УДК 37.013.75; 37.037; 37.022; 796.5; 796.088
И. И. Махов, О. В. Махова
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ И ФОРМАМИ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА: РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ*
В представленной статье исследована проблема формирования коммуникативной функциональной грамотности подростков средствами и формами спортивно-оздоровительного туризма. Охарактеризована деятельность МБОУ СОШ № 11 г. Белгорода в режиме экспериментальной площадки Института стратегии развития образования Российской академии образования. Представлены разные варианты туристских препятствий и специально разработанных игр для этих препятствий, которые помогут поменять форму совместной деятельности и повысить интерес юных туристов к знакомым заданиям. Сопоставлены ожидания детей и их родителей с целевыми установками и задачами, которые ставят перед собой администрация и учителя школы, применяющие на практике разработанные задания.
In the presented article the problem of formation of communicative functional literacy of teenagers by means and forms of sports and health tourism is investigated. Characterized activity of School No. 11 of Belgorod in the mode of the experimental site of the Institute for the Development Strategy of the Russian Academy of Education is described. Different variants of tourist obstacles and specially designed games for these obstacles are presented, which will help to change the form of joint activities and increase the interest of young tourists to familiar tasks. The expectations of children and their parents are compared with the goals and objectives set by the administration and teachers of the school, which apply the tasks developed in practice.
*Данное исследование проводилось в рамках Государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», Москва, на 2017-2020 гг. № 27.7948.2017/БЧ «Дидактическое сопровождение формирования функциональной грамотности школьников в современных условиях» (руководитель программы - чл.-кор. РАО, д-р пед. наук, профессор Н. Ф. Виноградова; руководитель экспериментальной площадки - д-р пед. наук, доцент Д. В. Смирнов).
Ключевые слова: дополнительное образование, коммуникативная функциональная грамотность, спортивно-оздоровительный туризм, туристская переправа, юные туристы, экспериментальная деятельность, воспитание, развитие, педагог-исследователь.
Keywords: additional education, communicative functional literacy, sports and health tourism, tourist crossing, young tourists, experimental activity, education, development, educator-researcher.
Дополнительное образование детей предоставляет широкие возможности для реализации приоритетных направлений в образовании, основанных на личностно-ориентированной педагогике. В связи с этим у педагогов-исследователей и ряда ученых, ведущих исследования по проблематике педагогики туризма, появилась необходимость поиска новых и совершенствования традиционных средств и методов, позволяющих процесс физического воспитания подрастающего поколения, построенного на основе использования ресурсов активных форм спортивно-оздоровительного туризма, совместить с современной направленностью образовательного процесса.
В обширном арсенале средств дополнительного образования детей спортивно-оздоровительный туризм занимает особое место, прежде всего, как комплексное средство разностороннего развития личности, формирования духовно-нравственных ценностей, физического совершенствования, социализации и профессионального самоопределения [1].
Одной из важнейших функций спортивно-оздоровительного туризма является функция социализации, базисом которой выступает коммуникативная активность личности, характеризующаяся широтой развития межличностных связей и разносторонним общением в подростковой среде.
Безусловно, уже накоплен достаточный опыт работы с юными туристами по формированию социальных отношений, поскольку сами учебно-тренировочные занятия предусматривают различные подходы межличностного взаимодействия, о чем свидетельствуют исследования Ю. С. Константинова (2006), Д. В. Смирнова (2008) и т. д.
В данной статье нами представлены результаты опытно-экспериментальной деятельности в 2015-2018 гг. МБОУ СОШ № 11 г. Белгорода в режиме экспериментальной площадки ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». Опытно-экспериментальная деятельность педагогов-исс-
ледователей на площадке в 2015-2017 гг. велась в проблемном поле «Проектирование форм и механизмов оценки качества учебных достижений обучающихся в сфере неформального туристско-краеведческого образования» (научный руководитель площадки -д-р пед. наук, доцент Д. В. Смирнов). В 2017 г. тема экспериментальной деятельности была скорректирована под новое Государственное задание, полученное ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» - «Дидактическое сопровождение формирования функциональной грамотности школьников в современных условиях». В ходе опытно-экспериментальной деятельности нами в учебно-воспитательном процессе (урочная и внеурочная деятельность; дополнительное образование детей) использовались традиционные туристские задания формирования универсальных учебных действий, содержание которых дополнялось новым содержанием [2]. Дополняемое содержание, по нашему замыслу, должно было способствовать эффективному накоплению каждым ребенком/подростком собственного опыта социализации, в том числе средствами и формами спортивно-оздоровительного туризма. Формирование коммуникативной функциональной грамотности подростков осуществлялось нами через создание ситуаций (модели деятельности), когда велся самостоятельный поиск путей решения предлагаемых заданий и упражнений [3]; совместно вырабатывались правила поведения и сотрудничества в референтной группе (коллективе сверстников - туристской команде, походной группе); осуществление контроля (самоконтроля) за соблюдением правил; побуждение подростков к обсуждению возникающих между ними разногласий (конфликтных ситуаций) и самостоятельному поиску конструктивных путей их разрешения.
При организации опытно-экспериментальной деятельности мы опирались, прежде всего, на теоретические позиции группы ученых ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» (науч. рук. проекта - Н. Ф. Виноградова):
Грамотность является фундаментом, на котором можно построить дальнейшее развитие человека.
1. Функциональная грамотность - это целесообразный минимум содержания образования, его ядро, без усвоения которого невозможна реализация двух функций:
• успешной адаптации ребенка к изменяющимся условиям окружающей среды;
• продолжения образования.
2. Сформированность функциональной грамотности предполагается у любого обучающегося школы, независимо от места нахождения образовательной организации, условий обучения, уровня индивидуального развития ребенка.
3. Функциональная грамотность базируется на расширении и углублении практического опыта обучающегося, то есть ее сущность составляют не сами знания, а три главные развитые способности школьника:
• во-первых, применять полученные знания;
• во-вторых, добывать новые знания;
• в-третьих, адекватно оценивать свое знание/незнание, готовность к самообразованию.
4. Из требований Федерального государственного образовательного стандарта (второго поколения) следует, что функциональная грамотность - понятие интегративное. Интеграция касается двух ее сущностных параметров:
• во-первых, взаимозависимости знаний - умений - способов деятельности;
• во-вторых, предметного и метапредметного характера содержания обучения [4].
Коммуникативную функциональную грамотность мы рассматриваем как совокупность коммуникативных знаний, умений и навыков человека, позволяющих ему эффективно общаться в стандартных коммуникативных ситуациях в письменной и устной форме [5].
Таким образом, процесс формирования функциональной грамотности на определенном уровне образования (начальная школа, основная школа или старшая школа) обеспечивает современному ребенку/подростку:
• возможность существования в социуме без вреда для себя и социума;
• успешное образование (обучение и развитие, адаптация);
• способность осуществлять разные виды деятельности в различных социальных условиях и природной среде;
• отсутствие ощущения ограниченности, недостаточной культуры по сравнению со сверстниками [6].
Коммуникативная функциональная грамотность как инте-гративный компонент является составной частью общей культуры
личности, базовым образованием личности и характеризуется тремя показателями:
• готовностью к деятельности в социальной и природной среде;
• способностью решать различные учебные и жизненные задачи;
• совокупностью умений строить социальные отношения [7].
Нами были определены векторы формирования коммуникативной грамотности подростков:
• формирование предметного понятийного аппарата;
• развитие связной речи на основе тем, относящихся к данной предметной области;
• конструирование аргументов, выводов.
Проводимая работа в режиме экспериментальной площадки и обозначенные проблемы соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) и основного общего образования (ФГОС ООО) и позволили эмпирическими методами установить, что под коммуникативной функциональной грамотностью следует понимать способность ребенка к определенным социально значимым достижениям, к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации.
Приведем несколько примеров опытно-экспериментальной работы по формированию коммуникативной функциональной грамотности подростков с использованием средств спортивно-оздоровительного туризма, туристских препятствий и специально разработанных игр для этих препятствий, которые помогут поменять форму совместной деятельности и повысить интерес юных туристов к знакомым заданиям, мотивировать к активному включению в различные формы деятельности.
Первое задание - «Переправа» туристов через условное болото по кочкам. Выигрывает команда, которая первой с наименьшим временем и числом заступов (срывов с кочек одной или двумя ногами) выполнила задание - преодолела условное болото. Теперь рассмотрим содержание этого же задания, но с изменениями.
Участник должен преодолеть условное болото прыжками по кочкам, при этом должен посетить определённые (обязательные) для посещения кочки. Данные кочки выделяются, на них можно написать яркой краской или цифры по порядку (рис. 1) или буквы, из которых нужно будет собрать слово. Эти «меченые» кочки рас-
кладываем в любом порядке, например кочка № 1 будет находиться в середине, а кочка № 2 - в самом начале маршрута. Маршрут участник прокладывает сам, он может двигаться вперёд-назад, вправо-влево, можно многократно наступать на одну кочку, главное - по порядку пройти обязательные кочки, наступив двумя ногами на каждую.
Рис. 1. Схема обязательного посещения кочек в заданном порядке
Другой вариант для традиционного туристского препятствия «Кочки». Это задание - «Кочки с секретом». Участник должен преодолеть болото прыжками по кочкам. Но по пути будут встречаться кочки, на которые наступать нельзя. Это может быть пустая, мягкая или качающаяся кочка. Участнику важно перед каждым шагом проверить и выбрать настоящие кочки, пропустив при этом кочки «с секретом».
Для повышения сложности важно замаскировать кочки «с секретом» так, чтобы они с виду были такими же, как и обычные.
Следующее задание, которое было нами усовершенствовано, - это преодоление болота по кладям из жердей, или «Гать». Не будем подробно останавливаться на организации этапа, правилах преодоления, остановимся сразу на специальных заданиях для данного препятствия.
Итак, команде предлагаем решить задачу про «Волка, козу и капусту», которых необходимо было перевести на другую сторону, чтобы никто никого не съел.
Попробуем предложить ребятам нечто подобное, только свои решения задачи они должны будут продемонстрировать на самом препятствии. Необходимо не только просчитать алгоритм передачи жердей и порядок прохождения болота, а также пройти по жердям и не упасть. Команде юных туристов придётся наладить коммуникативное общение: договариваться, взаимодействовать между собой и решать множество проблемных задач.
Задача № 1. Команда из восьми человек должна преодолеть болото, состоящее из четырёх пролетов, всего по трем жердям (больше брать нельзя по условию) (рис. 2). На пролете на жерди может находиться только один участник, а на опоре для жердей -не более двух. Необходимо переправить всю команду в полном составе, никого не оставив на берегу.
Задача № 2. Команда из десяти человек должна преодолеть болото, состоящее из четырёх пролетов, всего по шести жердям. При этом на пролёте обязательно должны лежать две жерди. На пролете на жерди может находиться также только один участник, а на опоре для жердей - не более двух.
Задача № 3. Команда (количество по желанию команды) должна преодолеть болото, состоящее из четырёх-шести пролетов, забрать определённый груз и вернуться на исходный берег. Количество используемых жердей не ограничено, но все жерди, участвующие в работе, должны вернуться на стартовый берег.
Впоследствии можно усложнить это задание, ограничив ребятам время на обсуждение вариантов прохождения этапа.
Предлагаем задания для переправы способом «маятник». Данное задание всегда вызывает восторг как у начинающих туристов, так и у более опытных, но однотипные тренировки могут и на таком препятствии привести к снижению интереса. Так что юным туристам были предложены новые водные условия преодоления препятствия способом «маятник».
Задание «Кто дальше перелетит?». Задание отличается от стандартного препятствия «Маятник». На финишном берегу рисуется несколько линий, до которых участнику необходимо допрыгнуть (рис. 3). Чем дальше линия, тем стоимость при её преодолении будет выше. Например, за преодоление первой линии участнику присуждается 1 бонусный балл, за преодоление второй и следующей - 2, 3, 4, 5 баллов соответственно.
Рис. 3. Схема подготовки разметки для задания «Кто дальше перелетит?»
Что важно в данном задании? Участник заранее (перед прыжком) обозначает судье, какую линию он собирается перепрыгнуть, и если это у него получается, то он получает бонус, а если недопрыгивает до линии, то уходит с нулевым результатом, даже если он перепрыгнул другие линии. Такой подход научит ребят правильно оценивать свои возможности! Каждый участник должен сделать выбор, рассчитать свои силы и, заказав линию посложнее «с большей стоимостью», понимать, что при неудаче он получит ноль, или ему надо выбрать линию поближе, но тогда с меньшим баллом на финише.
Это задание можно сделать командным. Участникам необходимо совместно принять единое решение выбора одной линии дальности. Для этого подросткам придётся объективно оценить физические возможности самого себя и каждого участника, учесть мнение каждого члена команды и ту ответственность, которая накладывается на каждого из них за результат выступления. Таким образом, в итоге межличностного взаимодействия (коммуникации), выбора коллективного варианта, самооценки своих возможностей участники не только смогут выполнить задание, но и повысить свою коммуникативную функциональную грамотность.
Задание «Кто смелее?». Одна из типичных ошибок начинающих туристов-подростков - это высокий захват руками верёвки и перелет оврага на прямых руках. Данное задание направленно на обучение правильному прыжку с низким хватом и согнутыми руками.
На верёвку цветными лентами наносятся линии. Чем линия ниже, тем стоимость прыжка будет выше и, наоборот, самая высокая отметка на верёвке принесёт участникам мало бонусных баллов. Однако сразу браться за самую нижнюю отметку не стоит, без правильной техники и специальной подготовки юный турист-спортсмен не сможет преодолеть «маятник», не коснувшись некоторыми частями тела земли. Поэтому выбор, как и на предыдущем задании, участник делает сам, исходя из своих возможностей.
Конечно, туристские соревнования будут интереснее, если линии и отметки будут меняться, это не позволит юным туристам-спортсменам заранее готовиться, подбирая необходимую линию, хват. Задача данных заданий - научить подростков правильно оценивать возможности свои и возможности каждого члена команды. А самое главное - работать в команде и уметь договариваться с каждым её членом.
Классикой любых туристских слетов и туристских соревнований можно считать задание «Переправа по бревну». После того как участники научились преодолевать бревно лично, можно предложить выполнить командное задание.
Задача: команда в полном составе должна переправиться на другую сторону берега по бревну, используя при этом верёвочные перила, вот только крепить верёвку некуда, опоры для неё нет. Участники команды с двух берегов сами натягивают и, держа руками верёвку, по одному переправляются. При этом важную роль имеет не только правильное натяжение веревки, но и её размеще-
ние для каждого участника в отдельности. Команде, а точнее, участникам, которые держат верёвку, необходимо внимательно слушать и подстраиваться под каждого идущего по бревну, поднимать или опускать верёвку, натягивать сильнее или слабее. От слаженности их действий, а также от умения донести быстро необходимую информацию друг для друга, принять и следовать общему решению будет зависеть командный успех.
Следующее задание на бревне можно приблизить к тем испытаниям, которые ребята видят в телевизионном шоу.
Для этого необходимо найти бревно, по которому без вспомогательной верёвки для опоры руками пройти невозможно. Участника обвязывают серединами двух верёвок таким образом, чтобы четыре конца располагались «условными лучиками» в четыре разные стороны. Для крепления можно использовать на человеке грудную обвязку, в которую закрепляем четыре верёвки длиной 6-10 м.
Задача: участник поднимает руки вверх (верёвку руками держать нельзя) и движется по бревну. Участники за четыре конца верёвок удерживают его, не позволяя ему упасть (рис. 4).
Ч / I
|\ / I
^ I
I/ \ I
л \ I
«переправа по бревну»
Важную роль в этом задании имеет правильное натяжение нужных веревок и расслабление ненужных. Участникам команды, которые держат верёвку, необходимо внимательно слушать участника, идущего по бревну, потому что его равновесие полностью зависит от их слаженных действий.
Формируя коммуникативную функциональную грамотность у детей, мы должны помнить, что данная работа не заканчивается завершением выполнения задания и тренировочным процессом. Именно последующее совместное с педагогом обсуждение результатов деятельности команды в спокойной обстановке должно стать примером выстраивания взаимоотношений между членами команды, разрешения конфликтов, ведения грамотного культурного диалога. И неважно, успешно команда закончила выполнение задания или переоценила свои возможности, следует детально проговорить каждое принятое решение. Такая работа усилит решение различных коммуникативных задач, поможет выслушать различные точки зрения, в том числе не совпадающие с его собственной, научит ориентироваться на позицию товарища в общении и взаимодействии; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; использовать речь для аргументации своего действия.
Наши исследования в ходе опытно-экспериментальной работы показали, что данные примеры включения сюжетных игр в традиционные туристские задания для воспитания межличностного общения и коммуникативного взаимодействия школьников позволяют эффективно обеспечить формирование коммуникативной функциональной грамотности подростков, а именно:
1) создать ситуацию активного поиска, предоставить возможность сделать собственное «открытие», реализовать свои возможности;
2) осуществлять разные виды деятельности в различных социальных условиях, решать любые учебные и жизненные задачи, выстраивать социальные отношения.
Опираясь на наш опыт, при грамотной педагогической и методической инструментовке возможно по-новому взглянуть и на другие виды препятствий на туристских соревнованиях или маршрутах туристских походов, по-другому, не только с тактико-технической стороны, использовать их ресурсный потенциал для воспитания и развития подростков.
Педагогу дополнительного образования, тренеру, руководителю туристского похода нужно всегда помнить, что детско-юношеские мероприятия не должны быть узконаправленными и решать только задачи, направленные на получение прикладных (ту-
ристско-спортивных) знаний, умений и навыков. Формирование коммуникативной функциональной грамотности через воспитание личностных, морально-волевых качеств, гражданственности, культуры общения, укрепление здоровья, формирование навыков здорового образа жизни - вот задачи, которые наряду с прикладным обучением всегда должны решаться на туристских мероприятиях.
Примечания
1. Константинов Ю. С. Детско-юношеский туризм : учеб.-метод. пособие. 2-е изд., стер. М. : ФЦДЮТиК, 2008. 600 с.
2. Голованов В. П., Смирнов Д. В. Формирование универсальных учебных действий младших школьников в учебной и во внеурочной деятельности // Взаимодействие основного и дополнительного образования детей (из опыта работы гимназии № 278 Адмиралтейского района Санкт Петербурга) : монография. СПб., 2013. С. 37-44.
3. Смирнов Д. В. Безопасность жизнедеятельности как компонент функциональной грамотности // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2017. № 3. С. 90-112.
4. Функциональная грамотность младшего школьника: к постановке проблемы. Из портфеля главного редактора [Виноградова Н. Ф.] // Начальное образование. 2017. № 4 (июль - август), С. 3-8 (продолжение. Начало - 2017. № 3).
5. Стернин И. А. Введение в речевое воздействие. Воронеж, 2001. URL: http://libed.ru/knigi-nauka/674404-1 -rechevoe-vozdeystvie-iasternin-wedenie-rechevoe-vozdeystvie-voronezh-2001-dannoe-izdanie-predstavlyaet-sob oy-vv.php.
6. Смирнов Д. В. Безопасность жизнедеятельности как компонент функциональной грамотности // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2017. № 3. С. 90-112; Смирнов Д. В. Социально-профессиональные пробы учащихся в туристско-краеведческой деятельности // Педагогическое образование и наука. 2008. № 8. С. 59-64.
7. Смирнов Д. В. Безопасность жизнедеятельности как компонент функциональной грамотности // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2017. № 3. С. 90-112; Функциональная грамотность младшего школьника: к постановке проблемы. Из портфеля главного редактора [Виноградова Н. Ф.] // Начальное образование. 2017. № 4 (июль -август), С. 3-8 (продолжение. Начало - 2017. № 3).