Научная статья на тему 'Когнитивное развитие студентов среднего профессионального уровня образования'

Когнитивное развитие студентов среднего профессионального уровня образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ КАК ОБЩЕНИЮ / ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / КОГНИТИВНЫЕ УМЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каменева А. В.

В статье рассматриваются способы формирования когнитивно-коммуникативных умений обучающихся в системе среднего профессионального образования. По мнению автора статьи, процесс использования самых разнообразных форм когнитивного обучения в системе среднего профессио-нального образования формирует устойчивые умения и компетенции у обучающихся, что позволит им в дальнейшем успешно позиционировать себя в области профессиональной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Когнитивное развитие студентов среднего профессионального уровня образования»

ПЕДАГОГИКА PEDAGOGY

УДК 377

КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ

А.В. Каменева

Аннотация. В статье рассматриваются способы формирования когнитивно-коммуникативных умений обучающихся в системе среднего профессионального образования. По мнению автора статьи, процесс использования самых разнообразных форм когнитивного обучения в системе среднего профессионального образования формирует устойчивые умения и компетенции у обучающихся, что позволит им в дальнейшем успешно позиционировать себя в области профессиональной деятельности.

Ключевые слова: процесс обучения, подход к обучению как общению, общеучебные умения, коммуникативные умения, когнитивные умения, особенности формирования когнитивно-коммуникативных умений обучающихся в системе среднего профессионального образования.

COGNITIVE DEVELOPMENT OF STUDENTS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

A.V. Kameneva

Abstract. This article describes the ways of forming cognitive-communicative skills of students in the system of secondary vocational education. According to the author of this article, the process of using the most diverse forms of cognitive education in the system of secondary vocational education develops sustainable skills and competencies among students, which will allow them to successfully market themselves in their future professional activity.

Keywords: learning process, approach to learning as communication, general education skills, communication skills, cognitive skills, the specifics of developing cognitive-communicative skills among students in the system of secondary vocational education.

В настоящее время в обществе возрастает значение универсальных методов коммуникации и деятельности. Пристальное внимание субъекта образования к формированию общеучебных умений и навыков связано с привлечением обучающихся к учебно-исследовательской и проектной деятельности, главной целью которой является повышение качества общего и профессионального образования. Главной проблемой на этом этапе педагогических задач остается проблема поиска способов и путей формирования когнитивно-коммуникативных умений обучающихся. Именно эти умения являются составляющими в системе компетенций будущего специалиста.

Процесс обучения - это активный диалог между педагогом и обучающимися, в результате которого у последних на основе познавательной активности, стимулируемой и обе-

МОСКОВСКИМ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ УНИВЕРСИТЕТ -МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

спечиваемой преподавателем, формируются определенные умения, знания и ценностное отношение к предмету изучения (компетенция). «Обучение есть общение, коммуникация, соответствующая структуре общества и господствующему в нем типу межчеловеческих взаимоотношений» [1].

Чтобы научить будущего специалиста свободно ориентироваться в новом профессиональном пространстве, необходимо его научить обучаться, развивая при этом когнитивные и креативные способности. Познавательная активность студента, готовящегося стать будущим специалистом, создаст мотивационную основу для усвоения все новых и новых умений, знаний, навыков, необходимых для поисков решения проблем даже в самых нестандартных ситуациях. Невозможно научить студента разным методикам и технологиям, но можно и нужно сформировать методическое мышление, которое позволит находить пути решения разных проблем.

Выпускник будет соответствовать требованиям профессиональных стандартов, если приобретенные им знания осмыслены, имеют ценностную и профессиональную ориентацию. Достичь этого в современных условиях образования возможно, совершенствуя педагогические технологии. Один из путей активного обучения - когнитивный подход.

Когнитивная наука, занимающаяся человеческим разумом, мышлением и теми ментальными процессами и состояниями, которые с этим связаны, является новой научной дисциплиной в сфере познавательной деятельности. Как возможные пути оптимизации учебного процесса в современных условиях образования, особенно активно когнитивные процессы исследуются в психологии и дидактике.

Когнитивная наука (как новое направление в психологии середины 60-х годов ХХ столетия) «изучает, как люди получают информацию о мире... как она хранится в памяти и преобразуется в знание, как знания влияют на наше внимание и поведение» [5, с. 234]. Термин «когнитивный» означает «познавательный». Познание - «опыт обретения знаний, включающий в себя осознание природы вещей с последующим формированием суждений о них» [5, с. 402].

Исследования в области когнитивного обучения направлены на поиск возможностей улучшения когнитивной деятельности обучающегося через специальные программы образования. Это направление в педагогике, сводимое на протяжении многих лет в основном к специальному образованию (например, детей с интеллектуальными ограничениями), сегодня проникло и в профессиональное образование. Когнитивное обучение обусловлено потребностью переосмыслить место и роль человека - субъекта познания, чтобы вооружить его методом, правильным способом описания и объяснения реальности [2; 21].

Главная цель когнитивного обучения заключается в развитии всей совокупности умственных способностей и стратегий, что делает возможным процесс обучения и помогает адаптироваться к новым ситуациям. Основа когнитивного обучения - «учить тому, как учиться, а не обучать отдельным навыкам и понятиям». Когнитивное обучение призвано исправлять недостатки интеллектуальной и познавательной деятельности, развивая при этом память, внимание, мыслительную способность, восприятие, волю. При таком подходе деятельность педагога направлена на улучшение умственных способностей учащихся, что повышает уровень познавательной активности, то есть достигается конечная цель любого образовательного процесса. Чтобы включить внутренние когнитивные механизмы студента, преподаватель должен сам обладать высоким уровнем когнитивных способностей и владеть всем комплексом когнитивных методов и средств.

В процессе реализации когнитивного подхода к обучению формирование познавательной активности носит поэтапный характер. Формирование когнитивно-коммуникативных умений обучающихся в рамках изучения общекультурного блока дисциплин обладают большим педагогическим потенциалом.

МОСКОВСКИМ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ УНИВЕРСИТЕТ -МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

В педагогической практике на занятиях по гуманитарным дисциплинам, таким как история, социология, психология профессиональной деятельности, для формирования когнитивно-коммуникативных умений широко используются как традиционные формы (лекции, семинарские занятия, беседы, упражнения и т.д.), так и активные методы обучения («мозговой штурм», ситуационно-ролевые игры, метод групповой дискуссии, метод проектов).

Все это формирует когнитивно-коммуникативные умения обучающихся, что выражается:

- в повышении их познавательной и творческой активности;

- в повышении мотивации и развитию познавательных интересов;

- в эмоциональной включенности в совместную деятельность по решению учебных целей и задач урока.

Таким образом, когнитивное обучение следует понимать как процесс совершенствования познавательных способностей обучающихся, при котором их знания и возможности способствуют развитию высокого уровня интеллекта, накоплению практического опыта, формированию творческого потенциала, необходимого в новых образовательных условиях.

Библиографический список

1. Ананьев Б.Г. Человек как субъект познания. СПб., 2001.

2. Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы / отв. ред. Т. Галкина, Э. Лоарер. М., 1997.

3. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера п/о профтехучилища. М., 1989.

4. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М., 1986.

5. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М., 1996.

А.В. Каменева

магистрант

Московский информационно-технологический университет - Московский архитектурно-строительный институт E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.