правила этики, учит различать отношение к греху и согрешившему человеку. Технологическая карта урока ОРКСЭ в 4 классе модуль «Светская этика» «Действия с приставкой «СО» разработана учителем начальных классов Судаковой А.О. Это урок открытия новых знаний, в конструировании которого используются активные методы обучения. Их использование обеспечивает деятельность обучаемого, которая носит продуктивный, творческий, поисковый характер, приводит к созданию ситуации успеха. Дидактическая игра «Продолжи», «Мозговой штурм» и применение приёма «Синквейн» позволяют организовать групповую и индивидуальную работу, включить каждого обучающегося в процесс усвоения нового материала. Посредством этого учитель знакомит детей с понятиями «сострадание», «сопереживание», «сочувствие», «соучастие», «содействие».
В статье Бабушкиной Н.В. учителя английского языка «Применение ИКТ технологий на уроках английского языка» представлен многолетний опыт работы педагога по разработке и применению ИКТ технологий, направленный на повышение качества обучения английскому языку. Технологическая карта к уроку географии в 6 классе по теме «План местности» разработана учителем географии Кардаш Л.А. Это практическая работа, в которой используются элементы анимации, текста литературного произведения. На уроке учитель продолжает формировать представление о плане местности, масштабе, формирует умение читать планы местности, распознавать условные знаки. Левина М.М. отмечает, что «метод - это не сама деятельность, а способ ее осуществления. Метод не должен быть неправильным, неправильным может быть только его применение». Каждый метод имеет свое предметное содержание. Метод принадлежит действующему лицу - педагогу. В представленных работах учителей нашей школы хотелось бы отметить стремление педагогов отбирать те методы, которые направлены на прочное овладение учебным материалом, использование в работе инновационных приёмов, выполнение задач воспитания и развития школьников. Надеемся, что статьи и разработки уроков наших коллег, педагогов ГБОУ 604 Пушкинского района Санкт-Петербурга, окажутся полезными в работе.
УДК 372.8
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОГО УУД «ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА»
Удовикова В.А., учитель начальных классов ГБОУ № 604 Пушкинского района Санкт-Петербурга, 2016.
Современному обществу необходимы граждане, способные учиться в течение жизни, обладающие критическим мышлением, готовые и умеющие принимать творческие решения, работать с информацией. Одним из показателей качественного образования является формирование такой ключевой компетенции как «умение учиться».
Федеральный государственный образовательный Стандарт начального общего образования устанавливает следующие требования к результатам обучения:
- «готовность слушать собеседника и вести диалог; .. .излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий»;
- «.умение договариваться;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Следовательно, коммуникативные УУД являются основой деятельности человека в любой сфере жизни.
В структуру коммуникативных УУД входит такое умение как планирование учебного сотрудничества.
Планирование учебного сотрудничества включает следующие умения:
• умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
• определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Сотрудничество - это групповая работа по решению общих задач, которая помогает создать благоприятные условия для эффективного усвоения учебного материала, так как учащиеся не просто что-то выполняют вместе, а вместе учатся.
Назовём основные принципы, на основе которых строится учебное сотрудничество:
• совместная познавательная деятельность учащихся на основе взаимной помощи и поддержки;
• личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы;
• взаимозависимость членов группы.
Таким образом, задача каждого члена группы стремиться познать что-то вместе, помочь каждому ученику получить необходимые знания, сформировать нужные навыки. В тоже время и группа должна быть заинтересована в усвоении учебного материала каждым участником.
Учебное сотрудничество осуществляется по следующим направлениям:
1) «учитель — ученик (ученики)»;
2) «ученик — ученик» (в парах и тройках);
3) общегрупповое взаимодействие учеников в коллективе.
Линия «учитель — ученик» и линия «ученик — ученик» существуют не изолированно друг от друга. Так первую линию можно дополнить общегрупповой работой, когда учитель работает с целым классом. А вторую можно использовать на уроках, где запланирована работа в малых группах.
Учебное сотрудничество, как и другие УУД, представляет собой универсальный обобщённый способ деятельности, который учитель должен передать ученикам. Передача этого способа осуществляется в 4 этапа.
В начальной школе мы работаем с первыми двумя этапами.
На первом этапе - Ознакомление со способом - мы решаем задачи мотивации, знакомим детей со способами объединения в группы. На первых порах создаём группы, в которые объединяем учащихся, проявляющих чувство симпатии. Состав данных групп надо постоянно менять для накопления у детей разнообразного опыта общения. На этом этапе преобладает игровой вид деятельности, поэтому целесообразно использовать творческие учебные задания. В итоге учащиеся осознают возможность своего присутствия в коллективе и способность наблюдать за деятельностью других.
Когда сформирована мотивация сотрудничества, учитель ставит следующую задачу - развитие умения согласовывать свои интересы с интересами товарищей, развитие умения распределять обязанности и оказывать помощь или принимать её от других. На этом этапе используется работа в парах.
На втором этапе - Частичная ориентировка в способе - мы обучаем правилам эффективной организации совместной работы. Здесь применяется групповая форма работы. Учащиеся знакомятся с правилами работы в группе. На этом этапе большое внимание уделяется способам достижения единой цели, которая может быть достигнута только в постоянном взаимодействии членов группы в процессе работы над проблемой. Задания, используемые на этом этапе, зависят от этапа урока, возрастных и эмоциональных особенностей учащихся.
Роль учителя при обучении в сотрудничестве не ограничивается только проверкой правильности выполнения заданий группами учащихся. Педагог обучает, направляет и контролирует характер общения членов группы между собой, способы оказания ими помощи друг другу.
Полноценное учебное сотрудничество возможно при использовании разнообразных методов и приёмов.
Предлагаем более подробно рассмотреть один из приёмов учебного сотрудничества - игра «Бумеранг». Групповая работа.
Предварительная работа учителя: подготовка дидактического материала.
1. Выдвижение цели. Для чего? (Изучение текста.)
2. Формирование групп. Распределение ролей.
3. Повторение правил работы в группе.
4. План работы в группе.
A) Прочитать текст (читает каждый). Б) Составить вопрос к тексту (каждый).
B) Выбрать вопросы для других команд. (Обсуждение, выбор вопроса, запись в бланк «Вопрос-ответ», передача бланка по часовой стрелке другой команде).
Г) Читают вопрос, обсуждают, выбирают правильный ответ из предложенных, записывают в бланке «Вопрос-ответ», передают бланк другой команде.
Д) Команды получают свой бланк «Вопрос-ответ». Проверяют и оценивают ответы других команд, делают вывод.
Е) Представитель от команды (спикер) выступает с результатами.
Если все команды ответили правильно на вопросы - игра достигла цели. Текст осознан. Если ответы неправильные - разбирают совместно ошибки.
УДК 372.8
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД НА УРОКАХ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПОСРЕДСТВОМ МОДЕЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ
Чертушкина Н.В., учитель начальных классов ГБОУ № 604 Пушкинского района Санкт-
Петербурга, 2016
Аннотация: В данной статье рассмотрена проблема формирования коммуникативных универсальных учебных действий посредством моделирования социальных ситуаций. В ходе этой работы выделены условия необходимые для создания коммуникативных ситуаций на различных уроках в начальной школе. Рассмотрены примеры использования метода моделирования социальных ситуаций и этих ситуаций по мере взросления школьников. Ключевые слова: моделирование, социальная ситуация.
В последние годы все острее встает проблема, заключающаяся в том, что дети, пришедшие в первый класс, умеют читать и считать, но не владеют коммуникативными умениями, беспомощны в отношениях со сверстниками, неспособны разрешать простейшие конфликты. Это результат недостатка живого общения со сверстниками. Дети чаще общаются в социальных сетях, играют в игры на телефонах, компьютерах, планшетах и не умеют общаться в реальности.
Поэтому необходимо научить детей сотрудничать, предотвращать конфликты, договариваться, отстаивать свою точку зрения, считаться с мнением других, находить выход из затруднительных ситуаций, формировать у детей положительный социальный опыт.
В ходе формирования коммуникативных универсальных учебных действий использую такую форму работы как моделирование социальных ситуаций.
Моделирование как универсальный метод познания является неотъемлемой составляющей решения любой социально-педагогической задачи. Поставленная цель определяет тип используемых моделей и их назначение.
Термин «модель» употребляется для обозначения образа (прообраза) или вещи, сходной в каком-то отношении с другой вещью. Под моделью в социальной психологии понимается естественное или искусственно созданное явление, ситуация, предназначенные для изучения.
Социальная ситуация рассматривается как нечто созданное самим индивидом в процессе взаимодействия с другими людьми - это определенный сценарий, ждущий своего исполнения актерами.
Метод моделирования социальных ситуаций на уроках в начальной школе предполагает соблюдение следующих условий: