Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ФАКТОР ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ФАКТОР ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникативная компетенция / общеучебные умения / коммуникативные умения / коммуникативные навыки / процесс обучения / общение / communicative competence / general educational skills / communicative skills / communicative abilities / learning process / communication

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ещеркина Людмила Владимировна, Скачкова Екатерина Анатольевна, Казаченок Юлия Викторовна

В данной статье рассматривается процесс формирования коммуникативной компетенции обучающихся как фактор всестороннего развития личности, выявляются основные принципы развития общеучебных и коммуникативных умений и навыков. В статье приводятся особенности формирования коммуникативной компетенции, исследуются специфика и значение коммуникативной компетенции обучающихся как фактор всестороннего развития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ещеркина Людмила Владимировна, Скачкова Екатерина Анатольевна, Казаченок Юлия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF STUDENTS AS A FACTOR IN THE COMPREHENSIVE DEVELOPMENT OF PERSONALITY

This article examines the process of forming students' communicative competence as a factor in the all-round development of personality, and identifies the basic principles of developing general educational and communicative skills and abilities. The article presents the features of forming communicative competence, and examines the specificity and significance of students' communicative competence as a factor in the all-round development of personality.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ФАКТОР ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ»

СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, УПРАВЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ

Для цитирования: Ещеркина Л.В., Скачкова Е.А., Казаченок Ю.В. Формирование коммуникативной компетенции обучающихся как фактор всестороннего развития личности // Управление в современных системах. 2024. №3. С. 50-58.

DOI: 10.24412/2311-1313-43-50-58 УДК 37.013.32 ББК 74.0

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ФАКТОР ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Ещеркина Л.В.1, ОУ ВО «Южно-Уральский технологический университет» Скачкова Е.А.2, ОУ ВО «Южно-Уральский технологический университет» Казаченок Ю.В. 3, ОУ ВО «Южно-Уральский технологический университет»

Аннотация

В данной статье рассматривается процесс формирования коммуникативной компетенции обучающихся как фактор всестороннего развития личности, выявляются основные принципы развития общеучебных и коммуникативных умений и навыков. В статье приводятся особенности формирования коммуникативной компетенции, исследуются специфика и значение коммуникативной компетенции обучающихся как фактор всестороннего развития личности.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, общеучебные умения, коммуникативные умения, коммуникативные навыки, процесс обучения, общение.

Введение

Педагогический процесс служит для всестороннего развития личности. Большое значение имеет интеллектуальное развитие обучающихся, их умственных способностей. В этой связи важную роль играет формирование общеучебных умений, которые служат средством развития стремления к получению и практическому применению знаний. Это навыки и умения, которые необходимы для успешного обучения в любой области знаний. К ним относятся умения работы с информацией, анализа и синтеза данных, изучения нового материала, планирования и организации учебного процесса, решения проблем, критического мышления и многие другие.

1Ещеркина Людмила Владимировна - старший преподаватель кафедры «Лингвистика и гуманитарные дисциплины», ОУ ВО «Южно-Уральский технологический университет»; Россия, 454052, г. Челябинск, ул. Комаровского, 9а, e-mail: [email protected]; SPIN-код РИНЦ: 3939-9090; ORCID: 0000-0002-7862-7554.

2 Скачкова Екатерина Анатольевна - к.пед.н, доцент, зав. кафедрой «Лингвистика и гуманитарные дисциплины», ОУ ВО «Южно-Уральский технологический университет»; Россия, 454052, г. Челябинск, ул. Комаровского, 9а, e-mail: [email protected]; SPIN-код: 4551-3886; Author ID: 1094360; ORCID: 0000-0001-6795-9695.

3 Казаченок Юлия Викторовна - к.пед.н., доцент кафедры «Лингвистика и гуманитарные дисциплины», ОУ ВО «Южно-Уральский технологический университет»; Россия, 454052, г. Челябинск, ул. Комаровского, 9а, e-mail: [email protected]; SPIN-код РИНЦ: 7313-4969; ORCID: 0000-0001-9476-1342.

Развитие способствует формированию интеллектуально и творчески развитой, нравственно зрелой личности, способной к взаимодействию в различных культурных контекстах. Общеучебные навыки также играют ключевую роль в развитии у обучающихся таких когнитивных способностей, как наблюдательность, любознательность, логическое и аналитическое мышление, креативность, стремление к освоению и применению знаний на практике.

Формирование коммуникативных общеучебных умений и навыков является важным направлением в современном образовании, которое обуславливает эффективность дальнейшего процесса обучения. Коммуникативные навыки играют важную роль в образовательном процессе, так как они помогают обучающимся эффективно общаться, выражать свои мысли и идеи, понимать и адаптироваться к различным коммуникативным ситуациям.

Вопросам формирования общеучебных умений посвятили свои труды многие ученые, такие как Е.А. Голант, Н.В. Бочкина, О.А. Конопкин, Л.А. Матвеева, А.Я. Лернер, А.К. Осницкий, М.И. Махмутов. Накоплен богатый научный материал по развитию коммуникативных умений: работы Т.А. Ладыженской, М.Е. Бершадского, Е.И. Никитиной, О.Н. Артемьевой, С.В. Зуевой, А.А. Леонтьева и др. На современном этапе необходимо учитывать условия обучения при формировании общеучебных умений и навыков у обучающихся в практической деятельности педагогов.

Развитие коммуникативных умений - это длительный и кропотливый процесс. Проблема эффективного развития учебной деятельности обучающихся относится к числу основных вопросов педагогики, которые всегда остаются актуальными. Её решение во многом определяет успех образовательного процесса, качество обучения и эффективность выбранной системы обучения.

Общеучебные умения представляют собой универсальные методы получения и применения знаний, которые могут быть использованы в различных дисциплинах, в отличие от предметных умений, которые специфичны для каждой дисциплины [Захарченко, Кот, 2020].

Навыки - это автоматизированные компоненты действий, которые формируются в процессе их выполнения. Они возникают как сознательно осваиваемые действия, но со временем превращаются в автоматические способы выполнения задач. Когда действие становится навыком, человек может выполнять его, не задумываясь над каждым этапом.

Прочность усвоения знаний является одной из ключевых целей обучения. Её результатом становится формирование устойчивых структур знаний, которые отражают объективную реальность и позволяют обучающимся использовать эти знания на практике.

Понятие «общеучебные умения» зависит от того, как организован учебный процесс. Понимание этой зависимости помогает выделить важные общеучебные умения, а также определить типы заданий и условия, при которых они могут быть эффективно развиты [Махова, 2023].

Общие учебные навыки и умения охватывают различные аспекты. В первую очередь, это учебно-организационные умения и навыки, которые помогают обучающимся организовывать и планировать свою учебную деятельность, а также контролировать, регулировать и анализировать её. В эту категорию входят следующие аспекты:

- определение как индивидуальных, так и групповых учебных целей;

- выбор наиболее эффективной последовательности действий для решения учебных задач;

- сравнение достигнутых результатов с поставленными целями;

- владение разными методами самоконтроля;

- оценка собственной учебной работы и работы других обучающихся;

- выявление недостатков в своей учебной деятельности и установление причин этих недостатков;

- постановка целей для самообразования;

- определение оптимальной последовательности действий в процессе самообразования1.

Эти общеучебные умения охватывают различные аспекты жизни обучающихся: познавательную, практическую и коммуникативную (социальную) сферы.

Наблюдение, слушание и чтение - это умения, направленные на целенаправленное восприятие и выделение ключевой информации в учебных материалах (тексте, изображении, схеме) как на уроке, так и при выполнении домашнего задания. Этот набор интеллектуальных общеучебных умений помогает обучающимся ориентироваться в учебных заданиях и планировать последующие шаги, связанные с поиском методов и средств для их выполнения, что включает рассуждение [Захарченко, 2020; Кот, 2020].

Самопроверка (важный блок умений) представляют собой контрольную и корректирующую деятельность обучающихся, заключающуюся в способности оценить свою работу с точки зрения выполнения всех задач и правильности их выполнения, а при необходимости - внести исправления самостоятельно.

Вместе с развитием навыков самопроверки и самоконтроля у обучающихся формируются важные личностные качества, такие как самооценка, самоуправление и саморегуляция. В процессе становления этих навыков, переходя к самооценке, может возникнуть разрыв между самооценкой обучающегося и его реальными возможностями. Это может привести к необоснованно завышенной самооценке у одних или заниженной - у других, что может способствовать отказу от преодоления трудностей, что, в свою очередь, тормозит прогресс в освоении знаний и развитии обучающихся. Педагогу важно внимательно следить за этим процессом. Эти навыки являются одними из самых сложных и ключевых [Захарченко, Кот, 2020].

Учебно-коммуникативные навыки и умения играют ключевую роль в том, чтобы обучающийся мог эффективно взаимодействовать с окружающими, а также достигать взаимопонимания и организовывать совместные действия с различными людьми.

Эти навыки включают:

- умение внимательно слушать и учитывать мнение других;

- способность выступать публично в различных формах;

- умение оценивать разные точки зрения;

- владение основами риторики;

- способность организовывать коллективную деятельность;

- грамотное использование языка;

- умение вести и участвовать в дискуссиях.

Развитые коммуникативные навыки делают процесс общения более насыщенным, интересным и целеустремлённым. Одним из важнейших таких умений является умение воспринимать объяснения педагога, выражать свои мысли литературным языком и специальными терминами, выступать перед аудиторией, составлять план выступления, участвовать в полемике, задавать вопросы, обосновывать свою точку зрения и приводить доказательства [Махова, 2023].

Общеучебные умения представляют собой базовые навыки и способности, которые применяются учащимися в процессе обучения. Эти навыки способствуют эффективному восприятию, обработке, сохранению и воспроизведению информации, а также развитию когнитивных способностей.

Общеучебные умения - это универсальные навыки, применимые в разных учебных дисциплинах и ситуациях. Они включают:

- Навыки работы с информацией: поиск, анализ, интерпретация, синтез и оценка данных.

- Навыки организации учебной деятельности: планирование, самоконтроль, саморегуляция и самооценка.

- Коммуникативные навыки: умение слушать, говорить, читать и писать.

- Творческие и критические навыки: решение проблем, креативное и критическое мышление.

Классификация общеучебных умений может быть различной, но обычно они делятся на когнитивные, коммуникативные, саморегулятивные и пр. [Захарченко, 2020; Кот, 2020]:

1) Познавательные - это способность синтезировать информацию, классифицировать и систематизировать данные, выделять главное и второстепенное, а также эффективно работать с текстами, делать аннотации, конспектировать и реферировать.

2) Организационные навыки включают в себя планирование учебного процесса, распределение времени, постановку целей и задач, а также навыки самоконтроля и самооценки.

3) Коммуникативные навыки предполагают умение формулировать и задавать вопросы, аргументировать свою точку зрения, владение речью и способность эффективно работать в группе.

4) Технические навыки охватывают использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), работу с различными учебными инструментами и пособиями, а также основы работы с научными и учебными источниками.

Общеучебные навыки играют важнейшую роль, способствуют воспроизведению информации.

- Развитие логического мышления, а также навыков анализа, синтеза и критического мышления, которые способствуют улучшению логических способностей.

- Повышение уровня самостоятельности, так как организационные навыки помогают учащимся самостоятельно планировать и контролировать свою учебную деятельность.

- Усиление мотивации к обучению, ведь успешное использование общеучебных навыков приводит к положительным результатам, что, в свою очередь, мотивирует к дальнейшему обучению.

Коммуникативные навыки - это способности человека эффективно передавать и воспринимать информацию в ходе общения. Они включают в себя набор специфических умений, которые помогают устанавливать и поддерживать межличностные контакты, а также способствуют успешной социальной адаптации.

Особенностью общения является то, что в процессе обмена информацией субъективный мир первого слушателя раскрывается для второго слушателя. Общение служит самоопределением и самопредъявлением и имеет свои особые черты. То есть, с помощью общения человек показывает и рассказывает о своей общей культуре и грамотности, также передает свои знания1. Общение - это процесс многопланового развития нахождения контакта между людьми, который порождается потребностями в их совместной работе.

В понятие общения можно включить обмен информацией между людьми, которые ведут совместную деятельность, характеризуется в виде коммуникативного способа общения. Когда между людьми происходит обмен информацией, общение, люди пользуются языком как одним из самых важнейших способов общения [Махова, 2023].

Другая сторона коммуникации - это взаимодействия участников беседы - обмен в процессе языкового обмена не только посредством речи, но и невербально.

Из этого следует, что педагог, который может правильно построить и расположить все эти пункты в общении, будет успешно доносить всю информацию до обучающихся. Тем самым, педагог вовлекает обучающихся в совместную деятельность, в процесс обучения, устанавливает связь с обучающимися, осуществляет подачу информации, а обучающиеся, в свою очередь, правильно её усваивают.

Усвоение социальных эталонов - это коммуникативная компетенция. Также в это понятие входят социально-психологические стандарты, стереотипы поведения, овладение общением, самой техникой общения.

Выдающиеся педагоги относят к составу коммуникативной компетенции обширную совокупность умений и знаний, которые предоставляют обучающимся положительное протекания коммуникативного метода в обучении, практической функций общения. Сюда относится и способность менять средства общения в ходе общения, применительно к динамике общения, и построение речевых актов на основе языка и речевых норм.

Общение реализуется в процессе говорения, которое представляет собой многогранное и сложное явление. Оно выполняет функцию средства общения в жизни человека. Кроме того, говорение — это деятельность или, точнее, одна из деятельностей. Затем в результате речевой деятельности возникают высказывания, являющиеся ее продуктами. И как деятельность, и как продукт говорение имеет определенные функции, которые служат ориентиром для обучения. Речь есть словесное выражение мыслей. [Захарченко, Кот, 2020].

С помощью общения педагог осуществляет выполнение воспитательных задач, дидактических задач. Общение — это помощник педагога, ведь реализация его задач практически невозможна без успешного процесса коммуникации педагога и обучающихся. Таким образом, общение в работе педагога является решением его задач, является системой обеспечения воспитательного процесса и формирует определенную форму отношений между преподавателем и обучающимися, это процесс, без которого невозможно воспитание индивидуальности обучающихся.

Совместная деятельность подразумевает под собой необходимость объединения людей друг с другом, общение, то есть установление контактов между людьми, достижение взаимопонимание, получение информации, сообщение ответной информации и т.д1.

Цель общения - это фактор побуждения к деятельности. Также общение существует для передачи и получения знаний о мире, для воспитания, обучения и т.д. Общение - это очень сложный процесс развития между людьми или группами людей, который порождается их потребностью в совместной деятельности. Также без общения невозможна деятельность человека в той или иной сфере.

Рассмотрим различные виды коммуникативных навыков.

1. Навыки вербальной коммуникации включают в себя несколько аспектов. Прежде всего, это умение говорить — способность ясно и логично выражать свои мысли, подбирая подходящие речевые средства в зависимости от ситуации общения.

К этим навыкам относится также слушание — умение внимательно воспринимать информацию, демонстрировать заинтересованность и активное слушание, а также понимать скрытые подтексты и нюансы сказанного.

Еще одним аспектом вербальных навыков является чтение, которое подразумевает способность воспринимать и анализировать письменный текст, а также извлекать из него основные идеи.

В число этих навыков также входит письмо — умение грамотно и структурировано излагать свои мысли на бумаге, придерживаясь соответствующего стиля и формата.

2. Навыки невербальной коммуникации включают в себя следующие аспекты:

- Мимика и жесты, умение использовать и интерпретировать выражения лица и движения тела.

- Контакт глазами, поддержание визуального контакта для установления доверия и понимания.

- Постановка голоса, использование тембра, интонации, громкости для усиления вербального послания.

3. Социальные навыки подразумевают следующие способности:

- Эмпатия, способность чувствовать и понимать эмоции другого человека.

- Асертивность, умение отстаивать свои права и точку зрения без нарушения прав других.

- Конфликтология, навыки предотвращения, управления и разрешения конфликтов.

Коммуникативные навыки помогают чётко и точно выражать свои мысли, вступать в диалог, интегрироваться в коллектив и продуктивно взаимодействовать как с окружающими. Задача — развивать эти навыки с учётом возрастных и личностных особенностей обучающихся. Педагоги должны способствовать формированию таких навыков.

Выделяют три группы факторов, влияющих на умения:

1) Социальные тенденции и позиции, касающиеся взаимодействия между людьми (усиление индивидуалистических, эгоистических и конкурентных установок в обществе).

2) Организация учебного процесса (преобладание индивидуальной учебной деятельности и её оценивания).

3) Личностные особенности обучающихся (желание или нежелание общаться, тревожность, психофизиологические характеристики, аутистические черты поведения и др.).

Современное образование стремится к тому, чтобы обучающиеся были всесторонне развитыми и подготовленными к жизни в самом широком смысле, что включает в себя развитие коммуникативных навыков, необходимых для активной творческой, производственной и общественной деятельности.

Коммуникация представляет собой обмен мыслями, основанный на взаимопонимании. Общеучебные умения же, в широком смысле, обозначают "умение учиться". Следовательно, коммуникативные умения можно рассматривать как "умение учиться через общение". Как отмечал философ и культуролог М. М. Бахтин, способность мыслить развивается именно в диалоге: условия для взаимодействия понимающих сознаний создаются в процессе беседы и обмена вопросами [Захарченко, Кот, 2020].

Важную роль для данных умений имеет коммуникативная компетенция —комплекс знаний, умений и навыков, которые позволяют человеку эффективно и адекватно участвовать в различных коммуникативных ситуациях. Она включает в себя понимание культурных и социальных норм общения, знание языковых средств и умение их использовать в зависимости от контекста.

К целям коммуникативной компетенции относятся:

1. Формирование способности к эффективному и адекватному межличностному и межкультурному общению.

2. Развитие навыков анализа и интерпретации коммуникативных ситуаций.

3. Способность адаптировать своё поведение в зависимости от коммуникативного контекста.

В процессе обучения происходит постепенное развитие коммуникативных навыков обучающихся. Этот процесс можно разделить на несколько этапов:

1. Знакомство с базовыми коммуникативными навыками, такими как умение задавать вопросы, участвовать в диалогах, выражать свое мнение.

2. Развитие умения понимать контекст и интерпретировать информацию в различных текстах.

3. Изучение специфических коммуникативных стратегий, например, аргументации, резюмирования, описания.

4. Практика коммуникативных навыков в различных ситуациях, например, дебатах, ролевых играх, презентациях.

5. Самостоятельное использование коммуникативных навыков для общения с окружающим миром и реализации себя в социальной среде [Махова, 2023].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Также сюда относится письмо, умение структурировано излагать мысли в письменной форме, используя соответствующий стиль и формат.

Коммуникативная компетенция играет ключевую роль в всестороннем развитии личности, оказывая влияние на различные аспекты жизни. Во-первых, это личностное развитие. Коммуникативная компетенция способствует самовыражению, самореализации и развитию самооценки. Она помогает человеку лучше понимать свои эмоции и чувства, а также управлять ими.

Во-вторых, это социальная интеграция. Развитие коммуникативных навыков облегчает социальную адаптацию, способствует установлению и поддержанию здоровых

межличностных отношений, а также помогает эффективно взаимодействовать в коллективе. Коммуникативная компетенция расширяет культурное и межкультурное понимание, помогает преодолевать культурные барьеры.

Также коммуникативная компетенция способствует профессиональной успешности. Она необходима для эффективного взаимодействия с коллегами, руководством, клиентами и партнёрами. В современном мире навыки коммуникации являются одним из ключевых факторов профессионального успеха.

Заключение

В заключение, представленная в статье исследование коммуникативной компетенции обучающихся вносит большой вклад в развитие педагогической мысли на современном этапе и служит для организации эффективного образовательного процесса.

Список источников

1. Адамьянц Т.З. Социальные коммуникации : учебник. 2-е изд., пер. и доп. М.:: Издательство «Юрайт», 2024.200 с.

2. Дагар А.С. Язык молодежи // Прорывные научные исследования как двигатель науки: Сборник статей Международной научно-практической конференции, Иркутск, 17 ноября 2024 года. Уфа: ООО «Омега сайнс», 2024. С. 108-112.

3. Захарченко А.А., Кот Т.А. Специфика понятия «коммуникативная компетенция» на основе анализа отечественных и зарубежных исследований // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №68-2. С.103-106.

4. Коммуникации в условиях цифровой трансформации современного российского общества: Коллективная монография кафедры массовых коммуникаций и медиабизнеса / К.М. Алексеева, Д.А. Барташевич, Г.Д. Баторшина [и др.]. М.: Общество с ограниченной ответственностью «Русайнс», 2024. 400 с.

5. Леонова М.В. Роль педагога в формировании информационно-коммуникативных компетенций обучающихся / М.В. Леонова, О.А. Шевцова // Научное и образовательное пространство в условиях вызовов современности: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 10 октября 2024 года. - Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2024. С. 104-106.

6. Махова А.С. Коммуникативная компетентность: особенности понятия и формирования // Молодой ученый. 2023. № 5 (452). С. 269-271.

7. Ноздрина Н.А. Формирование цифровых компетенций учащихся среднего профессионального образования / Н.А. Ноздрина, Р.М. Шакирзянова, Р.Р. Закирова // Russian Journal of Education and Psychology. 2023. Т. 14, № 5-2. С. 25-29.

8. Слепнева Е.В. Практико-ориентированное обучение как средство формирования коммуникативной компетенции // Проблемы общества, науки и образования в условиях геополитической турбулентности: Материалы международной научно-практической конференции, Казань, 31 марта - 03 2024 года. Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2024. С. 109-111.

9. Трекозова Ю.К. Преграды в коммуникации и способы их устранения // Актуальные проблемы современной экономики и общества: Материалы XII международной научно-практической конференции. В 4-х частях, Омск, 14-15 мая 2024 года. Омск: Омский государственный университет путей сообщения, 2024. С. 107-113.

FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF STUDENTS AS A FACTOR IN THE COMPREHENSIVE DEVELOPMENT OF PERSONALITY

Eshcherkina L.V., South Ural University of Technology Skachkova E.A., South Ural University of Technology Kazachenok Yu.V., South Ural University of Technology

Abstract

This article examines the process of forming students' communicative competence as a factor in the all-round development of personality, and identifies the basic principles of developing general educational and communicative skills and abilities. The article presents the features of forming communicative competence, and examines the specificity and significance of students' communicative competence as a factor in the all-round development of personality.

Keywords: communicative competence, general educational skills, communicative skills, communicative abilities, learning process, communication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.