МЕТОДИКА УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УДК 379.852; 374.31; 37.035.2; 37.037.1
И. И. Махов
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ «МОЙ ПЕРВЫЙ ПОХОД» (ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1-4-х КЛАССОВ)
Представлено содержание программы внеурочной деятельности детей «МОЙ ПЕРВЫЙ ПОХОД», предназначенной для реализации с обучающимися 1-4-х классов. В пояснительной записке автор раскрывает цель и задачи, обосновывает требования к реализации программы и основные ожидаемые результаты по годам обучения. Программа содержит учебно-темАтические планы и содержание внеурочной деятельности детей при занятиях основами спортивного туризма в 1, 2, 3 и 4-м классах. Автор предполагает, что занятия по программе способствуют повышению физической активности, разностороннему развитию личности, совершенствованию двигательных способностей, расширению арсенала прикладных умений и навыков. Несложные занятия, включенные в процесс внеурочной деятельности на свежем воздухе, безусловно, будут способствовать укреплению здоровья и разностороннему формированию личности младших школьников.
The content of the programme the extracurricular activities of the children "MY FIRST CAMPAIGN" intended to implement with the students of classes 1 to 4 is presented. In the explanatory note the author reveals the purpose and objectives, establishes requirements for the implementation of the programme and expected results by years of study. The program contains thematic training plans and content of the extracurricular activities of children when playing the basics of the sport tourism 1 m, 2 m, 3 m and 4 m classes. The author suggests that the studies contribute to the physical activity, the comprehensive development of personality, improvement of movement abilities and the extension of the range of applied abilities and skills. Simple lessons included in the process of extracurricular activities in the fresh air, will certainly contribute to strengthening the health and versatile development of personality of Junior schoolchildren.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, содержание программы, спортивный туризм, физическая активность, развитие личности, арсенал прикладных навыков и умений, прогулки, путешествия, занятия физической культурой.
Keywords: extracurricular activity, the content of the program, sport tourism, physical activity, personal development, the Arsenal of applied skills, walking, travelling, physical exercise.
Спортивный туризм во всех формах своей деятельности способствует повышению физической активности, разностороннему развитию личности, совершенствованию двигательных способностей, расширению арсенала прикладных умений и навыков. Несложные занятия на свежем воздухе, несомненно, будут способствовать укреплению здоровья и разностороннему формированию личности.
Однако проводимые прогулки, игры, экскурсии, простые соревнования в рамках внеурочной деятельности имеют свои характерные отличительные особенности, что требует от педагогов качественно новых подходов к организации образовательного процесса юных туристов.
Программа для внеурочной деятельности детей «Мой первый поход» призвана использовать весь положительный опыт спортивного туризма, сформировав определенный туристский арсенал умений и навыков для начинающих туристов, воспитать потребность к путешествиям и занятиям физической культурой.
Целью программы являются обучение, воспитание, развитие и оздоровление детей с 1-го по 4-й классы в процессе занятий спортивным туризмом, направленные на формирование всесторонней гармонично развитой личности.
Программа нацеливает образовательный процесс на решение следующих взаимосвязанных задач:
- формировать знания, умения по спортивному туризму, а также необходимые туристские навыки;
- воспитывать морально-волевые качества, гражданственность, чувство любви к Родине;
- развивать физические способности;
- формировать потребность к занятиям физической культурой и ведению здорового образа жизни.
Данная программа рассчитана на 4 года обучения школьников в начальной школе с 1-го по 4-й классы. В объединение принимаются ребята без специальной туристской подготовки, проявляющие интерес к технике туризма и спортивному ориентированию, имеющие медицинский допуск на участие в спортивных занятиях. Время, отведенное на обучение, составляет 66 часов в год, из расчета 2 часа в неделю на одну группу.
Для успешной реализации поставленных задач в программе выделены следующие разделы по туристско-спортивной деятельности (табл. 1).
Таблица 1
Классы
№ Содержание программного материала 1 2 3 4
Количество часов
1 Основы туризма 10 8 6 4
2 Обучение преодолению препятствий в походе 22 20 20 22
3 Топография и ориентирование на местности 14 14 14 12
4 Подготовка к походу 10 12 14 18
5 Общая и специальная физическая подготовка 6 8 8 8
6 Краеведение 4 4 4 2
Общее количество часов 66 66 66 66
Программы каждого года обучения состоят из взаимосвязанных тематических разделов, которые ежегодно повторяются с дополнением и усложнением и позволяют совершенствовать мастерство воспитанников постепенно, возвращаясь к изученному ранее, но на более сложном этапе. Основной принцип каждого занятия заключается в сочетании и чередовании разделов теоретического курса и практических игровых занятий, включающих задания, имитирующие походную полевую среду. Практические занятия, которым отводится большая часть программного времени, проводятся как на
местности (пришкольной спортивной площадке), так и в помещении, в зависимости от темы и времени года. Несколько раз в году за рамками учебных часов планируется проведение школьных соревнований или праздников в игровой форме, где учащиеся могут продемонстрировать полученные умения и навыки.
Содержание программы предусматривает через специальные игровые задания приобретение обучающимися знаний о родном крае, о основах технике спортивного туризма и ориентировании на местности. Решение воспитательных и оздоровительных задач является обязательным компонентом каждой темы.
Подготовка юных туристов в программе разделена по классам.
Учащиеся 1-го класса
Содержание программного материала предусматривает формирование первичных умений действовать лично и группой в природной среде. Обучение организации несложного туристского быта: организация привала, обед, гигиена туриста, распределение обязанностей, движение группы; обучение поведению в транспорте, правила дорожного движения.
Основными организационными формами и методами обучения являются образовательные занятия, практические занятия в помещении и на местности. Беседы, ситуации игровой направленности, эстафеты, совместные праздники с родителями. При проведении практических занятий используются индивидуальные и групповые формы.
Планируемый результат
Туристы-первоклассники должны знать: правила поведения, технику безопасности на занятиях, перечень минимального личного снаряжения и природные особенности родного края.
Обучающиеся должны уметь: преодолевать простые препятствия (завал, кочки, маятник и т. д.), устанавливать палатку, не причинять вреда окружающей природе.
По окончании базовой подготовки обучающиеся участвуют в школьных туристских играх. Это позволяет отслеживать результативность и вносить коррективы в планирование дальнейшей туристской деятельности.
Формы оценки результативности. Текущий контроль усвоения практической части программы осуществляется в форме оценки заданий.
Учащиеся 2-3-го классов
На этом этапе образовательный процесс строится на основе последовательного изучения тем с целью приобретения тех знаний, умений и навыков, которые должны подготовить юных туристов к участию в туристских играх.
Основными организационными формами и методами обучения остаются те же: беседы, практические задания в форме специальных игровых заданий, эстафет, простейших соревнований.
Вводятся игровые задания с применением частично-поискового и проблемного методов обучения (темная пещера, шумная река, следопыт), требующие логического решения задач.
Планируемый результат
Юные туристы должны знать: правила поведения, технику безопасности на занятиях; должны уметь: выполнять задания, организовывать быт, стоянку группы, туристский обед, двигаться по маршруту, преодолевать основные препятствия, ориентироваться, помогать попавшим в беду.
Формы оценки результативности. Текущий контроль усвоения практической части программы осуществляется в форме игровых командных заданий, теоретической части - в форме тестирования.
Учащиеся 4-го класса
Образовательный процесс направлен на самореализацию творческих и физических способностей. Содержание программы предусматривает расширение и углубление специальных туристских знаний за счет введения дополнительных знаний из соревнований по спортивному туризму и спортивному ориентированию.
Основными организационными формами обучения являются практические занятия в спортивном зале и на пришкольной площадке.
Планируемый результат
Учащиеся 4-х классов участвуют в простейших соревнованиях по спортивному туризму и спортивному ориентированию.
Формы оценки результативности. Контроль усвоения практической части программы осуществляется в форме контрольных нормативов.
Условиями реализации программы является наличие необходимого туристского снаряжения и инвентаря для организации занятий по спортивному туризму и ориентированию.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (1-й класс)
Общее В том числе
Тема количество часов теория (час) практика (час)
1. Введение. Первые шаги в ту- 6 3 3
ризм
1.1. Что такое туризм? 2 1 1
1.2. Правила поведения юных ту-
ристов в школе и техника безопас- 2 1 1
ности на занятиях
1.3. Требования к начинающему 2 1 1
туристу
2. Походная подготовка: 56 13 43
Мы уходим в поход...
2.1. Подготовка к нашему походу. Сбор вещей и снаряжения 5 2 3
2.2. Организация туристского быта (обед, привал, стоянка) 20 4 16
2.3. Планирование маршрута 3 2 1
2.4. Поведение в транспорте при 3 2 1
переезде
2.5. Обучение преодолению походных препятствий 20 1 19
2.6. Правила ориентирования карты 5 2 3
3. Краеведение 4 2 2
3.1. Проведение краеведческих 2 1 1
конкурсов для туристов
3.2. Оформление информационных 2 1 1
стендов из рисунков школьников
ИТОГО за период обучения: 66 18 48
Школьные туристские праздники (не меньше одного раза в четверть) - вне сетки часов.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «МОЙ ПЕРВЫЙ ПОХОД» (1-й класс) 1. Введение. Первые шаги в туризм
1.1. Что такое туризм?
Туризм - средство физического развития, оздоровления и закаливания. Беседа о туризме и о работе кружка. История туризма в школе; традиции школьного турклуба. Средства туризма: прогулки, экскурсии, походы, путешествия, экспедиции, туристское краеведение, их характеристика.
Практические занятия
Вводное занятие. Знакомство детей с условиями проведения учебных занятий. Просмотр фото и видеоматериалов о спортивном туризме.
Знакомство с специальным снаряжением, названия. Первое проведения занятий по туризму на школьной площадке. Обмен впечатлениями от прогулки.
1.2. Правила поведения юных туристов в школе и техника безопасности на занятиях
Постановка целей и задач на учебный год. Правила поведения и соблюдение техники безопасности на занятиях. Формирование практических умений и навыков, соблюдение техники безопасности.
Практические занятия
Просмотр видеофильма о туристском клубе, лучших спортсменах, знакомство с наглядной агитацией.
Подготовка анкеты для вновь прибывших. Анкетирование юных туристов и родителей. Подготовка и проведение активом клуба заседаний о традициях, названии клуба, лучших спортсменах, их достижениях. Проведение показательных соревнований. Общественно полезная работа.
1.3. Требования к начинающему туристу
Основные требования для начинающих спортсменов: форма одежды для занятий, обязательное прохождение медицинского обследования, время и место проведения занятия.
Организация дежурства на занятии, правила и обязанности дежурных.
2. Походная подготовка
2.1. Подготовка к нашему походу. Сбор вещей и снаряжения
Игры и задания для приобретения и совершенствования специальных знаний, умений необходимых при подготовке к походу.
Специальные командные задания: укладка рюкзака (нужные и ненужные вещи), установка простой палатки (с помощью и без помощи учителя), составление списка необходимых личных вещей юного туриста из перечня, распутывание из «верёвочных паутин».
2.2. Организация туристского быта (обед, привал, стоянка)
Выбор места для туристского обеда, привала, дневной стоянки. Основные требования к месту остановки группы.
Определение по рисункам и фотографиям:
- съедобные и несъедобные продукты, фрукты, ягоды и грибы;
- пригодные или непригодные места остановки и стоянки туристов;
- тропинки и дороги для прохождения маршрута;
- лесные обитатели: звери и птицы;
- ошибки туристов и т. д.
2.3. Планирование маршрута
Разработка плана организации новой экскурсий, похода, прогулки. Экскурсия в школьную библиотеку для изучения литературы по родному краю и маршруту путешествия, исторические и природные места. Просмотр видеороликов предыдущих походов туристов школьного клуба.
2.4. Поведение в транспорте при переезде
Соблюдение правил дорожного движения, поведение при переездах группы на транспорте.
2.5. Обучение преодолению походных препятствий
Преодоление таких естественных препятствий, как «Бревно»,
«Маятник», «Кочки», «Подъем», «Гать», «Верёвочный лабиринт», «Паутинка», «Болото», «Завал».
Освоение техники прохождения (преодоления) различных препятствий, способы их прохождения.
Основы ориентирования на маршруте. Приемы работы со схемой передвижения. Определение своего расположения и направления движения. Выбор пути, ориентирование в движении.
Практические занятия
Отработка умений и навыков работы преодоления прохождения препятствий. Ознакомление и совершенствование техники движения рук и ног, положения тела при преодолении.
3. Краеведение
3.1. Проведение краеведческих конкурсов для туристов
Подготовка к теоретическим конкурсам по темам истории,
культуры, природным особенностям родного края.
1.2. Оформление информационных стендов из рисунков школьников
Знаменитые экскурсионные объекты на территории края: исторические, архитектурные, природные, заповедные, памятные места. Подготовка стенда из рисунков на темы: мой будущий поход, не пройденные тропы и т. д.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (2-й класс)
Тема Общее количество часов В том числе
теория (час) практика (час)
1. Основы туристской подготовки 8 5 3
1.1. Знакомство с новыми дисциплинами: пешеходный туризм 3 1 2
1.2. Правила поведения туристов и техника безопасности 3 2 1
1.3. Воспитательная роль туризма 2 2 —
2. Подготовка к однодневному походу 52 6 46
2.1. Планирование маршрута 2 1 1
2.2. Правила организация туристского быта 4 1 3
2.3. Формирование специальных туристских навыков (разведение костра, вязка туристских узлов и т. д.) 10 2 8
2.4. Обучение порядку, и технике преодоления препятствий в предстоящем походе индивидуально и группой 24 — 24
2.5. Топографическая подготовка, обучение ориентированию по карте и компасу 4 — 4
2.6. Туристские эстафеты и специальные подводящие задания 8 2 6
3. Краеведение 6 2 4
3.1. Исторические и памятные достопримечательности 3 1 2
3.2. Экскурсия в краеведческий музей 3 1 2
ИТОГО за период обучения: 66 13 53
Школьные туристские праздники (соревнования и т. д.) - вне сетки часов
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «МОЙ ПЕРВЫЙ ПОХОД» (2-й класс)
1. Основы туристской подготовки
1.1. Знакомство с новыми дисциплинами
Соревнования по пешеходному туризму. Условия и правила соревнований. Подведение результата. Права и обязанности юных спортсменов-туристов.
Практические занятия
Просмотр видеофильма с туристских соревнований. Экскурсия на соревнования по пешеходному туризму.
1.2. Правила поведения туристов и техника безопасности
Основы безопасности для юных туристов при проведении занятий по туризму и ориентированию в спортивном зале, на местности, во время экскурсии, похода.
Правила личной безопасности в различных ситуациях.
Практические занятия
Формирование практических умений и навыков соблюдения техники безопасности на занятиях по туризму.
1.3. Воспитательная роль туризма
История развития и организация походов и путешествий в России. Знаменитые русские путешественники, их роль в развитии нашей страны.
Воспитательная роль туризма, воспитание через специальные упражнения, коммуникативные игры и туристские занятия личностных качеств (патриотизм, гражданственность, коллективизм) и волевых качеств (целеустремленность, настойчивость, упорство, самостоятельность, инициатива, решительность, смелость, выдержка и самообладание).
2. Подготовка к однодневному походу
2.1. Планирование маршрута
Определение района похода и пункта изучения. Совместное составление плана подготовки к походу (на месяц, полугодие, год).
Разработка маршрута, прогноз предстоящих сложностей на маршруте, планирование подготовки туристов с включением в процесс упражнений, направленных на формирование необходимых умений и навыков в предстоящем походе (организация быта, преодоление препятствий, ориентирование на маршруте).
2.2. Правила организация туристского быта
Правильный выбор места для туристского привала, дневной
стоянки. Основные требования к месту остановки группы. Тестирование учащихся «Можно — нельзя» по рисункам на знание организации быта:
— расположения костра в лесном массиве;
— укрытие от дождя и молнии в лесу;
— купание в водоёме;
— сбор грибов и т. д.
2.3. Формирование специальных туристских навыков
Обучение юных туристов основным специальным умениям и навыкам, которые будут необходимы им в предстоящем походе:
— подготовка списка необходимых в походе вещей. Нужные и ненужные в походе вещи. Требование к походной одежде, обуви, снаряжению. Уход за одеждой и обувью в походе (сушка и ремонт);
— защита от дождя — установка тент-навеса, правила организации быстрого укрытия от дождя группы туристов с помощью группового тента, защита от намокания одежды и вещей;
— разведение костра, правила размещения и разведения костра, меры безопасности при обращении с огнём, кипятком;
— вязка туристских узлов, знакомство с узлами для связывания верёвок одинаковой толщины. Спортивное и прикладное значение узлов. Вязание на скорость. Включение задания «узел» в туристские эстафеты;
— элементы первой доврачебной помощи. Правила оказания помощи, оказание помощи при условных травмах, наложение повязки, шины.
2.4. Обучение порядку и технике преодоления препятствий в предстоящем походе индивидуально и группой
Знакомство с туристскими препятствиями. Освоение техники прохождения несложных походных препятствий:
— переправа по уложенному бревну;
— преодоление небольшого оврага способом «маятник»;
— преодоление условного заболоченного участка по кочкам или по заранее уложенным жердям (гать);
— переправа по веревке с перилами (параллельная переправа);
— преодоление подъёма и спуска по склону по верёвке и без неё;
— прохождение через лесной завал по верёвочному лабиринту.
Прикладное значение для школьников, умение преодолевать
различные препятствия. Скоростное преодоление изученных препятствий. Включение пройденных заданий в туристские эстафеты.
2.5. Топографическая подготовка, обучение ориентированию по карте и компасу
Обучение основным умениям ориентированию по карте и по компасу. Значение компаса в ориентировании карты. Определение и контроль направлений с помощью компаса и карты по объектам местности.
Знакомство с основными условными знаками и их цветовыми обозначениями: населенные пункты (черный), гидрография (синий), дороги (черный, коричневый), растительный покров (зелёный, желтый). Топографический диктант: упражнения на запоминание знаков, решение задач по практическому ориентированию.
2.6. Туристские эстафеты и специальные подводящие задания
Проведение эстафет по изученным заданиям и препятствиям:
— задания для проверки и отработки основных походных знаний и умений: «Укладка рюкзака», «Написание списка личных вещей», «Установка палатки» «Транспортировка пострадавшего»;
— задания для проверки умений преодолевать препятствия: «Кочки», «Гать», «Бревно», «Подъем», «Спуск»;
— задания для формирования и проверки навыков ориентирования на местности: «Ориентирование разных карт по компасу», «Указания направления движения группы», «Определения своего месторасположения на карте»;
— задания для обучения вязке туристских узлов; «Завязал узел сам, научи другого», «Внимание — УЗЕЛ».
96
3. Краеведение
3.1. Исторические и памятные достопримечательности
С целью проявления интереса воспитанниками к будущим походным маршрутам - знакомство с природными, историческими, промышленными и сельскохозяйственными достопримечательностями родного края.
3.2. Экскурсия в краеведческий музей
Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство с достопримечательностями родного края, изучение литературных источников. Разработка плана организации экскурсий и похода.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (3-й класс)
Общее В том числе
Тема количество часов теория (час) практика (час)
1. Основы туристской подготовки 9 6 3
1.1. Правила поведения туристов и техника безопасности 2 2 —
1.2. Знакомство со специальным
туристским снаряжением (страхо- 3 1 2
вочные системы, туристские карабины и т. д.)
1.3. Воспитательная роль занятий 2 2
туризмом
1.4. Развитие физических качеств 2 1 1
на занятиях туризмом
2. Походная подготовка 42 5 37
2.1. Планирование маршрута с од- 2 2
ной ночевкой
2.2. Правила организация, выбор
места, планирование походной 2 1 1
стоянки, ночевки
2.3. Формирования специальных
туристских навыков для участия в 12 2 10
многодневном походе
2.4. Совершенствование техники
преодоления походных препятствий 14 14
с использованием дополнительного
снаряжения (перильные верёвки)
2.5. Топографическая подготовка, 4 4
движение по маршруту азимутом
2.6. Туристские эстафеты и специальные подводящие задания 8 - 8
3. Подготовка и участие в школьных туристских соревнованиях 12 2 10
3.1. Обучение технике преодоления препятствий на соревнованиях по пешеходному туризму 4 1 3
3.2. Обучение технике спортивного ориентирования 4 1 3
3.3. Участие в школьных туристских соревнованиях 4 - 4
4. Краеведение 3 3 —
4.1. Школа юного краеведа 1 1 -
4.2. Геология, полезные ископаемые, рельеф 1 1 -
4.3. Экологическая подготовка 1 1 -
ИТОГО за период обучения: 66 16 50
Школьные туристские праздники (соревнования и т. д.) - вне сетки часов.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «МОЙ ПЕРВЫЙ ПОХОД» (3-й класс)
1. Основы туристской подготовки
1.1. Правила поведения туристов и техника безопасности
Техника безопасности при проведении туристских занятий в зале и на спортивной площадке. Меры личной безопасности в различных ситуациях. Требования по технике безопасности в работе со специальным снаряжением.
Опасности возникновения травм:
- при невнимательном прослушивании задания;
- при выполнении упражнений без разминки;
- при нарушении дисциплины во время выполнения упражнения;
- при нахождении в тренировочной зоне работы других участников;
- при падении на скользком грунте или твердом покрытии.
1.2. Знакомство со специальным туристским снаряжением
Специальное туристское снаряжение: страховочные системы, карабины разных видов, устройства для подъёма (жумары) и спуска (спусковые устройства), рабочие перчатки, каски.
Формирование умений и навыков работы со снаряжением. Надевание и снятие, а также индивидуальная подгонка страховочных систем. Правила размещения карабинов и дополнительного снаряжения на участнике.
Хранение туристами своего личного снаряжения и уход за
ним.
Практические занятия
Формирование умения быстро надевать, снимать страховочное снаряжение, подготовка нужного снаряжения в рабочее состояние.
1.3. Воспитательная роль занятий туризмом
Воспитание через специальные упражнения, коммуникативные игры и туристские занятия таких личностных качеств, как целеустремленность, настойчивость, упорство, самостоятельность, решительность и смелость во время проведения занятий, походов и соревнований.
1.4. Развитие физических качеств на занятиях туризмом
Всесторонняя физическая подготовка — основа безопасного и безаварийного прохождения маршрутов туристских походов.
Характеристика средств физической подготовки, применяемых для развития силы, выносливости, координации быстроты и гибкости. Ежедневные индивидуальные занятия юных туристов.
2. Походная подготовка
2.1. Планирование маршрута с одной ночевкой
Требование к району похода. Учет природных и исторических достопримечательностей при выборе маршрута похода. Планирование аварийного выхода в различных точках маршрута.
2.2. Правила организация, выбор места, планирование походной стоянки, ночевки
Правильный выбор места и основные требования для туристской стоянки на ночь. Тестирование учащихся «Можно — нельзя» по рисункам на знание организации быта:
— расположение стоянки рядом с населённым пунктом;
- планирование установки лагеря, палаток, кухни, обеденного стола;
- распределение вещей в палатке.
2.3. Формирование специальных туристских навыков для участия в многодневном походе
Обучение юных туристов основным специальным умениям и навыкам, необходимым школьникам в предстоящем походе:
- выбор нужных или ненужных вещей для предстоящего похода из специально подготовленного снаряжения;
- укладка рюкзака (правила размещения индивидуального снаряжения в рюкзаке);
- установка и снятие палатки (формирование умений установки палаток разного типа);
- подготовка медицинской аптечки (хранение и транспортировка аптечки, перечень и назначение лекарственных препаратов);
- оказание первой доврачебной помощи условно пострадавшему (определение травмы, заболевания, практическое оказание помощи);
- обучение вязке новых туристских узлов (знакомство с проводниковыми узлами, их практическое назначение, вязание на скорость).
2.4. Совершенствование техники преодоления походных препятствий с использованием дополнительного снаряжения
Обучение юных туристов технике преодоления основных походных препятствий с использованием снаряжения в предстоящем походе:
- переправа по бревну с использованием перильной верёвки;
- преодоление подъёмов и спусков по склону по верёвочным перилам;
- преодоление условного оврага верёвочным маятником;
- переправа по параллельной переправе.
Закрепление техники преодоления изученных ранее туристских препятствий:
- преодоление заболоченного участка по кочкам, по заранее уложенным жердям (гать);
- прохождение через верёвочную мышеловку и верёвочный лабиринт.
2.5. Топографическая подготовка, движение по маршруту азимутом
Обучение юных туристов основным специальным умениям ориентирования на местности:
— ориентирование карты по компасу, по местным предметам;
— чтение спортивной и топографической карты;
— классификация условных знаков спортивных и топографических карт (линейные, площадные, масштабные, внемасштабные);
— разделение условных знаков по группам (населенные пункты, гидрография, дороги, растительный покров, рельеф);
— знакомство с понятием «масштаб» (формирование у юных спортсменов умения определять расстояния по картам с помощью масштаба).
Топографический диктант: упражнения на запоминание знаков, решение задач по практическому ориентированию.
2.6. Туристские эстафеты и специальные подводящие задания
Коммуникативные игры и задания для приобретения и совершенствования специальных знаний, умений, необходимых в туристском походе:
— задания для проверки и отработки основных походных знаний и умений: «Установка палатки или туристского лагеря», «Подбор нужных и ненужных вещей для похода», «Оказание первой доврачебной помощи», «Транспортировка пострадавшего»;
— игры для формирования понимания и взаимодействия в группе: «Шумная река», «Сухое болото», «Темная пещера», «Следопыт» и др.;
— туристские эстафеты для проверки умений преодолевать препятствия с включением изученных препятствий во 2-м и 3-м классах;
— задания для обучения вязке туристских узлов: «Спасение упавшего в овраг», «Восстановление верёвочных перил», «Тянем-потянем».
3. Подготовка и участие в туристских соревнованиях
3.1. Обучение спортивной технике преодоления препятствий на соревнованиях по пешеходному туризму
Правила соревнований по пешеходному туризму. Естественные и искусственные препятствия. Термин «технический этап». Освоение техники прохождения (преодоления) различных этапов. Классификация и характеристика этапов, способы их прохождения. Учёт индивидуальных особенностей занимающихся для выработки более рациональной техники преодоления этапов.
Действия спортсменов на соревнованиях по пешеходному туризму:
- перед стартом (подготовка индивидуального страховочного оборудования, исходя из предстоящих на соревнованиях заданий и препятствий, изучение параметров дистанции и стартового протокола);
- на дистанции на различных участках трассы, подход к техническому этапу, подготовка индивидуального снаряжения, пристёжка и преодоление с максимальной скоростью, отстежка, уход.
Отработка преодоления на время изученных ранее туристских препятствий по отдельности и в блоках. Основные ошибки на заданиях.
3.2. Обучение технике спортивного ориентирования
Правила соревнований по спортивному ориентированию. Действия спортсменов на соревнованиях:
- перед стартом (подготовка инвентаря, изучение параметров дистанции и стартового протокола);
- на дистанции на различных участках трассы, выход на КП с различных привязок, отметка на КП.
3.3. Участие в школьных туристских соревнованиях
Организация школьных соревнований на личных и лично-командных дистанциях. Соединение изученных препятствий в туристские эстафеты. Участие в соревнованиях по спортивному туризму районного и городского масштабов.
Участие в тренировочных соревнованиях по спортивному ориентированию по школьной площадке и спортивному залу.
4. Краеведение
4.1. Школа юного краеведа
Знакомство с картой города. Беседа «Древние поселения на территории нашего города».
Составление схемы-карты города с расположением на ней важных городских объектов, исторических и памятных достопримечательностей.
4.2. Геология, полезные ископаемые, рельеф
Рельеф, реки, полезные ископаемые. Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство с природными достопримечательностями родного края, изучение литературных источников. Разработка плана организации экскурсий.
4.3. Экологическая подготовка
Беседа «Как я могу сделать родной город лучше?». Организация экологического субботника на территории школы, микрорайона, посадка зеленых насаждений. Составление маршрута по облагораживанию школы, микрорайона, улиц города.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (4-й класс)
Общее В том числе
Тема количество часов теория (час) практика (час)
1. Основы туристской подготовки 9 6 3
1.1. Правила поведения на природе, техника безопасности 2 2 —
1.2. Индивидуальное и групповое 3 1 2
специальное туристское снаряжение
1.3. Воспитательная роль занятий 2 2
туризмом
1.4. Влияние вредных привычек на физическое развитие школьников 2 1 1
2. Походная подготовка 42 5 37
2.1. Формирование специальных
туристских навыков для участия в 2 2 —
многодневном походе
2.2. Совершенствование техники 2 1 1
преодоления походных препятствий
2.3. Топографическая подготовка 12 2 10
2.3. Туристские эстафеты и специ- 26 26
альные подводящие задания
3. Подготовка и участие в тури- 12 2 10
стских соревнованиях
3.1. Краткие сведения о соревно-
ваниях по спортивному туризму и 2 1 1
спортивному ориентированию
3.2. Технико-тактическая подго-
товка к соревнованиям по пеше- 4 1 3
ходному туризму
3.3. Технико-тактическая подго-
товка к соревнованиям по спор- 2 — 2
тивному ориентированию
3.4. Соревновательная практика 4 — 4
4. Краеведение 3 3 —
4.1. Школа юного краеведа 2 2 —
4.2. Экологическое краеведение 1 1 —
ИТОГО за период обучения: 66 16 50
Школьные туристские праздники (соревнования и т. д.) - вне сетки часов.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «МОЙ ПЕРВЫЙ ПОХОД» (4-й класс)
1. Основы туристской подготовки
1.1. Правила поведения на природе и техника безопасности
Безопасность - основное и обязательное требование при проведении тренировочных занятий и соревнований по туризму, спортивному ориентированию, в походах. Ответственность каждого участника перед собой и другими членами группы в соблюдении мер безопасности. Система обеспечения безопасности в туризме. Опасности в туризме, субъективные и объективные. Разбор причин возникновения аварийных и экстремальных ситуаций в походах.
1.2. Индивидуальное и групповое специальное туристское снаряжение
Специальное туристское снаряжение для занятий туризмом. Перечень личного снаряжения для участника: спортивная форма, страховочные системы, карабины, перчатки, каска; перечень группового снаряжения: верёвки, рюкзаки.
Совершенствование умений работы со специальным туристским снаряжением.
Правила эксплуатации и транспортировки. Распределение снаряжения в команде между участниками, использование снаряжения в зависимости от условий соревнований.
1.3. Воспитательная роль занятий туризмом
Воспитание через специальные упражнения, соревновательные задания, походные действия таких качеств, как взаимопомощь, настойчивость, упорство, самостоятельность, решительность и смелость.
1.4. Влияние вредных привычек на физическое развитие школьников
Вредные привычки. Негативное воздействие табакокурения, алкоголя на организм школьников. Пассивный и активный курильщик.
2. Походная подготовка
2.1. Формирование специальных туристских навыков для участия в многодневном походе
Обучение и совершенствование основным специальным умениям и навыкам, необходимым школьникам в предстоящем походе:
— упаковка рюкзака (основные принципы упаковки рюкзака);
— настройка подвески рюкзака под индивидуальные особенности человека (обучение индивидуальной подгонке лямок подвесной системы, плечевых лямок, поясного ремня);
— подготовка места для установки палатки;
— подготовка медицинской аптечки (хранение и транспортировка аптечки, перечень и назначение лекарственных препаратов);
— оказание первой доврачебной помощи условно пострадавшему (определение травмы, заболевания, практическое оказание помощи);
— обучение вязке новых туристских узлов (знакомство с узлами для связывания верёвок разного диаметра, их практическое назначение, вязание на скорость).
2.2. Совершенствование техники преодоления походных препятствий
Обучение юных туристов технике преодоления основных походных препятствий с использованием снаряжения в предстоящем походе:
— переправа по бревну с использованием перильной верёвки с одной опорой (маятником);
— преодоление подъёмов и спусков по склону по верёвочным перилам с самостраховкой;
— преодоление склона траверзом с самостраховкой;
— переправа по навесной переправе.
Закрепление техники преодоления изученных ранее туристских препятствий:
— преодоление условного оврага верёвочным маятником;
— переправа по параллельной переправе;
— преодоление заболоченного участка по кочкам, по заранее уложенным жердям (гать);
— прохождение через верёвочную мышеловку и верёвочный лабиринт.
2.3. Топографическая подготовка
Обучение юных туристов основным специальным умениям ориентирования на местности:
— планирование маршрута следования, стоянок, ночевок по карте;
— чтение спортивной и топографической карты;
— знакомство с понятием «азимут» (формирование у юных спортсменов умение двигаться азимутом, брать азимут на предмет).
Топографический диктант: упражнения на запоминание знаков, решение задач по практическому ориентированию.
2.4. Туристские эстафеты и специальные подводящие задания
Коммуникативные игры и задания для приобретения и совершенствования специальных знаний, умений, необходимых в туристском походе:
— задания для проверки и отработки основных походных знаний и умений: «Подготовка рюкзака к походу», «Комплектование рюкзака», «Определение азимута на предмет», «Ориентирование по белой карте азимутом», «Оказание первой доврачебной помощи», «Транспортировка пострадавшего без носилок»;
— игры для формирования понимания и взаимодействия в группе: «Шумная река с усложнением», «Вращающаяся верёвка»,
«Сухое болото», «Сухой остров», «Поиск пострадавшего», «Невидимые тропы», «Ориентирование по памяти» и др.;
— туристские эстафеты для проверки умений преодолевать препятствия с включением изученных препятствий в 3-м и 4-м классах;
— задания для обучения вязке туристских узлов: «Узел спасения», «Восстановление верёвочных перил», «Парное распутывание», «Верёвочная путаница».
3. Подготовка и участие в туристских соревнованиях
3.1. Краткие сведения о соревнованиях по спортивному туризму и спортивному ориентированию
Правила соревнований, классификация и характеристики технических этапов, дистанций, маршрутов прохождения и соревнований для учащихся разного возраста и подготовленности.
Распространенные ошибки.
3.2. Технико-тактическая подготовка к соревнованиям по пешеходному туризму
Организация работы участников и команд на технических этапах на личных и командных дистанциях по технике пешеходного туризма.
Практические занятия
Совершенствование знаний, умений и навыков в работе по преодолению технических этапов лично:
— по бревну с самостраховкой,
— по навесной и параллельной переправам,
— подъём и спуск по склону с самостраховкой,
— подъём — траверс — спуск без потери самостраховки.
Тактика работы всей команды на всех этапах. Распределение
обязанностей между членами команды. Разработки тактических схем преодоления этапов. Имитационные упражнения для освоения и совершенствования техники прохождения различных технических этапов по различным тактическим схемам.
3.3. Технико-тактическая подготовка к соревнованиям по спортивному ориентированию
Технические приемы выбора пути движения: по азимуту, по сопутствующим ориентирам, по ситуации, комбинированный.
Последовательность действий при прохождении дистанции: контроль направления движения с помощью компаса и карты, отслеживание местности с одновременным чтением карты, выход на КП с различных привязок, отметка на КП, уход с КП.
3.4. Соревновательная практика
Обязанности участников соревнований. Участие в соревнованиях по пешеходному туризму и спортивному ориентированию в заданном направлении, ориентирование по выбору.
4. Краеведение
4.1. Школа юного краеведа
Природно-ресурсный потенциал региона. Важнейшие отрасли специализации: туризм, добывающая промышленность, животноводство, сельское хозяйство.
4.2. Экологическое краеведение
Составление и защита проектов использования природ-но-ресурсного потенциала города, области.
(Продолжение будет опубликовано в № 2 за 2016 г.)
УДК374.1; 371.844; 908; 65.012.1
Г. А. Русских, И. В. Пантюхина
ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
В статье раскрывается поэтапная методика подготовки школьников к изучению рекреационных ресурсов Кировской области. Изучение рекреационных ресурсов осуществлялось в процессе работы над коллективным проектом на тему «Экономико-географический образ территории Кировской области». В процессе выполнения коллективного проекта решалась важная задача по созданию условий для формирования опыта проектной деятельности школьников и опыта управления студентов-тьюторов деятельностью школьников. В процессе проектной деятельности студента-тьютора и ученика важно было осуществить оценку достижения планируемых результатов в соответствии с требованиями нового Стандарта образования.