учащиеся класса должны иметь опыт взаимодействия с детьми с ОВЗ.
На следующем этапе обучения комплектование группы, в состав которой входит до четырех человек, осуществляется учителем. Соответствующая работа начинается до урока: распределяются учащиеся по группам, в зависимости от этого определяется место их расположения в классе; на уроке учитель очень точно определяет функции каждого члена группы, объясняет объем работы при выполнении задания для каждого учащегося.
Не менее важен вопрос о выборе заданий для такой группы: они должны быть интересны и ориентированы на детей с различными образовательными потребностями, в том числе и высокими интеллектуальными. Выбирая задания, учитель заранее проектирует деятельность различных детей в составе группы, определяет виды работ, который может выполнить каждый ребенок, а также меру помощи детям с ЗП со стороны учителя и членов группы (а она не должна быть ни чрезмерной, ни недостаточной). Таким образом, создаются условия, при которых каждый ребенок будет успешен или в выполнении задания, или в сфере общения и взаимодействия. Для детей с ЗПР на начальных этапах важно, чтобы доля игровых ситуаций преобладала над учебными задачами. Постепенно эмоциональное и непосредственное выполнение заданий должно переходить в более произвольный план.
Для организации деятельности детей с различным интеллектуальным уровнем в составе группы учитель обладает достаточно широким набором методических приемов. Наиболее востребованными являются использование инструкций, которые могут предъявляться сначала в устной, а затем, по мере овладения детьми навыком чтения, и письменной форме. На начальных этапах инструкция составляется учителем, неоднократно им проговаривается. Постепенно эти функции передаются членам группы: дети участвуют в составлении инструкции, затем не только ее повторяют, но и оказывают помощь в выполнении некоторых операций. Таким образом, снижается уровень тревожности у детей с ЗПР, постепенно исчезает страх оказаться неуспешным в учебной деятельности. Для создания ситуации успеха ребенок с ЗПР должен иметь возможность выполнить отдельную усвоенную операцию или выполнить часть задания на основе поэтапного его разъяснения. Деятельность группы может заключаться в создании образцов выполнения задания, которым будет следовать менее подготовленный член группы. Само создание образцов, инструкций, заданий для детей с ЗПР является отличным средством для организации творческой деятельности для детей с высоким интеллектуальным уровнем. Эта работа будет полезна и для других детей: осуществляя контроль, оказывая помощь в выполнении трудных операций, учащиеся прочно усваивают изучаемый способ действий.
Большое значение при организации групповой работы имеет и обеспеченность урока для детей с ЗПР специальным разда-
Библиографический список
точным материалом: трафаретами для выполнения какой-либо части задания, листами-шаблонами с минимальным заполнением, возможны копии работ других учащихся при их обсуждении и др. Наличие этих материалов, а их изготовление может быть частью задания для групповой работы, также создает условия для организации совместной деятельности учащихся в инклюзивном классе.
Групповая работа заканчивается демонстрацией позитивных образцов взаимодействия: поощрение группы, которая работала слажено, смогла договориться, прийти к единому мнению, но в то же время каждый выполнил стоящую перед ним задачу и оказал кому-либо помощь. Обсуждению подлежат и негативные моменты: нельзя навязывать свою точку зрения, не слушать товарища по работе, нельзя соглашаться без достаточных аргументов и т.д. Эта работа поможет предотвратить конфликт, ссору. Учитывая индивидуальные особенности детей, низкий уровень мотивации и эмоциональную нестабильность отдельных учащихся, в классе инклюзивного обучения нужна система оценки, позволяющая подчеркнуть любые, пусть самые незначительные успехи каждого ребенка. В частности, при оценке работы группы в некоторых случаях подчеркивают не столько ученические, сколько человеческие качества.
Следует отметить, что при групповой работе необходимо исключить элементы соревнования, поскольку может привести к конфликту и отторжению ребенка с ЗПР из состава группы.
На следующем этапе учитель объединяет в группы детей по месту их расположения в классе. Такой вариант обязателен, поскольку это даст возможность ребенку с ЗПР преодолеть психологический барьер, «сработаться» с разными детьми. Более того, остальные члены группы при правильной организации со стороны учителя будут ответственны за успех работы всей группы и за успех работы каждого. Этот способ образования группы возможен в условиях, когда в классе сложились доброжелательные отношения. Но при определенных условиях этот способ комплектования группы нецелесообразен, если дети вне урока не взаимодействуют или неприязненно относятся к друг к другу по различным причинам. Для преодоления этой трудности учителю необходимо провести дополнительную работу: найти задания, которые будут интересны и полезны для таких детей, определить роли в составе различных групп, выполняя которые учащиеся вступают в конструктивный диалог. Например, использование приема «Зигзаг» позволяет детям, выполнявшим одинаковые задания в разных группах, встретиться и обменяться информацией, сделать выводы, обобщения.
В заключение следует отметить, что выстраивая работу в инклюзивном классе, учитель должен учитывать сильные стороны развития ребенка и опираться на них, постепенно при этом втягивая в работу слабые стороны его психики.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Available at: httpV/минобрнауки.рф/
2. Поздеева С.И. Педагогическое исследование и его место в профессиональной деятельности магистра. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015; 3 (19): 32 - 36.
3. Дмитриева Т.П., Сабельникова С.И., Хотылева Т.Ю. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе: методические рекомендации для учителей начальной школы. Москва, 2012.
References
1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obschego obrazovaniya obuchayuschihsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya. Available at: http://minobrnauki.rf/
2. Pozdeeva S.I. Pedagogicheskoe issledovanie i ego mesto v professional'noj deyatel'nosti magistra. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2015; 3 (19): 32 - 36.
3. Dmitrieva T.P., Sabel'nikova S.I., Hotyleva T.Yu. Razrabotka i realizaciya individual'noj obrazovatel'noj programmy dlya detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v nachal'noj shkole: metodicheskie rekomendacii dlya uchitelej nachal'noj shkoly. Moskva, 2012.
Статья поступила в редакцию 19.01.17
УДК 371
Gebekova A.N., Oand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology of Preschool, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
Aliyeva S.A., Oand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dean of Faculty of Pedagogy, Psychology and Defectology, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
FORMING OF COMMUNICATIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL OPERATING ON LESSONS OF RUSSIAN WITH REFERENCE TO TEACHING INSTRUCITON MATERIALS "SCHOOL OF RUSSIA" OF INITIAL CLASSES OF STUDENTS OF NATIONAL SCHOOL AS ONE OF REQUIREMENTS OF FGOS NOO. In connection with the implementation of the federal state educational standards of primary education of the general task of the modern primary education, teachers are to ensure such key competence at primary school in children, as an ability to learn. For this purpose it is necessary to form training activities, among which there are cognitive, communicative, regulatory, personality types of work. Among the main problems of teaching the Russian language, there is an issue to form communicative universal learning behavior. The authors conclude that mastering communicative universal learning behavior by children contributes not only to the formation and development of the ability to interact with other people, with the objects of the surrounding world and its information flows, but also helps to learn to find, translate and transmit information, perform different roles in a team, is a resource of efficiency and well-being of the children's future life.
Key words: communicative universal learning behavior, initial classes, national school, Russian language.
А.Н. Гебекова, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и дошкольной психологии ЧГПУ, г. Грозный, E-mail: [email protected] С.А. Алиева, канд. пед. наук, доц., декан факультета педагогики, психологии и дефектологии, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕ УМК «ШКОЛА РОССИИ» УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК ОДНО ИЗ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО
В связи с реализацией Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования генеральной задачей современного начального образования становится обеспечение учителями такой ключевой компетенции учащихся начальных классов, как умение учиться. Для этого необходимо формировать универсальные учебные действия: познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные. Среди основных задач обучения русскому языку, является формирование коммуникативных УУД. Авторы делают выводы о том, что овладение детьми коммуникативными УУД способствуют не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками; отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей жизни. Ключевые слова: коммуникативные УУД, начальные классы, национальная школа, русский язык.
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Приоритетной целью современного школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Другими словами, среди многообразных педагогических моделей обучения в настоящее время получила распространение личностно-ори-ентированная модель образования в школе, в основу которой входит формирование у учащихся системы универсальных учебных действий (УУД) [1, с. 23].
Какой же основной критерий эффективности современного образовательного процесса? В качестве одного из основных критериев эффективности учебно-воспитательного процесса рассматривается формирование индивидуальности учащихся, их талантливость, способность и усердие в учении. Среднему звену обучения требуются выпускники с развитыми коммуникативными универсальными учебными действиями. Учителю нужны участники открытого педагогического процесса. Обществу требуются подготовленные к жизни в открытом обществе молодые люди. И всё это необходимо заложить в начальной школе. Как мы предполагаем, именно младший школьный возраст является благоприятным для овладения коммуникативными универсальными учебными действиями в силу особой чуткости общения. А уроки русского языка в числе других должны стать главным для формирования всех видов и форм коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. В связи с тем, что генеральной задачей современного начального образования становится обеспечение такой ключевой компетенции, как умение учиться, среди основных задач обучения русскому языку, как мы считаем, является формирование коммуникативных УУД.
При реализации Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (далее ФГОС НОО) у учащихся начальной школы формируются несколько видов компетентностей: познавательные, регулятивные, коммуникативные и личностные [2, с. 35].
В документах ФГОС НОО дается следующая характеристика этих универсальных умений: «Коммуникативная компетентность учащегося начальной школы - новообразование субъекта учебной деятельности, формирующееся в процессе обучения в
начальной школе, представляющее собой способность ученика адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач...». [3, с. 18].
Новый образовательный стандарт рассматривает ключевой целью деятельности общеобразовательной школы формирование умения учиться, то есть способности субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Очевидно, что результатом деятельности современной школы должны стать не только определенный уровень знаний учащихся, но и их готовность к самообучению, самообразованию, самоорганизации, владению ключевыми компетенциями [4].
Как мы считаем, в результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД как основа умения учиться. В связи с реализацией Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) школы Республик Дагестан и Чечни перешли на УМК «Школа России». «Русский язык», как учебный предмет, в школах данных республик обеспечивает формирование познавательных, личностных, коммуникативных и регулятивных действий [4, с. 40]. Для формирования УУД на уроках русского языка необходимо применить работу с текстом. Она способствует формированию логических и аналитических действий, сравнения и установления причинно-следственных связей. Ориентация в синтаксической и морфологической структуре языка, а также усвоение правил строения предложения и слов, графической формы букв обеспечивают развития символически-знаковых действий у младших школьников - замещения (звука буквой), моделирования (схематичный разбор состава слова), и преобразования модели (видоизменения слова) [4, с. 47].
Мы предполагаем, при формировании универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе учащиеся овладеют следующими умениями: использование языка для поиска необходимой информации в различных источниках; ориентирование в целях, средствах и задачах общения; выбор адекватных языковых средств для решения коммуникативных задач (устные монологические высказывания, диалоги, письменные тексты); стремление к полному и точному выражению собственной позиции; умение задавать вопросы [4, с. 39].
В начальной национальной школе предмет «Русский язык» занимает ведущее место, потому что успешность усвоения ба-
зовых норм русского языка в значительной степени определяет результаты обучения школьников по другим предметам, а также обеспечивает успешность его общения со сверстниками и взрослыми.
Обучение морфологии в начальной школе строится, учитывая психологические особенности детей: у детей возраста 6 - 7 лет невелика выносливость, неустойчиво внимание, невысоки возможности саморегуляции, большая потребность в физических движениях, неудовлетворение которой приводит к быстрой утомляемости и потере интереса. В курсе морфологии в начальных классах изучаются части речи и их формоизменения: имена существительные, прилагательные, глаголы; личные местоимения и знакомство с некоторыми другими разрядами местоимений; знакомство с наречиями, предлогами, союзами, в программах углубленного изучения русского языка - с именами числительными [4, с. 109].
Три крупнейшие темы: существительное, прилагательное, глагол - представлены в каждом из 1-1У классов. В 1 классе преобладают наблюдения и группировка слов по значению: названия предметов, признаков, действий. Во 2 классе вводятся понятия «частей речи», сообщаются некоторые признаки частей речи. В 3 и 4 классах - склонение имен существительных, прилагательных, спряжение глаголов, значения форм частей речи вплоть до значений падежей, временных и личных форм [5].
Предлоги в начальных классах изучаются в связи со склонением имен существительных и личных местоимений, а также в плане противопоставления, при различении приставок и предлогов. Союзы - в связи с изучением однородных членов предложения и сложных предложений. В разграничении, в различении частей речи школьники руководствуются следующими критериями: а) лексическое значение слова - предметность, признак или свойство, действие, количество и пр.; б) роль в предложении, или синтаксическая функция; в) наличие тех или иных категориальных признаков; признак времени присущ только глаголу, признак одушевленности/неодушевленности - только имени существительному; г) изменяемость/неизменяемость: для изменяемых частей речи - характер форм изменения (склонение, спряжение и пр.)
В УМК «Школа России» авторы учебника «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий все темы уроков представили в отдельных блоках знаний, таких как «Речевые умения», «Грамматические умения», и «Орфографические умения». Все темы и упражнения УМК «Школа России», изучаемые в третьем классе на уроках русского языка, включают в себя механизмы восприятия, способствующие формированию способностей к коммуникативным учебным действиям младших школьников. В анализируемых учебниках «Русский язык» авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий достаточно материала для формирования навыка сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. К примеру, в учебниках (1 - 4 классы) предусмотрена работа в парах, группах, с взрослыми [6]. Эти задания отмечены соответствующими условными знаками (1 класс, упр. 7 (стр. 14), упр. 8 (стр. 15), упр. 5 (стр. 34), упр. 11 (стр. 57), и др.; 2 класс, 1 ч., упр. 6, 55 и др.
В учебниках по русскому языку для организации сотрудничества с взрослыми и сверстниками включены многие учебные проекты (1 - 4 классы), которые могут быть реализованы совместно со сверстниками и при совместной деятельности с взрослыми (родителями, библиотекарем) [7].
Для формирования коммуникативных УУД необходимо включать специальные задания с использованием речевых средств: создание речевых высказываний по заданию учителя,
Библиографический список
по собственной инициативе, в процессе общения со своими сверстниками, владение диалогической речью. В учебнике «Азбука» даются сюжетные картинки, которые передают сцены общения персонажей (например, сценки посещения внуками бабушки и дедушки, диалоги при пересказе сказок «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Маша и медведь») [7]. Особое значение для усвоения этики телефонного разговора имеет анализ отрывка из стихотворения К.И. Чуковского «Телефон».
Уже в первом классе ученики должны уметь составлять диалог (стр. 20), учится правильно отвечать на вопрос «Подходит ли рисунок к тексту?» (стр. 24), составлять и разыгрывать сценку-диалог: «Обратись к товарищу по парте с просьбой дать тебе книгу или карандаш» (стр. 25), составлять основную часть сказки по данному началу и концу (стр. 44), составлять небольшой текст по рисунку и опорным словам (стр. 73), составлять продолжение текста из знакомой сказки (стр. 120).
Данные упражнения и задания формируют у школьников умения осознанно строить речевое высказывание разного типа (сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения) и стиля (деловые описания и художественные), разного жанра (сказка, рассказ, загадка, отзыв, письмо, приглашение). Сочинения создаются по аналогии, заданной теме, личным наблюдениям, поэтическим строкам..
Серьезные коммуникативные умения - умение и желание слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. В учебниках «Русский язык» даются специальные задания для дискуссии, связанной с содержанием языкового или иллюстративного материала. Например, «Порассуждайте, может ли быть речь без слов. Когда и где тебе могут пригодиться знания об алфавите?» (1 класс), «Почему словом иглы названы и инструмент для шитья, и листья хвойных деревьев, и колючки у ежа?» (2 класс), «Поразмышляйте, какие пары слов являются однокоренными: сырник и сырок, Томск и Томичи, мороз и холод, водолаз и вода, рука и ручка?» (3 класс), «Справедливы ли эти слова: К добру и миру тянется мудрец, к войне и распрям тянется глупец. О чём они заставляют нас задуматься?» и др. На уроках русского языка могут иметь место специально организованные игры, упражнения и задания, целью которых помимо закрепления и обобщения предметных знаний является формирование коммуникативных универсальных умений. Для реализации этой задачи мы предлагаем включить следующие методические приемы: «Интеллектуальный штурм»; «Составь задания партнеру»; «Отзыв на работу(ответ) товарища»; «Диалог»; «Интервью»; «Круглый стол» и др. Также с успехом на уроках русского языка можно использовать следующие упражнения: работа с текстом; деловая игра «Журналисты»; работа над выпуском газеты; инсценирование литературного текста.
Все перечисленные приемы и формы работы с детьми позволяют сделать нам следующие обобщения: овладение детьми коммуникативными УУД способствуют не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками; отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей жизни. Как мы убедились, содержание, структура и специфика упражнений и заданий новых учебников будут способствовать формированию коммуникативных универсальных умений младших школьников.
1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. Москва, 2008.
2. Абрамлина О.Г. Учебный диалог как средство формирования коммуникативной культуры обучающихся. Орёл, 2003.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Москва, 2011.
4. Булыгина Л.Н. О формировании коммуникативной компетенции школьников. Вопросы психологии. 2010; 2.
5. Климанова Л.Ф. Литературное чтение: учебник для 1 класса в двух частях. Москва, 2011.
6. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Москва, 2011.
7. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. Азбука: учебник для 1 класса в двух частях. Москва, 2012. References
1. Asmolov A.G. Kak proektirovat' universal'nye uchebnye dejstviya v nachal'noj shkole: ot dejstviya k mysli: posobie dlya uchitelya. Moskva, 2008.