Научная статья на тему 'Туристско-краеведческая деятельность в структуре дополнительного образования учащихся школы i вида'

Туристско-краеведческая деятельность в структуре дополнительного образования учащихся школы i вида Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1611
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА / КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА / TOURIST AND REGIONAL STUDIES ACTIVITY / SUPPLEMENTARY EDUCATION / CHILDREN SUFFERING FROM HEARING IMPAIRMENT / COMPENSATORY WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волков Алексей Михайлович

В статье рассматриваются основные теоретические положения, отражающие личностно-ориентированный подход в сфере дополнительного образования. Показана значимость туристско-краеведческой деятельности в формировании активной жизненной позиции и дальнейшем самоопределении молодых людей с нарушением слуха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tourist and regional studies activity in the structure of supplementary education for pupils of the 1st kind school

The article deals with the basic theoretical theses reflecting the focused-on-person approach in the sphere of supplementary education. The important role of tourist and regional studies activity in the formation of the active life position and future self-determination of young people suffering from hearing impairment is shown.

Текст научной работы на тему «Туристско-краеведческая деятельность в структуре дополнительного образования учащихся школы i вида»

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 371.398 ББК 74.200.58

А. М. Волков

Туристско-краеведческая деятельность в структуре дополнительного образования учащихся школы I вида

В статье рассматриваются основные теоретические положения, отражающие личностно-ориентированный подход в сфере дополнительного образования. Показана значимость туристско-краеведческой деятельности в формировании активной жизненной позиции и дальнейшем самоопределении молодых людей с нарушением слуха.

The article deals with the basic theoretical theses reflecting the focused-on-person approach in the sphere of supplementary education. The important role of tourist and regional studies activity in the formation of the active life position and future self-determination of young people suffering from hearing impairment is shown.

Ключевые слова: туристко-краеведческая деятельность, дополнительное образование, дети с нарушением слуха, коррекционная работа.

Key words: tourist and regional studies activity, supplementary education, children suffering from hearing impairment, compensatory work.

Дополнительное образование детей - неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством дополнительных образовательных программ и услуг как в учреждениях дополнительного образования детей, так и в общеобразовательных учреждениях.

Дополнительное образование строится на следующих приоритетных идеях: свободный выбор ребенком сфер и видов деятельности; ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка, возможность его свободного самоопределения и самореализации; единство обучения, воспитания, развития; практико-деятельностная основа образовательного процесса.

Современные учёные Е.Б. Евладова [4], О.Е. Лебедев, М. Р. Катунова [3], выделяют следующие важные функции, эффективно выполняющие дополнительное образование:

• ценностно-ориентационные;

• коммуникативные;

• социально-адаптационые;

• психотерапевтические;

• профориентационные;

• рекреационные;

• культурообразующие.

Всё это позволяет нам говорить о дополнительном образовании как о личностно-ориентированном образовании, реализующем идеи гуманистической педагогики и психологии.

Анализ деятельности учреждений дополнительного образования Санкт-Петербурга (районных, городских) продемонстрировал

отсутствие системы взаимодействия с коррекционными образовательными учреждениями I вида. В отдельных случаях учащиеся с нарушенным слухом привлекались к различным районным и городским мероприятиям различной направленности, но подобное взаимодействие не имело системности и прямой связи с образовательным процессом.

Дополнительное образование в специальной (коррекционной) школе решает те же задачи, что и в общеобразовательных учреждениях, домах и центрах творчества детей, но обладает своей спецификой: опора на содержание основного образования;

преимущественное внимание решению коррекционных и

воспитательных проблем; органичная связь с внеурочной культурнодосуговой деятельностью учащихся; усиление психотерапевтической функции для компенсации сложностей и неудач, испытываемых школьниками в учебном процессе.

Дополнительное образование в школе для неслышащих учащихся достаточно эффективно развивается, если оно оформлено в самостоятельную организационную структуру, но существует в тесной взаимосвязи и на равных правах с учебно-воспитательным процессом [8]. Его успех зависит также от сотрудничества педагогов дополнительного образования с классными руководителями,

воспитателями, социальными педагогами, психологами, а также с теми учителями, чей предмет связан в какой-то степени с содержанием работы того или иного кружка, секции, клуба.

Как подчёркивают Е.Б. Евладова, Н.Н. Михайлова [4], дополнительное образование в школе решает двуединую задачу: создает условия для позитивного восприятия главных ценностей основного образования, а также компенсирует его недостатки.

Среди организационных форм дополнительного образования детей преобладают кружки, секции, клубы, творческие объединения разной направленности: художественной, технической, спортивной, эколого-биологической, туристско-краеведческой и др.

Рассмотрим подробнее туристско-краеведческую деятельность в системе дополнительного образования вообще, и в рамках коррекционной школы I вида, в частности.

Туристская деятельность учащихся, или школьный туризм, по определению Ю.С. Константинова, В.М. Куликова [6], занимает промежуточное положение между плановым и самодеятельным туризмом. Само понятие «школьный туризм», учёные рассматривают как идентичное распространенному названию «туристско-краеведческая деятельность в школе», но при этом они подчёркивают, что по отношению к детям точнее было бы говорить - занятия, а не деятельность. В этой работе задействовано две стороны: участвующая (учащиеся) и организующая, содействующая (педагоги, администрация). Учащиеся находят в туризме увлекательное занятие, способ активного отдыха. А для педагогов это способ для решения педагогических задач. Своих целей педагог достигает быстрее и легче через удовлетворение потребностей детей, интереса к путешествиям.

Определяя содержание школьного туризма, Ю.С. Константинов и

В.М. Куликов [6] обращают внимание на тот факт, что он будет педагогически полноценным лишь тогда, когда вся работа будет построена на самоорганизации, т. е. когда дети потребляют то, что сами производят [5].

Туризм как форма активного отдыха и дополнительного образования полезен всем детям, каждому учащемуся.

Концепция туристско-краеведческой деятельности была разработана авторским коллективом во главе с А.А. Остапцом [7]. Основные ее положения:

• освоение окружающего мира средствами туристско-краеведческой деятельности осуществляется по принципу расширяющейся и углубляющейся спирали: от своей семьи, дома к родному краю и другим регионам отечества, от созерцания-ознакомления к научному исследованию действительности;

• структурной основой любого туристско-краеведческого мероприятия является туристско-краеведческий цикл (подготовка, проведение и подведение итогов); связанные между собой циклы создают круглогодичную систему этой деятельности;

• на каждый туристско-краеведческий цикл ставится комплекс воспитательных, образовательных, оздоровительных задач, ориентированных на гармоничное развитие личности учащихся;

• реализация принципа самодеятельности и самоуправления осуществляется через подсистему туристских и краеведческих постоянных и временных (дежурных) походных должностей, имеющих определенный функционал жизненно важных обязанностей;

• функционирование подсистемы воспитательного воздействия: туристско-краеведческих традиций, законов, правил и норм, воспитание на истории, культуре и природе своей Родины;

• открытость, гибкость, вариативность системы, демократичность ее построения (доступность любому учителю и ученику).

Особенно автором подчёркивается необходимость четкого понимания сущности концепции всеми работникам школы и учреждений дополнительного образования, так как только при этом можно целесообразно, педагогически грамотно и с максимальной пользой применять различные формы и нормы туризма к разным контингентам детей.

Останавливаясь на доступности туристско-краеведческой

деятельности как формы дополнительного образования, А.А. Остапец [7] выделяет демократичность этого вида деятельности, которая предполагает успешное участие в ней школьников с любым уровнем физического, интеллектуального развития, так как она не требует достижения высоких показателей физической и волевой подготовки в отличие от спорта не предполагает и исключительности в

эмоциональной и интеллектуальной одарённости, как например в художественных видах деятельности.

В нашем исследовании большое внимание уделяется нескольким направлениям коррекционной работы в рамках туристско-

краеведческой деятельности учащихся школ I вида:

• обогащение знаний учащихся;

• развитие речи, коммуникативных навыков;

• комплексное физическое развитие.

Обогащение знаний учащихся обосновывается тесной связью туристско-краеведческой работы со многими школьными учебными предметами. Краеведческие наблюдения, практические выезды, экспедиции помогают закрепить и усвоить знания по истории, географии, биологии, химии. В качестве примера можно привести сбор коллекции камней и минералов учащимися 31 школы-интерната в Хибинских тундрах и выяснение их названий в справочной литературе и музеях Мурманской области.

Во время туристских мероприятий в условиях природной среды учащиеся активно осваивают практические знания по математике, физике, астрономии, ОБЖ. Эти занятия организуются в условиях, когда применение теоретических знаний становится необходимым для успешности мероприятия. Например, при работе с топографической или спортивной картой на местности учащиеся с большим успехом учатся ориентироваться в разнообразном окружающем рельефе, выбирают оптимальный путь движения на пересечённой местности, учатся работать с компасом, занимаются глазомерной съёмкой расстояний.

Из всего комплекса мероприятий считаем необходимым отдельно рассмотреть вопросы, связанные с развитием речи неслышащих учащихся и их физическим совершенствованием.

Большое значение в работе и обучении школьников с нарушенным слухом занимает проблема обучения языку, развитие коммуникативных умений. Эта работа проводится в процессе

V V п

коллективной практической деятельности учащихся. В контексте этого научного положения для развития речи и коммуникативных навыков нам удалось найти оригинальную форму работы с учащимися школы I вида. Она основывалась на методических подходах в ТКД А.А. Остапца, Ю.С. Константинова, С.М. Губаненкова [1], о подготовке и презентации отчёта о путешествие и развитии неслышащих в работах

С.А. Зыкова, Е.Н. Марциновской [2] и ряда других авторов.

Как указывает Ю.С. Константинов [9], в туристско-краеведческой работе существует правило: турист трижды проходит маршрут: когда его готовит, когда проходит и когда, анализируя его, подводит его итоги. То есть участники любого мероприятия овладевают не созерцательной туристско-краеведческой деятельностью, а активной, созидательной. В процессе подготовки маршрута учащиеся занимаются непосредственно краеведческой работой. Знакомятся с историей и географией района, климатическими и экономическими условиями. Находясь непосредственно на маршруте, участники используют свои знания в действительности, знакомятся с конкретными историческими и природными памятниками, конспектируют увиденное, получают наиболее значимые и яркие впечатления, приобретают новые знания. На основе полученных знаний, опыта, впечатлений составляется подробный письменный отчёт, презентацию которого участники делают в форме устного выступления. Отчёт содержит в себе:

• визитную карточку (сколько участников, кто руководитель, средний возраст);

• место проведения;

• карту или схему;

• сроки похода;

• идею путешествия;

• итоги (что узнали, самоощущение, анализ, сравнение);

• описание интересных участков маршрута, преодоления локальных препятствий;

• описание исследований в походе.

Отчёт дополняется фотоматериалами, рисунками, схемами и т. д.

Подготовка отчёта может занимать несколько месяцев, но начинается она ещё при планировании маршрута. Каждый участник имеет свой блок работы: кто-то собирает картографическую

информацию, кто-то историческую и т. д. Сообразно заданиям участники имеют и походные должности: картограф, штурман, краевед, фотограф, медик, завхоз по питанию, завхоз по снаряжению, синоптик и др.

Эта структура, где уровни взаимодействия стыкуются с положениями предметно-практического обучения, позволяет максимально включить учащихся в коммуникативный процесс.

В работе с неслышащими особое внимание уделяется обогащению словаря, введению новых слов, раскрытию понятийного аппарата туристско-краеведческой деятельности.

Составленный отчёт готовится к устной защите на традиционном конкурсе юных туристов «Первенство походов и экспедиций учащихся учреждений общего, начального профессионального и дополнительного образования Санкт-Петербурга». Подобные конкурсы проводятся во всех регионах России. Победители региональных этапов участвуют во Всероссийском финале.

Необходимо отметить, что для учащихся школы I вида победа в конкурсе - не самоцель. Важнее качественно пройти все подготовительные этапы, мотивировать учащихся, создать условия для неслышащих, в которых они самостоятельно начнут готовить материал отчёта о туристском мероприятии. Ценность отчёта неслышащих о своём путешествии заключается в том, что красочность, эмоциональность путешествия, экспедиции подталкивает учащихся к самостоятельной деятельности.

В ходе экспериментальной работы мы отметили, что учащиеся с нарушенным слухом с большим интересом готовят наглядные материалы, творческие выступления, тогда как речевой, книжный материал вызывает у них некоторые опасения и страх. Но при должном уровне подготовки, успешности непосредственного мероприятия учащиеся с удовольствием готовят самостоятельный отчёт, выступают, используя словесную речь.

Участие в городском конкурсе устных отчётов позволило найти нашей школе новых партнёров, заинтересовать учащихся и педагогов массовой школы в совместной работе.

С 2006/2007 учебного года нами проведено несколько совместных учебных мероприятий, сборов и праздников с учащимися школы № 339 Невского района Санкт-Петербурга и школы № 91 Петроградского района Санкт-Петербурга. Мероприятия организовывались как на базе школ, так и в природной среде. Общение и взаимодействие учеников массовой и специальной школы становится значимым и эффективным только при условии двусторонней заинтересованности. Учащиеся, начавшие взаимодействие в условиях природной среды, в неофициальной обстановке не испытывают дискомфорта от общения, имеют настрой на совместную деятельность.

Физическое развитие, развитие вестибулярного аппарата осуществляется в процессе ознакомления и использования в работе техники пешеходного туризма (ТПТ). В программу мероприятий по ТПТ входят задания по преодолению естественных препятствий природной среды: рек, болот, оврагов и т. д. Движение через эти преграды (или их имитация) организуется по бревнам, жердям, верёвкам. Для обеспечения безопасности используются различные виды страховки, опоры и т. д.

Команда учащихся 4-5 классов школы-интерната № 31 включилась в занятия по ТПТ с апреля 2007. Изначально ни один из

учащихся не мог самостоятельно, без поддержки, пройти на

сохранение равновесия семиметровое бревно, четырёхметровые слеги между кочками «болота» и т. п.

Пройдя через систему специальных еженедельных занятий во внеурочное время, участия в учебно-тренировочном сборе на летних каникулах, неслышащие учащиеся смогли освоить свободное

движение по вышеназванным объектам, осуществляя контроль за поддержанием равновесия своего тела сообразно необходимым условиям. В сентябре 2007/2008 учебного года сборная команда 56 классов школы-интерната № 31 смогла победить в районных соревнованиях по технике пешеходного туризма среди массовых школ.

Анализируя полученный опыт, можно констатировать, что

туристско-краеведческая деятельность в рамках специальной школы I вида имеет хорошие перспективы развития и несёт в себе большой инновационный потенциал, необходимый в обучении и воспитании учащихся. Важно также отметить, что учащиеся в процессе туристско-краеведческих мероприятий интенсивно накапливают новые умения и знания, что во многих случаях является стартовой площадкой для выбора жизненного пути молодого человека с нарушенным слухом.

Список литературы

1. Биржаков М. Б. Введение в туризм. - 9-е изд. перераб. и доп. - СПб.: Герда, 2007.

2. Воспитание учащихся с нарушением слуха в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях: учеб. пособие / Г.Н. Пенин, З.А. Пономарева, О.А. Красильникова, Л.В. Кораблева; под ред. Г.Н. Пенина, З.А. Пономаревой. - СПб.: КАРО, 2006.

3. Дополнительное образование детей: учеб. пособие / О.Е. Лебедев и др.; под ред. О.Е. Лебедева. - М.: Владос, 2003.

4. Дополнительное образование детей: учеб. / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.М. Михайлова. - М.: Владос, 2004.

5. Константинов Ю.С. Туристко-краеведческая деятельность учащихся в системе дополнительного образования детей. - М.: ЦДЮТиК, 2001.

6. Константинов Ю.С., Куликов В.М. Педагогика школьного туризма: учеб.-метод. пособие. - М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2002.

7. Остапец А.А. Педагогика и психология туристко-краеведческой деятельности учащихся. - М.: ЦДЮТК МО РФ, 2001.

8. Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности: пособие для учителя и воспитателя спец. (коррекционных) образоват. учрежд. I и II вида / Д.Ю. Алексеевских и др.; под ред. Е.Г. Речицкой. - М.: Владос, 2005.

9. Туризм и спортивное ориентирование: учеб. пособие / Л.А. Вяткин, Е.В. Сидорчук, Д.Н. Немытов. - М.: Академия, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.