Научная статья на тему 'Современные технологии как средство формирования познавательной и коммуникативной компетенции на уроках информатики'

Современные технологии как средство формирования познавательной и коммуникативной компетенции на уроках информатики Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
110
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
современные технологии / познавательная компетенция / коммуникативная компетенция / модернизация / modern technology / cognitive competence / communicative competence / modernization заманауи технологиялар / когнитивтік құзыреттілік / коммуникативтік құзыреттілік / модернизация

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Мамедова М. И.

В статье рассматриваются различные современные технологии для формирования познавательной и коммуникативной компетенции обучающихся. Показана связь развития познавательного интереса и обучения информатике, продемонстрированы факторы, которые указывают на активизацию познавательной деятельности благодаря использованию современных технологий, раскрыты этапы формирования познавательного интереса на уроках информатики при взаимодействии обучающихся с современными технологиями, наконец, в статье представлены виды современных технологий для активизации познавательной деятельности студентов на уроках информатики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим гуманитарным наукам , автор научной работы — Мамедова М. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern technologies as a tool for formation of cognitive and communicative competencies at Computing science lessons Заманауи технологиялар информатика сабақтарында танымдық және коммуникативтік құзыретті қалыптастыру құралы ретінде

The article considers various modern technologies for students’ cognitive and communicative competences formation. The connection of developing cognitive interest and teaching and learning Computer science is shown, factors which specify activization of cognitive activity thanks to using modern technologies are shown, stages of formation of cognitive interest at Computer science lessons while students’ working with modern technologies are opened, finally, types of modern technologies for activization of cognitive activity of students at Computer science lessons are presented in the article. Мақалада студенттердің когнитивтік және коммуникативті құзыреттілігін қалыптастырудың әртүрлі заманауи технологиялары қарастырылған. Танымдық қызығушылықты дамыту мен информатиканы оқытудың өзара байланысы көрсетіліп, қазіргі заманғы технологияларды қолдану арқылы танымдық іс-әрекетті белсендіруді көрсететін факторлар көрсетілген, информатика сабағында оқушылардың заманауи технологиялармен өзара әрекеттесуі кезінде танымдық қызығушылықтың қалыптасу кезеңдері көрсетіледі. Мақалада информатика сабағында оқушылардың танымдық белсенділігін арттыруға арналған заманауи технологиялардың түрлері берілген.

Текст научной работы на тему «Современные технологии как средство формирования познавательной и коммуникативной компетенции на уроках информатики»

УДК 377.5.02:37.016 ГРНТИ 14.33.09

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Андатпа

Мацалада студенттердщ когнитивтш жэне комму-никативт ц^зыретилтн цалыптастырудын, эртYрлi заманауи технологиялары царастырылган. Таным-дыц цызыгушылыцты дамыту мен информатиканы оцытудын, езара байланысы кeрсетiлiп, цазiрri за-мангы технологияларды цолдану арцылы таным-дыц iс-эрекеттi белсендiрудi кeрсететiн факторлар керсетшген, информатика сабагында оцушылардыц заманауи технологиялармен езара эрекеттесуi кезш-де танымдыц цызыгушылыцтын, цалыптасу кезен,-дерi керсетшед^ Мацалада информатика сабагында оцушылардын, танымдыц белсендiлiгiн арттыруга арналган заманауи технологиялардын, тYрлерi берiл-ген.

Аннотация.

В статье рассматриваются различные современные технологии для формирования познавательной и коммуникативной компетенции обучающихся. Показана связь развития познавательного интереса и обучения информатике, продемонстрированы факторы, которые указывают на активизацию познавательной деятельности благодаря использованию современных технологий, раскрыты этапы формирования познавательного интереса на уроках информатики при взаимодействии обучающихся с современными технологиями, наконец, в статье представлены виды современных технологий для активизации познавательной деятельности студентов на уроках информатики.

Annotation

The article considers various modern technologies for students' cognitive and communicative competences formation. The connection of developing cognitive interest and teaching and learning Computer science

Мамедова М.И.,

преподаватель информатики, Костанайский строительный колледж, г.Костанай

Неггзгг свздер: заманауи тех-нологиялар, когнитивтт цузы-реттыж, коммуникативтж цу-зыреттшк, модернизация.

Ключевые слова: modern technology, cognitive competence, communicative competence, modernization.

Keywords: современные технологии, познавательная компетенция, коммуникативная компетенция, модернизация.

*

S х

<с m о

го

£ W

О *

S I—

О §

X X ш Е-

S *

s

рц

О ш Е-

и

is shown, factors which specify activization of cognitive activity thanks to using modern technologies are shown, stages of formation of cognitive interest at Computer science lessons while students' working with modern technologies are opened, finally, types of modern technologies for activization of cognitive activity of students at Computer science lessons are presented in the article.

Учебный предмет информатика, являясь общеобразовательной дисциплиной, рассматривается как один из самых важных элементов общего образования современного человека, который играет весомую роль в решении одних из важных проблем в обучении. Речь идёт о развитии познавательной и коммуникативной компетентности, формировании целостного мировоззрения, создании условий для понимания системной информационной картины мира, повышении образовательных и коммуникативных навыков и выработке базовых умственных качеств обучающихся.

Государственный общеобязательный стандарт образования, разработанный с целью модернизации направлений современного образования, нацелен «не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, воз-^ можности, потребности и интересы сту-^ дента» [1, с. 31]. Следовательно, мы мо-§ жем сказать, что одна из главных целей

СП

^ дисциплины, а именно развитие позна-

о вательной и коммуникативной деятель-

§ ности студентов, выбрана неслучайно.

о Коммуникативные компетенции фор'—>

§ мируются на основе общеучебных уме-

и ний и навыков, а также предметных

К учебных умений, навыков и способов

§ деятельности.

о Говоря о познавательной и коммун никативной компетенциях на уроке информатики можно выделить следующие

виды деятельности по способности и готовности эффективно взаимодействовать с окружающими и удаленными событиями и людьми:

• владение формами устной речи (монолог, диалог, умение задать вопрос, аргументировать устный ответ, защита проекта и т. п.);

• ведение диалога (понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами и т. д.);

• формирование умения презентовать себя устно и письменно, владение стилевыми приемами оформления текста (электронная переписка, сетевой этикет, правила подачи информации в презентации и т.п.);

• владение телекоммуникациями для организации общения с удаленными собеседниками (понимание возможностей разных видов коммуникаций, нюансов их использования и т.д.);

• понимание факта многообразия языков, владение языковой, лингвистической компетенциями на соответствующем уровне (в том числе — формальных языков, систем кодирования, языков программирования);

• формирование умения работать в группе, искать и находить компромиссы (работа над совместным программным проектом, взаимодействие в сети и т. д.);

• толерантность, умение строить общение с представителями других взглядов (существование в сетевом сообществе, телекоммуникации с удаленными собеседниками и т. п.)[4].

Интерес к изучению информатики,

Ц

как и любого другого предмета, связан с тем, как именно проводятся занятия. Поэтому на уроках информатики рекомендуется использовать нетрадиционные формы обучения. Они позволяют применять в работе различные методы и приемы, которые впоследствии приводят к вовлечению каждого обучающегося в познавательный процесс. По итогу, для студентов получение положительного результата становится в приоритете. Использование педагогических технологий влияет на процесс освоения преподавателем новых возможностей в преподавании своего предмета. Отметим, что изучение любой дисциплины с использованием современных технологий создаёт благоприятную атмосферу для размышления обучающихся и их участия во всех этапах урока. Безусловно, это значительно повлияет на развитие интереса студента к предмету. «Внедрение технологий в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения уроков, освободить педагога от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи» [2, с. 489].

Учитель математики и информатики Сироткин В.А. совершенно точно сформулировал задачи для активизации познавательной деятельности на уроках информатики. Безусловно, решение данных задач в процессе усвоения знаний студентами по информатике ориентировано на возникновение у них познавательного интереса. Речь идёт о следующих задачах:

• ведение урока в соответствии с содержанием учебного материала;

• применение видов и форм ведения урока, контроля знаний, исключающих

эффект «привыкания», шаблона;

• активное использование форм самостоятельной работы обучающихся, самоконтроля, взаимоконтроля;

• использование педагогом ораторского искусства на уроке; создание условий для успешной коммуникации между педагогом и обучающимися (использование различных стилей, позиций, ролей);

• обеспечение благоприятного психологического климата;

• активное использование современных цифровых ресурсов[3].

Проблему формирования познавательных и коммуникативных компетенций обучающихся на уроках информатики можно решить, используя:

• технологию проблемного обучения;

• проектную технологию обучения (Дж. Дьюи, Е. С Полат);

• приём решения ситуационных задач (О.Л. Лебедева и др.).

Наиболее полно решить выявленные проблемы и сформировать коммуникативную компетенцию обучающихся средствами информатики, на мой взгляд, позволяет проектная технология обучения, а именно:

• организовывать деятельность, направленную на решение конкретной проблемы, завершающуюся созданием продукта труда;

• самостоятельно приобретать недостающие знания из различных источников;

• пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

• развивать исследовательские умения;

• повышать самооценку;

• использовать компьютер как ин-

*

К х

<с т о

го

£ РЧ

О *

и

О §

X X ш Е-

к *

х

рц

О ш Е-

s

X

<с m о

го

W

О *

s

1-4

о

4 о

X X ш Е-

5 *

S

рц

о

ш Е-

струмент для творчества[4].

В нашей работе также нужно выделить факторы, которые способствуют развитию познавательной деятельности и активности на уроке информатики. Например, профессиональный интерес как один из данных факторов является главным мотивом активизации студентов. Его необходимо учитывать уже при формировании учебного материала. А профессиональный интерес в современных реалиях нередко связан с современными технологиями, поэтому преподавателю информатики целесообразно будет применить их на своих занятиях, связав с темой профессионального интереса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Творческий характер учебно-познавательной деятельности сам по себе является мощным стимулом к познанию. Его легко реализовать с помощью современных технологий на уроках информатики. С их помощью обучающиеся смогут создать индивидуальный творческий продукт.

Поэтому урок по информатике должен быть не просто уроком, а «нетрадиционным уроком». Например:

• урок-исследование по теме «Виртуальная и дополненная реальности. Человек в виртуальной реальности»,

• урок-диспут по теме «Организация компьютерных сетей. Компоненты сетей, 1Р-адрес, DNS-система доменных имен, частные виртуальные сети». На данных уроках ведется диалог между педагогом и студентом, что позволяет обучающимся быть полноценными участниками урока,

• урок- деловая игра по теме «1Т-Startup. Пути продвижения и реализация продукта и маркетинговая реклама». Проведение занятий в форме деловой игры позволяет выявить уровень

сформированности коммуникативной компетенции и продолжить работу по формированию жизненных навыков обучающихся.

Разные нетрадиционные формы уроков позволяют глубже раскрыть творческий потенциал обучающихся, заставляют активнее общаться студентов друг с другом, открыто выражать свои мысли[4].

При формировании познавательной компетенции групповая работа - это один из наилучших способов, дающий возможность студентам строить отношения на основе толерантности. При работе в группах они вынуждены считаться с мнением каждого, отстаивать свою точку зрения, выдавать результат совместной деятельности. Задача каждого обучающегося группы состоит в том, чтобы познать материал вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, и, причем, вся команда знала, чего достиг каждый. Уроки, начинающиеся с постановки проблемы, дают возможность реализовать формирование коммуникативной компетенции, заставляя студентов анализировать проблему, искать пути её решения, брать на себя ответственность за её решение и, конечно же, высказывать свои предположения, аргументируя их.

Участие в дистанционных обучающих олимпиадах, когда студенты не только получают задания и самостоятельно их выполняют, а сначала проходят обучающий курс, который позволит им выполнить поставленную перед ними задачу. Это -

• международная олимпиада Foxford;

• международная образовательная платформа и конструктор бесплат-

ных открытых онлайн-курсов и уроков Stepik;

• международная платформа онлайн-образования Coursera;

• сайт дистанционного обучения Ин-туит.

За счет организации межпредметных связей, реализуемых в процессе решения на уроках информатики разноплановых задач, появляется возможность закреплять и углублять знания, полученные на других предметах. При этом акцент делается на развитие мышления, которое определяет способность человека оперативно обрабатывать информацию и принимать обоснованные решения. В концепции структуры образования информатика играет важнейшую роль в формировании современного научного мировоззрения обучающихся и их подготовке к жизни в условиях современного информационного общества.

В завершение хочется сказать о том, что использование современных педагогических технологий в образовательном процессе, реализуемом на уроках информатики, требует больших сил от педагога, поскольку должно уделяться огромное количество времени ради получения высокого конечного результата. Их применение делает обучение более

зрелищным и интересным.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Батыргазиева А.А. Применение средств ИКТ на уроках - один из эффективных методов формирования активизации познавательной деятельности школьников // Человек и животные. материалы VII Международной заочной конференции. Инновационный Естественный институт Астраханского государственного университета. 2014. С. 122-124.

2.Ермошина С.Г. Использование ИКТ на уроках информатики и во внеурочной деятельности для достижения образовательных результатов обучения в соответствии с требованиями ФГОС НОО И ФГОС ООО // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2017. №1. С. 483-489.

З.Зиятдинова Т.Л. Современные технологии в преподавании информатики // Эксперимент и инновации в школе. 2011. №2. С. 31-35.

4.https://infourok.ru/formirovanie-kommunikativnoy-kompetentnosti-uchaschihsya-sredstvami-uroka-informatiki -2612453.html (дата обращения: 25.11. 2021). *

W

о *

s

t-

К

ш t-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.