

Приведем примеры игр, которые используем в процессе формирования УУД взаимопонимания и сотрудничества.

Игра «Словесный волейбол»

Все становятся в круг. Кидаем мяч через центр круга. При этом называем слово, существительное. Тот, кто ловит мяч, одновременно добавляет подходящий по смыслу глагол. Например, "облако" - плывет, "костер - пылает" и т.д.

Игровая форма помогает снять напряжение и быть успешными даже тем детям, которые испытывали трудности при определении частей речи. Каждый раз выбирает новую тему для общения.

Умение слушать и слышать друг друга.

Игра «Паровозик»

Участники делятся на группы и встают паровозиком, закрывая глаза игроку, стоящему впереди. Таким образом, открытые глаза остаются у последнего игрока, а свободные руки - у первого. Перед паровозиком ставиться задача: достать предмет, который ведущий помещает в комнате после того как

играющие закрыли глаза. Видит местонахождение предмета только последний, который и будет руководить, направлять паровозик. Все команды по цепочке должны передаваться впереди стоящим. Игра продолжается до тех пор, пока первый игрок не возьмёт в руки искомый предмет.

Умение согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно

контролировать действия друг друга, уметь договариваться.

Игра-сказка

Берется простенькая небольшая сказка. Участники делятся на 2 команды. Каждому участнику необходимо взять на себя роль какого-нибудь героя. Задача проиграть сказку, а другая команда должна угадать, что это за сказка.

Игра «Семейная фотография».

Выбирается участник из группы, которому необходимо всех членов группы построить в композицию для семейной фотографии. Участник должен сообщить всем, кого из близких родственников или друзей изображает каждый участник. И поставить его для фотографии так, как стоял бы тот человек, которого он заменяет. Звучать это должно приблизительно так: «Ты будешь изображать моего старого друга N. Он будет стоять, подняв одну руку вверх...».

Умение вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, эффективно сотрудничать.

Игра «Пятерки»

Карточки, на которых написаны сказочные или литературные персонажи, получают все участники игры. Пять персонажей из одного и того же произведения должны отыскать друг друга и инсценировать фрагмент из сказки или рассказа.

Игра «Пройди в ворота».

Детям раздаются карточки с разным числом кружков. Чтобы пройти в «ворота», каждому необходимо найти пару, т.е. ребенка, число кружков на карточке которого в сумме с кружками собственной карточки даст число, показываемое на «воротах».

Умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность

Камушек в ботинке

Цели: Эта игра представляет собой творческое переложение одного из правил взаимодействия в команде: "Проблемы — на передний план". В этой игре мы используем простую и понятную детям метафору, с помощью которой они могут сообщать о своих трудностях, как только те возникают. Время от времени имеет смысл проводить игру "Камушек в ботинке" в качестве группового ритуала, чтобы побудить даже самых стеснительных детей рассказывать о своих заботах и проблемах. Поощряйте детей спонтанно применять ритуальную фразу "У меня в ботинке камушек!" всякий раз, когда они испытывают какие-либо трудности, когда им что-то мешает, когда они на кого-нибудь сердятся, когда они обижены или в силу каких-либо иных причин не могут сконцентрировать свое внимание на уроке.

Инструкция. Сядьте, пожалуйста, в один общий круг. Можете рассказать мне, что происходит, когда в ваш в ботинок попадает камушек? Возможно, сначала этот камушек не сильно мешает, и вы оставляете все как есть. Может быть, даже случается и так, что вы забываете о неприятном камушке и ложитесь спать, а утром надеваете ботинок, забыв вытащить из него камушек. Но через некоторое время вы замечаете, что ноге становится больно. В конце концов, этот маленький камушек воспринимается уже как обломок целой скалы. Тогда вы снимаете обувь и вытряхиваете его оттуда. Однако на ноге уже может быть ранка, и маленькая проблема становится большой проблемой.

Когда мы сердимся, бываем чем-то озабочены или взволнованы, то сначала это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы вовремя позаботимся о том, чтобы вытащить его оттуда, то нога остается целой и невредимой, если же нет, то могут возникнуть проблемы, и немалые. Поэтому всегда полезно как взрослым, так и детям говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят. Если вы скажете нам: "У меня камушек в ботинке", то все мы будем знать, что вам что-то мешает и

сможем поговорить об этом. Я хочу, чтобы вы сейчас хорошенько подумали, нет ли в настоящий момент чего-то такого, что мешало бы вам. Скажите тогда: "У меня нет камушка в ботинке", или: "У меня есть камушек в ботинке. Мне не нравится, что Максим (Петя, Катя) смеется над моими очками". Расскажите нам, что еще вас удручает.

Дайте детям поэкспериментировать с этими двумя фразами в зависимости от их состояния. Затем обсудите отдельные "камушки", которые будут названы.

«Зеркало»

Группа разбивается на пары. Первые номера — «зеркала», вторые — люди перед зеркалом. Игра проходит в полной тишине. Задача: добиться взаимопонимания и синхронизировать действия. Затем ребята меняются ролями.

Необходимо стоять друг перед другом. Должна быть полная тишина.

Рассуждение - удалось ли добиться взаимопонимания?

«Два в одном»

Двое участников держаться за руки, у одного свободна левая рука, у другого правая. Вместе должны сделать какое-либо действие (например, сложить из бумаги самолётик, разобрать и собрать ручку).

Рассуждение - у кого самолётик пролетел расстояние больше, у кого меньше; кто быстрее разобрал и собрал ручку. От чего это зависит?

Дети любого возраста любят, когда с ними играют, но мы, взрослые, всегда должны помнить, что важный момент в игре - преодоление препятствий, достижение целей, самостоятельный и совместный поиск. Все элементы игры развивают способности школьников, и, следовательно, их коммуникативную культуру общения. Включившись в игровой процесс вместе с детьми, необходимо быть заинтересованными не только результатом работы, но и самим процессом игры. Переживать, радоваться, огорчаться вместе с детьми, в то же время иметь непререкаемый авторитет в детском коллективе.

УДК 372.8

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ КАК ЭТАП СОВРЕМЕННОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В

УСЛОВИЯХ ФГОС

Филиппова Е.Г. учитель русского языка и литературы ГБОУ школа 604 Пушкинского района

Санкт-Петербурга, 2016

Кто не знает, в какую гавань он плывёт, для того нет попутного ветра.

Сенека.

Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования - это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное - умение ориентироваться в большом потоке информации и умение адаптироваться в любом обществе. Подготовка к будущей жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты.

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). Наше образовательное учреждение не стало исключением, более того мы начали вводить ФГОС в основной школе, в 5 классе. Опыт пока небольшой, но есть некоторые наработки.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии - урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами, урок должен стать новым, современным!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.