Коммуникативные компетенции в образовательном процессе
Мендыбаева Гульсум Туретаевна,
аспирант, кафедра теоретической и инклюзивной педагогики, ЧОУ высшего образования «Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова» E-mail: [email protected]
Целью данной статьи является раскрытие смысловой наполненности и сущности понятия «коммуникативная компетентность», рассмотрение факторов ее формирования, а также изучение процесса формирования коммуникативных компетенций в образовательном процессе. Обзор литературы позволил предположить, что коммуникативные компетенции у обучающихся формируются в образовательном процессе в результате создания педагогом соответствующих условий и в процессе коммуникативной деятельности. Для проверки достоверности данного предположения нами был проведен анализ существующих на сегодняшний день исследований по вопросам сущности коммуникативных компетенций и факторов их формирования у обучающихся.
В статье рассмотрены взгляды разных отечественных авторов на определение сущности коммуникативных компетенций, выделены структурные компоненты коммуникативных компетенций в понимании разных авторов. Рассмотрена роль коммуникативных компетенций для современного школьника как субъекта собственной жизни. Раскрыты и описаны факторы, способствующие формированию коммуникативных компетенций у обучающихся в образовательном процессе. Выявлена роль педагога в данном процессе.
Ключевые слова: коммуникативные компетенции, компоненты коммуникативных компетенций, факторы развития коммуникативных компетенций, образовательный процесс, коммуникативная деятельность.
о с
U
со см о см
Коммуникативные компетенции в самом общем виде представляют собой сумму знаний, умений и навыков, которыми должен обладать индивид для реализации полноценного процесса общения с другими людьми.
На сегодняшний день проблема коммуникативной компетенции является достаточно актуальной, в связи с чем она рассматривается разным авторами в педагогических исследованиях и изучаются ее аспекты. В педагогических исследованиях рассмотрены факторы, оказывающие влияние на формирование коммуникативных компетенций в учебном процессе, а именно раскрыты роль и функции инновационных технологий в формировании коммуникативных компетенций (М.Ю. Бу-харкина, Е.С. Полат и др.); пути их формирования (Е.Д. Божович, Ю.Н. Караулов и др.); раскрыта роль процесса общения в формировании коммуникативной компетенции (В.Н. Кан-Калик, Н.Д. Никандров и др.) и т.д.[1].
Возвращаясь к проблеме смысловой наполненности понятия «коммуникативные компетенции», было установлено, что в отечественных и зарубежных педагогических исследованиях отсутствует единый подход к определению данного понятия и ее сущности. Рассмотрим подходы некоторых отечественных авторов.
Л.А. Петровская изучала проблему коммуникативных компетенций в социально-психологическом контексте и ввела понятие «компетентность в общении», под которой она понимает «свободное оперирование языковым материалом, умение общаться на изучаемом языке» [10, С. 72].
М.Н. Вятютнев дает следующее определение понятию «коммуникативные компетенции»: «это способность выбирать и реализовывать программы речевого поведения в зависимости от способности человека ориентироваться в обстановке при общении; умение классифицировать ситуации в зависимости от темы, задач, коммуникативных установок, возникающих у участников до беседы, а также во время беседы в процессе адаптации; знания страноведческого характера» [3, С. 38].
В понимании И.А. Зимней, коммуникативные компетенции представляют собой способность индивида принимать на себя роль субъекта общения, состоящей из коммуникативного, речевого, языкового, страноведческого и лингвострановед-ческого компонентов. Автор отмечает, что данная способность со всеми своими компонентами формируется в течение жизни индивида, в процессе его активного взаимодействия с другими людьми, а не является врожденной чертой личности. Это говорит о возможности выявления исходного уровня сформированности данной способно-
сти посредством методик и целенаправленного их развития [5].
Д.И. Изаренков также изучал структуру коммуникативных компетенций и в качестве основных элементов выделил языковой, предметный и прагматический [6].
В понимании И.Л. Бима в структуру коммуникативных компетенций входят такие составляющие, как лингвистический, компенсаторный, учебный [2].
В.Н. Куровский, Ю.Б. Зайцева и О.А. Швабау-эр, изучая проблему коммуникативных компетенций, выделили когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты [9].
Когнитивный компонент объединяет в себя систему норм и правил общения и поведения в системе взаимодействия с другими людьми, принятой в конкретном обществе. Благодаря данной системе индивид имеет возможность правильно воспринимать и понимать получаемую информацию, владеет навыками грамотной передачи информации другим людям. Также она обусловливает формирование навыка прогнозирования реакций и отношения собеседника к получаемой информации.
Эмоциональный компонент отвечает за эмоциональную окрашенность передаваемой информации и всей системы взаимоотношений между собеседниками. В процессе взаимодействия она выражается в эмпатии, эмоциональной отзывчивости, внимательности друг к другу взаимодействующих сторон.
Поведенческий компонент коммуникативных компетенций определяет способность индивида взаимодействовать с другими людьми в процессе коммуникативной деятельности. Сформиро-ванность данного компонента позволяет индивиду принимать на себя роль, которая ему выпала в процессе общения, придерживаться ролевых правил, а также проявлять индивидуально-личностные качества в соответствии с ситуацией взаимодействия. К качествам, обеспечивающим эффективность и продуктивность взаимодействия можно отнести инициативность, готовность к взаимодействию, целеустремленность, исполнительность.
Авторы убеждены, что сформированность всех трех компонентов в структуре коммуникативных компетенций, позволяет говорить о наличие у индивида коммуникативных навыков, необходимых для успешной реализации совместной деятельности. Они позволяют индивиду объединяться с другим субъектом со схожими интересами на этапе планирования деятельности, совместно находить решения проблем в процессе обсуждения и посредством применения аргументированных доводов.
Кроме того, перечисленные компоненты представляют собой элемент современного содержания образования и должны быть сформированы у каждого обучающегося.
Примечательным является то, что современные школьники не всегда умеют ясно и точно выражать свои мысли, чувства, эмоции, отношение,
что является препятствием для их развития и становления личности. Большинство школьников испытывают трудности в общении. Исходя из этого, образовательный процесс должен быть направлен не только на формирование знаний, умений и навыков, а должен способствовать становлению свободной, творческой, зрелой личности, способной самостоятельно жить полноценной жизнью в современных реалиях, готовый к саморазвитию.
Важную роль при этом играют коммуникативные компетенции, благодаря которым школьник может осуществлять общение, а именно обмениваться информацией с другими, осмысливать ее, вступать во взаимодействие и отношения с другими участниками образовательного процесса.
Коммуникативные компетенции также оказывают влияние на успешность в учебной деятельности. Такие личностные качества, как стеснительность, скромность, повышенная тревожность, страх ответа у доски способны привести к забывчивости даже имеющихся знаний, в результате чего будет снижаться академическая оценка.
Коммуникативные компетенции благоприятно сказываются на адаптационном процессе в школе, на психоэмоциональном состоянии школьника и его благополучие в коллективе. Успешность в учебной деятельности, в первую очередь, определяется степенью адаптации ребенка не к учебному процессу, а к окружающим людям. Налаженность контактов с одноклассниками является залогом психологического комфорта и уверенности в себе у обучающегося, что вызывает у него удовлетворенность образовательной ситуацией. Несформированность коммуникативных компетенций, напротив, сужает круг общения школьника, приводит к формированию чувства одиночества, изолированности, что может провоцировать формирование асоциальных форм поведения.
Коммуникативная компетентность обучающегося является не только условием эффективности и психологического благополучия на актуальный момент времени, а является ресурсом его эффективности в будущем [].
Важность сформированности коммуникативных компетенций обусловливает необходимость определения факторов их формирования в образовательном процессе.
По мнению И.Н. Зайдмана, главным фактором формирования коммуникативных компетенций является богатая и насыщенная речевая среда, в которой пребывает ежедневно школьник. Немаловажную роль также играет субъективная речевая активность личности. В формировании речевой активности главная роль принадлежит социальному статусу, духовному уровню развития личности [4].
О.Ф. Кардамонова убеждена, что обязательным условием формирования коммуникативных компетенций является позиция субъекта общения у индивида. Исходя из такого понимания, логичным является предположение о том, что формиро-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
о с
U со
ванию коммуникативных компетенций обучающегося способствуют регулярные коммуникации [8].
Также немаловажную роль в формировании коммуникативных компетенций у обучающихся играют цифровые и информационные технологии, которые на сегодняшний день приобрели особую популярность и активно применяются в образовательном процессе.
Формированию коммуникативных компетенций у обучающихся в образовательном процессе способствуют следующие факторы:
- сформированность четкого индивидуального стиля общения педагога с обучающимися;
- установление доверительных отношений педагога с обучающимися и открытость общения в образовательном процессе;
- наличие условий для самовыражения учащихся, возможности безбоязненного высказывания своих мыслей, а также признание полноценности личности ребенка.
В процессе развития коммуникативных компетенций у обучающихся должны проявиться все стороны общения, а именно: информативная, интерактивная, перцептивная.
Большим потенциалом в формировании коммуникативных компетенций у обучающихся в образовательном процессе обладает организация педагогом работы в парах и группах с использованием вербальных и невербальных средств. Такой подход способствует формированию у школьников культуры общения, умения устанавливать и поддерживать контакты с участниками образовательного процесса, повышает мотивацию учебной деятельности и познавательную активность в целом. Также формируются личностные качества, которые позволяют успешно осуществлять коммуникативную деятельность [1].
В формировании коммуникативных компетенций педагог играет важную роль, он направляет активность обучающихся на:
- выбор темы для бесед и коммуникативного взаимодействия. Тематика бесед может быть при этом от межличностных до научных;
- выбор форм и способов взаимодействия;
- определение границ применения речевых норм и правил [7].
Таким образом, обзор трудов по проблеме показал, что коммуникативные компетенции в образовательном процессе являются условием не только психологического и эмоционального благополучия обучающихся, но и залогом академической успеваемости. Педагог играет важную роль в процессе становления коммуникативных компетенций и должен создавать условия для их формирования и направлять обучающихся в нужное русло в процессе коммуникации и взаимодействия.
Литература
1. Аргунова, П.Г. Коммуникативная компетентность в образовательном процессе / П.Г. Аргунова // Теория и практика общественного раз-
вития. - 2013. - № 3. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/kommunikativnaya-kompetentnost-v-obrazovatelnom-protsesse (дата обращения: 30.03.2023).
2. Бим, И.Л. Компетентностный подход к образованию и обучению иностранным языкам / И.Л. Бим // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А.В. Хуторского. - М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - С. 156-163.
3. Вятютнев, М.Н. Коммуникативная направленность обучения русскому языку в зарубежных школах / М.Н. Вятютнев // Русский язык за рубежом. - 1977. - № 6. - С. 38-45.
4. Зайдман, И.Н. Развитие речи и психолого-педагогическая коррекция младших школьников / И.Н. Зайдман // Начальная школа. -2003. - № 6. - С. 5-14.
5. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентност-ного подхода в образовании. Авторская версия / И.А. Зимняя - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 40 с.
6. Изаренков, Д.И. Базисные составляющие коммуникативной компетенции и их формирование на продвинутом этапе обучения студентов-нефилологов / Д.И. Изаренков // Русский язык за рубежом. - М., 1990. - 255 с.
7. Кальяк, А.В. Развитие коммуникативных компетенций обучающихся в современном образовательном процессе / А.В. Кальяк, К.В. Шу-рухина, Н.А. Козловская // Актуальные вопросы современности глазами молодых исследователей: Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции, Омск, 25-26 апреля 2019 года. - Омск: Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ), 2019. - С. 101-105.
8. Кармадонова, О.Ф. Развитие коммуникативных умений учащихся и коррекция общения подростков на уроках русского языка: дис. ... канд. пед. Наук / О.Ф. Кармадонова. - Новосибирск, 1999. - 223 с.
9. Куровский, В.Н. Формирование коммуникативных компетенций и речевой культуры школьников / В.Н. Куровский, Ю.Б. Зайцева О.А. Швабауэр // Ped.Rev.. - 2019. -№ 4 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ formirovanie-kommunikativnyh-kompetentsiy-i-rechevoy-kultury-shkolnikov (дата обращения: 29.03.2023).
10. Петровская, Л.А. Компетентность в общении / Л.А. Петровская. - М., 1989. - 145 с.
COMMUNICATIVE COMPETENCIES IN THE
EDUCATIONAL PROCESS
Mendybayeva G.T.
Kazan Innovative University named after V.G. Timiryasov
The purpose of this article is to reveal the semantic fullness and essence of the concept of "communicative competence", to consider
the factors of its formation, as well as to study the process of for-
mation of communicative competencies in the educational process. A review of the literature suggested that students' communicative competencies are formed in the educational process as a result of the creation of appropriate conditions by the teacher and in the process of communicative activity. To verify the validity of this assumption, we analyzed the existing research on the essence of communicative competencies and the factors of their formation in students. The article examines the views of various Russian authors on the definition of the essence of communicative competencies, highlights the structural components of communicative competencies in the understanding of different authors. The role of communicative competencies for a modern schoolboy as a subject of his own life is considered. The factors contributing to the formation of communicative competencies among students in the educational process are disclosed and described. The role of the teacher in this process is revealed.
Keyword: communicative competencies, components of communicative competencies, factors of development of communicative competencies, educational process, communicative activity.
References
1. Argunova, P.G. Communicative competence in the educational process / P.G. Argunova // Theory and practice of social development. - 2013. - No.3. URL: https://cyberleninka.ru/ar-ticle/n/kommunikativnaya-kompetentnost-v-obrazovatelnom-protsesse (date of reference: 30.03.2023).
2. Bim, I.L. Competence-based approach to education and teaching foreign languages / I.L. Bim // Competencies in education: design experience: collection of scientific tr. / edited by A.V. Khutorsky. - M.: NauchnoRussian Russian Language Abroad, 2007. - pp. 156-163.
3. Vyatyutnev, M.N. Communicative orientation of teaching the Russian language in foreign schools / M.N. Vyatyutnev // Russian language abroad. - 1977. - No. 6. - pp. 38-45.
4. Zaidman, I.N. Speech development and psychological and pedagogical correction of younger schoolchildren / I.N. Zaidman // Elementary school. - 2003. - No. 6. - pp. 5-14.
5. Zimnaya, I.A. Key competencies as the effective-target basis of the competence approach in education. Author's version / I.A. Zimnaya - M.: Research Center for Quality problems of training specialists, 2004. - 40 p.
6. Izarenkov, D.I. Basic components of communicative competence and their formation at the advanced stage of teaching non-philological students / D.I. Izarenkov // Russian language abroad. - M., 1990. - 255 p.
7. Kalyak, A.V. The development of students' communicative competencies in the modern educational process / A.V. Kalyak, K.V. Shurukhina, N.A. Kozlovskaya // Topical issues of modernity through the eyes of young researchers: A collection of materials of the IV International Scientific and Practical Conference, Omsk, April 25-26, 2019. Omsk: Siberian State Automobile and Road University (SibADI), 2019. - pp. 101-105.
8. Karmadonova, O.F. Development of students' communicative skills and correction of teenagers' communication in Russian language lessons: dis. ... Candidate of Pedagogical Sciences. Sciences / O.F. Karmadonova. - Novosibirsk, 1999. - 223 p.
9. Kurovsky, V.N. Formation of communicative competencies and speech culture of schoolchildren / V.N. Kurovsky, Yu.B. Zait-seva O.A. Shvabauer // Ped.Rev.. - 2019. - № 4 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativnyh-kompetentsiy-i-rechevoy-kultury-shkolnikov (accessed: 03/29/2023).
10. Petrovskaya, L.A. Competence in communication / L.A. Petro-vskaya. - M., 1989. - 145 p.